ЭКОНОМИКА АПК
УДК 331.101.26:378.001.76:63(571.15)
И.Ф. Боргардт I.F. Borgardt
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
IMPROVING THE MANAGEMENT MECHANISM OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN AGRICULTURAL SECTOR
Ключевые слова: человеческий капитал, сельские территории, инновационное развитие, образование, АПК, муниципальное управление.
Анализируются особенности управления формированием человеческого капитала сельских территорий. Проведена оценка влияния развития аграрного сектора под воздействием изменений в управлении формирования человеческого капитала. Проведен анализ условий формирования человеческого капитала, отражено влияние человеческого капитала на создание предпосылок к инновационному развитию сельских территорий. В современной российской экономике при формировании перехода на инновационный тип развития важно осознать ключевую роль человеческого капитала. Органами местного самоуправления создаются условия для развития человеческого капитала. В процессе анализа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) были выявлены следующие проблемы: необходимость реализации непрерывного профессионального образования в сельской местности; формирование системы профессиональной переподготовки и повышения работников АПК; создание аграрно-университетских (академических) комплексов, тесно связанных с социально-экономической сферой региона; взаимодействие образовательных учреждений всех уровней с научными, информационными, технологическими, производственными и иными организациями; внедрение дистанционных образовательных технологий с возможной точкой доступа как с домашнего компьютера, так и с
единого образовательного центра, расположенного в сельской местности.
Keywords: human capital, rural areas, innovative development, education, agricultural industry, municipal management.
The features of human capital formation management in rural areas are analyzed. The influence of the changes in human capital formation management on agricultural sector development is evaluated. The conditions for human capital formation are analyzed and the influence of human capital on the creation of preconditions for innovative development of rural areas is discussed. In the present-day Russian economy, when forming the transition to innovative type of development, it is important to recognize the key role of human capital. The local authorities create the conditions for human capital development. The following problems were revealed by the analysis of human resources in agricultural industry: the need for implementation of continuing professional education in rural areas; the formation of the system of professional retraining and upgrading of agricultural industry employees; the creation of agricultural university (academic) complexes closely related to the social and economic sphere of the region; the interaction of educational institutions at all levels with scientific, information, technological, industrial and other organizations; the implementation of distance learning technologies with the access point both from a family personal computer, and from a unified educational center located in the rural area.
Боргардт Ирина Федоровна, начальник, Управление Пенсионного Фонда РФ, Калманский р-н, Алтайский край; аспирант, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: as029@pfr. altai.ru
Borgardt Irina Fedorovna, Head, Office for the Kal-manskiy District of the Altai Region, Pension Fund of the Russian Federation; Post-Graduate Student, Altai State Agricultural University. E-mail: as029@pfr. altai.ru.
Введение
В современных условиях важным условием преимущественно инновационного пути развития российской экономики является формирование квалифицированных кадров, которые будут обеспечивать данную стратегиче-
скую задачу. Система управления формированием человеческого капитала включает в себя три уровня: федеральный, региональный и муниципальный, которые в совокупности принимают участие в становлении человеческого капитала территории.
Формирование человеческого потенциала рассматривается в двух аспектах: для личности и населения в целом. Возникает необходимость создания условий для превращения потенциала человека в человеческий капитал — это одно из условий формирования инновационной экономики.
Цель — анализ системы управления человеческим капиталом территории с преимущественно аграрным типом развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрытие содержания понятия «человеческий капитал»; выделение социально-экономических институтов в формировании и управлении человеческим капиталом региона; анализ программных мероприятий по формированию и управлению человеческим капиталом; предложение рекомендаций по усовершенствованию управлением человеческим капиталом.
Объект и методы
Объект исследования — система управления человеческим капиталом территории. В процессе исследования применены методы: анализа, синтеза, сравнения, абстрактно-логический и системный подход.
Экспериментальная часть
Для анализа системы управления человеческим капиталом необходимо систематизировать вопросы местного управления в аспекте их влияния на формирование и использование человеческого капитала сельской территории (табл. 1).
