Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-03/ Дата публикации: 1.07.2017
УД332707С 26-3°. О. О. Извекова
Образовательный комплекс Волгоградского региона: проблемы и пути развития
В статье рассмотрены возможности перехода российского образования к инновационному развитию. В качестве наиболее перспективного направления такого перехода приводится идея непрерывного образования. Дается анализ формирования образовательных комплексов как наиболее приемлемой формы реализации концепции непрерывного образования. Автор теоретически обосновывает и эмпирически иллюстрирует эффективность образовательных комплексов в продвижении инноваций.
В статье определены основные социально-экономические преимущества Волгоградского региона для создания регионального образовательного кластера. Приводятся примеры существующих в области отраслевых образовательных комплексов, объединенных вокруг ведущих вузов региона.
Автор анализирует проблемы теоретического и прикладного характера, связанные с формированием образовательных комплексов в стране в целом и в Волгоградском регионе - в частности. При этом в качестве вывода признается, что региональные образовательные комплексы представляют собой новые перспективные формы организованности научной, образовательной и производственной сферы.
Ключевые слова: образовательный комплекс, непрерывное образование, образовательный кластер, инновации, квалификация специалистов, опорный вуз
Perspectives of Science & Education. 2017. 3 (27)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-03/ Accepted: 1 June 2017 Published: 1 July 2017 No. 3 (27). pp. 26-30.
O. O. IzVEKOVA
Educational complex of Volgograd region: problems and development ways
The article describes the possibilities of transition of the Russian education to innovative development. As the most perspective directions of such a transition is the idea of lifelong learning. Is given the analysis of formation of educational complexes as the most acceptable form of implementation of the concept of lifelong learning. Author substantiates theoretically and empirically illustrates the effectiveness of educational complexes in the promotion of innovation.
The article identifies the main socio-economic benefits of the Volgograd region for the establishment of a regional educational cluster. Examples of existing educational complexes in the region, united around the leading universities of the region.
The author analyzes the problems of theoretical and applied nature related to the formation of educational complexes in the country in general and in the Volgograd region - in particular. At the same time as a conclusion is recognized that regional educational complexes represent a new and promising form of organization of scientific, educational and industrial sphere.
Keywords: educational complex, lifelong learning, educational cluster, innovation, qualification of experts, the basic university
риоритетной задачей развития российской экономики современного этапа выступает разработка и внедрение инноваций. В этом процессе колоссальную роль играет система подготовки квалифицированных кадров. Высокая квалификация в современном обществе предполагает инновационную ориентацию, творческое мышление, умение не только аккумулировать, но и генерировать новые знания. Это, в свою очередь, требует пересмотра ряда существующих принципов образования: образовательный процесс теперь должен быть направлен не столько на передачу и усвоение готовых знаний, сколько на формирование у учеников компетенций самостоятельного мышления, самообучения, мотивации к постоянному профессиональному росту. Для этого подготовка специалистов должна предполагать не только аудиторные занятия, но и научную, проективную, инновационную работу [2; 145].
Происходящие изменения касаются не только культурного образца квалифицированного специалиста, но и понимания самой потребности в знаниях. В современном обществе востребованы так называемые «технологичные знания», то есть реализуемые в экономическом процессе. Сами знания приобретают форму технологий, то есть знаний о методах и способах производства и управления [12; 85].
Образование как социальный институт должно не только соответствовать уровню развития инноваций, но оно должно эти инновации направлять, обеспечивать общество качественным интеллектуальным капиталом [11; 22]. Основной проблемой современного российского образования является его «оторванность» от производственной практики: квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений зачатую не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателем. Особенно остро эта проблема встает в свете перехода российской экономики к инновационному развитию.
Наиболее перспективным вариантом решения поставленной проблемы на современном этапе представляется переход к системе непрерывного образования. Непрерывное образование предполагает объединение различных ступеней образования в единый комплекс. Это объединение имеет прототипом экономические кластеры как объединенные территориально группы взаимосвязанных производственных компаний, инфраструктуры, научных и образовательных организаций, дополняющих друг друга и обеспечивающих конкурентоспособность всему кластеру. В качестве примера такого кластера можно привести Силиконовую долину в США.
