Научная статья на тему 'Эволюция рынка образовательных услуг в процессе реформирования экономики страны'

Эволюция рынка образовательных услуг в процессе реформирования экономики страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГА / РЕФОРМА / ЭВОЛЮЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасина О.Н., Беспалов О.Ю.

В статье, выполненной в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», исследуется эволюция рынка образовательных услуг в процессе реформирования экономики России, а также анализируются проблемы системы образования и формируются пути для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасина О.Н., Беспалов О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция рынка образовательных услуг в процессе реформирования экономики страны»

ЭВОЛЮЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

EVOLUTION OF THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN THE PROCESS OF REFORMING THE ECONOMY OF THE COUNTRY

О.Н. ГЕРАСИНА,

заведующая кафедрой ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет», д.э.н., профессор

О.Ю. БЕСПАЛОВ,

соискатель ГОУ «ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

O.N. GERASINA,

Head of Department, Moscow State Industrial University, Doctor of Economics, Professor

O.U. BESPALOV,

Candidate for a degree, Moscow State Industrial University Аннотация

В статье, выполненной в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», исследуется эволюция рынка образовательных услуг в процессе реформирования экономики России, а также анализируются проблемы системы образования и формируются пути для их решения.

Abstract

The paper prepared under the analytical departmental target program Development of the Scientific Potential of the Higher School investigates the evolution of the educational services market in the process of reforming the

economy of Russia as well as analyzes the problems of the educational system and suggests the ways of solving them.

Ключевые слова

1. Образование

2. Услуга

3. Реформа

4. Эволюция

5. Деятельность

Keywords

1. Education

2. Service

3. Reform

4. Evolution

5. Activity

С экономической точки зрения образование - это капитальные вложения, позволяющие обеспечить более высокую производительность в сфере экономики, культурное и социальное благосостояние. Слово «образование» определяет механизм и одновременно среду, в которой происходит становление и развитие отдельного человека и человечества в целом. Образование - это то, благодаря чему индивид как личность приобретает социальную значимость.

Выделяют обычно три главных предназначения образования в экономическом механизме страны:

- сохранение культурного и научного национального потенциала;

- научно-техническое развитие страны;

- повышение уровня жизни населения.

Система образования может реализовываться по одной из двух схем:

- поддерживание обучения - фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справиться с уже известными, повторяющимися ситуациями;

- опережающее обучение - формирование способности обучаемых к проектированию будущего.

Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства.

Развитие системы образования, его доступность и востребованность является следствием социально-экономического положения общества.

Образовательная услуга есть предлагаемый на определенных условиях вид образовательной деятельности, в процессе которой удовлетворяется потребность в получении студентом (потребителем) необходимых знаний, являющихся основой высшего профессионального образования и квалификации по выбранной специальности.

Конечным результатом, свидетельствующим о завершении оказания образовательной услуги, является получение диплома о присвоении квалификации и усвоении адекватной ему совокупности знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными планами, программами и учебно-методическими разработками.

Содержание же образовательной услуги при этом включает комплекс следующих основных компонентов:

- усвоение совокупности знаний, умений и навыков по определенной специальности;

- обретение нового социального статуса в обществе;

- развитие способности к технологической и психологической самоорганизации;

- накопление собственной информационной базы данных по полученной специальности.

Особо подчеркнем, что обретение социального статуса (места человека в обществе) в данном случае выражается в способности выпускника вуза стать активной личностью, занять определенные позиции и место в политической, экономической и общественной жизни страны. Эта способность формируется не только образовательной, но и целенаправленной воспитательной работой вуза по развитию у студентов гражданственности, духа гуманизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам, любви к Родине. Нельзя при этом исключать и самоорганизацию специалиста.

Способность к самоорганизации выражается в умении организовать личный труд в будущей производственной, управленческой и другой деятельности: умение последовательно выполнять предусмотренные режимом работы операции, процедуры, накапливать, анализировать и обобщать необходимую информацию, использовать компьютерные программные продукты, создавать рациональные условия и режим работы. Эта способность формируется у студентов в процессе изучения цикла управленческих и смежных с ними дисциплин.

Способность к психологической самоорганизации выражается в формировании личностных качеств, развитии своих способностей, эмоционально-волевых характеристик, этических установок в процессе управленческой и другой деятельности. Эта способность развивается

путем активного освоения общественных дисциплин (философия, история, психология, конфликтология и др.), воспитывается и формируется у студентов преподавателями на протяжении всего периода обучения и индивидуальной работы с ними.

Накопление собственной информационной базы данных по получаемой специальности осуществляется путем постепенного накопления студентами в процессе обучения в личном пользовании специальной литературы и средств программного обеспечения.

В данной статье нельзя не упомянуть и об изменении государственной политики в области требований к учреждениям высшего образования.

В последнее время Министерство образования и науки РФ проводит политику, ориентированную на ужесточение требований к вузам, и особенно - к негосударственным вузам. В целом это является позитивным и логически обусловленным подходом к совершенствованию всей системы высшего профессионального образования. В этих условиях студент, обучающийся в негосударственном вузе, рискует оказаться в итоге своего обучения либо без диплома государственного образца (в случае если негосударственный вуз не будет аттестован и аккредитован), либо окажется вне стен высшего учебного заведения (в случае если негосударственный вуз будет ликвидирован).

За последние годы изменилась и политика работодателей в области найма специалистов.

На многих предприятиях и организациях найм специалистов работодателями производится на основе принципа предпочтения, отдаваемого престижности и солидности вуза, оконченного кандидатами на предлагаемую должность. Например, банки, как правило, отдают предпочтение выпускникам Финансовой академии, компьютерные фирмы -выпускникам МИФИ, совместные иностранные компании - выпускникам МГИМО, ГУУ и т.д. Естественно, что все эти образовательные учреждения являются государственными вузами. Наибольшей престижностью в глазах работодателей обладают вузы, известные не только в нашей стране, но и за рубежом.

В условиях действия названных выше общих факторов представляется целесообразной необходимость совершенствования организации образовательной деятельности как государственных, так и негосударственных, особенно гуманитарных вузов, которые также оказывают существенное влияние на межвузовскую конкуренцию на российском рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Коротков Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. - М.: ГУУ, 2002.

2. Ломакин А. Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза в сфере образовательной деятельности. - М.: Диалог-МИФИ, 2004.

3. Саймон Б. Общество и образование. - М.: Прогресс, 1989.

Bibliographical list

1. E.M. Korotkov. Quality of education: forming, factors and evaluation, administration. -M.: GUU, 2002.

2. A.L. Lomakin. Competitiveness of a private liberal arts institute of higher education in the field of educational activities. - M.: Dialog-MIFI, 2004.

3. B. Simon. Society and education. - M.: Progress, 1989.

Контактная информация

Тел. 8 (903) 611-98-26

E-mail: apm-msiu@yandex.ru

Contact links

Тel. 8 (903) 611-98-26

E-mail: apm-msiu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.