Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность в структуре жизненных приоритетов студентов управленческих специальностей'

Профессиональная деятельность в структуре жизненных приоритетов студентов управленческих специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ПРИОРИТЕТЫ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Е.В.

в статье представлены результаты социологического исследования места и роли профессиональной деятельности в структуре жизненных приоритетов студентов Государственного университета управления (г. Москва). Выделяются факторы образовательной среды вуза, оказывающие влияние на профессиональные планы студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность в структуре жизненных приоритетов студентов управленческих специальностей»

Е.В. Тихонова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

PROFESSIONAL ACTIVITIE IN THE STRUCTURE OF STUDENTS' OF MANAGERIAL SPECIALTIES LIFE PRIORITIES

Аннотация: в статье представлены результаты социологического исследования места и роли профессиональной деятельности в структуре жизненных приоритетов студентов Государственного университета управления (г. Москва). Выделяются факторы образовательной среды вуза, оказывающие влияние на профессиональные планы студенчества.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, жизненные планы, приоритеты, студенты, высшее образование, трудоустройство.

Abstract: the article represents the results of the sociological survey of place and role of professional activities in structure of State Management University (Moscow) students' life priorities. The University's educational environment factors that influence students' professional projects are marked out.

Keywords: professional activities, life plans, priorities, students, higher education, employment.

Построение рыночной экономики в России ознаменовалось не только различными экономическими коллизиями, но и разрушением целых отраслей и сфер деятельности. Одним из таких «хрупких» секторов оказалась система высшего образования, более десяти лет находящаяся в состоянии постоянных качественных преобразований и институциональных реформ.

В настоящее время институт высшей школы превратился в арену жесточайших дискуссий. Сторонники и противники модернизации образовательного процесса по западному сценарию спорят о том, кого выпускают отечественные вузы -высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в построении будущей карьеры по полученной специальности или обладателей дипломов о высшем образовании, для которых сфера будущей профессиональной деятельности не имеет значения. Наибольший интерес представляет ответ на вопрос, какое место в структуре жизненных приоритетов отводится профессиональной деятельности в соответствии с базовой специальностью, приобретенной в процессе обучения.

Полигоном проведенного в 2011 году эмпирического исследования выступал Государственный университет управления (ГУУ), имеющий высокое общественное и государственное признание, что подтверждается лидирующими позициями в рейтингах вузов, государственными и общественными наградами. Программы и технологии обучения в ГУУ в полной мере отражают передовой отечественный и зарубежный опыт подготовки экономических и управленческих кадров. В исследовании участвовали студенты управленческих специальностей 3 и 4 курсов, поскольку именно в этот период формируются основные жизненные планы и определяется место профессиональной деятельности в их структуре.

Практически все опрошенные в качестве центрального элемента жизненного пространства указали семью. Благополучие семьи и детей находится на первом по значению месте, как у третьекурсников, так и у старших студентов. Материальное благополучие, самореализация, а также интересная и творческая работа занимают, соответственно, третье, четвертое и пятое места в данной иерархии. Такое согласие свидетельствует об устоявшейся системе ценностей, не подвергающейся существенной трансформации в процессе обучения. Интересно, что вариант ответа «работа по конкретной специальности» как отдельная ценность не был отмечен ни одним респондентом.

Вопрос о желаемом будущем («чего Вы хотите добиться в жизни») является для студентов третьего курса риторическим, большинство из них не задумываются серьезно о будущем и отмечают лишь позиции «счастье в личной жизни» и «благополучную жизнь в целом». Четвертый курс расставляет жизненные приоритеты более четко. Это счастье в личной жизни, стабильность и любимая работа. Но в представлении о своем будущем пункт «любимая работа» отмечается чаще, нежели просто «материальная независимость, постоянный высокий доход».

Обучение в вузе позволяет, по мнению преобладающего большинства студентов (68,6% третьего и 65,0% четвертого курса) получить диплом для дальнейшего устройства на работу, а также способствует развитию интеллектуальных способностей (60,0% и 65,0% соответственно). Показательно, что обучение в вузе как фактор построения профессиональной карьеры оценивается студентами четвертого курса скептичнее (40,0%), чем третьекурсниками (48,6%). Возрастает уважение к преподавателям как профессионалам высокого уровня (40,0% против 22,9% на третьем курсе), однако лишь треть студентов считает, что получаемые знания практически применимы в будущей работе. Достижению профессиональных целей намного больше помогают личные качества (82,9% третьекурсников и 85,0% четверокурсников), личные связи (71,4% студентов третьего курса), интеллектуальные способности (50,0% студентов четвертого и 45,7% - третьего курса). Исследование выявило существенное повышение рационального отношения студентов четвертого курса к личным возможностям в построении профессиональной карьеры. Привлекательная внешность, умение произвести впечатление на нужных людей оценивается ими ниже, чем третьекурсниками (25,0% против 42,9% соответственно). Одновременно возрастает понимание роли поддержки и помощи родителей и родственников в трудоустройстве (15,0% против 2,9% студентов третьего курса).

