СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ТОРГОВЫЕ СЕТИ КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гуреева М.А.
ГУРЕЕВА Марина Алексеевна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика», АНО ВО «Российский новый университет» (РосНОУ), Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Торговые сети в России, и прежде всего на рынке продовольственных товаров, становятся исключительно значимой сферой борьбы за обеспечение политико-экономической безопасности России. Это предполагает выработку стратегии активного воздействия государства на торговые сети с учетом фактора экономической и (шире) системной безопасности государства и народа. Автором представлена оригинальная концепция такой стратегии. Ее ключевые звенья: создание на основе государственно-частного партнерства общегосударственной торговой сети, конкурирующей с частными сетями; методология и методика российской суверенизации иностранного частного капитала в России на основе принципов безопасности, справедливости, права, устойчивости, социальности, взаимной заинтересованности, приоритета народно-государственных интересов.
Ключевые слова: рынок, продовольствие, торговые сети, государство, инициатива, партнерство, регулирование, конкуренция, цены, прибыль, налоги, капитал, таможенный режим, контроль продукции, безопасность, приоритет, стратегия, регулирование, планирование, система, стратегия.
Для цитирования: Гуреева М.А. Стратегия активного воздействия государства на торговые сети как значимый фактор экономической безопасности // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 21-30. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-21-30.
Введение
Сергей Ануриев, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, опубликовал статью [1], содержащую системную характеристику деятельности торговых сетей в современной России прежде всего на рынке продовольствия. В этой весьма значимой публикации, помимо анализа и выводов, представлена весьма обширная фактологическая база, показывающая, как крупные торговые сети, применяя трансфертное ценообразование, искусственно уменьшают свою прибыль, тем самым минимизируя налоги, поступающие в бюджет РФ, а через дивиденды выводят свои доходы за рубеж. При этом хозяевами крупных торговых сетей за редким исключением являются иностранные граждане.
Основная часть
В картине, нарисованной С. Ануриевым, выделим такие звенья. Во-первых, при средней торговой наценке торговых сетей в 25% чистая прибыль составляет всего 2% от выручки.
Во-вторых, как подчеркивает С. Ануриев, «торговля недоплачивает налоги, работает на капитализацию в интересах офшоров и иностранных акционеров».
В-третьих, в странах Запада, и прежде всего в США, государство, главным образом в лице руководства штатов, на порядок более обстоятельно регулирует деятельность торговых сетей, чем это делается в России (хотя от беспредела произвола розничной торговли конца 1980-х и 1990-х гг. все же удалось уйти; в последнее время государство все активнее регулирует ее деятельность, что хорошо, но еще явно недостаточно).
В-четвертых, торговые сети, пользуясь монопольным положением на рынке по отношению к поставщикам и потребителям в лице массового покупателя, облагают народонаселение России монопольной рентой, преобладающая часть которой вывозится за рубеж, в том числе в офшоры. Заметим, что в отличие от экономических школ Запада автор следует традиции отечественной экономической мысли, понимающей под монополией не только господство одной единственной компании на рынке, но и монопольный сговор наиболее крупных компаний, называемый на Западе олигополией.
В-пятых, государственный бюджет РФ недополучает от торговой сферы весьма значительные налоги, которые жизненно необходимы нашей стране для финансирования развития, особенно в свете речи В.В. Путина на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2021 г., когда глава государства недвусмысленно заявил о кардинальной переориентации финансирования развития от частных кредитов к финансированию из средств государственного бюджета.
В-шестых, монополизм торговых сетей, особенно в сговоре с коррумпированными чиновниками, оказывает мощное угнетающе-депрессивное воздействие на малое и среднее предпринимательство в России сразу по двум линиям, внося значительную лепту для разжигания недовольства народонаселения политикой государства, что способствует созданию социальной почвы для оранжевой революции, генерируемой глобоолигархатом. Одна линия - это закупка продукции торговыми сетями только у крупных поставщиков, а малые и средние предприниматели производственной сферы остаются без рынка сбыта, балансируя на грани банкротства, часто прекращая вести свое собственное дело. Другая линия - вытеснение из розницы малых и средних торговых предприятий. Это происходит как с помощью экономического давления торговых сетей (меньшие удельные издержки на единицу товародвижения), так и в результате административного произвола региональных и местных органов власти, не оказывающих должной поддержки местным предпринимателям.
