Научная статья на тему 'Интеграция бизнес-сообщества и образования как фактор инновационного развития экономики региона (на примере Липецкой области)'

Интеграция бизнес-сообщества и образования как фактор инновационного развития экономики региона (на примере Липецкой области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есина Ю. Л., Агафонова Е. Е.

Современные мировые процессы обозначили в качестве определяющих факторов инновационного развития человеческий капитал, образование и науку. Для достижения экономического роста государство должно создать необходимые условия эффективного взаимодействия бизнес-среды и научно-образовательных процессов на уровне каждого региона. Большинство субъектов Российской Федерации тяготеет к монопроизводству отдельных отраслей. Базовой отраслью Липецкой области выступает металлургия. Курс модернизации и дифференциации экономки позволил снизить долю этой отрасли до 55% и обусловил бурное развитие других отраслей промышленности, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, строительства. В области широко поддерживаются инновации и создаются новые для региона виды производств. Высокие темпы экономического развития повлияли на региональный рынок труда, изменили структуру спроса на трудовые ресурсы и повысили требования работодателей к качеству образовательных программ. Система профессионального образования Липецкой области представлена учреждениями различного уровня и предлагает широкий спектр образовательных программ для традиционных отраслей региональной экономики. Новые и высокотехнологичные отрасли испытывают дефицит кадров. Работодателями востребованы инженерно-технические специальности и высококвалифицированные рабочие. Необходимо постоянное повышение квалификации, создание системы непрерывного и опережающего профессионального образования. Для решения проблемы нехватки трудовых ресурсов в регионе разработана и утверждена Концепция «Развитие кадрового потенциала Липецкой области», работает координационный Совет по кадровому обеспечению и профессиональному образованию, одобрена дорожная карта по созданию производственно-образовательных кластеров. Свою эффективность доказал производственно-образовательный кластер металлургического профиля. Созданы и развиваются еще три производственно-образовательных кластера машиностроительного, агропромышленного и строительного профилей. Следует усилить интеграцию бизнес-сообщества и образования, сформировать профессиональные компетенции, расширить формы взаимодействия реального сектора экономики и профессиональных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the business community and edu-cation as a factor of innovation development of the region''s economy (on the example of the Lipetsk region)

Modern global processes identified human capital, education and science as determinants of innovation development. In order to achieve economic growth the government should create the necessary conditions for effective interaction of business, scientific and educational processes at the level of each region. Most of the subjects of the Russian Federation tend to the mono-production of individual industries. The basic industry of the Lipetsk region is metallurgy. The policy of modernization and differentiation of economy allowed to reduce the share of this sector to 55% and led to the rapid development of other industries, agriculture, food and processing industry and construction. Innovations are widely supported and new types of production are created in the region. High rates of economic development have affected the regional labor market, changed the structure of labor demand and increased employers’ requirements to the quality of educational programs. The system of vocational education of the Lipetsk region is represented by the institutions of different levels. It offers a wide range of educational programs for traditional sectors of the regional economy. New and high-tech industries have a shortage of personnel. Employers demand engineering and technical professions and highly skilled workers. It is necessary to organize continuous improvement of qualification and create a system of continuous and advanced vocational education. To solve the problem of the shortage of labour in the region the Concept of "Human resource development of the Lipetsk region” was developed and approved. There is a Coordinating Council on staffing and vocational education. The road map for the creation of manufacturing and educational clusters was approved. Manufacturing and educational cluster of metallurgical profile proved to be effective. Three more manufacturing and educational clusters of machine-building, agriculture and construction profiles are created and developing. It is necessary to strengthen the integration of the business community and education, to form professional competence, to extend forms of interaction between the real sector of economy and professional educational institutions.

