ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 93-104. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023: (4): 93-104.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Научная статья УДК 159.9
DOI 10.21510/18173292_2023_102_4_93_104
МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕСОВЕРШЕННО ЛЕТНИХ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ УЛИЧНЫХ
ГРУППИРОВКАХ
1 2 Светлана Владимировна Хусаинова , Елена Олеговна Чернова
1 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Казань,
Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-8121-0549
2 [email protected], ORCID: 0000-0002-6714-4936
Аннотация. В статье описывается механизм регуляции взаимодействия несовершеннолетних, оказывающий воздействие на их развитие и поведение в подростково-молодежных уличных группировках и социуме. Целью статьи явилось выявление индикаторов механизма регуляции в условиях взаимодействия несовершеннолетних (в подростково-молодежной уличной группировке), приводящего их к десоциализации в обществе, и разработка превентивных мер воспитательной работы. Авторами описывается реверсивный механизм регуляции взаимодействия, оказывающий влияние на отклонение в поведении. Выявлено, что в основном изучаются различные аспекты функционирования криминальных группировок взрослого мира, и чаще всего не в психологическом, а в правовом поле. Определено, что в работах по психологии и социологии взаимодействие подростков с девиантным поведением изучается преимущественно не с точки зрения группового аспекта, а с позиции их личностных особенностей как девиантов, с точки зрения функционирования группировок как систем. Выявлено, что подростково-молодежная уличная группировка является промежуточной микромоделью взрослого организованного преступного мира. Рассмотрение данной микромодели позволило отследить временно попавших в группировку несовершеннолетних.
Результаты. Анализ топик-гайдов о переживаниях подростков участников группировок и нормативных подростков показал, что когда они попадают в промежуточную питательную среду организованного преступного формирования, начинается процесс отбора от них ресурсов недостающих группировке. Ресурс обнаруживается во время взаимодействия подростка и членов группировок, где исходя из надобности/ненадобности данного ресурса, подросток либо остается в группировке на позиции колеблющегося, либо его отпускают по вынужденным обстоятельствам. Данный механизм работает как перетекающий из одного этапа в другой, без замкнутого цикла. С точки зрения психолого-педагогического сопровождения, необходимо обратить внимание на важность привлечения несовершеннолетнего группы риска в общественную жизнь школы, это позволит ему провести переоценку своих действий, и определить возможность реализации в нормативной группе сверстников.
© Хусаинова С.В., Чернова Е.О., 2023
Ключевые слова: взаимодействие, реверсивный механизм регуляции, девиантное поведение, несовершеннолетние, топик-гайд, превентивная работа, социализация
Благодарности. Статья выполнена по государственному заданию FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».
Для цитирования: Хусаинова С.В., Чернова Е.О. Механизм регулирования взаимодействия несовершеннолетних в подростково-молодежных уличных группировках // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4(102). С. 93-104.
PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Original article.
MECHANISM OF REGULATION OF JUVENILE INTERACTION IN ADOLESCENT AND YOUTH STREET GANGS
1 2 Svetlana V. Khusainova , Elena O. Chernova
1 Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Kazan, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-8121-0549
2 [email protected], ORCID: 0000-0002-6714-4936
Abstract. The article describes the mechanism of regulation of the interaction of minors, which affects their development and behavior in adolescent and youth street gangs and society. The aim of the article is to identify indicators of the regulation mechanism in the conditions of interaction between minors (in teenage and youth street gangs) leading them to desocialisation, and development of educational work preventive measures. The authors describe the reversible mechanism of interaction regulation influencing behavioural deviation. It has been revealed that mainly various aspects of the functioning of adult criminal groups are studied, and most often not in the psychological, but in the legal boundaries. It is determined that in works on psychology and sociology the interaction of adolescents with deviant behaviour is studied mainly not from the point of view of the group aspect, but from the position of their personal characteristics as deviants, and from the point of view of the functioning of groups as systems. It has been revealed that teenage and youth street gangs are an intermediate micromodel of the adult organised criminal world. Consideration of this micro-model made it possible to trace the minors who temporarily joined the group.