В-седьмых, в случае обострения социальной обстановки в стране (именно на это делает ставку глобоолигархат в гибридной войне с Россией), подконтрольные зарубежным структурам торговые сети способны вызывать массовое недовольство народонаселения непомерным взвинчиванием розничных цен и искусственным дефицитом жизненно-важных видов продовольствия.
В-восьмых, у управляемых из-за рубежа торговых сетей имеются колоссальные возможности поставлять народу России в массовых количествах генети-
чески модифицированные продукты, негативно воздействующие на человеческий организм.
С учетом всего изложенного мы делаем вывод о жизненной необходимости постановки под жесткий, а главное, неотвратимый контроль государства ключевые параметры деятельности торговых сетей, и прежде всего на рынке продовольствия. Это предполагает не только ситуационное регулирование торговли государством, но и выработку (с последующим осуществлением) стратегии планомерного воздействия государства на сферу торговли при разумном сочетании централизованного (и регионального) планирования и самоактивности предпринимательской инициативы. Организационно-управленческой основой этого служит институт (механизм) государственно-частного партнерства. Принципиально важно, чтобы в нем были задействованы положительные свойства воздействия на хозяйство государства и частной предпринимательской инициативы при нейтрализации их негативных свойств. Следует остерегаться соединения в государственно-частном партнерстве негативных свойств обоих его полюсов при забвении положительных. Это, к сожалению, часто имеет место на практике, особенно тогда, когда во главу угла ставится денежная выгода, а не удовлетворение потребностей народа и государства. Нужно, чтобы деньги, их формы, инструменты, рычаги были превращены из самоцели в средство обеспечения многоуровневого воспроизводственного процесса в натуре [2-4, 11-13].
Представим такую ситуацию. Разработана наилучшая модель планомерного воздействия государства на торговые сети. При этом неизбежны как передел собственности в рамках торговых сетей с позиции оптимизации и обеспечения системной безопасности государства и общественного воспроизводственного процесса, так и кардинальная реструктуризация денежных потоков в этих сетях. Тем самым будут затронуты экономические интересы жизненной важности весьма значительного числа людей (хозяев, топ-менеджеров, менеджеров, рядовых работников). Причем во многих случаях эти интересы окажутся антагонистически непримиримыми с внедряемой государством наиболее подходящей моделью, оптимизируемой по критерию соответствия народно-государственным интересам России.
Как это ни парадоксально звучит, но существующая модель организации и управления торговыми сетями, с которой срослись жизненные интересы множества людей, носит оптимальный характер. Однако оптимизация произведена по совсем иному критерию: оптимальное ограбление (в форме хищнической приватизации) с последующим текущим присвоением народного достояния России глобоолигархатом. И в эту систему ограбления, формировавшуюся на протяжении трех десятилетий [5], в качестве рядовых работников было втянуто великое множество рядовых тружеников, работающих по найму на зарубежного хозяина и обеспечивающих себе определенный жизненный стандарт.
Разумеется, они не принадлежат к классу компрадорской необуржуазии, но своими жизненными интересами срослись с уже сложившейся моделью (системой) хозяйствования. И если в условиях гибридной войны глобоолигархата против России начать решительно заменять действующую модель на новую, аль-
тернативную, то сторонники «оранжевой революции» в России, воспользовавшись удачным для них моментом, попытаются задействовать преобразование торговых сетей для возбуждения недовольства весьма значительного числа людей, чьи жизненно важные интересы окажутся затронуты этим преобразованием. В итоге получается некий заколдованный круг: оставлять существующую ситуацию с торговыми сетями нельзя с позиции обеспечения системной безопасности России; кардинально преобразовывать (радикально реструктурируя отношения собственности) торговые сети опять же в русле обеспечения безопасности также нельзя (возникнут угроза хаоса в продовольственном снабжении населения и нарастание на этой почве социальной напряженности).
