Научная статья на тему 'Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности'

Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А.

в статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», изложены основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере образования в условиях глобализации информационных потоков и экономики, что должно способствовать повышению эффективности образовательной деятельности и, как следствие этого, успешному социально-экономическому развитию России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности»

квалифицированными кадрами, но и потенциал потребления инновационных продуктов и технологий, инновационную восприимчивость общества.

Состояние инновационного климата, а, следовательно, инновационной системы показывает, что эффективность работы инновационной инфраструктуры оказывается ниже ожидаемой. Основные причины такой ситуации — это несоответствие масштабов инфраструктуры реальным ресурсам, направляемым на поддержку инновационного процесса, и вторая, возможно, более существенная причина —устаревшее, не соответствующее сегодняшнему технологическому укладу, понимание сущности инноваций и инновационной деятельности. Мировая практика показывает, что высокая эффективность инновационной деятельности всех участников достигается именно при их взаимодействии. Однако в России, несмотря на, казалось бы, понимание вышесказанного, участники не форсируют процессы взаимодействия с малыми предприятиями, и инновационным предприятиям всех форм приходится работать самостоятельно, что подтверждают примеры развития многих отечественных предприятий.

Развитие экономического механизма обеспечения инновационной деятельности должно базироваться на обоснованном прогнозировании развития науки и техники. Процесс научно-технического прогнозирования должен учитывать не только возрастающие возможности науки и техники, но и желаемые и необходимые для Российской Федерации цели с учетом проводимой ею политики, стратегии развития, а также общемировых тенденций. Тем самым задаются новые требования к системе прогнозирования: определение перспективных направлений исследований и разработок с учетом их рыночной значимости и социально-экономических интересов государства.

О.Н. Герасина Т. С. Сальникова Ю.А. Мезяков

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF BUSINESS

Аннотация: в статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», изложены основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере образования в условиях глобализации информационных потоков и экономики, что должно способствовать повышению эффективности образовательной деятельности и, как следствие этого, успешному социально-экономическому развитию России.

Ключевые слова: система, регулирование, образование, интеграция, глобализация, экономика.

Abstract: in the article prepared under the federal target program Scientific and Research-and-Educational Personnel for Innovation Russia and the analytical departmental target program Development of the Scientific Potential of the Higher School describes the basis of state regulation of entrepreneurial activity in education in the conditions of globalization of the information flows and the economy, which should help improve the efficiency of educational activities and, as a consequence, successful socio-economic development of Russia.

Keywords: system, regulation, education, integration, globalization, economy.

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования не должно носить сугубо ситуационный характер, а должно носить системно-стратегический характер, базирующийся на научно выверенном комплексе принципов.

© Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А., 2012

Такое воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования возможно только в рамках интегрированной системы хозяйствования, сочетающей в себе самоактивность рынка с глубинным и обширным воздействием государства на экономику, с использованием государственного планирования, программирования и регулирования.

Таким образом, следует сформировать интегрированную систему принципов воздействия государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования.

Данная система принципов основана на сущностных особенностях предпринимательства в сфере образования, к которым относятся:

Особенность 1 — фундаментальная инициативность. Она выражается в том, что инициатива по формированию и развитию той или иной предпринимательской структуры (лицей, вуз и др.) в сфере образования изначально носит фундаментальный характер. Помимо прочего, это выражается в весьма значительных инвестициях долгосрочного порядка в формирование соответствующей предпринимательской структуры. При этом инвестируются не только материальные и денежные ресурсы, но и трудовые усилия предпринимателей, причем с расчетом не на текущую, конъюнктурную выгоду, а на постановку дела в образовательной сфере на долгие годы, с его передачей по эстафете поколений предпринимателей.

Особенность 2 — стратегическая инновационность. Данная особенность органически взаимосвязана с предыдущей особенностью. Фундаментальная инициативность находит свое динамичное выражение в инновациях, рассчитанных на длительную перспективу, носящих в своей сущности стратегический характер. При этом текущие инновации, а также инновации среднесрочного порядка должны возможно более органично включаться в русло стратегических инноваций. Благодаря такому подходу, стратегические инновации реализуются на практике посредством ряда последовательных текущих и среднесрочных инноваций, а не остаются лишь проектом на бумаге, а все эти инновации частного порядка, за счет, приобретения ими стратегического измерения, приносят значительный больший синергетический эффект.