Проведенный анализ инструментов управления на муниципальном уровне позволяет сделать вывод о том, что полный круг вопросов, так или иначе, участвует на различных этапах формирования, использования и накопления человеческого капитала. И это не случайно, так как основной целью деятельности органов муниципального управления является повышение качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования [2]. Проведенный анализ также отражает влияние органов местного самоуправления на создание условий для развития человеческого капитала. Участие муниципальных органов власти позволяет решать задачи, связанные с развитием человеческого капитала муниципального образования, но при этом снижает целенаправленное воздействие на процесс эффективного накопления человеческого капитала территории.
Для разработки научно обоснованных, практикоориентированных рекомендаций органам местного самоуправления в целях эффективного формирования и развития человеческого капитала на муниципальном уровне необходимо проанализировать участие последних в кругообороте человеческого капитала. Для решения данной задачи выделим
степень участия трех экономических субъектов муниципальной экономики в кругообороте человеческого капитала (табл. 2).
Проведенный сравнительный анализ участия домашних хозяйств, бизнес-структур и органов местного самоуправления как субъектов муниципальной экономики показывает, что органы местного самоуправления участвуют во всех этапах кругооборота человеческого капитала, но их участие, скорее, носит косвенный характер. Это связано с тем, что владельцем (носителем) человеческого капитала в конечном итоге является индивидуум. Участие органов местного самоуправления в кругообороте человеческого капитала заключается в создании условий, делающих привлекательными вложения и для населения, и для бизнес-структур. Такая форма участия соответствует принципам построения социально-ориентированной рыночной экономики.
Следует отметить, что органы местного самоуправления создают косвенные условия для инвестирования в человеческий капитал территории. Многообразие регулирующих инструментов органов местного самоуправления позволяет сгруппировать их по направлениям по степени участия в кругообороте человеческого капитала (табл. 3).
В настоящее время аграрный сектор экономики региона стоит перед необходимостью обновления научно-информационной, технической, и технологической базы АПК на качественно новой основе, перед необходимостью перехода к качественно новому инновационному типу развития. На характер и качество перехода на новый уровень развития влияют такие внешние и внутренние факторы, как: усиление глобальной конкуренции в аг-ропродовольственной экономике, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала, других составляющих экономического развития АПК; низкая производительность труда в аграрной сфере экономики, нерациональное использование факторов производства, что обуславливает низкую эффективность большинства субъектов хозяйственной деятельности в АПК; недостаточный уровень развития человеческого капитала в сельской местности; невозможность обеспечения сельского населения доступным и качественным продовольствием, отвечающих необходимым нормам питания [3].
Из вышеперечисленных факторов мы видим, что в современных условиях конкурентные преимущества АПК и возможности его модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Развитие человеческого капитала, повышение его качеств позволяют решать многочисленные социально-экономические проблемы, ускорять инновационное развитие региона.
