3555 ► - Аграрный вестник Урала № 12 (118), 2013 г. - >
Экономика
УДК 314:316
МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
О. Г. УШАКОВА, доцент,
Н. Д. БАГРЕЦОВ,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой, Курганский филиал Академии труда и социальных отношений
(640000, г. Курган, ул. Гоголя, д. 153; тел.: 8 (352) 253-44-17),
Д. Н. БАГРЕЦОВ,
кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное развитие, непрерывное образование, Центр непрерывного профессионального образования.
Важнейшая роль в становлении и развитии экономики знаний отводится человеческому капиталу, главным источником формирования которого является образование. В связи с этим состояние образовательной системы многих российских регионов, особенно дотационных со значительной долей сельского населения, становится достаточно острой проблемой, требующей скорейшего решения. В рамках требований нового российского законодательства в области образования, на основе изучения зарубежного и отечественного опыта функционирования образовательных систем и с учетом социально-экономических потребностей Курганской области авторами разработана модель создания регионального образовательного учреждения нового типа — Центра непрерывного профессионального образования. Его цель — формирование человеческого капитала как главного ресурса развития региона. Особая роль в повышении эффективности функционирования АПК региона отводится деятельности консультативного учебно-информационного, инновационно-внедренческого центра. Дальнейшее развитие человеческого капитала в регионе должно осуществляться в рамках системы непрерывного образования, получаемого, расширяемого, углубляемого человеком в течение всей жизни и реализуемого образовательными учреждениями интегрированного типа. Такие учреждения должны иметь сетевую организационную структуру, обеспечивающую максимальное приближение образовательных услуг к потребителям, а также создание и внедрение инноваций в производство.
THE CREATION MECHANISM OF REGIONAL CENTERS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION AND THEIR ROLE IN HUMAN CAPITAL UPGRADE
O. G. USHAKOVA, associate professor, N. D. BAGRETSOV,
candidate of economic sciences, head of department, Kurgan branch of the Academy of labor and social relations
(153 Gogolya Str., 640000, Kurgan; tel: +7(352) 253-44-17),
D. N. BAGRETSOV,
candidate of philological sciences, associate professor, Ural state agricultural university
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: human capital, innovation development, continuous education, Center of Continuous Professional Education. The most important role in the formation and development of knowledge economics is given to human capital, the main source of which is education. In this connection the condition of the education system in many Russian regions, especially subsidized with a significant proportion of the rural population is becoming quite a serious problem that requires a prompt solution. Within the new requirements of the Russian legislation in the field of education, on the basis of studying the foreign and domestic experience of the educational systems' functioning and taking into account the socio-economic needs of the Kurgan region, authors have developed a regional model of a new type of educational institution — the Center of Continuous Professional Education. Its goal is a formation of human capital as the main resource for the development of the region. A special role in the effective functioning of the agro-industrial business in the region is assigned to the center of consulting, training, information, innovation and implementation. Further development of human capital in the region should be carried out within the framework of continuous education which is received, broaden, deepen throughout a life and implemented by educational institutions of an integrated type. Such institutions should have a network organizational structure that provides educational services as close to consumers as possible, as well as the creation and implementation of innovations in production.
Положительная рецензия представлена В. А. Анохиным, доктором экономических наук, профессором Курганской государственной сельскохозяйственной академии.
-> - Аграрный вестник Урала № 12 (118), 2013 г. - ■
Экономика
В обществе нового типа, базирующемся на экономике знаний, особое значение придается формированию человеческого капитала, способного обеспечить инновационный прорыв в развитии экономики и решении социальных задач. Данная проблема выдвигается на первый план с вступлением России в ВТО, когда техническое перевооружение производства и использование новейших технологий для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров станет условием выживания многих отраслей.
Под человеческим капиталом будем понимать совокупность знаний, профессиональных способностей, навыков и опыта, витального капитала и уровня культуры людей, способных накапливаться, трансформироваться в социальный капитал, материализовываться в товарах, формирующих социальные потребности и статусную конкуренцию и генерировать доход в течение длительного времени, как для конкретного индивида, так и общества в целом. Активизацию процесса формирования человеческого капитала, по-нашему мнению, можно обеспечить за счет конвергенции общественных и экономических интересов и функций (а не их компромисса), что и создаст необходимый синергетический эффект.
Приведенное авторами выше и многие другие определения человеческого капитала позволяют выделить принципиально важный источник его формирования — образование. По различным оценкам вклад образовательной составляющей в величину и качество человеческого капитала составляет от 60 до 80 % всей его совокупности [7].
Новое российское законодательство в области образования предусматривает, что современная система образования должна строиться на основе создания сетевых структур с учетом социально-экономических особенностей развития регионов с использованием дистанционных форм обучения и информационных технологий.
В рамках данных требований, на основе изучения зарубежного и отечественного опыта функционирования образовательных систем и с учетом социально-экономических потребностей Курганской области авторами была разработана модель создания регионального образовательного учреждения нового типа. Его главная цель — формирование человеческого капитала как главного ресурса развития региона, в том числе его АПК.