Особенность 3 — стабильность. Как каждое образовательное учреждение в отдельности, так и сфера образования в целом могут успешно функционировать и развиваться только в условиях их стабильности. Преобразования, реформирование образовательного процесса возможно только на основе сохранения и развития положительных достижений в сфере образования. Попытки ликвидировать сложившиеся системы образования и на оставшемся пустом месте заново построить новые, по образцу стран Запада, заранее обречены на провал. В итоге и прежнее окажется потерянным, и новое не будет создано, поскольку его нельзя создать на месте разрушенного старого в области образования, предполагающего по своей природе длительный процесс эволюционного развития. Таким образом, предпринимательству в сфере образования должен быть присущ разумный консерватизм, притом такой, который органично сочетается с инновационностью.

Особенность 4 — устойчивость развития. Образовательные структуры в отдельности и система образования в целом, в силу самой природы образовательного процесса, должны развиваться устойчиво, без спадов и кризисов. В противном случае, обучающиеся не могут в принципе получить образования высокого уровня и качества, тем более, что обучение в школе, вузе, аспирантуре составляет в общей сложности 1819 лет, не говоря уже о непрерывном самообразовании в зрелом возрасте. Очевидно, что если образовательный процесс будет, по аналогии с цикличной рыночно-капиталистической экономикой, периодически прерывается спадами и кризисами, то результат образовательного процесса окажется заведомо ущербным. Соответственно, предпринимательство в образовательной сфере, чтобы быть успешным, должно быть орелитировано на формирование и функционирование таких образовательных учреж-

дений, которые развивались бы устойчиво на протяжении длительного периода времени, охватывая ряд поколений обучающихся.

Особенность 5 — ограниченная выгода. Предпринимательство в образовательной сфере не должно стремиться к ничем не ограниченной денежной выгоде, достигаемой любыми способами. Воспитание и профессиональная подготовка кадров в частных учреждениях образования должна, в первую очередь, решать задачи непосредственно образовательного процесса, а уже во вторую — извлекать доходы в пользу частных инвесторов. Вели такое соотношение приоритетности нарушается, и образовательные учреждения ориентируются на увеличение своих доходов в ущерб уровню и качеству образовательного процесса, то государство при содействии общественности должно лишать лицензии такие образовательные структуры.

Особенность 6 — социальная приоритетность. Именно приоритет социальных задач образовательных учреждений над задачей получения ими денежных доходов и прибыли является причиной ограниченности выгоды деятельности частных образовательных структур. В масштабе общества развитие сферы образования должно быть национальным приоритетом. В частности, если в ведущих странах Запада, в том числе США, приоритетом инвестиций в 70-е годы была сфера наука, то в 80-е годы акцент приоритетности сместился на сферу образования. Прогресс общества, включая и его экономику, зависит, прежде всего, от развития сферы образования, которая определяется качество и уровень рабочей силы. Это особенно актуально для России, обладающей весьма значительным научно-образовательным потенциалом. Его развитие должно стать первым национальным приоритетом. При этом необходимо в полной мере использовать потенциал предпринимательства в сферах образования и науки.

Особенность 7 — научная синергетичность. В основе эффективного, притом общественно полезного, предпринимательства лежит деятельность синергетического порядка, заключающаяся в таком комбинировании факторов воспроизводственного процесса, которое приводит к образованию синергетического эффекта возможно большего качества и количества. Но если во многих видах предпринимательства, например, бытовом обслуживании населения, эффективные комбинации факторов воспроизводства могут находится чисто эмпирическим путем («наград», методом проб и ошибок), то в сфере образования (как и в сфере науки и техники) эффективное комбинирование факторов воспроизводства может быть осуществлено только на научном фундаменте. Конечно, и здесь, в разумных пределах, допустимы эксперименты, действия методом «проб и ошибок». Однако, все эксперименты могут осуществляться только на базе уже накопленного знания, которым экспериментаторы должны предварительно овладеть. Предпринимательская деятельность в сфере образования должна носить синергетиче-ский характер, как в процессе ее осуществления, так и в достигаемом ею результате.

Особенность 8 — наивысший профессионализм. Данная особенность заключается в том, что предпринимательской деятельностью в сфере образования могут заниматься только лица, обладающие наивысшим уровнем профессиональной подготовки в своем деле. Имеются в виду руководители, ученые и преподаватели, менеджеры, специалисты.