Подобные кластеры в образовании представлены образовательными комплексами, объединяющими вокруг системообразующих вузов средние и средне-профессиональные образо-
вательные учреждения, а также исследовательские центры и бизнес-структуры. Такие комплексы обеспечивают ориентацию всего процесса обучения на подготовку конкретных специалистов от школы до вуза и далее постдипломную подготовку. Включение в образовательные кластеры лицеев, колледжей, техникумов обеспечивает более углубленную узкопрофильную подготовку, а сотрудничество с бизенес-структу-рами позволяет студентам проходить стажировки в организациях, заинтересованных в конкретных специалистах. Такая подготовка в большей мере ориентирована на практику. Тем самым уменьшается несоответствие подготовки специалистов требованиям, предъявляемым на рабочих местах [9].
Таким образом, идея формирования образовательных комплексов основана на принципах непрерывного образования: единство учебного, научного и инновационного процессов; единство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; передача в практику инновационных технологий [1; 48]. Соответственно, образовательный комплекс - это территориально объединенная сеть образовательных и научных учреждений, органов управления и производственных организаций, объединенных определенным профилем деятельности и призванных обеспечить конкурентоспособность и высокий уровень социально-экономического развития региона [7; 19]. Создание образовательного комплекса основано на интеграции образовательного и научного потенциала, обновлении учебной, научной, лабораторной, экспериментальной, информационной и социальной базы, формировании лучших условий для учебы, научной и инновационной деятельности, быта, отдыха и безопасности жизнедеятельности.
Основными целями создания образовательных комплексов являются:
• Повышение качества образования.
• Улучшение адаптации выпускников к социальным, экономическим и культурным вызовам общества и требованиям рынка труда.
• Привлечение к инновационному процессу профессорско-преподавательского состава и студентов.
• Повышение эффективности использования интеллектуальных и других видов ресурсов.
• Создание условий для реализации программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера.
• Повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества [10; 339].
Концепция непрерывного образования как фактора инновационного развития имеет свое экономическое обоснование. Теория человече-
ского капитала представляется наиболее приемлемой для обоснования экономической целесообразности непрерывного образования в форме создания образовательных комплексов. Эта концепция рассматривает связь между инвестициями в человека и доходами, получаемыми обществом от этих инвестиций. Человеческий капитал состоит из знаний, умений, способностей, которые человек может использовать для производства товаров и услуг в течение определенного времени [3]. Человеческий капитал условно подразделяется на общий и специальный. Специальный человеческий капитал представлен узкими практическими навыками. Общий человеческий капитал содержит универсальные знания, применимые в любой сфере деятельности [3]. Для работодателя наиболее ценен специальный человеческий капитал, в него он готов инвестировать. Общий человеческий капитал требует инвестиций от самого человека или от государства, общества.
Альтернативой теории человеческого капитала выступает теория общественных издержек. Она рассматривает расходы на образование не как инвестиции, а как издержки. Эти общественные издержки, во-первых, необходимы для поддержания социального равенства, во-вторых, должны стремиться к окупаемости, то есть каждый должен получить от государства не более того, что сам впоследствии сможет внести в общий фонд. При расчете издержек и инвестиций необходимо учитывать фактор потерянного заработка, то есть доходов, которые могли бы получать обучающиеся, если бы не учились, а работали [8; 405]. Рассмотрение расходов на образование не как затрат, которые, с экономической точки зрения, нужно неуклонно сокращать, а как инвестиций, повышает значимость непрерывного образования.
Развитие Волгоградского региона соответствует общероссийской тенденции ориентации на инновационный путь. Образовательная реформа в области находится на стации формирования региональных образовательных комплексов. Волгоградская область имеет ряд конкурентных преимуществ для создания регионального образовательного кластера:
• Инвестиционная привлекательность среди регионов Юга России.
• Региональное инвестиционное законодательство: предоставление налоговых льгот и пониженных налоговых ставок по банковскому кредиту; возмещение части процентной ставки по банковскому кредиту; освобождение от платы за аренду земельных участков и предоставление льгот при аренде недвижимости на определенных условиях.
• Развитая инвестиционная инфраструктура: бизнес-инкубатор, центр поддержки технологий, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.
• Высокий промышленный потенциал (30% объемов промышленного производства ЮФО).