Results. The analysis of the topical guides about the gang adolescent members' experiences and normative teenagers ones shows that when they get into the intermediate "culture medium" of an organised criminality, the process of selecting resources from them that the group lacks begins. The resource is discovered during the interaction between the adolescent and group members, where, based on the need/uselessness of the resource, the adolescent either remains in the group as a hesitant or is released due to forced circumstances. The mechanism works as flowing from one stage to another, without a closed cycle. From the point of view of psychological and pedagogical support, it is necessary to pay attention to the importance of involving a juvenile at risk in the school social life, that will allow him to reassess his actions and determine the possibility of realisation in a normative peer group.
Keywords: interaction, reversible regulation mechanism, deviant behavior, minors, topical guide, preventive work, socialization
Acknowledgements. The article was carried out under the state assignment FNRR-2021-0003 "The problem of deviant behaviour in the system of modern human science".
For citing: Khusainova S.V., Chernova E.O. Mechanism of regulation of juvenile interaction in adolescent and youth street gangs. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 102 (4): 93-104.
Введение. В последние десятилетия все чаще проблематизируется изучение социальной направленности молодежи, что имеет научно-теоретические и эмпирические основания. В современном отечественном научном дискурсе последних лет проблема подростковых уличных группировок исследована недостаточно. В основном изучаются различные аспекты функционирования криминальных группировок взрослого мира и не в психологическом, а в правовом поле.
В работах по психологии и социологии подростки с девиантным поведением изучаются преимущественно не с точки зрения группового аспекта, а с позиции их личностных особенностей как девиантов и с точки зрения функционирования группировок как систем. Мало изученной остается проблема отклонений в поведении несовершеннолетних, где особый интерес вызывает выстраивание совместного взаимодействия.
Для определения исследовательского поля проблемы, представленного совокупностью отдельных аспектов изучения взаимодействия подростков с девиа-нтным поведением, необходимо раскрыть особенности проявления механизма его регуляции, в зависимости от группы риска и от возрастной категории подростков [1]. Наше исследование опирается на следующие теоретико-методологические основания: традиции личностно ориентированного подхода (А.Н. Леонтьев,
A.Г. Ковалев [2]), в которых акцентируются индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних; традиции комплексного подхода (М. Айзенк,
B.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, [3, 4, 5]), позволяющего выделить качества подростка как субъекта деятельности и его особенности, проявляющиеся во взаимодействии со средой; нарративно-ресурсный подход (Е.О. Чернова), развиваемый в области изучения топик-гайда о переживаниях участников неформальных групп, средств развития потенциала межличностных отношений (перевод отрицательных качеств в положительные) как ресурса формирования позитивных качеств, способствующего социализации подростка. [6, 7]. Нарративно-ресурсный подход лег в основу работы с подростками группы риска, он наиболее эффективен именно для обоснования полученных результатов кейс-стади о переживаниях участников группировок и психолого-педагогическом сопровождении подростков в образовательной среде.
Методология исследования. В процессе изучения проблемы взаимодействия несовершеннолетних в молодежных уличных группировках выявлены противоречия между:
- установленной потребностью общения подростков друг с другом и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, необходимых для изучения психологических маркеров устойчивости подростков к вовлечению их в группировку;
- растущими требованиями к развитию психологически устойчивого взаимодействия учащейся молодежи, и определения возможностей ее реадаптации после прекращения деятельности в группировках;
- требованиями к процессу адаптации подростков к трудным ситуациям и недостаточной разработанностью психологических механизмов, позволяющих выявить, спрогнозировать и предотвратить вовлеченность подростков в группировки.
Указанные противоречия позволяют определить проблему исследования: наличие механизма регуляции взаимодействия подростков в группировках и его функционирование. Цель статьи состояла в выявлении индикаторов проявления механизма регуляции взаимодействия несовершеннолетних в подростково-молодежной уличной группировке, приводящих их к десоциализации в обществе, и разработка превентивных мер воспитательной работы.
Материалы и методы исследования. Общими методами исследования послужили дедуктивный и аналитический методы. Эмпирическим материалом исследования стали материалы, собранные в ходе бесед, наблюдения, изучения документальных источников, глубинных интервью. Для выявления участия и принадлежности к группировке подростков использовался метод анкетирования.