Однако из ситуации заколдованного круга можно выйти следующим образом: взамен кардинального передела отношений собственности в торговых сетях в форме их национализации (в ответ последует конфискация российской собственности за рубежом в качестве ответной меры) мы предлагаем осуществить оптимизацию отношений собственности через ускоренное создание принципиально нового звена собственности в торговых сетях с тем, чтобы это новое звено ступенчато оптимизировало все торговые сети страны, причем не административным давлением, а опираясь на экономическую мощь государства. Конкретно предлагается следующий комплекс мероприятий. Оговоримся, что наилучшим условием для их осуществления явится интегрированная система хозяйствования страны, рационально сочетающая планомерное воздействие государства на народное хозяйство (с созданием системы и центра общегосударственного стратегического управления, планирования, регулирования экономики), с одной стороны, и частнопредпринимательская новаторская самоактивность рынка, соответствующая интересам народа и государства - с другой. Стержнем, вокруг которого осуществляется данное сочетание, являются народно-государственные интересы России. Институтом (механизмом) этого сочетания служит государственно-частное партнерство с положительным знаком. Итак, речь идет о следующих мероприятиях.
1. По инициативе государства на базе его организационно-управленческого содействия и бюджетного финансирования с привлечением коллектива инициативных ученых и специалистов создается Всероссийская сетевая торговая компания (ВСТК), действующая в сфере товародвижения предметов народного потребления.
2. Государство в приоритетном порядке выделяет натуральные ресурсы (торговые площади, складские помещения, погрузочно-разгрузочное оборудование, транспортные средства, оргтехнику и т.д.) и необходимые денежные средства в порядке бюджетного финансирования для целей создания ВСТК.
3. В организационно-управленческом отношении ВСТК строится на базе института (механизма) государственно-частного партнерства с положительным знаком. Главное, что берется от полюса частной инициативы - это творчески-созидательное новаторство, направляемое государством в интересах народа. Что касается инвестиционных ресурсов полюса частной инициативы, то они носят дополнительный характер по отношению к инвестициям государства. Дру-
гое дело - интеллектуальная собственность новаторов, которая имеет первостепенное значение.
4. Практически каждому жителю страны предоставляется выбор приобретения продовольственных и других товаров массового спроса в торговых точках (а также на заказ) в ВСТК так, чтобы был выбор между магазинами частных торговых сетей и магазинами ВСТК. Тем самым а) будет развиваться конкуренция между торговыми сетями двух принципиально различных типов; б) действия ВСТК, базирующиеся на всей политической и экономической мощи государства, будут создавать такой ассортимент товаров и по таким ценам, ниже которых, как правило, никак не сможет опуститься деятельность частных торговых сетей; тем самым регулирующее воздействие на них государства в разрезе ассортимента, качества, цен и т. д. будет осуществляться не административным путем (всегда возникают способы обхода административных установок), а экономическим давлением, противиться которому частный сектор будет не в состоянии.
5. Деятельность ВСТК должна быть нацелена не на накопление денежного капитала, максимизацию прибыли, рыночную капитализацию, привлечение частных инвестиций, приток зарубежного капитала, а на удовлетворение в натуре потребностей народонаселения, достигаемое экономичным, оптимальным путем [6-8].
6. Государству жизненно необходимо решительно противодействовать всем видам спекулятивных транзакций, поощряя накопление частного капитала исключительно на основе его общественно-полезной деятельности.
Два диаметрально противоположных способа накопления частного капитала символизируются фигурами Генри Форда и Джорджа Сороса. Первой фигуре - да, второй - категорически нет. В русле такого подхода требуется кардинальное преобразование денег и их инструментов, начиная с ценообразования, охватывая все народное хозяйство, в том числе и сферу торговли [2-4].
7. Формирование, функционирование и развитие ВСТК следует осуществлять в русле и согласовании с экономической стратегией и политикой в области направляющего и регулирующего воздействия государства на сферу оптовой и розничной торговли. Это должно стать функцией специального органа государства в составе Общественного комплексного центра управления и планирования народного хозяйства (ОЦУПНХ). Пока такой центр не создан, но жизненная необходимость в нем назрела уже давно. Концепция создания этого центра представлена в коллективной монографии с участием автора [7].
8. Деятельность ВСТК предлагает тесно координировать с деятельностью по государственному регулированию частных торговых сетей. Например, в них назрела тенденция значительно занижать оплату труда руководителей магазинов, а за счет этого непомерно завышать зарплату топ-менеджеров торговых сетей. Достаточно привлекательный уровень оплаты труда в магазинах ВСТК будет отрезвляюще воздействовать на непомерную жажду личного обогащения топ-менеджеров частных торговых сетей. Ведь наиболее квалифицированные руководители торговых предприятий станут переходить на работу в ВСТК.
