Инновационная стратегия регионального университета: цели, проблемы, механизмы достижения Innovation Strategy of Regional University: goals, challenges, mechanisms of implementation
Лазарев Г еннадий Иннокентьевич, проф., д.э.н., ректор ВГУЭС, [email protected] Lazarev Gennadiy, professor, VSUES rector Крюков Владимир Васильевич, проф., д.э.н, проректор ВГУЭС по инновациям и информатизации [email protected] Kryukov Vladimir professor, VSUES vice-rector
Аннотация. В статье представлен подход к инновационной деятельности современного университета как ключевому фактору его конкурентоспособности. Авторы делают акцент на необходимости ориентации образовательной и научной деятельности университета на потребности инновационного развития региона. На примере Владивостокского государственного университет экономики и сервиса рассмотрены проблемы и механизмы построения в вузе эффективной инновационной системы, интегрированной в региональную экономику.
Abstract: The article presents an approach to innovation activity of the University as a key factor of its competitive advantage. The authors highlight the urgency of correlation between education and scientific activities of the University with the demands of innovation development of the region. On the example of Vladivostok State University of Economics and Service the authors analyze problems and
mechanisms of creation of the effective innovation system integrated into regional economy.
Ключевые слова: университет, инновационная деятельность,
конкурентоспособность, адаптивность, предпринимательство, региональное развитие, бизнес-среда, предприятие.
Key words: University, innovation activity, competitive advantages, adaptation ability, entrepreneurship, regional development, business environment, venture.
Актуальные в последнее время среди российского вузовского сообщества дискуссии по поводу списка неэффективных вузов затронули наболевшее. Обсуждения требуют и вопросы полномочий властей по регулированию деятельности вузов, и проблема оптимального количества высших учебных заведений. Так, в европейских странах регуляторы (в их роли выступают не чиновники, а представители общественных институтов и бизнеса) не принимают решений о том, чему и как учить, а лишь контролируют качество на входе и выходе. В России - контрольные цифры, сотни указаний, отчетов, правил и ограничений, которыми буквально «обложены» университеты со всех сторон. Инновации и малые предприятия при вузах? Попробуйте сдать в аренду имущество созданному малому предприятию, выполнив свод указаний и получив десяток разрешений в соответствии с инструкцией регулятора - на это уходят годы. Какой инвестор и начинающий предприниматель захочет связываться с такими предприятиями?
Определяя, сколько университетов требуется современной России, необходимо учитывать, что при стремлении к обществу, основанному на знаниях, недостаток инвестиций в человеческий капитал несёт угрозу для стабильного роста экономики и приводит к ухудшению социальноэкономических условий жизни населения, что негативно сказывается на конкурентоспособности страны. Люди с недостатком профессиональных знаний чаще других сталкиваются с экономическими затруднениями и безработицей. Именно поэтому национальная стратегия развития образования
должна включать эффективные меры, направленные на повышение уровня общеобразовательной и профессиональной компетентности молодёжи и взрослого населения и приведения его в соответствие с потребностями экономики.
Обсуждение критериев эффективности деятельности вузов в конечном итоге приводит к проблеме конкурентоспособности каждого университета. Последнее определяется, как известно, уровнем востребованности продукта или услуги потребителем и качеством услуг. Ключом к достижению конкурентоспособности являются постоянные инновации - новшества, обеспечивающие качественный рост эффективности процессов или продукции и востребованные рынком. В современном мире инновационность понимается как способность генерировать идеи, которые могут удовлетворить качественно новые запросы потребителей на основе обработки и эффективного использования информации, основанной на знаниях. В глобальном смысле интеллект и знания становятся ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности. Как результат, главное конкурентное преимущество как страны в целом, так и отдельных компаний (в нашем случае
- университетов) связано со становлением их инновационной деятельности и всемерной всесторонней поддержкой талантов.
Для современного университета стать конкурентоспособным означает стремление к совершенству на основе инноваций и привлечения талантов. Почему это особенно важно именно сейчас? Каков механизм этого процесса? С какими проблемами мы уже сталкиваемся и что предстоит преодолеть? В предлагаемой статье мы ставим задачу рассмотреть эти вопросы применительно к региональному вузу, каким является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).
