Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 26-36. Economic Systems. 2022;15(4(59)):26-36.
Научная статья УДК 338.24
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-26-36
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Марина Алексеевна Гуреева
Российский новый университет (РосНОУ), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлена оригинальная авторская концепция преображения социально-экономической системы России в ракурсе обеспечения ее экономической безопасности, исходя из сочетания двух подходов к рассматриваемой проблеме. Один подход представлен трактовкой сложившейся в настоящее время социально-экономической системы в качестве противоречивого двуединства механизма, внедренного в РФ в 1990-х гг., с одной стороны, и с другой - ступенчатой трансформации этого механизма путем внедрения в него организационно-управленческих блоков, нацеленных на обеспечение национально-государственных интересов страны. Другой подход выражен в комплексе рекомендаций по формированию в России синергетической социально-экономической системы, органично сочетающей планово-распределительные и рыночно-капиталистические рычаги хозяйствования вокруг стержня национально-государственных интересов, при концентрации внимания на организационно-управленческом аспекте предмета рассмотрения. Определен алгоритм задействования в преображаемой социально-экономической системе цельного комплекса организационно-управленческих основ и блоков, синергия которых нацелена на обеспечение экономической безопасности народного хозяйства России.
Ключевые слова: экономика, системы, организация, управление, синергия, безопасность, государство, рынок, регулирование, планирование, глобоолигархат
Для цитирования: Гуреева М.А. Организационно-управленческая составляющая социально-экономической системы и экономическая безопасность России // Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 26-36. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-26-36.
© Гуреева М.А., 2022
Original article
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPONENT OF THE SOCIOECONOMIC SYSTEM AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Marina A. Gureeva
Russian New University (RosNOW), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The author's original concept of transformation of the socio-economic system of Russia in the perspective of ensuring its economic security, based on a combination of two approaches to the problem under consideration, is presented. One approach is represented by the interpretation of the currently existing socio-economic system as a contradictory duality of the mechanism introduced in the Russian Federation in the 90s of the twentieth century, on the one hand, and on the other hand, a stepwise transformation of this mechanism by introducing organizational and managerial blocks aimed at ensuring the national-state interests of the country. Another approach is expressed in a set of recommendations for the formation of a synergistic socio-economic system in Russia, organically combining planned-distributive and market-capitalist levers of management around the core of national-state interests, while concentrating on the organizational and managerial aspect of the subject of consideration. Another approach is expressed in a set of recommendations for the formation of a synergistic socio-economic system in Russia, organically combining planned-distributive and market-capitalist levers of management around the core of national-state interests, while concentrating on the organizational and managerial aspect of the subject of consideration. An algorithm for using an integral complex of organizational and managerial foundations and blocks in the transformed socio-economic system, the synergy of which is aimed at ensuring the economic security of the national economy of Russia, has been determined.
Keywords: economy, systems, organization, management, synergy, security, state, market, regulation, planning, global oligarchy
For citation: Gureeva M.A. Organizational and managerial component of the socio-economic system and economic security of Russia. Economic Systems. 2022;15(4(59)):26-36. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-26-36.
Введение
Социально-экономическая система той или иной страны на разных исторических этапах, при всей индивидуальной конкретности, уникальности народов и стран мира, кардинальном различии периодов социоисторическо-го процесса обладает одним всеобщим свойством, присущим каждой стране: она формируется и развивается под воздействием сочетания внутренних и внешних факторов, включая действия одной страны (или группы стран), направленные на создание системы (внедрение модели), которая позволяет завоевать страну изнутри. Такое завоевание страны изнутри осуществляется на основе трансформации-переформатирования ее культурно-воспитательной,
производственно-хозяйственной и властной элит. Это оказывается возможным потому, что элитарным слоям социума внутренне присуще антагонистическое противоречие двух социально-психологических типов людей: а) творцов-созидателей, честно исполняющих свой нравственный долг перед народом и государством; б) корыстолюбцев-приспособленцев, часто надевающих маску благопристойных граждан. Внешний агрессор, задействуя всевозможные рычаги влияния, пытается, а это часто удается, соблазнить корыстолюбивых эли-тариев такой социоэкономической системой, при которой их личные жизненные амбиции получают максимальный простор развития, оставляя в тени тот факт, что при этом страна становится вассалом (колониальным и неоколониальным придатком) того, кто обеспечивает (гарантирует) роскошно-паразитарный образ жизни элиты страны.