Особенность 9 — дипломированный статус. Высокий профессиональный уровень предпринимателей в сфере образования, в отличие от многих других сфер деятельности, должен быть подтвержден соответствующими документами (дипломами и т.п.).

Особенность 10 — высокий авторитет в обществе. Созданные предпринимателями образовательные учреждения всех уровней могут быть обеспечены контингентом обучающихся только в том случае, если в сознании последних (или их родителей) эти учреждения будут обладать достаточно высоким общественным авторитетом (престижем). При этом минимальным уровнем общественного признания является государственная аккредитация учебных заведений, а также придание государственного статуса их дипломам.

Особенность 11 — цикличность. Предпринимательство в сфере образования, может и должно осуществляться в соответствии с цикличностью образовательного процесса, когда каждая предыдущая ступень цикла является фундаментом для прохождения последующей ступени. Так, нельзя обучаться в средней школе, не окончив начальную, а обучение в вузе предполагает предварительное обучение в школе. Помимо этой формальной цикличности, существует цикличность подачи и усвоения знаний, что должно в полной мере и достаточно последовательно учитываться как в организации учебного процесса, так и в ходе преподавания знаний и самообучения.

Особенность 12 — корпоративность. Предпринимательство в сфере образования в силу сложности, многоуровневости и многогранности носит корпоративный характер.

Во-первых, это означает, что предприниматели в рамках создания и развития образовательного учреждения должны разделять между собой отдельные функции предпринимательской деятельности, поскольку каждый ее участник должен специализироваться на том, в чем он может проявить себя наиболее эффективным образом. В частности, одному следует выступать в качестве инновационного руководителя — инициатора исследования, другому — ученого-исследователя, третьему — преподавателя-методиста, четвертому — менеджера-администратора и т.п. При этом он трудовые предпринимательские усилия должны кооперироваться в единую динамичную систему предпринимательской деятельности. В отличие от этого, многие частные учебные заведения не являются воплощением предпринимательской деятельности по существу, так как они функционируют рутинным образом на базе частной собственности, а последнее позволяет создателям такого заведения единолично присваивать приносящую им прибыль.

Во-вторых, корпоративность предпринимательства в сфере образования может выражаться также в виде создания вокруг образовательного учреждения многоотраслевой корпоративной структуры, включающей в себя также научные подразделения, опытные производства, банк, консалтинговые фирмы и т. д.

Исходя из представленных выше сущностных особенностей, сформулируем основные принципы следующим образом:

Принцип 1 — общественной полезности: государству необходимо оказывать воздействие на предпринимательскую деятельность, исходя из ее общественной полезности. Данный принцип, во-первых, констатирует необходимость воздействия государства на предпринимательскую деятельность, а, во-вторых, определяет главный критерий этого воздействия — ее общественную полезность.

Принцип 2 — дифференцированности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность дифференцируется в зависимости от разной степени общественной полезности или вредности ее отдельных видов.

Принцип 3 — благоприятствования: государству следует формировать общие в стране условия, благоприятные для предпринимательской деятельности, полезной для общества. экономические.

Принцип 4 — объективности: дифференцированное воздействие государства на предпринимательскую деятельность не должно сопровождаться представлением персональных привилегий по субъективным предпочтениям государственных чиновников.

Принцип 5 — государственного протекционизма: перед лицом давления мирового рынка государству необходимо осуществлять защиту и оказывать поддержку национальным предпринимателям.

Принцип 6 — конкурентности: государство должно уделять первостепенное внимание формированию конкурентной среды при помощи борьбы с монополизмом и оптимальном балансировании ее с протекционизмом.

Принцип 7 — социальности: государству следует активно способствовать согласованию экономических интересов предпринимателей и общества в целом в процессе предпринимательской деятельности. Данный принцип может называться также принципом социальности, поскольку согласование противоречивых экономических интере-

сов субъектов экономики в процессе предпринимательской деятельности само по себе носит социальный характер и может быть успешным только при условии ее четко выраженной социальной направленности.

Рассогласованность основных, системообразующих экономических интересов в обществе в корне подрывает социальный фундамент предпринимательской деятельности в нем.

