Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИНЕРГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов И.К., Годунов И.В., Дашков Л.П.

Представлена оригинальная концепция формирования инновационной системы организации и управления научно-образовательно-технологическим комплексом России. Комплекс практических рекомендаций по формированию этой системы, представленный в статье, основывается на предварительном выяснении как характерной специфики процесса труда в науке, образовании, конструировании, так и цепочек взаимосвязей-взаимодействий между соответствующими видами трудовой деятельности. Искомую систему рекомендуется строить на основе института-механизма государственно-частного и общественного партнерства. Разработан пакет формул структурного порядка, раскрывающих характер функционирования научно-образовательно-технологического комплекса России и пути его реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларионов И.К., Годунов И.В., Дашков Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INNOVATIVE SYSTEM OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE SCIENTIFIC, EDUCATIONAL AND TECHNOLOGICAL COMPLEX OF RUSSIA

The original concept of the formation of an innovative system of organization and management of the scientific, educational and technological complex of Russia is presented. The set of practical recommendations for the formation of this system, presented in the article, is based on preliminary clarification of both the characteristic specifics of the labor process in science, education, design, and the chains of interrelations-interactions between the relevant types of labor activity. It is recommended to build the desired system on the basis of an institution-a mechanism of public-private and public partnership. A package of structural order formulas has been developed that reveal the nature of the functioning of the scientific, educational and technological complex of Russia and the ways of its reform.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 12-25. Economic Systems. 2022;15(2(57)):12-25.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Научная статья УДК 334:378

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-12-25

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ

Игорь Константинович Ларионов1, Игорь Валентинович Годунов2, Леонид Павлович Дашков3^

1 Центр системных исследований, Москва, Россия, office@dashkov.ru

2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, godunov.biz@gmail.com

3 Российский университет кооперации, Мытищи, Россия, office@dashkov.ru

Аннотация. Представлена оригинальная концепция формирования инновационной системы организации и управления научно-образовательно-технологическим комплексом России. Комплекс практических рекомендаций по формированию этой системы, представленный в статье, основывается на предварительном выяснении как характерной специфики процесса труда в науке, образовании, конструировании, так и цепочек взаимосвязей-взаимодействий между соответствующими видами трудовой деятельности. Искомую систему рекомендуется строить на основе института-механизма государственно-частного и общественного партнерства. Разработан пакет формул структурного порядка, раскрывающих характер функционирования научно-образовательно-технологического комплекса России и пути его реформирования.

Ключевые слова: организация, управление, система, наука, образование, техника, технология, традиции, инновации, государственно-частное партнерство, синергия, эффективность

Для цитирования: Ларионов И.К., Годунов И.В., Дашков Л.П. Формирование инновационной системы организации и управления научно-образовательно-технологическим комплексом России // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 12-25. DOI 10.29030/23092076-2022-15-2-12-25.

© Ларионов И.К., Годунов И.В., Дашков Л.П., 2022

THEORY AND METHODOLOGY

Original article

FORMATION OF AN INNOVATIVE SYSTEM OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE SCIENTIFIC, EDUCATIONAL AND TECHNOLOGICAL COMPLEX OF RUSSIA

Igor K. Larionov1, Igor V. Godunov2, Leonid P. Dashkov3H

1 Center for System Studies, Moscow, Russia, office@dashkov.ru

2 Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, godunov.biz@gmail.com

3 Russian University of Cooperation, Mytishchi, Russia, office@dashkov.ru

Abstract. The original concept of the formation of an innovative system of organization and management of the scientific, educational and technological complex of Russia is presented. The set of practical recommendations for the formation of this system, presented in the article, is based on preliminary clarification of both the characteristic specifics of the labor process in science, education, design, and the chains of interrelations-interactions between the relevant types of labor activity. It is recommended to build the desired system on the basis of an institution-a mechanism of public-private and public partnership. A package of structural order formulas has been developed that reveal the nature of the functioning of the scientific, educational and technological complex of Russia and the ways of its reform.

Keywords: organization, management, system, science, education, technology, technology, traditions, innovations, public-private partnership, synergy, efficiency

For citation: Larionov I.K., Godunov I.V., Dashkov L.P. Formation of an innovative system of organization and management of the scientific, educational and technological complex of Russia. Economic Systems. 2022;15(2(57)):12-25. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-12-25.

