УДК 631.15:331.101.262 О.В. Шумакова, С.А. Нардина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Человеческий капитал в качестве ключевого фактора развития экономики страны обозначен практически во всех стратегических документах РФ. Сегодня изучение проблем, связанных с эффективностью сельскохозяйственного производства, является неактуальным без исследования кадровой составляющей. Представлен материал, раскрывающий особенности формирования человеческого капитала в аграрной сфере. Выделены этапы воспроизводства человеческого капитала в сельском хозяйстве и основные дестабилизирующие факторы, влияющие на данный процесс. Авторы акцентируют внимание на том, что качественные характеристики человеческого капитала зависят не столько от величины инвестиций, направляемых на его воспроизводство, сколько от содержания институциональной системы, в рамках которой осуществляется это воспроизводство. А главным капиталообразующим фактором качества работников должно быть образование. Представлена схема единого аграрного образовательного пространства региона, которая должна обеспечить непрерывное образование и получение профессий сельского хозяйства; способствовать эффективному использованию научно-педагогического кадрового потенциала, материально-технических баз, финансовых вложений; интегрировать подготовку и повышение квалификации с наукой и производством; создать новые условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства. В каждом регионе должен сформироваться стратегический подход к решению ключевых проблем повышения качества человеческого капитала в совокупности как на уровне региональных органов государственной власти и местного самоуправления, так и на уровне сельскохозяйственных предприятий региона. Представлены первоочередные задачи органов государственной власти и сельскохозяйственных предприятий региона по осуществлению политики в области обеспечения воспроизводства качественного человеческого капитала в аграрной сфере.
Ключевые слова: человеческий капитал, сельское хозяйство, воспроизводство, подготовка и переподготовка кадров.
Введение
Формирование качественного человеческого капитала в аграрной сфере является одним из главных векторов успеха в развитии сельского хозяйства. Многие предприятия АПК начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала как самого ценного из всех видов капитала.
Большинство ученых-экономистов опирается на неоклассический подход при выявлении сущности человеческого капитала. Человеческий капитал понимается как совокупность качественных характеристик человека (здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность, компетенции и т.д.), которые формируются в результате инвестиций и могут стать источником дохода для самого человека, организации и общества в целом [1-4]. То есть человеческий капитал исследуется как ценность, приносящая доход, в качестве которой выступает совокупность собственных и приобретенных свойств и способностей человека.
В рамках данного подхода ученые-экономисты (С. Фишер [5, с. 72], Т. Шульц, Г. Беккер [6] и др.) обосновывают тот факт, что основным источником воспроизводства человеческого капитала являются расходы (инвестиции), связанные с воспроизводством детей, здравоохранением, образованием.
© Шумакова О.В., Нардина С.А., 2016
Но как показывает опыт реформ в России, увеличение затрат на воспроизводство человеческого капитала не всегда имеет высокий общественный эффект. Так, алкоголизация населения в сельской местности, с одной стороны, и стимулирование рождаемости посредством «материнского капитала» - с другой, способствовали тому, что данным стимулом стали активно пользоваться преимущественно алкоголики. В результате темпы рождаемости умственно и физически неполноценных детей в современной деревне на 35-40% превышают рождение нормальных детей [7, с. 62]. В общей совокупности это снижает долю сельской молодежи, способной к освоению современных профессий, в том числе аграрных, и осложняет подготовку высококвалифицированных специалистов и производственных рабочих для АПК.
На наш взгляд, в исследовании проблем человеческого капитала более плодотворным является институциональный подход, в рамках которого качественные характеристики человеческого капитала зависят не столько от величины инвестиций, направляемых на его воспроизводство, сколько от содержания институциональной си-стемы1, в рамках которой осуществляется это воспроизводство.
Основными институциализированными структурами, которые формируют человеческий капитал, являются образование, здравоохранение, наука и т.д. Т.М. Глушанок [8, с. 13-14] отмечает: «...базовым капиталообразующим фактором качества работников может служить образование, потому что функционально здравоохранение не создает дополнительные способности индивидов». Нельзя не согласиться.