9. ВСТК, вопреки голой наживе денег в качестве самоцели, будет осуществлять товарные закупки у малых и средних предприятий, тем самым способствуя развитию предпринимательства в стране, создающего дополнительные рабочие места и способствующего росту благосостояния народа.
10. Создание ВСТК взаимно связано с прекращением неоколониального ограбления народного богатства России частными торговыми сетями. Однако здесь мы сталкиваемся с относительно самостоятельной проблемой. Об этом - ниже.
Выше мы охарактеризовали одно звено предлагаемой стратегии воздействия государства на торговые сети, а именно предложение создать на основе государственно-частного партнерства (с положительным знаком) общегосударственную торговую сеть, конкурирующую на базе политэкономического превосходства с частными торговыми сетями, а потому задающую им ключевые параметры их экономической жизнедеятельности, направляя ее в русло народно-государственных интересов. Другое звено рекомендуемой стратегии: обеспечение российской суверенизации иностранного частного капитала на территории нашей страны при начале и развитии этой суверенизации прежде всего в торговых сетях на рынке продовольствия. Такой выбор приоритетности обусловлен тем, что самым главным в России является ее народ, а его материальная жизнь, отражаемая и в духовной жизни по принципу прямой и обратной связи, в решающей степени зависит от продовольственного обеспечения народонаселения. Заметим, что ключевым объектом агрессии глобоолигархата против России является ее многонациональный народ, объединенный вокруг русского народа, а в этой агрессии при определенном стечении обстоятельств главным полем битвы цивилизаций может стать именно рынок продовольствия в качестве ключевого звена обеспечения продовольственной безопасности страны.
Теоретико-методологической предпосылкой российской суверенизации иностранного капитала на территории страны служит концепция глобализации на основе синергии суверенных государств в противовес глобализации в виде слияния-интеграции всех государств мира в одно общечеловечество во главе с глобоолигархатом при ликвидации институтов государства, семьи, собственности. В данной связи см. [2]. Особо значимым для развиваемой нами концепции является заключительный раздел книги [9] «Внешнеэкономическая стратегия России в ракурсе глобальной трансформации», сильно облегчающий нашу задачу.
Российская суверенизация иностранного капитала на территории страны (РСИКТС) есть продолжение стратегии внешних экономических связей, локализуемой, помимо зарубежной сферы, на территории российского государства. Сутью этой стратегии является превращение по отношению ко всему мировому хозяйству народного хозяйства России в единую сверхкрупную многоотраслевую корпорацию, управляемую суверенным государством, способную благоденствовать и развиваться исключительно за счет внутренних ресурсов (что важно в условиях грядущих катаклизмов мирового хозяйства, особенно в связи с драматическими изменениями климата), но участвующую в международном разделении и кооперации труда в целях: а) взаимовыгодного экономического
сотрудничества; б) внесения своей лепты во всем ее диапазоне, начиная с нахождения и генерирования путей общецивилизационного развития глобального масштаба, при ориентации на выход из системного кризиса человека, общества, экологии, экономики и переход к эпохе всеобщего планетарного процветания.
На последнем моменте остановимся подробнее.
Подлинной наукой (см. публикации доктора геолого-минералогических наук, академика Российской академии социальных наук В. Поливанова, в частности, в газете «Завтра»), установлено: в самой природе происходят кардинальные изменения климата, а именно новая конфигурация Гольфстрима (тёплого морского течения в Атлантическом океане), что может катастрофически сказаться на ряде стран мира, например на Великобритании. В данной связи глобоолигархат внедряет в массовое человеческое сознание химеру, будто виной грядущих катастрофических изменений являются выхлопные газы, сопровождающие индустрию. Поэтому предлагается всемирное сворачивание индустриального производства. Создается кумир очищения природы в облике Греты Тумберг и т. д.
Действительно, проблема очищения природы существует, но решается она не свертыванием индустрии, а ее преображением, что, однако, невозможно без преодоления фетиша денежной выгоды в условиях полной, ничем не ограниченной «свободы» рынка. Здесь слово «стихия» подменяется словом «свобода». А под прикрытием этой пропаганды, разрушая изнутри индустрию России методами неоконсерватизма-монетаризма, глобоолигархат пытается захватить в свое монопольное распоряжение огромные территориально-природные ресурсы России, отрезав их от Китая, чтобы в дальнейшем, окружив его топливно-энергетической и сырьевой блокадами, в конечном итоге расчленить на множество государств, как это произошло с СССР в 1991 г.