Введение

Каждая отрасль народного хозяйства (наука и образование не являются исключениями) объективно требует разработки систем управления применительно именно к данной отрасли. Поэтому наряду с уже имеющимися понятиями научно-образовательного и образовательно-научного комплекса1, мы впервые вводим

1 Научная и образовательная профессиональная деятельность взаимодействуют и вза-

имопересекаются, являясь двумя сторонами одной медали. Это нашло отражение в понятии «стаж научно-педагогической деятельности». От его величины зависят рост квалификационного статуса (доцент, профессор) и оплата труда [12]. В одних случаях относительно отдельного работника или организации первичным может быть образование, а вторичным наука (образовательное учреждение), а в других - наоборот (научное учреждение). Поэтому оба понятия правомерны.

в научный оборот новое понятие «научно-образовательно-технологический комплекс». Причина в следующем. Если научная и образовательная деятельность аналогична двум сторонам одной монеты, то для того чтобы этот аналог монеты имел реальную ценность, научная и образовательная деятельность должны быть либо слиты (интегрированы), либо синергетизированы (без слияния, с сохранением суверенности, но при взаимодействии-взаимопроникновении, порождающем синергетический эффект) с реальной производственной деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта (в форме товара или услуги либо (без облачения в товарно-денежную форму) как реальное общественно полезное благо, предоставляемое потребителю бесплатно).

Для всех тех случаев, когда производственная деятельность целиком и полностью интегрируется с научной и образовательной деятельностью, вполне достаточен термин «научно-образовательный комплекс» (НОК) или «образовательно-научный комплекс» (ОНК). Если научно-производственное объединение (НПО) включит в свой состав образовательную структуру, то это явит собой пример научно-образовательного комплекса на мезоуровне экономики. Однако во многих случаях интеграция (синергия) науки и образования с производством осуществляется не со всем производственным процессом в качестве единого взаимосвязанного целого, а только с инновационно-инвестиционным технико-технологическим процессом в рамках совокупного производственного процесса. Для всех таких случаев подходит понятие «научно-образовательно-технологический комплекс». Применение этого нового понятия соответствует расширению сферы взаимодействия-взаимопроникновения, с одной стороны, науки-образования, а с другой - сферы материального производства. Этому соответствует решение задачи государственной важности -перевод реального сектора экономики России на инновационный путь развития.

Данное терминологическое ноу-хау сочетается с другим терминологическим нововведением - инновационной на базе традиций системы организации и управления научно-образовательно-технологическим комплексом (ИТСОУНОТК). Причина этого далеко не только в совершенствовании понятийного аппарата науки, но и в реальной сущности практически значимого дела. Все подлинно прогрессивные инновации должны соответствовать следующим объективным требованиям: 1) основываться на положительных традициях народа и государства; 2) сопровождаться соответствующими инвестициями, для чего следует выделять необходимые ресурсы; 3) осуществляться не сразу везде и всюду, а в ключевых звеньях народного хозяйства, с тем, чтобы, опираясь на их инновационную активизацию, запустить цепные реакции инновационных преобразований, синергетизируемых в цельную сеть; 4) осуществлять в синергии инновационный процесс и сверху (полюс руководства), и снизу (полюс исполнителей) [2, 11].

Говоря об инновациях, генерируемых наукой, следует иметь в виду, что и сама наука требует инноваций, опирающихся на научные традиции. При этом

подлинная наука должна не только опираться на жизнеспособные традиции, но одновременно преобразовывать, развивать, совершенствовать эти традиции, достигая синергии прошлого и будущих перспектив, настраивая на эту синергию весь ход инновационного процесса.

Основная часть

Изложенное конкретизируем на основе анализа, обобщения и оценки радикального реформирования всей системы организации и управления наукой и образованием в РФ, осуществленных в последние годы. В русле развиваемой нами концепции констатируем: а) радикальные реформы сферы науки и образования осуществлялись при игнорировании положительных традиций этой сферы, заложенных еще в советский период; б) сфера науки и образования (научно-образовательный комплекс) были в значительной мере сведены к бизнес-проекту с игнорированием истины: значимость научно-образовательного комплекса - на порядок выше его экономической, в том числе коммерческой, составляющей; в) направления реформирования научно-образовательного комплекса в России явились идеолого-информационным продуктом США, апробированным в странах Запада; г) для оценки деятельности научно-педагогических кадров стали чрезмерно широко использоваться различные рейтинги, индексы цитирования, многочисленные отчеты и т. п., а эффективности и качеству учебного процесса стало уделяться минимальное внимание.

Главным богатством России являются не только и не столько ее огромные территориально-природные сокровища, сколько творчески-созидательный потенциал ее народа, который активируется, организуется и направляется научно-образовательным комплексом.