Текст научной работы на тему «Интеграция бизнес-сообщества и образования как фактор инновационного развития экономики региона (на примере Липецкой области)»

УДК 332.02

Доцент Ю.Л. Есина, старший преподаватель Е.Е. Агафонова

(Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина) кафедра бухгалтерского учета и аудита. тел. 89601414007 E-mail: [email protected]

Associate professor Yu.L. Esina, senior lecturer E.E. Agafonova

(Bunin Yelets State University) Department of Accounting and Auditing. phone 89601414007 E-mail: [email protected]

Интеграция бизнес-сообщества и образования как фактор инновационного развития экономики региона (на примере Липецкой области)

Integration of the business community and education as a factor of innovation development of the region's economy (on the example of the Lipetsk region)

Реферат. Современные мировые процессы обозначили в качестве определяющих факторов инновационного развития человеческий капитал, образование и науку. Для достижения экономического роста государство должно создать необходимые условия эффективного взаимодействия бизнес-среды и научно-образовательных процессов на уровне каждого региона. Большинство субъектов Российской Федерации тяготеет к монопроизводству отдельных отраслей. Базовой отраслью Липецкой области выступает металлургия. Курс модернизации и дифференциации экономки позволил снизить долю этой отрасли до 55% и обусловил бурное развитие других отраслей промышленности, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, строительства. В области широко поддерживаются инновации и создаются новые для региона виды производств. Высокие темпы экономического развития повлияли на региональный рынок труда, изменили структуру спроса на трудовые ресурсы и повысили требования работодателей к качеству образовательных программ. Система профессионального образования Липецкой области представлена учреждениями различного уровня и предлагает широкий спектр образовательных программ для традиционных отраслей региональной экономики. Новые и высокотехнологичные отрасли испытывают дефицит кадров. Работодателями востребованы инженерно-технические специальности и высококвалифицированные рабочие. Необходимо постоянное повышение квалификации, создание системы непрерывного и опережающего профессионального образования. Для решения проблемы нехватки трудовых ресурсов в регионе разработана и утверждена Концепция «Развитие кадрового потенциала Липецкой области», работает координационный Совет по кадровому обеспечению и профессиональному образованию, одобрена дорожная карта по созданию производственно-образовательных кластеров. Свою эффективность доказал производственно-образовательный кластер металлургического профиля. Созданы и развиваются еще три производственно-образовательных кластера машиностроительного, агропромышленного и строительного профилей. Следует усилить интеграцию бизнес-сообщества и образования, сформировать профессиональные компетенции, расширить формы взаимодействия реального сектора экономики и профессиональных образовательных учреждений.

Summary. Modern global processes identified human capital, education and science as determinants of innovation development. In order to achieve economic growth the government should create the necessary conditions for effective interaction of business, scientific and educational processes at the level of each region. Most of the subjects of the Russian Federation tend to the mono-production of individual industries. The basic industry of the Lipetsk region is metallurgy. The policy of modernization and differentiation of economy allowed to reduce the share of this sector to 55% and led to the rapid development of other industries, agriculture, food and processing industry and construction. Innovations are widely supported and new types of production are created in the region. High rates of economic development have affected the regional labor market, changed the structure of labor demand and increased employers' requirements to the quality of educational programs. The system of vocational education of the Lipetsk region is represented by the institutions of different levels. It offers a wide range of educational programs for traditional sectors of the regional economy. New and high-tech industries have a shortage of personnel. Employers demand engineering and technical professions and highly skilled workers. It is necessary to organize continuous improvement of qualification and create a system of continuous and advanced vocational education. To solve the problem of the shortage of labour in the region the Concept of "Human resource development of the Lipetsk region" was developed and approved. There is a Coordinating Council on staffing and vocational education. The road map for the creation of manufacturing and educational clusters was approved. Manufacturing and educational cluster of metallurgical profile proved to be effective. Three more manufacturing and educational clusters of machine-building, agriculture and construction profiles are created and developing. It is necessary to strengthen the integration of the business community and education, to form professional competence, to extend forms of interaction between the real sector of economy and professional educational institutions.