Охарактеризованный выше механизм был значительно усовершенствован глобоолигархатом [5].
Основная часть
Многие годы глобоолигархат, задействуя ресурс неоколониальной эксплуатации основной массы человечества, создавал из среднего класса стран Запада витрину более привлекательного образа жизни. Однако после распада СССР глобоолигархат решил кардинально урезать распределение глобального богатства в пользу среднего класса, взяв курс на его ограничение [1, 4, 5].
Объективно наилучший вариант и для человечества в целом, и для стран с диаметрально противоположными социосистемами - создание такой социально-экономической системы, которая являла бы синергию индивидуального и коллективного начал жизнедеятельности людей. Этому соответствует совместное задействование планово-распределительных и рыночно-капиталистических рычагов хозяйствования в национально-государственных интересах суверенных стран мира. Однако в 1991 г. Советский Союз вопреки воле его народов, закрепленной на референдуме, состоявшемся накануне, был распущен сверху, а во всех бывших союзных республиках, прежде всего в Российской Федерации, при прямом участии американских советников и экспертов стала форсированными темпами внедряться неоколониальная система хозяйствования. Сущность этой системы - тотальное господство денежно-финансовых потоков над реальным воспроизводственным процессом при полном контроле над этими потоками со стороны глобоолигархата и его институтов (МВФ, Всемирный банк, ВТО). Причем данные потоки были отрегулированы «эффективными менеджерами» так, что, с одной стороны, стали удушаться сферы науки, образования и культуры, при ликвидации наукоемких производств, особенно в ВПК, а с другой - сохранились топливно-энергетические и сырьевые отрасли, ориентированные на рынки стран Запада, при оседании значительной доли валютной выручки в США и ЕС.
Очевидно, что социально-экономическая система в оболочке неоколониальной модели хозяйствования в корне подрывает экономическую безопасность
России [5, 7, 8, 9, 10, 11]. Эта очевидность была ясна многим руководителям на всех этажах управления государством и общественным воспроизводственным процессом. Однако из этого уяснения отечественные управленцы сделали диаметрально противоположные выводы, разделившись на две группы: на тех, кто открыто поддержал курс радикальных рыночных реформ в русле «Вашингтонского консенсуса», и тех, кто оставался на своих управленческих должностях, делая все от них зависящее и возможное (и даже невозможное) для того, чтобы сохранить экономический потенциал страны [2, 13]. В 2000-е гг. под руководством В.В. Путина стали медленно, но верно, шаг за шагом, начиная с отстранения от государственной власти олигархов (дело ЮКОСа), осуществляться меры по освобождению народного хозяйства страны от ряда элементов неоколониальной модели хозяйствования.
При этом замаскированно возрождался научно-технический потенциал ВПК, вплоть до того, что по уровню и качеству вооружения Россия в целом ряде случаев превзошла США, что было доказано сначала в Сирии, а теперь и на Украине. И лишь с этого момента у нашей страны появилась реальная возможность выйти из неоколониальной зависимости. Это обеспечивается как военной мощью российского государства, так и уже развернувшимся переходом от одно-полярного мира во главе с США к многополярному миру, при том, что генератором и организатором этого перехода выступила Россия [4, 6]. На Валдайском форуме (октябрь, 2022 г.), где позицию России и видение будущего мира в развернутом виде представил В.В. Путин, были определены подходы к формированию и развитию нового мира.
Следует отличать реальную социально-экономическую систему от ее научно-абстрактной схемы. На это различие обратил внимание И.К. Ларионов: «Реальная социально-экономическая система - это ее модель, заполненная людьми разных социально-психологических типов, реализующих себя на разных уровнях социальной компетенции. Та же самая модель системы в зависимости от того, какими людьми она будет заполнена, как люди разного типа и уровня развития будут распределены по ключевым звеньям многоуровневой системы общественного разделения и кооперации труда, будет иметь далеко не одинаковое содержание. Иначе говоря, в рамках одной и той же модели социально-экономической системы может существовать некий набор альтернативных систем в реальном измерении» [3].
