ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
219
2006.№3
УДК 378.4, 37.07
Н. С. Ладыжец
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УНИВЕРСИТЕТОВ
Рассматриваются модели оптимизации конкурентного развития и инновационного менеджмента исследовательски ориентированных университетов.
Ключевые слова: глобализация, университеты, академическая наука,
оптимизирующие интегративные стратегии, конкурентное развитие, академическое предпринимательство, трансфер технологий, инновационные стратегии.
Абсолютизация приоритетов Болонского процесса и форсированные темпы вхождения в европейское университетское пространство по существу оставляют без должного внимания возможности сохранения и развития отечественных традиций воспроизводства академического фундаментального образования, а также поддержку и приращение научных школ, формирование инновационного потенциала университетской науки, стратегии формирования коммерциализации академических ресурсов отечественной высшей школы. Между тем, очевидно, что существуют различные сценарии сопряжения высшего образования, науки и рынка, в течение многих десятилетий успешно осваиваемые в различных университетах на разных континентах в рамках обоснованных и закрепленных национальных подходов к финансированию и поддержке конкурентного развития университетов.
Обращение к анализу принципов организации воспроизводимых практик современного конкурентного развития университетов, не ограничиваемых рамками Болонского процесса, является целесообразным еще и потому, что по результатам специального исследования лондонского Центра европейских реформ (CER), направленного на определение состояния высшего образования в ЕС, большинство европейских университетов признано не отвечающими современным требованиям, не располагающими достаточным финансированием, не реформированными и «смотрящими в прошлое». По данным этого исследования, «в целом по ЕС на высшее образование тратится всего 1,2% ВВП, в то время как в США - 2,6%, а в Канаде - 2,3%. Причем из внебюджетных источников финансируется лишь треть расходов на высшее образование против 60% в США. Недостаток финансирования ведет к «утечке мозгов» из Европы за океан» [1].
Э.Гидденс одним из первых обратил внимание на то, что в современном мире принципиально значимыми оказываются качественные изменения, которые становятся основополагающими для концепции глобализации. Эта позиция существенна, поскольку позволяет рассматривать глобализацию как
расширение и углубление социальных институтов, отношений и механизмов взаимодействия, когда повседневная деятельность оказывается все в большей зависимости от цивилизационных процессов и практик.
Университетское образование является одним из основных ресурсов национальных государств и цивилизации в целом. Миссия университетов -быть центрами обучения высокому знанию, передового исследования и интеллектуальной культуры - не будет реализована вне единства всех названных составляющих. Университетская культура, обеспечивая реализацию этой цели, должна представлять культуру мышления и деятельности. В этом смысле оформление саморефлексии университетской системы в относительно самостоятельную область знания, уточняющую основополагающие ценностные ориентации, цели, идеалы, функциональные механизмы и стратегии деятельности, должна способствовать развитию инновационных университетских комплексов, формирующих новую социальную реальность будущего, включая сетевые образовательноисследовательские инфраструктуры регионов и государств, интегрированных в единое глобальное мировое сообщество.
Проблема достижения баланса ценностных ориентаций обучения и исследования существовала на всем протяжении развития университетов. С начала 19 столетия дискурсивным становится вопрос о преобладающей ориентации университета - либо исследовательской, либо обучающей. В периоды относительно спокойного состояния социума предпочтение отдавалось обучающей модели. Тогда же, когда требовалось быстро и эффективно мобилизовать жизненно важные для ускоренного развития государства ресурсы, одним из стратегических решений становилась поддержка исследовательски ориентированных университетов.
Эти две однодоминантные модели утратили свою актуальность в 70-е гг. ХХ столетия, когда на американском континенте была разработана концепция мультиверситета, университетского комплекса. Она закрепляла: реализацию обучения через исследование; развитие профессионального университетского менеджмента; поддержку фундаментальных и прикладных исследований; внедрение инноваций; а также непременное сочетание преподавательской деятельности с собственными исследованиями, результаты которых должны быть представлены в модулях и спецкурсах учебных планов по различным специальностям.
