Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MENTORING / EDUCATION PROCESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахневская О. Г., Романченко М. К.

Введение. В статье раскрыты основные проблемы организации наставничества в профессиональных образовательных организациях, предложены пути решения указанных недочетов на примере Новосибирского колледжа пищевой промышленности и переработки. Освещается ситуация кадровой обеспеченности предприятий региона, наставничество анализируется как деятельность образовательных организаций и предприятий в решении проблемных вопросов, связанных с обеспечением востребованными специалистами. Определяются и оцениваются перспективные направления деятельности и усилия работодателей и образовательных учреждений в аспекте внедрения института наставничества. Также рассматривается возможность повышения эффективности образовательного процесса как приоритетной задачи современного общества. Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и вопросов организации наставничества в профессиональных образовательных организациях региона в целях обеспечения эффективной работы выпускников среднего профессионального образования. В статье предлагается рассмотреть организацию работы колледжа в качестве ресурсного центра как современной инновационной структуры, направленной на создание действенного механизма сетевого взаимодействия с социальными партнерами в вопросах наставничества. Результаты заключаются в распространении опыта организации наставничества в образовательной организации в рамках Сибирского региона, способствующего созданию ситуации успеха у молодых специалистов, позволяющего обеспечить мотивацию молодых людей посредством морального и материального стимулирования. Заключение. Авторами отмечается важность внедрения и развития института наставничества как эффективного ресурса, оказывающего влияние на общественное развитие. Исследование объясняет особенности работы наставников с молодыми людьми. Именно сообщество таких людей будет отвечать за развитие страны в социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном преображении. Авторы заостряют внимание на критериях, определяющих перспективные направления деятельности и усилия работодателей, образовательных учреждений в аспекте развития наставничества. Работа представляет собой анализ возможностей, влияющих на повышение качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования как приоритетной задачи современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахневская О. Г., Романченко М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING: EXPERIENCE IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Introduction. The article reveals the main problems of organizing mentoring in a secondary vocational educational institution, suggests ways to solve these shortcomings on the example of the Novosibirsk College of Food Industry and Processing. The situation of staffing of regional enterprises is highlighted; mentoring is analyzed as the activity of educational institutions and enterprises in solving problematic issues related to providing enterprises with in-demand specialists. The promising areas of activity and efforts of employers and educational institutions in terms of introducing the institution of mentoring are determined and evaluated. Analyzes the potential for improving the efficiency of the educational process as a priority task of modern society. Methodology. The research is carried out based on practical methodology, focuses on solving practical problems and purposefully solving the issues of organizing mentoring in professional educational institutions of the region, in order to ensure the effective work of graduates of secondary vocational education. The article discusses the issue of organizing the work of the college as a resource center, as a modern innovative structure aimed at creating an effective mechanism for networking with social partners in mentoring. Results are consist in the dissemination of the experience of organizing mentoring in an educational institution, within the Siberian region, contributing to the creation of a situation of success among young specialists, allowing to ensure the motivation of young people, carried out through moral and material incentives. Conclusion. The authors note the importance of introducing and developing the institution of mentoring as an effective resource that has an impact on social development. The study explains how mentors work with young people. It is the community of such people that will be able to realize the prospect of the country’s development in socioeconomic, cultural, and spiritual and moral transformation. The authors focus on the criteria that determine the promising areas of activity and efforts of employers and educational institutions in the aspect of mentoring development. The work is an analysis of the potential for improving the quality of training students of secondary vocational education, as a priority task of modern society.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Econometrics - 8th World Congress, Econometric Society Monographs. Cambridge, 2002. DOI: 10.5167/uzh-51976. (In English).

3. Gatto M. Sustainability: is it a well defined concept? Ecological Applications, 1995, vol. 5 (4), pp. 1181-1183. (In English).

4. Latsis S. A Research Programme in Economics. Method and Appraisal in Economics. Cambridge, 1976, pp. 1-41.

5. (In English).

6. Maxfield S. Teaching economics to business students through the lens of corporate social responsibility and sustainability. The Journal of Economic Education, 2011, no. 42 (1), pp. 60-69. DOI: 10.1080/00220485.2011.536490. (In English).

7. Polanyi K. The Economy as Instituted Process. The Sociology of Economic Life. Eds. M. Granovetter, R. Swedberg. Boulder, 1992, pp. 29. (In English).

8. Rands G. P., Starik M. The short and glorious history of sustainability in North American management education. Management education for global sustainability. Eds. C. Wankel, J. A. F. Stoner. New York, 2009. (In English).

