Научная статья УДК 377.121.33
https://doi.oig/10.24158/spp.2024.1.12
Механизм реализации наставничества на примере взаимодействия образовательной организации среднего профессионального образования и предприятия
Валерий Анатольевич Зибров1, Ксения Валерьевна Зиброва2
12Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия 1zibrov.65@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2311-7581 2kzibrova@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0003-8916-3913
Аннотация. В статье рассмотрен механизм реализации наставничества обучающихся по программам среднего профессионального образования в рамках совместной деятельности предприятия и образовательной организации в форме дуального обучения. Такая форма обучения и развития молодых специалистов является одним из самых эффективных способов повышения квалификации и профессионального роста. Аргументированы задачи системы наставничества, нацеленные на передачу теоретических знаний и подготовку обучающихся к практической деятельности. Поэтому сотрудничество между образовательными организациями и ведущими предприятиями является важным условием для успешной реализации дуального обучения и повышения качества подготовки молодых специалистов. Образовательным организациям необходимо сотрудничество с предприятиями для получения доступа к ресурсам и возможностям, которые предлагаются в рамках дуального обучения. Интерактивный характер такой системы обеспечивает поток знаний и опыта между предприятиями и образовательными организациями, что дает возможность обучающимся получить необходимые компетенции в своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: наставничество, обучающиеся, программа, дуальное обучение, практическая подготовка
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Зибров В.А., Зиброва К.В. Механизм реализации наставничества на примере взаимодействия образовательной организации среднего профессионального образования и предприятия // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 112-118. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.12.
Original article
The Mechanism of Mentoring Implementation on the Example of Interaction between an Educational Organization of Secondary Vocational Education and an Enterprise
Valery A. Zibrov1, Ksenia V. Zibrova2
12Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia 1zibrov.65@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2311-7581 2kzibrova@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0003-8916-3913
Abstract. The article considers the mechanism for the implementation of mentoring of students in secondary vocational education programs within the framework of joint activities of an enterprise and an educational organization in the form of dual training. This form of training and development of young specialists is one of the most effective ways to improve their qualifications and professional growth. The objectives of the mentoring system, aimed at transferring theoretical knowledge and preparing students for practical work, have been argued. Therefore, cooperation between educational organizations and leading enterprises is an important condition for the successful implementation of dual training and improving the quality of training of young specialists. Educational organizations need to cooperate with enterprises to gain access to the resources and opportunities offered by dual training. The interactive nature of such a system ensures the flow of knowledge and experience between enterprises and educational organizations, which allows learners to acquire the necessary competencies for their future professional activities. Keywords: mentoring, students, program, dual training, practical training Funding: Independent work.
For citation: Zibrov, V.A. & Zibrova, K.V. (2024) The Mechanism of Mentoring Implementation on the Example of Interaction between an Educational Organization of Secondary Vocational Education and an Enterprise. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 112-118. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.12 (In Russian).
Современная модернизация системы образования в России внесла значительные изменения в образовательный процесс и подготовку молодых специалистов, обучающихся по программам
© Зибров В.А., Зиброва К.В., 2024
среднего профессионального образования (СПО). Одной из актуальных проблем модернизации является успешное трудоустройство выпускников СПО. Предприятиям реального сектора экономики необходимы такие выпускники, которые обладают как практическими навыками, так и способностями выполнять поставленные профессиональные задачи.
Профессиональное развитие и впоследствии становление выпускника СПО можно рассмотреть через систему наставничества как в рамках предприятия, так и образовательной организации СПО, их совместной деятельности в процессе развития форм дуального обучения. В таком качестве систему наставничества можно представить универсальной моделью - технологией стремительного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования компетенций и ценностей. Такая технология обучения и развития молодых специалистов является одной из самых эффективных способов повышения квалификации и профессионального роста.
В статье рассмотрены особенности системы наставничества обучающихся по программам среднего профессионального образования в рамках реализации программы дуального обучения на примере взаимодействия Авиационно-технологического колледжа ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (АТК ДГТУ) и ООО «КЗ Ростсельмаш».
