Научная статья на тему 'Модель педагогического обеспечения процесса интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса'

Модель педагогического обеспечения процесса интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа-комплекс / основное образование / дополнительное образование / ресурсный подход / интеграция. / school complex / basic education / additional education / resource approach / integration.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Ардабацкая

Статья посвящена анализу качественно нового для общеобразовательной школы уровня интеграции – формального и неформального образования. Такая интеграция возможна только при расширении собственно пространства образовательного учреждения и включения в него как полноправного сегмента программы неформального образования. Наиболее оптимальным решением данной задачи представляется создание многоуровневых образовательных комплексов, включающих в себя дошкольное и общее образование, а также дополнительное для детей и взрослых. В данной статье педагогическое обеспечение интеграции формального и неформального образования анализируется с позиций управления функционированием и развитием системной совокупности ресурсов образовательного комплекса. Исходя из основных положений ресурсного подхода, педагогическое обеспечение рассматривается через совокупность педагогических средств интеграции: организационных, методических и управленческих. В статье презентуется модель педагогического обеспечения интеграции формального и неформального образования, основанная на объединении ряда ресурсов: кадровых, нормативно-регулирующих, методических и материально-технических. Обосновываются уровни и принципы интеграции субъектов формального и неформального образования. Определены критерии оценки эффективности процесса интеграции субъектов формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса. Предложенная модель апробировалась на базе гимназии No 1409 г. Москвы. Образовательная программа гимназии разработана на основе описанной в статье модели как комплексное организационно-управленческое решение, как современная форма реализации социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности и потребности всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF INTEGRATION OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL COMPLEX.

The article presents an analysis of the level of integration that is qualitatively new for a comprehensive school — the integration of formal and non-formal education. Such integration is possible only if the actual space of the educational institution is expanded and included in it as a full-fledged segment of the program of non-formal education. The most optimal solution to this problem seems to be the creation of multilevel educational complexes, including preschool and general education, as well as additional education for children and adults. The pedagogical support for the integration of formal and non-formal education is analyzed from the standpoint of managing the functioning and development of the system of resources of the educational complex. Pedagogical support is considered through a combination of pedagogical means of integration: organizational, methodical and managerial. The article presents a model of pedagogical support for the integration of formal and non-formal education, based on the combination of a number of resources: personnel, regulatory, methodical and material and technical. The levels and principles of integration of subjects of formal and non-formal education are substantiated. Criteria for assessing the effectiveness of the integration process of subjects of formal and non-formal education in the conditions of the educational complex are determined. The proposed model is tested on the basis of the gymnasium No. 1409 of Moscow. The educational program of the gymnasium is developed on the basis of the model described in the article as a complex organizational and managerial solution, as a modern form of implementing a social order that most fully reflects the interests, opportunities and needs of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического обеспечения процесса интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса»

опыт работы с нормативно-правовыми документами и учебно-методической документацией, планирования и организации самостоятельной работы, осваивают умения и навыки научно-исследовательской деятельности, учатся взаимоБиблиографический список

действовать с учениками и будущими коллегами, планировать и реализовывать внеклассные мероприятия, сопровождать исследовательскую деятельность обучающихся и др.

1. Никандров Н.Д., Грохольская О.Г Профессиональная деятельность, ее сущность, структура и содержание. Особенности личностной составляющей развития специалиста-профессионала. Научные исследования в образовании. 2013; № 1: 18 - 24.

2. Куликова Л.М. Модернизация содержания и организация непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе. Москва, 2004.

3. Ледовских И.А. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе учебной практики. Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции, Чебоксары, 2019: 32 - 35.

4. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии. Материалы межвузовской конференции. Москва, 2019: 212 - 215.

5. Антонова Н.Н. Использование кейс-технологии как средства оценивания на модульном экзамене в педагогическом вузе. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии. Материалы межвузовской конференции. Москва, 2019: 122 - 126.

6. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Available at: https://fgos.ru/

References

1. Nikandrov N.D., Grohol'skaya O.G. Professional'naya deyatel'nost', ee suschnost', struktura i soderzhanie. Osobennosti lichnostnoj sostavlyayuschej razvitiya specialista-professionala. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2013; № 1: 18 - 24.

2. Kulikova L.M. Modernizaciya soderzhaniya i organizaciya nepreryvnojpedagogicheskojpraktiki v fizkul'turnom vuze. Moskva, 2004.

3. Ledovskih I.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov v processe uchebnoj praktiki. Nauka i obrazovanie v sovremennom mire: metodologiya, teoriya i prakiika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary, 2019: 32 - 35.

4. Scherbakova E.V., Scherbakova T.N. Nastavnichestvo kak forma podderzhki professional'nogo stanovleniya studentov v hode uchebnoj pedagogicheskoj praktiki. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka buduschih uchitelej: istoriya, metodologiya i tehnologii. Materialy mezhvuzovskoj konferencii. Moskva, 2019: 212 - 215.

5. Antonova N.N. Ispol'zovanie kejs-tehnologii kak sredstva ocenivaniya na modul'nom 'ekzamene v pedagogicheskom vuze. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka buduschih uchitelej: istoriya, metodologiya i tehnologii. Materialy mezhvuzovskoj konferencii. Moskva, 2019: 122 - 126.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 373.1

Ardabatskaya I.A., Deputy Director, Gymnasium No.1409 (Moscow, Russia), E-mail: irina.a5@mail.ru

MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF INTEGRATION OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL COMPLEX. The article presents an analysis of the level of integration that is qualitatively new for a comprehensive school — the integration of formal and non-formal education. Such integration is possible only if the actual space of the educational institution is expanded and included in it as a full-fledged segment of the program of non-formal education. The most optimal solution to this problem seems to be the creation of multilevel educational complexes, including preschool and general education, as well as additional education for children and adults. The pedagogical support for the integration of formal and non-formal education is analyzed from the standpoint of managing the functioning and development of the system of resources of the educational complex. Pedagogical support is considered through a combination of pedagogical means of integration: organizational, methodical and managerial. The article presents a model of pedagogical support for the integration of formal and non-formal education, based on the combination of a number of resources: personnel, regulatory, methodical and material and technical. The levels and principles of integration of subjects of formal and non-formal education are substantiated. Criteria for assessing the effectiveness of the integration process of subjects of formal and non-formal education in the conditions of the educational complex are determined. The proposed model is tested on the basis of the gymnasium No. 1409 of Moscow. The educational program of the gymnasium is developed on the basis of the model described in the article as a complex organizational and managerial solution, as a modern form of implementing a social order that most fully reflects the interests, opportunities and needs of all participants in the educational process.

Key words: school complex, basic education, additional education, resource approach, integration.

И.А. Ардабацкая, зам. директора гимназии № 1409, г. Москва, E-mail: irina.a5@mail.ru

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Статья посвящена анализу качественно нового для общеобразовательной школы уровня интеграции - формального и неформального образования. Такая интеграция возможна только при расширении собственно пространства образовательного учреждения и включения в него как полноправного сегмента программы неформального образования. Наиболее оптимальным решением данной задачи представляется создание многоуровневых образовательных комплексов, включающих в себя дошкольное и общее образование, а также дополнительное для детей и взрослых. В данной статье педагогическое обеспечение интеграции формального и неформального образования анализируется с позиций управления функционированием и развитием системной совокупности ресурсов образовательного комплекса. Исходя из основных положений ресурсного подхода, педагогическое обеспечение рассматривается через совокупность педагогических средств интеграции: организационных, методических и управленческих. В статье презентуется модель педагогического обеспечения интеграции формального и неформального образования, основанная на объединении ряда ресурсов: кадровых, нормативно-регулирующих, методических и материально-технических. Обосновываются уровни и принципы интеграции субъектов формального и неформального образования. Определены критерии оценки эффективности процесса интеграции субъектов формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса. Предложенная модель апробировалась на базе гимназии № 1409 г Москвы. Образовательная программа гимназии разработана на основе описанной в статье модели как комплексное организационно-управленческое решение, как современная форма реализации социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности и потребности всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: школа-комплекс, основное образование, дополнительное образование, ресурсный подход, интеграция.