9. Samuelson Paul A. Altruism as a Problem Involving Group versus Individual Selection in Economics and Biology. The American Economic Review, 1993, vol. 83, no. 2. Papers and Proceedings of the Hundred Fifth Annual Meeting of the American Economic Association, pp. 143-148. (In English).

10. Yue Li, Marianne E. Krasny Practice change in environmental education: lessons from professional development. Environmental

Education Research, 2019, vol. 25, iss. 7, pp. 1119-1136. DOI: 10.1080/13504622.2018.1540033. (In English).

11. Becker G. S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskij podhod [Human behavior: economic approach]. Selected works on economic theory. Moscow, 2003. 670 p. (In Russian).

12. Guriev S. Tri istochnika - tri sostavnye chasti ekonomicheskogo imperializma [Three sources - three components of economic imperialism]. Social sciences and modernity, 2008, no. 3, pp. 134-141. (In Russian).

13. Cretinin V. A., Bordyashov E. S. Teoreticheskie aspekty ustojchivogo razvitiya regiona i kriterii ego ocenki [Theoretical aspects of sustainable development of the region and criteria for its evaluation]. Regional Economy, 2007, no. 18. Available at: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=16. (In Russian).

14. Kryazh I. V. Psihologiya smyslovojregulyacii ekologicheski relevantnogo povedeniya [Psychology of semantic regulation of ecologically relevant behavior]. Doctor's degree dissertation. Kharkov, 2013. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=42436395. (In Russian).

15. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov [Study of the nature and causes of wealth of peoples]. Moscow, 2007, 956 c. (In Russian).

16. Trud i zanyatost' v Rossii. 2019. Statisticheskij sbornik [Labor and employment in Russia. 2019. Statistical collection]. Moscow, 2019, vol. 78, 135 p. (In Russian).

УДК/UDC 377.5

О. Г. Пахневская, М. К. Романченко

O. Pakhnevskaya, M. Romanchenko

НАСТАВНИЧЕСТВО: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

MENTORING: EXPERIENCE IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Введение. В статье раскрыты основные проблемы организации наставничества в профессиональных образовательных организациях, предложены пути решения указанных недочетов на примере Новосибирского колледжа пищевой промышленности и переработки. Освещается ситуация кадровой обеспеченности предприятий региона, наставничество анализируется как деятельность образовательных организаций и предприятий в решении проблемных вопросов, связанных с обеспечением востребованными специалистами. Определяются и оцениваются перспективные направления деятельности и усилия работодателей и образовательных учреждений в аспекте внедрения института наставничества. Также рассматривается возможность повышения эффективности образовательного процесса как приоритетной задачи современного общества.

Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и вопросов организации наставничества в профессиональных образовательных организациях региона в целях обеспечения эффективной работы выпускников среднего профессионального образования. В статье предлагается рассмотреть организацию работы колледжа в качестве ресурсного центра как современной инновационной структуры, направленной на создание действенного механизма сетевого взаимодействия с социальными партнерами в вопросах наставничества.

Результаты заключаются в распространении опыта организации наставничества в образовательной организации в рамках Сибирского региона, способствующего созданию ситуации успеха у молодых специалистов, позволяющего обеспечить мотивацию

молодых людей посредством морального и материального стимулирования.

Заключение. Авторами отмечается важность внедрения и развития института наставничества как эффективного ресурса, оказывающего влияние на общественное развитие. Исследование объясняет особенности работы наставников с молодыми людьми. Именно сообщество таких людей будет отвечать за развитие страны в социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном преображении. Авторы заостряют внимание на критериях, определяющих перспективные направления деятельности и усилия работодателей, образовательных учреждений в аспекте развития наставничества. Работа представляет собой анализ возможностей, влияющих на повышение качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования как приоритетной задачи современного общества.

Introduction. The article reveals the main problems of organizing mentoring in a secondary vocational educational institution, suggests ways to solve these shortcomings on the example of the Novosibirsk College of Food Industry and Processing. The situation of staffing of regional enterprises is highlighted; mentoring is analyzed as the activity of educational institutions and enterprises in solving problematic issues related to providing enterprises with in-demand specialists. The promising areas of activity and efforts of employers and educational institutions in terms of introducing the institution of mentoring are determined and evaluated. Analyzes the potential for improving the efficiency of the educational process as a priority task of modern society.

Methodology. The research is carried out based on practical methodology, focuses on solving practical problems and purposefully solving the issues of organizing mentoring in professional educational institutions of the region, in order to ensure the effective work of graduates of secondary vocational education. The article discusses the issue of organizing the work of the college as a resource center, as a modern innovative structure aimed at creating an effective mechanism for networking with social partners in mentoring.