Наука в США сосредоточена в университетах. Американцы не пошли по пути ее выделения в Академию наук. Их логика была представлена тем, что преподаватели должны оставаться на переднем краю научного знания, а студенты должны иметь наглядные образцы создания инновационных научных продуктов и получать эти знания из первых рук в процессе университетской подготовки. Результаты этой стратегии прагматизации хорошо известны. Первые компьютеры были разработаны, апробированы в различных секторах деятельности и широко внедрены в университетах. Первые модели дистантного образования, технополисов, технопарков - также имеют прописку в американских университетах.
Исследовательски ориентированные университеты рассматриваются как капитал нации, ее стратегический ресурс. Источниками финансирования научных исследований являются: федеральное правительство; министерства и ведомства; муниципалитеты; частный и, в частности, венчурный капитал; попечительские советы; общественные организации и фонды, предоставляющие возможности финансирования исследовательских разработок, как в фундаментальных, так и в прикладных областях знания. Безусловными требованиями в современных условиях становятся: усиление блока фундаментального образования и переход от узкоспециализированного к универсальному образованию, обеспечивающему высокую профессиональную мобильность выпускников на рынке труда, способность принимать конструктивные решения в ситуациях действия без образцов, а также самостоятельно разрабатывать и осваивать быстро сменяющиеся технологии.
Сближение сферы образования, правительственных подразделений, индустрии и бизнеса — реальность сегодняшнего дня. Есть все основания полагать, что эта тенденция развития получит дальнейшее усиление. В качестве положительного опыта подготовки этой новой стратегии, применительно к студенческому образованию и обучению по магистерским и докторским программам, можно рассматривать политику, проводимую Национальным научным фондом (ННФ) США. Основная цель этой политики — поощрение кооперации в проведении исследований университетами и промышленностью, а также координация учебных курсов, облегчающих процессы превращения знания в конкурентоспособную продукцию. Исходя из этой ориентации, ННФ способствует привнесению рыночных отношений в исследовательскую деятельность университетов, а также сближению академической науки, аспирантских программ с интересами индустрии, ориентированной на решение прикладных задач.
Одна из программ, получивших поддержку ННФ, связана с созданием промышленно-университетских кооперативных исследовательских центров. Их основными целями рассматривались изменение природы исследований в университетах, большая ориентация на текущие нужды индустрии и привнесение духа конкуренции в академическую среду. В соответствии с этой программой предполагается долгосрочное сотрудничество университетов и промышленных фирм, обеспечивающих поддержку университетских исследований и внедрение результатов. Финансирование такого рода центров подразумевает также долевое участие: собственно начальный капитал ННФ, предоставляемый на пятилетний срок; ежегодные взносы фирм-партнеров; дотации из региональных бюджетов штатов и отчисления из бюджетов самих университетов. Оборудование для исследований обеспечивают как университеты, так и индустрия. Инициатором проекта программы при создании центров, как правило, становится университет, он же осуществляет поиск партнеров в бизнесе и промышленности, проявляя заинтересованность в нахождении проектов, финансируемых одной или несколькими фирмами.
Воздействие кооперации на систему университетского образования оказывается многоплановым. К сотрудничеству привлекаются наиболее
продуктивно работающие профессора и аспиранты. Нередко проведение части исследований предоставляется студентам-старшекурсникам. Участие в совместных исследованиях по утвержденным проектам способствует повышению публикационной активности, ускорению защит магистерских и докторских диссертаций. Учебные программы, особенно продвинутого уровня подготовки, также корректируются в направлении большего соответствия специализации исследовательского центра.
Вторая программа ННФ предусматривает создание центров инженерных исследований при ведущих университетах. Специфика этих центров состоит в более узкой специализации по решению инженерных задач. Они формулируются, преимущественно, в областях комплексной автоматизации производственных процессов, создания управляемых микропроцессоров и развития передовых индустриальных технологий. Результатом этой программы должно стать изменение и собственно схемы исследования — от постановки производственных задач к их теоретической проработке в университетах и организации промышленного внедрения.