С другой стороны, чем лучше будут согласованы экономические интересы субъектов хозяйствования, наемных работников и населения, тем больший синергетический эффект социально-экономического порядка будет достигнут.

Принцип 8 — динамичной стратегической системности: вся совокупность мер воздействия государства на предпринимательскую деятельность должна носить комплексный характер, объединяемых в динамичную развивающуюся систему, ориентированную на цели и приоритеты стратегического порядка.

Во-первых, система государственного воздействия на предпринимательство в сфере образования должна преследовать цели стратегического порядка, тем самым, ориентируясь на долгосрочную перспективу.

Во-вторых, по мере развития событий в течение длительного периода времени, значительно меняются условия хозяйствования, на которые может реагировать адекватно только достаточно динамичная, гибкая система, которая развивается и видоизменяется, модифицируется по мере развития общества, но при этом сохраняет себя, как система.

Принцип 9 — нравственности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно осуществляться на фундаменте нравственности и духовности, исходя из духовно-культурного наследия народа, творчески развиваемого его наиболее продвинутой частью. Предпринимательская деятельность в сфере образования вся пронизана общественными, социально-экономическими отношениями, которые в условиях свободы и инициативы личности, могут быть стабильными на протяжении длительного периода времени только в том случае, если они опираются на фундамент нравственности. Предпринимательская деятельность при отсутствии ее нравственного фундамента аналогична строительству здания на песке.

Принцип 10 — законности: формирование государством нормативно-правовой среды предпринимательской деятельности, соответствующей самым высоким критериям.

Принцип 11 — ресурсной обеспеченности: меры воздействия государства на предпринимательскую деятельность должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.

Принцип 12 — эффективности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования должно давать максимально возможный положительный результат при относительной минимизации затрат на его достижение.

Принцип 13 — оптимальности налогообложения: уровень налогов на предпринимательскую деятельность должен носить оптимальный характер, а налоги следует дифференцировать в зависимости от общественной значимости и полезности поставляемых на рынок образовательных услуг.

Принцип 14 — вытеснения: государству необходимо с использованием широкого спектра административных и экономических мер вытеснять вредное для общества предпринимательство, всемерно ограничивать спекулятивно-посредническую сферу.

Принцип 15 — самоуправляемости: государству целесообразно содействовать образованию и функционированию объединений предпринимателей, способных оказывать содействие в государственном регулировании предпринимательской деятельности.

Принцип 16 — экономической безопасности: воздействие государства на предпринимательскую деятельность всегда должно осуществляться под углом зрения обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности страны.

Принцип 17 — сочетаемости: государству необходимо способствовать в процессе социально-экономического развития страны сочетанию коммерчески ориентированной

предпринимательской деятельности и предпринимательства, направленного на раскрытие творчески-созидательного потенциала личности на почве профессионализма.

Принцип 18 — информативности: государство должно последовательно формировать, структурировать и организовывать единое информационное пространство для предпринимательской деятельности в сфере оказания образовательных услуг.

Принцип 19 — кадрового обеспечения: государству, наряду с частными образовательными структурами, необходимо готовить квалифицированные кадры для предпринимательской деятельности в сфере образования.

Принцип 20 — антикоррупционности: в систему государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в сфере образования следует вмонтировать действенные механизмы стимулов и наказаний, способствующих очищению аппарата власти от вируса коррупции.

Будущее России, ее социально-экономические успехи, как и для любого другого государства, зависят от образовательного уровня каждого гражданина и реализации на этой базе его интеллектуального, трудового и творческого потенциала.

Активно действующая научно-образовательная система обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов и является гарантом технического развития соответствующей отрасли национальной промышленности. Когда страна имеет высокой уровень образования, то ее экспорт складывается из наукоемких технологий и машин. Если мы хотим достичь более высокой производительности труда, большей эффективности экспорта, занять достойное место в системе международного разделения труда, то это можно сделать только через рост качества подготавливаемых в высшей школе специалистов. Высшая школа — это «трамплин» для промышленности. Чем выше качество подготавливаемых специалистов, тем больше оснований для интеллектуального прогресса в промышленности. При свободе международной рыночной конкуренции сегодня нет более важных признаков, чем интеллектуальное преимущество.

