Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ларионов И.К., Сальникова Т.С.

ЛАРИОНОВ Игорь Константинович - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Российская Федерация. E-mail: office@dashkov.ru

САЛЬНИКОВА Татьяна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент ФГБОУ ВО «Российский технологический университет - МИРЭА», Москва, Российская Федерация. E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыты основные тенденции развития сферы образования в современном мире, подробно изложено влияние глобальных трансформационных процессов на интеллектуально-информационную сферу общества.

Ключевые слова: образование, предпринимательство, глобализация, трансформация, развитие.

Для цитирования: Ларионов И.К., Сальникова Т.С. Современное качество развития сферы образования // Экономические системы. 2018. Том 11. № 4 (43). С. 34-39. DOI 10.29030/23092076-2018-11-4-34-39.

На современное развитие сферы образования оказывают влияние глобальные трансформационные процессы, которые обладают множеством аспектов, в связи с чем подвергаются исследованию ученых различных специальностей -философов, экономистов, политологов, социологов, психологов, правоведов, экологов, - затрагивают информационную сферу и сферу экономики.

Следует выделить три основных глобальных трансформационных процесса:

1) трансформацию индустриального общества в информационное общество на фундаменте научно-технической революции;

2) глобализацию информационных потоков в экономике;

3) нарастание мирового экологического кризиса и необходимость противостояния ему.

В настоящее время в обществе интенсивно идет объективный процесс нарастания массы и сложности требуемых знаний. Данный объективный процесс обусловливает важность решения задачи интенсификации, причем на порядок, процесса обучения. Указанная задача может быть решена только при сочетании следующих условий:

- выработке глубокого жизненного интереса к изучаемой области знаний и их разумной структуризации;

- освоении методов системного и диалектического мышления;

- укреплении психического и физического здоровья на базе ведения экологического образа жизни.

В условиях лавинообразного нарастания массивов разнообразной информации, структурирование которой превращает ее в знания, преобладающая часть

времени в процессе обучения уже в школе (и тем более в вузе), должна быть отдана самообразованию. Это предполагает длительную и интенсивную самостоятельную работу обучающегося с потоками информации, чему способствует компьютеризация.

Преподаватели же в процессе обучения должны не передавать ученикам информацию, знания, а, во-первых, передавать подходы и направления к процессу обучения и, во-вторых, обучать методологии, методам, приемам работы с информацией и знаниями.

По мере становления информационного общества, превращения знаний в главную движущую силу общественного прогресса, производительных сил общества, что сопровождается появлением все новых и новых знаний и моральным устареванием большей части прежних знаний, утверждается объективная необходимость интенсивного и непрерывного обучения для работников интеллектуального труда на протяжении всей их жизни.

Также для информационного общества характерно превалирование образования над воспитанием. Это выражается в том, что человек, при его становлении в качестве личности, в условиях свободных потоков альтернативной информации принимает те или иные жизненные ценности, целевые установки, алгоритм поведения и т.д. не потому, что ему так внушили люди, обладающие авторитетом, а потому, что он осознал различия следствий и результатов того, каким именно целям он следует, какими путями он их добивается.

Принципиально важное значение в информационном обществе приобретает многовариантный выбор профессии и периодическая переквалификация. Это весьма важно для человека в том отношении, что через такой выбор он сможет найти сферу деятельности, соответствующую глубинному творчески-сознательному потенциалу его индивидуальности. При этом образование в информационном обществе во все возрастающей мере выступает не только как средство достижения каких-либо целей (карьеры, заработка денег, престижа и т.п.), но и становится самоценностью, неотъемлемым и притом принципиально важным атрибутом высокого качества жизни.

Обучение выступает как способ достижения все более высоких целей в процессе труда. Очевидно, что в условиях всемерной интеллектуализации и информатизации индивидуального и общественного труда достижение в его процессе возможно более высоких результатов требует соответствующего обучения, в том числе и самообучения.

Следует в обобщенном виде представить направление воздействия трансформации индустриального общества и информационное направление на потребность общественного воспроизводства в квалифицированных кадрах.