В соответствии со своей миссией ВГУЭС позиционирует себя как предпринимательский инновационный университет, центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса. Сегодня он представляет собой многопрофильный университетский комплекс с
высококвалифицированным кадровым составом и современной материальнотехнической базой. Университет развивается как социально ответственный предпринимательский вуз, создавший систему эффективного управления, использующий инновационные подходы к организации образовательного и научно-исследовательского процессов и стратегического партнёрства с субъектами рынка. В вузе обучается свыше 24 тыс. студентов, работает более 2,3 тыс. сотрудников.
Почему инновационная стратегия актуальна для ВГУЭС?
Традиционно высшая школа работала главным образом на национальные интересы, поставляя квалифицированные кадры и научный продукт. Однако в последние десятилетия в мире произошли существенные изменения характера взаимоотношений вузов с потребителями своего продукта. К двум основным функциям университетов - образовательной и исследовательской - добавилась третья функция, или «третья роль», которую авторы доклада «Ответ высших учебных заведений на потребности регионов» Д.Годдард и П. Чаттертон [9] обозначили как «service to the community» - служение сообществу. Оценивая изменившийся характер взаимоотношений высшей школы с обществом, необходимо констатировать, что все больше социальных субъектов включаются в процессы развития высшего образования. Такими заинтересованными сторонами, помимо правительств и самих вузов, являются студенты и их семьи, преподаватели, государственный и частный секторы экономики, законодательная власть, средства массовой информации, профессиональные сообщества.
В условиях увеличения источников финансирования и в поисках других сторон, заинтересованных в эффективной деятельности университетов, последние обратили свои взгляды на региональный и местный уровень. В свою очередь, и региональные власти, стремясь обеспечить экономический рост своих территорий, отдавали себе отчет в том, что самым конкурентоспособным ресурсом сегодня являются знания, превращенные в инновации. А кто, как не университеты, способен предоставить такой ресурс?
Вот почему региональные власти и сообщества озаботились тем, как можно использовать высшие учебные заведения для развития территорий. Конечно, университеты и раньше принимали участие в экономической и социальной жизни тех регионов, где они находились (например, преподаватели проводили исследования для местных компаний, участвовали в культурной и просветительской деятельности, сами вузы предоставляли всем гражданам возможность пользоваться библиотеками и другими ресурсами и т.д.). Однако сегодня местные власти и общество рассчитывают, что эти взаимоотношения перейдут на качественно иной уровень. От современных вузов требуется активная социальная позиция, интегрированность в социальную, экономическую и культурную жизнь города, региона и страны в целом. В результате сегодня успешность системы образования и эффективность проводимых в ней преобразований следует оценивать с точки зрения того, насколько деятельность высших учебных заведений отвечает ожиданиям и потребностям общества в целом и отдельным заинтересованным сторонам.
Интеграция вузов в общественное развитие, по мнению зарубежных исследователей [6], возможна по нескольким основным направлениям:
- производство нового знания через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала новых технологий;
- передача знания через образование и развитие человеческих ресурсов;
- вклад в социальное и культурное развитие городов, регионов и страны в целом;
- содействие развитию инноваций на региональном и общенациональном уровнях.
В основе партнерства регионов и высших учебных заведений лежат экономические отношения. Главная цель - превратить каждое учебное заведение в двигатель роста. Выход на региональную сцену предоставляет высшим учебным заведениям ряд преимуществ, прежде всего благодаря расширению различных форм коммерческой деятельности, включая оплату исследований, консультаций и обучения. Одновременно сам регион создает
такую среду, в которой система высшего образования может развиваться, привлекая все больше сотрудников и студентов.