В противовес корыстным миражам псевдоэкологии, распространяемым гло-боолигархатом, Россия призвана своей духовной сущностью раскрыть человечеству подлинную экологизацию, показав ее на собственном примере: вместо концентрации народонаселения в мегаполисах (особо наглядный проект в виде концентрации подавляющей массы народонаселения России по линии Москва - Петербург1), следует добиваться разумного распределения населения по всей территории страны при генерировании подлинно экологичных технологий.
Заключение
Опираясь на изложенное, определим суть РСИКТС: на территории России допускается частный иностранный капитал, недовольный господством над ним ТНК, ищущий у России защиты от их произвола, готовый действовать в качестве звена корпоративного народного хозяйства России, соблюдающий ее законы не только де юре, но и де факто.
1 Такое сосредоточение народонаселения в супермегаполисной агломерации в корне подрывает комплексную безопасность страны, делая ее легкой добычей для разного рода оружия - от вирусных эпидемий до блокирования продовольствия.
Иностранный капитал, уже присутствующий на территории России, должен быть поставлен в рамки действующего в стране законодательства и подзаконных регулятивных норм государства. При этом за злостные нарушения (не путать с ошибками, промахами и т. п.) нужно устанавливать буквально разрушающие иностранную компанию меры финансового воздействия, не говоря уже о прямых административных запретах, санкциях, а также уголовном преследовании руководителей и других ответственных работников.
Органы безопасности России призваны мониторить вложения иностранного капитала в Россию на предмет возможного внедрения в экономику страны фирмы или проекта, используемых в качестве элемента гибридной войны. Такие вложения (инвестиции) должны предотвращаться в корне. Между прочим, аналогичный подход уже ряд десятилетий активно применяется в США.
Уже во времена царской империи в Россию двумя мощными потоками притекал иностранный капитал. Один поток - творчески-созидательный. Его инициаторы превращались, по сути, в русских предпринимателей иноязычного происхождения. Такой приток следует приветствовать и в современной России. А вот другой поток иностранного капитала, носящий империалистически-колониальный характер, направленный прежде всего в банковско-кредитную сферу, топливно-энергетические и сырьевые отрасли, торговлю в ее спекулятивно-посреднической монополистической модификации, должен находиться под строгим контролем или запретом.
Так, в ряде случаев при осуществлении крупных инфраструктурных проектов или в ходе разработки кардинально значимых технологий необходимо сотрудничество крупных российских и иностранных корпораций. Однако это всегда следует осуществлять под контролем государства и исходя из народно-государственных интересов России [10].
Следует учитывать нарастающую неустойчивость мирового хозяйства, усиливаемого попытками глобоолигархата надавить на своих актуальных и потенциальных противников с целью утвердить на века свое тотальное глобоолигар-хическое господство в модели однополярного мира с центрированием на США. В такой ситуации возможность вложить в Россию свой частный капитал на условиях стабильности и получения заработанной прибыли в ходе честной конкуренции будет привлекать все большее число инвесторов. Чтобы воспользоваться этой вновь открываемой возможностью (как и возможностью экспорта Россией в другие страны безопасности и стабильности в отличие от США, сеющих конфликты и «оранжевые революции») нашей стране следует самой неукоснительно соблюдать следующие принципы: безопасность, право, устойчивость, социальность, взаимозаинтересованность, приоритет народно-государственных интересов.
Источник
1. Ануриев С. Избыточный ритейл: Торговые сети и их аферы // Завтра. 2021. URL: https:// zavtra.ru/blogs/anureev_tceni (дата обращения: 15.02.2021).
2. ЛарионовИ.К. Выход цивилизации из лабиринта «конца истории»: Концепция синергии развития в переходную эпоху цивилизации и культуры. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2020.
3. Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010.
4. Ларионов И.К., Овчинников В.В., Гуреева М.А. Синергия управления безопасностью и прогрессом в социально-экономическом развитии России. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018.
5. Экономическая безопасность государства: противостояние спектру угроз - от материально-вещественных до информационно-цифровых / М.А. Гуреева [и др.]. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2020.
6. Ларионов И.К. Деньги и цены в развитии воспроизводственного процесса: В поисках альтернативы глобальному монополизму: Монография. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018.