Авторами проведен обзор литературных источников, в которых рассмотрены механизмы реализации наставничества, представляющие собой формы преемственности поколений, процессы передачи социального и профессионального опыта, а также наиболее эффективные формы профессиональной адаптации, способствующие повышению профессиональной компетентности и долговременному сотрудничеству с кадрами на предприятиях. Международные и российские исследования показывают, что механизмы реализации наставничества будут более эффективными, если они концептуально и методологически проработаны и представляют собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой (объект, субъект, формы, средства, методы, результат) и временем, необходимыми для ее осуществления, что отражено в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых: С.Я. Батышева, С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной, В.Г. Сухобской, Ю.В. Кричевского, O.E. Лебедева, Ю.Л. Львовой, А.А. Мезенцева, Н.В. Немовой, В.А. Сухомлинского, И.С. Гичан, С.Н. Иконниковой, Е.М. Павлютенкова, Н.М. Таланчука, А.И. Хода-кова, В.М. Шепеля, D. Megginson, D. Clutterbuck, E. Parsloe и др. (Быстрова, 2022; Еникеева, Соболева, 2022; Журавлева, Талышинская, 2022; Забгаева, 2022; Качина, 2022; Недавняя, 2022).
В настоящее время система среднего профессионального образования ставит задачу не только передать теоретические знания, но и подготовить обучающихся к практической деятельности, поэтому сотрудничество между образовательными организациями, реализующими программы СПО, и ведущими компаниями реального сектора экономики является одним из первостепенных компонентов в области практической подготовки молодых специалистов.
Компания ООО «КЗ Ростсельмаш» является лидером в области производства сельскохозяйственных машин и оборудования, обладает инновационными технологиями и высокой степенью профессионализма. В свою очередь, АТК ДГТУ известен эффективной подготовкой кадров в области сельскохозяйственного машиностроения. Такое сотрудничество образовательной организации СПО и компании создает универсальные возможности для развития и становления высококвалифицированных специалистов. ООО «КЗ Ростсельмаш» выпускает широкий модельный ряд сельскохозяйственных машин и оборудования. Высокие конкурентные преимущества техники ООО «КЗ Ростсельмаш» подтверждены международными наградами, мировыми и российскими рекордами. Гарантом надежности и качества продукции выступает многолетний опыт в отрасли, высокий профессионализм коллектива. Компания оОо «КЗ Ростсельмаш» сегодня насчитывает 14300 сотрудников, имеет значительный профессиональный опыт - более 93 лет в сфере машиностроения, выпускает более 150 моделей и модификаций техники; продаёт выпущенную технику в 40 странах мира, являясь одним из самых крупных экспортёров сельскохозяйственной техники в России.
Одним из способов реализации обучения и развития молодых специалистов является организация практических занятий обучающихся АТК ДГТУ в производственных цехах ООО «КЗ Ростсельмаш». Обучающиеся получают первичные навыки работы на современном оборудовании, знакомятся с технологическим процессом производства и перенимают бесценный опыт от настоящих профессионалов в области машиностроения. Такой опыт позволяет обучающимся лучше понять свою будущую профессию и применить полученные знания на практике.
Другим способом реализации обучения является организация мастер-классов и лекций представителями компании ООО «КЗ Ростсельмаш». Опытные специалисты делятся своими знаниями и опытом с обучающимися, демонстрируют современные разработки и технологии. Такие мероприятия помогают обучающимся расширить свой кругозор и быть в курсе инноваций в машиностроении.
Кроме того, в рамках сотрудничества между АТК ДГТУ и ООО «КЗ Ростсельмаш» проходит стажировка и последующее трудоустройство обучающихся, которые получают возможность при-
менить свои знания на практике и приобрести ценный опыт работы в сфере сельскохозяйственного производства. После окончания обучения они уже имеют все необходимые навыки и знания для выстраивания успешной «карьерной лестницы».
В настоящее время АТК ДГТУ реализует основные образовательные программы среднего профессионального образования для компании ООО «КЗ Ростсельмаш»: 15.02.16 Технология машиностроения; 22.02.06 Сварочное производство; 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного).
Ежегодно в колледже обучается около 300 человек по профильным программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Реализация практической подготовки обучающихся включает следующие направления деятельности и мероприятия (рисунок 1).
Рисунок 1 - Направления деятельности и мероприятия практики Figure 1 - Areas of Activity and Activities of the Practice
Организация учебно-производственного процесса, отображённая на рисунке 1, включает в свой состав такие мероприятия, как: разработка и экспертиза программ дисциплин и профессиональных модулей; корректировка рабочих программ дисциплин, различных видов практик; согласование тематики выпускных квалификационных работ с ООО «КЗ Ростсельмаш»; выполнение практической части выпускной квалификационной работы в компании; организация участия представителей ООО «КЗ Ростсельмаш» в составе экзаменационных комиссий; проведение практических занятий на ООО «КЗ Ростсельмаш»; привлечение сотрудников и руководителей ООО «КЗ Ростсельмаш» к работе в качестве наставников; участие в организации производственной практики обучающихся, в разработке рабочих программ дисциплин, фонда оценочных средств, в мониторинге профессиональных компетенций обучающихся АТК ДГТУ1 (Тихомирова, 2022; Петраш и др., 2020; Гаспаришвили, Крухмалева, 2019; Нугуманова, Яковенко, 2020; 2018; Шакирова, 2019).