Ключевые слова: инновации, модернизация экономики, бизнес-сообщество, образование, интеграция

Keywords: innovation, modernization of the economy, the business community, education, integration

© Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е., 2015

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-12-48002)

247

Современные мировые вызовы и расширение процессов глобализации обусловили активизацию технологических изменений во всех сферах национальной экономики, усилили межрегиональную конкуренцию в привлечении инвестиций, обозначили в качестве определяющих факторов инновационного развития человеческий капитал, образование и науку. В этой связи возможности отдельной территории - субъекта Российской федерации стать площадкой для качественного экономического роста в первую очередь зависят от способности государственных органов власти создать необходимые условия для эффективного взаимодействия бизнес-среды и научно-образовательных процессов на уровне данного региона.

Со времен административно-командного устройства экономика большинства субъектов Российской Федерации тяготеет к монопроизводству отдельных отраслей. Липецкая область не является исключением. В структуре валового регионального продукта наибольшую долю занимает промышленность, на которую приходится свыше 37%. При этом базовой отраслью региона выступает металлургия (рисунок 1).

2004 2014

■ иернм ме~галпургня[&ез учет« ГМИ) ■ иашяшктрюенне и мете/инжбрвботяа ч Пищевая п|юммшлемкость ■Эле-ггрюнер'гетмка

■ ГОромстцонматериалль» 'Прочие

Рисунок 1.Структура промышленного производства Липецкой области

Вместе с тем взятый руководством области курс модернизации и дифференциации экономики позволил за последние десять лет снизить удельный вес данной отрасли с 72 % в 2004 году до 55 % к началу 2015 года. Такие успехи обусловлены комплексным подходом к разработке и реализации региональной про-мышленно-инвестиционной политики, основу которой составляет четырехуровневая система.

Создание и расширение федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк», образующей первый уровень, активное развитие второго уровня, состоящего из четырех региональных особых экономических зон промыш-ленно-производственного типа и одной региональной зоны технико-внедренческого типа,

реализация на третьем уровне кластерных проектов в сфере производства бытовой техники и станкостроения, а также формирование четвертого уровня путем поддержки индустриальных парков, обеспечили многоотраслевой характер промышленного комплекса Липецкой области, его высокую технологичность и инновационную направленность.

На сегодняшний момент производственную деятельность в области осуществляют около 2000 предприятий, среди которых крупнейшие мировые производители. Из общего объема национального производства на долю Липецкой области приходится 23,5 % производства чугуна, 18,3 % готового проката черных металлов, 18 % стали, 31 % холодильников и морозильников, 28 % стиральных машин, 28 % бетоносмесителей, 26 % почвообрабатывающих машин, 10 % гидравлического оборудования, 2,3 % шин для легковых автомобилей, 2,2 % центробежных насосов, 2 % металлорежущих станков [1]. Несмотря на отрицательные внешние воздействия и негативные тенденции в стране, промышленность региона демонстрирует высокие, а по ряду показателей опережающие по сравнению с Российской Федерацией в целом, темпы развития. По данным Администрации Липецкой области за 2014 год индекс промышленного производства составил 101,9 %, а в обрабатывающих производствах, доля которых в промышленности составляет 93,1 % - 102 % [1].

Еще одной важной составляющей экономики области является агропромышленный комплекс, приоритетными направлениями развития которого выступают мясное и молочное животноводство, развитие малых форм хозяйствования, создание информационной и логистической инфраструктуры. Для повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона и территориальной дифференциации в области созданы три региональные особые экономические зоны агропромышленного типа, специализирующиеся на свиноводстве и производстве картофеля. Следует отметить, что в результате обострения проблемы импортозамещения, данные направления сельскохозяйственной деятельности получили мощный стимул к развитию и обеспечили приток финансовых ресурсов как от частных инвесторов, так и от государства.

