Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
2.7. МЕХАНИЗМ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Булгакова Марина Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения
Место работы: Академия управления МВД России
mbulgackova@yandex.ru
Аннотация: в данной статье рассматриваются ведущие концепции ведения лесного хозяйства и извлечения прибыли за пользование лесными ресурсами, представлен краткий экскурс проблематики. На основе теоретико-практических подходов к экономической организации различных отраслей хозяйствования предложен усовершенствованный механизм сбалансированности экономических интересов субъектов лесного сектора экономики, заключающийся во внедрении замкнутого цикла лесопользования «вырубил-посадил-вырастил» в совокупности с финансовым стимулированием лесовосстановления.
Ключевые слова: баланс экономических интересов, лесопромышленный комплекс России, экономика, платежи за пользование лесными ресурсами.
A MECHANISM TO BALANCE THE ECONOMIC INTERESTS OF THE FOREST SECTOR OF ECONOMY
Bulgackova Marina A., PhD in economic, Senior Lecturer of the Department of organization's financial, economic, logistical and medical support
Work place: Academy of Management Russian Interior Ministry
mbulgackova@yandex.ru
Annotation: this article discusses the leading concepts of forest management and profit-making for the use of forest resources, presents a brief overview of the problems. On the basis of theoretical and practical approaches to the economic organization of various sectors of management the improved mechanism of balance of economic interests of subjects of forest sector of economy consisting in introduction of the closed cycle of forest management «cut down-planted-grew up» in total with financial stimulation of reforestation is offered.
Keywords: balance of economic interests, timber industry of Russia, economy, payments for the use of forest resources.
Баланс и согласованность ключевых экономических вопросов широкого круга заинтересованных субъектов являются обязательным условием стабильного функционирования и развития любой отрасли хозяйствования. Значение соотношения стоимости продукции, дохода и прибыли предприятия с понесенными затратами является индикатором результативности экономической организации производственной деятельности.
Классическое учение о лесном хозяйстве подразумевает триединство мероприятий в лесах: рубка, восстановление и уход. При этом доход от реализации конечных продуктов необходимо сопоставлять с понесенными затратами с учетом пространственно-временной модели воспроизводства леса, как возобновляемого ресурса. По мнению различных специалистов «...чрезвычайно длительный период выращивания лесов...»1 является основной причиной нахождения экономических интересов представителей лесного хозяйства, заготовителей и переработчиков древесины в состоянии дисбаланса. Период времени, необходимый для того, чтобы дерево выросло и приобрело потенциальную продуктивность высокого
бонитета, а также экономическую привлекательность, не выдерживает сравнения ни с одним производственным циклом, являясь исключительным и не имеющим аналогов.
Лесное хозяйство, как отрасль материального производства, с существующей формой административного управления была сформирована в 30-е годы прошлого столетия. По словам д.э.н, профессора А.П. Петрова2 «... именно тогда хозяйственная деятельность в лесу была административно разделена между двумя отраслями: лесным хозяйством и лесной промышленностью, имеющими разные цели, разные экономические отношения и социальные преференции, различную институциональную организацию.».
Разделение лесного хозяйства по принципу формирования отраслевых систем привнесло ряд особенностей в организацию и технологию процессов заготовки, использования и восстановления лесных ресурсов (рис. 1). Кроме того, отсутствие доходов, хозяйственный расчет и бюджетное финансирование способствовали утрате первичного значения понятия «экономика лесного хозяйства».
1 Изместьев А.А. О продукции лесного хозяйства в контексте его экономической организации // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2017. T. 21. № 1. С. 41. DOI:10.18698/2542-1468-2017-1-41-47
2 Петров А.П. Материалы к докладу «Экономические отношения в лесном хозяйстве: из прошлого в будущее» // docviewer.yandex.ru (дата обращения: 27.09.2018)
Булгакова М. А.
МЕХАНИЗМ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Рис. 1 Схема экономико-правового механизма лесопользования.
По нашему мнению и на основе теоретико-практических подходов к экономической организации различных отраслей хозяйствования, экономику лесного хозяйства необходимо рассматривать как осуществляемую на постоянной основе хозяйственную деятельность по лесозаготовке, уходу за лесом, воспроизводству молодняков различных пород деревьев и иных материальных благ, способствующую непрерывному получению дохода, определяемого разницей между стоимостным выражением желаемого результата за вычетом затрат и убытков.