Именно благодаря синергии творчески-созидательного потенциала многонационального русского народа и научно-образовательного комплекса СССР на равных конкурировал с США и всем западным миром по всем ключевым направлениям науки и техники (освоение космоса, ядерная физика, ядерная энергетика, атомное ледоколостроение, ракетно-ядерное оружие и др.). И это притом, что СССР развивал свой научно-образовательный комплекс за счет исключительно внутренних ресурсов, а США - за счет эксплуатации развивающихся стран, концентрируя у себя гигантский денежный капитал и скупая лучшие умы на планете, создавая для них возможно более совершенную научно-техническую экспериментальную базу.

Вопреки объективной реальности научно-технического лидерства России в мире [4, 5, 6, 15] широкое распространение в значительной части общественного сознания получил миф о якобы превосходстве на порядок Запада (прежде всего США) над Россией в науке, технике, образовании, технологиях, что не соответствует действительности. Так, в СССР сформировалась мощная система как подготовки кадров во всех областях науки и техники, так и научно-технических разработок по всем ключевым направлениям научно-технического прогресса.

Наука в СССР развивалась в триедином русле: а) академическая наука; б) отраслевые институты; в) вузовские научные исследования и разработки. Это наследие жизненно необходимо сохранять, возрождать, совершенствовать, дополнять, перенося его на новую ступень и уровень исторического прогресса, защищая от попыток разрушить его.

При этом, опираясь на действительно креативные, продуктивные традиции прошлого, развивая их дальше, нельзя закрывать глаза на допущенные ранее упущения, укоренившиеся недостатки. Не нужно попадать в плен фанатичной идеализации прошлого. Что касается потенциала научно-образовательно-технологического комплекса советского прошлого, то его существенным недостатком-изъяном явилось тотальное принудительное насаждение так называемого научного атеизма, начиная со школьной скамьи, что делает мировоззрение человека однобоким, мешая раскрыть интровертное начало, в корне подрывая жизненно-необходимую синергию интровертного и экстра-вертного начал как в отдельно взятом человеке, так и в человеческом социуме, его цивилизации и культуре.

Итак, мы рассмотрели вопрос о фундаменте, традициях дальнейшего формирования и развития системы организации и управления научно-образовательно-технологическим комплексом. Теперь, прежде чем переходить к выработке конструктивных рекомендаций по совершенствованию этой системы, следует рассмотреть еще один вопрос ключевого значения: выяснить специфику, характерные свойства труда высококвалифицированных кадров, занятых в организациях научно-образовательно-технологического комплекса.

Главная особенность этого труда заключается в двойной синергии: 1) синергии мотивации-целеполагания всей жизнедеятельности индивида и его профессиональной мотивации-целеполагания; 2) синергии сознательной работы на протяжении рабочего дня на рабочем месте и дома, непрерывной работы в индивидуальном за-сознании, подключенном к Ноосфере (и выше-глубже -к Смыслосфере), на протяжении всех 24 часов в сутки, не только в бодрствовании, но и во сне (Д.И. Менделеев открыл периодическую систему элементов во сне).

АОГОТНОТК = {[(МЦВЖДИ ^ СВВ ^ МЦПЖДИ) х ПМЦДнМЦЛВ] ^ СВВ ^ ^ [(СРПРД ^ СВВ ^ НРИЗС) х НР24]} х (НПУЖД ^ ПЛСУВУГ ^ НВЖД),

где АОГОТНОТК - алгоритм определения главной особенности труда в научно-образовательно-технологическом комплексе (НОТК);

МЦВЖДИ - мотивация-целеполагание всей жизнедеятельности индивида;

СВВ - синергия взаимодействия-взаимопроникновения;

МЦПЖДИ - мотивация-целеполагание профессиональной жизнедеятельности индивида НОТК;

ПМЦДнМЦЛВ - преобладание мотивации-целеполагания ДЕЛА над моти-вацией-целеполаганием личной выгоды (статуса, благосостояния, корысти, тщеславия);

СРПРД - сознательная работа на протяжении рабочего дня как на рабочем месте, так и за его пределами, в том числе на дому;

НРИЗС - непрерывная работа в индивидуальном за-сознании (охватывает подсознательный, сознательный, сверхсознательный уровни), подключенном к Ноосфере (и выше-глубже ее - к Смыслосфере);

НР24 - непрерывная работа на протяжении 24 часов в сутки;

НПУЖД - непрерывное углубление жизнедеятельности (всей и профессиональной);

ПЛСУВУГ - продвижение по лестнице синергии уровней Высот и уровней Глубин;

НВЖД - непрерывное возвышение жизнедеятельности (всей и профессиональной).