В соответствии с этими целями предполагается долгосрочное проведение исследований, использование новейшей компьютерной техники и оборудования. Квалификационный уровень исполнителей должен быть также высок, поскольку инновационные решения нередко возникают на стыке областей знания и обеспечиваются междисциплинарными командами специалистов из различных сфер деятельности. В связи с этим размеры финансовой поддержки ННФ университетски-индустриальных наукоемких проектов были значительно увеличены, а финансирование программы со стороны промышленности как основного заказчика достигло 60%. В отличие от кооперативных исследовательских центров, центры инженерных исследований при университетах предусматривают участие в работе над проектами практикантов промышленных фирм, проведение постоянно действующих семинаров с представителями индустриального сектора, дистантно-компьютерные формы коммуникаций при выполнении конструкторских разработок. Организация инженерных центров повлияла и на изменение учебных программ - более широкое представление получили дисциплины в прикладных областях научного знания. Увеличился объем и так называемых сэндвич-курсов, обеспечивающих возможности сочетания теоретического обучения с практическим освоением современных технологий на производстве.
Третья программа, получившая поддержку ННФ, связана с созданием научно-технических центров кооперативных исследовательских работ. Отличие этой программы от двух предыдущих заключается в создании междисциплинарных сугубо университетских центров. Они ориентированы, прежде всего, на решение фундаментальных проблем на переднем крае науки в высокоспециализированных областях. Основными результатами их деятельности стали закрепление практики передачи результатов исследований в промышленность, модернизация образовательных курсов и программ, повышение уровня подготовки специалистов, согласование и сближение целей
академического и индустриального секторов. Идея создания такого рода центров заключалась также и в том, что, прежде всего, они будут заниматься такими проблемами, которые не могут быть разрешены индивидуальными исследователями. Это - проблемы, требующие междисциплинарного подхода, новейшего и дорогостоящего оборудования, занятости значительно большего числа лиц, чем можно привлечь на основе грантов и традиционных субсидий. В соответствии с этим, в реестр приоритетных областей деятельности научнотехнических центров вошли такие направления, как электроника, астрофизика, биохимия, микробиология, математическое моделирование и прогнозирование, материаловедение, разработка композиционных материалов и телекоммуникаций и целый ряд других.
В перспективных планах ННФ предполагается объединение всех типов центров в единую систему. Подцелями такого сближения рассматриваются повышение эффективности проводимых исследований и облегчение междисциплинарных и межструктурных коммуникаций; глобальными целями — усиление взаимодействия академических подразделений университетов и их сотрудничество с индустриальными и коммерческими фирмами.
Следует сказать также и о том, что в организации кооперативных и исследовательских центров был использован богатый опыт создания научных парков, получивших интенсивное развитие в США с начала 50-х гг. и лишь затем распространившихся в странах Западной Европы и Юго-Восточного региона. Основное назначение научных парков — разработка, передача и внедрение передовой технологии с направлением движения от ведущего в своей научной области университета к предпринимательскому бизнесу. Особенностью такого рода исследовательских объединений является то, что рисковый капитал для разработки и внедрения инноваций предоставляется изначально мелкими фирмами. Однако с расширением университетских научных парков роль более крупных компаний в финансировании исследований и организации базы внедрения существенно возрастает.
Финансирование исследовательских проектов университетов неправительственными фирмами, промышленностью и бизнесом приобретает особую важность. По имеющимся прогнозам доля федеральной поддержки в проведении прикладных изысканий будет значительно снижена. Тем не менее, ведущие американские университеты представляют собой высокопродуктивные и мобильные образовательно-исследовательские корпорации, не только способные к изменениям, но и самостоятельно подготавливающие и порождающие новые реальности в жизни общества. Одной из таких реальностей становится повышение научно-образовательных стандартов всех сфер социальной жизни. С экономической точки зрения, эту тенденцию можно обозначить как переход к наукоемкому и высокотехнологичному производству и сервису.
Кооперация университетских исследований и обучения с индустриальным сектором и бизнесом оказывается позитивной еще и потому, что закрепляет навыки сотрудничества, достижения согласия и координации целей. Дух предприимчивости, привносимый в академическую университетскую среду
партнерами, заставляет и на образовательно-исследовательский процесс смотреть с точки зрения конкурентоспособности производимого продукта. И поскольку предоставление новейшего оборудования и финансирование осуществляются из разных источников, университетская система США, как и всякая другая, располагая целым рядом проблем и возможностей улучшения, является на сегодняшний день одной из самых динамичных, способствуя повышению уровня жизни внутри страны и обеспечивая экспорт наукоемких технологий, образования и знаний в пределах мирового сообщества.