Таблица 1
Система инструментов муниципальных органов власти по формированию и развитию человеческого капитала
Система инструментов муниципальных органов власти по управлению развитием территории Механизм влияния на человеческий капитал (ЧК)
1 2
Инструменты, связанные с управлением муниципальным имуществом: - формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; - установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципально- го района, за счет средств бюджета муниципального района; - осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собствен- ности муниципального района - использование муниципального имущества для инвестирования в ЧК; - бюджетные инвестиции в ЧК; - бюджетные расходы для создания условий формирования и использования ЧК
Инструменты, связанные с функционированием и развитием коммунальной инфраструктуры: - организация электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодатель- ством Российской Федерации; - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района - создание инфраструктуры как условия для формирования и использования ЧК; - создание инфраструктуры как фактора повышения качества жизни населения, свидетельствующее о возросшей отдачи от ЧК
Инструменты, связанные с общественной безопасностью: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; - организация охраны общественного порядка; - осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района; - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района; - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья - создание условий безопасности для формирования и использования ЧК
Инструменты, связанные с природоохранной деятельностью: - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; - осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; - осуществление муниципального лесного контроля; - осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения - создание условий рекреации и сохранения здоровья как одного из фактора ЧК
Инструменты, связанные с предоставлением социальных услуг и организацией социальной инфраструктуры: - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; - создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; - создание условий для обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и быто- вого обслуживания; - создание условий для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, а также обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; - организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью; - оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотво- рительной деятельности и добровольчеству - создание условий для инвестирования в ЧК в форме расходов на образовательный уровень, здоровье и рекреацию; - создание инфраструктуры как фактора повышения качества жизни населения, свидетельствующее о возросшей отдачи от ЧК
Окончание табл. 1
1 2
Инструменты, связанные с территориальным планированием и градостроительной деятельностью: — утверждение схем территориального планирования, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; — выдача разрешений на установку рекламных конструкций; — содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг; — осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; — обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом — создание условий пространственной организации производственной, социальной, природопользователь-ской, культурологической деятельности, направленной на формирование, использование и накопление ЧК
Инструменты, связанные с развитием производственной деятельности, малого и среднего предпринимательства: — создание условий для развития местного традиционного народного художественного творче- ства; — создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства — создание условий для предпринимательства как основного фактора развития ЧК
Таблица 2
Сравнительный анализ участия в кругообороте человеческого капитала экономических субъектов муниципальной экономики
Домохозяйство (население) Бизнес-структуры Органы местного самоуправления
1. Инвестирование в человеческий капитал Инвестирование в индивидуальный ЧК Инвестирование в ЧК организации Инвестирование в ЧК муниципального образования в форме вложений в образование, здравоохранение, рекреацию, безопасность
2. Накопление человеческого капитала в виде «производственно необходимого» запаса знаний и навыков работника Накопление индивидуального человеческого капитала в форме личного запаса знаний и навыков Накопление специфического ресурса организации в форме нематериальных активов Накопление ЧК муниципального образования как совокупности ЧК его экономических субъектов
3. Использование накопленного человеческого капитала Использование индивидуального ЧК в качестве наемного работника, либо предпринимателя Использование ЧК организации в производстве Использование ЧК в муниципальной экономике
4. Увеличение эффективности производства в связи с ростом производительности труда Рост индивидуального предельного и среднего продукта труда Рост предельного и среднего продукта труда организации Экономический рост муниципальной экономики, объемов производства в экономике муниципального образования
5. Рост доходов населения и получение других положительных эффектов (увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости и пр.) Рост заработной платы, предпринимательского дохода; улучшение качества жизни индивидуума, семьи Рост доходов и прибыли организации, рост стоимости активов организации, расширение рынков сбыта, увеличение дивидендов собственников и пр. Рост благосостояния экономических агентов муниципальной экономики
6. Формирование условий расширенного воспроизводства ЧК Создание мотивации и условий для вложений и воспроизводства индивидуального ЧК Создание условий для вложений и воспроизводства ЧК организации Создание условий для вложений и воспроизводства ЧК муниципального образования
В современных условиях инновационное развитие региона в значительной степени определяется накопленным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификаций и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества
[4].
В Алтайском крае значительная часть территории относится к сельским территориям (10 городских округов, 59 муниципальных районов). Численность постоянного населения сельских территорий в 2000 г. составляла 2651,6 тыс. чел., при этом на 01.01.2014 г. —
2390,6 тыс. чел. [5], т.е. наблюдается отрицательная динамика. Численность постоянного населения в сельской местности 01.01.2000 г. — 1252,5 тыс. чел., по состоянию на 01.01.2014 г. — 1057,5 тыс. чел., т.е. уменьшилась на 195 тыс. чел. Изменение численности населения обусловлено естественным и механическим движением населения. Наблюдается естественная убыль населения с 2000 по 2013 гг. — 1694 тыс. чел., миграционная убыль — 0,8 тыс. чел. Рождаемость в Алтайском крае увеличивается. Так, в сравнении с 2006 г. увеличилась в 2013 г. в 1,3 раза — 32193 чел.