Та или иная действенная научно-практическая рекомендация может быть выработана как творчески-созидательным мышлением конструктивной направленности (ТСМКН), так и эмпирическим путем, «методом тыка», когда, пробуя разные действия наугад (их нередко может направлять как интуиция, так и наитие, а иногда синергия интуиции и наития). Заметим, что все это присуще и ТСМКН. Так или иначе, АОГОТНОТК, впервые публикуемый нами, издавна применялся в деле организации и управления труда научно-педагогических кадров. В частности, с учетом неограниченной ни нормами, ни пределами самоинтенсификации их труда рабочий день научно-педагогических кадров не требовал 8-часового пребывания на рабочем месте (от звонка до звонка), а отпуск, необходимый для восстановления жизненных сил работника, составлял не 24, а 48 рабочих дней.

А вот так называемые эффективные менеджеры, получив полномочия по реформированию науки и образования в России, стали его проводить, совершенно игнорируя объективно обусловленные требования АОГОТНОТК. В частности, были осуществлены следующие необоснованные меры: а) наука по образцу США (якобы «авангарда общечеловеческого прогресса, в том числе и в сфере науки и образования») стала перемещаться из академических институтов (при игнорировании традиций и уникальных преимуществ России в научной жизнедеятельности) в университеты; б) учебная нагрузка на преподавателей была увеличена в 2-3 раза, в том числе и в связи с вытеснением аудиторного учебного процесса дистанционным компьютеризированным общением со студентами. В результате на научные исследования и разработки у преподавателей в таких условиях не остается ни времени, ни жизненных сил.

Подлинно прогрессивные новации в научно-образовательно-технологическом комплексе (НОТК) должны не только разрабатываться и внедряться на фундаменте уже созданного потенциала НОТК, но и учитывать объективно обусловленные требования АОГОТНОТК, а также динамичную структуру специализации и кооперации труда внутри НОТК.

АОДССКТНОТК = [{ТГОИИПР ^ [(ТГНПРПЗ ^ СВВ ^ ТССУЗИ) ^ СВВ ^

^ (ТПЭ ^ СВВ ^ ТССУЗИ)] ^ СВВ ^ ПКРПР ^ ТРОСТ} х ТОУ ^ СВВ ^

^ {[ОСТ ^ (ТМТОТО ^ ТДФО^ ТЗИС ^ ТНПО ^ ТОСБ ^ ТКМС ^ ТПК ^ ^ ТПО ^ ТОЦКИ ^ ТИО ^ ТОУКК ^ ТТИрвОСТ ^ ТКНОТК) х X СВВ] х ТОУОСЖД}] х ГОУВЖДНОТК,

где АОДССКТНОТК - алгоритм определения динамичной структуры специализации и кооперирования труда в НОТК;

ТГОИИПР - труд по генерированию открытий, изобретений, инновационных подходов и решений в разрезе общественно-полезных видов жизнедеятельности индивида и социума;

ТГНПРПЗ - труд по генерированию новых подходов и решений проблем (задач) по отношению к общему массиву знаний - устоявшихся и новых;

СВВ - синергия взаимодействия-взаимопроникновения;

ТССУЗИ - труд по систематизации и синергетизации устоявшихся знаний и инноваций на основе ТГНПРПЗ;

ТПЭ - труд по проектированию экспериментов (научно-исследовательских и опытно-конструкторских);

ПКРПР - труд по конструированию образцов новой техники и разработке практических (в том числе методических) рекомендаций (инструкций);

ТРОСТ - труд по разработке, оттачиванию и совершенствованию технологий;

ТОУ - труд по организации и управлению;

ОСТ - обеспечивающий-сопутствующий труд в НОТК;

ТМТОТО - труд по материально-техническому обеспечению и транспортному обслуживанию;

ТДФО - труд по денежно-финансовому обеспечению и бухгалтерскому учету;

ТЗИС - труд по защите интеллектуальной собственности;

ТНПО - труд по нормативно-правовому оформлению жизнедеятельности НОТК;

ТОСБ - труд по обеспечению системной безопасной жизнедеятельности НОТК;

ТКМС - труд по координации международных связей в связи с жизнедеятельности НОТК;

ТПК - труд по подбору кадров НОТК;

ТПО - труд по профессиональному образованию, включая повышение квалификации, персонала НОТК;