• Выгодное географическое положение.
• Предприятия и образовательные учреждения региона представлены почти во всех конкурентных отраслях.
• Научно-образовательный потенциал для создания образовательного кластера.
Потенциальными участниками Волгоградского регионального образовательного кластера могут быть Администрация Волгоградской области; учреждения среднего профессионального образования; государственные и негосударственные учреждения высшего профессионального образования; предприятия различных отраслей и сектора экономики региона; индивидуальные слушатели; общественные организации; региональные объединения работодателей; финансовые учреждения; торгово-промышленная палата; центр занятости населения [13].
Существует ряд положительных примеров функционирования образовательных комплексов в Волгоградской области. Научно-образовательный центр - Региональный Фонд «Аграрный университетский комплекс» образован в 2004 году для обеспечения инновационной деятельности научных и образовательных учреждений, управления и координации научно-исследовательских работ и подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса (АПК). Учредителями Аграрного университетского комплекса выступили значимые научно-образовательные учреждения региона (Волгоградский государственный аграрный университет, ВНИИОЗ, ВНИАЛМИ, НВ НИИСХ, ВНИТИ, ММС и ППЖ, ПНИИЭМТ, ПНИИАЗ). Основными направлениям работы Регионального Фонда «Аграрный университетский комплекс» являются:
• научно-техническое сопровождение сельскохозяйственного производства (растениеводство, земледелие, животноводство);
• разработка и реализация проектов по обустройству территорий и рациональному использованию природных ресурсов (особо охраняемые природные территории, лесное, рыбное и охотничье хозяйство, экологический туризм);
• консультационные услуги предприятиям различных форм собственности в сфере АПК и природопользования (в том числе юридическое и экономическое обслуживание);
• землеустроительные работы (межевание, инженерно-техническое проектирование, регистрация и оформление земли) [14].
Помимо Регионального Фонда при Волгоградском аграрном университете, в феврале 2016 года было принято решение о создании нового аграрного образовательного кластера на базе Волгоградского технического колледжа. В кластер также войдет Волгоградский государственный аграрный университет. Данный образовательный комплекс создаст возможность для
получения непрерывного образования, включая ступени среднего технического и высшего образования. Этот кластер должен стать основой реализации программы аграрного и технического развития региона [5].
Условно к региональному образовательному комплексу можно отнести первый в Волгоградском регионе многопрофильный опорный университет, образованный путем объединения Волгоградского государственного технического университета и Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. В данном случае произошла интеграция не различных ступеней образования, а различных профилей. Однако цели этого объединения соответствуют целям образовательных кластеров: повышение качества высшего образования, рост научных исследований и инноваций [4].
В Волгоградской области ведется работа по созданию отраслевого регионального центра подготовки кадров (образовательного кластера) для организаций оборонно-промышленного комплекса [6].
Несмотря на то, что идея создания региональных образовательных комплексов является весьма перспективной, при ее столкновении с практикой могут возникать и реально возникают определенные проблемы:
Во-первых, идея непрерывного образования противоречит некоторым положениям теории человеческого капитала. Любое образование предполагает, с одной стороны, инвестирование в человеческий капитал, а с другой стороны, потерю заработков из-за невозможности работать во время учебы [15]. То есть, непрерывное образование увеличивает «потерянные заработки» и снижает эффективность человеческого капитала. Поэтому непрерывное образование может быть экономически целесообразным только при условии, что доход человека после очередного обу-
чения будет существенно превышать инвестиции в это обучение. Однако существующие реалии таковы, что соблюдение этого условия - скорее редкое исключение, чем правило.
Во-вторых, непрерывное образование в рамках образовательного комплекса предполагает единый профиль (например, аграрная промышленность), но интересы и потребности человека со временем могут меняться, что затруднит продолжение образования в пределах данного комплекса.
В-третьих, существующие в Волгоградском регионе образовательные комплексы охватывают, главным образом, техническую сферу, поскольку эта сфера в наибольшей степени ориентирована на практику. Создание образовательных комплексов социально-гуманитарного профиля может столкнуться с рядом сложностей, связанных с тем, что классическое гуманитарное образование (например, философское) не всегда предполагает четкую практическую направленность. Однако такое образование имеет колоссальное значение в формировании общего человеческого капитала, поэтому не может быть оценено только с точки зрения экономической целесообразности.