История становления и развития России, за исключением небольших по длительности периодов, показывает, что государство осуществляло финансирование лесного хозяйства за счет средств бюджета по остаточному принципу. При этом, начиная с первой четверти XVIII века (период правления Петра Великого) до конца XX века (распад СССР) лесозаготовительная промышленность считалась приоритетным направлением и традиционно поддерживалась государством, развивались сети лесных дорог и поселков, осуществлялась поддержка кадрового и научного потенциала. Несомненно, более чем двухвековое неравенство экономического положения взаимозависимых отраслей хозяйствования не могло не внести дисбаланс во взаимоотношения их представителей между собой, как на местном, так и на государственном уровне.
Очевидно, что баланс интересов при взаимодействии государственных и частных субъектов лесных отношений оказывает существенное воздействие на результативность лесного хозяйства как экономической системы, а также является индикатором рационального использования ресурсов в целях удовлетворения запросов как производителей, так и потребителей
Рассмотрим организационно - экономический механизм формирования права пользования лесным участком, как объектом государственной собственности (рис. 2), под которым понимается процесс взаимодействия государственных и частных субъектов в целях возникновения отношений по поводу
использования лесного участка, от момента получения права до момента возврата участка в натуре.
Финансовая основа лесногохоаяйствв
Федеральные целевые программы (за счет средств бюджета)
Лесные подати
Арендная плата
>1
Ведомственные целевые npocpai лесовосстановления
Внебюджетные средства
Рис. 2. Организационно-экономический механизм формирования права пользования лесным участком.
На наш взгляд, изучение относительно устойчивого метода государственного регулирования лесных отношений позволит не только выявить вопросы, вызывающие дисбаланс системы хозяйствования в целом, но и внести предложения по гармонизации экономических интересов всех субъектов лесных отношений.
Как пишет проф. Опальский А.П. «запасы сырья и материалы, вовлечённые в производственные циклы, превращаются в готовую продукцию, реализация которой пополняет финансовую базу предприятия, часть которой в виде налогов формирует доход бюджета»3. Следовательно, если лес рассматривать как сырьё, то нужно понимать, что речь идёт о лесопереработ-ке, где сырьём в прямом понимании выступает древесина, а можно говорить о лесе, как в выращенных из саженцев или семян полноценных деревьев, на что уходит, как правило, не одно десятилетие.
Следует отметить, что в нашей стране финансово-экономическое положение лесхозов и заработная плата работников лесного хозяйства не зависит ни от количества заготовленной древесины, ни от суммы платежей, поступающих в бюджеты различных уровней. Так, начиная с 1997 года были введены ставки платежей за древесину на корню; с 2007 года по настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»4 определяет ставки платы за единицу объёма древесины лесных насаждений.
Опальский А.П. Обеспечение экономической безопасности производственно-хозяйственных процессов / Экономическая безопасность: современные угрозы и пути их нейтрализации: Мат-лы IV Межвузовской научно-практ. конф. с междунар. участием 13 октября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.И.Безденежных, канд. социол. наук, доц. Е.В.Печерица - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - С.74.
4 О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ, 04.06.2007, № 23, ст. 2787
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
Характерным для указанного постановления является ежегодное индексирование ставок, а также практически полное совпадение основных параметров, применявшихся в плановой советской экономике. Кроме того, как отмечает проф. А.П. Петров5: «Ни одно из значений ставки платы не имеет под собой доказательственной базы в виде затрат на воспроизводство лесов или эффекта в потреблении древесины разных пород и разной крупности».
Итак, отсутствие методик расчета ставок платы за пользование лесными ресурсами и их индексации является одним из условий, вызывающих диссонанс баланса экономических интересов субъектов лесного сектора экономики.
В Российской Федерации, начиная с 2005 года, платежи за пользование лесным фондом не являются налоговым и в этой связи их администрирование возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства. Однако объем взимаемых платежей не только не позволяет покрывать расходы бюджета на ведение лесного хозяйства, но и требует дополнительного финансирования в виде субсидий и субвенций, что является следующим условием дисбаланса экономических отношений между теми, кто управляет и теми, кто использует лесные ресурсы (лесоуправленцами и лесопользователями).
Считаем, что рациональное распределение дохода по бюджетополучателям в совокупности с финансовым стимулированием субъектов, осуществляющих работы по выращиванию, восстановлению, уходу за лесами, будут способствовать сохранению баланса экономических интересов всех участников лесных отношений. Предполагается, что экономический механизм стимулирования деятельности субъектов, осуществляющих лесовосстановительные мероприятия, а также арендаторов лесных участков, на которых возложена обязанность по осуществления лесовосстановительных работ, будет функционировать за счет средств, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации и уплачиваемых в связи с использованием лесных участков (рис. 3).