ТОЦКИ - труд по обеспечению цифровизации, компьютеризации информации жизнедеятельности НОТК;

ТИО - труд по информированию общества о жизнедеятельности НОТК;

ТОУКК - труд по оценке уровня-качества и контролю жизнедеятельности НОТК;

ТТИрвОСТ - труд технически-исполнительный в разрезе видов ОСТ;

ТКНОТК - труд по коммерциализации НОТК в качестве его побочно-дополнительной жизнедеятельности, но строго в рамках и не в ущерб основополагающей мотивации-целеполагания жизнедеятельности НОТК;

ТОУОСЖД - труд по организации-управлению обеспечивающей-сопутствующей жизнедеятельностью НОТК;

ГОУВЖДНОТК - генеральное организационно-управленческое воздействие на жизнедеятельность НОТК, осуществляемое на основе задействования института и механизма государственно-частного-общественного партнерства.

АГОВЖДНОТК = {ЗИМГЧОП ^ [(ЗПСГОУВ ^ ЗПСЧПКИ ^ ЗПСООУВ) х СВВ] ^ ^ СВВ ^ [(ННСГОУВ ^ ННСЧПКИ ^ ННСООУВ) х СВВ]} ^ СВВ ^ ^ (АГОУВОСБ ^ АРНОТКрКК ^ АОИОУ) х СВВ,

где АГОВЖДНОТК - алгоритм генерального организационно-управленческого воздействия на жизнедеятельность НОТК;

ЗИМГЧОП - задействование института и механизма государственно-частного-общественного партнерства в организации и управлении НОТК;

ЗПСГОУВ - задействование положительных свойств государственного организационно-управленческого воздействия;

ЗПСЧПКИ - задействование положительных свойств частнопредпринимательской и корпоративной инициатив;

ЗПСООУВ - задействование положительных свойств общественно-управленческих воздействий;

СВВ - синергия взаимодействия-взаимопроникновения;

ННСГОУВ - нейтрализация негативных свойств государственных организационно-управленческих воздействий;

ННСЧПКИ - нейтрализация негативных свойств частнопредпринимательской и корпоративной инициатив;

ННСООУВ - нейтрализация негативных свойств общественных организационно-управленческих воздействий;

АГОУВОСБ - активизация государственных организационно-управленческих воздействий на обеспечение системной безопасности НОТК от внешних и внутренних, целенаправленных и стихийных (например, от чрезмерной цифрови-зации)угроз;

АРНОТКрКК - активизация и развитие НОТК в рамках крупных корпораций;

АОИОУ - активизация общественной инициативы в организации и управлении НОТК.

Должное формирование системы организации-управления НОТК следует осуществлять в качестве синергетического двуединства, при одновременном-параллельном взаимодействии-взаимопроникновении с формированием и развитием самого НОТК как такового, в виде его синергетического целого, в состав которого система его организации-управления входит в качестве органичной части. Стержневая ИДЕЯ этого процесса является модифицированным сечением СТЕРЖНЕВОЙ ИДЕИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ: осу-

ществить ступенчатый переход от доминирования ССОРТ (структуры системы общественного разделения труда), определяющей структуру рабочих мест, к доминированию структуры трудового потенциала, исходя из трудового потенциала работников, определивших свою профессию в соответствии с внутренним глубинным призванием своей сущности1 и получивших согласно этому выбору должную образовательную и самообразовательную высокопрофессиональную подготовку, ставших подлинными мастерами любимого дела.

Каждому такому мастеру гарантируется предоставление рабочего места на весь период трудовой занятости. С учетом того, что результативность и производительность труда высококвалифицированных работников, занятых любимым делом по призванию (измеряемая не только и не столько количеством, сколько уровнем и качеством продукта труда, как интеллектуального, так и по созданию, с использованием техники, материально-вещественной продукции [10]), на порядок выше производительности труда, осуществляемого в качестве жизненного бремени, несомого ради обеспечения материального благополучия и социального статуса. Следовательно, итоговая результативность и производительность общественного труда, а значит, общественное богатство и благосостояние народа при осуществлении рекомендуемого нами перехода, существенно вырастет. При этом у России на порядок увеличатся научные и технико-технологические ресурсы и возможности для перевода жизнедеятельности народа на качественно более высокий уровень. При этом Россия, совершив рекомендуемый переход, с учетом синергии творчески-созидательного потенциала народа и гигантских территориально-природных ресурсов, может превратиться в экономику мира № 1 не по объему производства (здесь будут лидировать Китай и Индия), а по уровню, качеству и ключевой значимости достижений научно-технического прогресса (НТП). Лидерство России обеспечит ГУМАНИЗАЦИЮ И ЭКОЛОГИЗАЦИЮ НТП в соответствии с объективными требованиями законов экологии Человека, экологии Природы, экологии Социума [3, 16].