Представленные выводы подкрепляются пожеланиями студентов очной формы обучения о возможности «совмещения учебы и практики по будущей специальности» и «удобного режима учебы, позволяющего совмещать учебу с работой». Трудовая занятость студентов, параллельная учебе, приобрела массовый характер. Хотя в системе жизненных приоритетов она занимает скромное место (7,9%), более половины студентов очной формы обучения работают периодически (59%), а 24% имеют официальный трудовой контракт. При этом студенты рассматривают трудовую деятельность не как временный «подработок», а сложившийся стандарт поведения, символизирующий предприимчивость и конкурентоспособность студента на рынке труда. Работа, отнимающая значительное время от учебной деятельности, воспринимается студентами как важнейший базовый этап построения профессиональной карьеры. Значительная часть студентов считает свою работу более важной деятельностью, чем обучение.

Причины, по которым студенты совмещают работу и учебу, в целом одинаковы - необходимость производственного стажа при поступлении на постоянное место работы и наличие опыта работы как необходимое условие построения профессиональной карьеры. Однако, содержание этого опыта у студентов не равноценно. Приобретаемая специальность далеко не всегда соответствует выполняемым трудовым обязанностям. По своей прямой специальности работает лишь 14% студентов четвертого и 11% - третьего курса. Однако менять место работы остальные не собираются по причинам удовлетворенности условиями и перспективами, либо из боязни сложностей профессионального трудоустройства.

По данным мониторинга, проводимого Московским гуманитарным университетом, 65,2% студентов негосударственных и 49,9% государственных вузов совмещают работу с учебой, причем такое совмещение никак не сказывается, по мнению студентов, на качестве их обучения. Лишь 9,2% студентов государственных вузов (12,9% негосударственных) отметили, что работа мешает учебе. Одновременно существенно снижается процент студентов, участвующих в неформальных мероприятиях и ведущих активную развлекательную жизнь в стенах учебных заведений. Преобладающая часть студенчества не участвует в организации вечеров и праздников (63,1% в негосударственных и 59,1% в государственных вузах), дискотек

(соответственно 78,4% и 81,8%), спортивных соревнований (72,7%; 69,0%). Менее половины студентов (44,3%) отметили важность для себя целей, связанных с проведением свободного времени. Более глубокий анализ позиции этой группы студентов позволяет сделать вывод о том, что досуговые мероприятия определенная часть из них использует для установления дружеских отношений, которые могут помочь решить проблемы трудоустройства и карьерного роста. Кроме того, в среде студенчества выделяются определенные «группы интересов», принадлежность к которым имеет важное символическое значение и придает их членам статус успешно реализующихся и благополучных [1]. При этом соответствие базового (управленческого) образования непосредственной сфере трудовой деятельности не имеет для студентов определяющего значения. Большинство будущих менеджеров сомневаются в возможности трудоустройства по специальности и готовы сменить профессию сразу после окончания вуза, если предложение работодателя интересно с позиции оплаты труда и графика работы.

На четвертом курсе обучения появляется новый фактор, определяющий изменение направленности профессиональной ориентации на работу за рубежом -61% респондентов ориентированы на смену места жительства на постоянной или временной основе в полной мере, либо не исключают такую возможность. Такое решение подкрепляется неуверенностью в возможности гарантированного трудоустройства в отечественных компаниях (90%), а также личным опытом, полученным в процессе временных стажировок в зарубежных вузах, опыт которых имеется у значительной части студентов.

Полученные данные полностью совпадают с результатами аналогичных исследований, посвященных проблемам интеллектуальной эмиграции молодых специалистов с высшим образованием [2, с. 24-26]. Желание выехать из страны на определенное время или на постоянное место жительства студенты мотивируют опытом участия в мероприятиях, которые организуются вузовскими структурами, сотрудничающими с международными организациями, и в международных программах ГУУ. При этом студенты отмечали, что как преподаватели, так и сотрудники университета поддерживают это решение и оказывают помощь в подготовке к зарубежным стажировкам и участию в международных образовательных программах.