Для диагностики социально-психологических условий вступления подростков в группировки использован метод кейс-стади для глубинного изучения индивидуальной ситуации десоциализации и особенностей подростка - члена группировки, включающий изучение документальных источников биографий бывших членов группировок и глубинных интервью с бывшими членами группировок. При анализе результатов кейс-стади были использованы дискурс-анализ текстов интервью [8, 9].
Результаты эмпирического исследования. Нами проанализированы тенденции и современное состояние уличных группировок и выявлено такое образование, как подростково-молодежная уличная группировка, в которой, на наш взгляд, присутствуют особые внутренние составляющие регуляции взаимодействия несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 135 подростков (12-16 лет), как уже совершивших преступления, так и состоящих в подростково-молодежных уличных группировках (109 человек).
Как видно из таблицы 1, наибольшая доля преступлений - это кражи, хулиганства и вымогательства, т.е. преступления, которые проще всего совершать именно в группе. Кроме того, значительная доля преступлений имеет множественный характер: 29 подростков отбывали наказание за совершение двух разных преступлений, 6 подростков - за три преступления, 2 подростка - более чем за три преступления.
При изучении особенностей членов группировок авторы исходят из «наложения» двух исследовательских зон. С одной стороны, это социально-психологические особенности преступников-подростков, с другой - структурные и функциональные особенности подростково-молодежных объединений. Комплексный подход к исследованию позволяет заключить, что личностные качества подростков, вовлеченных в группировки, транслируются затем на всех членов преступной молодежной группировки и характеризуют ее как особого рода открытую систему с собственными нормами, ценностями, традициями [10, 11, 12, 13]. Социально-психологическими механизмами формирования групповой норма-
тивно-ценностной системы выступают заражение, подражание, внушение, принуждение и конформизм [14, 15, 16].
Таблица 1. Разряд преступлений подростков, входящих в группировки
Вид преступления Кол-во подростков, чел. В % в общему числу обследованных подростков
Кража 49 43,8
В ымогательство 26 23,2
Побои и нанесение тяжких телесных повреждений 2 1,7
Изнасилование и другие тяжкие преступления 1 0,9
Угон (авто-, мототранспорта) 8 7,1
Хулиганство 36 32,1
Распространение наркотиков 7 6,3
Убийство 10 8,9
Грабеж 1 0,9
Разбой 14 12,5
Без указания вида преступления 33 30,7
На основании проведенного кейс-стади нами определено, что выявленными социально-психологическими особенностями группировки, как открытой системы являются: наличие социальной стратификации по возрастному признаку; наличие четкой иерархической системы статусов и ролей; использование социально-психологических механизмов вербовки новых членов (вовлечение в криминальную группу, внушение, заражение, воздействие на инструментальную - преимущественно статусную - мотивацию и т.д.; наличие специфической идеологии, которая отличает одну группу от другой и основывается на противопоставлении «своих» и «чужих», при этом любой «чужой» заслуживает определенных санкций; функционирование криминальной субкультуры, основанной на особой системе норм и ценностей, регулирующих поведение членов группировки как внутри нее, так и за ее пределами; идейный акцент на значимость противоправной деятельности как специфического способа самоутверждения и механизма групповой идентификации; социальная воспроизводимость через рекрутирование; фактор территориальной идентичности; уличный характер существования; преемственность по отношению к взрослым группировкам мафиозного типа.
Сказанное позволяет утверждать, что подростково-молодежная уличная группировка является промежуточной микромоделью взрослого организованного преступного мира. Данная микромодель позволяет отследить временно попавших в группировку несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях, и разработать методы их психолого-педагогического сопровождения, развития личностно-социальной устойчивости. Регуляция взаимодействия обозначается механизмом на уровнях первичного отбора, а также определением деятельности к допуску в организованное преступное формирование.
Рис. 1. Механизм регуляции взаимодействия подростков группы риска и криминальной
группировки.
*1 этап - включает в себя первичную колеблющуюся групповую стратегию (поиск ресурса посредством отбора подростков в группировку).
*П этап - основная деятельность к допуску в ОПФ. Данный этап является фильтром-допуском подростка. Слабо закрепленными считаются подростки, которые имеют качества сопротивления вступления в группировку. Закрепленными в группировке остаются подростки, которые имеют определенные свойства личности, максимально подходящие для группировки. На данном этапе группировка, формируясь, пересматривает свой состав и возможное место подростка в ней.