О сущности социально-экономической системы, жизненно необходимой России еще четверть века тому назад (1997 г.), И.К. Ларионов писал: «...В России необходимо формировать ориентированную на раскрытие творческих потенций личности социально-экономическую систему, опирающуюся на непрерывность национально-исторических традиций, проецируемых на постиндустриальные стадии развития, обеспечивающие в перспективе синтез цивилизации и культуры, развивающий информационно-экологическую экономику, соединяющую в себе лучшие черты как рыночно-капиталистического, так и планово-
распределительного хозяйства вокруг стержня национально-государственных интересов... Мы предлагаем назвать новую систему ЭКОГУМАНИЗМОМ» [1].
Говоря о развитии социально-экономической системы в России, что происходит в условиях смены исторических эпох, которая кардинально меняет подходы к экономике и ее саму [6], следует подчеркнуть: а) замена социально-экономической системы уже осуществляется и будет идти далее, нарастая ступенчато; б) данная замена не совместима ни с революцией сверху, ни с революцией снизу, но осуществляется в меру синергии творчески-созидательной инициативы снизу, направляемой лучшими духовно-интеллектуальными силами страны, и всемерного содействия (прежде всего, организационно-управленческого и в виде обеспечения необходимыми ресурсами) со стороны государственной власти, при последовательном проведении в ее отношении кадровой политики - вытеснения из властных структур корыстных приспособленцев талантливыми руководителями, честно служащими своему народу, продвигаемыми по служебной лестнице на основе реальной ответственности за конечный результат порученного им дела, при выкорчевывании бюрократических механизмов и процедур, позволяющих управленцам снимать с себя личную ответственность за результаты порученного им дела.
Необходимость и целесообразность смены в виде ПРЕОБРАЖЕНИЯ, а не революции, социально-экономической системы России раскрыта в ряде коллективных монографий, в подготовке которых участвовал автор данной статьи [2, 9, 12, 13, 15].
Тот или иной организационно-управленческий процесс в экономике на всех уровнях базируется на диалектическом и синергетическом взаимодействии двух полюсов: субъекта (тот, кто осуществляет организацию и управление) и объекта (то, на что направлены организационно-управленческие воздействия). Применительно к управлению экономической безопасностью автором определены, с разработкой структурной формулы взаимосвязей элементов, три алгоритма:
- алгоритм субъектного полюса организации и управления экономической безопасностью России;
- алгоритм объектного полюса организации и управления экономической безопасностью России;
- алгоритм синергии объектного и субъектного полюсов организации и управления экономической безопасностью России.
Ниже приводятся вышеупомянутые формулы алгоритмов совместно с комментариями. В состав этих формул входят как функции, так и институты, соответствующие организации по управлению экономической безопасностью, а все они (и функции, и институты) поляризованы на субъект и объект. Представленные формулы поляризации охватывают одни и те же области (сферы) экономических отношений, однако с разных ракурсов - субъектности и объ-ектности. Это различие ракурсов нужно иметь в виду при рассмотрении наших формул.
