Научная статья на тему 'Разработка мотивационного механизма внутрикорпоративных структур и проблемы внутрикорпоративного ценообразования'

Разработка мотивационного механизма внутрикорпоративных структур и проблемы внутрикорпоративного ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / КОРПОРАЦИЯ / СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасина Ю.А., Мустафин Д.А., Харчевников М.В.

В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», предложена концепция мотивационного механизма внутрикорпоративных структур, внутрикорпоративного ценообразования и распределения дохода внутри корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мотивационного механизма внутрикорпоративных структур и проблемы внутрикорпоративного ценообразования»

РАЗРАБОТКА МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР И ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPING A MOTIVATIONAL MECHANISM FOR IN-CORPORATE ORGANIZATIONS AND PROBLEMS OF IN-CORPORATE PRICE SETTING

Ю.А. ГЕРАСИНА,

доцент ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет», к.э.н.

Д.А. МУСТАФИН,

соискатель ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

М.В. ХАРЧЕВНИКОВ,

соискатель ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

Yu.A. GERASINA,

Associate Professor, Moscow State Industrial University, Candidate of Economics

D.A. MUSTAFIN,

Candidate for a degree, Moscow State Industrial University M.V. KHARCHEVNIKOV,

Candidate for a degree, Moscow State Industrial University Аннотация

В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»,

предложена концепция мотивационного механизма внутрикорпоративных структур, внутрикорпоративного ценообразования и распределения дохода внутри корпорации.

Abstract

The paper prepared under the federal target program Scientific and Re-search-and-Educational Personnel for Innovation Russia suggests a concept of motivational mechanism for in-corporate organizations, in-corporate price setting and income distribution inside a corporation.

Ключевые слова

1. Мотивация

2. Механизм

3. Корпорация

4. Структура

5. Модель

Keywords

1. Motivation

2. Mechanism

3. Corporation

4. Organization

5. Model

Мотивационный механизм внутрикорпоративных структур является составной частью многоуровневого мотивационного механизма хозяйствования, который на современном, переходном витке исторического развития человеческой цивилизации носит альтернативный характер.

Мотивационный механизм хозяйствования как таковой, будучи поляризован бинарным образом на цель и средство ее достижения, в силу своей сущности и природы одновременно сконцентрирован на процессе хозяйствования в его самом широком понимании, который, в свою очередь, поляризован на два аспекта - в натуре и в виде движения денег.

Последняя поляризация порождает два диаметрально противоположных варианта мотивационного механизма хозяйствования.

Вариант 1. Цель мотивации хозяйствования - в удовлетворении потребностей человека в натуре, при разделении их на потребность в личных благах как таковых и потребность в творческом самовыражении в высококвалифицированном труде, выбираемом в соответствии с внутренним призванием, а средство достижения такой цели - это ра-

циональное, эффективное хозяйствование, которое облекается в денежную форму, позволяющую осуществлять соизмерение затрат и результата в единой мере, каковой выступают деньги, что принципиально важно для обеспечения эффективности хозяйствования.

Вариант 2. Цель мотивации хозяйствования - в максимально возможном накоплении денежного капитала, а средство достижения - как осуществление производственно-хозяйственной деятельности в натуре, полностью подчиняемое накоплению денежного капитала, так и направление и организация денежно-финансовых потоков с использованием рынка разного рода ценных бумаг, при полном приравнивании в правах общественно полезной профессиональной деятельности и спекулятивно-посреднических трансакций.

На первый взгляд парадоксальным образом мотивация по варианту 1 в стратегической перспективе приводит в масштабе общества к значительно большему накоплению денежного капитала в реальном его наполнении в сравнении с вариантом 2, характеризуемым ориентацией на максимальное накопление денег. Причина в том, что 1-й вариант мотивации создает благоприятные условия для образования синергетического эффекта, достигаемого в результате эффективной кооперации специализированных усилий участников производственно-хозяйственной деятельности, а 2-й вариант предполагает обогащение одних не только и не столько за счет эффективного общественно полезного интеллектуального и материального производства, сколько за счет финансового выигрыша одних в результате денежно-финансовых потерь других при суммировании всех этих потерь в масштабе общества с их умножением на си-нергетическое усилие с отрицательным знаком.