Объекты и методы
Объектом исследования является воспроизводственный процесс человеческого капитала аграрной сферы. Предметом исследования выступают проблемы функционирования институтов аграрного рынка труда, складывающихся в процессе воспроизводства качественного человеческого капитала для сельскохозяйственной отрасли. В ходе исследования применялись следующие методы: абстрактно-логический, монографический, системный подход.
Ход и результаты исследования
Экономическим содержанием воспроизводства человеческого капитала являются отношения, складывающиеся по поводу его формирования (производства), распределения, обмена (перераспределения) и использования (потребления) [9-11].
Фаза формирования (производства) человеческого капитала в аграрной сфере включает:
1) естественное воспроизводство населения (преимущественно в сельской местности) (рождение людей, достижение ими трудоспособного возраста);
2) приобретение человеком самой способности к труду посредством системы общего, специального и высшего образования, профессиональной подготовки, а также системы повышения квалификации или переподготовки;
3) восстановление и развитие способностей к труду (организация оплаты труда в сельском хозяйстве, гарантия минимального дохода; предоставление бесплатных услуг в сфере образования и здравоохранения; насыщение рынков потребительских то-
1 Институциональная система - это особая взаимосвязь социально-экономических институтов (выработанные и закрепленные в обществе правила поведения людей и нормы взаимодействия между ними, а также механизмы, обеспечивающие их реализацию), институциализированных организаций и особых институциональных инструментов, под воздействием которых осуществляется формирование, функционирование и совершенствование общественно важных свойств и качеств человеческой личности [5, с. 76].
варов и услуг, развитие сферы досуга, физической культуры и спорта, обеспечение их доступности каждому, преимущественно в сельской местности).
Фаза распределения и обмена (перераспределения) человеческого капитала в аграрной сфере включает трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования сельскохозяйственного профиля, стадию купли -продажи высвободившихся работников предприятий сферы АПК.
Фаза использования человеческого капитала в аграрной сфере включает трудовую деятельность в организациях сельскохозяйственного профиля, в процессе которой непосредственно реализуется рабочая сила как совокупность интеллектуальных и физических способностей к труду; обеспечивается занятость в аграрной сфере трудоспособного населения, желающего реализовать свой трудовой потенциал в общественно полезной работе, приносящей доход работнику и членам его семьи; осуществляется правовое обеспечение сферы социально-трудовых отношений, разработка законодательных норм, регулирующих эту сферу. Данная фаза считается главной в процессе воспроизводства. Это обусловлено тем, что она является, во -первых, фазой реализации накопленного человеческого капитала; во-вторых - фазой самосовершенствования ресурсов труда, накопления практического опыта, повышения образования и квалификации (рис. 1).
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ:
рождение; воспитание в семье; воспитание в дошкольных образовательных учреждениях; обучение в средней общеобразовательной школе; получение профессионального образования сельскохозяйственного профиля
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБМЕН:
трудоустройство выпускников учебных заведений аграрного профиля; стадия купли-продажи рабочей силы аграрного профиля
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
реализация способностей к труду в процессе производства сельскохозяйственной продукции; накопление практического опыта; повышение квалификации и образования
ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Депопуляция сельского населения; низкий уровень качества жизни на селе; низкий престиж сельскохозяйственного труда; недостаточный уровень сельского школьного
образования; недостаточное бюджетное финансирование аграрных учебных заведений и т.д.
И
Состояние социальной инфраструктуры села; конъюнктура аграрного рынка труда;
запрос предприятий АПК; несовершенная система распределения выпускников аграрных образовательных
учреждений; текучесть и сменяемость рабочих кадров на селе и т.д.
М
Плохая возможность повышения квалификации и карьерного роста; слабая управляемость мотивацией труда; низкий уровень производительности труда; отсутствие рационального использования фонда рабочего времени; эфемерная возможность получения жилья и др.
Рис. 1. Воспроизводство человеческого капитала в аграрной сфере
РЕГУЛИРОВАНИЕ: органы государственной власти региона
Министерство труда и социального развития региона
Министерство сельского хозяйства и продовольствия региона
У.
