ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЕГО КОРПОРАТИВНОЙ МОДИФИКАЦИИ
PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF THE INSTITUTE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN ITS CORPORATE MODIFICATION
Ю.А. ГЕРАСИНА,
доцент кафедры финансов и кредита Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет»
Y.A. GERASINA,
associate Professor of the Department «Finance and credit» Federal State Budgetary Educational Institution of higher professional education «Moscow State Industrial University»
Аннотация
В статье рассматриваются основные предпосылки структурирования российской экономики на базе института государственно-частного партнерства в его корпоративной модификации как наиболее оптимального механизма, способного обеспечить формирование интегрированной системы хозяйствования.
Abstract
The article reveals the basic prerequisites for restructuring of economics of Russia at the institute of public-private partnership in
173
its corporate modification, as the most optimal mechanism that can ensure the formation of the integrated system of management.
Ключевые слова
1. Интегрированная система хозяйствования
2. Экономический кризис
3. Корпоративная модификация
4. Денежно-финансовая политика
5. Институт государственно-частного партнерства
Keywords
1. Integrated system of management
2. Te economic crisis
3. Corporate modification
4. Monetary and financial policy
5. Institute of public-private partnership
Опыт развития как российской, так и мировой экономики в целом показывает, что самодовлеющее в ней господство как планово-распределительной, так и рыночно-капиталистической системы хозяйствования не может дать в стратегической перспективе положительного результата, что еще раз с особой убедительностью показал мировой экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г. в США и охвативший с разной степенью глубины все страны мира.
Только формирование интегрированной системы хозяйствования, сочетающей в себе оптимальным образом, применительно к потенциалу и особенностям конкретно взятой страны, положительные стороны двух крайних систем -плановой и рыночной - и в максимально возможной степени нейтрализующей их недостатки, позволяет достигать наилучшего результата.
Формирование и развитие такой интегрированной системы должно происходить с двух сторон (уровней) одно-
временно - государства и корпораций, что предполагает, во-первых, активное и притом комплексное задействование в национальной экономике института государственно-частного партнерства, а во-вторых, разумную корпоративную модификацию этого института.
Предметом воздействия данного института является многоуровневый воспроизводственный процесс, протекающий не только на микро- и макроуровнях, но и на ме-зоуровне, т.е. на уровне межотраслевых связей.
Институт государственно-частного партнерства в его корпоративной модификации (ИГЧПкм) может успешно формироваться и развиваться только при создании для этого определенных предпосылок.
1. Политические и законодательные предпосылки ИГЧПкм должны формироваться, как со стороны государства в лице его законодательной и судебной ветвей власти, так и со стороны партий, общественных организаций, заинтересованных корпоративных и предпринимательских структур.
Формирование предпосылок этого рода возможно только при изменении социально-экономического курса страны, связанного с отказом от материально-рыночной системы хозяйства, построенной в духе неоконсерватизма и по рецептам монетаризма, которая, как еще раз показывает разрастающийся в мире фундаментальный экономический кризис, являющийся, по существу, кризисом этой системы, не соответствует реалиям дальнейшего развития человеческой цивилизации.
В основе современного мирового экономического кризиса, начавшегося в США в конце 2008 г., лежит антагонистическое противоречие между объективными основами общественного воспроизводственного процесса мирового и национального масштабов и неоконсервативной системой хозяйствования, построенной по рецептам монетаризма.
Мы солидарны с теми учеными, которые отстаивают необходимость формирования и развития смешанной (интегрированной) системы хозяйствования, органически сочетающей планомерное воздействие государства на экономику с самоактивностью рынка.1
В соответствии с задачами построения такой системы необходима выработка соответствующей ей экономической стратегии и политики государства на базе следования национально-государственным интересам страны, которые ничего общего не имеют с так называемыми либерально-рыночными ценностями и шулерской формой псевдодемократии, которую пытаются навязать всему миру США.
Современная законодательно-нормативная база экономической деятельности начала формироваться с 1992 года в соответствии с задачами неоконсервативных реформ по рецептам монетаризма.
Для нового экономического курса необходима кардинальная переработка этой базы, в которой надо сохранить имеющиеся в ней положительные наработки.
В законодательном поле нельзя шарахаться из одной крайности в другую. Законодательно-нормативную базу нужно не разрушать, а преобразовывать, но достаточно интенсивно и оперативно, причем комплексно.
При этом, помимо прочего, необходимы разработка и принятие ряда законопроектов в области корпоративного строительства и государственно-частного партнерства.