В основе модернизации современной системы образования лежат идеи непрерывности, интегративности и вариативности. Появление в таких условиях новых субъектов образовательной системы является крайне актуальным. Формой организации непрерывного образования и залогом его успешности является преемственность различных уровней и видов образования, именно поэтому в последнее время повсеместно возрождаются школы-комплексы, которые сегодня называются образовательными комплексами или центрами образования.

Они создаются на основе интеграции различных видов образования и создания единого и непрерывного образовательного пространства с широким спектром предоставляемых услуг Актуальным в таких условиях становится поиск новых подходов к пониманию сущности педагогического обеспечения данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами) и предусматривает взаимосвязь трех базовых структурных элементов (личность, социальная организация, внешняя среда).

В диссертации Я.А. Амвросьева понятие «педагогическое обеспечение» рассматривается как деятельность по организации и совершенствованию образовательного процесса [1]. И.Д. Проскуровская и А.А. Попов пишут о «педагогическом обеспечении» как средстве повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников [2].

С процессуальной точки зрения педагогическое обеспечение чаще всего рассматривается как формы, методы и приемы педагогической деятельности. Так, в докторской диссертации Л.П Пак педагогическое обеспечение рассматривается как оптимальная совокупность взаимосвязанных педагогических средств, технологий, условий в свете разработанных теоретико-методологических положений [3]. И.В. Пудовский понимает педагогическое обеспечение как принципы, с помощью которых строится образовательная деятельность [4].

Конкретизация понятия «педагогическое обеспечение» присутствует у представителей Костромской научно-педагогической школы. Так Е.С. Лисова рассматривала данное понятие как управление комплексом личностных и профессиональных потенциалов [5]; В.В. Измайлова - с точки зрения совокупности ресурсов и условий [6]; Н.Ю. Шепелева - в качестве системы мер, комплекса мероприятий, ресурсов, условий и видов деятельности [7]; А.Р Лопатин - с позиций формирования социальной зрелости школьников [8]; И.Ю. Тарханова - как ресурсно-методическую составляющую образования взрослых [9].

Основополагающей для нашего исследования является точка зрения А.И. Тимонина, который рассматривает педагогическое обеспечение с позиции управления функционированием и развитием системной совокупностью привлекаемых ресурсов для осуществления процесса формирования личностно-про-фессиональной позиции индивида [10]. Таким образом, педагогическое обеспечение мы осмысливаем через призму положений ресурсного подхода и с позиций управления процессом интеграции формального и неформального образования.

По нашему мнению, интеграция образовательных процессов в условиях образовательного комплекса требует различных типов обеспечения.

Во-первых, это нормативно-регулирующее обеспечение, предполагающее существенную модернизацию нормативных локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации. Специфика локального нормативного обеспечения деятельности образовательного комплекса вытекает из организационной структуры образовательной организации и особенностей ее функционального управления. Первое, с чем сталкивается руководитель, - это перешедший «по наследству» документооборот присоединенных образовательных организаций. Многие акты в этом списке в связи с реорганизацией прекращают свое действие, остальные требуют изложения в новой редакции.

Во-вторых, это кадровое обеспечение, под которым понимается необходимый количественный и качественный состав педагогических, административных и иных работников интегрированной образовательной организации. При объединении дошкольных образовательных организаций, школ и учреждений дополнительного образования требования к компетентности персонала существенно расширяются, ключевым в этом аспекте становится вопрос подготовки педагогических кадров к работе в условиях непрерывного интегрированного образования.

В-третьих, это материально-техническое обеспечение. При создании образовательных комплексов изначально улучшение материально-технической базы школ и детских садов ставилось в качестве основной задачи. Практика объединения образовательных организаций выявила ряд трудностей перераспределения материально-технических ресурсов, в том числе и для обеспечения нужд интеграции формального и неформального образования.