Министерство образовашм региона
Правительство региона
Реализация основном образовательной программы «Технология. Сельский труд»
Учреждения начального среднего образоваши (СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ)
§ 3 5 2
3 о +
АССОЦИАЦИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждения среднего профессионального образования, ведущие подготовку кадров и обучение профессиям сельского хозяйства (ТЕХНИКУМЫ) ^
Научные учреждения сельскохозяйственного профиля (опытные станции, НИИ)
Научно-производственные учреждения сельскохозяйственного профиля
• •' >
Учреждения переподготовки и повышения кв алификации
АГРАРНЫЙ ВУЗ РЕГИОНА
£
V
: — -г:— —:: х Заочная форма обучения работников без образования 1
" "1
| РАБОТОДАТЕЛИ
Ведущие предприятия АПК, КФХ
А
Предприятия АПК, КФХ : >
>
о
о
а §
о-и о
■8->|
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА (между школьниками, студентами;работниками с.-х. предприятий)
Рис. 2. Единое аграрное образовательное пространство региона: - каналы получения образования, профессий сельского хозяйства; #•••>- каналы повышения профессионально-квалификационной подготовки работниками сельского хозяйства; ♦■ - -> - каналы прохождения производственной практики и повышения квалификации (прохождении стажировки) преподавателями
Все фазы воспроизводства человеческого капитала в аграрной сфере и воздействующие на них факторы характеризуются довольно четко обозначенными особенностями сельской местности, сельскохозяйственного производства, а также особенностями функционирования аграрного рынка труда. Поэтому, анализируя воспроизводственный процесс качественного человеческого капитала, необходимо учитывать следующую специфику сельскохозяйственного производства:
- основной продукцией остается до сих пор сырье, полуфабрикаты или средства производства для сельского хозяйства;
- производство рассредоточено, в результате чего расходы на поддержание производственной инфраструктуры по сравнению с прибылью сельскохозяйственных организаций несоразмерно велики, а окупаемость затрат на новое строительство и поддержание этих хозяйств довольно низкая;
- спрос на конечную продукцию сельских районов предъявляется главным образом за их пределами - в городах и районных центрах;
- по уровню социально-экономического развития сельские районы отстают от города;
- сельскохозяйственный труд, в отличие от труда в промышленности, характеризуется большей универсальностью, труд весьма тяжелый и сложный, требующий знаний, умений, опыта, крепкого здоровья; труд, продолжающий еще оставаться низкооплачиваемым и малопривлекательным.
Поэтому для совершенствования воспроизводственного процесса качественного человеческого капитала для сельского хозяйства необходимо выделить, прежде всего, дестабилизирующие факторы, воздействующие на фазы формирования, распределения, обмена и использования (рис. 1).
Таким образом, под воспроизводством качественного человеческого капитала в аграрной сфере понимается сложный социально-экономический процесс обеспечения сельскохозяйственных организаций специалистами и рабочими, качественные характеристики и способности которых соответствуют объективным требованиям сельскохозяйственного производства.
Воспроизводство качественного человеческого капитала содействует росту производительности труда и влияет на рост доходов человека и экономики в целом.
Человеческий капитал неотделим от самого человека. Его воспроизводство означает, прежде всего, воспроизводство самого человека. В воспроизводстве человеческого капитала обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений. Таким образом, образование - важная составная часть воспроизводства человеческого капитала и один из главных факторов, обеспечивающих его конкурентоспособность.