В-четвертых, создание образовательных комплексов предполагает объединение нескольких организаций. Любое объединение чревато сокращением штатного состава и, соответственно, ростом безработицы в среде профессорско-преподавательского состава, и, как следствие, падением престижа профессии.
Таким образом, тенденции развития системы образования в Волгоградском регионе соответствуют общероссийским тенденциям. Ориентация на инновационный путь и оптимизацию выводит на передовые позиции региональные образовательные комплексы как новые формы организованности научной, образовательной и производственной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимов, М.Ю. Модель содержательной интеграции в условиях университетского комплекса: региональный подход к развитию системы непрерывного образования / М.Ю. Акимов // ИСОМ . - 2012. - №5. - С.47- 50.
2. Атоян, В.Р. Интеллектуальный капитал университетских учебно-научно-инновационных комплексов и его роль в развитии инновационной экономики / В.Р. Атоян, Н.В. Казакова // Вестник СГТУ. - 2003. - №1 (1). -С.144 - 153.
3. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Г.С. Беккер, Избр. тр. по эконом. теории / Пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ. - 2003. - 336с.
4. В Волгограде создан первый многопрофильный опорный университет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/776381-v-volgograde-sozdan-pervyj-mnogoprofNnyj-opornyj-universitet/ (дата обращения 18.04.2016).
5. В Волгограде создают новый образовательный комплекс аграрного направления. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/780244-v-volgograde-sozdajut-novyj-obrazovatelnyj-kompleks-agrarnogo-napravlenija/(дата обращения 18.04.2016).
6. Волгоградская область: потенциал импортозамещения. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// mcx.ru/news/news/show/33071.174.htm (дата обращения 18.04.2016).
7. Ильив, О.Н. Образовательный комплекс как объект общественно-географического исследования / О.Н. Ильив // Географический вестник . - 2014. - №2 (29). - С.15 - 21.
8. Колганова, Н.А. Непрерывное образование в контексте экономических теорий образования / Н.А. Колганова // Проблемы современной экономики . - 2010. - №3. - С.405 - 407.
9. Космачёва, Н.М. Среднее профессиональное образование как компонент системы непрерывного образования в региональном университетском комплексе / Н.М. Космачёва // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . - 2009. - №3 . - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/
srednee-professюnalnoe-obrazovaшe-kak-komponent-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaшya-v-regюnalnom-universitetskom-komplekse (дата обращения: 21.04.2016).
10. Лонский, Т.В. Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона / Т.В. Лонский, Е.Г. Ерлыгина // Проблемы современной экономики . - 2010. - №4. - С.337 - 340.
11. Малинин, В.А. Школа как инновационный образовательный комплекс / В.А. Малинин // Вестник ННГУ . -2011. - №5-1. - С.19 - 23.
12. Матковская, Я.С. Россия на пути к инновационной экономике: развитие инновационных технологий в университетском образовании / Я.С. Матковская // Известия ВолгГТУ . - 2010. - №10. - С.82 - 88.
13. Попкова, Е.Г. Образовательный кластер на пути модернизации системы высшего образования в соответсвии с европейскими стандартами / Е.Г. Попкова // Маркетинговое агентство "МаркА" Волгоград . - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.marka-volga.ru/klastery/237-obrazovatelnyj-klaster-na-puti-modernizatsii-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-evropejskimi-standartami.html (дата обращения 18.04.2016).
14. Региональный Фонд «Аграрный университетский комплекс». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgau.com (дата обращения 18.04.2016).
15. Эренберг, Р.Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р.Дж. Эренберг, Р.С. Смит, Пер. с англ.: М.: Изд-во МГУ - 1996. - 800 с.
1. Akimov M.Ju. Model' soderzhatel'noj integracii v uslovijah universitetskogo kompleksa: regional'nyj podhod k razvitiju sistemy nepreryvnogo obrazovanija [Content integration model in a university complex: a regional approach to the development of continuous education]. ISOM [ISOM], 2012, no. 5, pp. 47- 50.