Results are consist in the dissemination of the experience of organizing mentoring in an educational institution, within the Siberian region, contributing to the creation of a situation of success among young specialists, allowing to ensure the motivation of young people, carried out through moral and material incentives.

Conclusion. The authors note the importance of introducing and developing the institution of mentoring as an effective resource that has an impact on social development. The study explains how mentors work with young peo-

ple. It is the community of such people that will be able to realize the prospect of the country's development in socioeconomic, cultural, and spiritual and moral transformation. The authors focus on the criteria that determine the promising areas of activity and efforts of employers and educational institutions in the aspect of mentoring development. The work is an analysis of the potential for improving the quality of training students of secondary vocational education, as a priority task of modern society.

Ключевые слова: наставничество, процесс обучения, профессиональное развитие.

Keywords: mentoring, education process, professional development.

Введение

Эффективный результат в процессе подготовки квалифицированного специалиста достигнутый при помощи наставничества объясняется его индивидуальностью подхода в обучении. Сегодня не возможно найти другой формы обучения способной быть в полной мере адресной и приближенной к реальным условиям производства. Наставничество, как форма обучения позволяет совмещать гибкость и практичность обучения с экономичностью и эффективностью процесса обучения. Практика применения наставничества в учреждениях среднего профессионального обучения Новосибирской области позволяет сделать главный вывод об успешности «работы» в образовательных учреждениях любого масштаба и любой отрасли. В последнее время значимость наставничества в обеспечении образовательного пространства существенно трансформировалась. Государство заинтересовано в обеспечении профессионального образования требующимися ресурсами, но учитывая многогранную сложность задач и реальных условий труда на отдельно взятых предприятиях такое обеспечение в рамках страны становится невозможным. Регионы России значительно различаются по уровню безработицы, наличию экологических особенностей, динамике развития групп возрастных слоев населения и востребованности рабочих кадров в структуре отраслевых особенностей регионов.

Методология

В условиях изменений, происходящих в экономике государства, попыток создания экономической дестабилизации обстановки за счет введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с распространением COVID-19, санкций экономического характера, объявляемых европейскими странами, а также одновремен-

ного развития интеллектуальных и образовательных ресурсов изменились требования к подготовке квалифицированных кадров. Предприятия требуют специалистов, обладающих качественно новым уровнем. Переориентация, частичное перепрофилирование, эффективная реорганизация образовательных учреждений позволяют осуществить востребованные изменения в содержании и формах образовательного процесса, для обеспечения требований, предъявляемых работодателем. В то же время образовательные учреждения требуют от представителей производственных структур ответного внимания к наставничеству как фактору мотивации профессиональной подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающему потребность потребителя образовательных услуг [2].

Жизненная ситуация требует от наставников образовательных учреждений и производственных предприятий определенных взаимодействий с преподавателями и мастерами производственного обучения ОУ в области подготовки кадров, направленных на максимальную согласованность интересов и совместную координацию действий участников образовательного процесса.

Работодатель обостряет востребованность к профессиональным образовательным организациям по урегулированию дисбаланса ситуации на рынке труда. Обществом востребованы усилия образовательных учреждений, направленные на содействие центрам занятости населения в вопросах обеспечения подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов. Работодатель требует от образовательного учреждения специалиста, способного выполнять производственные задания на уровне международного качества. В то же самое время работодатель зачастую дистанцируется от образовательного учреждения, позиционируя свое положение только в качестве заказчика рабочих кадров. Экономическое развитие государства ставит вопрос об установлении взаимодействия между сферами, коренным образом различающимися организационно-экономическими и финансовыми структурами, исходными целевыми установками.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области имеют положительный опыт организации наставничества, представленный в виде взаимодействия работодателей с педагогическими работниками образовательных учреждений.

Взаимодействие колледжа пищевой промышленности и переработки с наставниками таких предприятий, как: ЗАО Хлебокомбинат «Инской»,

ООО «Сибирская продовольственная компания», ООО «Первая крупяная компания», МОАО «Авангард», объединяет интересы производителей и образовательного учреждения. Наставничество осуществляется по линии работы Ресурсного центра пищевой промышленности и переработки Сибирского региона. Работа колледжа в качестве ресурсного центра, как современной инновационной структуры, направлена на создание действенного механизма сетевого взаимодействия с социальными партнерами в вопросах наставничества, управления кадрами, финансами и информацией. Выстраивая взаимодействие с социальными партнерами в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и федеральными государственными стандартами по специальностям, колледж осуществляет переход на практико-ориентированные методы обучения [3].