На сегодняшний момент неслаженная работа институтов аграрного рынка труда негативно сказывается на качественном составе специалистов и рабочих кадров на сельскохозяйственных предприятиях региона [12-15], приводит к росту издержек предприятий на обучение и переобучение кадров, что отрицательно отражается на их работе. Поэтому формирование механизмов взаимодействия институтов аграрного рынка труда, направленных на обеспечение воспроизводства качественного человеческого капитала, невозможно без государственного управления, поддержки и результативной концепции развития. На уровне региона должен быть обеспечен стратегический подход к процессу формирования и использования человеческого капитала в аграрной сфере, направленный:
- на повышение эффективности функционирования сельскохозяйственной отрасли в регионе, прежде всего за счет обеспечения инновационного развития сельского хозяйства, возможности использования высокотехнологичных производств;
- повышение уровня знаний, навыков и профессионального мастерства специалистов и рабочих сельскохозяйственного профиля с инновационной ориентацией в целях возможности использования сельскохозяйственными предприятиями новейших технологий;
- повышение качества образования по профессиям сельского хозяйства посредством концентрации современных материально -технических и учебно-методических ресурсов образовательных учреждений и сельскохозяйственных предприятий региона;
- интеграцию аграрного вуза, сельскохозяйственных техникумов, научных и научно-производственных сельскохозяйственных учреждений, организаций переподготовки и повышения квалификации кадров, передовых хозяйств области в целях формирования единого образовательного пространства, установления и развития преемственных связей между уровнями образования и производством (рис. 2).
Формирование в регионе единого аграрного образовательного пространства позволит:
- обеспечить непрерывное образование и обучить профессиям сельского хозяйства;
- эффективно использовать научно-педагогический кадровый потенциал, материально-технические базы, финансовые вложения;
- интегрировать подготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих с наукой и производством;
- создать новые условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК региона.
Выводы
В целях обеспечения формирования и использования качественного человеческого капитала в аграрной сфере региона необходима эффективная работа как на уровне региональных органов государственной власти, так и на уровне работодателей.
Представленная группировка факторов, дестабилизирующих воспроизводственный процесс качественного человеческого капитала в аграрной сфере, может быть использована региональными органами государственной власти при разработке программных мероприятий, направленных на устранение или ослабление их негативного влияния, а также при определении реальных путей повышения качества человеческого капитала в сельском хозяйстве.
Первоочередными задачами региональных органов государственной власти по осуществлению политики в области формирования и использования качественного человеческого капитала должны стать:
1) формирование единого образовательного пространства в целях организации эффективного обучения, прохождения производственной практики, переобучения, повышения квалификации и стажировки с использованием современной высокотехнологичной техники;
2) создание комплексных целевых программ по обеспечению качества человеческого капитала сельскохозяйственного профиля;
3) мониторинг потребности регионального АПК на срочную и среднесрочную перспективу в специалистах и рабочих кадрах массовых профессий, качества подготовки кадров и необходимости их переподготовки;
4) обеспечение информированности руководителей сельскохозяйственных предприятий и работников сельскохозяйственного профиля о ситуации на рынке аграрного труда региона;
5) развитие профориентации в сельских школах;
6) развитие сети учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих сельскохозяйственного профиля;
7) финансирование мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров АПК региона.
Первоочередными задачами сельскохозяйственных предприятий региона по осуществлению политики в области формирования и использования качественного человеческого капитала должны стать:
1) совместное участие с образовательными учреждениями, ведущими подготовку кадров по профессиям сельского хозяйства, в работе по профориентации сельских школьников;
2) целевая подготовка выпускников сельских школ по профессиям сельского хозяйства в учреждениях среднего профессионального и высшего образования;
3) участие в разработке для обучающихся типовых программ производственной практики, организованной образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку рабочих кадров и специалистов для АПК региона;
4) привлечение обучающихся учреждений среднего профессионального и высшего образования к прохождению производственной практики;
5) оценка человеческого капитала предприятия в целях повышения его качества;
6) повышение качества человеческого капитала предприятия (обеспечение прохождения работниками курсов переподготовки, повышения квалификации, стажировки) и т.д.
Сегодня возрастание роли человеческого капитала в АПК вытекает из необходимости последовательной интенсификации сельскохозяйственного производства за счет новых подходов к управлению производством, внедрения новой высокопроизводительной техники и передовых технологий. В каждом регионе важно ориентироваться на расширенное воспроизводство человеческого капитала, которое означает возобновление работника нового качества с объективно необходимой общеобразовательной и профессиональной подготовкой, для чего требуются дополнительные издержки и большие временные затраты.