На основе данной формулировки стержневой идеи преображения народного хозяйства России (СИПНХР) определим в качестве ее модифицированного сечения СТЕРЖНЕВУЮ ИДЕЮ ПРЕОБРАЖЕНИЯ НОТК (СИПНОТК). СИПНОТКзаключается в стратегически ориентированной системе мер преобразования НОТК, в соответствии и на основе существующего и планомерно формируемого и развиваемого его КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. Это значит, что преобразование каж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Для этого должна быть сформирована и задействована система профессиональной ориентации подрастающих поколений. В эту систему обязательно должны входить: а) блок предварительной диагностики и самодиагностики призвания к определенной профессии; б) блок информирования об основных видах профессий; в) блок экспериментирования с детьми, подростками, молодежью по поводу основных свойств и навыков разных профессий; г) блок результирующего выбора профессии; д) блок по смене профессиональной ориентации для случаев неудачного результирующего определения профинтереса и/или профпригодности.

дой организации1 НОТК должно осуществляться на основе и в соответствии с реальными возможностями трудового коллектива данной организации (потенциалом его совершенствования в развитии, в качественном и количественном измерении), для чего ей должна быть предоставлена весьма широкая самостоятельность в определении характера своего развития.

Заключение

Здесь мы подошли к ключевой проблеме формирования и развития централизованно-автономной в масштабе страны системы организации и управления НОТК, а именно - к проблеме сочетания государственного целенаправленного воздействия на организации и их самостоятельности в принятии определенного круга организационно-управленческих решений. Решение этой проблемы видится нам в соответствии со следующим алгоритмом.

АСЦАСОУмГ = ПСЦАСОУмГ ^ ПДСЦГНРВдрДК ^ СЧВВ ^ ПДСОУОдрДК,

где АСЦАСОУмГ - алгоритм создания централизованно-автономной Системы организации и управления в масштабе государства (применительно к отдельной отрасли, комплексу отраслей или отраслевых функций, народному хозяйству в целом);

ПСЦАСОУмГ - процесс создания централизованно-автономной Системы организации и управления в масштабе государства;

ПДСЦГНРВдрДК - преображение действующей системы централизованного государственного направляющего и регулирующего воздействия в духе и русле ДЕЛОКРАТИИ;

СЧВВ - ступенчатое-челночное взаимодействие-взаимопроникновение, генерирующее синергетический эффект;

ПДСОУОдрДК - преображения (индивидуально-конкретные) действующих Систем организации и управления организаций в духе и русле ДЕЛОКРАТИИ.

Рассмотрим применение АСЦАССОУмГ на примере системы высшего образования, в связи с чем рекомендуем следующее.

1 Разумеется, что та или иная организация в зависимости от самых разных обстоятельств может прекратить свое существование в качестве самостоятельного юридического лица (ликвидироваться из-за ненадобности или несостоятельности, слиться с другой организацией или поглотиться ею и т. п.). Однако все это должно происходить индивидуально-конкретным путем, без компанейщины, когда, например, многие вузы РФ стали объединяться-укрупняться под мотивом экономии административных расходов, но в ущерб реальному делу, поскольку разрушались уже сложившиеся трудовые коллективы вузов, накопившие весьма ценный опыт. Совсем другое дело - объединение на основе творчески-созидательного кооперирования разных организаций, органично дополняющих друг друга, что достигается не их слиянием, а установлением между ними устойчивых договорных взаимодействий. Они ОБЪЕДИНЯЮТСЯ СИНЕРГЕТИ-ЧЕСКИ, сохраняя себя, а не через слияние, с потерей собственного лица, а каждое такое лицо - организационно-управленческий капитал.

Во-первых, решительно отказаться от коррупционноемкой бюрократической системы оценки работы вузов по формальным показателям, с составлением непомерно громоздких и предельно детализированных отчетов, на составление которых тратится огромное количество времени и сил организационно-управленческого персонала вузов, при том что эти силы направляются не на реальное повышение уровня и качества научно-педагогической деятельности, а на достижение формальных показателей эффективности или на их фальсификацию. Вместо этого контроль предлагается осуществлять через специально формируемые для этого министерством научно-экспертные комиссии на началах штатного совместительства. На эти комиссии возлагается двуединая задача: на основе экспертного изучения деятельности вуза дать обоснованную развернутую оценку его эффективности, с указанием достижений и недостатков, а кроме того - представить конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности изученного комиссией вуза.

