II. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 9. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ
9.1. ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА1
Сальникова Т. С., к.э.н., доцент,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
apm-msiu@yandex.ru
Хончев М. А., к.э.н., доцент,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
apm-msiu@yandex.ru
Волкова Н. М., старший преподаватель
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
apm-msiu@yandex.ru
Аннотация: В статье раскрывается комплекс принципов формирования механизма государственно-частного партнерства в высшей школе, интегрируемой с наукой и производством.
Ключевые слова: наука, производство, инновационный путь развития, научно-технический прогресс, национальная экономика, механизм государственночастного партнерства.
INTEGRATION OF HIGHER SCHOOL, SCIENCE AND OPERATIONS ON THE BASIS OFPRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP
Sal'nikova T. S., Candidate of Economics,Assistant of Professor.
Place of employment: Department of Economy and Production management, FSBEA HPE «MSIU»
apm-msiu@yandex.ru l Khonchev M. A., Candidate of Economics, Assistant of Professor.
1 Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14В37.21.0974 «Формирование механизма государственночастного партнерства в высшей школе в качестве фактора активизации инновационно-инвестиционного процесса в отечественной промышленности».
Funding
The study was supported by The Ministry of education and science of Russia, project 14B37.21.o974
Place of employment: Department of Economy and Production management, FSBEA HPE «MSIU»
apm-msiu@yandex.ru
Volkova N. M., The senior teacher.
Place of employment: Department of Economy and Production management, FSBEA HPE «MSIU»
apm-msiu@yandex.ru
Annotation: The article specifies the principle of formation of mechanism ofprivate-public partnership in Higher school, integrated with science and operations.
Keywords: science, operations, innovative development, scientific-technical progress, national economics, mechanism of private-public partnership.
Активное задействование высшей школы в решении задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития на базе научнотехнического прогресса предполагает два взаимосвязанных преобразования:
- преобразование первое: внедрение в высшую
школу, приобретающую импульс инновационности в качестве главного тренда своего развития, механизма государственно-частного партнерства; это
обусловлено тем, что подлинное инновационное развитие в интересах общества на базе НТП, не может быть обеспечено в отдельности ни государством, ни частным предпринимательством, но предполагает соединение усилий их обоих для решения задач инновационного развития, следовательно, приводит к необходимости задействования института и механизма государственно-частного партнерства;
- преобразование второе: поскольку высшая школа
может быть превращена в важнейший фактор инновационного развития национальной экономики при условии, с одной стороны, базирования ее деятельности на генерировании и использовании новых знаний, а с другой - активном взаимодействии со сферой производства, в которой новые знания материализуются в инновационную продукцию (товары и услуги), что предполагает кардинальное преобразование развертываемого в высшей школе образовательного процесса в направлении его интеграции с научными исследованиями и разработками и индустриальным
воспроизводственным процессом в научно-образовательно-производственный комплекс.
Таким образом, внедрение в высшую школу механизма государственно-частного партнерства при ее активном задействовании в качестве важнейшего фактора перевода национальной экономики на базе НТП должно сочетаться с интеграцией научной, образовательной и производственной деятельности, что приводит к образованию научно-образовательнопроизводственного комплекса.
Совместное задействование в инновационно ориентированной высшей школе механизма государственно-частного партнерства и механизма научно-образовательного комплекса приводит к образованию синергетического эффекта как в
развитии самой высшей школы, так и в ее влиянии на инновационное национальной экономики на базе НТП в целом.
В соответствии с определенным выше подходом, разработан комплекс принципов государственночастного партнерства в высшей школе, интегрируемой с наукой и образованием. Ниже излагаются эти принципы совместно с их обоснованиями с комментариями.
Принцип 1 - государственность: задействование государства в качестве ведущего звена механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), нацеленного на обеспечение национальногосударственных интересов страны.
