ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
М. В. Груздев, А. В. Золотарева
Модель формирования образовательного комплекса региона
В статье представлено обоснование актуальности и степень разработанности проблемы формирования образовательного комплекса региона; раскрыты понятие и сущность образовательного комплекса через его структурные и динамические характеристики; показана связь с близким по смыслу понятием «учебно-воспитательный комплекс»; раскрыто понятие «регион» через анализ спектра понятий - «область», «район», «территория», «субъект федерации». Основу статьи представляет описание модели формирования образовательного комплекса региона; сформулирована цель формирования образовательного комплекса региона; раскрыто содержание его деятельности через задачи и основные мероприятия: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования, развитие пространства профессионального образования, развитие пространства неформального образования школьников; описаны условия реализации модели - нормативно-правовое обеспечение, организационно-информационное обеспечение, кадровое обеспечение, научно-методическое обеспечение; показаны мероприятия по управлению образовательным комплексом региона, а также возможные результаты его реализации -экономический, социальный, маркетинговый, нормативно-правовой, образовательный. Описан опыт формирования образовательного комплекса региона в Ярославской области: проведение семинаров и круглых столов по проблематике развития профессиональных сообществ, межведомственного взаимодействия в сфере образования; подходы к разработке информационного портала и созданию информационного центра; реализация подпроекта «Ярославская область: развитие пространства неформального образования школьников».
Ключевые слова: региональная система образования; образовательный комплекс; модель формирования образовательного комплекса региона; пространство неформального образования; пространство профессионального образования.
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
M. V. Gruzdev, A. V. Zolotariova
A Model of Formation of the Regional Educational Complex
Justification of relevance and the degree of readiness of the problem of the regional educational complex formation is presented in the article; the concept and essence of the educational complex through its structural and dynamic characteristics are revealed; connection with a close concept - a teaching and educational complex is presented; the concept «region» by means of the analysis of a range of concepts such as «area», «district», «territory», «the subject of the federation» is revealed. The basis of the article is represented with the description of the formation model of the regional educational complex; the purpose of formation of the regional educational complex is formulated; the content of its activity by means of tasks and main actions is revealed: ensuring availability of the high quality education corresponding to requirements of the innovative socially oriented development of the Russian Federation, the development of the system of assessing the quality of education and information transparency of the education system, the development of space of vocational education, the development of space of informal education of school students; conditions of realization of the model are described such as standard legal support, organizational information support, staffing, scientific and methodical support; here are presented actions to manage the educational complex of the region, and also possible results of its realization - economic, social, marketing, standard and legal, educational. Experience of formation of the educational complex of the Yaroslavl region is described: holding seminars and round tables on the perspective of the development of professional communities, interdepartmental interaction in education; approaches to the development of the information portal and creation of the information center; realization of the subproject «the Yaroslavl Region: Development of Informal Education Space of School Students».
Keywords: a regional education system; an educational complex; a model of formation of the regional educational complex; space of informal education; space of vocational education.
Процесс образования в современной сложно- осмыслен теоретически и является стихийным и организованной образовательной среде недо- неуправляемым, а следовательно, недостаточно
© Груздев М. В., Золотарева А. В., 2015
эффективным. Формирование информационного общества приводит к принципиальному усложнению сущностных основ образования. Система образования включает образовательные институты (реализуемые ими программы), подотчетные определенному уровню управления в сфере образования (федеральному, региональному, муниципальному). Однако в трактовке действующего законодательства она не включает негосударственные образовательные институты, а также разнообразные краткосрочные образовательные проекты, реализуемые в традиционной и дистанционной формах. Вместе с тем, фактический процесс образования осуществляется не только в образовательных институтах по соответствующим программам, но и в сложившейся образовательной среде региона - пространстве негосударственного сектора, неформального образования, которые представляют собой совокупность факторов, влияющих на получение знаний и формирование компетенций.
