УДК/UDC 377.5 О. Г. Пахневская, М. К. Романченко, Л. В. Шалбаева
O. Pakhnevskaya, M. Romanchenko, L. Shalbaeva
трудоустройство выпускников профессиональных образовательных ОРГАНИЗАЦИЙ:
ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
EMPLOYMENT OF GRADUATES OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PRACTICE, PROBLEMS AND SOLUTIONS
Введение. В статье рассматриваются причины и факторы, влияющие на трудоустройство выпускников учреждений среднего профессионального образования, освещается ситуация кадровой обеспеченности предприятий региона, анализируется совместная деятельность образовательных учреждений и предприятий в решении проблемных вопросов, связанных с обеспечением предприятий востребованными специалистами. Определяются и оцениваются перспективные направления деятельности работодателей и образовательных учреждений по содействию трудоустройству молодых специалистов. Анализируется потенциальная возможность повышения эффективности трудоустройства студентов профессиональных образовательных организаций как приоритетной задачи современного общества.
Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и вопросов трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения местами трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования.
Результаты. Опыт трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Сибирского региона способствует созданию ситуации успеха у молодых специалистов, позволяет мотивировать молодых людей посредством морального и материального поощрения.
Заключение. Авторами отмечается важность ресурсов, оказывающих влияние на общественное развитие. Исследование объясняет особенности работы с молодыми людьми, сообщество которых способно развивать страну в социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном направлениях. Авторы заостряют внимание на критериях, определяющих перспективные направления деятельности работодателей и образовательных учреждений по содействию трудоустройству молодых специалистов. Работа представляет собой анализ потенциальных возможностей, влияющих на повышение эффективности трудоустройства студентов профессиональных образовательных организаций как приоритетной задачи современного общества.
Introduction. The article deals with the causes and factors affecting the employment of graduates of secondary vocational education, highlights the situation of staffing enterprises in the region, analyzes the joint activities of educational institutions and enterprises in solving problems related to the provision of enterprises with specialists in demand. Prospective areas of activity of employers and educational institutions to promote the employment of young professionals are identified and evaluated. The potential possibility of increasing the efficiency of employment of students of professional educational organizations as a priority task of modern society is analyzed.
Methodology. The research is conducted on the basis of practical methodology, focuses on solving practical problems and issues of employment of graduates of professional educational organizations in order to provide employment opportunities for graduates of system of secondary vocational education.
Results. The experience of employment of graduates of professional educational institutions of the Siberian region contributes to the creation of a situation of success among young professionals, allows to motivate young people through moral and material incentives.
Conclusion. The authors note the importance of resources that have an impact on social development. The study explains the features of working with young people, whose community is able to develop the country in the socio-economic, cultural, spiritual and moral directions. The authors focus on the criteria that determine the promising activities of employers and educational institutions to promote the employment of young professionals. The work is an analysis of the potential opportunities that affect the efficiency of employment of students of professional educational organizations as a priority task of modern society.
Ключевые слова: трудоустройство молодых специалистов, качество образования, профессиональные качества, кадровая обеспеченность, требования работодателей.
Keywords: employment of young specialists, quality of education, professional qualities, staff prosperity, requirements of employers.
Введение
В современных условиях при возрастании социальной напряженности в обществе проблема кадровой обеспеченности предприятий и трудоустройства выпускников вызывает общее беспокойство. Значимость решения проблемных вопросов, связанных с обеспечением предприятий востребованными специалистами, определена уже на государственном уровне. В поиске решений данной проблемы органы власти ответственность перекладывают на учреждения, осуществляющие пополнение рынка труда новыми специалистами, и обвиняют образовательные организации в неправильном выборе образовательных программ. Это приводит к повышению требований, предъявляемых к деятельности профессиональных образовательных организаций, ужесточению контролирующих действий, отслеживающих ход, качество и результаты, достигнутые образовательным учреждением в образовательном процессе.
Методология
Проблемы кадровой обеспеченности современного производственного предприятия и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений характерны для современного мирового сообщества. Существует множество факторов, влияющих на рост данных проблем. Так, например, консалтинговая компания [2] по результатам проведенного опроса представила общественности данные о существовании значительного несоответствия программ профессионального образования и требований работодателей к профессиональным навыкам, необходимым выпускнику при трудоустройстве. Анализ результатов исследования доказывает глобальность выявленной проблемы. Так, в мировой практике более 46 % работодателей западноевропейских стран в качестве основной причины, позволяющей отказать выпускнику в трудоустройстве, называют отсутствие профессиональных навыков. Исследования показывают, что мнение о качественной подготовке выпускника к профессиональной деятельности поддерживают менее 40 % работодателей.