Наконец, системообразующим компонентом процесса интеграции формального и неформального образования мы считаем педагогическое обеспечение. При его отсутствии процесс интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса происходит стихийно и существенно зависит от внешнего управления, требуя привлечения большого количества ресурсов. Кроме того, педагогические эффекты такой интеграции в отсутствии целенаправленного педагогического обеспечения достигаются частично либо не достигаются вообще.

В своём исследовании мы рассматриваем интеграцию формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса как структурированный и управляемый процесс взаимодействия субъектов образовательной среды, главной характеристикой которого, вслед за О.А. Коряковцевой

и И.Ю. Тархановой, мы считаем принятие субъектами образования друг друга [11]. Это возможно только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания всех участников образовательного процесса, включенных как в формальные, так и в неформальные образовательные отношения.

Характеристика интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса определяется рядом показателей, по которым можно определить уровень интегрированности субъектов образовательного процесса (см. табл. 1).

В организационном плане интеграция формального и неформального образования, во-первых, выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности субъектов образования, установления их взаимосвязей и взаимного дополнения; а во-вторых, формирует единый, целостный, многопрофильный и многофункциональный образовательный комплекс с единой мобильной системой общих ресурсов выполнения социального заказа образованию.

В основе интеграции субъектов формального и неформального образования мы предлагаем положить следующие принципы.

Принцип социального партнерства - формирование между субъектами интеграции особого типа отношений, основанных на взаимоуважении; признании реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинной заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению.

Принцип комплексности интеграции формального и неформального образования, основным условием реализации которого является обоснованное и профессиональное использование социальных технологий (прежде всего технологии социального партнерства), позволяющих на практике обеспечить конструктивное взаимодействие путем определения зоны общей ответственности и мобилизации имеющихся ресурсов.

Принцип профессионализма в решении задач интеграции. Реализация принципа профессионализма предусматривает учет объема и качества знаний, умений и навыков в области теории и методики профилактической работы, которыми располагают субъекты взаимодействия. Сферой их ответственности могут быть лишь те направления и участки работы, которые соответствуют уровню их квалификации.

Принцип нацеленности на эффективный образовательный результат - ориентация субъектов интеграции на повышение качества образования в целом. Высокий конечный результат невозможен без слаженной работы, мобилизации кадрового и материального потенциала, реализации продуманной и взвешенной стратегии и тактики решения поставленных задач.

Анализ тенденций, которые определились в науке и практике в вопросах интеграции субъектов формального и неформального образования, позволяет выделить следующие критерии и показатели, обеспечивающие эффективность интеграции, её адаптивность к быстро меняющимся социально-экономическим условиям (см. табл. 2).

Таким образом, мы понимаем интеграцию субъектов формального и неформального образования, прежде всего, как процесс, предполагающий активную позицию всех его участников. Успешность интеграции зависит от четкости определения полномочий субъектов формального и неформального образования, оптимизации информационного обмена, опоры на профессиональный потенциал педагогических работников, реализующих программы формального и неформального образования.

Центральной составляющей предлагаемой нами модели являются средства интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса, а именно:

1. Организационные средства: учет запросов обучающихся и их родителей, анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов, коллективное проектирование цели и направлений интеграции формального и неформального образования.

2. Методические средства: предметные проекции интеграции формального и неформального образования школьников, а также формы и методы организации внеурочной деятельности, ориентированные на достижение метапредмет-ных и личностных образовательных результатов.

3. Управленческие средства: система управления как наличными, так и привлекаемыми ресурсами открытого образовательного пространства.