Обеспечение подготовки обучающихся колледжа и ООО «КЗ Ростсельмаш» к участию в конкурсах профессионального мастерства включает: содействие в подготовке обучающихся к участию в профессиональных конкурсах, в чемпионате «Профессионалы», проведение мастер-классов, организации тренировочных занятий для обучающихся.
Развитие потенциала педагогических кадров, обобщение и распространение передового опыта подразумевает проведение мониторинга реализации образовательных программ и консультативной помощи по вопросам их реализации.
Обеспечение организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников АТК ДГТУ включает в себя регулярное повышение квалификации сотрудников и организацию стажировки для педагогических работников колледжа.
1 Синягина Н.Ю. Наставничество в системе образования России : практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М., 2016. 153 с.
Организация и проведение с АТК ДГТУ и ООО «КЗ Ростсельмаш» совместных практико-ориентированных мероприятий представляет собой проведение семинаров, совещаний, круглых столов и др.
Рассмотрим условия реализации системы наставничества и социального партнерства АТК ДГТУ и ООО «КЗ Ростсельмаш». Отношения Авиационно-технологического колледжа и ООО «КЗ Ростсельмаш» строятся на основании договора о сотрудничестве, в котором определены обязанности, ответственности и права сторон по подготовке кадров. Данный договор долгосрочный. В настоящее время действует договор о сотрудничестве № ДМ03.1.5-22/144 от 19 сентября 2022 г. В нем прописаны следующие объекты совместной деятельности: организация практики, совершенствование материально-технической базы, стажировка работников колледжа на предприятии. ООО «КЗ Ростсельмаш» заинтересовано в развитии кадрового потенциала педагогических работников Авиационно-технологического колледжа.
Организация учебного процесса обеспечивается педагогическими работниками АТК ДГТУ из числа штатных преподавателей и преподавателей-совместителей. К учебному процессу также привлекаются преподаватели высшей школы на базе ДГТУ. Педагогический состав колледжа, отвечающий за реализацию дисциплин и модулей профессионального цикла образовательных программ, имеет стаж производственной работы преимущественно на ООО «КЗ Ростсельмаш».
Мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин в обязательном порядке проходят производственную стажировку на ООО «КЗ Ростсельмаш» с периодичностью 1 раз в 3 года. По итогам прохождения стажировки преподаватели проходят итоговую аттестацию на ООО «КЗ Ростсельмаш».
Профессиональный рост педагогического состава колледжа в значительной мере происходит благодаря тесной взаимосвязи с производством и работниками, вовлеченными в технологический процесс. Для обеспечения результативного знакомства обучающихся с особенностями их специальности в качестве преподавателей специальных дисциплин, а также наставников, на период практики привлекаются производственные рабочие и руководители ООО «КЗ Ростсельмаш». Также по требованию предприятия, в связи с изменением профиля производства и резкого дефицита опытных кадров, для обучающихся реализуются программы профессионального обучения.
АТК ДГТУ совместно с ООО «КЗ Ростсельмаш» разработал совместную политику социальной и психологической адаптации обучающихся к образовательной и производственной средам. Она ориентирована на повышение интереса к специальным дисциплинам и производственным процессам в рамках индивидуальной подготовки обучающихся.
Для обеспечения требуемого результата был введен ряд новшеств в структуру социального взаимодействия с обучающимися. Преподаватели и мастера производственного обучения делают большой акцент на формирование межпредметных связей. Таким образом, обучающиеся могут отследить логическую и тесную взаимосвязь знания теории и практического умения. Объективное видение процесса обучения, как стадий подготовки, позволяет оптимизировать результат и повысить его качество.
При прохождении производственных практик и стажировок на ООО «КЗ Ростсельмаш» большое внимание уделяется мотивации обучающихся (рисунок 2). Для этого при распределении рабочих мест обучающимся предоставляется право выбора производственного подразделения с учетом их специальности или выбранной профессии.