Современное инновационное развитие происходит в рамках модели «тройной спирали», идея которой была предложена Г.Ицковицем [7]. Модель описывает сбалансированные отношения университета, государства и бизнеса. В то же время в ней обосновывается тезис о главенстве университета в этой триаде, то есть университет становится главной, институциональной движущей силой инновационного развития, т.к. именно он обладает системой производства знания в виде научных исследований и концентрирует значительную часть молодых людей, генерирующих эти знания. Г.Ицковиц подчеркивает, что не существует ни одного примера в мире, где инновационные системы эффективно действовали бы вне принципов тесного взаимодействия власти, университетов и производства, в центре которой находится университет. Требуются и другие условия для эффективно действующей системы: общественный консенсус в приоритетах, высокое качество всех ступеней образования, высокий уровень финансирования науки (3-5% от ВВП), отсутствие административных барьеров для ведения бизнеса, обеспеченность экономики финансами, дружественность к инновациям правовой, финансовой и налоговой систем, а также наличие горизонтальных связей между властью, университетами и бизнесом. Соответственно, при отсутствии указанных факторов (что и происходит в современной России) развитие инноваций будет тормозиться.
Лидирующая роль университета подразумевает и смену его миссии: университет должен быть предпринимательским - и в части образовательного процесса, и в части регламентов и процедур управления. Ключевыми характеристиками предпринимательского университета являются, как известно, опора на инновации, собственные возможности и на компетентность персонала, делегирование прав и ответственности исполнителям, гибкое сетевое построение, ориентация на потребителя, способность работать в условиях риска и динамичного спроса, экономическая эффективность [8].
Задача предпринимательского университета - готовить своих выпускников, в первую очередь, для инновационной деятельности, воспитывать менеджеров по конкретным направлениям производства, с умением руководить в условиях почти ежедневного изменения рынка. При этом смысл предпринимательского университета состоит не только в том, чтобы ориентироваться на нужды предприятий, но и в том, чтобы создавать новые наукоемкие производства, исходя из возможностей университета и качества трудовых ресурсов.
Таким образом, региональный университет можно рассматривать как основной элемент для выстраивания стратегии развития региональной экономики. Очевидно, что в Дальневосточном регионе, экономику которого в настоящее время инновационной можно назвать весьма условно, процессы «встраивания» университета в региональную экономику будут иметь свою специфику. Инновационное развитие, в частности, Приморского края и Владивостока имеет весьма отдаленные перспективы. По сути, нам придется действовать в рамках стратегии догоняющего развития. Поскольку какого-либо четко сформулированного запроса на инновации от бизнес-среды не поступает, мы считаем, что университет сам должен стать институциональной средой для инновационных идей и нового типа взаимоотношений с властью и бизнесом. Отдавая себе отчет в том, что с каждым годом настоящее становится все менее надежным ориентиром для будущего, мы уже сейчас предвидим варианты развития и начали действовать.
Каковы механизмы инновационного преобразований в университете и его встраивания в экономику?
Важнейшим отличительным признаком ВГУЭС как предпринимательского университета является активное сотрудничество с бизнес-средой. Такое сотрудничество стимулирует формирование и развитие актуальных компетенций у студентов и сотрудников, требует генерации знаний и трансфера инновационных образовательных и управленческих технологий в реальный сектор экономики, обеспечивает новое качество подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур региона, расширяет
спектр научных исследований. В рамках программы стратегического партнерства ВГУЭС внедрил целый ряд новых форм сотрудничества, направленных на удовлетворение потребностей бизнес-среды региона и развиваемых совместно с предприятиями и организациями [5].
Исследования и инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного учебного процесса. Из вузов должен выходить не офисный планктон, а «головастые» и «рукастые» инновационные менеджеры и инженеры. А для этого в вузе необходимо создать системные предпосылки -нужны таланты, опыт и компетенции наставников, инфраструктура и среда для привлечения и поддержки активных преподавателей и студентов. Нужно научиться превращать знания в деньги через реальное включение преподавателей в инновационную деятельность, освоение студентами базовых компетенций предпринимательства и инноваций, создание малых инновационных предприятий. Решение этих задач требует серьезных преобразований внутри самого университета, включая продуктовый, ресурсный, управленческий и организационный блоки.