Таблица 1

Уровень интеграции Характеристика уровня Показатели

Отсутствие интеграции Отсутствует взаимодействие субъектов формального и неформального образования Незаинтересованность субъектов формального и неформального образования во взаимодействии друг с другом

Низкий уровень Взаимодействие ситуативное, по указанию администрации, отсутствие общей цели Ограниченность в сотрудничестве субъектов формального и неформального образования

Средний уровень Наличие соглашений об интеграции, партнерский диалог Наличие совместных дел, стремление к совместной деятельности

Высокий уровень Наличие единой системы формального и неформального образования в школе, общей цели Взаимодействие субъектов формального и неформального образования на равных, наличие сотрудничества

Уровни интеграции

Таблица 2

Критерии оценки эффективности процесса интеграции субъектов формального и неформального образования

в условиях образовательного комплекса

Критерии Показатели Средства оценки

Функциональность интеграции субъектов формального и неформального образования. Оптимальное распределение функций, прав, полномочий между субъектами формального и неформального образования; обеспеченность нормативно-правовой документацией, регламентирующей выполнение каждым из них собственных функций и порядка взаимодействия. Самообследование, экспертная оценка.

Эффективность взаимодействия субъектов формального и неформального образования. Наличие единой цели взаимодействия; наличие мотивации на взаимодействие; уровень разделения прав, ответственности, полномочий между субъектами формального и неформального образования. Анкетирование педагогов.

Социальная значимость результатов интеграции. Положительная динамика образовательных результатов; наличие механизма поддержки и внедрения эффективных форм и методов интеграции; степень соответствия достигнутых результатов поставленным целям и ожиданиям социума; динамика представлений обучающихся о личностных качествах, помогающих добиться успеха в социуме. Анализ динамики образовательных результатов обучающихся, диагностика уровня социа-лизированности выпускников, анкетирование выпускников анкетирование с целью выявления представлений о личностных качествах, помогающих добиться успеха в социуме.

Последнюю группу средств мы считаем моделеобразующей. Строя своё исследование в рамках ресурсного подхода, особое внимание в данной модели мы уделяем именно ресурсам интеграции:

Первая группа ресурсов, требующих управления, - это кадровые ресурсы. Исходя из принципов субъект-субъектного взаимодействия, мы предлагаем управлять процессом интеграции через создание рабочих групп. Эти группы могут создаваться под решение конкретных задач, но создание четырех из них мы считаем обязательным для эффективной интеграции формального и неформального образования в школе-комплексе (см. таблицу 3).

обучающихся обеспечивает взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС соответствующих уровней с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей; позволяет использовать в организации внеурочной деятельности потенциальные возможности внутреннего и внешнего партнерства.

В качестве возможного пути согласования потребностных запросов всех субъектов образовательного процесса мы предлагаем проектирование программ социализации и воспитания обучающихся во вторую половину дня на основе вариативного подхода. При этом в качестве инварианта могут быть приняты

Таблица 3

Кадровые ресурсы интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса

Рабочая группа Функции

Административно-координационная. Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в экспериментальной работе, обеспечивает своевременную отчетность о результатах работы, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для интеграции ресурсов, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации.

Педагоги дошкольных и общеобразовательного отделений, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Разрабатывают современные технологии учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие достижение образовательных результатов, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями, Организуют внеурочную деятельность, в том числе являясь руководителями объединений.

Группа по разработке интегрированных программ Обеспечивает разработку содержательных материалов, проводит обучение педагогов, распространяет инновационный опыт.

Привлеченные специалисты социума. Реализация социальных проектов, планов совместной деятельности.

Следующая группа ресурсов - нормативно-регулирующие, к которым, в первую очередь, относятся Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) соответствующих уровней образования. Анализ современных стандартов дошкольного, начального и общего образования показал, что они ориентируют образовательные организации на достижение социальных эффектов, производимых образованием, и, прежде всего, на консолидацию общества на основе уважения прав и свобод человека, личностного достоинства каждого, на формирование у подрастающего поколения гражданской идентичности, готовности и способности к саморазвитию, взаимопониманию между людьми, взаимодействию с ними независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

В соответствии с этим основные интегрированные образовательные программы должны быть нацелены, во-первых, на управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; во-вторых, на управляемый переход от совместной с учителем учебно-познавательной деятельности школьника к самостоятельной; в-третьих, на содействие личностной (полноценное и разнообразное личностное становление), социальной (органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества), профессиональной (развитость универсальных практических трудовых умений) успешностям; в-четвертых, на подготовленность выпускников к самосоциализации.