Рисунок 2 - Прохождение производственных практик и стажировок обучающимися Figure 2 - On-the-job Training and Internships for Students
В компании ООО «КЗ Ростсельмаш» реализована система материальных поощрений, направленная на повышение трудолюбия и ответственности у обучающихся. В процессе активного сотрудничества в сфере профессиональной подготовки обучающихся АТК ДГТУ и ООО «КЗ «Ростсельмаш» разработали ряд мероприятий, направленных на качественную подготовку обучающихся по будущим профессиям - организация учебных помещений и их материально-техническое обеспечение. За 20 лет активного сотрудничества было создано 13 специализированных учебных лабораторий, 16 кабинетов и 4 мастерских.
Общей целью организации данных учебных помещений является создание условий, максимально приближенных к производству для качественного профессионального воспитания молодых специалистов. Критериями выбора наставников для качественной подготовки обучающихся определены: квалификационные требования, показатели результативности, профессиональные компетенции, профессионально важные качества личности, личные мотивы к наставничеству (рисунок 3).
Рисунок 3 - Критерии выбора наставников Figure 3 - Criteria for Selecting Mentors
Наставники в своей деятельности реализуют педагогические функции, поэтому АТК ДГТУ проводит работу по развитию их педагогической компетентности. Обучение наставников проводится не менее двух раз в год и разделено на первичное (для приобретения статуса «Наставник») и систематическое, ориентированное непосредственно на процесс ведения наставничества.
Авторы статьи считают, что наиболее целесообразной формой обучения наставников является форма тренинга, при которой наставников знакомят с описанием предстоящей работы (они должны знать, чему они будут учить, как должны учить и как оценивать прогресс обучающихся). На тренингах предстоит дать ответ на ряд вопросов:
1. Где и когда? (Предприятие ООО «КЗ «Ростсельмаш», готовое для эффективного функционирования и реализации механизма наставничества. Жизненный цикл и корпоративная культура ООО «КЗ «Ростсельмаш»: основные сложности и «подводные камни» на пути реализации наставничества).
2. Для кого и зачем? (Категории обучающихся, на кого направлено наставничество. Классическое понимание и современные подходы к наставничеству. Объективная необходимость или дань традициям).
3. Кто? (Роли наставника, сотрудника, менеджера и др. - точки пересечения и основные различия. Качества и компетенции наставника).
Согласно статистическим данным на ООО «КЗ Ростсельмаш» прошли оплачиваемую практическую подготовку 408 обучающихся АТК ДГТУ в 2022-2023 учебном году. В 2023-2024 учебном году число обучающихся увеличится на 7 %. В 2022-2023 учебном году 173 обучающихся успешно прошли оплачиваемую практическую подготовку, из них переведены на вакансии, релевантные полученному опыту по итогам практической подготовки, 24 обучающихся.
Результаты самообследования взаимодействия АТК ДГТУ и ООО «КЗ Ростсельмаш»:
- 85 % наставляемых с первой попытки сдают квалификационный экзамен / успешно проходят независимую оценку квалификации / иная процедура аттестации;
- рост качества освоения образовательных программ среди обучающихся, прошедших практику под руководством наставника, с 56 % в 2022 г. до 78 % в 2023 г.;
- рост удовлетворенности ООО «КЗ Ростсельмаш» качеством подготовки выпускников: увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 45 % в 2022 г. до 64 % в 2023 г.;
- рост показателя трудоустройства выпускников, прошедших практику под руководством наставника (в течение года после окончания обучения), с 61 % в 2022 г. до 73 % в 2023 г.
Авторы статьи отмечают, что сотрудничество между АТК ДГТУ и ООО «КЗ Ростсельмаш» является отличным примером эффективного взаимодействия образовательного учреждения и
компании для обеспечения качественной подготовки молодых специалистов. Такой подход позволяет студентам получить все необходимые навыки и знания для выстраивания успешной карьеры в современном мире технологий. Благодаря сотрудничеству, образовательная система становится более практической и ориентированной на будущие потребности рынка труда.
В заключение стоит отметить, что система наставничества обучающихся по программам среднего профессионального образования в рамках дуального обучения имеет ряд особенностей и преимуществ. Она способствует эффективному развитию профессиональных компетенций у обучающихся, а также обеспечивает приобретение практического опыта. Сотрудничество между образовательными организациями и ведущими предприятиями играет важную роль в достижении этих результатов. Такая система наставничества способствует профессиональному росту молодых специалистов и повышению их качества подготовки.
Надеемся, что данная статья привлечет интерес к важности развития сотрудничества между образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, и ведущими компаниями и поможет расширить кругозор о передовых технологиях в области обучения молодых специалистов.