Новосибирский областной многофункциональный центр прикладных квалификаций за 2018-2019 гг. провел исследования, в которых приняли участие более 120 предприятий Сибирского региона по различным направлениям экономической деятельности. Данные опроса позволяют прийти к определенному выводу: требование работодателя к молодому специалисту, окончившему среднее профессиональное образовательное учреждение, сводится к конкретному перечню [8]. Выпускник должен обладать хорошими знаниями в профессиональном плане по полученной специальности или профессии, личностным потенциалом, опытом работы по данному направлению; должен быть готов к перепрофилированию и переквалификации и работе без предъявления требований к уровню заработной платы. Другое исследование за тот же период [4] показало, что мнение работодателя о молодом специалисте сводится к основным желаемым качествам: ответственности, инициативности, активности, целеустремленности, работоспособности, трудолюбию, стремлению к постоянному развитию в профессиональном плане, клиент-ориентированности, обучаемости и лояльности. К основным нежелательным качествам работодатель относит: проявления повышенной агрессивности и конфликтности, пассивности, лени, вредных привычек, чрезмерной амбициозности и безынициативности.
Данные других исследований [3] свидетельствуют, что работодатель сегодня принимает выпускника профессиональной образовательной организации, обладающего опытом работы,
существенно охотнее, чем три-четыре года назад. Результат мониторинга 2018 г показал, что менеджеры по персоналу, специалисты по кадровой работе предприятий (более 900 организаций, занятых в российском производстве) в 73 % случаев трудоустройства подтверждают информацию о приеме на работу выпускников учреждений СПО, не имеющих трудового стажа. Сравнительный анализ показывает, что в 2015 г аналогичным ответом отличались лишь 67 % опрашиваемых специалистов. Кроме того, выявлено, что предприятия, имеющие большой штат работников, охотнее принимают молодых специалистов, не обладающих опытом работы: 79 % предприятий, штат которых составляет более 1000 работников, пополняют свои ряды выпускниками, не имеющими опыта работы; и менее 60 % малых предприятий (при численности до 50 сотрудников) подтверждают факт приема таких выпускников на работу.
Необходимо указать и новые тенденции. Государство обеспокоено существующими проблемами. Так, с 2009 г в 32 регионах Российской Федерации внедряются региональные программы, направленные на решение проблем, возникающих при трудоустройстве молодых специалистов, окончивших профессиональные образовательные организации.
Тем не менее, мониторинг состояния среднего профессионального образования Новосибирской области обозначил проблемы, возникающие у выпускников учреждений среднего профессионального образования при трудоустройстве [7]:
— низкий уровень заработной платы, отсутствие стажа работы, неудобный график работы;
— отсутствие возможностей и нежелание работодателей решать социальные нужды выпускников, прежде всего обеспечить возможность приобретения жилья;
— завышенные требования работодателей к молодым специалистам;
— изменения в пенсионной реформе России.
Период прохождения студентами производственной практики также отличается рядом аналогичных проблем:
— отсутствие мотивации наставников на производстве, назначенных приказом по организации ответственными за обучение студентов-практикантов;
— студенты на производственной практике вместо получения профессиональных навыков часто выполняют работу, не соответствующую осваиваемой профессии.
Анализ выявленных проблем позволяет поставить перед обществом задачу: создать в Новосибирской области конкурентоспособную систему среднего профессионального образования, обеспечивающую подготовку квалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями [6]. В настоящее время Отраслевой проектный комитет по направлению «Образование» стратегического развития Новосибирской области рассматривает целый ряд приоритетных проектов:
— «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»);
— «Вузы как центры пространства создания инноваций»;
— «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»;
— «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области»;
— «Современная цифровая образовательная среда»;
— «Создание современной образовательной среды для школьников».
Результаты
В настоящее время численность населения Новосибирской области составляет 2 784 202 человека, 79 % из них городские жители.
Кадровая потребность в специалистах для организаций Новосибирской области, участвовавших в мониторинге, в 2019-2025 гг. составит 118 161 человек, из которых 89 821 специалист, получивший среднее профессиональное образование, 22 736 специалистов — высшее образование. Общая картина кадрового голода организаций представлена на рисунке 1.
Данный мониторинг подтверждает тенденцию роста сложного интеллектуального труда, требующего высшего и среднего профессионального образования, и позволяет спрогнозировать кадровую потребность Новосибирской области. Ориентировочно в 2019-2025 гг. региону потребуется 172 200 новых специалистов, в том числе более 135 тыс. специалистов (78,7 %) со средним профессиональным образованием и 36 700 с высшим образованием (21,3 %) (рис. 2).