Структурировать региональную образовательную среду и создавать механизмы для управления ее компонентами, по нашему мнению, целесообразно в рамках формирования модели образовательного комплекса региона (далее - ОКР). Анализ теоретических материалов по данному направлению показывает, что единого подхода к формулировке понятий «образовательный комплекс» и «ОКР» в научном поле нет.
Образовательный комплекс представляется в работах современных ученых как объединение образовательных учреждений, называемых его элементами или компонентами (Н. П. Глотова, Д. А. Новиков) [5]. Ключевым звеном данного подхода к понятию является «объединение образовательных учреждений», то есть комплекс фактически представляет собой простую совокупность учреждений.
Образовательный комплекс определяется как форма организации образовательных систем, объединяющих организационно интегрированные образовательные учреждения, реализующие комплекс взаимосвязанных образовательных программ различных уровней (Н. П. Глотова) [1]. Акцент в определении понятия - «форма организации образовательных систем», иными словами, внешняя определенность и взаимосвязи составляющих комплекса.
Однако встречаются определения, где внимание сосредоточено не только на структурных, но и на динамических характеристиках комплекса. Так, под образовательным комплексом понимается од-
на из форм самоуправления и кооперации в образовании (Т. В. Зиновьева) [3]. При этом самоуправление и кооперация - это уже не просто апелляция к форме организации образовательного комплекса, а приближение к проблематике управления, регулирования его деятельности.
Образовательный комплекс представляет собой инновационную образовательную структуру, позволяющую осуществить непрерывный процесс образования и воспитания детей и подростков благодаря ряду исходных условий (О. А. Комарова) [4]. Встречается также близкое по смыслу понятие учебно-воспитательный комплекс: многофункциональный единый блок учебно-воспитательных учреждений, отражающих различные ступени образования
(С. Н. Дмитриева) [2]. В данных определениях появляются очень важные понятия - «многофункциональный единый блок» и «непрерывный процесс образования и воспитания», что, по нашему мнению, характеризует сущностное содержание образовательного комплекса. Действия субъектов образовательного процесса дополняют друг друга в интересах общей цели - образовать и воспитать человека.
Отсутствующий в большинстве определений компонент «регион», по существу, характеризует территориальную привязку образовательного комплекса (в нашем случае к Ярославской области). Регионом называют область, район, территорию, часть страны, отличающуюся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения [6]. Фактически речь идет об образовательном комплексе конкретного субъекта федерации.
Нами представлена далеко не полная подборка авторских подходов к определению «образовательного комплекса региона». Вместе с тем мы постарались заострить внимание на тех из них, в которых отражены наиболее значимые, по нашему мнению, характеристики рассматриваемого понятия. Двигаясь от простого к сложному, можно максимально приблизиться к пониманию и построению модели ОКР. В упрощенном и обобщенном виде образовательный комплекс региона - это форма организации образовательных систем (способ объединения образовательных учреждений), которой присущи самоуправление и кооперация, обеспечивающие непрерывный процесс образования и воспитания.
Актуальность предлагаемой нами модели формирования ОКР обусловлена необходимо-
стью изменение подходов к управлению в сфере образования на региональном уровне в целях повышения эффективности процесса достижения образовательных результатов и формирования актуальных компетенций в условиях современного образовательного пространства.
Цель формирования ОКР - создание и функционирование работоспособной системы (структуры) государственно-общественного взаимодействия, способной предъявлять согласованные и обоснованные требования к результатам деятельности (выходу) РСО или отдельно взятых учреждений образования и проводить их объективную оценку.
Мы понимаем образовательный комплекс региона как совокупность взаимодействующих на определенной территории
- преемственных образовательных программ и проектов общего, профессионального и дополнительного образования;
- сети реализующих их образовательных и некоммерческих организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности;
- органа, осуществляющего управление образовательным комплексом.
Представляется важным при организации образовательного процесса принимать во внимание не только образовательные программы, но и образовательные проекты (краткосрочные «образовательные импульсы»), в которых участвуют обучающиеся.