Учеба в университете как жизненный приоритет уходит на четвертом курсе на второе место (24,4% против 41,0% на третьем курсе), что характеризует изменение отношения к высшему образованию и перемещение его из группы терминальных в группу инструментальных ценностей. Профессиональная подготовка воспринимается как инструмент достижения важных жизненных благ - материального благосостояния, высокого социального статуса и т.п. Соответственно изменяются требования к роли преподавателя в подготовке будущего специалиста. Поскольку студенты четвертого курса имеют значительный опыт трудовой деятельности, интерес для них представляет аналогичный опыт преподавателя (76%) и его профессиональная успешность в коммерческих проектах (68%). Можно утверждать, что для современных студентов роль преподавателя как носителя и транслятора знаний заменяется ролью активного практика, имеющего собственные разработки, проекты, программы, которые успешно (и, главное, выгодно) внедряются в условиях реального производства. Такого преподавателя студенты хотели бы видеть как партнера по совместным проектам на паритетных условиях. Однако делать карьеру преподавателя или вузовского ученого сами студенты не согласны. Большинство студентов считают, что заниматься научной деятельностью в период обучения в вузе важно (57,14% - 3 курс, 40% - 4 курс), но лишь небольшой процент ставит «научное открытие» в число жизненных приоритетов (2,9% - 3 курс, 5% - 4 курс). Как правило, в число глубинных жизненных целей ставятся «материальный доход», «стабильность» и «любимая работа». Даже будущие аспиранты ориентированы на применение полученных знаний (и статуса кандидата наук) в реальном секторе экономики, не связанном с научно-исследовательской деятельностью.

Не удовлетворены студенты слабыми контактами вуза с бизнес-структурами и

работодателями, отсутствием тесной связи с успешными выпускниками, которые могли бы помочь в трудоустройстве, и практически полной индифферентностью вузовских структур в отслеживании послевузовской карьеры выпускников. Преобладающая часть третьекурсников самостоятельно занимаются собственным трудоустройством. При этом 22,8% из них считают, что вуз должен оказывать своим студентам такую помощь. С таким мнением согласны 40% студентов четвертого курса.

Возможно, отсутствие помощи вуза оказывает влияние на мнение почти половины (42,3%) студентов третьего курса о сложности устройства на работу по специальности и уверенности в такой ситуации большинства студентов четвертого курса (69,0%). Таким образом, можно сделать неутешительный вывод о замещении в структуре жизненных приоритетов студентов вузов профессиональной деятельности деятельностью, близкой к профессиональной, либо не связанной с базовой специальностью совсем. На формирование профессиональных планов студентов определяющее воздействие оказывают факторы внешнего окружения, стремление к материальному достатку, престижной сфере деятельности и получению диплома лишь как документа, помогающего всего этого достичь.

Социальная среда вуза минимально участвует в формировании профессиональных планов студентов, которые строятся под влиянием таких внешних факторов как поддержка и материальное положение родителей; престижность получаемого образования; наличие связей, обеспечивающих возможность последующего трудоустройства; и особенно рынка труда, диктующего свои требования к подготовке будущих специалистов. Данная ситуация отражается на отношении студентов к получению высшего образования как самодостаточного процесса. Преобладающая часть студентов не связывает будущую профессиональную деятельность непосредственно с приобретаемой специальностью. Основной акцент в жизненных приоритетах делается на личную жизнь, создание семьи и сохранение здоровья. Пребывание в вузе в значительной степени оценивается как общение с одногруппниками, организованный досуг и участие в развлекательных мероприятиях, не имеющих прямого отношения к будущей профессиональной деятельности.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о формировании потребительского отношения современных российских студентов к вузу, который постепенно теряет статус «alma mater» и переходит в разряд учреждений сферы услуг, с которыми устанавливаются четко фиксированные коммерческие отношения.

Развитие системы высшего образования по пути как можно большего соответствия спросу со стороны абитуриентов, а не рынка труда сделало возможным резкий рост численности студентов, обучающихся платно - как в негосударственных, так и на коммерческой основе - в государственных и муниципальных вузах. В этих условиях прогнозирование вероятности трудоустройства, оценка востребованности конкретной специальности на рынке труда в среднесрочной перспективе в значительной степени являются ответственностью самих обучающихся и их семей. Несомненно, заинтересованность абитуриентов в обучении по тем или иным специальностям коррелируется ситуацией на рынке труда, однако их спрос на образование является реакцией на текущее состояние экономики. В результате рынок труда сталкивается с отложенным предложением труда выпускников вузов.

В таких условиях на стихийном рынке занятости возникает запрос не просто на специалистов с высшим образованием, но и на готовность получать второе высшее образование, работать не по полученной специальности, наконец, формируется установка на процесс получения образования как образ жизни. Это не массовая ситуация для нынешнего поколения молодежи, поскольку ее развитие тормозится наличием ресурсов, но она свидетельствует о несбалансированности общественных реформ и отсутствии достаточно обоснованной и продуманной стратегии модернизационного процесса системы высшего образования.

Литература

1. Вуз государственный УБ. Вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах. Данные социологического исследования / Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. 2004, № 1.

2. Каменский А.Н. Утечка умов и национальная безопасность России // Мировое и национальное хозяйство. Изд. МГИМО (У) МИД России. 2007, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.