□ Квалифицированные рабочие и служащие - 64 714 чел.
И Специалисты со средним профессиональным образованием - 25 107 чел.
Н Специалисты с высшим образованием - 22 736 чел.
ЕЗ Неквалифицированные рабочие - 5 604 чел.
Рис. 1. Перспективная кадровая потребность в специалистах на 2019-2025 гг.
Рис. 2. Прогноз кадровой потребности Новосибирской области на 2019-2025 гг.
При этом наибольшую потребность в специалистах испытывают предприятия обрабатывающего производства — 19,6 %, занимающиеся транспортировкой и хранением — 15,3 % специалистов, 13,2 % — востребованы образовательными учреждениями региона, 12,9 % — учреждениями здравоохранения и сферы социальных услуг Новосибирской области, а также предприятия сельского хозяйства, лесные хозяйства, предприятия рыбоводства и рыболовства, оптовая и розничная торговля, предприятия гостиничного сервиса и общественного питания. Анализ потребности в специалистах по видам экономической деятельности позволил выявить четкую структуру кадровой потребности в регионе (рис. 3).
Среди наиболее востребованных в области стали рабочие, служащие со средним профессиональным образованием, такие как: слесарь (слесарь по ремонту электрооборудования, подвижного состава, сельскохозяйственных машин, автомобилей, ремонтник механосборочных работ), — более 6 300 специалистов; медицинская сестра — 5 483; водитель (автомобиля, автобуса, трамвая, троллейбуса, погрузчика) — более 3 520 вакансий; оператор (электронно-вычис-
0 Предприятия обрабатывающего производства - 19,6% S Деятельность в сфере транспортировки и хранения - 15,3% уУК H Образование - 13,2%
ЕЕ Здравоохранение и социальные услуги - 12,9%
Е-Е-Е^З О Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
ËÊ-ÊÊ-Э и рыбоводство - 8,0%
'-ЪЪУ ^ Торговля оптовая и розничная - 5,3%
Ъу И Деятельность гостиничного комплекса
у сферы услуг и общественного питания - 4,7 %
В Прочие - 21 %
Рис. 3. Структура кадровой потребности Новосибирской области по видам экономической деятельности на 2019-2025 гг.
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
■ Слесарь В Медицинская сестра ЕЗ Водитель
Н Оператор □ Воспитатель детского сада ЕЕ Машинист
И Повар □ Электромонтер Ш Техник
В Тракторист ЕЗ Электрогазосварщик И Механик
Рис. 4. Востребованность рабочих со средним профессиональным образованием
в Новосибирской области
лительных машин, машинного доения, автоматических линий, станков и установок, станков с программным управлением, швейного оборудования) (рис. 4).
В настоящее время в систему среднего профессионального образования Новосибирской области входит 58 профессиональных образовательных организаций. Численность обучающихся в 2018/19 уч. г. составила более 32 тыс. человек. Структура организаций подведомственных министерству образования региона представлена на рисунке 5. Основная роль принадлежит колледжам, специализированным по отраслям экономики (профессиональные образовательные организации — 29, или 50 %). Успешно реализуют программы обучения 6 центров профессионального обучения (10,3 %), 6 межрайонных аграрных лицеев (10,3 %), 3 лицея отраслевой подготовки рабочих кадров (5,17 %), 7 политехнических и аграрных колледжей (12,06 %), расположенных в районах области, 6 педагогических колледжей и 1 педагогический техникум (12,06 %). Профессиональные образовательные учреждения Новосибирской области реализуют 180 программ по обучению профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
Анализ трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, проведенный по состоянию на 1 января 2019 г., охватил 5 746 выпускников 2018 г. из 49 профес-
0 Колледжи, специализированные
по отраслям экономики - 29 ОУ - 50,0 %
□ Центры профессионального обучения - 6 центров - 10,3 % Н Межрайонные аграрные лицеи - 6 ОУ - 10,3 %
ЕЕ1 Лицеи отраслевой подготовки рабочих кадров - 3 ОУ - 5,17 % @ Политехнические и аграрные колледжи - 7 ОУ - 12,06 %
□ Педагогические колледжи и техникумы - 7 ОУ - 12,06 %
Рис. 5. Структура организаций, подведомственных министерству образования Новосибирской области
И Трудоустроены - 4945 чел. - 86,1 %
□ Продолжили обучение в ОУ ВО - 293 чел. - 5,1 % Н Призваны в ВС РФ - 346 чел. - 6,0 %
ЕЗ Отпуск по уходу за ребенком - 94 чел. - 1,6 %
□ Не трудоустроены - 68 чел. - 1,2 %
Рис. 6. Доля трудоустроенных выпускников системы СПО в 2018 г.