Лидирующим университетом США считается исследовательский Калифорнийский университет в Беркли, обеспечивающий наивысший уровень подготовки и научных исследований. В числе выдающихся профессоров университета - 8 нобелевских лауреатов, 131 член Национальной академии наук, 74 члена Инженерной академии, 17 обладателей национальных медалей, присуждаемых за достижения в области науки, и 235 членов Американской академии искусств и наук [2]. В дополнение к основным целям миссии университета - обеспечивать обучение, исследование и служение обществу - Калифорнийский университет в Беркли успешно реализует стратегии университетско-индустриального сотрудничества, повышающего технологические возможности обоих секторов и способствующего коммерциализации наукоемкой академической продукции.
В числе выдающихся исследовательских центров системы Калифорни-ских университетов - Лоуренсовская национальная лаборатория в Беркли, Лоуренсовская Ливерморская национальная лаборатория, Лос-Аламосская национальная лаборатория, - определяющие основной вектор развития в направлении генерации наукоемких и инновационных исследований. Управление интеллектуальной собственности и развития индустриальных исследований обеспечивает патентно-лицензионное сопровождение фундаментальных и прикладных исследований, содействует грантополучению и заключению контрактов с партнерскими индустриальными фирмами.
Следствием закрепленной многоканальной финансовой поддержки университетских исследований стало шестое место экономики штата Калифорния в мировом региональном экономическом рейтинге [3]. Перспективные направления дальнейшего роста также связаны, в первую очередь, с поддержкой новых направлений исследований, обеспечивающих ресурс конкурентоспособности экономики, а также с подготовкой высококвалифицированных исследователей, инженеров и предпринимателей.
Современные тенденции в развитии европейского и, в частности, отечественного университетского образования, представлены: снижением объемов государственного финансирования; закреплением поддержки исследовательской деятельности через грантовые проекты; сокращением численности вузов и научно-исследовательских институтов; коммерциализацией образования; расширением сервисных услуг; развитием дистантных форм обучения; снижением уровня автономии университетов и национальных университетских систем, поставленных перед фактом вовлеченности в Болонский процесс,
сфокусированный на механизмах трансляции образовательных стандартов и требований.
В этих условиях отсутствия результативных механизмов сдерживания негативных следствий в целом конструктивных интегративных тенденций в развитии современных европейских университетов, а также с учетом необходимости изыскания ресурсов для адаптации к требованиям рынка, можно сформулировать тезис о необходимости усиления внутриуниверситетского менеджмента. Потребности в его развитии связаны с реорганизацией структуры и методов управления, формированием
комплексных внутренних управленческих стратегий, поддержкой
многопрофильных видов деятельности, маркетинговым сопровождением академических проектов и услуг, обеспечением качества и
конкурентоспособности образовательных программ, расширением партнерского взаимодействия в регионах. В работе А.О.Грудзинского произведен анализ основных современных моделей университетского менеджмента [4]. Все рассмотренные модели ориентированы на прояснение и закрепление механизмов повышения конкурентоспособности университетов и коммерциализации наукоемких продуктов инновационной и исследовательской деятельности.
Модель предпринимательского университета Бартона Кларка основана на обобщении опыта 5 динамично развивающихся европейских университетов. Она представлена императивами: коллективного
предпринимательства как системной характеристики инновационного процесса; организационных изменений и управления с ориентацией на будущее развитие; академического инновационного предпринимательства; экспериментирования с новыми формами менеджмента и администрирования; усиления управленческого ядра и расширения периферии; диверсификации источников финансирования; укрепления роли и репутации университета.