Государство объективно служит главным, определяющим звеном, государственно-частного партнерства. Именно государство, при условии его подчинения интересам народа, способно придать институту и механизму государственно-частного партнерства направленность, соответствующую национально-государственным интересам страны. Второе звено (полюс) ГЧП в виде частного предпринимательства обеспечить данное
направление, в принципе, не в состоянии по двум причинам:
а) частные предприниматели представляют собой разнородное множество нередко раздираемое противоречиями и столкновениями частных интересов;
б)бизнес нацелен на максимальную прибыль и накопление частного капитала, нередко за счет перераспределения созданного другим трудом и другой организаторско-управленческой деятельностью общественного богатства, причем так, что в результате этого распределения общество в целом становится беднее.
Принцип 2 - инновационность (новаторство) -активизация инновационного (новаторского) потенциала частного предпринимательства и направление его использования в русло национальногосударственных интересов.
Смысл государственно-частного партнерства заключается не только и не столько в объединении ресурсов государства и частного
предпринимательства для осуществления совместных инвестиционных проектов, нужных обществу и государству и в то же время привлекательных для бизнеса с позиции получения достаточной прибыли на осуществляемые им вложения средств, но и, в первую очередь, в задействовании инновационного (новаторского) потенциала частного
предпринимательство во всех видах и формах его проявления, особенно в науке, образовании, управлении для решения ключевых народнохозяйственных задач:
а) повышения эффективности управления воспроизводственным процессом на всех его уровнях;
б) перевода национальной экономики на инновационный путь развития;
в) перемещения частной инициативы из теневой экономики в легализованную экономику, функционирование и развитие которой осуществляется открыто на основе сотрудничества государства и частного предпринимательства.
Принцип 3 - партнерство: обеспечение
механизмом ГЧП плодотворного сотрудничества
государства и частного предпринимательства в интересах народа.
Объективная необходимость принципа партнерства вытекает из самой сущности института и механизма государственно-частного партнерства.
Однако в государственно-частном партнерстве, в зависимости от того или иного сочетания причин и обстоятельств, могут быть задействованы как положительные свойства воздействия на экономику со стороны государства и частного
предпринимательства, так и отрицательные свойства, что придает ГЧП соответственно положительный или отрицательный знак.
Положительный знак ГЧП может быть обеспечен при условии контроля народа над государством, что придает положительный знак самому государству, а через него - уже и частному предпринимательству, и государственно-частному партнерству в целом.
Принцип 4 - профессионализм: базирование
механизма ГЧП на подготовке в высшей школе высокопрофессиональных кадров.
Речь идет не о профессионализме вообще, а о высокообразованном профессионализме, достижение которого предполагает подготовку
высокопрофессиональных кадров в высшей школе, с чем связана ее ключевая роль в обеспечении этого принципа.
В последнее время в некоторых странах, в частности, в Испании, стал развиваться подход о признании профессионалом работника,
проработавшего достаточно долго по определенной профессии, даже если у него и нет высшего образования. Действительно, можно встретить высококлассных специалистов, не имеющих диплома о высшем образовании, но в целом доказывающих свою профессиональную пригодность. Однако, такие
специалисты, в результате самообразования приобрели высшее образование фактически на деле, хотя и не сдавали экзаменов преподавателям и не получили диплом. Такие кадры часто более
образованы, чем многие дипломированные специалисты, которые после окончания вуза перестали заниматься самообразованием,
повышением своей квалификации. Из сказанного выше вытекает необходимость не отказа от высшего образования в качестве обязательного становления высококвалифицированного работника, в
необходимость продвижения после окончания вуза непрерывного самообразования, сопровождаемого интенсивным внутренним поиском новых подходов и решений в области своей профессиональной деятельности.
Принцип 5 - научность: построение механизма ГЧП на научной основе и его нацеленность на повышение эффективности научных исследований и разработок с ориентацией на опережающее развитие.
Данный принцип носит двуединый характер, объединяя в себе задействование науки в двух разных ипостасях:
во-первых, формирование, функционирование и развитие института и механизма государственночастного партнерства на научной основе с разработками и рекомендациями ученых и специалистов;
во-вторых, само воздействие механизма ГЧП на национальную экономику должно быть нацелено,
помимо прочего, на активизацию и повышение эффективности научных исследований и разработок, причем с ориентацией на опережающее развитие2. Последнее не отрицает, что в ряде отраслей экономики, где нет возможности и целесообразности выходить на лидирующие позиции в генерировании НТП, предпочтительность заимствования и внедрения научно-технических разработок, уже осуществленных в других странах мира. Заметим, что международное разделение и кооперация труда охватывает также научные исследования и разработки, научнотехнический прогресс3.