При этом размер стимулирующих выплат находится в обратной зависимости от эффективности лесовосстановительных работ (max и min возможные показатели) - чем меньше эффект, тем меньше стимулирующие выплаты и, в случае выполнения работ специализированными организациями или индивидуальными предпринимателями, - минимальный процент компенсации затрат. Кроме того, оценку эффективности лесовосстановления, на наш взгляд, необходимо осуществлять специалисту, имеющему специальные познания в области лесоведения, лесовосстановления, лесной таксации. Причем финансовое обеспечение деятельность специалиста должно осуществляться за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации и, возможно, подлежать лицензированию.
Рис. 3. Экономический механизм стимулирования деятельности арендаторов, индивидуальных предпринимателей, представителей государственных (муниципальных учреждений), направленную на
восстановление лесных массивов, подвергнутых вырубке. По нашему мнению, при подобном подходе экономический механизм стимулирования деятельности по лесовосстановле-нию будет способствовать улучшению состояния лесов, а также увеличению площади нашей страны, покрытой деревьями, древесина которых отличается экономической привлекательностью, качеством и, соответственно, высокой рыночной стоимостью.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,79%.
Список литературы:
1. Изместьев А.А. О продукции лесного хозяйства в контексте его экономической организации // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2017. T. 21. № 1. С. 41. D0I:10.18698/2542-1468-2017-1-41-47
2. Петров А.П. Материалы к докладу «Экономические отношения в лесном хозяйстве: из прошлого в будущее» // docviewer.yandex.ru (дата обращения: 27.09.2018)
3. Опальский А.П. Обеспечение экономической безопасности производственно-хозяйственных процессов / Экономическая безопасность: современные угрозы и пути их нейтрализации: Мат-лы IV Межвузовской научно-практ. конф. с междунар. участием 13 октября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.И.Безденежных, канд. со-циол. наук, доц. Е.В.Печерица - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - С.74.
4. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ, 04.06.2007, № 23, ст. 2787.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Механизм сбалансированности экономических интересов субъектов лесного сектора экономики», подготовленную старшим преподавателем кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии
управления МВД России, к.э.н. Булгаковой М.А. Дискуссии об экономической организации лесного хозяйства и лесной отрасли промышленности России получили свое развитие в начале 30-х годов прошлого столетия, когда возникла необходимость организации системы лесного хозяйства. Возникновение нескольких, порой даже противоречивых, подходов связано с обнаружением проблем теоретического и прикладного характера, а также административным разделением между государственными органами различного уровня права регулирования вопросов, касающихся разведения, восстановления и охраны лесов, их вырубки, переработки древесины. Однако, до настоящего времени достаточно сложной и потому не до конца исследованной является проблема получения максимального экономиче-
5 Петров А.П. указ. раб.
Булгакова М. А.
МЕХАНИЗМ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
ского эффекта от использования лесного ресурса, как государством, так и бизнесом.
В связи с трансформацией экономических механизмов государственного управления лесным фондом, необходимостью развития вопросов, связанных с формированием и распределением платежей за пользование лесом как ресурсом, актуальность выбранной автором тематики не вызывает сомнений.
В своей статье Булгакова М.А. приводит несколько подходов к оценке экономических интересов субъектов лесного сектора экономики, а также выделяет «опорные точки» не урегулированные в современных условиях и вызывающие дисбаланс интересов. Представляет интерес мнение автора об утрате первичного понятия «экономика лесного хозяйства». Научная новизна прослеживается в предложении усовершенствования механизма извлечения прибыли государства и частных структур от использования лесных ресурсов путём внедрения не только замкнутого цикла «срубил-посадил-вырастил», но и способа финансового стимулирования и побуждения к деятельности, направленной на восстановление лесных массивов, подверженных вырубке.
К достоинствам статьи, несомненно, следует отнести твёрдое желание автора познать законы управления такой сложной системой, как лесное хозяйство и разработать способы рационального использования лесных ресурсов.
К сожалению, автор не учитывает моратории на вырубку лесов, введённые на прилегающих к России территориях Китая и Украины, а значит проблема эффективного лесоуправления должна рассматриваться не в контексте отдельно взятой страны, а в рамках объединения усилий многих прилегающих государств. Возможно это будет учтено в последующих работах автора.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности темы исследования, проведенного Булгаковой М.А. и рекомендовать данную, статью к опубликованию в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
Главный научный сотрудник НИЦ № 3
ФГКУ «ВНИИ МВД России»
доктор экономических наук, профессор
А.П. Опальский