O. V. Shumakova, S.A. Nardina
Organization of the formation and use of human capital in the agricultural sector
Human capital as a key factor of economic development of the country is marked in almost all strategic documents of the Russian Federation. Today, the study of problems related to the efficiency of agricultural production, are simply not relevant without study personnel component. The paper set out the material, revealing the features of the formation of human capital in the agricultural sector. The stages of reproduction of the human capital in agriculture and highlights the main destabilizing factors influencing this process. The authors emphasize that the qualitative characteristics of human capital depends not only and not so much on the value of investments to its reproduction, but on the content of the institutional framework in which the reproduction of it. A main factor in the quality workers should be education. The paper presents a scheme of the Common Agricultural educational space in the region, which should make it possible to provide continuing education for the professions of agriculture; effective use of scientific and pedagogical personnel potential, material and technical base, financial investments; integrate training and development with science and industry; create new conditions for training, retraining and advanced training of agricultural workers. In every region of the country should have a strategic approach to the key issues to improve the quality of human capital in the aggregate at the level of regional public authorities and local self-government, and at the level of agricultural enterprises in the region. The article presents the priorities of the public authorities and the agricultural enterprises to implement policies in the region in the field of reproduction quality of human capital in the agricultural sector.
Keywords: human capital, agriculture, reproduction, training and retraining.
Список литературы
1. Асалиев А.М. Экономика и управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Т.Г. Строителева. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 143 с.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. - М. : Норма, 2013. - 462 с.
3. Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах : монография / Р.М. Нижегородцев ; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. - М. : ИНФРА-М,
2014. - 290 с.
4. Первоначальное накопление человеческого капитала ресурсами системы образования / В.Т. Ковалевич [и др.]. - Красноярск : СФУ, 2015. -188 с.
5. Савин Э.В. Был бы мальчик. Воспроизводство человеческого капитала в институциональной системе / Э.В. Савин // Российское предпринимательство. - 2005. - № 11. - С. 72-77.
6. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала : учеб. пособие [Электронный ресурс] / А.В. Корицкий. - [б.м.], [2016]. - Режим доступа: http://www.sibupk.nsk.su.
7. Новиков В.Г. Подготовка кадров для агро-сферы России: проблемы и перспективы развития / В.Г. Новиков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. -№ 7. - С. 62-65.
8. Глушанок Т.М. Формирование конкурентоспособной рабочей силы в регионе в условиях перехода к инновационной экономике : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Глушанок Тамара Михайловна. - М., 2009. - 50 с.
9. Остапенко Ю.М. Экономика труда : учеб. пособие / Ю.М. Остапенко ; Государственный университет управления. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2011. - 272 с.
10. Карганова П.А. Человеческий капитал и особенности его воспроизводства / П.А. Каргано-ва, Л.В. Белова // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2015. - № 1 (11). - С. 244-250.
11. Бережная Е.В. К вопросу о воспроизводстве человеческого капитала в России / Е.В. Бережная // Уникальные исследования XXI века. -
2015. - № 11 (11). - С. 99-104.
12. Нардина С.А. Конъюнктурное обследование рабочих кадров сельскохозяйственных организаций Омской области / С.А. Нардина, В.Ф. Стукач // Сибирская финансовая школа. - 2010. -№ 2. - С. 34-39.
13. Мартынюк Н.В. «Кадровый голод» в сельском хозяйстве: причины, особенности и пути приодоления / Н.В. Мартынюк // Наука и экономика. - 2014. - № 3 (35). - С. 121-126.
References
1. Asaliev A.M. Ekonomika i upravlenie che-lovecheskimi resursami : ucheb. posobie / A.M Asaliev, G.G. Vukovich, T.G. Stroiteleva. - M. : INFRA-M, 2016. - 143 s.
2. Genkin B.M. Ekonomika i sociologiya truda / B.M. Genkin. - M. : Norma, 2013. - 462 s.
3. Chelovecheskij kapital: teoriya i praktika up-ravleniya v social'no-ekonomicheskih sistemah : monografiya / R.M. Nizhegorodcev ; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodceva, S.D. Reznika. - M. : INFRA-M, 2014. - 290 s.