Интеграция урочной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся при реализации новых стандартов способствует достижению общих образовательных целей. Системность организации урочной и внеурочной деятельности

программы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и формирования ценностей здорового образа жизни, что позволит выполнить требования ФГОС. В качестве вариативной составляющей могут быть предложены программы спортивно-оздоровительной деятельности, эстетического и экологического воспитания, поскольку на данные виды внеурочной деятельности родители более ориентированы и проявляют активную позицию по поиску возможностей реализации своих потребностей. Кроме того, в данных направлениях традиционно широкие возможности предоставляет система дополнительного образования детей. В вариативную часть программы социализации и воспитания обучающихся во вторую половину дня могут быть также включены социально-педагогическое и психологическое сопровождения школьников.

Что касается методических ресурсов, то здесь более подробно хотелось бы остановиться на возможностях межпредметной интеграции с использованием ресурсов отделения дополнительного образования.

Межпредметная интеграция содержит большие потенциальные возможности для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Интегрирующие компоненты характерны для многих предметов и предметных областей. Интеграция знаний вокруг общих для нескольких предметов проблем осуществляется посредством проведения интегрированных уроков, внеклассных событий, участие в проектах: интегрированные уроки русского и иностранного языка; интегрированные занятия в рамках элективных курсов; интегрированные занятия секций школьного научного общества; интегрированные внеурочные занятия; исследовательские и социальные проекты.

Кроме того, в рамках организации внеурочной деятельности в нашей практике разработаны, внедрены и хорошо себя зарекомендовали интегрированные междисциплинарные программы (факультативы). Примером такой интегратив-ной программы является программа работы школьного музея [12]. Музейные формы работы являются местом деятельности школьного сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в преподавание внешних социальных партнеров, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности обучающегося перестаёт быть чисто учебным результатом, а становится первым этапом его социального становления.

Наиболее эффективными формами работы в рамках интегрированных курсов являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам мы относим: экскурсии, тематические вечера, олимпиады, викторины, встречи с работодателями, научные конференции, интегрированные лекции, походы по другим музеям (например, на предприятия). Групповыми формами работы являются музейный научный кружок, издание журнала, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов на предприятия города с техническим или устным звуковым сопровождением. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами производства, разработку проектов с

Библиографический список

экспонатами музейной экспозиции. Однако одна форма работы не исключает другой. Из массовой работы «вырастает» работа в научной лаборатории, а результаты занятий в лаборатории зачастую выносятся на школьные научные конференции и т.д.

В качестве вывода следует отметить, что расширение материально-технических ресурсов, на наш взгляд, является главным преимуществом объединения образовательных организаций в многоуровневые интегрированные образовательные комплексы. На примере нашей гимназии можно отметить, что объединение школы, дошкольных организаций и дополнительного образования позволило создать мощную материально-техническую базу: оборудованные учебные кабинеты, несколько спортивных залов, компьютерные классы, игровые, кабинеты Лего, киноконцертный зал, мультимедийная библиотека, 6 кабинетов информатики, компьютерный центр, киностудия, фотостудия и издательский центр, две лекционно-поточные аудитории, изостудия. При этом наличие мощной материально-технической базы ещё не гарантирует эффекта её применения. В условиях образовательного комплекса важным направлением управления ресурсами становится школьная логистика и организация образовательных потоков для максимального использования наличествующих помещений. Таким образом, управление ресурсами интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса является основным средством эффективного педагогического обеспечения.

1. Амвросьев Я.А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2003.

2. Попов А.А., Проскуровская И.Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы: модульная организация открытого гуманитарно-управленческого образования молодёжи. Томск, 2003.

3. Пак Л.Г Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2011.

4. Гудовский И.В. Педагогические условия успешной социализации старших подростков в процессе неурочной деятельности: методическое пособие. Красноярск, 1999.