Следует отметить, что управление образовательным комплексом не может быть тождественно существующим в российской практике органам управления образованием. Очевидно, что управление образовательным комплексом может осуществляться на государственно-общественной основе.
Проектирование образовательного комплекса предполагает усиление роли дополнительного образования, негосударственного сектора образования. В условиях информационного общества превалирующей формой организации образовательного процесса станет очно-дистанционное обучение.
Развитие образовательной среды предполагает определение функции школы в построении индивидуальной образовательной траектории ребенка. Роль школы как единственного источника информации неизбежно будет активно замещаться ролью тьютора в современной образовательной среде.
Задачи и основные мероприятия по формированию ОКР
Задача 1. Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития российской федерации
Основные мероприятия:
- разработка концепции ОКР (региональной модели управления в сфере образования);
- анализ региональных практик управления в сфере образования;
- подготовка методических рекомендаций;
- разработка проекта положения об ОКР;
- разработка типовых соглашений о сотрудничестве в рамках ОКР;
- разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов-тьюторов, сопровождающих индивидуальные образовательные программы школьников, тьюторов индивидуальных программ развития;
- проведение экспертных семинаров по обсуждению идей формирования ОКР, проведение регионального фестиваля образовательных идей и проектов;
- презентация региональных межвузовских кафедр и лабораторий;
- организация подготовки (стажировки) экспертов в других регионах России и за рубежом.
Задача 2. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования
Основные мероприятия:
- разработка системы мониторинга образовательных потребностей населения области и субъектов экономической деятельности, направленной на выявление актуальных общих и профессиональных компетенций;
- проведение мониторингового исследования образовательных потребностей населения области и субъектов экономической деятельности;
- создание регионального информационного центра «Ярославская область: пространство образовательных возможностей» и, в рамках центра, сайта и портала;
- разработка регионального сертификата и создание интерактивной карты образовательных программ и проектов;
- открытие телефонного консалтингового центра «Образовательный навигатор»;
- обсуждение результатов мониторинга в профессиональном сообществе.
Задача 3. Развитие пространства профессионального образования
Основные мероприятия:
- разработка доклада «Прогноз потребностей регионального рынка труда»;
- разработка методических рекомендаций по подготовке ежегодного «Генерального плана подготовки кадров в Ярославской области»;
- разработка регионального проекта «Сетевой университет»;
- разработка концепции независимой оценки региональной системы сертификации специалистов.
Задача 4. Развитие пространства неформального образования школьников
Основные мероприятия:
- развитие инфраструктуры неформального образования, в том числе для оказания дистанционных образовательных услуг по приоритетным направлениям развития экономики региона;
- разработка региональной электронной формы портфолио неформального образования школьника «история успеха»;
- создание молодежного (ученического) экспертного совета проекта «Региональный креатив-центр»;
- создание межвузовской кафедры дополнительного (неформального) образования.
- организация методических и нормативных разработок, обеспечивающих содержание, формы организации, регламенты формирования регионального пространства неформального образования.