Управленческая модель предприятия-университета сформирована на основе анализа предпринимательских возможностей австралийских университетов. Приоритеты этого подхода представлены:
совершенствованием неагрессивного маркетинга в сильных университетах и развитием радикальных маркетинговых преобразований в периферийных вузах; бизнес-ориентированным управлением и опережающими инновациями; усилением академической предпринимательской корпорации, ориентации на мировой образовательный рынок, дистанционных форм образования и продвижения услуг; взаимной дополнительностью академической культуры, предпринимательства и эффективной организационной структуры; сохранением академического имиджа и «индивидуальности» университета.
Модель университета-технопарка предполагает: наличие развитой
технологической базы для проведения прикладных исследований в наукоемких областях; создание внутриуниверситетской исследовательской сети по разработке и продвижению наукоемких нововведений; менеджерские
стратегии содействия развитию академического предпринимательства, повышению конкурентоспособности и спроса образовательных программ и проектных разработок; юридический менеджмент по контролю участия бизнес-окружения в формировании внутреннего бюджета университета; привлечение к разработке нововведений студентов и аспирантов; «рисковое» предпринимательство с привлечением мелкого и среднего бизнеса.
Управленческая модель университета-технополиса представлена матрично организованным университетом, с развитой научнопроизводственной структурой и сервисно-культурной инфраструктурой, обеспечивающим масштабную наукоемкую индустрию и создание рабочих мест. Форма управления - коллегиальная. Его основное назначение -разработка, передача и внедрение наукоемких технологий в крупномасштабный предпринимательский бизнес. В этом случае создание наукоемких технологий рассматривается основным экономическим ресурсом развития университета, города и региона, а проектная деятельность - как системообразующий фактор для всех видов образовательной подготовки.
Модель распределенного университета утверждает необходимость проведения структурной инновации - повышения роли распределенного горизонтального менеджмента. Здесь значимыми направлениями оказываются: обеспечение интегративной роли миссии, ценностей и
стандартов взаимодействия; развитие наукоемких сетевых коммуникаций; внедрение дистантных форм подготовки основного и дополнительного образования, инновационных модулей для системы повышения квалификации; закрепление преобладающей доли временных проектных, исследовательских и экспертных коллективов; ориентация на разноуровневое бизнес-партнерство; распределенная ответственность менеджмента: верхнего уровня руководства - за согласованность действий и развитие, среднего - за качество, конкурентность и инновационные предложения.
Последняя из рассматриваемых моделей представлена проектноориентированным университетом, концепция которого была разработана и реализована в Нижегородском университете им. Н.И.Лобачевского. Эта модель обосновывает целесообразность профессиональной университетской предпринимательской организации, основными ресурсами которой становятся: интеллектуальный потенциал, предпринимательское мышление, системный проектный менеджмент, стратегирование организационных инноваций. Многомерное моделирование университета включает оптимизацию классической структуры университета, обесечивающей выполнение стандартных задач, а также развитие динамически устойчивых проектных структур, получивших наименование внутреннего
квазиуниверситета и являющихся центрами прибыли и быстрого реагирования. Интеринституциональная интеграция направлена на создание совместных проектов с внешними организациями на основе интрапренерского внутрипроектного менеджмента.
Развитие инновационной исследовательской деятельности в ННГУ представлено материалами университетского портала и соответствующего
юбилейного издания, посвященного 90-летию со дня основания университета
[5; 6].
В становлении инновационной деятельности в ННГУ в период 19922006 гг. выделены 3 этапа. Первый был связан с определением направления вектора развития. Им стало создание технопарка как структурного подразделения университета, финансово поддержанное программой Минобразования РФ «Университеты России». Здесь основной акцент был сделан на выявлении работоспособных исследовательских команд, ориентированных на производство наукоемких рыночно ориентированных продуктов и технологий. Утверждение в 1993 г. в областном бюджете строки о финансировании науки позволило приступить к разработке механизмов финансовой поддержки инновационных проектов. В результате был создан уникальный для того периода времени инструмент - Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий (НЦИНТ). Для разрешения кадровой проблемы инновационного бизнеса была разработана и реализована программа подготовки рыночно ориентированных специалистов для малого бизнеса в области высоких технологий и наукоемких производств, а также открыта первая в РФ кафедра трансфера технологий.