Во-вторых, централизованное государственное направляющее и регулирующее воздействие на жизнедеятельность высших учебных заведений всех форм собственности предлагается сконцентрировать на генерировании и внедрении кардинально значимых трендов ПРЕОБРАЖЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ эпохального значения в связи с уже начавшейся сменой эпох социоисториче-ского процесса [8]. Нами предлагается такая новация. В духе и русле восстановления баланса интровертности и экстравертности цивилизации и культуры [7, 8], применительно к сфере образования (начав с высшего и потом, по мере накопления положительного опыта, распространить на общее среднее и даже начальное) нами предлагается разработка и преподавание особого комплекса учебных дисциплин, в синергии взаимодействия-взаимопроникновении ФИЛОСОФИИ (преображаемой в духе и русле синергии науки и религии), ПСИХОЛОГИИ (также преображаемой в русле усиления интровертного подхода, в сочетании с ПСИХОТРЕНИНГОМ и получением интровертного опыта, позволяющего не только эмпирически-экспериментально изучать ИСТИНЫ, провозглашаемые в истории человечества духовидцами, но и целенаправленно перемещать индивидуальное сознание по Ноосфере, проникая выше-глубже, в СМЫСЛОСФЕРУ), НАУКИ И ПРАКТИКИ МЫШЛЕНИЯ с учетом уже имеющихся научно-методических заделов по этим трем предметам [1, 7, 8, 14].

От наших предложений ожидается следующий комплексный эффект: а) благодаря освоению обучающимися науки и практики мышления на порядок возрастают уровень, качество и эффективность процесса усвоения и генерирования знаний; б) поскольку философия и психология служат предпосылкой науки и практики мышления, их изучение приобретает практическую значимость; в) обеспечивается мировоззренческая победа России, а за ней и других народов планеты над глобоолигархатом, взявшим курс на информационное зомби-рование подрастающих поколений, в качестве подготовки социального месива из деградировавших масс людей (в 10-15 раз сокращаемых в численности по замыслам архитекторов глобоолигархата) для заполнения цифрового концла-

геря, в который намерен превратить человечество глобоолигархат [1, 6, 7, 8, 9]; г) осуществляется преображение интеллекта в Разум, что позволяет Человеку стать выше-глубже искусственного интеллекта (ИИ), превратив ИИ, как и циф-ровизацию, из властителя над людьми в послушное орудие Человека [14, 15].

В-третьих, в систему образования целесообразно ступенчато (начиная с экспериментов в высшей школе) ввести предмет жизненной регуляции функционирования своего биологического организма в сочетании с содействием учащимся в деле ведения здорового образа жизни. Ведь здоровье и жизненный тонус - фундамент всевозможной общественно полезной жизнедеятельности, в том числе в сферах науки и образования.

В порядке повышения самостоятельности высших учебных заведений в синергии с вышеизложенными рекомендациями по преобразованию государственного направляющего и регулирующего воздействия на вузы нами предлагается следующее.

Все предметы, преподаваемые в вузах, делятся на две большие группы:

- группа обязательных предметов в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- группа предметов, вводимых по инициативе ученого совета вуза, с подразделением по подгруппам: а) углубляющие знания в сравнении с их общераспространенным уровнем; б) расширяющие знания; в) синергетизирующие (или интегрирующие) ряд наук (учебных дисциплин) для прорыва на новый уровень знаний на стыке нескольких предметов изучения; г) дополняющие предметы; д) поисковые направления; е) индивидуальные авторские курсы (включая и уникальные).

Одним из примеров инициативной учебной дисциплины, выходящей за рамки перечня вузовских предметов, может служить дисциплина «Этика научного общения и научного сотрудничества в совместных исследованиях и конструкторских разработках». Данный предмет служит дополнением к рекомендуемому нами основополагающему предмету «наука мышления» [16].

На основе изучения опыта различных вузов по введению в учебный процесс дисциплин, согласно инициативе вузовских ученых советов, целесообразно сформировать общегосударственную систему распространения и внедрения передовых инновационных достижений отдельных вузов в единую систему вузовского образования страны. Здесь инициативная-инновационная деятельность наиболее продвинутых в развитии вузов служит научно-методическим фундаментом и экспериментальной базой для особого вида централизованного государственного направляющего и регулирующего воздействия на высшую школу.