*Ш этап - стратегия развития ОПФ. На данном этапе группировка активизирует ресурс в подростке, который необходим для реализации работы группировки.
Механизм регуляции взаимодействия указывает на выбор ресурса будущего члена криминальной группировки и на характеристики, относительно которых осуществляется отбор подростков в группировку. Из различных видов группировок подросток попадает в промежуточную питательную среду организованного преступного формирования, где и происходит дальнейший отбор недостающих от него ресурсов в организованное преступное формирование (ОПФ). Данный ресурс развивается в процессе взаимодействия подростка и членов группировок, где исходя из надобности/ненадобности данного ресурса, подросток либо остается в группировке на позиции «колеблющегося», либо считается «исключенным». Данный механизм работает как перетекающий из одного этапа в другой без замкнутого цикла. На место одних подростков приходят другие, отдавая свой необходимый ресурс. Нами представлен механизм регуляции (рис. 1), в котором показана стратегия развития преступного формирования и фильтр-допуск для взаимодействия группировки с подростком. Исходя из представленного механизма, с учетом выбора ресурса будущего члена криминальной группировки, необходимо обра-
тить внимание на профилактическую работу с подростками, которые склонны к вступлению в организованное преступное формирование.
Критерии оценки склонности подростков к отклоняющемуся поведению можно объединить в несколько групп. Первая группа - уровень благополучия социального окружения подростка, включая качество семейных отношений, качество отношений со сверстниками, материальное благополучие семьи. Вторая группа - ценностная среда, в которой происходит социализация подростка. Третья группа - мотивационная сфера подростка, куда включена потребностная сфера личности (совокупность значимых мотивов и их иерархию), уровень развития мотивации достижения. Четвертая группа - состояние агрессивности и другие поведенческие особенности. Пятая группа - ценностно-смысловая сфера, нравственно-психологические особенности подростка, включая его отношение к употреблению алко- и наркопрепаратов, приоритеты в выстраивании социальных отношений и взаимодействий. Шестая группа - развитие рефлексивных особенностей подростка, уровня его самокритики, качество самооценки. Неадекватный (завышенный или заниженный) уровень самооценки выступает фактором, провоцирующим вовлечение в группировки. Седьмая группа, здесь уровень социально-адаптационного потенциала личности подростка, свидетельствует об умении или неспособности адаптироваться к нормативному социуму. Выделенные группы критериев предполагают наличие индикаторов.
В таблице 2 приведены критерии и индикаторы, по которым определяется группа риска и организуется превентивная работа с несовершеннолетними входящими в подростково-уличные группировки: неблагополучная семья или семья с высоким уровнем конфликтности; насилие в семье; эмоциональная холодность в семейных отношениях; наследственные предпосылки к отклоняющемуся поведению; одинокое родительство с низким уровнем социального развития; неблагоприятная ценностная среда; злоупотребление алкоголем и др.; доминирование базовых материальных мотивов; доминирование мотивации получения над мотивацией достижения; отсутствие желания к саморазвитию.
Условно выделены три группы риска - высокая степень риска, средняя и низкая степень риска. В последней графе приведены основные методики, по которым производится диагностика подростка (и его семьи). Методики могут пересекаться (то есть, одна и та же методика применима к диагностике по разным критериям). Применение не одной, а совокупности методик усиливает точность диагностики, однако не является обязательной. К примеру, специалист может обойтись и одной или двумя методиками для оценки состояния подростка по определенным критериям. Это зависит от доступности методик, компетентности специалиста, проводящих их, ресурсов, имеющихся в распоряжении (финансовых, временных, кадровых). Отнесение к определенной группе риска производится в случае, если по большинству (более половины) критериев оценивания подросток попадает в данную группу. Соответственно, формируется дифференцированный спектр работ по каждой группе риска. Профилактическая работа выстраивается с
каждой из групп риска, методы работы подбираются в зависимости от степени риска [17, 18, 19, 20].