Государственная поддержка сельского хозяйства Липецкой области составила в 2014 году около 4,5 млрд. руб., в том числе из областного бюджета - 1,4 млрд. руб., из федерального - 3,1 млрд. руб. В 2015 году Липец-

ВестпикВВТУИТ, №3, 205

кой области из федерального бюджета выделены субсидии в объеме 16,7 млн. руб., из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров будет выделено 11 млн. руб., на развитие семейных животноводческих ферм -12 млн. руб. Создание региональных особых экономических зон агропромышленного типа и государственная финансовая поддержка способствовали поддержанию объема валовой продукции в 2014 году на уровне предыдущего года или в размере 76,1 млрд. руб., в том числе растениеводство 46 млрд. руб. и животноводство - 30.1 млрд. руб. [1].

Развитие сельского хозяйства благоприятно отразилось на состоянии такого стратегически важного направления экономической деятельности в регионе как пищевая и перерабатывающая промышленность. В последние годы отмечен устойчивый тренд роста товарооборота продукции данной отрасли. Так в 2014 году объем отгруженных товаров собственного производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (без НДС и акцизов, в действующих ценах) составил 103,6 млрд. рублей или 116 % к уровню предыдущего года. Из них экспортировано продукции на сумму более 3 млрд. рублей. По различным группам товаров достигнут рост объемов производства от 3% до 1,9 раза. От общего объема национального производства на территории области производится 72% плодовоовощных консервов детских, 13% сахара, 12% крахмала, продуктов детского питания на злаковой основе, более 7% минеральной воды [4]. В условиях введения экономических санкций развитие пищевой и перерабатывающей промышленности стало основным инструментом в решении задачи импортозамещения и получило дополнительную финансовую поддержку со стороны государства. В 2014 году пищевым и перерабатывающим предприятиям Липецкой области было выделено 624 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 506 млн. руб. [4].

Существенный вклад в рост валового регионального продукта вносит строительная отрасль. В 2014 году рост объемов строительных работ в регионе составил 37 млрд. руб. или 103,6% к предыдущему году при среднероссийском уровне показателя 95,5%. За последние 10 лет объем ввода жилья в области вырос почти в 2,5 раза. В 2014 году построен и введен в эксплуатацию 1009,1 тыс. кв. м. жилья, что составляет 117% к уровню 2013 года. Ввод жилья на душу населения по итогам года составил 0,87 кв. м. По данному показателю Липецкая область занимает

третье место в ЦФО и седьмое - в России. Следует отметить, что государство активно поддерживает развитие данной отрасли. Так свыше 40% введенного в регионе жилья или 413 тыс. кв. м., было построено при государственной поддержке. На эти цели в 2014 году израсходовано 663,6 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 143,3 млн. руб., и 520,3 млн. руб. - из областного бюджета [4].

Основываясь на конкурентных преимуществах региона, руководство Липецкой области не только активно содействует модернизации традиционных отраслей, но и развивает новые для данной территории виды экономической деятельности, такие как производство сельскохозяйственной, автомобильной техники и компонентов, авиастроение, фармацевтика и биотехнологии. По словам президента торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, Липецкая область сегодня -один из самых динамично развивающихся регионов в самых разных отраслях - от станкостроения до фармацевтики [5].

Следует отметить, что в процессе расширения сфер экономической деятельности акцент сделан на поддержку инноваций. Хозяйствующие субъекты, внедряющие передовую современную технику и создающие высокотехнологичные рабочие места, включены в областной реестр инновационных проектов для предоставления им налоговых льгот, государственных гарантий при выдаче банковских кредитов и других преференций. Только в 2014 году в рамках подпрограммы «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2014-2020 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» данный вид поддержки получили девять предприятий в размере 17,5 млн. рублей. За пять лет существования реестра инновационных проектов общая сумма господдержки составила почти 60 млн. рублей [1].