2. Организационно-управленческие предпосылки формирования и развития ИГЧПкм при всей их сложности и разнообразии сводятся к трем основным:
во-первых, собрать и сконцентрировать на федеральном и региональном уровне квалифицированные кадры, спо-
1 См., в частности: Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения (очерки). - М.: Наука, 2005; Антикризисное управление: Учебник /Под ред. И.К. Ларионова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2012; Брагин Н.И. Государство и рынок. - М.: Союз, 2000; Логинов В.П. Государственное регулирование экономики в современных условиях. - М., 1997 и др. 176
собные в наибольшей степени быть активными участниками построения ИГЧПкм;
во-вторых, создать сеть научных, образовательных и информационных центров, нацеленных на интеллектуальное обеспечение ИГЧПкм;
в-третьих, сформировать дееспособный общегосударственный центр с разветвлениями по регионам, наделенный достаточными полномочиями и финансовыми ресурсами, которому была бы поручена задача запуска цепной реакции формирования и развития ИГЧПкм.
3. Научно-образовательные предпосылки формирования и развития ИГЧПкм в России имеются, однако они требуют мобилизации, активизации и скоординированного целенаправленного применения, что упирается, однако, в организационно-управленческую и денежно-финансовую предпосылки, которые пока еще не созданы.
4. Инновационно-технические предпосылки для развития ИГЧПкм также имеются в стране, в частности в ВПК накоплен большой задел НИОКР прорывного характера, однако, эти предпосылки для их активного задействования требуют наличия также соответствующих, но еще отсутствующих организационно-управленческих и денежно-финансовых предпосылок.
5. Денежно-финансовые предпосылки для формирования и развития ИГЧПкм крайне ограничены, но не по объективным причинам, а в результате проведения государством денежно-финансовой политики по рецептам монетаризма.
Эта политика уже нанесла экономике РФ огромный вред, породив глубокий и затяжной кризис всей сферы материального и интеллектуального производства, запустив механизмы экономического и социально-психологического геноцида народа, развернув народно-хозяйственный комплекс страны от генерирования прорывных направлений НТП (космос, ядерная энергетика и т.д.) в сторону распро-
дажи природных ресурсов страны на основе их хищнической эксплуатации и с перекачиванием значительной части валютной выручки за рубеж, где она питает развитие других стран, в то время как в России нарастает экономический и физический износ основных фондов из-за замораживания инвестиций в реальный сектор экономики.
При этом в стране непомерно разрослась сверхдоходная спекулятивно-посредническая сфера, которая вытягивает на себя львиную долю свободных денежных средств и делает изначально невыгодным их инвестирование в развитие производства.
Так называемая, жесткая финансовая политика под предлогом борьбы с инфляцией на деле лишь усиливает инфляцию, приводя к обрезанию финансовых источников на «входе» и «выходе» кругооборота и оборота капитала производственного предприятия, что порождает спад производства и рост издержек и цен, поскольку постоянные расходы распределяются на меньшее число единиц продукции.
Одновременно, исходя из догмы отстранения государства от экономики, отсутствует действенное ограничение цен монополистов, к тому же спекулятивный бум, выросший на приватизации за бесценок госимущества, ориентирует предпринимателей на сверхприбыль, что также генерирует инфляцию.
В конечном итоге экономика страны движется в направлении разрушительного коллапса, когда окончательно изношенное производственное оборудование уже не позволит обеспечивать удовлетворение жизненно важных потребностей подавляющего большинства населения. Финал - распад государства и геноцид народа.
Во избежание такого финала необходима замена монетаристской модели хозяйствования и денежно-финансовой политики на денежно-финансовый курс, ориентированный 178
на подъем и инновационное развитие на базе НТП народного хозяйства в интересах народа страны, причем с учетом интересов будущих поколений, что придает стратегическое измерение этому курсу.
Библиографический список
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения (очерки). - М.: Наука, 2005.
2. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. И.К. Ларионова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2012. - 380 с.
3. Брагин Н.И. Государство и рынок. - М.: Союз, 2000.
4. Логинов В.П. Государственное регулирование экономики в современных условиях. - М., 1997.
Bibliographic list
1. Abalkin L.russia: the search for self-determination (essays). - M.: Science, 2005.
2. Anti-crisis management: Textbook / Under ed. I. Larionov. - M.: CTI «Dashkov and К°», 2012.
3. Bragin N. The state and the market. - M.: Union, 2000.
4. Loginov V. State regulation of economy in modern conditions. - M., 1997.
Контактная информация
E-mail: apm-msiu@yandex.ru
Тел. 8-903-611-98-26
Contact links
E-mail: apm-msiu@yandex.ru
Tel. 8-903-611-98-26