Обстоятельства, влияющие на деятельность профессиональных образовательных учреждений, исчерпали возможности прежних форм деятельности. Нормативно закреплена потребность в системных изменениях предоставляемых услуг [8]. Коллектив колледжа переосмыслил организацию процесса обучения, позволяющую добиться наиболее ранней вовлеченности молодежи в профессиональную деятельность, методом вовлечения в систему наставничества. В настоящее время обучающимся колледжа предоставляются широкие возможности для совершенствования и развития профессиональных компетенций [1].

Результаты

Эффективная система наставничества, выстроенная в колледже пищевой промышленности и переработки (НКППиП), позволяет педагогическому коллективу образовательного учреждения добиться следующих эффектов:

1) повышение профессионального уровня и навыков сотрудников ОУ, вовлеченных в систему наставничества, включая самих наставников;

2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса;

3) уменьшение риска профессионального выгорания наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, носителей знаний и навыков;

Вместе с тем при разработке и организации института наставничества в ГАПОУ «Новосибирский кол-

ледж пищевой промышленности и переработки» был выявлен ряд проблем:

- отсутствие правильного позиционирования наставничества на предприятиях и в организациях и, как следствие, непонимание сотрудниками ее задач;

- нежелание наставников менять сложившийся график работы из-за необходимости работать с подопечными;

- скрытая боязнь конкуренции со стороны коллег - опытных педагогических работников;

- дефицит сотрудников, которые могут и хотят выполнять функции наставников;

- большой разрыв в возрасте, который может в отдельных случаях являться определенной преградой при организации наставничества;

- превращение наставничества из эффективной кадровой технологии в формальность, когда нет заинтересованности в судьбе подопечного и результатах своего труда на поприще наставника;

- отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;

- некорректность или отсутствие критериев анализа результатов проводимой работы;

- нерегулярность или полное отсутствие контроля;

- недостаточное материальное и моральное поощрение наставников и т. п.

Заключение

Для решения проблемных вопросов, описанных выше, в НКППиП разработана система наставничества, которая включает следующие мероприятия и принципы:

1)разработку локальных актов по организации наставничества;

2) определение целей наставничества и критериев его успешности;

3) тщательный подбор кандидатур наставников, преимущественно добровольцев, и людей, максимально соответствующих критериям хорошего наставника, с подкреплением труда корректной мотивацией.

Позитивное влияние, оказываемое наставничеством на развитие образовательного учреждения, можно отметить определенными успехами:

- при достижении качества практико-ориентиро-ванной подготовки мирового уровня, подтверждаемого победами обучающихся в чемпионатах «Молодые профессионалы/WSI», получаемого за счет наставничества, дуального обучения, ориентации педагогического коллектива на опережающую подготовку и практики на базе предприятий - социальных партнеров;

- оптимизации учебного процесса, основанного на эффективной модернизации колледжа, оснащении современным оборудованием отечественного и зарубежного исполнения;

- расширении вариантов взаимодействия с предприятиями в рамках деятельности отраслевого совета;

- формировании имиджа образовательного учреждения на российском уровне в качестве конкурентоспособного образовательного учреждения, соответствующего государственным стандартам и требованиям работодателя к качеству подготовки специалистов, востребованных на производстве [6].

Перспективы дальнейшего развития наставничества педагогический коллектив видит:

- в установлении более тесного контакта с передовыми эффективными предприятиями;

- повышении инвестиционной привлекательности образовательного учреждения для предприятий, направленной на развитие софинансирования программ подготовки, переподготовки кадров;

- создании отраслевого методического совета, с привлечением к активному участию социальных партнеров в разработке учебных программ, совместном формировании тематики выпускных квалификационных работ, формировании единых отраслевых квалификационных требований к выпускникам;

- развитии исследовательской деятельности обучающихся, основанной на заинтересованности социальных партнеров во внедрении технологических инноваций в производство;

- организации мониторинга результатов наставничества.

Литература

1. Ананьина Ю. В. Формирование среды профессионально-личностного развития студентов колледжа в условиях сетевой кластерной интеграции : автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 2013.

2. Романченко М. К., Бячков А. С., Романченко А. М. Развитие мировой системы профессионального образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52), ч. 3. С. 183-187.

3. Романченко М. К. Опыт создания многофункционального центра прикладных квалификаций на базе колледжа // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 10. С. 49-51.