Будущее Курганской области связывается, в основном, с развитием агропромышленного комплекса, в связи с рядом объективных причин, а также поставленной Президентом РФ целью в ближайшие три года обеспечить продовольственную безопасность страны [1]. На долю Курганской области приходится почти 30 % сельхозугодий и пашни, используемой землепользователями всего Уральского федерального округа (УрФО), 40 % населения проживает в сельской местности (в других регионах УрФО — не более 20 %), на долю одного жителя приходится самое большое в УрФО количество земель сельхозназначения и пахотных земель [2]. Следовательно, имеются объективные предпосылки для приоритетного развития АПК данного региона.
Успешной же реализации данных возможностей препятствует серьезная проблема. Для обеспечения конкурентоспособности продукции местных сель-
хозпроизводителей на внутреннем и внешних рынках за счет снижения издержек ее производства, повышения качества и экологической безопасности в соответствии с международными стандартами необходимо инновационное развитие агропромышленного комплекса, предполагающее внедрение новой техники и технологий.
В условиях, когда обеспечение сельхозпроизводителей необходимой техникой, финансовыми и материальными ресурсами — в принципе, разрешимая задача, на первый план выдвигается проблема эффективного использования этих ресурсов. Ведь работа с современной техникой, освоение новых технологий требует, с одной стороны, достаточно высокого образовательного уровня работников, а с другой — необходимой подготовки, способности и желания к внедрению и развитию инноваций менеджеров высшего звена.
По данным Территориального подразделения Рос-стата по Курганской области, по результатам опроса руководителей обследованных организаций (была обследована 291 организация), наиболее значимыми причинами, препятствующими внедрению и развитию инноваций, являются: недостаток квалифицированного персонала (считают 30 % руководителей) и недостаток информации о новых технологиях (24 %). В то же время 20 % руководителей считают, что инновации не оказывают существенного влияния на повышение эффективности производства, не более 15 % менеджеров высшего звена используют доступную информацию об инновационных технологиях (материалы научных периодических изданий, конференций и выставок, ресурсы Интернет и пр.), на обучение и переподготовку персонала направляется только 0,3 % инвестиций, связанных с инновационной деятельностью [3].
Авторы данной статьи считают, что указанные проблемы являются основным препятствием инновационного развития АПК рассматриваемого региона и указывают ряд причин их формирования.
Недостаток квалифицированных кадров связан, во-первых, с общим низким образовательным уровнем сельского населения, которое должно составлять наибольшую долю занятых в региональном АПК. На начало 2011 г. только 27 % сельского населения Курганской области в возрасте от 18 до 34 лет имели общее среднее (полное) образование [4], то есть тот уровень образования, который является базовым для последующего получения профессиональной подготовки и формирования необходимого набора компетенций. В результате, образование по сельскохозяйственным специальностям, в том числе и за счет бюджетных средств, приобретают лица, не собирающиеся в данной сфере экономики продолжать свою трудовую деятельность. Так, в 2012 г. заявки работодателей поступили на 65 % выпускников ведущего сельскохозяйственного вуза Курганской области, удовлетворено же было только 52 % указанных заявок. В Курганской области осталось 56 % выпускников данного вуза разных специальностей, остальные — пополнили ряды профессиональных кадров соседних регионов.
Второй причиной недостатка квалифицированных кадров на предприятиях экономики региона, в том числе его АПК, является возрастание среди
Аграрный вестник Урала № 12 (118), 2013 г. - > ^^
Экономика ^Ш'!
Рисунок 1
Механизм организации непрерывного образования в ЦНПО с целью формирования человеческого капитала регионального АПК
трудоспособного населения доли лиц старших возрастов, которые уже получили профессиональное образование ранее (в том числе высшее), и которых теперь необходимо будет переучивать, повышать их профессиональную квалификацию. По данным Рос-стата к 2025 г. доля молодежи до 30 лет будет составлять менее четверти населения страны и отдельных регионов [5]. В Курганской области доля возрастной группы от 18 до 34 лет в общем количестве занятого сельского населения Курганской области в возрасте от 15 до 72 лет составляет только 34 % [4].
Среди факторов, повлиявших на низкую информационную обеспеченность менеджеров высшего звена о наличии инновационных технологий и возможности их внедрения в процесс производства, следует отметить недостаточно эффективную работу консультационно-информационной службы при Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. Причинами такой ситуации явились недостаточная обеспеченность консультационно-информационной службы квалифицированными кадрами и отсутствие необходимой обратной связи с предприятиями АПК.
Для решения указанных проблем формирования человеческого капитала и инновационного развития экономики авторами предлагается создать региональный Центр непрерывного профессионального образования (ЦНПО). Данное учреждение должно действовать в форме сетевой структуры, широко использующей дистанционные формы обучения и информационные технологии, создающей условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни и обеспечивающей внедрение новых знаний в производство.
Для комплексного решения указанных задач данное учреждение будет совмещать следующие виды деятельности (рис. 1).
1. Организация подготовки на уровне общего среднего образовании, с параллельным проведением профориентационной работы, необходимой доли сельского населения в возрасте до 30 лет (используя дистанционные формы обучения) для создания базового контингента абитуриентов вузов.
