Научная статья на тему 'Формирование системы взаимодействия государства и предпринимательства в сфере образования'

Формирование системы взаимодействия государства и предпринимательства в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Т.С., Бармашова Л.В., Филатов В.А.

В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», предложена концепция преобразования системы образования в России, а также сформирована модель взаимодействия государства и предпринимательства в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Т.С., Бармашова Л.В., Филатов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы взаимодействия государства и предпринимательства в сфере образования»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

FORMING A SYSTEM OF COOPERATION BETWEEN THE STATE AND ENTREPRENEURS IN THE FIELD OF EDUCATION

Т.С. САЛЬНИКОВА

доцент ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет», к.э.н.

Л.В. БАРМАШОВА,

доцент ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет» к.э.н.

В.А. ФИЛАТОВ,

соискатель ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

T.S. SALNIKOVA,

Associate Professor, Moscow State Industrial University, Candidate of Economics,

L.V. BARMASHOVA,

Associate Professor, Moscow State Industrial University, Candidate of Economics,

V.A. FILATOV,

Candidate for a degree, Moscow State Industrial University Аннотация

В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», предложена концепция преобразования системы образования в России, а также сформирована модель взаимодействия государства и предпринимательства в сфере образования.

182

Abstract

The paper prepared under the federal target program Scientific and Re-search-and-Educational Personnel for Innovation Russia suggests a concept of reforming the system of education in Russia as well as a model of cooperation between the state and entrepreneurs in the field of education.

Ключевые слова

1. Предпринимательство

2. Образование

3. Механизм

4. Государство

5. Система

Keywords

1. Entrepreneurship

2. Education

3. Mechanism

4. State

5. System

В последнее время все чаще стали обсуждаться проблемы развития частного и государственного партнерства в сфере образования. Очевидно, что и у государства, и у частных структур есть положительные и отрицательные качества. Однако эти качества могут быть как в потенциальном, так и в актуальном, активно выраженном состоянии.

Если в частном и государственном партнерстве в сфере образования активизированы положительные качества государства и частных структур, а их отрицательные качества нейтрализованы, их проявление предотвращается в корне, то имеет место 1-й вариант партнерства, положительный по своему характеру. В этом варианте государственный стратегический подход к развитию сферы образования, базирующийся на концентрации необходимых ресурсов в масштабе страны в распоряжении государства и на законодательно оформленной силе государства, соединяется с инициативой, предприимчивостью, гибкостью и динамичностью, готовностью идти на оправданный риск, т.е. всем тем, чем характеризуются положительные качества частных структур.

Напротив, если в частном и государственном партнерстве активизированы отрицательные качества государства и частных структур, а их положительные качества не проявляются достаточно существенным образом, то имеет место 2-й вариант партнерства, в котором представленные сами себе образовательные учреждения деградируют, а участвующие в их деятельности частные структуры наживают значительный капитал на основе перемещения значительных ценностей из государст-

венной собственности в частную де-юре (приватизации) или де-факто (при получении недвижимости в долгосрочную аренду за плату несоизмеримо более низкую, чем рыночный уровень аренды), а также хищнической эксплуатации в интересах наживы ресурсов образовательных учреждений во всем их диапазоне - от материально-технической базы и до преподавательского контингента, а также ранее созданного в глазах общественности авторитета (престижа).

И первый, и второй варианты являются, соответственно, крайними полюсами частного и государственного партнерства, положительным и отрицательным. В реальной действительности шанс на то, что осуществляется в чистом виде первый или второй вариант, невелики. Много более вероятен 3-й, смешанный вариант, в рамках которого могут быть различные вариации, сводимые в конечном итоге к трем основным вариациям:

- вариация 1 - в смешении 1-го и 2-го вариантов преобладает 1-й, т.е. положительный вариант;

- вариация 2 - в смешении двух вариантов преобладает 2-й, т.е. отрицательный вариант;

- вариация 3 - имеет место временное равновесие обоих вариантов при ожесточенной их конфронтации, что рано или поздно трансформирует вариацию 3 в вариацию 1 или 2 в зависимости от того, какие процессы возьмут верх - положительные или отрицательные.

Предлагаем модель концепции программы комплексного реформирования общеобразовательной и высшей школы с использованием идеи государственного и частного партнерства, в основу которой положены следующие положения.

1. Модель воплощает концепцию программы комплексного (совместного на основе принципа прямых и обратных связей) реформирования общеобразовательной и высшей школы.

2. В основу модели положен ряд идей, образующий взаимосвязанное целое: ранняя профессиональная ориентация подрастающих поколений; непрерывное самообразование личности на протяжении всей жизни; финансирование из бюджета на должном уровне материально-технической базы школы и вузов; превращение ведущих вузов в крупные наукоемкие корпорации; развитие средней и особенно высшей школы с активным использованием государственного и частного партнерства.

3. Программа реформирования общеобразовательной и высшей школы в масштабе страны в качестве единого целого разрабатывается усилиями ряда НИИ и вузов, а также отдельных ученых и специалистов под координирующим воздействии и финансировании специально уполномоченного на это государством органа.

Разработка и осуществление программы общегосударственного реформирования в виде единого целого средней и высшей школы в соот-

ветствии с предложенной концепцией позволит: поднять на качественно более высокий уровень содержательный процесс обучения и профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, сделав его непрерывным; обеспечить интеграцию в единый научно-образовательный комплекс науки, образования и опытных производств с активным развитием государственного и частного партнерства; на должном уровне осуществлять финансирование сфер образования и науки; формировать достаточно масштабную и высокоразвитую, постоянно модернизируемую материально-техническую базу и инфраструктуры учебно-образовательного и научно-исследовательского процессов; использовать реформируемый в прогрессивном ключе научно-образовательный комплекс в качестве генератора дальнейшего социально-экономического развития страны, что предполагает придание этому комплексу статуса главного национального приоритета; Россия должна превращаться, прежде всего, не в энергетическую, а научно-образовательную державу.

Библиографический список

1. Ларионов И.К. Социальная концепция личности, общества и государства. - М.: Союз, 2000.

2. Обучение рынку / Под ред. С.Ю. Глазьева. - М.: Экономика, 2004.

3. Экономическая теория / Под ред. Г.П. Журавлевой. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2006.

Bibliographical list

1. I.K. Larionov. Social conception of person, society and state. - M.: Soyuz, 2002.

2. Teaching market / Edited by S.Yu. Glazyev. - M.: Economica, 2004.

3. Economics / Edited by G.P. Zhuravleva. - M.: ITK «Dashkov and Co», 2006.

Контактная информация

Тел. 8 (903) 611-98-26

E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Contact links

Тel. 8 (903) 611-98-26

E-mail: apm-msiu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.