4. Повышение педагогического мастерства как фактор повышения качества подготовки специалистов / М. К. Романченко, С. В. Крашенинников, А. Н. Кубашев, А. М. Романченко // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 09 (51), ч. 4. С. 79-81.

5. Романченко М. К., Кориков В. А. Шалбаева Л. В. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 8. С. 81-83.

6. Романченко М. К. Опыт создания образовательного учреждения многоуровневого непрерывного профессионального образования по подготовке рабочих и специалистов // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3 (8).

7. Гоготова Ж. В. Плюсы и минусы наставничества [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/08/21/plyusy-i-minusy-nastavnichestva.

8. Организация системы наставничества в компании [Электронный ресурс]. URL: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/ sistemanastavnichestva-na-predpriyatii.

References

1. Ananyina Yu.V. Formirovaniye sredy professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov kolledzha v usloviyakh setevoy klasternoy integratsii [Formation of the professional and personal development environment for college students in the conditions of network cluster integration]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2013. (In Russian).

2. Romanchenko M. K., Byachkov A. S., Romanchenko A. M. Razvitiye mirovoy sistemy professional'nogo obrazovaniya [The development of the world system of professional education]. International Research Journal, 2016, no. 10 (52), part 3, pp. 183— 187. (In Russian).

3. Romanchenko M. K. Opyt sozdaniya mnogofunktsional'nogo tsentra prikladnykh kvalifikatsiy na baze kolledzha [Experience in creating a multifunctional college-based application qualification center]. Professional education. Capital, 2016, no. 10, p. 49-51. (In Russian).

4. Romanchenko M. K., Krasheninnikov S. V., Kubashev A. N., Romanchenko A. M. Povysheniye pedagogicheskogo masterstva, kak faktor povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov [Teaching excellence as a factor of improvement of quality of training]. International Research Journal, 2016, no. 09 (51), part 4, pp. 79-81. (In Russian).

5. Romanchenko M. K., Korikov V. A., Shalbayeva L. V. Sover-shenstvovaniye programmno-metodicheskogo obespeche-niya uchebnogo protsessa v razlichnykh formakh organizatsii uchebnoy deyatel'nosti [Improvement of software and methodical support of educational process in various forms of organization of educational activity]. New Science: Theoretical and Practical View, 2016, no. 8, pp. 81-83. (In Russian).

6. Romanchenko M. K. Opyt sozdaniya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya mnogourovnevogo nepreryvnogo professio-nal'nogo obrazovaniya po podgotovke rabochikh i spetsialistov [Experience of creating an educational institution of multilevel continuous professional education for training workers and specialists]. Education and Science in Modern Conditions, 2016, no. 3 (8). (In Russian).

7. Gogotova Zh. V. Plyusy i minusy nastavnichestva [Pros and cons of mentoring]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ administrirovanieshkoly/library/2013/08/21/plyusy-i-minusy-nastavnichestva. (In Russian).

8. Organizatsiya sistemy nastavnichestva v kompanii [Organization of mentoring system in the company]. Available at: https:// assistentus.ru/vedenie-biznesa/sistemanastavnichestva-na-predpriyatii. (In Russian).

УДК/UDC 378.183 В. Ю. Флягина, К. В. Грибенщиков

V. Flyagina, K. Gribenshchikov

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФУНДАМЕНТ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

INVOLVEMENT IN VOLUNTARY ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY AS A FOUNDATION OF AN ACTIVE LIFE AND CIVIL POSITION OF STUDENTS

Введение. В статье представлено исследование по проблемезначимости вовлечения молодежи на этапе обучения в вузах в добровольчество для формирования у нее активной гражданской и жизненной позиции.Цель исследования - изучить влияние добровольческой деятельности в студенческой среде на формирование активной жизненной и гражданской позиции обучающихся высших учебных заведений.

Методология. Для достижения цели исследования применяются анкетный и экспертный опросы (экспертное интервью).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты. В работе раскрыто понятие «добровольчество»; проанализированы термины «жиз-

ненная позиция», «гражданская позиция»; изучены организации, развивающие добровольчество в Кемеровской области; названы причины вхождения студентов в добровольческие движения; определены конкретные изменения, происходящие в миропонимании и образе жизни активных студентов; выявлены ценностные ориентации, жизненные установки, с наибольшей вероятностью развивающиеся у обучающихся, вовлеченных в добровольчество. В ходе исследования выделено четыре группы студентов по признаку причин и последствий их активности, обозначены основные закономерности, возникающие на этапе обучения в вузе, в зависимости от уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.