Принцип 6 - производительность: нацеленность на реализацию знаний и новаторства (инновационности) в интеллектуальном и материальном производстве при росте производительности.
Как известно, предметом экономической жизнедеятельности людей является производство и потребление интеллектуальных и материальных благ, взаимодействующие между собой посредством обмена и распределения. При этом знания и новаторство (инновации) нужны в экономике не сами по себе, а в качестве элементов, внедряемых в процессы производства и потребления, позволяющих значительно повышать их эффективность.
Принцип 7 - экологизация: использование
механизма ГЧП для системной экологизации науки, образования, производства.
Речь идет не просто об экологизации, а именно о системной экологизации, означающей приведение всей жизнедеятельности людей, общественного воспроизводственного процесса на всех его уровнях (микро- мезо-макро-), в том числе и инновационноинвестиционного процесса в его рамках, в соответствии с объективными требованиями законов экологии человека, природы, общества.
Наука, образование и производство никак не могут быть здесь исключением. Соответственно, механизм ГЧП должен быть превращен, помимо прочего, в действенный инструмент системной экологизации науки, образования.
Принцип 8 - справедливость: справедливое
распределение между участниками ГЧП результатов деятельности в натуре и в виде доходов, пропорционально вкладу в их достижение.
Как государственные, так и частные структуры, а также отдельно взятые личности, задействованные в государственно-частном партнерстве, претендуют на определенную полезную отдачу от своих усилий, ресурсов в натуре, денежных средств, вкладываемых в ГЧП. Если эта полезная отдача в отношении каждого отдельного участника ГЧП базируется на его вкладе в общую деятельность и ее результат, т.е. осуществляется в соответствии с принципом справедливости, то усилия всех участников ГЧП будут нацелены на повышение эффективности их общего дела. Напротив, если распределение полезной отдачи (в натуре и деньгах) осуществляется пропорционально силе и влияния в пользу сильного за счет слабого, или
2С.Ю. Глазьев. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010; Экономическая система России, стратегия развития/ под ред. Ларионова И.К., Сильвестрова С.Н. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012.
3С.Ю. Глазьев. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: ВлаДар, 1993.
методом «перетягивания каната», то активность участников ГЧП направляется не столько на достижение общего полезного результата, сколько на достижение преимуществ одних участников ГЧП за счет других, что значительно снижает общественную полезность и эффективность государственно-частного партнерства.
Принцип 9 - стратегичность: задействование механизма ГЧП для достижения стратегических целей развития.
Механизм государственно-частного партнерства в науке, образовании, производстве должен быть ориентирован, прежде всего, на достижение стратегических целей и решение стратегически значимых задач, которые, однако, не противопоставляются текущим целям и задачам, а наоборот, последние используются в качестве конкретных способов и мер достижения стратегических целей развития.
Принцип 10 - устойчивость: обеспечение
механизмом ГЧП устойчивости партнерства и устойчивости развития.
Из принципа стратегичности вытекает принцип устойчивости. Ведь если механизм ГЧП ориентирован не на сиюминутные цели и задачи, а на стратегические цели долгосрочного развития. Такие цели могут быть достигнутыми только на базе устойчивого сотрудничества между участниками государственночастного партнерства. Это также предполагает, помимо прочего, устойчивость правил и алгоритмов взаимодействия участников ГЧП. В то же время эта устойчивость должна носить динамичный характер, видоизменяясь по мере развития и изменения ситуации.
Принцип 11 - заинтересованность: активизация и гармонизация интересов участников партнерства.
Деятельность ГЧП может быть эффективной только при условии действия участников партнерства не по принуждению сверху, а исходя из своих интересов.