Условия реализации модели формирования ОКР:
- нормативно-правовое обеспечение: разработка проекта Положения об ОКР; подготовка проекта Решения об определении уполномоченного органа в структуре органов исполнительной власти, осуществляющих управление ОКР; разработка типовых соглашений уполномоченного регионального органа с федеральными, негосударственными и некоммерческими образовательными организациями о сотрудничестве в рамках ОКР (согласование направленности образовательных программ и проектов, объемов подготовки (обучения); предоставление информации о реализуемых программах и проектах); подготовка проекта соглашения уполномоченного регионального органа с федеральными органами исполнительной власти (Минобрнауки России и др.), являющимися учредителями образовательных организаций, расположенных на территории
области, по вопросам развития ОКР (определение обобщенной структуры специальностей, направлений подготовки, контрольных цифр приема в образовательных организациях, реализующих программы высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для последующего включения в ежегодный «Генеральный план подготовки кадров в регионе»);
- организационно-информационное обеспечение: создание регионального информационного центра (сайта, портала, консалтингового центра и др.); разработка и наполнение интерактивной карты образовательных программ и проектов субъектов образовательной деятельности региона (в рамках портала); разработка регионального сертификата образовательных программ и проектов, реализуемых в рамках ОКР; определение механизмов инициирования разработки образовательных программ и проектов, в которых выявлена потребность на региональном рынке образовательных услуг; реализация мероприятий по продвижению бренда ОКР;
- кадровое обеспечение: формирование института педагогов - проектных менеджеров в образовательных организациях и сопровождение их деятельности; формирование экспертного сообщества педагогов и партнеров проекта; разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов-тьюторов, сопровождающих образовательные программы в рамках ОКР; разработка и реализация программ повышения квалификации тьюторов индивидуальных программ развития педагогических кадров; создание региональных межвузовских кафедр и лабораторий по актуальным вопросам развития отрасли и развития кадрового потенциала системы образования;
- научно-методическое обеспечение: разработка системы мониторинга образовательных потребностей населения области и субъектов экономической деятельности (выявление актуальных общих и профессиональных компетенций); проведение мониторингового исследования образовательных потребностей населения области и субъектов экономической деятельности; выявление дефицитов регионального рынка образовательных услуг в сфере профессионального и общего образования на основе запросов населения, субъектов экономической деятельности с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования; инвентаризация субъектов образовательной деятельности в сфере профес-
сионального и неформального образования региона; подготовка методических рекомендаций для образовательных организаций и иных субъектов образовательной деятельности по организации деятельности в рамках ОКР.
Управление реализацией модели может включать следующие мероприятия:
- создание Стратегического совета ОКР и проведение его ежеквартальных сессий;
- формирование административных групп реализации модели формирования ОКР;
- разработка и утверждение ежегодного календарного плана реализации модели;
- подготовка ежегодного отчета о деятельности ОКР для региональных органов исполнительной власти и заинтересованных федеральных органов;
- обсуждение промежуточных результатов реализации модели в профессиональном сообществе (на конференциях, форумах и т. д.).
Итогом реализации модели формирования ОКР могут быть:
- экономический результат - создана сфера эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос;
- социальный результат - предоставлены гарантии для выпускников учреждений профессионального образования;
- маркетинговый результат - проводится пропаганда передовых образовательных технологий, организована профориентационная работа;
- нормативно-правовой результат - разработана нормативно-правовая база партнерских взаимоотношений; обеспечена субъектная позиция всех социальных партнеров;
- образовательный результат - осуществляется совместное проектирование образовательной деятельности в сфере подготовки специалиста; обеспечены содержательная и технологическая стороны социального партнерства между всеми участниками образовательного пространства региона.
Ярославская область уже второй год реализует проект «Формирование образовательного комплекса региона как условие развития пространства образовательных возможностей». Проводится теоретический научный поиск, осуществляется аналитическая и практическая работа.
Анализ исследований и публикаций по проблематике образовательных комплексов, а также лучших региональных практик управления в сфере образования позволяет нам более осмысленно подойти к разработке концепции
ОКР и положения о его деятельности. Далее на основе уже собственного практического опыта будут подготовлены методические рекомендации по реализации возможностей ОКР.
Особого внимания требует кадровое обеспечение проекта. В целях формирования экспертного сообщества педагогов и партнеров проекта прошел ряд семинаров по проблематике развития профессиональных сообществ, межведомственного взаимодействия в сфере образования. Состоялась серия «круглых столов» с участием НКО с целью привлечения их к инновационным практикам неформального образования, к участию в приоритетных проектах и программах в сфере образования. Кроме того, создан реестр социально ориентированных НКО, в который вошло более пятисот организаций.
