Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РЕНТА'

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕНТА / ОБРАЗОВАНИЕ / КАПИТАЛ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов И.К., Сальникова Т.С.

В статье в систематизированном виде изложены сущность, природа и механизм образования профессионально-квалификационной ренты в качестве дохода на профессио- нальный капитал, носителем которого является работник высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РЕНТА»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РЕНТА

Ларионов И.К., Сальникова Т.С.

ЛАРИОНОВ Игорь Константинович - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Российская Федерация. E-mail: office@dashkov.ru

САЛЬНИКОВА Татьяна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент ФГБОУ ВО «Российский технологический университет - МИРЭА», Москва, Российская Федерация. E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Аннотация. В статье в систематизированном виде изложены сущность, природа и механизм образования профессионально-квалификационной ренты в качестве дохода на профессиональный капитал, носителем которого является работник высокой квалификации.

Ключевые слова: рента, образование, капитал, механизм.

Для цитирования: Ларионов И.К., Сальникова Т.С. Качество образовательной деятельности и профессионально-квалификационная рента // Экономические системы. 2018. Том 11. № 3 (42). С. 10-15. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-3-10-15

В самом общем виде рента - это доход, приносимый ресурсами того или иного вида, которые превращены в капитал. Такими ресурсами могут быть земля, природные ископаемые, денежные средства и ценные бумаги. Нет никаких оснований исключать из этих ресурсов интеллектуальную собственность, а также профессионально-квалификационный потенциал работника. Этот потенциал, применяемый в общественном воспроизводственном процессе, превращается в профессионально-квалификационный капитал, который, как и капиталы других видов, приносит ренту. Мы будем ее называть профессионально-квалификационной рентой.

Профессионально-квалификационная рента, принимая форму соответствующей ее величине части заработной платы наемного специалиста, не выделяется в практике хозяйствования в качестве особой части зарплаты (например, некоторые накопления, доплаты за научную степень, ученое звание и др.). По этой причине она первоначально в процессе своего образования носит сугубо индивидуальный характер, а потому скрывается от внимания исследователей, изучающих социально-экономические институты и их функционирование, но не выделяющих при этом места, роли и функций отдельно взятого работника.

Однако как только профессионально-квалификационная рента выделена и оформлена в отношении отдельного работника, становится возможным суммирование индивидуальных рент этого вида сначала на уровне отдельной организации, а затем - и на макроуровне национальной экономики.

Для понимания авторской концепции профессионально-квалификационной ренты нужно обратить внимание на то, что мы разделяем концепцию экономи-

стов, выделяющих в качестве двуединых полярностей стоимость и ценность продукции.

Образование квалификационно-профессиональной ренты базируется на следующих положениях.

1. Сложный, квалифицированный труд как источник увеличения стоимости, создаваемой работником, увеличивает стоимость продукции за счет сложности и квалификации труда в соответствии с их уровнем. При этом осуществляется мультипликация простого труда к сложному. В экономической науке принято говорить о редукции труда, т.е. сведении сложного труда к простому, что вполне оправдано с позиции образования стоимости продукции. Однако с позиции определения дифференцированной заработной платы в зависимости от сложности и квалификации труда последовательность должна быть диаметрально противоположной -от простого труда к труду сложному, чему соответствует мультипликация труда.

2. Как уже давно установлено еще классической политической экономией, более сложный квалифицированный труд создает в единицу рабочего времени соответственно большую величину стоимости.

3. Определенная часть стоимости продукции, образованная в результате усложнения труда на базе высокого уровня образования и квалификации работника, образует в одной части объективную основу профессионально-квалификационной ренты I вида.

Часть общественно нормального синергетического эффекта, соответствующая (пропорциональная) применению в процессе материального или интеллектуального производства профессионально-квалификационного капитала, служит другой частью объективной основы профессионально-квалификационной ренты, которая в данном случае выступает как профессионально-квалификационная рента II вида.

4. Полное присвоение работником профессионально-квалификационной ренты I и II предполагает, что прибавочная стоимость как избыток созданной работниками стоимости над стоимостью их рабочей силы полностью отсутствует. При этом работник в форме заработной платы получает полный эквивалент стоимости, созданной его трудом. Но если так возникает прибавочный продукт, то каким способом образуется его стоимость? На эти вопросы исчерпывающий ответ дал в своих фундаментальных работах А.И. Данилов [1, 2].

Сущность понятия синергетического (комбинационного) эффекта сводится к тому, что стоимость (и тем более ценность) продукции превышает механическую сумму стоимостей всех факторов производства, включая и труд, на величину стоимости, являющуюся результатом эффективного комбинирования этих факторов в процессе создания данной продукции.