В вышеназванной книге Г.Ицковиц обращает внимание на то, что принципы предпринимательского университета надо применять и к студентам во время их учебы. Процесс их обучения должен быть не просто академическим - то есть не лекции и самостоятельная работа с учебной литературой. Это должна быть передача знаний, практических навыков, опыта стимулирования, предпринимательства, инновационной деятельности.
За последние годы ВГУЭС много сделал для преодоления разрыва между академическим образованием и внешней средой, для подготовки молодых специалистов в соответствии с требованиями работодателей. Главным стратегическим вектором развития программ высшего образования во ВГУЭС стало практикоориентированное обучение, предполагающее вовлечение в учебный процесс представителей бизнес-среды, внедрение новой системы
практик и стажировок студентов в компаниях-партнерах; выполнение студентами проектных и исследовательских работ по заказам предприятий. В рамках проектирования учебного процесса внедряются новые
междисциплинарные курсы (например, «Бизнес-мастерские»), успешно работают профессиональные лаборатории, создаются совместные международные программы [4]. В перспективе мы считаем необходимым формирование междисциплинарных студенческих бизнес-команд (начинать делать это нужно с 3-го курса в рамках курсового проектирования) с участием иностранных студентов, которые обучаются в университете.
На развитие предпринимательских компетенций у студентов и преподавателей ВГУЭС, оказание реальной практической помощи начинающим предпринимателям направлен общеуниверситетский проект «Бизнес-старт». Он включает проведение экспертного семинара с участием широкого круга студентов и преподавателей профильных кафедр по проблемам развития предпринимательства в регионе; формирование пула руководителей, консультантов и студентов для подготовки дипломных работ по проблемам развития региона, проведение тренингов и курсов по инновационному предпринимательству для студентов и аспирантов и др. Мы рассчитываем, что в результате этого проекта преподаватели, студенты и выпускники будут вовлечены в круг реальных практических проблем развития предпринимательства, будет создана кадровая и методическая базы для консалтинговых проектов в сфере предпринимательства и выявлены перспективные инновационные бизнес-проекты.
Инновации появляются там, где создана инновационная инфраструктура и среда для обмена опытом, знаниями, идеями. Во ВГУЭС элементом такой среды стал бизнес-инкубатор, введенный в строй в 2011 г. Инновационный бизнес-инкубатор ВГУЭС - это структурное подразделение университета, предназначенное для развития и продвижения инновационных идей и предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их возникновения путем обучения и предоставления информационных, консалтинговых,
юридических и других услуг. В настоящий момент инновационный бизнес-инкубатор размещается в двухэтажном здании общей площадью 3500 кв.м. В нем имеется зал для проведения видеоконференций, зал переговоров на 30 участников, центр коллективного пользования, оснащенный печатающим и копировальным оборудованием и два учебных класса. Для продуктивной работы субъектов инновационного предпринимательства создано 140 рабочих мест, оборудованных офисной мебелью и компьютерной техникой с полным обеспечением телекоммуникационными услугами. Наш опыт показывает, что именно обособленное здание, в котором создана современная инфраструктура, проводятся выставки, обучающие семинары и тренинги для начинающих -эффективная площадка, где единомышленники могут общаться между собой и продуктивно работать.
Приоритет бизнес-инкубатора университета состоит в развитии молодежного инновационного предпринимательства: стать резидентом
инкубатора может любой студент, обучающийся во Владивостоке. Из объединенных лишь идеей студентов силами наших сотрудников и приглашенных партнеров мы делаем бизнес-команду, которой поможем найти общий язык с инвесторами. Бизнес-инкубатор должен стать ключевым узлом в своеобразном инновационном конвейере, где на входе - инновационные идеи, на выходе - малые предприятия. Пока такой конвейер у нас не отлажен. В чем мы видим причины?