Система образования воздействует на достаточно большое количество граждан в ключевой интервал возраста (17 - 25 лет). При отмене всеобщей партийной идеологии высшая школа стала основным элементом воспитания граждан (культурного, экономического, социального). От характера образования гражданина зависит его общественное поведение, его роль в общественной жизни страны. К сожалению, в настоящее время недостаточно внимания уделяется культурному, экономическому, экологическому и правовому образованию инженерных кадров, как базы патриотического воспитания. Разрабатываемые в последнее время образовательные стандарты чаще всего базируются на предложениях действующих профилирующих кафедр, что не предусматривает повышение требований к смежным областям знаний (культуре, экономике, экологии, праву).

Высокий уровень образования — это удержание в стране наиболее интеллектуальной части общества. У выпускника вуза сегодня отсутствуют обязательства перед страной, вложившей средства в его образование. Выпускник российского вуза, работающий в другой стране, с одной стороны, может способствовать росту престижа российского образования, но с другой — это экономическая потеря для страны. Государственная поддержка образования для лиц, покидающих Россию, может существовать, но она должна быть целевой, а не всеобщей и обезличенной.

В последние годы произошло «расползание» высшего образования из крупных городов в мелкие, из крупных государственных вузов в мелкие частные, где нет сложившихся школ и квалифицированных кадров. В результате происходит падение общего уровня высшего образования в стране.

Образовательная система всегда находится на пересечении двух целей: интересов личности и интересов общества. В настоящее время она больше сместилась в сторону первой цели. В двухкоординатном поле «цели — эффективность» существуют несколько вариантов системы образования. При максимальной ориентации на цели лич-

ности общественная эффективность системы образования будет минимальной. При выборе общественных целей достигается максимальная общественная эффективность и, соответственно, минимальное удовлетворение индивидуальных целей. Если высшая школа, осознавая объективность этого противоречия, не сформирует дополнительные механизмы согласования общественных и индивидуальных целей, то останется мало надежд на сохранение Россией достойного места в мире.

Следует особо подчеркнуть, что важность образования в сто раз возрастает в период изменения общественного строя в стране, когда от квалифицированных решений зависит эффективность глобальных экономических процессов.

В начале ХХ века великий русский ученый В.И. Вернадский весьма обзорно и однозначно определил значение образования для развития российского общества. Он особо подчеркивал, что спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знаний. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины.

Каждый удар по высшей школе, каждое стеснение ее автономии есть удар по русской культуре, ибо высшая школа совершает национальную работу первостепенной важности: в ней сосредотачивается и куется все будущее великого народа, в ней слагается молодое поколение — будущее России.

Высшая школа является общественным органом, в котором сосредотачивается работа нации в области научной мысли, научного искания. При таких условиях работа ученого является национальным служением в такой степени, в какой она никогда не была в другие периоды исторической жизни человечества.

Тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни, получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики».

Актуальность сказанного выше в настоящее время для России увеличилась во много крат.

Нельзя сказать, что российское общество в условиях перестройки государственных и общественных формаций учитывало это в полной мере.

Увлечение в последнем десятилетии прошедшего века социально-экономическими преобразованиями на основе смены формы собственности и перехода на рыночные отношения без учета неизбежных издержек в таких сферах, как образование, требующих государственного внимания в организационном и экономическом плане, привело к заметной утрате завоеванных ранее позиций, к резкому снижению уровня образования.

Анализ происходившего в нашей стране и в мире, приводит к выводу, что мы стоим на пороге новой эпохи. Эпохи, в которой нас ожидают новые реальности и новые проблемы.

Наступившее столетие видится в координатах стремительных перемен, резкого ускорения исторического времени, в координатах глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий. В то же самое время это будет столетие все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений.

Но нельзя забывать, что чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности, их знания и умения. В этом смысле можно сказать, что, в отличие от ХХ века, который принято было образно называть веком электричества, а затем и атома, XXI век призван стать веком человеческих качеств (интеллектуального потенциала).

Перед Россией и ее системой образования стоит задача встроиться, вписаться в происходящие в мире изменения, выступая не в качестве пассивной стороны, лишь при-

спосабливающейся к внешним обстоятельствам, но играя в этих переменах самостоятельную, ответственную, новаторскую и творческую роль. Именно такова одна из важнейших предпосылок сохранения преемственности в развитии России и как государства, и как исторической общности людей, и как самобытного культурного единства. Именно в этом и состоит обращенный к нам исторический вызов наступающей эпохи, на который российское государство и общество обязаны дать исчерпывающий ответ.