где С(К)Эф! - синергетический (комбинационный) эффект I (уже ставший общественной нормой);

С(К)Эф! = СтТУ - ЮтЗФП С(К)ЭфИ = ЦТУ - ЕСтТУ С(К)ЭфИ = ДОПТУ,

(1) (2) (3)

СтТУ - стоимость товара или услуги;

ЕСтЗФП - механическая сумма стоимостей затраченных факторов производства;

С(К)ЭфИ - синергетический (комбинационный) эффект II (результат инновации);

ЦТУ - ценность товара или услуги;

ДОПТУ - дополнительная общественная полезность товара или услуги, полученная в результате инноваций, превышающая его полезность, учтенную в процессе образования его стоимости.

В рамках синергетического (комбинационного) эффекта объективно обусловленным образом выделяются его два вида:

- общественно-нормальный синергетический (комбинационный) эффект (С(К)Эф!), т.е. ставший уже общественной нормой, являющийся результатом уже устоявшегося комбинирования факторов производства, когда этот результат отражается в величине стоимости товара или услуги; часть данного эффекта служит источником профессионально-квалификационной ренты II;

- инновационный синергетический (комбинационный) эффект (С(К)ЭфИ), который не является источником профессионально-квалификационной ренты; работник может присваивать в форме оплаты своего труда часть этого эффекта, однако это присвоение относится уже не к ренте, а к его инновационному вкладу в создание С(К)ЭфИ.

Все сказанное в обобщенном виде представлено далее в таблице.

Соотношение профессионально-квалификационной ренты I и II со стоимостью продукции, ее ценностью и синергетическим (комбинационным) эффектом I и II

№ п/п Стоимость, ценность и синергетический (комбинационный) эффект Профессионально-квалификационная рента I и II

1 Часть стоимости продукции, эквивалентная сложности труда, потребленного на ее создание и обусловленного уровнем образования и квалификации работника Источник профессионально-квалификационной ренты I

2 Синергетический (комбинационный) эффект I (С(К)Эф!) в составе стоимости продукции Источник профессионально-квалификационной ренты II

3 Синергетический (комбинационный) эффект II (С(К)ЭфИ), инновационный в своей сущности, в составе ценности продукции Не является источником профессионально-квалификационной ренты; помимо прочего используется как источник вознаграждения работника за его участие в инновационных процессах, особенно за их инициирование

5. Ценовое выражение объективно-обусловленной профессионально-квалификационной ренты находит свое выражение:

а) в той части заработной платы, которая установлена работнику за уровень образования и квалификации (эта часть зарплаты является ценой квалификации);

б) в той части заработной платы, которая соответствует участию работника в создании синергетического (комбинационного) эффекта I (С(К)Эф1).

6. Ценообразование и цены в общественном воспроизводственном процессе, в том числе и цена квалификации работника, подвержены воздействию на объективную основу цены со стороны складывающегося на данный момент времени соотношения спроса и предложения. При этом имеют место такие варианты соотношения:

- пропорциональное соответствие предложения и спроса в отношении квалифицированных кадров определенных специальностей порождает тенденцию совпадения профессионально-квалификационной ренты со своей объективной основой;

- предложение, значительно превышающее спрос, в отношении квалифицированных кадров ряда специальностей порождает тенденцию к существенному занижению профессионально-квалификационной ренты относительно ее объективной основы;

- спрос, значительно превышающий предложение в отношении квалифицированных кадров некоторых специальностей, порождает тенденцию значительного завышения профессионально-квалификационной ренты относительно ее объективной основы.

7. В ряде случаев вся профессионально-квалификационная рента может целиком присваиваться работником. Но и в этом случае часть ренты работник должен отдать государству в форме налогов. Если работодатель выплачивает работнику заниженную относительно уровня его образования и квалификации заработную плату, то тем самым он присваивает часть профессионально-квалификационной ренты, которая при общественно нормальном уровне оплаты труда должна была бы присваиваться работником.

8. Соотношение долей работника и работодателя в профессионально-квалификационной ренте определяется одним из трех вариантов ценового выражения объективно обусловленной величины этой ренты.

9. Соотношение доли работника и доли государства в присвоенной работником профессионально-квалификационной ренте зависит от применяемых ставок налогообложения заработной платы.