В рамках реализации подпроекта «Ярославская область: развитие пространства неформального образования школьников» проводятся методические семинары и «круглые столы» по проблематике неформального образования, реализуются проекты с участием НКО. Состоялось два конкурса: «Библиотека образовательного учреждения - пространство неформального образования», «Ярмарка идей» (поиск успешных практик неформального образования).
Информационная составляющая проекта и ОКР в целом также находится на высоком уровне. В настоящее время ведется разработка образовательного портала Ярославской области. Портал будет представлять собой единый информационный общедоступный ресурс, объединяющий всю достоверную актуальную информацию об образовательных программах, проектах и событиях, реализуемых на территории Ярославской области. Другой важной задачей является создание регионального информационного центра «Ярославская область: пространство образовательных возможностей».
В подготовке модели ОКР активное участие принимает Институт развитии образования Ярославской области, который в 2014 г. получил статус федеральной инновационной площадки по теме «Формирование образовательного комплекса региона как условие развития пространства образовательных возможностей» (приказ Мино-брнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1600).
Библиографический список
1. Глотова, Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями [Текст] : дис. ... канд. т. н. : 05.13.10 / Глотова Надежда Павловна; [Место защиты:
Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т]. - Воронеж, 2005. -150 с.
2. Дмитриева, С. Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа» [Текст] : автореф. дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дмитриева Степанида Николаевна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова]. - Якутск, 2006. - 22 с.
3. Зиновьева, Т. В. Основные социологические термины [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Зиновьева.- Челябинск : Изд-во ЮУрГУ 2006.
4. Комарова, О. А. Теоретические аспекты создания и функционирования образовательных комплексов в современных условиях [Электронный ресурс] / Компания «Контраст». - Режим доступа: http://kon-trast.com/index.php/publikatsii/110-statya-obrazovatelnyj-kompleks (дата обращения: 18.08.2015).
5. Новиков, Д. А., Глотова, Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами [Текст] / Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. - М. : Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.
6. Райзберг, Б. А. и др. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзбер, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М., 1999. - С. 248.
Bibliograficheskij spisok
1. Glotova, N. P. Modeli i mehanizmy upravlenija obrazovatel'nymi setjami [Tekst] : dis. ... kand. t. n. :
05.13.10 / Glotova Nadezhda Pavlovna; [Mesto zashhity: Voronezh. gos. arhit.-stroit. un-t]. - Voronezh, 2005. -150 s.
2. Dmitrieva, S. N. Realizacija principa preemstvennosti v uslovijah uchebno-vospitatel'nogo kompleksa «Detskij sad-shkola» [Tekst] : avtoref. dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01 / Dmitrieva Stepanida Nikolaevna; [Mesto zashhity: Jakut. gos. un-t im. M. K. Ammosova]. - Jakutsk, 2006. - 22 s.
3. Zinov'eva, T. V. Osnovnye sociologicheskie terminy [Tekst] : ucheb. posobie /T. V Zinov'eva.- Cheljabinsk : Izd-vo JuUrGU, 2006.
4. Komarova, O. A. Teoreticheskie aspekty sozdanija i funkcionirovanija obrazovatel'nyh kompleksov v sov-remennyh uslovijah [Jelektronnyj resurs] / Kompanija «Kontrast». - Rezhim dostupa: http://kon-trast.com/index.php/publikatsii/110-statya-obrazovatelnyj -kompleks (data obrashhenija: 18.08.2015).
5. Novikov, D. A., Glotova, N. P. Modeli i mehanizmy upravlenija obrazovatel'nymi setjami i kompleksami [Tekst] / D. A. Novikov, N. P. Glotova. - M. : Institut up-ravlenija obrazovaniem RAO, 2004. - 142 s.
6. Rajzberg, B. A. i dr. Sovremennyj jekonomicheskij slovar' [Tekst] / B. A. Rajzber, L. Sh. Lozovskij, E. B. Starodubceva. - M. : INFRA-M., 1999. - S. 248.