Механизм ГЧП должен способствовать активизации таких интересов участников партнерства, которые соответствуют его целям и задачам. При этом такие активизируемые интересы должны
гармонизироваться, иначе говоря, приводиться в противоречивое согласование между собой. В условиях гармонизации интересов участников партнерства, каждый из них должен быть готов пойти на уступки в пользу других участников с целью гармонизации всей совокупности интересов в масштабе ГЧП. При этом, действия участников партнерства, исходя из общих, сгармонизированных интересов, приносит весьма ощутимый синергетический эффект совместной деятельности. Затем это эффект распределяется между участниками в соответствии с принципом справедливости. Доля каждого участника в этом эффекте, в ее абсолютном выражении, значительно превосходит потери или упущенную выгоду от уступок, на которые он пошел в ходе согласования (гармонизации) интересов.
Принцип 12 - учет: точный и рациональный учет деятельности и ее результатов, охватываемой механизмом ГЧП.
Одной из аксиом рационального функционирования и развития национальной экономики во всех ее формах и на всех уровнях (микро-мезо-макро-) является точный, рациональный, в современных условиях также и компьютеризированный учет
деятельности и ее результатов. Деятельность, охватываемая ГЧП, ни в коей мере не может быть исключением.
Принцип 13 - контроль: действенный контроль за деятельностью и результатами в рамках механизма ГЧП.
Другой аксиомой экономической деятельности любого вида и уровня является действенный контроль за ее осуществлением и результатом. Без такого контроля реальное управление экономическими процессами неосуществимо. Возможна лишь имитация реального управления с выхолащиванием его сущности. Деятельность в рамках ГЧП и в данном случае, аналогично как и с принципом учета, никак не может быть исключением.
Принцип 14 - инвестиционность: нацеленность механизма ГЧП на поиск источников инвестиций и их эффективное осуществление в качестве реализации инноваций с образованием в результате инновационно-инвестиционного процесса.
Принцип инвестиционности объективно
обусловленным образом служит продолжением принципа инновационности (новаторства). Ведь инновации могут быть реализованы в той мере, в какой они будут сопровождаться инвестициями. Соответственно, задействование механизма ГЧП в научно-образовательно-производственном комплексе предполагает построение такого механизма, который в возможно большей степени будет способствовать активизации инвестиций и повышению их эффективности.
Принцип 15 - системность: формирование
механизма ГЧП в качестве единой взаимосвязанной системы.
Принцип системности, аналогично принципам учета и контроля, носит характер аксиомы. Механизм ГЧП здесь не может быть исключением.
Следует заметить, что все разработанные принципы формирования механизма ГЧП, в качестве единого взаимосвязанного целого, отражают объективную необходимость системного подхода к созданию данного механизма. Каждый из этих принципов в отдельности и все они вместе взятые в своей единой взаимопроникающей совокупности соответствуют критерию необходимости и достаточности для рационального формирования и эффективного использования механизма ГЧП в научно-образовательно-производственном комплексе в решении задачи перевода национальной экономики на инновационный путь развития на базе научнотехнического прогресса.
Принцип 16 - синергетичность: ориентация
механизма ГЧП на максимизацию синергетического эффекта, как процесса деятельности, так и ее результата.
Как известно, синергетический эффект образуется в результате эффективного комбинирования факторов воспроизводственного процесса, что позволяет сочетать минимизацию затрат с максимизацией эффекта.
Двойной синергетический эффект в выше приведенной формуле складывается из синергетического эффекта по линии субъекта воздействия, каковыми выступает механизм ГЧП, и из синергетического эффекта по линии объекта воздействия, каковыми являются процессы и результаты, охватываемые данным механизмом.
Выработанная взаимосвязанная совокупность принципов формирования механизма государственночастного партнерства в высшей школе, интегрируемой с наукой и образованием в научно-образовательнопроизводственный комплекс, представлена в концентрированном виде в табл. 1.