Для реализации формализованных выше мотивационных механизмов принципиально важное значение имеет установление цен как на народно-хозяйственном уровне, так и внутрикорпоративных цен в соответствии с их объективной основой, каковой в самом общем виде является двуединство эффекта и затрат, когда эффект представлен общественной полезностью товара или услуги, а затраты включают в себя не только живой и овеществленный в средствах производства труд, но и природные ресурсы, причем с учетом факторов пропорциональности и времени.

При этом внутрикорпоративное ценообразование должно согласовываться с ценообразованием в масштабе народного хозяйства в целом, представляя его внутрикорпоративную модификацию.

При этом необходимо остановиться на разрешении объективного противоречия между необходимостью использования действующих цен, которые крайне деформированы (перекошены) в современной российской экономи-

ке, и необходимостью использования цен, соответствующих оптимальным пропорциям воспроизводства научно-производственного и социального потенциала ФПГ. Именно ступенчатая коррекция цен способна устранить это противоречие. Каковы же методологические основы этой коррекции?

Цена на продукцию, в особенности сложную, наукоемкую, наслаивается в процессе межотраслевого оборота. При этом основные элементы, играющие решающую роль в определении величины цены через посредство этого межотраслевого наслоения, - заработная плата и прибыль (соответственно, ее структурные элементы). Сюда можно было бы включить и амортизацию, но ее роль в себестоимости относительно невелика, обычно 5-7%. Если абстрагироваться от рентных платежей, арендной платы и т.п., то можно утверждать, что цена каждого товара образуется в процессе межотраслевого наслоения зарплаты, прибыли, амортизации при решающей роли зарплаты и прибыли.

Соответственно, коррекцию цен внутри ФПГ нужно начинать с корректировки величин заработных плат и прибылей внутри звеньев ФПГ.

Подводя итоги, констатируем целесообразность создания внутри крупных ФПГ, замыкающих внутри себя обширные сети межотраслевых связей, внутренней денежно-ценовой системы, включающей в себя:

1) эмиссию внутренних денег с учетом установления процедуры ее осуществления и контроля за обеспеченностью эмитируемых денег реальными ресурсами группы;

2) установление внутренних цен во внутренних рублях, применяемых параллельно с ценами в обычных рублях;

3) определение обменного курса внутренних рублей по отношению к обычным рублям и долларам;

4) ведение двух параллельных систем бухгалтерского учета - во внутренних рублях и при внутренних ценах в обычных рублях и при обычных ценах за пределами ФПГ;

5) регулирование оптимального соотношения между суммарными фондами накопления и потребления в масштабе ФПГ и отслеживание сохранения относительной замкнутости оборотов внутренних денег в рамках отдельно фонда накопления и фонда потребления.

Библиографический список

1. Балыко Е.Н. Проблемы формирования потребностей человека в современном обществе. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.

2. Данилов А.И., Разумова Ю.В. Инновационно-инвестиционные процессы в современной системе общественного воспроизводства. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010.

3. Ларионов И.К. Стратегия социального управления. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.

Bibliographical list

1. Ye.N. Balyko. Problems of forming needs of a man in modern society. - M.: IVTs «Marketing», 2008.

2. A.I. Danilov, Yu.V. Razumova. Innovation and investment processes in the modern system of social reproduction. - M.: IVTs «Marketing», 2010.

3. I.K. Larionov. Strategy of social administration. - M.: ITK «Dashkov and C°», 2004.

Контактная информация:

Тел. 8 (903) 611-98-26 E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Contact links:

Тel. 8 (903) 611-98-26 E-mail: apm-msiu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.