Студенческим бизнес-командам нужна финансовая поддержка на ранней стадии развития проектов. Между тем вуз имеет весьма ограниченные возможности для этого. По сути, системных возможностей только две -участие в программах УМНИК и СТАРТ, направленных на поддержку инновационных научных идей, решений и разработок, инициированных студентами, магистрами, аспирантами, молодыми учеными в возрасте до 30 лет. В наших условиях таким механизмом может быть вклад университета в уставный капитал малого предприятия, которое создаст студенческая команда в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - 217-ФЗ). Основная проблема для реализации такого подхода: ВГУЭС должен иметь документ, подтверждающий имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство, ноу-хау). Другая проблема: каким образом инициаторы создания предприятия (как правило, это студенты и аспиранты, имеющие авторские права на интеллектуальную собственность) смогут обеспечить свою долю при учреждении малого предприятия? Из анализа проектов, которые представляются на конкурс бизнес-инкубатора, можно рассчитывать пока только на регистрацию ноу-хау (во ВГУЭС предусмотрена внутренняя процедура). Для этих целей за счет средств Программы стратегического развития ВГУЭС на период с 2012 по 2016 год [2] создан университетский фонд поддержки инноваций, из которого на конкурсной основе резиденты бизнес-инкубатора получают поддержку в объеме 100 тыс. руб. на проект.
Проведенные конкурсы проектов для получения статуса резидента бизнес инкубатора показали, что у студентов отсутствуют компетенции по инновационному предпринимательству: они не могут качественно подготовить бизнес-план, не знают, как создать малое предприятие, какие формы поддержки малого предпринимательства существуют, не могут получить консультации по бухучету, налогообложению, охране результатов инновационной деятельности. Поэтому с 2012 года перед конкурсом проектов все потенциальные участники проходят обучающий курс по инновационному предпринимательству, программа которого имеет четкую практическую направленность. Кроме того, в бизнес-инкубаторе создано студенческое кадровое, которое помогает «носителям» бизнес-идей привлечь студентов, которые смогут выполнять функции инновационных менеджеров, а их участие в проектах стимулируется из средств создаваемых малых предприятий. Для
вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность создана общественная организация «Приморский центр поддержки молодежного предпринимательства». Продвижению инновационных проектов и коммуникативной площадкой, на которой обсуждаются проблемы молодежного инновационного предпринимательства, является информационное агентство «Приморский репортер» - резидент бизнес-инкубатора. Для наполнения бизнес-инкубатора проектами и студенческими командами нужна активность и заинтересованность кураторов по инновациям от факультетов университета, чтобы кураторы выявляли таланты, организовывали группы студентов для подготовки проектов на конкурс, взаимодействовали с персоналом бизнес инкубатора. Материальное поощрение работы кураторов осуществляется из фонда бизнес-инкубатора.
Одной из главных проблем для нас является недостаток профессиональных исследовательских коллективов, деятельность которых ориентирована на реальный бизнес или потребительский рынок региона. К сожалению, даже создание благоприятных условий и творческого климата не приводит к появлению активных инноваторов, которые начинают выдавать результаты. Нужны дополнительные стимулы и на первых порах, чтобы вовлечь в инновационную деятельность максимально возможное количество молодых преподавателей, аспирантов и студентов, необходимо административное воздействие. Для этого в университете реализуется концепция «принуждения к инновациям», направленная на создание таких условий, при которых не быть активным в инновационном отношении не выгодно как с моральной, так и с материальной точки зрения.
Какие способы мотивации преподавателей и студентов мы уже используем или планируем внедрить?
По нашему мнению, мотивацией для студентов является перспектива создать свой бизнес, возможность участвовать в тренингах и стажировках, учет предпринимательской активности в результатах образовательной программы
(практики, курсовые), получение стартового капитала на развитие проекта через создание малого предприятия по 217-ФЗ.
Мотивация преподавателей - учет результативности инновационной работы в рейтинговой системе оценки деятельности преподавателя, получение дополнительных доходов за работу в качестве консультанта при победе проекта в конкурсах (СТАРТ, национальные и международные конкурсы инновационных проектов), внесение в качестве обязательного условия при прохождении конкурсных процедур на должность и звание результативности инновационной деятельности. Обязательным для преподавателей должны быть постановка студентам творческих задач, востребованных бизнесом или потребительским рынком, формирование студенческих команд при выполнении курсового и дипломного проектирования и тем, чтобы на выходе появлялись перспективные инновационные или предпринимательские идеи.