АСПОУЭБР = [РСВР ^ (СВНГИ ^ НЗВ ^ ОВ ^ ББСВ) х СИН] ^ СВЭСф ^ ^ ФООУОКБЭ ^ ИОУОКБЭ ^ МОУОКБЭ ^ (КФИ ^ ВКФИ ^ СЦИИС ^
^ ВГКО ^ ВОКО ^ КОР ^ ЗМГЧП ^ ЗМКХ ^ ЗСГПРЭ ^ ЗДФКЦФРМ ^ ^ ЗМПЗЭД ^ ЗМСЗЭД ^ ОФСФС ^ ОЭРДПЖИ) х СИН,
где АСПОУЭБР - алгоритм субъектного полюса организации и управления экономической безопасностью России;
РСВР - разумная система власти в России;
СВНГИ - соответствие власти национально-государственным интересам;
НЗВ - неукоснительность законов власти, как для верхов, так и низов;
ОВ - открытость власти, при разъяснении народу ее целей и деяний;
ББСВ - блок безопасности в структуре власти;
СИН - синергия взаимодействия-взаимопроникновения;
СВЭСф - система власти в ее распространении на экономическую сферу;
ФООУОКБЭ - фундаментальная основа организационно-управленческого обеспечения комплексной безопасности экономики;
ИОУОКБЭ - институты организационно-управленческого обеспечения комплексной безопасности экономики;
МОУОКБЭ - методы организационно-управленческого обеспечения комплексной безопасности экономики;
КФИ - координация функций и институтов;
ВКФИ - взаимный контроль функций и институтов;
СЦИИС - синергия централизации иерархии и инициативы снизу;
ВГКО - всеобщий государственный контроль и оценка;
ВОКО - всеобщий общественный контроль и оценка;
КОР - контроль и оценка рынком в отведенных ему границах;
ЗМГЧП - задействование механизма государственно-частного партнерства;
ЗМКХ - задействование механизма корпоративного хозяйствования;
ЗСГПРЭ - задействование системы государственного планирования и регулирования экономики;
ЗДФКЦФРМ - задействование денежных, финансовых, кредитных, ценовых форм, рычагов, механизмов;
ЗМПЗЭД - задействование механизмов правовой защиты экономической деятельности;
ЗМСЗЭД - задействование механизмов силовой защиты экономической деятельности;
ОФСФС - оптимизация форм, содержания, функций собственности (с коррекцией приватизации);
ОЭРДПЖИ - базирование экономических решений и действий на принципах живой нравственности, с упором на справедливость.
Комментарий к формуле алгоритма АСПОУЭБР
Элемент РСВР (разумная система власти в России), будучи самостоятельной проблемой краеугольной значимости (об этом идет речь в ряде публикаций -
[1, 2, 4, 14, 15]), определен в формуле в самом общем виде, в качестве основы и предпосылки процесса, определяемого формулой.
Элемент ОВ (открытость власти) присущ только той власти, которая служит высоким и благородным целям, соответствующим чаяниям народа. В отличие от этого власть, служащая своей собственной корысти, рассматривающая народ как ресурс реализации корыстных намерений и целей, наглухо закрывается под лживой маской, конструируемой специалистами пиара.
Следует задействовать не вообще механизм ГЧП (государственно-частного партнерства), а именно с положительным знаком, когда задействуются положительные элементы (свойства) государственного и частного управления и нейтрализуются их негативные аналоги.
Похожая ситуация - с задействованием корпоративного механизма хозяйствования. России нужны только такие корпорации, которые действуют в рамках национально-государственных интересов, при их безусловном приоритете по отношению к корпоративным (внутрикорпоративным) интересам.
Институциональный подход к экономике, включая и ее безопасность, глубоко и обстоятельно изложен в монографии, подготовленной с участием автора статьи [16].
В организации контрольных функций, связанных с экономической безопасностью, следует использовать советский опыт взаимопротивовеса и взаимоконтроля. Например, министр финансов СССР А.Г. Зверев по линии государственного управления доминировал над деятельностью Госбанка СССР, возглавляемого Н.И. Булганиным, а тот, будучи членом политбюро ЦК КПСС, доминировал над А.Г Зверевым - рядовым членом ЦК КПСС.
АОПОУЭБР = КСГФООУООПЭБР ^ {[СУСРБЭБ ^ (ВПОЭБ ^ РПОПБЭБ)] ^ ^ СИН ^ [ФУУРНРОЭБЭБ ^ (СГПРПНХ ^ КПДФКС ^ КПСОУООТ ^ ^ ПСОНХЖИН ^ КПСфН ^ КПСфО ^ КПСфК ^ МГВЭД]},
где АОПОУЭБР - алгоритм объектного полюса организации и управления экономической безопасностью России;
КСГФООУООПЭБР - комплексный суверенитет государства как фундаментальная основа организационно-управленческого обеспечения объектного полюса экономической безопасности России;
СУСРБЭБ - сохранение, укрепление, совершенствование развитых блоков экономической безопасности;
ВПОЭБ - военно-политическое обеспечение экономической безопасности;
РПОПБЭБ - ресурсно-производственное обеспечение продовольственного блока экономической безопасности;
СИН - синергия взаимодействия-взаимопроникновения;
ФУУРНРОЭБЭБ - формирование и устойчиво-ускоренное развитие недостаточно развитых или отсутствующих элементов (блоков) экономической безопасности;
СГПРПНХ - система государственного планирования, регулирования и программирования народного хозяйства;
КПДФКС - кардинальное преобразование денежно-финасово-кредитной системы (институтов и функций);
КПСОУООТ - кардинальное преобразование системы организации, управления, оценки, оплаты труда;
ПСОНХЖИН - полное самообеспечение народного хозяйства жизненно-необходимой продукцией;
КПСфН - кардинальное преобразование сферы науки;
КПСфО - кардинальное преобразование сферы образования;
КПСфК - кардинальное преобразование сферы культуры;
МГВЭД - монополия государства на внешнеэкономическую деятельность (при оказании этой монополией услуг частным предприятиям в рамках национально-государственных интересов, с превращением народного хозяйства в единую корпорацию, выходящую на внешние рынки).