Как отмечает глава региона Олег Королев «поддержка инновационной деятельности - один из приоритетов региональной промышленной политики. Предприятиям и организациям это позволяет продолжать модернизацию и техническое перевооружение, внедрять новейшие научные разработки». Такой вектор взаимодействия региональных органов государственной власти и бизнес-сообщества дает положительные результаты. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями всех видов деятельности в 2014

году составила 8,2%, в том числе по промышленным организациям - 9,8%.За шесть месяцев 2015 года объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг в целом по Липецкой области превысил 32 млрд. руб., что на 37% выше аналогичного периода предыдущего года. При этом удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных промышленных товаров достиг 12,5% [1].

Однако в условиях продолжающейся дифференциации и модернизации региональной экономики двухстороннего взаимодействия бизнес-среды и государства явно недостаточно. Залогом быстрой окупаемости инвестиций, высокого уровня эффективности и экономического роста на современном этапе выступает кадровая обеспеченность производства и профессиональная компетентность управляющих менеджеров и работников. Инновационно-ориентированный региональный рынок труда существенно изменил запросы к структуре рабочей силы и повысил требования к качеству образовательных программ.

Систему профессионального образования Липецкой области формируют 17 профессиональных организаций начального уровня образования, осуществляющих подготовку рабочих по 42 образовательным программам, а также 18 средних профессиональных организаций, реализующих 73 образовательные программы. В целом в учреждениях начального и среднего профессионального образования обучаются 20,5 тыс. человек. Кроме того на территории региона действуют 3 государственных и 3 частных вуза, 14 филиалов образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку свыше 30 тыс. будущих специалистов. В области функционирует 9 учреждений, занимающихся научно-исследовательской работой [6].

Многоступенчатая сеть образовательных организаций и широкий спектр направлений профессиональных программ обусловили достаточно высокий базовый уровень подготовки кадров для традиционных производств с освоенными технологиями. Вместе с тем основу современной экономики составляют высоко производительные рабочие места и высокотехнологичные производства, требующие от работников специфических, узкоспециализированных знаний и навыков, которые не возможно приобрести при массовом подходе в обучении. Как следствие для удовлетворения кадровых запросов работодателей им приходится доучивать, а в отдельных случаях переучивать выпускников обра-

зовательных учреждений в целях достижения соответствия установленным профессиональным требованиям. Кроме того, изменение технологии, ввод прогрессивной техники и применение новых видов сырья и материалов требуют постоянного повышения квалификации работающего персонала.

При проведении мониторинга внутрифирменной подготовки кадров на производстве среди 50 крупных и средних предприятий региона только за 2014 год повышение квалификации и переподготовку прошли 19884 работника, работодателями на эти цели потрачено 81,5 млн. руб. Однако проблема по-прежнему остается не решенной. По данным Управления федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в 2014 году при росте высокопроизводительных рабочих мест в 107% относительно предыдущего года удельный вес высококвалифицированных работников в общей их численности снизился за тот же период с 28,8% до 26,3% [2].

Такая ситуация обусловлена целым рядом причин. Во-первых, в региональной структуре профессионального образования преобладает высшая школа. Как следствие, спрос на высококвалифицированные рабочие профессии остается стабильно неудовлетворенным и на протяжении последних лет удерживает пропорции в вакансиях 70% - рабочих и 30% - специалисты.

Во-вторых, учреждения высшего профессионального образования в Липецкой области имеют ярко выраженную гуманитарную ориентацию по, так называемым, престижным профилям экономического и юридического направлений. При этом работодателями наиболее востребованы специалисты инженерно-технических, технологических и агропромышленных профессий. Кроме того, наибольшую потребность в высоко квалифицированных кадрах испытывают именно ключевые для региона отрасли. В 2014 году из общего количества вакансий на строительство приходилось 30,2%, обрабатывающие производства - 21,1%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 10,5%, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 8,3% [3].