Второй этап был связан с переходом дисперсной структуры проектноориентированных наукоемких коллективов к созданию в рамках межотраслевой федеральной программы «Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере РФ» инновационно-технологических центров (ИТЦ) в регионе. ИТЦ ННГУ стал первым в Нижегородской области. Его открытие и последующее расширение площадей до 2 тыс. кв. м. было бы невозможно без реализации многоканального финансирования - Фонда содействия (4 млн. руб.), Минобразования РФ (около 3 млн. руб.) и Администрации Нижегородской области (около 1,5 млн. руб).
Основными задачами ИТЦ стали: обеспечение эффективного трансфера технологий и разработок; содействие созданию наукоемких фирм; правовая защита интеллектуальной собственности; консалтинг по вопросам инновационной деятельности; формирование предпринимательской университетской культуры; концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для осуществления инновационных проектов и программ; содействие привлечению инвестиций для малых инновационных предприятий.
Одновременно разрабатывались стратегии по превращению ИТЦ ННГУ в базовый опорный центр инновационной системы всего Приволжского федерального округа, закрепляющие сотрудничество и поддержку Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Фонда содействия, Совета ректоров ПФО, Координационного совета промышленников и предпринимателей ПФО и Британского Совета в России. В частности, были подписаны: Соглашение о реализации сотрудничества по проекту «Разработка и апробация нового механизма инновационной деятельности в Приволжском федеральном округе»; и Соглашение в рамках двустороннего российско-британского научно-технического сотрудничества. Итогом второго этапа развития инновационной академической деятельности в ННГУ стала готовность
университета к реальному изменению приоритетов экономического развития области в направлении развития экономики, основанной на знаниях и наукоемких исследованиях. Это означало устойчивость альянса высших эшелонов власти и университета.
Начиная с 2003 г., став одним из 4 пилотных центров трансфера технологий, ННГУ становится грантообладателем по проекту создания 6 пилотных центров в различных федеральных округах, а также координатором программы «Старт» в ПФО, с годовым бюджетом в 400 млн. руб. Этим были обусловлены основные направления деятельности ИТЦ на современном этапе: формирование инновационно восприимчивой среды: развитие материальнотехнической базы, кадрового и финансового обеспечения работ по коммерциализации результатов НИОКТР; разработка «технологии работы»; трансфер знаний как формирование «истории успеха». Программа закрепила большой диапазон видов исследовательской инновационной деятельности, включающий: сопровождение развития малых инновационных предприятий, консультационный менеджмент, обучение персонала, юридическое обслуживание и защиту интеллектуальной собственности, агентские договоры по поиску инвесторов и целый ряд других.
Очевидно, что ННГУ активно и инициативно участвует в развитии экономики знаний, в которой университет определен ключевым партнером-инноватором, находящим поддержку и понимание у всех ветвей власти на уровне Российской Федерации и Приволжского федерального округа. В университете нет дилеммы обучения и исследования. Получая многоканальное финансирование, университет активно экпериментирует в сфере наукоемких инноваций, расширяя возможности инновационного академического предпринимательства и на образовательный процесс.
Создание такого рода условий благоприятного развития является одним из основных универсальных механизмов прорывного продвижения к инновационной экономике регионов, в частности успешно реализованных в Томской области и ряде других субъектов Российской Федерации. Отсутствие понимания и создания режима благоприятствования возвращают к известному тезису о том, что наука в классических региональных российских университетах стратегически и вынужденно позиционируется как форма аскезы.
Статья печатается по материалам выполнения проектов РГНФ и аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)”.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=10113
2. http://research.chance.berkeley.edu/main.cfm?id=1
3. http://www.universityofcalifornia.edu/community/involvement.html
4. Грудзинский О. А. Проектно-ориентированный университет:
профессиональная предпринимательская организация вуза.-Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004.
5. http://www.unn.ru/
6. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского.
Черты нового / Рук. авт. кол-ва Р.Г. Стронгин. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.
Ladyzhets N. S.
Models of competitive development optimization and innovative management of research-oriented universities are observed in this article.
In clause models of optimization of competitive development and innovative management of the research-focused universities are considered.
Ладыжец Наталья Сергеевна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск,
Университетская, 1(корп. 6)
E-mail: ladyzhet@uni.udm.ru.