Комментарий к формуле алгоритма АОПОУЭБР
Основной (стержневой) идеей АОПОУЭБР является синергетическое взаимодействие-взаимопроникновение объектов (блоков) организационно-управленческого обеспечения экономической безопасности России, образующих единый (цельный) комплекс. Все эти блоки разделены на две большие группы: СУСРБЭБ (сохранение, укрепление, совершенствование развитых блоков экономической безопасности) и ФУУРНРОЭБЭБ (формирование и устойчиво-ускоренное развитие недостаточно развитых или отсутствующих элементов (блоков) экономической безопасности.
Группа ФУУРНРОЭБЭБ наиболее многочисленна, что является следствием внедрения в РФ неоколониальной системы хозяйствования, в результате чего:
- денежно-финансово-кредитная система оказалась гипертрофированно раздутой, деформированной, в корне подрывающей экономическую безопасность России (преобразование этой системы - тема отдельной статьи, посвященной КПДФКС);
- СГПРПНХ при существовании ее отдельных разрозненных компонентов (госпрограмм, например) в целом нуждается в воссоздании заново, применительно к новой социально экономической системе и с учетом смены исторических эпох [6], в связи с чем СГПРПНХ является предметом специального рассмотрения;
- элемент КПСОУООТ обстоятельно освещен в ряде монографий [12, 13];
- кардинальное преобразование сфер науки, образования, культуры (элементы КПСфН, КПСфО, КПСфК) обусловлено как актуальностью этой проблемы, так и сменой исторических эпох человеческой жизнедеятельности [6], в связи с чем вышеупомянутые элементы заслуживают отдельного рассмотрения.
АССОПОУЭБР = АСПОУЭБР ^ СИН ^ АОПОУЭБР,
где АССОПОУЭБР - алгоритм синергии субъектного и объектного полюсов организации и управления экономической безопасностью России.
Заключение
Исходя из сочетания двух подходов к рассматриваемой проблеме, автор представил оригинальную концепцию преображения социально-экономической системы России в ракурсе обеспечения ее экономической безопасности. Первый подход трактует сложившуюся в настоящее время социально-экономическую систему как противоречивый двуединый механизм, внедренный в РФ в 1990-х гг., с одной стороны, и как ступенчатую трансформацию этого механизма с помощью внедрения в него организационно-управленческих блоков, обеспечивающих национально-государственные интересы страны, - с другой.
Второй подход - это комплекс рекомендаций по формированию в России синергетической социально-экономической системы, сочетающей планово-распределительные и рыночно-капиталистические рычаги хозяйствования с учетом организационно-управленческого аспекта предмета рассмотрения. Синергия цельного комплекса организационно-управленческих основ и блоков нацелена на обеспечение экономической безопасности народного хозяйства России.
Список источников
1. Ларионов И.К. Социально-экономическая система российского общества. М. : РГСУ : Союз, 1997.
2. Экономическая система России, стратегия развития / под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. М. : ИТК«Дашков и Ко», 2021.
3. Ларионов И.К. Концепция формирования и стратегия развития социально-экономической системы России в условиях глобальной трансформации : научный доклад. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2017.
4. Ларионов И.К. Выход цивилизации из лабиринта «конца истории», концепция синергии развития в переходную эпоху цивилизации и культуры. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.