4. Pervonachal'noe nakoplenie chelovech-eskogo kapitala resursami sistemy obrazovaniya / V.T. Kovalevich [i dr.]. - Krasnoyarsk : SFU, 2015. -188 s.
5. Savin Eh.V. Byl by mal'chik. Vosproizvod-stvo chelovecheskogo kapitala v institucional'noj sisteme / Eh.V. Savin // Rossijskoe predprinimatel'stvo. -2005. - № 11. - S. 72-77.
6. Korickij A.V. Vvedenie v teoriyu chelovech-eskogo kapitala : ucheb. posobie [Elektronnyj resurs] / A.V. Korickij. - [b.m.], [2016]. - Rezhim dostupa: http://www.sibupk.nsk.su.
7. Novikov V.G. Podgotovka kadrov dlya ag-rosfery Rossii: problemy i perspektivy razvitiya / V.G. Novikov // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2010. - № 7. -S. 62-65.
8. Glushanok T.M. Formirovanie konkuren-tosposobnoj rabochej sily v regione v usloviyah perekhoda k innovacionnoj ekonomike : avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.05 / Glushanok Tamara Mihajlovna. - M., 2009. - 50 s.
9. Ostapenko Yu.M. Ekonomika truda : ucheb. posobie / Yu.M. Ostapenko, Gosudarstvennyj Univer-sitet Upravleniya. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : INFRA-M, 2011. - 272 s.
10. Karganova P.A. CHelovecheskij kapital i osobennosti ego vosproizvodstva / P.A. Karganova, L.V. Belova // Izvestiya Instituta sistem upravleniya SGEHU. - 2015. - № 1 (11). - S. 244-250.
11. Berezhnaya E.V. K voprosu o vosproizvod-stve chelovecheskogo kapitala v Rossii / E.V. Berezh-naya // Unikal'nye issledovaniya XXI veka. - 2015. -№ 11 (11). - S. 99-104.
12. Nardina SA. Kon"yunkturnoe obsledovanie rabochih kadrov sel'skohozyajstvennyh organizacij Omskoj oblasti / S.A. Nardina, V.F. Stukach // Sibirskaya finansovaya shkola. - 2010. - № 2. -S. 34-39.
13. Martynyuk N.V. "Kadrovyj golod" v sel's-kom hozyajstve: prichiny, osobennosti i puti pri-odoleniya / N.V. Martynyuk // Nauka i ekonomika. -2014. - № 3 (35). - S. 121-126.
14. Современные тенденции и перспективы 14. Sovremennye tendencii i perspektivy podgo-
подготовки специалистов для инновационной эко- tovki specialistov dlya innovacionnoj ekonomiki :
номики : коллективная науч. монография / под kollektivnaya nauch. monografiya / pod obshch.
общ. ред. Е.А. Ободковой. - Ярославль : Изд-во red. E.A. Obodkovoj. - Yaroslavl' : Izd-vo FGBOU
ФГБОУ ВПО «Государственная академия про- VPO "Gosudarstvennaya akademiya promyshlen-
мышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова», nogo menedzhmenta im. N.P. Pastuhova", 2013. -
2013. - 388 с. 388 s.
15. Баланс трудовых ресурсов в прогнозировании развития сельской местности: региональный аспект : монография / В.Ф. Стукач [и др.]. - Омск : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. - 131 с.
Шумакова Оксана Викторовна, д-р экон. наук, доц., Омский ГАУ, shumakovaov@mail.ru; Нардина Светлана Александровна, канд. экон. наук, доц., Омский ГАУ, sa.nardina@jomgau.org, 1982sv@mail.ru.
15. Balans trudovyh resursov v prognozirovanii razvitiya sel'skoj mestnosti: regional'nyj aspect : monografiya / V.F. Stukach [i dr.]. - Omsk : Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im P.A. Stolypina, 2014. -131 s.
Shumakova Oksana Viktorovna, Dr. Econ. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, shumakovaov@mail.ru; Nardina Svetlana Alecsandrovna, Cand. Econ. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, sa.nardina@omgau.org, 1982sv@mail.ru.