Таблица 2. Критериальная оценка предрасположенности подростков _к отклоняющемуся поведению_
Критерии Индикаторы Степень риска Методы сопровождения
1) уровень благополучия социального окружения подростка, включая качество семейных отношений, качество отношений со сверстниками, материальное благополучие семьи Отношения в семье: в целом благополучные. Отсутствие конфликтов, признаки семейного насилия отсутствуют, материальная обеспеченность - достаточная, эмоциональная связь между ребенком и взрослыми членами семьи - высокая. Границы ребенка в семье соблюдены, ребенок имеет определенную автономию. Отношения между ребенком и взрослыми членами семьи: демократические. Ресурсный потенциал семьи: высокий низкая Беседа с подростком. Беседа с взрослыми членами семьи. Психологическая диагностика границ ребенка в семье. Психологическая диагностика уровня эмоциональных связей в семье. Психологическая диагностика ресурсного потенциала семьи. Наблюдение.
Отношения в семье: нестабильные, склонность к неблагополучию. Наличие периодических конфликтов, материальная необеспеченность, эмоциональная связь между ребенком и взрослыми членами семьи -слабая, наблюдаются признаки эмоциональной холодности в отношениях родителей с ребенком. Границы ребенка в семье неустойчивые. Отношения между ребенком и взрослыми членами семьи: авторитарные. Ресурсный потенциал семьи: неустойчивый. Личностная беспомощность у родителей(я) ситуативно преобладает над личностной активностью средняя
Отношения в семье: неблагополучные. Наличие частых конфликтов, имеются признаки семейного насилия, материальная необеспеченность, эмоциональная связь между ребенком и взрослыми членами семьи - слабая, отношения характеризуются эмоциональной холодностью. Нарушение границ ребенка в семье. Отношения между ребенком и взрослыми членами семьи: авторитарные. Ресурсный потенциал семьи: низкий, у членов семьи развита личностная беспомощность. Имеются наследственные предпосылки к отклоняющемуся поведению (судимость родителей, участие их в антисоциальных деяниях). Одинокое родительство (мать-одиночка или отец-одиночка). Опекунская семья, где опекунами выступают престарелые прародители высокая
2) ценностная среда, в которой происходит социализация подростка Ценностная среда: благоприятная. Воспитание ребенка происходит на общечеловеческих ценностях добра, справедливости, уважения. Доминируют ценности семьи, труда, взаимопомощи. Употребление алкоголя и других ПАВ в семье неприемлемо. низкая Беседа с подростком. Беседа со взрослыми членами семьи. Психологическая диагностика уровня эмоцио-наль-ных связей в семье.
Ценностная среда: нестабильная. Воспитанием ребенка занимаются мало, ребенок больше предоставлен самому себе. В семье не препятствуют употреблению алкоголя. Ценности добра, справедливости, уважения не фигурируют в качестве базовых ценностей семьи. Ценности труда, семьи, взаимопомощи и средняя
другие общечеловеческие ценности не являются доминирующими Наблюдение.
Ценностная среда: неблагоприятная. Воспитанием ребенка фактически не занимаются, ребенок полностью предоставлен самому себе. Взрослые члены семьи злоупотребляют алкоголем или иными ПАВ. Авторитаризм и насилие являются привычными способами отношений в семье высокая
3) мотиваци-онная сфера подростка, включая совокупность значимых мотивов и их иерархию, уровень развития мотивации достижения В иерархии мотивов доминируют мотивы социального признания, личностной самореализации. Активны мотивы учебной и трудовой деятельности, общественного признания. Высоко развита мотивация достижения низкая Психологическая диагностика потреб-ностной сферы личности: методика М.Г. Рогова -А.Н. Грязнова. Беседа с подростком.
В иерархии мотивов мотивы социального признания, личностной самореализации не доминируют. Мотивы учебной и трудовой деятельности, общественного признания не активны. Мотивация достижения неустойчива средняя
В иерархии мотивов доминируют базовые, материальные мотивы. Мотивы учебной и трудовой деятельности, общественного признания, социального признания, личностной самореализации не активны. Мотивация получения доминирует над мотивацией достижения высокая
* Наличие двух и более признаков позволяет отнести семьи и подростка в ней к группе риска
Документальное оформление результатов диагностики необходимо для процесса организации последующей профилактической работы. Мы считаем, что процедура документального описания всех проводимых работ нуждается в максимальном упрощении: диагностическая карта, заключение о психологическом состоянии подростка, рекомендованный план мероприятий и индивидуальный план работы с подростком должны быть изложены в понятной и лаконичной форме, от этого напрямую зависят результаты дальнейшей профилактической работы. Смена специалистов, происходящая в результате ротации кадров, не должна служить барьером к пролонгации работ, что означает необходимость использования формулировок, доступных и понятных любому специалисту данной сферы. Документирование работ упорядочивает весь процесс и позволяет оценить качество профилактической работы, правильность подбора методов на любом ее этапе.