5. Лисова Е.С. Педагогическое обеспечение социального становления студентов в условиях комплекса «вуз-базовое предприятие». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2008.

6. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия. Ярославский педагогический вестник. 2012; № 2: 11 - 14.

7. Шепелева Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2004.

8. Лопатин А.Р Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: монография. Кострома, 2014.

9. Тарханова И.Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. II, № 2: 126 - 130.

10. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. Диссертация ... доктора педагогических наук. Кострома, 2008.

11. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Социальное образование молодежи - пространство инноваций. Вестник педагогических инноваций. 2017; № 3 (47): 26 - 32.

12. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы. Ярославский педагогический вестник. 2017; № 6: 36 - 40.

References

1. Amvros'ev Ya.A. Pedagogicheskoe obespechenie garmonichnogo razvitiya shkol'nikov-sportsmenov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2003.

2. Popov A.A., Proskurovskaya I.D. Vozmozhnostipokoleniya i individual'nye shansy: modul'naya organizaciya otkrytogo gumanitarno-upravlencheskogo obrazovaniya molodezhi. Tomsk, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pak L.G. Pedagogicheskoe obespechenie sub'ektno-razvivayuschejsocializacii studenta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.

4. Gudovskij I.V. Pedagogicheskie usloviya uspeshnoj socializacii starshih podrostkov v processe neurochnoj deyatel'nosti: metodicheskoe posobie. Krasnoyarsk, 1999.

5. Lisova E.S. Pedagogicheskoe obespechenie social'nogo stanovleniya studentov v usloviyah kompleksa «vuz-bazovoe predpriyatie». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2008.

6. Izmajlova V.V. Pedagogicheskoe obespechenie: suschnost' i struktura ponyatiya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2012; № 2: 11 - 14.

7. Shepeleva N.Yu. Pedagogicheskoe obespechenie processa socializacii uchaschihsya v negosudarstvennom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2004.

8. Lopatin A.R. Pedagogicheskoe obespechenie processa formirovaniya social'noj zrelosti shkol'nikov: monografiya. Kostroma, 2014.

9. Tarhanova I.Yu. Social'nye 'effekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; T. II, № 2: 126 - 130.

10. Timonin A.I. Social'no-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo stanovleniya studentov gumanitarnyh fakul'tetov universiteta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2008.

11. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Social'noe obrazovanie molodezhi - prostranstvo innovacij. Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2017; № 3 (47): 26 - 32.

12. Ardabackaya I.A. Processy integracii v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017; № 6: 36 - 40.

Статья поступила в редакцию 17.07.19

УДК 372.881.161.1

Vereshchagina E.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: everesh@mail.ru

Zhukova T.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: tatianazhkv@gmail.com

EDUTAINMENT AS A MODERN TECHNOLOGY FOR TEACHING FOREIGN STUDENTS THE MEANS OF EXPRESSION OF SUBJECTIVE MODALITY IN RUSSIAN SPEECH. The article reveals a problem of developing modern educational technologies that allow foreigners studying Russian at an advanced level to master the use of various means of expressing subjective modality in colloquial speech. It justifies the need to choose educational technologies correctly to enhance the use of various means of expressing subjective modality in specific situations of verbal communication. It complicates the process of understanding the principles of functioning of the means of expression of subjective modality, their diversity (with the method of occurrence, with part-membership, etc.) and the variety of their particular values, implemented in different contexts. Recently, textbooks have appeared that contribute to the mastery by foreign language students of means of expressing subjective modality - introductory modal words, particles, interjections. However, the author comes to the conclusion that the most effective educational technology in this case will be edutainment, that is, a system of modern technical and didactic teaching aids, which is based on the concept of learning through entertainment. The article discusses the key principles of edutainment, the implementation of which implies the existence of a process of bilateral interconnected activity of the subjects of the educational process (subject-subject communication); the presence of comfortable conditions and the integrated use of didactic, technological training and control tools.

Key words: modern educational technologies, Russian as a foreign language, category of subjective modality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.