Список источников:
Быстрова Т.Б. Пути преодоления формализма в процессе реализации программы наставничества в системе СПО // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 56-60.
Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. № 5. С. 109-115.
Еникеева Г.С., Соболева Т.М. Наставничество как инструмент синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики региона // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 52-55.
Журавлева Н.Н., Талышинская И.А. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 14-22. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.02.
Забгаева Т.В. Формирование и развитие системы наставничества в СПО // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 48-51.
Качина Т.В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества // Методист. 2022. № 7. С. 2-4.
Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения» : информационно-метод. материалы / авт.-сост. Л.Н. Нугуманова, Т.В. Яковенко. 2-е изд., доп., перераб. Казань, 2020. 51 с.
Недавняя Е.И. Наставничество как инструмент профессионального самоопределения обучающихся // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 22-25.
Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (4). С. 302-305.
Понимание наставничества современной молодежью на начальном этапе профессионального обучения / М.Д. Пет-раш [и др.] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 85-91. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-85-91.
Тихомирова Н.В. К вопросу о содержании профессиональных компетенций наставника // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 61-64.
Шакирова Д.М. Стратегии, формы и приемы наставничества: международный и региональный опыт // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. № 4. 2019. С. 323-328.
References:
Bystrova, T.B. (2022) Ways to overcome formalism in the process of implementing a mentoring program in the SPO system. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO. (2 (56)), 56-60. (In Russian).
Enikeeva, G.S. & Soboleva, T.M. (2022) Mentoring as a tool for synchronizing the personnel training system in the vocational school and the personnel needs of the regional economy. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO. (2 (56)), 52-55. (In Russian).
Gasparishvili, A.T. & Krukhmaleva, O.V. (2019) Mentoring as a social phenomenon: contemporary challenges and new realities. Narodnoe obrazovanie. (5), 109-115. (In Russian).
Kachina, T.V. (2022) Festival' praktik nastavnichestva: obmen opytom i ideyami, ekspertiza soderzhaniya, sovmestnoe prodvizhenie k ponimaniyu suti ponyatiya i mnogoobraziya nastavnichestva [Festival of mentoring practices: exchange of experience and ideas, examination of content, joint advancement to understanding the essence of the concept and diversity of mentoring]. Metodist. (7), 2-4. (In Russian).
Nedavnyaya, E.I. (2022) Mentoring as a tool for professional self-determination of students. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO. (2 (56)), 22-25. (In Russian).
Nugumanova, L.N. & Yakovenko, T.V. (2018) Mentoring as a form of continuous education and professional self-realization of a teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 60 (4), 302-305. (In Russian).
Nugumanova, L.N. & Yakovenko, T.V. (authors-comp.) (2020) Nastol'naya kniga "Nastavnichestvo: effektivnaya forma obucheniya" [Handbook "Mentoring: an effective form of training"]. 2nd ed., additional, revised. Kazan. 51 p. (In Russian).
Petrash, M.D., Strizhitskaya, O.Yu., Polyakova, M.K. & Kharitonova, T.S. (2020) Understanding of mentorship by modern youth at the initial stage of professional training. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-netics. 26 (1), 85-91. Available from: doi:10.34216/2073-1426-2020-26-1-85-91. (In Russian).
Shakirova, D.M. (2019) Mentoring strategies, forms and techniques: international and regional experience. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovatsii. (4), 323-328. (In Russian).
Tikhomirova, N.V. (2022) On the issue of the content of the mentor's professional competencies. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO. (2 (56)), 61-64. (In Russian).
Zabgaeva, T.V. (2022) Formation and development of a mentoring system in SPO. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO. (2 (56)), 48-51. (In Russian).
Zhuravleva, N.N. & Talyshinskaya, I.A. (2022) Organization of mentoring as a necessary condition for managing the quality of education. Journal of Pedagogical Innovations. (2 (66)), 14-22. Available from: doi:10.15293/1812-9463.2202.02. (In Russian).
Информация об авторах В.А. Зибров - кандидат технических наук, доцент, почетный работник высшего образования, Авиационно-технологический колледж, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=638278
К.В. Зиброва - магистрант 1 курса направления 44.04.01 «Педагогическое образование» по профилю «EdTech: Педагогические экосистемы обучения языкам», Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1217045
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors V.A. Zibrov - PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Education, Aviation and Technology College, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=638278
K.V. Zibrova - 1st year Master's Degree student of the direction 44.04.01 "Pedagogical Education" in the course "EdTech: Pedagogical ecosystems of language teaching", Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1217045
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.