Список источников

1. Россия и угрозы глобоолигархата: от реагирования к упреждающему воздействию / под ред. И.К. Ларионова, А.В. Новичкова, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2021.

2. Синергия управления многомерной экономикой / под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Гера-синой, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2019.

3. Экономическая система России: стратегия развития / под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова, М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.

4. Годунов И.В., Ларионов И.К. Политическая экономия, путь в XXI век. М. : Наука, 2005.

5. Годунов И.В., Ларионов И.К. Будущее России на весах истории. М. : Наука, 2006.

6. Годунов И.В., Ларионов И.К. Россия и мир. Синергия развития. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2021.

7. Ларионов И.К. Выход цивилизации из лабиринта «конца истории». Концепция синергии развития в переходную эпоху цивилизации и культуры. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.

8. Ларионов И.К. Экономика в зеркале смены эпох (организация и управление). М. : ИТК «Дашков и Ко», 2022.

9. Ларионов И.К., Овчинников В.В., Гуреева М.А. Синергия управления безопасностью и прогрессом в социально-экономическом развитии России. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.

10. Ларионов И.К. Интеллектуальный труд в многомерной экономике. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2018.

11. Ларионов И.К. Синергия социального и корпоративного управления. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.

12. Деньги, цены и оплата труда: к новой парадигме развития России и мира / под ред. И.К. Ларионова. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.

13. Россия на перепутье пост-нео-индустриализма / под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Гера-синой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2012.

14. Ларионов И.К. Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2008, 2018.

15. Ларионов И.К. Наука мышления. Преображение интеллекта в разум. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2022.

16. Ларионов И.К. Личность и социум: от эзотерики-диалектики к синергии преображения. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2021.

References

1. Larionov I.K., Novichkov A.V., Gureeva M.A., eds. Russia and the threats of globooligarchy: from reaction to proactive impact. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. (In Russ.).

2. Larionov I.K., Gerasina O.N., Gureeva M.A., eds. Synergy of Multidimensional Economy management. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2019. (In Russ.).

3. Larionov I.K., Silvestrova S.N., eds. The economic system of Russia: development strategy. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).

4. Godunov I.V., Larionov I.K. Political economy, the way to the XXI century. Moscow : Nauka,

2005. (In Russ.).

5. Godunov I.V., Larionov I.K. The future of Russia on the scales of history. Moscow : Nauka,

2006. (In Russ.).

6. Godunov I.V., Larionov I.K. Russia and the world. Synergy of development. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. (In Russ.).

7. Larionov I.K. The exit of civilization from the labyrinth of the «end of history». The concept of synergy of development in the transitional era of civilization and culture. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).

8. Larionov I.K. Economics in the mirror of the change of epochs (organization and management). Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2022. (In Russ.).

9. Larionov I.K., Ovchinnikov V.V., Gureeva M.A. Synergy of security management and progress in the socio-economic development of Russia. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).

10. Larionov I.K. Intellectual labor in a multidimensional economy. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2018. (In Russ.).

11. Larionov I.K. Synergy of social and corporate governance. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).

12. Larionov I.K., eds. Money, prices and wages: towards a new paradigm of development of Russia and the world. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).

13. Larionov I.K., Gerasina O.N., eds. Russia at the crossroads of post-neo-industrialism. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2012. (In Russ.).

14. Larionov I.K. Nonverbal thinking. From thinking with words to thinking with semantic identifications. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2008, 2018. (In Russ.).

15. Larionov I.K. Science of thinking. Transformation of the intellect into the mind. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2022. (In Russ.).

16. Larionov I.K. Personality and society: from esoteric dialectics to the synergy of transformation. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. (In Russ.).

Информация об авторах

И.К. Ларионов - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

И.В. Годунов - доктор юридических наук, кандидат экономических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник;

Л.П. Дашков - доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАЕН, Международной академии педагогического образования и Международной академии наук, информации, информационных процессов и технологий.

Information about the authors

I.K. Larionov - doctor of economic sciences, professor, honored science worker of Russia;

I.V. Godunov - doctor of juridical sciences, Ph.D. in economic sciences, corresponding member of RAO, chief researcher;

L.P. Dashkov - doctor of economic sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, academician of the Russian academy of sciences, the international academy of pedagogical education and the international Academy of sciences, information, information processes and technologies.

Статья поступила в редакцию 16.04.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 30.04.2022.

The article was submitted 16.04.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 30.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.