2. Atojan V.R. Intellektual'nyj kapital universitetskih uchebno-nauchno-innovacionnyh kompleksov i ego rol' v razvitii innovacionnoj jekonomiki [Intellectual capital of university teaching, research and innovation systems and its role in the development of innovative economy ]. Vestnik SGTU [Bulletin SGTU], 2003, no. 1 (1) , pp. C.144 - 153.
3. Bekker G.S. Chelovecheskoe povedenie: jekonomicheskij podhod [Human behavior: an economic approach]. Moscow, GU VShJe, 2003, 336p.
4. V Volgograde sozdan pervyj mnogoprofil'nyj opornyj universitet [The first multidisciplinary base university was established in Volgograd] . Available at: http://academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/776381-v-volgograde-sozdan-pervyj-mnogoprofilnyj-opornyj-universitet/
5. V Volgograde sozdajut novyj obrazovatel'nyj kompleks agrarnogo napravlenija [In Volgograd create a new educational complex agricultural areas] . Available at: http://academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/780244-v-volgograde-sozdajut-novyj-obrazovatelnyj-kompleks-agrarnogo-napravlenija/
6. Volgogradskaja oblast': potencial importozameshhenija [Volgograd region: the potential of import substitution]. Available at: http://mcx.ru/news/news/show/33071.174.htm
7. Il'iv O.N. Obrazovatel'nyj kompleks kak obekt obshhestvenno-geograficheskogo issledovanija [Educational complex as an object of socio-geographical research]. Geograficheskij vestnik [Geographic Vestnik], 2014, no. 2 (29) , pp. 15 - 21.
8. Kolganova N.A. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste jekonomicheskih teorij obrazovanija [Continuing education in the context of economic theories of education]. Problemy sovremennoj jekonomiki [Problems of Modern Economics], 2010, no. 3, pp. 405 - 407.
9. Kosmachjova N.M. Srednee professional'noe obrazovanie kak komponent sistemy nepreryvnogo obrazovanija v regional'nom universitetskom komplekse [Secondary professional education as a continuing education component of the system in the regional university complex]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University. AS Pushkin], 2009, no. 3 . Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/srednee-professionalnoe-obrazovanie-kak-komponent-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-regionalnom-universitetskom-komplekse
10. Lonskij T.V. Upravlenie razvitiem universitetskogo kompleksa v innovacionnoj strukture jekonomiki regiona [Management of development of a university complex in the innovative structure of the regional economy]. Problemy sovremennoj jekonomiki [Problems of Modern Economics], 2010, no. 4, pp. 337 - 340.
11. Malinin V.A. Shkola kak innovacionnyj obrazovatel'nyj kompleks [A school as an innovative educational complex]. Vestnik NNGU [Bulletin UNN], 2011, no. 5-1, pp. 19 - 23.
12. Matkovskaja Ja.S. Rossija na puti k innovacionnoj jekonomike: razvitie innovacionnyh tehnologij v universitetskom obrazovanii [Russia on the way to an innovative economy: the development of innovative technologies in university education]. Izvestija VolgGTU [News VSTU], 2010, no. 10, pp. 82 - 88.
13. Popkova, E.G. Obrazovatel'nyj klaster na puti modernizacii sistemy vysshego obrazovanija v sootvetsvii s evropejskimi standartami [Education Cluster in the way of modernization of the higher education system in line with European standards]. Available at: http://www.marka-volga.ru/klastery/237-obrazovatelnyj-klaster-na-puti-modernizatsii-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-evropejskimi-standartami.html
14. Regional'nyj Fond «Agrarnyj universitetskij kompleks» [The Regional Fund "Agrarian university complex"]. Available at: http://www.volgau.com
15. Jerenberg R.Dzh. Sovremennaja jekonomika truda. Teorija i gosudarstvennaja politika [Modern labor economics. Theory and Public Policy]. Moscow, Izd-vo MGU,1996, 800p.
REFERENSES
Информация об авторе Извекова Олеся Олеговна
(Россия, Волгоград) Студент направления подготовки бакалавриата «Управление персоналом». Волгоградский государственный университет. E-mail: [email protected]
Information about the author
Izvekova Olesya Olegovna
(Russia, Volgograd) Student training direction Bachelor "Human Resource Management". Volgograd State University. E-mail: [email protected]