Во-первых, даже на индустриальной стадии развития, а тем более в процессе значительного продвижения в направлении к информационному обществу, наблюдается степень востребованности кадров в зависимости от уровней их подготовки. Однако в дополнение к этому и в отличие от индустриальной стадии на информационной стадии имеет место невостребованность в производ-

стве информации и знаний тех работников интеллектуального труда, уровень подготовки которых недостаточен для участия в конкуренции за интеллектуальное лидерство. Причина в том, что в отличие от материальных продуктов, которые необходимо потреблять не только в лучших, но и средних и даже сравнительно худших экземплярах (ведь самых лучших на всех не хватает), информационный или интеллектуальный продукт востребован обществом только в своем самом наилучшем качестве, а далее тиражируется в сколь нужно большом количестве экземпляров, что делает совершенно неконкурентными другие аналоги данного интеллектуального продукта, даже если они сами по себе соответствуют высоким требованиям.

Во-вторых, в настоящее время интенсифицируется действие экономического закона перемены труда, что обусловливает необходимость периодической переквалификации высокообразованных работников. В результате быстрого, но при том весьма неравномерного, распространения научного прогресса по отраслям народного хозяйства и динамичного изменения общественных потребностей, особенно в части средств производства, в ряде отраслей и производств высвобождается значительное количество работников, которых необходимо трудоустроить в другие отрасли и производства, а для этого их необходимо предварительно переквалифицировать в той или иной форме.

В-третьих, и для трансформации индустриального общества в информационное, и на этапе уже созревшего информационного общества объективно обусловлено значительное несоответствие между потребностью в квалифицированных кадрах и их наличием, причем при избытке предложений по одним профессиям и превышением спроса на другие. Объективная причина этого в том, что образовательный процесс обладает существенной инертностью по сравнению с изменениями потребностей предприятий и отраслей хозяйства в специалистах определенного профиля.

Глобализация информационных потоков и экономики неизбежно оказывает влияние на характер обучения и связанного с ним труда. Так, глобализация информационных потоков способствует приближению к передовым достижениям интеллекта (знаний и культуры) народов всех стран мира, в конечном итоге всей человеческой цивилизации. При этом глобализация усиливает интеграцию процесса образования и получаемых в его ходе знаний. Причина заключается в том, что концентрация информации и знаний из разных стран мира в каждой отдельно взятой стране, при комбинировании и взаимодействии этих знаний в ходе их осмысления, упорядочивания, интеграции порождает все более значительный синергетический эффект.

Для глобализации характерны три различные тенденции в области образования, обучения, распространения знаний. Одна из этих тенденций - распространение в глобальном масштабе знаний в рамках основных мировоззренческих альтернатив, связанных с религиями, философиями, культурами.

Вторая тенденция диаметрально противоположна первой. Она основана на глобальной стандартизации сферы образования, процесса обучения, накапли-

ваемых знаний. Во главе этой тенденции стоят США, которые пытаются осуществлять информационный диктат во всем мире. Хотя следует сказать, что элементы стандартизации в области образования, обучения, потоков информации, структуризации знаний, безусловно, полезны. Однако гипертрофирование этой тенденции, особенно связанное с попыткой гегемонии США в научной и образовательной сфере, не только наносит человеческой цивилизации огромный вред, но и содержит в себе угрозу потери лучшей части ее интеллектуального потенциала, угасания творческих импульсов в научно-образовательной сфере.

Третья тенденция к глобальной универсализации предполагает соединение в единое целое положительных сторон обеих предыдущих тенденций при нейтрализации их отрицательных сторон. Это дает в итоге весьма положительный синтез прогрессивных процессов глобального распространения знаний, что несет также весьма значительный синергетический эффект.

Глобализация оказывает значительное воздействие на потребность общественного воспроизводства в квалифицированных кадрах. В частности, все более широко распространяется миграция квалифицированных кадров по странам мира. Это обусловлено рядом причин как профессионального, так и материального порядка. Такая миграция способствует общему повышению уровня подготовки квалифицированных кадров во всем мире.