Таблица 3
Степень участия органов муниципального управления в кругообороте человеческого капитала
Этапы кругооборота человеческого капитала Высокая степень участия (прямое участие) Косвенное участие
характер участия возникновение полномочий характер участия возникновение полномочий
1. Инвестирование в человеческий капитал Инвестирование в ЧК работников муниципальных учреждений и предприятий Полномочия учредителя муниципального учреждения или предприятия Создание условий для инвестирования в образование, здоровье, рекреацию, безопасность, культуру Указаны в перечне вопросов местного значения группы...
2. Накопление человеческого капитала в виде «производственно-необходимого» запаса знаний и навыков работника Формирование требований к квалификации, уровню образования работников муниципальных учреждений и предприятий Полномочия учредителя муниципального учреждения или предприятия Создание условий для накопления ЧК в системе образования, здравоохранения и рекреации Указаны в перечне вопросов местного значения
3. Использование накопленного человеческого капитала Использование ЧК в муниципальных предприятиях, муниципальных учреждениях Полномочия учредителя муниципального учреждения или предприятия Создание условий для развития бизнеса на территории муниципального образования как института использования ЧК Указаны в перечне вопросов местного значения
4. Увеличение эффективности производства в связи с ростом производительности труда Внедрение новых технологий, приводящих к росту производительности труда, в муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Создание условий для инновационных форм бизнеса -
5. Рост доходов населения и получение других положительных эффектов (увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости и пр.) Рост доходов наемных работников муниципальных учреждений и муниципальных предприятий Создание условий для роста доходов за счет процессов перераспределения муниципальных финансов, создание условий для положительных внешних эффектов -
6. Формирование условий расширенного воспроизводства ЧК Инвестирование в ЧК работников муниципальных учреждений и предприятий Создание условий для инвестирования в образование, здоровье, рекреацию -
На повышение уровня рождаемости повлияли мероприятия, реализуемые государством и направленные на улучшение демографической политики в стране (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). За последние два года смертность уменьшилась на 3,5%, на 01.01.2014 г. составила 33887 чел. Коэффициент рождаемости в 2014 г., по сравнению с 2013 г., вырос на 1,5%, смертность - 2,8%. В целом по краю число умерших превысило число родившихся на 13,3%. В январе-июне 2014 г. по сравнению с январем-июнем 2013 г. в целом по краю наблюдалось снижение показателя смертности населения по основным группам заболеваний: болезни органов дыхания (на 0,1%), новообразования (на 2,5%), самоубийства (на 8,5%), убийства (на 8,9%). Рост показателя смертности отмечался от болезней системы кровообращения (на 1,5%), случайных отравлений алкоголем (на 1,7%), внешних причин смерти и транспортных травм (на 2,4%), инфекционных и паразитарных болезней (на 12,4%), болезней органов пищеварения (на 17,4%), ДТП (на 21,4%). В январе-июне 2014 г. на первом году жизни в расчете на 10000 родившихся умер 91 ребенок (в 2013 г. - 88,4). В структуре причин смерти младенцев, как и в предыдущие годы, преобладают отдельные
заболевания и состояния, возникающие в перинатальном периоде (60,5%), врожденные аномалии (17,7%). Средний возраст населения в Алтайском крае в 2012 г. составил 39,4 лет, что ниже среднероссийского показателя на 1,1 лет. Возрастная структура населения в крае с 2000-2014 гг. изменилась. Так, численность населения старше трудоспособного возраста возросла на 10,2% (54524 чел.), численность населения трудоспособного возраста снизилось на 13,4% (211797 чел.). Такая ситуация свидетельствует об увеличении демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. В крае за 20002013 гг. ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 4,8% (3,17 лет) и составила 69,77 лет, при этом ожидаемая продолжительность жизни женщин выросла на 3,3% (75,44 лет), а мужчин - 6% (64,11 лет). Несмотря на увеличение продолжительности жизни, показатель ожидаемой продолжительности жизни в крае ниже уровня российского показателя по женскому населению на 1,12%, (0,86 лет) мужского - на 1,57% (на 1,02 лет). В настоящее время сохраняются достаточно высокие показатели миграции. На 01.01.2014 г. прибывших человек было 36552, выбывших - 37347. На 01.07.2014 г. миграционная убыль населения составила 795 чел. (6,7 чел. в расчете на 10 тыс. чел. населения). Общий объем миграции, зареги-