Первейшей задачей нашей системы образования в наступающем столетии является содействие становлению в России полнокровного гражданского общества — общества равных возможностей, политических и экономических свобод. Именно образование призвано уравновесить нарастающее неравенство людей, именно оно может и должно противопоставить неравенству обстоятельств равенство стартовых возможностей вступающих в самостоятельную жизнь представителей подрастающего поколения. В ином случае нас ждет не просто обострение социальных противоречий, но и фрагментация общества, сопровождающееся распадом на множество противоборствующих политических, национальных, территориальных, профессиональных, конфессиональных сообществ, групп и кланов. Эту реально действующую тенденцию можно изменить лишь путем обеспечения качественного образования для всех, призванного выступать в роли консолидирующей социальной силы.

Другая столь же кардинальная задача — усиление воздействия образования на экономический рост. За счет повышения профессиональной квалификации и деловой активности рабочих и специалистов России необходимо не просто восполнить убыль трудоспособного населения, но и удвоить, утроить производительность труда.

Исключительно важной задачей XXI века является возобновление динамичного развития отечественной фундаментальной и прикладной науки и более эффективное, чем когда бы то ни было прежде, использование результатов исследований для технологической модернизации производства и социокультурной сферы. Следуя лучшему мировому и отечественному опыту, для этого необходимо завершить перевод научно-исследовательских работ на базу высшей школы.

Нет необходимости доказывать, что для решения этих и других критических задач развития России надо не просто привести в действие весь потенциал отечественной образовательной и профессиональной школы, но осуществить кардинальные нововведения в содержании, структуре и организации системы образования.

Образование будущего должны отличать следующие черты:

- общедоступность, обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех;

- многообразие, создание условий качественного образования для каждого;

- непрерывность, творческий и новаторский характер, дальнейшее развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни;

- фундаментальность и глубина общеобязательных основ начального, общего среднего и профессионального образования;

- практическая направленность образования, полноценная подготовка подрастающих поколений к жизни и труду;

- адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском контексте, так и в региональном и локальном измерениях;

- международный характер образования, более органичное сочетание в его содержании и организации лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утвердившимися в мировой практике.

В настоящее время в системе образования ярко вырисовываются и дают о себе знать многие существенные недостатки и проблемные вопросы, основными из которых являются:

- увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;

- недостаточное государственное финансирование вузов, вынуждающее развивать платное образование по непрофильным для вузов специальностям;

- слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

- недостаточная квалификация преподавательского состава, порожденная низкой оплатой труда и снижением общественного статуса ученого-педагога;

- снижение уровня научно-методической работы в вузах, слабое использование современных методов и технологий обучения.

При этом обозначились следующие основные проблемные вопросы, на которых должно быть сосредоточено пристальное внимание ученых, специалистов и государственных учреждений:

1. Социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе привела к неудовлетворительному финансированию образования.

2. Слабая нормативно-правовая база, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования, низкий уровень защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства и прав личности в области образования, особенно в части его доступности и качества.

3. Ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений, резкое сокращение капитальных вложений.

4. Кадровое обеспечение образовательных учреждений в целом ухудшилось, сохраняется тенденция старения педагогических работников в сфере профессионального образования. Приток молодых педагогов недостаточен вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности. Активизировалась «утечка умов» — лучших ученых и педагогов — за границу, из периферийных вузов — в столичные вузы, из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири — в центральные регионы Европейской части.

Организация решения указанных проблемных вопросов, несомненно, должна стать основой деятельности по реформированию системы высшего профессионального образования в России. Вместе с тем, также необходима активизация научной общественности в проведении широкого круга исследований по разработке конкретных обоснованных предложений, позволяющих более качественно решать назревшие вопросы совершенствования форм и методов управления образовательной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сформированная система принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере образования является систематизированным выражением интегрированного подхода, способствующего реформированию образовательной деятельности и ее дальнейшему развитию. Данная система принципов, а также сформулированные в статье сущностные особенности предпринимательства в сфере образования, позволяет на научной основе осуществлять целенаправленное воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования.

Литература

1. Коротков Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. — М., 2002.

2. Ломакин А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза в сфере образовательной деятельности. — М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.