Научная статья на тему 'Механизм внедрения новых сестринских технологий'

Механизм внедрения новых сестринских технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1664
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм внедрения новых сестринских технологий»

ОБМЕН ОПЫТОМ Щ

Т.А. Чупрова

Кемеровский областной медицинский колледж

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование.

В проекте Государственной программы развития сестринского дела в России отмечено, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических факторов, возникших в последнее время в стране, крайне негативно сказался на здоровье населения. Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые ими услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребности населения в доступной, приемлемой и экономически выгодной помощи.

Одной из задач, позволяющих систематизировать и организовать работу сестринского персонала, повысить эффективность и качество сестринской помощи, является разработка механизма внедрения инновационных сестринских технологий в практику учреждений здравоохранения.

Основными условиями реализации механизма внедрения новых сестринских технологий являются:

- теоретическая и практическая подготовленность медицинского персонала учреждения к реализации концепции сестринского дела;

- моральная готовность административного аппарата ЛПУ к реализации концепции сестринского дела;

- наличие системы профессионального усовершенствования;

- отработанный механизм материального стимулирования;

- наличие средств малой механизации.

Коллективом КОМК предложен трехэтапный

механизм внедрения новых сестринских технологий (в частности, сестринского процесса).

Первый этап — подготовительный, включающий теоретическую подготовку медицинского персонала по теории и практике сестринского дела, создание комплекта сестринской документации. При создании сестринской документации основной целью было не разгрузить медицин-

скую сестру от большого количества заполняемых форм и документов, а создать тот объем документов, который необходим для планирования и ведения сестринского процесса, без изменения функциональной нагрузки на медицинскую сестру. Перегрузка медицинской сестры документацией может привести к превращению сестринского процесса в формальное мероприятие, забрать время непосредственного общения медицинской сестры с пациентом.

На сегодняшний день разработаны и адаптированы дневники планирования сестринского ухода, листы сестринской оценки и динамического наблюдения за состоянием пациента.

Разработаны положения о сестре-консультанте, преподавателе-консультанте, медицинской бригаде и прочее. Составлены медико-технологические протоколы. Целями разработки медико-технологических протоколов являются:

- улучшение качества медицинского обслуживания;

- создание условий для активной и осознанной работы медицинской сестры, расширение возможностей для ее самостоятельной и свободной работы с пациентом;

- контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи;

- адаптация современной теории сестринского дела к работе в практическом здравоохранении без значительной функциональной реорганизации;

- вовлечение пациента в процесс собственного лечения и реабилитации.

Осознанное участие больного в процессе своей реабилитации занимает значительное место в планируемых мероприятиях и переводит отношения сестра-пациент на качественно новый уровень, соответствующие современным представлениям о сестринском деле и сестринском процессе. Поскольку проблемы и цели ухода уникальны для каждого больного, система медико-технологических протоколов помогает сестре составить индивидуальный план ухода и облегчает ее работу.

Второй этап — практический. Внедрение, адаптация новых сестринских технологий, базовых положений, сестринской документации.

Внедрение сестринского процесса сопровождается созданием нормативно-правовой базы эксперимента, которая включает необходимую документацию:

- приказ о совершенствовании совместной деятельности учреждения системы среднего

с/^иьи^^гавс7^узбассе □3(11) 2002

■ МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

профессионального образования и здравоохранения Кемеровской области;

- договор о совместной деятельности медицинского колледжа и ЛПУ;

- приказ по ЛПУ о проведении организационного эксперимента;

- положение о базовом ЛПУ;

- положение о службе сестер ЛПУ;

- сестринская документация: дневник планирования сестринского ухода, лист сестринской оценки состояния пациента, медико-технологические протоколы;

- контракт о выполнении обязанностей преподавателя-консультанта по вопросам сестринского дела;

- карта оценки качества сестринской помощи.

Заключительным, третьим этапом внедрения

сестринского процесса в практику здравоохранения является исследование адекватности адаптации новых сестринских технологий к условиям

ЛПУ, проведение анализа и статистической обработки сестринской документации с целью создания критериев эффективности качества сестринской помощи.

Позитивные аспекты внедрения сестринского процесса:

- закрепление сестринских кадров;

- интенсификация работы стационарной койки;

- повышение профессионализма (через практику, непрерывное совершенствование своих знаний);

- улучшение условий труда медицинской сестры (средства малой механизации);

- система документального подтверждения ухода за пациентом;

- четкое планирование и организация рабочего времени;

- внедрение элементов исследовательской работы в практику медицинской сестры.

В процессе трудовой деятельности меняли свои рабочие места в пределах своей специальности (2-3 раза) 64,2 % сестринского персонала. Наиболее частыми причинами этого были: отсутствие вакансий по ранее выбранной должности (35,4 %), неудовлетворенность условиями труда (21,7 %), состояние здоровья (18,8 %), изменение рабочего места по предложению администрации (6,9 %), возможность улучшения материального положения (8,3 %).

□3(11) 2002 с//^и^ивс)^узбассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.