В рейтинговую систему оценки результативности деятельности преподавателя и кафедры университета [1, 3] включен инновационнопредпринимательский блок со следующими показателями:
- количество исследовательских курсовых и дипломных работ, выполненных студенческими командами;
- количество проектов, прошедших конкурсный отбор в бизнес-инкубатор;
- количество проектов, победивших в программе УМНИК, в национальных конкурсах;
- количество проектов, победивших в программе СТАРТ;
- количество свидетельств и патентов, полученных на результаты интеллектуальной деятельности;
- количество лицензий, проданных стороннему потребителю на право использовать результаты интеллектуальной деятельности и доходы от продажи;
- количество предприятий, созданных по 217-ФЗ;
- объем продукции, выпущенной созданными инновационными предприятиями;
- количество рабочих мест, созданных на малых предприятиях.
Мотивация руководителей подразделений - учет результативности инновационной работы в рейтинговой системе оценки деятельности учебного подразделения, внесение в качестве обязательного условия при прохождении конкурсных процедур на должность результатов соискателя в части инновационной активности, вовлечения студентов и аспирантов в инновационную деятельность.
Результативность инновационной деятельности является статусным показателем - университет должен подтвердить инновационную активность (свидетельства, патенты, малые предприятия, доходы от лицензий и т.п.). Интегральные показатели инновационной деятельности ВГУЭС за 2010 и 2011 годы выглядят следующим образом:
• количество полученных патентов и свидетельств - 18 (за пять предыдущих лет - 16);
• количество госконтрактов, заключенных с Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере по результатам конкурсов по программе СТАРТ по заявкам преподавателей и сотрудников ВГУЭС - 6;
• количество госконтрактов, заключенных по результатам конкурсов по программе УМНИК - 7;
• количество лицензионных договоров на право использования результатов интеллектуальной деятельности, заключенных между ВГУЭС и малыми инновационными предприятиями - 6.
Подводя итог, необходимо отметить, что залогом успешной деятельности университетов в условиях постоянно меняющейся внешней среды и растущей конкуренции является способность к адекватным преобразованиям и развитию в соответствии с ожиданиями и потребностями общества. Для успеха инноваций в регионе должна быть создана экосистема, включающая таланты, культуру предпринимательства, инфраструктуру и институты развития, правильные законы, инновационно-активный бизнес, конкурентную среду.
Инновационная стратегия ВГУЭС, нашедшая отражение в Программе стратегического развития университета на период с 2012 по 2016 год, направлена на то, чтобы университет стал центром притяжения талантов и экспертной площадкой, востребованной бизнес-сообществом региона.
Список литературы
1. Крюков В.В., Архипова Е.Н., Шахгельдян К.И. Автоматизация рейтинговой оценки деятельности учебного подразделения вуза // Университетское управления. - 2012. - №1. - С.80-90.
2. Крюков В.В., Луговой Р.А., Солдатова Ю.А., Шахгельдян К.И. Разработка программы стратегического развития университета: требования, показатели, процесс // Университетское управление. - 2012. - №4. - С.16-25.
3. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателя в вузе// Информатизация образования и науки. - 2009. - №4. С.54-65.
4. Лазарев Г.И. Ориентированное на практику обучение - ответ на требования внешней среды // Высшее образование в России. - 2012. - № 4.
5. Лазарев Г.И., Мартыненко О.О. Стратегическое партнерство университета: опыт ВГУЭС // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 3.
6. Мешкова Т.А. Анализ опыта федеральных университетов для определения перспективных направления взаимодействия вузов с российскими регионами / Т.А. Мешкова, О.В. Перфильева // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 5.
7. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 238 с.
8. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. - Paris: IAU Press; Pergamon; Elsevier Science, 1998.
9. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mszs.si/eurydice/pub/oecd/response.pdf]