Таблица 1
Принципы формирования механизма государственно-частного партнерства в высшей школе, интегрируемой с наукой и образованием внаучно-образовательно-производственный комплекс
№ п/п Название и краткое определение принципа
1 Государственность - задействование государства в качестве ведущего звена механизма ГЧП, нацеленного на обеспечение национально-государственных интересов страны
2 Инновационность (новаторство) - активизация инновационного (новаторского) потенциала частного предпринимательства и направление его использования в русло национально-государственных интересов
3 Партнерство - обеспечение механизмом ГЧП плодотворного сотрудничества государства и частного предпринимательства в интересах народа
4 Профессионализм - базирование механизма ГЧП на подготовке в высшей школе высокопрофессиональных кадров
5 Научность - построение механизма ГЧП на научной основе и его нацеленность на повышение эффективности научных исследований и разработок с ориентацией на опережающее развитие
6 Производительность - нацеленность на реализацию знаний и новаторства (инновационности) в интеллектуальном и материальном производстве при росте производительности
7 Экологизация - использование механизма ГЧП для системной экологизации науки, образования, производства
8 Справедливость справедливое распределение между участниками ГЧП результатов деятельности в натуре и в виде доходов, пропорционально вкладу в их достижение
9 Стратегичность - задействование механизма ГЧП для достижения стратегических целей развития
10 Устойчивость - обеспечение механизмом ГЧП устойчивости партнерства и устойчивости развития
11 Заинтересованность - активизация и гармонизация интересов участников партнерства
12 Учет - точный и рациональный учет деятельности и ее результатов, охватываемой механизмом ГЧП
13 Контроль - действенный контроль за деятельностью и результатами в рамках механизма ГЧП
14 Инвестиционность - нацеленность механизма ГЧП на поиск источников инвестиций и их эффективное осуществление в качестве реализации инноваций с образованием в результате инновационно-инвестиционного процесса
15 Системность - формирование механизма ГЧП в качестве единой взаимосвязанной системы
16 Синергетичность - ориентация механизма ГЧП на максимизацию синергетического эффекта как процесса деятельности, так и ее результата
Список литературы:
1. ГерасинА.Н. Теневые экономические отношения и их воспроизводство в рыночной системе хозяйства. - М.: Бизнес-Пресс, 2006.
2. ГлазьевС.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010.
3. Грунин О.А. Перспективы создания финансового синергетического эффекта в условиях инновационного развития российской экономики. - М.: РГСУ, 2011.
4. ДаниловА.И. Общественное воспроизводство:
комбинационный экономический эффект. - М.: ИВЦ
«Маркетинг», 2002.
5. ДаниловА.И. Комбинационный экономический эффект:
понятие, формирование, генерирование. - М.: ИВЦ
«Маркетинг», 2001.
6. ДаниловА.И., РазумоваЮ.В. Инновационно-
инвестиционные процессы в современной системе общественного воспроизводства. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010.
7. Разумова Ю.В. Институт инновационно-инвестицонного процесса в системе общественного воспроизводства: развитие и формирование. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.
8. Экономическая система России, стратегия Развития/ под ред. Ларионова И.К., Сильвестрова С.Н. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012.
Reference list:
1. Gerasin A.N. Shadow economic relations and their reproduction in the market system. Moscow: Bizness-Press, 2006.
2. DanilovA.I. Complex economic effect: concept, formation, generation. - M.: IVTs“Marketing”, 2001.
3. DanilovA.I. Social reproduction: complex economic effect. -M.:IVTs ‘Marketing’, 2002.
4. DanilovA.I., Razumova Y.V. Innovative and investment processes in the system of public reproduction. Moscow: IVTs “Marketing”, 2010.
5. Economic system in Russia. Development strategy. Edited by Larionov I.K., Silvestrov S.N. Moscow: ITK “DashkoviKo”, 2012.
6. GlazievS.Yu. Strategy of Russia faster growth in Global crisis. - M.: Economics, 2010.
7. GruninO.A. Perspectives of formation of financial synergetic effect during innovation development of Russian economy. -M.: RGSU, 2011.
8. Razumova Y.V. Institution of innovative and investment process in the system of public reproduction: development and formation. Moscow: IVTs “Marketing”, 2008.