Заключение. В процессе изучения отклоняющегося поведения несовершеннолетних в подростково-молодежных уличных группировках и социуме нами был выявлен реверсивный механизм регуляции взаимодействия, оказывающий воздействие на их развитие и социализацию. Выявлена промежуточная микромодель взрослого организованного преступного мира, относительно которой можно отследить временно попавших в группировку несовершеннолетних. Подросток, попавший в промежуточную «питательную» среду организованного преступного формирования, вначале проверяется на наличие недостающих ресурсов, забираемых от него в группировку. Данный механизм работает, как перетекающий из од-
ного этапа в другой без замкнутого цикла. Вместо одних подростков приходят другие, отдавая свой ресурс группировке. Выявлено, что механизм регулирует взаимодействие несовершеннолетних даже с учетом их возрастных особенностей, у одних он включает характеристики повышенной готовности идти на риск, желание выделиться и показать себя, как отдельную личность, а у других направлен на слабые стороны незрелой колеблющейся личности, подверженной влиянию.
Для проведения планирования превентивной работы в образовательной организации показана важность оценки работы промежуточной микромодели подростково-уличной группировки, которая тоже контролируется, имеет свое воздействие, а это принятие и позитивная оценка выполненных задач. Пребывание в образовательной организации, в которой подросток принимается и задействован в общественной жизни, позволит ему провести переоценку своих действий и определить возможность своей реализации в нормативной группе сверстников.
Список источников
1. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. Москва: Высшая школа экономики, 2012. 432 с.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / под ред. и с предисловием Д.А. Леонтьева. 5-е, издание, исправленное и дополненное. Москва: Смысл, 2020. 584 с.
3. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, X. Куликэн [и др.]; под ред. М. Айзенка; пер. с англ. С. Б. Бенидиктова. Минск: Новое знание, 2002. 335 с.
4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Часть I. : Живое Знание. Самара, 1998. 216 с.
5. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии : учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. В.В. Мироненко ; ред. А.В. Петровский. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва: Просвещение, 1987. С. 108117.
6. Чернова Е.О. Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа // Казанский педагогический журнал. 2018. №6. С. 196-201.
7. Чернова Е.О., Хусаинова С.В. Личность девиантного подростка: особенности формирования и пути адаптации // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 240 -247.
8. Овчинникова К.А., Данилова М.В. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). С. 847-850.
9. Петрова А.В., Петрова И.Н., Чернова О.В., С.В. Чернов. Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 48-52.
10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 445 с.
11. Granello P., Hanna F. Incarcerated and court-involved adolescents: counseling an at-risk population // Journal of Counseling & Development. 2003. 1 (81). P. 11-18.
12. Khusainova S., Palekha E. Speech tactics for reducing aggressiveness in the educational process // 15th International Conference on Technology, Education and Development. 2021. Р. 706712.
13. Khusainova S., Palekha K. Generation Z: ways, methods and forms of training (to the question of increasing the motivation of students and the professional growth of teachers) // IC-ERI2019 Proceedings. 2019. Р. 3670-3675.
14. Баева И. А. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии. Санкт-Петербург, 2008. 280 с.
15. Хусаинова С.В. Внешнее влияние как фактор безопасности образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 85-92.
16. Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. 2019. № 25. - С. 149-154.
17. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. Москва : Алеф-пресс, 2014. - 231, [1] с. : ил., табл.
18. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций / Н. В. Дворянчиков, В. В. Делибалт, А. О. Казина [и др.]. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 112 с.
19. Цинченко Г.М., Орлова И.С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2021. № 1 (145). С. 97-105.
20. Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении // Психология и право. 2020. - Т.10., №3. C. 174-188. D01:10.17759/psylaw.2020100312
References
1. Rozhdestvenskaya E.Y. Biographical method in sociology. Moscow: Higher School of Economics, 2012. 432 p. (In Russian)
2. Leontiev A.N. Problems of the development of the psyche / ed. and with a preface by D.A. Leontiev. 5th edition, revised and supplemented. Moscow: Sense, 2020. 584 p. (In Russian)
3. Psychology: a comprehensive approach / M. Eysenck, P. Bryant, X. Kulikan, et al; ed. by M. Eysenck; translated from English by S. B. Benidiktov. Minsk: New Knowledge, 2002. 335 p. (In Russian)
4. Zinchenko V.P. Psychological Pedagogy: materials for the course of lectures. Part I: Living Knowledge. Samara, 1998. 216 p. (In Russian)
5. Lomov B.F. The problem of communication in psychology. In: Textbook on psychology : a textbook for students ofpedagogical institutes / comp. V.V. Mironenko ; ed. A.V. Petrovsky. 2nd edition, revised and expanded. Moscow: Prosveshchenie, 1987. Pp. 108-117. (In Russian)
6. Chernova E.O. Socio-psychological features of the members of teenage and youth street criminal groups as a subject of psychological analysis. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2018; (6): 196-201. (In Russian)
7. Chernova E.O.; Khusainova, S.V. Personality of a deviant teenager: features of formation and ways of adaptation. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2022; 155 (6): 240-247. (In Russian)
8. OvchinnikovaK. A., DanilovaM.V. Features of value orientations of juvenile offenders. Mo-lodoj uchenyj = Young scientist. 2014;67 (8): 847-850. (In Russian)
9. Petrova A.V., Petrova I.N., Chernova O.V., Chernov S.V. Features of correction of deviant behaviour of high school students by methods of Gestalt therapy. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2019; _134 (3): 48-52. (In Russian)
10. Mendelevich V.D. Psychology of deviant behaviour. Saint-Petersburg: Rech, 2008. 445 p. (In Russian)
11. Granello P., Hanna F. Incarcerated and court-involved adolescents: counselling an at-risk population. Journal of Counselling & Development. 2003; 81 (1): 11-18. (In English)
12. Khusainova S., Palekha E. Speech tactics for reducing aggressiveness in the educational process. In: 15th International Conference on Technology, Education and Development. 2021. Pp. 706-712. (In English)
13. Khusainova S., Palekha K. Generation Z: ways, methods and forms of training (to the question of increasing the motivation of students and the professional growth of teachers). In: ICERI2019 Proceedings. 2019. Pp. 3670-3675. (In English)
14. Baeva I. A. Psychology of security as the basis of humanitarian technologies in social interaction. St. Petersburg, 2008. 280 с. (In Russian)
15. Khusainova S.V. External influence as a factor of safety of the educational environment Nauchnoe mnenie = Scientific Opinion. 2018; (1): 85-92. (In Russian)
16. Gizatullina R.R. To the issue of deviations in the behaviour of minors and ways to overcome it. Zakonnost' i pravoporyadok v sovremennom obshchestve = Legality and law and order in modern society. 2019; (25): 149-154. (In Russiann)
17. Kleiberg Y.A.. Fundamentals of psychology of deviant behavior: monograph. Moscow : Alef-press, 2014. 231, [1] p. : ill., table. (In Russian)
18. Organisation of educational work with parents on the prevention of deviant behaviour: methodological recommendations for heads of educational organisations / N.V. Dvoryanchikov, V.V. Delibalt, A O. Kazina et al. Moscow: FGBOU VO MGPPU, 2018. 112 p.(In Russian)
19. Tsinchenko G.M., Orlova I.S. Prophylaxis of youth deviations in Russia and abroad. Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie = Management counselling. 2021; 145 (1): 97-105. (In Russian)
20. Shulga T.I.; Dvoryanchikov N. V. Representations of teenagers about deviant behavior. Psi-hologiya ipravo = Psychology and law. 2020; 10(3): 174-188. DOI:10.17759/psylaw.2020100312 (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Хусаинова Светлана Владимировна - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами, оформление статьи.
Чернова Елена Олеговна - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов.
The declared contribution of the authors of the article:
Svetlana V. Khusainova - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources, article design.
Elena O. Chernova - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 09.08.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 18.12.2023.
The article was submitted 09.08.2023; approved after reviewing 20.10.2023; acceptedfor publication 18.12.2023.