В-третьих, переход региональной экономики на инновационный тип развития, внедрение передовых форм организации труда и открытие производств в совершенно новых для области сферах экономической деятельности вызывают необходимость непрерывного обучения любого специалиста в процессе его профессиональной деятельности. Кроме того, для

&естнщ<ВТУМТ, №3, 205

устранения кадрового вакуума, оказывающего негативное воздействие на социально-экономические процессы в регионе, все более актуальным становится вопрос формирования системы опережающего образования. Однако слабое взаимодействие образовательных учреждений и бизнес-сообщества приводит к тому, что руководители предприятий не имеют полного представления о реализуемых дополнительных образовательных программах, а несформированность требований работодателей к профессиональным компетенциям высококвалифицированных специалистов сдерживает потенциал их расширения.

В-четвертых, низкая специализация, инертность и медленная адаптация имеющегося управленческого персонала к инновационным процессам вызывают дефицит современных управленческих технологий в бизнес-среде, обусловливают непонимание необходимости и нежелание сотрудничать с профессиональными образовательными учреждениями, тормозят развитие применения дистанционных форм дополнительного профессионального образования, тем самым еще более усиливая дисбаланс на региональном рынке труда.

Для устранения данных проблем и создания эффективного механизма формирования и развития кадрового потенциала региона необходим комплексный, системный подход, основанный на максимальной интеграции и расширении форм взаимодействия государства, бизнес-сообщества и образовательных учреждений.

Осознавая актуальность кадрового обеспечения экономики, региональными органами государственной власти уже сделан целый ряд шагов. Так в соответствии со стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, стратегией социально-экономического развития муниципальных районов, а также областными целевыми программами развития различных сфер экономической деятельности разработана и утверждена Концепция «Развитие кадрового потенциала Липецкой области», системно работает координационный Совет по кадровому обеспечению и профессиональному образованию Липецкой области, объединяющий представителей органов государственной власти, предпринимателей, учреждений профессионального образования, а также одобрена дорожная карта по созданию производственно-образовательных кластеров.

Производственно-образовательный кластер - это совокупность хозяйствующих субъ-

ектов, учреждений профессионального образования, элементов инфраструктуры, объединенных по отраслевому признаку и взаимосвязанных партнерскими взаимоотношениями, формирующих непрерывное интегральное образовательное пространство, разрабатывающих и реализующих образовательные программы, ориентированные на запросы работодателей как по вертикали - уровню образования, так и по горизонтали - уровню квалификации.

Следует отметить, что Липецкая область уже имеет положительный опыт взаимодействия бизнес-сообщества и образовательных учреждений, в том числе по реализации кластерного подхода в системе «производство-образование». С 2011 года в регионе создан и уже доказал свою эффективность производственно-образовательный кластер металлургического профиля. В него вошли ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», металлургический институт Липецкого государственного технического университет, Липецкий металлургический колледж и профессиональный лицей № 10. В результате привлечения средств комбината и выделения средств областного бюджета только за первые два года функционирования кластера удалось переоснастить материальную базу профильного лицея и колледжа на общую сумму в размере 146,9 млн. руб., повысив, тем самым, качество образовательного процесса и профессиональные компетенции выпускников.

Создание кластера активизировало научно-исследовательскую работу. Так, по словам директора научно-исследовательского института Липецкого государственного технического университета Сергея Кузенкова, почти половина научных работ выполнена вузом по заказам комбината [8]. Выпускники профессиональных образовательных учреждений, входящих в кластер не испытывают проблем с трудоустройством, а конкурс при поступлении ежегодно составляет от трех до пяти человек на место.

Учитывая острую проблему кадрового дефицита в ключевых отраслях региональной экономики, принято решение о создании еще трех производственно-образовательных кластеров машиностроительного, агропромышленного и строительного профилей. На базе кластерного подхода в сфере машиностроения взаимодействуют 10 производственных предприятий различных районов области и 3 профессиональных образовательных учреждения. В агропромышленный кластер вошло 12 сельхозпроизводителя и 7 образовательных организаций различного уровня. Строительный кластер объ-

&естнщ.<ВТУМТ, №3, 205

единил 69 предприятий и 3 профессиональных образовательных учреждения [7].