стрированной по месту жительства и по месту пребывания на срок от 9 мес., уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 7,3%. Подобная ситуация с миграцией имеет ряд отрицательных последствий для социально-экономического положения региона и сельских территорий: рост безработицы в сельской местности из-за оттока населения, и в городской местности, куда прибывает большое количество мигрантов из сельской местности региона; отток квалифицированных кадров как из сельской местности региона в город, так и за пределы региона; рост потребности в социальных услугах, жильем в той местности, куда прибывают мигранты. В Алтайском крае численность официально зарегистрированной безработицы на 01.01.2014 г. составляла 22,6 тыс. чел., в динамике она уменьшается. Так, в 2009 г. она составляла 56,5 тыс. чел. Денежные доходы населения в реальном выражении увеличиваются. Средний размер заработной платы увеличился на 12,8%, пенсий
— на 8,9% в 2013 г. в сравнении с 2012 г. Денежные доходы населения края за январь-октябрь 2014 г. сложились в сумме 404,4 млрд руб. и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. на 16,1%. В сентябре 2014 г. начисленная средняя заработная плата по полному кругу организаций составила 19451 руб. (с учетом до-расчета). Размер заработной платы увеличился по сравнению с августом 2014 г. на 4,4%, с сентябрем 2013 г. — на 7,9%. Реальная заработная плата составила 103,8% к августу 2014 г. и 99,6% к сентябрю 2013 г. Потребительские расходы населения края с 2009 г. выросли на 56,6%, за 2013 г. составили 9683 тыс. руб. На покупку продуктов питания население расходует 30,5%. Данные по величине располагаемых ресурсов домашних хозяйств ежегодно увеличиваются. Так, в 2009 г. составили 10861 руб., в 2013 г.
— 16331 руб., в том числе в сельской местности в 2009 г. — 8981 руб., в 2013 г. — 13898 руб. Количество государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в 2014 г. уменьшилось на 41, по сравнению с 2013 г. Число дошкольных образовательных организаций с 2009 года увеличилось на 2,2%, составив в 2013 г. 875 организаций. Медицинская помощь жителям Алтайского края оказывается в 136 больничных учреждениях здравоохранения, 218 врачебных учреждениях, оказывающих амбулатор-но-поликлиническую помощь, и 903 фельдшерско-акушерских пунктах. В учреждениях здравоохранения развернуто 24764 круглосуточные койки, показатель обеспеченности койками составляет 103,6 на 10 тыс. населения. В лечебно-профилактических учреждениях края в 2013 г. работало 10919 врачей, показатель обеспеченности врачами состав-
ляет 45,7 на 10 тыс. населения. В лечебно-профилактических учреждениях региона численность среднего медицинского персонала достигла 27366 чел., обеспеченность которыми на 10 тыс. населения составляет 114,5.
Уровень образования сельского населения возрастает, данная положительная тенденция обеспечивается за счет того, что в крае большое количество образовательных учреждений. Данная тенденция несет также и негативную составляющую для развития человеческого капитала сельских территорий. Молодежь, уезжая учиться в город, редко возвращается на село.
С целью кадрового обеспечения АПК, соответствующего его квалификационным требованиям, необходима реализация непрерывного профессионального образования в сельской местности, которая будет характеризоваться следующими отличительными чертами: общностью образовательных программ всех уровней, а также систем профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников, специалистов и кадров массовых профессий в течение всего периода их трудовой деятельности; созданием аграрных университетских (академических) комплексов, тесно связанных с экономической и социальной сферой региона; взаимодействием образовательных учреждений всех уровней (сельских школ, гимназий, профессиональных училищ, лицеев, сельскохозяйственных техникумов, колледжей, академий и университетов, системы дополнительного образования и др.) с научными, информационными, технологическими, производственными и иными организациями; внедрением дистанционных образовательных технологий с возможной точкой доступа как с домашнего компьютера, так и с единого образовательного центра, расположенного в сельской местности; формированием образовательного кластера.