5. Россия и угрозы глобоолигархата: от реагирования к упреждающему воздействию / под ред. И.К. Ларионова, А.В. Новичкова, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2021.
6. Ларионов И.К. Экономика в зеркале смены эпох, организация и управление на основе синергии инновационного и традиционного подходов. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2022.
7. Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2010.
8. Ларионов И.К., Овчинников В.В., Гуреева М.А. Синергия управления безопасностью и прогрессом в социально-экономическом развитии России. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2017.
9. Синергия управления многомерной экономикой / под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Гера-синой, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2019.
10. Гуреева М.А., Зиядуллаев Н.С., Ларионов И.К., Овчинников В.В. Экономическая безопасность государства: противодействие спектру угроз - от материально-вещественных до информационно-цифровых. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.
11. Государство и право: безопасность и противодействие коррупции / под ред. И.К. Ларионова, В.В. Шкляра, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.
12. От экономики денежного и административного фетишизма к экономике достойного жизнеобеспечения человека / под ред. И.К. Ларионова, Л.П. Дашкова, В.А. Лисичкина, Е.А. Ехлаковой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2023.
13. Экономика России: потенциал, стратегия развития / под ред. И.К. Ларионова, В.А. Лисичкина, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2019.
14. Ларионов И.К. Государство и право: синергия формирования и развития в переломную эпоху человеческой цивилизации. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2018.
15. Экономические системы: государство и рынок / под ред. В.И. Жукова, И.К. Ларионова. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2018.
16. Институциональная экономика в синергии развития / под ред. И.К. Ларионова. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2019.
References
1. Larionov I.K. Socio-economic system of Russian society. Moscow : RSSU: Soyuz, 1997. (In Russ.).
2. Economic system of Russia, development strategy / ed. by I.K. Larionov, S.N. Silvestrova. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. (In Russ.).
3. Larionov I.K. The concept of formation and strategy development of the socio-economic system of Russia in the context of global transformation : scientific report. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2017. (In Russ.).
4. Larionov I.K. The exit of civilization from the labyrinth of the «end of history», the concept of synergy of development in the transitional era of civilization and culture. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).
5. Russia and the threats of globooligarchy: from reaction to proactive impact / edited by I.K. Larionov, A.V. Novichkov, M.A. Gureeva. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. (In Russ.).
6. Larionov I.K. Economics in the mirror of the change of epochs, organization and management based on the synergy of innovative and traditional approaches. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2022. (In Russ.).
7. Gureeva M.A. Economic security of the system of multilevel social reproduction in the period of global transformation processes. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2010. (In Russ.).
8. Larionov I.K., Ovchinnikov V.V., Gureeva M.A. Synergy of security management and progress in socio-economic development of Russia. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2017. (In Russ.).
9. Synergy of multidimensional economy management / ed. by I.K. Larionov, O.N. Gerasina, M.A. Gureeva. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2019. (In Russ.).
10. Gureeva M.A., Ziyadullaev N.S., Larionov I.K., Ovchinnikov V.V. Economic security of the state: countering the spectrum of threats - from material to information and digital. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).
11. State and law: security and anti-corruption / ed. by I.K. Larionov, V.V. Shklyar, M.A. Gureeva. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020. (In Russ.).
12. From the economy of monetary and administrative fetishism to the economy of decent human life support / ed. by I.K. Larionov, L.P. Dashkov, V.A. Lisichkina, E.A. Yehlakova. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2023. (In Russ.).
13. Economy of Russia: potential, development strategy / ed. by I.K. Larionov, V.A. Lisichkin, M.A. Gureeva. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2019. (In Russ.).
14. Larionov I.K. State and law: synergy of formation and development in the critical epoch of human civilization. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2018. (In Russ.).
15. Economic systems: state and market / ed. by V.I. Zhukov, I.K. Larionov. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2018. (In Russ.).
16. Institutional economics in the synergy of development / ed. by I.K. Larionov. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2019. (In Russ.).
Информация об авторе
М.А. Гуреева - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика».
Information about the author
M.A. Gureeva - Ph.D. in technical sciences, associate professor of the Department of economics.
Статья поступила в редакцию 11.11.2022; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 09.12.2022.
The article was submitted 11.11.2022; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 09.12.2022.