10. Профессионально-квалификационная рента является рентным доходом на профессионально-квалификационный капитал работника. Этот капитал подвергается физическому и моральному (экономическому) износу по аналогии с износом основных производственных доходов. Соответственно, на квалификационный капитал должна начисляться амортизация, покрываемая за счет определенной части профессионально-квалификационной ренты. В практике хозяй-

ствования такая амортизация не начисляется, однако она объективно присутствует в составе профессионально-квалификационной ренты. В принципе, при определении заработной платы в качестве ее элемента (определенной части) можно было бы предусматривать начисления амортизации на квалификационный капитал, определяя соответствующие нормы амортизации, дифференцированные по уровням квалификации и видам профессиональной деятельности.

Валовая профессионально-квалификационная рента, присваиваемая работником, может быть исчислена по следующей формуле:

ВПКР=-ЧЗплУОППРг--100%, (4)

СЗОПКРж + удоЗВУРОПКж

где ВПКР - валовая профессионально-квалификационная рента, присваиваемая работником;

ЧЗплУОППРг - часть заработной платы работника за год, выплачиваемая ему в соответствии с уровнем образования и профессиональной подготовки;

СЗОПКРж - суммарные затраты на образование и повышение квалификации работника на протяжении его жизни до момента исчисления ренты;

удоЗВУРОПКж - условная денежная оценка затрат времени и усилий работника на образование и повышение квалификации на протяжении жизни до момента исчисления ренты.

Суммарные затраты на образование и повышение квалификации работника на протяжении его жизни до момента исчисления ренты являются вложениями в профессионально-квалификационный капитал работника. В принципе, на этот капитал должна начисляться амортизация по аналогии с основными производственными фондами. Ведь этот капитал, как и основные фонды, подвержен физическому и моральному износу (работник стареет, становится слабым, это порождает физический износ профессионально-квалификационного капитала; кроме того, он подвержен моральному износу по мере развития общества и появления новых знаний, навыков, технологий и т.д.). Однако в практике хозяйствования амортизация на профессионально-квалификационный капитал не начисляется, так как такая амортизация является личным делом работника. В выплачиваемой ему зарплате, в ее части, соответствующей уровню образования и квалификации, в виде общей, нерасчлененной суммы учтена и амортизация этого капитала, и приносимая им рента.

В теоретико-методическом разрезе в составе валовой профессионально-квалификационной ренты следует выделять амортизацию профессионально-квалификационного капитала и чистую профессионально-квалификационную ренту.

ЧПКР = ВПКР - АмПКК, (5)

где ЧПКР - чистая профессионально-квалификационная рента;

АмПКК - амортизация профессионально-квалификационного капитала.

Таким образом, нами определены сущность, природа и механизм образования профессионально-квалификационной ренты в качестве дохода на профес-

сиональный капитал, носителем которого является работник высокой квалификации, выделены и определены два вида профессионально-квалификационной ренты (I и II), а также физический и моральный износ и амортизация профессионального капитала.

Источники

1. ДаниловА.И. Комбинационный экономический эффект. Понятие, формирование, генерирование. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.

2. Данилов А.И. Общественное воспроизводство: комбинационный экономический эффект. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

3. ЛарионовИ.К., Сальникова Т.С. Синергия образования, науки, производства: Монография. М.: ИТК ««Дашков и Ко», 2017.

4. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие / Под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2015.

QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY AND PROFESSIONAL QUALIFICATION RENT

Larionov I.K., Salnikova T.S.

LARIONOV Igor Konstantinovich - doctor of economics, professor, professor of the Institute of world civilizations, Moscow, Russia. E-mail: office@dashkov.ru

SALNIKOVA Tatyana Sergeevna - candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Russian technological University - MIREA, Moscow, Russia. E-mail: apm-msiu@ yandex.ru

Abstract. The article presents in a systematic way the essence, nature and mechanism of education of professional and qualification rent as income on professional capital, the carrier of which is a highly qualified employee.

Keywords: rent, education, capital, mechanism.

For citation: Larionov I.K., Salnikova T.S. Quality of educational activity and professional qualification rent. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 3 (42). P. 10-15. DOI 10.29030/2309-2076-2018-113-10-15

References

1. Danilov A.I. Economic effect of Combination. Concept, formation, generation. M.: IVC «Marketing», 2001.

2. Danilov A.I. Social reproduction: combinational economic effect. M.: IVC «Marketing», 2002.

3. Larionov I.K., Salnikova T.S. Synergy of education, science, production: monograph. M.: ITK «Dashkov and Со.», 2017.

4. Economic theory. Economic systems: formation and development / Ed. ву I.K. Larionov, S.N. Silvestrov. M.: ITK «Dashkov and Co.», 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.