Заключение
В ходе исследования мы выяснили, что модернизация сельского образования имеет большое значение в корректировке социально-экономической политики, направленной на решение таких задач, как диверсификация сельской экономики; повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности; развитие рыночной и социальной инфраструктуры; создание условий для привлечения квалифицированных кадров в сельскую местность; стимулирование предпринимательской деятельности сельского населения. Для этого требуется создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения Российской Федерации как базисной национальной инновации, позволяющей повысить качество жизни и здоровье
населения, добиться роста человеческого капитала и существенным образом позитивно изменить процесс социально-экономического развития страны. Оптимальным решением этой задачи становятся разработка и реализация долгосрочной Федеральной программы «Создание государственной системы обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения Российской Федерации», цель которой — создание и развитие в Российской Федерации и ее субъектах политических, научных, правовых, нормативных, институциональных, социальных и экономических основ высокого качества жизни и здоровья нации как стратегических базисных факторов качественного и количественного роста человеческого капитала.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
2. Бобков В.Н. Методологические вопросы измерения качества жизни // Повышение качества жизни населения — важнейшая проблема Российской федерации: сб. науч. ст. по матер. II Междунар. форума «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» / А.Г. Тюриков и др. — М.: Муниципальный мир, 2005. — Ч. 2. — С. 91-98.
3. Бондаренко Л.В. Интегральная оценка уровня жизни сельского и городского населения. — М.: Гриф и К, 2009 — 88 с.
4. Волгин Н.А. Опыт развития человеческого капитала. — М., 2006. — 504 с.
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]: база содержит статистическую информацию по Алтайскому краю в
целом — URL: http://www.akstat.gks.ru/, свободный.
6. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России // Инновации. — 2007. — № 1. — С. 33-44.
7. Политика доходов и качество жизни населения /под ред. Н.А. Горелова. — СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
References
1. Federal'nyi zakon № 131 FZ «Ob ob-shchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi federatsii».
2. Bobkov V.N. Metodologicheskie voprosy izmereniya kachestva zhizni // Povyshenie kachestva zhizni naseleniya — vazhneishaya problema Rossiiskoi federatsii: Sbornik nauch-nykh statei po materialam II mezhdunarodnogo foruma «Kachestvo zhizni: sodruzhestvo nauki, vlasti, biznesa i obshchestva / A.G. Tyurikov i dr. Ch. 2 — M.: Munitsipal'nyi mir, 2005. — S. 91-98.
3. Bondarenko L.V. Integral'naya otsenka urovnya zhizni sel'skogo i gorodskogo naseleniya — M.: Grif i K, 2009. — 88 s.
4. Volgin N.A. Opyt razvitiya chelovech-eskogo kapitala. — M., 2006. — 504 s.
5. Ofitsial'nyi sait Territorial'nogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Altaiskomu krayu [Elektronnyi resurs]: baza soderzhit statisticheskuyu informatsiyu po Altaiskomu krayu v tselom. — URL: http://www.akstat.gks.ru, svobodnyi.
6. Lozhko V.V. Bazisnye innovatsii dlya per-spektivnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii // Innovatsii. — 2007. — № 1. — S. 33-44.
7. Politika dokhodov i kachestvo zhizni naseleniya / pod red. N.A. Gorelova. — SPb.: Piter, 2003. — 653 s.
+ + +
УДК 338.431:339.924(571.15) Н.И. Пецух
N.I. Petsukh
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
INFORMATION CAPITAL AS A PART OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC POTENTIAL
OF RURAL AREA DEVELOPMENT
Ключевы^/е слова: информационный капитал, сельские территории, социально-экономическое развитие, агропромышленный комплекс, точки роста, информационный ресурс, организационно-экономический потенциал.
Keywords: information capital, rural areas, social and economic development, agricultural industry, growth area, information resource, organizational and economic potential.