7. Ларионов И.К., Ларионова И.И. Корпоративный механизм хозяйствования, синергия взаимодействия денежно-ценовых и организационно-управленческих составляющих. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2017.
8. Ларионов И.К., Ехлакова Е.А., Ларионова И.И. Предпринимательство: корпоративный и теневой ракурсы. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2019.
9. Деньги, цены и оплата труда: к новой парадигме развития России и мира / Под ред. И.К. Ларионова. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2020.
10. Ларионов И.К. Синергия социального и корпоративного управления. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2017.
11. Синергия управления многомерной экономикой / Под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Гера-синой, М.А. Гуреевой. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018.
12. Синергия стратегического управления / Под ред. И.К. Ларионова. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2021.
13. Национальная экономическая безопасность России в условиях обострения объективных и инициированных рисков и угроз / Е.Б. Ленчук [и др.]; под ред. В.А. Цветкова; Российская академия наук; Отделение общественных наук; Секция экономики. М.: [б. и.]; СПб.: Нестор - История, 2018.
THE STRATEGY OF THE STATE'S ACTIVE INFLUENCE ON TRADE NETWORKS AS SIGNIFICANT FACTOR OF ECONOMIC SECURITY
Gureeva M.A.
GUREEVA Marina Alekseevna - Ph.D. in technical sciences, assistant professor of economics, Russian New University (RosNOW), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. In the context of the all-out hybrid war of the globo-oligarchy against Russia, with the ultimate goal of the destruction of the Russian state and the genocide of the people, objectively playing the main role, along with China, in countering the model of a unipolar world with the total omnipotence of the globooligarhat, trade networks in Russia, especially in the food market, become an extremely important sphere of struggle to ensure the political and economic security of Russia. This involves developing a strategy of active influence of the state on trade networks, taking into account the economic and wider factor, the systemic security of the state and the people. The author presents the original concept of such a strategy. Its key links: the creation of a public-private partnership-wide trade network that competes with private networks; methodology and methodology of Russian sovereignization of foreign private capital in Russia on the basis of the principles of security, justice, law, sustainability.
Keywords: market, food, trade networks, state, initiative, partnership, regulation, competition, prices, profits, taxes, capital, customs regime, product control, safety, priority, strategy, regulation, planning, system, strategy.
For citation: Gureeva M.A. The strategy of the state's active influence on trade networks as significant factor of economic security. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 1 (52). P. 21-30. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-21-30.
References
1. Anuriev S. Excess retail: Trading networks and their scams. Tomorrow. 2021. URL: https:// zavtra.ru/blogs/anureev_tceni (accessed: 15.02.2021).
2. Larionov I.K. Civilization exit from the labyrinth «end of history»: The concept of synergy development in the transitional era of civilization and culture. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2020.
3. Gureeva M.A. Economic security of a multi-tiered system of social reproduction in the period of global transformation processes. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2010.
4. Larionov I.K., Ovchinnikov V.V., Gureeva M.A. Management synergy security and progress in the socio-economic development of Russia. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2018.
5. Economic security of the state: the opposition to the range of threats - from physical to digital / M.A. Gureeva [et al.]. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2020.
6. Larionov I.K. Money and prices in the development of the reproductive process: In search of alternatives to global monopoly: Monograph. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2018.
7. Larionov I.K., Larionova I.I. Corporate management mechanism, the synergy of interaction cash-quotations and organizational components. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2017.
8. Larionov I.K., Yekhlakova E.A., Larionova I.I. Entrepreneurship: corporate and shadow angles. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2019.
9. Money, prices and wages: a new paradigm of development of Russia and the world / Ed. by I.K. Larionov. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2020.
10. Larionov I.K. Synergy of social and corporate governance. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2017.
11. Synergy of managing a multidimensional economy / Ed. by I.K. Larionov, O.N. Gerasina, M.A. Gureeva. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2018.
12. Synergy of strategic management / Ed. by I.K. Larionov. M.: РТС «Dashkov & Co.», 2021.
13. National economic safety of Russia in conditions of escalation of objective and initiated risks and threats / E.B. Lenchuk [et al.]; ed. by V.A. Tsvetkov; Russian academy of sciences; Department of social sciences; Section of economics. M.: [b. i.]; St. Petersburg: Nestor - Istoriya, 2018.