2. Осуществление профессиональной подготовки на уровне высшего профессионального образования.
3. Осуществление переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, в том числе, в форме дополнительного профессионального образования.
4. Создание на базе ЦНПО консультативного учебно-информационного, инновационно-внедренческого центра (КУИИВЦ) для работы с действующими и вновь создаваемыми сельскохозяйственными структурами.
Сетевая форма функционирования рассматриваемого учреждения реализуется в ее организационной структуре. На базе ведущего сельскохозяйственного вуза региона формируется головное подразделение ЦНПО, которое будет выполнять функции организации процесса обучения на всех уровнях подготовки (в части методического обеспечения, предоставления профессорско-преподавательского состава для осуществления учебной деятельности, контроля качества оказываемых услуг, а также организации и руководства научной работой).
В целях же максимального приближения образовательных услуг к потребителям, в каждой группе близкорасположенных районов на базе техникумов и колледжей, прежде всего, сельскохозяйственного профиля, должны быть созданы районные подразделения ЦНПО, организующие работу по общеобразовательной подготовке и профориентации сельского населения, преподаванию части дисциплин вузовского курса, по переподготовке и повышению квалификации кадров с привлечением опытных специалистов реального сектора. При данных подразделениях ЦНПО будут функционировать и районные подразделения консультативного учебно-информационного, инновационно-внедренческого центра. В сочетании с использованием дистанционных форм обучения такая разветвленная сеть подразделений Центра непрерывного образования позволит повысить эффективность всех видов образовательной и консультационной деятельности.
Особые сложности могут быть связаны с организацией общеобразовательной подготовки взрослого населения и использованием дистанционных технологий. Предлагается ее осуществлять на базе «кустовых общеобразовательных школ», созданных в крупных сельских поселениях муниципальных районов, где уже имеются оборудованные компьютерные классы и достаточно квалифицированный учительский состав нуждающимся обучающимся должна быть предоставлена во временное пользование компьютерная техника (за счет средств целевых бюджетных программ).
Особая роль в повышении эффективности функционирования АПК региона отводится деятельности
333^" ~ Аграрный вестник Урала № 12 (118), 2013 г. - •
Экономика
консультативного учебно-информационного, инновационно-внедренческого центра. Исходя из опыта стран, уже широко использующих работу КУИ-ИВЦ [6], основными функциями такой структуры будут:
1) информационная, реализуемая за счет обеспечения доступа к сформированному и постоянно пополняемому банку данных информационных ресурсов;
2) консультационная, предполагающая консультационное обслуживанию предприятий АПК по экономическому анализу, управлению, технологии производства, бизнес-планированию, и другим направлениям;
3) обучающая, которая обеспечивает необходимую подготовку как менеджеров высшего звена, так и специалистов отдельных профилей, за счет привле-
сультационной службы, но и преподавателей высшей школы и ученых;
4) инновационная, предполагающая совместную деятельность консультационной системы, вуза, научных организаций и предприятий АПК по адаптации достижений науки и техники к условиям сельскохозяйственной деятельности в регионе.
Таким образом, считаем, что дальнейшее развитие человеческого капитала в регионе должно осуществляться в рамках системы непрерывного образования, получаемого, расширяемого, углубляемого человеком в течение всей жизни и реализуемого образовательными учреждениями интегрированного типа. Такие учреждения должны иметь сетевую организационную структуру, обеспечивающую максимальное приближение образовательных услуг к потребителям, а также создание и внедрение инноваций в производство.
чения к обучающему процессу не только кадров кон-
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2013-2015 гг.
2. Численность и размещение населения. Т. 1. Общероссийская перепись населения 2010 г. Федеральная служба государственной статистики. С. 147.
3. Инновационная деятельность организаций Курганской области в 2011 г. : статистический сборник № 221. Территориальный орган государственной статистики по Курганской области.
4. Образование. Т. 3. Общероссийская перепись населения 2010 г. Федеральная служба государственной статистики. С. 381.
5. Доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в РФ «Россия перед лицом демографических вызовов». URL : http://www.unrussia.ru.
6. Кундиус В. А. Экономика АПК. Барнаул : АГАУ, 2007. 669 с.
7. Майбуров И. А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России // Экономическая наука современной России. 2003. № 4. С. 57.
References
1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly for 2013-2015.
2. Population size and distribution. Vol. 1. All-Russian population census 2010, the Federal Service of State Statistics. P. 147.
3. Innovation activities of organizations in the Kurgan region in 2011 : statistical publication № 221. Territorial authority of state statistics in the Kurgan region.
4. Education. Vol. 3. All-Russian population census 2010, the Federal State Statistics Service. P. 381.
5. UNDP report on human development in Russia "Russia Facing Demographic Challenges". URL : http://www.unrussia.ru.
6. Kundius V. A. Economy of AIC. Barnaul : ASAU, 2007. 669 p.
7. Mayburov I. A. Contribution of human capital to economic development in Russia // Economics of contemporary Russia. 2003. № 4. P. 57.