В связи с происходящими трансформационными процессами постепенно происходит формирование потребности в специалистах-гуманитариях в рамках глобальных идеологических блоков. Наряду с традиционными блоками (католицизмом, протестантизмом, православием, исламом, иудаизмом, технократизмом и др.) возникают и формируются новые блоки. Например, за последние десятилетия набрал силу неоконсервативный блок, но дальнейшие его перспективы в мире весьма слабые из-за явного несоответствия реальным интересам и противоречиям основных сил современного мира, в частности России и Китая. В будущем можно ожидать образование экогуманистического блока, что связано с обострением проблем экологии, природы и человека и необходимостью их эффективного разрешения.

В связи с этим невозможно не затронуть проблему мирового экологического кризиса, последствия которого, безусловно, окажут влияние на все сферы человеческой деятельности. Можно выделить следующие направления воздействия мирового экологического кризиса (и необходимости противодействия ему) на характер обучения и связанного с ним труда:

1. Экологизация процесса образования в рамках экологизации образа жизни. Она носит комплексный характер и охватывает:

• экологизацию самого процесса обучения, включая восприятие, анализ и обобщение знаний, их апробацию на практике;

• экологизацию содержания изучаемого в сфере образования материала;

• организацию и проведение учебного процесса в соответствии с объективными требованиями человека, а также индивидуальными особенностями каждого обучающегося.

2. Глубокое изучение экологии человека во всех ее аспектах, начиная с духовно-психологического и кончая физиологическим, причем под углом зрения применения полученных знаний для кардинального преобразования образа жизни человека в соответствии с объективными требованиями его экологии.

3. Повсеместное изучение экологии природы совместно с этическим воспитанием на предмет гармоничного взаимодействия человека со своей сферой обитания. Целью этого изучения должно быть коренное изменение отношения подавляющей массы людей к природе, ее сохранению и возрождению, а также возникновение непримиримости к тем, кто своими действиями наносит природе существенный ущерб.

Попытаемся сформулировать основные направления воздействия вызревания мирового экологического кризиса и необходимости противодействия ему на потребность общественного воспроизводства в квалифицированных кадрах. Так, имеет место возрастание потребностей общества в специалистах в области экологии (человека и природы). Причем требуются специалисты четырех основных направлений в сфере:

1) научных исследований и разработок в области экологии;

2) проведения всех необходимых экологических экспертиз;

3) распространения, популяризации, пропаганды экологических знаний, экологического образа жизни среди населения;

4) осуществления преподавания экологических учебных предметов всех профилей и уровней - от начальной школы и до высших учебных заведений.

В обществе усиливается необходимость интенсификации международного обмена опытом в области экологии. Здесь могут быть полезны не только международные научные конференции, симпозиумы и т.п., взаимный обмен между странами ученых, специалистов, преподавателей, их стажировка в разных странах, но и создание сети международных экологических университетов в ряде стран мира.

Таким образом, влияние глобализации на сферу экономики многогранно и противоречиво. Основные проявления этого воздействия связаны со становлением информационного общества, глобализацией информационных потоков и экономики, а также нарастанием мирового экологического кризиса и необходимостью противостояния ему.

Источники

1. ЛарионовИ.К. Социальная концепция личности, общества и государства. М.: Союз, 2000.

2. ЛарионовИ.К., Сальникова Т.С. Синергия образования, науки, производства: Монография. М.: ИТК «Дашков и К о», 2017.

MODERN QUALITY DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SECTOR

Larionov I.K., Salnikova T.S.

LARIONOV Igor Konstantinovich - doctor of economics, professor, professor of the Institute of world civilizations, Moscow, Russia. E-mail: office@dashkov.ru

SALNIKOVA Tatyana Sergeevna - candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Russian technological University - MIREA, Moscow, Russia. E-mail: apm-msiu@ yandex.ru

Abstract. In the article disclosed the basic tendencies of development of education in the modern world, details the influence of global transformation processes on intellectual and information sphere of society.

Keywords: education, entrepreneurship, globalization, transformation, development.

For citation: Larionov I.K., Salnikova T.S. Modern quality development of the education sector. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 4 (43). P. 34-39. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-4-34-39.

References

1. Larionov I.K. The Social concept of the individual, society and the state. Moscow: Union, 2000.

2. Larionov I.K., Salnikova T.S. Synergy of education, science, production: Monograph. Moscow: PTC «Dashkov and Co.», 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.