Взаимодействие в рамках кластерного пространства позволяет при содействии государства максимально сблизить бизнес-сообщество и профессиональное образование, обеспечить на различных уровнях подготовку работников нового поколения, способных быстро адаптироваться в производственном процессе и создавать высоко конкурентную продукцию.

Однако в условиях модернизации и высоких темпов развития региональной экономики проделанной работы явно не достаточно. Если традиционные для Липецкой области отрасли уже достаточно активно вовлекаются в процесс интеграции бизнес-сообщества и образования, то такие сферы экономической деятельности, как альтернативная энергетика, логистика, авиационная промышленность, стан-

ЛИТЕРАТУРА

1 Администрация Липецкой области -официальный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admlip.ru/

2 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Липецкстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lipstat.gks.ru Ter-ritorial'nyi organ

3 Управление труда и занятости [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.utiz.lipetsk.ru/

4 Инвестиционный гид по Липецкой области - Deloitte [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.deloitte.com

5 Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lipetskmedia.ru

6 Итоги работы 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://deptno.lipetsk.ru/ itogi_2013_year/vpo .htm

7 Идут на сближение [Электронный ресурс] // Липецкая область. Приложение к «Российской газете». 17 апреля 2015 г. № 82. Режим доступа: http://m.rg.ru/files/special_editions/data/873.pdf

8 Страхов В. Эффект лотоса [Электронный ресурс] // Общество. Липецкая газета. Режим доступа: http://lg.lpgzt.ru/aticle/44916.htm

костроение, фармацевтика и биотехнологии, требуют гораздо большего внимания. Учитывая, что в область не обладает достаточным количеством узко профильных специалистов, возникает потребность усиление интеграции и расширение форм взаимодействия реального сектора экономики и профессиональных образовательных учреждений.

Кроме того, необходимо дальнейшее повышение заинтересованности потенциальных работодателей в качественной подготовке специалистов востребованных профессий, в формировании и постоянной корректировке профессиональных компетенций с учетом динамики спроса на рынке труда, расширение дистанционных форм профессиональной переподготовки и повышения квалификации, развитие системы непрерывного и опережающего профессионального образования.

REFERENCES

1 Administratsiya Lipetskoi oblasti [The administration of the Lipetsk region - the official portal]. Available at: https://admlip.ru/. (In Russ.).

2 Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Lipetskoi oblasti [The territorial body of the Federal State Statistics Service in the Lipetsk region. Lipetskstat]. Available at: http://lipstat.gks.ru(In Russ.).

3 Upravlenie truda i zanyatosti [The Department of Labor and Employment]. Available at: www.utiz.lipetsk.ru/(In Russ.).

4 Investitsionnyi gid po Lipetskoi oblasti [Investment guide to the Lipetsk region - Deloitte]. Available at: http://www2.deloitte.com(In Russ.).

5 Informatsionno-spravochnyi portal SMI Li-petskoi oblasti [Media information portal of the Lipetsk region]. Available at: http://www.lipetsk media.ru(In Russ.).

6 Itogi raboty 2013 [Results of the 2013]. Available at: http://deptno.lipetsk.ru/itogi_2013_ year/vpo.htm(In Russ.).

7 Go to rapprochement. Lipetskaya oblast'. "Prilozhenie k Rossiiskoi gazette ". [Lipetsk region. Annex to the "Rossiyskaya Gazeta", April 17th, 2015 № 82]. Available at: http://rn.rg.ru/files/special_ editions/data/873.pdf(In Russ.).

8 Strakhov V. Lotus effect. Obshchestvo. Lipetskaya gazeta. [Society. "The Lipetsk newspaper"]. Available at: http://lg.lpgzt.ru/aticle/ 44916.htm(In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.