сиональных образовательных учреждений сферы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и услуг
Трудоустроились 4 945 человек (86,1 % от общего числа опрошенных), в том числе 4 777 (83,1 %) — по полученной профессии (специальности); продолжили обучение — 293 человека (5,1 %□); призваны в Вооруженные силы Российской Федерации — 346 (6 %□); находятся в отпуске по уходу за ребенком — 94 (1,6 %□); не трудоустроены — 68 человек (1,2 %□). Соотношение трудоустроенных выпускников наглядно представлено на рисунке 6.
География трудоустройства, составленная в процессе мониторинга выпускников, представляет собой следующее соотношение (рис. 7).
При этом первостепенное значение имеет решение основных задач по обеспечению гарантированной занятости и трудоустройства выпускников:
— обеспечение трудоустройства выпускников по полученной профессии (специальности), снижение непрофильного трудоустройства;
— формирование оптимального объема и структуры контрольных цифр приема на обучение по программам среднего профессионального образования;
г. Новосибирск 2 185 чел. (38 %)
Новосибирская область -3 094 чел. (54 %)
Регионы РФ -415 чел. (7%)
Другие страны 52 чел. (1 %)
1080 чел. 35 %
203 чел. 49 %
33 чел. 63 %
1475 чел. 51%
13 чел.
3 %
3 чел.
6 %
56 чел.
2%
129 чел. 31 %
2 чел. 4 %
6 чел. 12 %
Рис. 7. Трудоустройство выпускников по географическому принципу
— совершенствование взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями — социальными партнерами, включая гарантированное трудоустройство выпускников по месту прохождения производственной практики;
— дальнейшее развитие олимпиадного движения, активная профориентационная работа, повышение престижа рабочих профессий;
— модернизация учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций.
Каким же должен быть механизм содействия трудоустройству выпускников?! Анализ анкет, заполненных руководителями кадровых служб предприятий региона, полученных в ходе исследования, позволяет выстроить следующий порядок действий:
— организация работы постоянно действующих служб содействия трудоустройству выпускников. Индивидуальный подход при оказании содействия трудоустройству;
— ежегодное распределение выпускников комиссиями по содействию трудоустройству выпускников;
— формирование и размещение в сети Интернет базы данных выпускников образовательных учреждений;
— подготовка студентов выпускных курсов к планированию собственной профессиональной карьеры;
— проведение системного мониторинга о ходе трудоустройства выпускников очной формы обучения.
В настоящее время в Новосибирской области создается инновационная инфраструктура подготовки кадров:
— открыта одна инновационная сетевая площадка в области подготовки специалистов по направлению «Промышленные и инженерные технологии» на базе Новосибирского технологического колледжа им. А. И. Покрышкина;
— создано 20 высокотехнологичных отраслевых ресурсных центров на базе учреждений среднего профессионального образования региона;
— образовано 9 многофункциональных центров прикладных квалификаций;
— запущено 7 специализированных центров компетенций;
— организовано 20 центров для демонстрационного экзамена по 30 компетенциям «Ворлдскиллс».
Проведенная работа позволяет утверждать, что в Новосибирской области создана конкурентоспособная система среднего профессионального образования, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
Анализ деятельности образовательных учреждений региона показывает, что для проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» количество профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, увеличилось до 27 (при плане на 2018 г. — 12), что составило 225 %. Количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку по новым ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, увеличилось до 28 профессиональных образовательных учреждений (ПОУ) (при плане в 2018 г. — 18). Темпы роста составили более 155 %. Число педагогических работников ПОУ, реализующих программы СПО, прошедших подготовку в качестве экспертов демонстрационного экзамена и чемпионата «Молодые профессионалы», выросло до 341 (при плане 160 человек).
К сожалению, недостаточно внимания уделяется дополнительному профессиональному образованию и профессиональной подготовке взрослого населения региона.
Так, например, доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего в 2017 г. повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятых в области экономики данной возрастной группы в области составила 13,4 %. Это позволило региону занять лишь десятую строчку в общем списке Сибирского федерального округа (рис. 8).
Так, прием на обучение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области в течение трех лет держится практически на одном уровне (рис. 9) и составил в 2016 г. — 765 человек, 2017 г. — 840, 2018 г. (за 8 месяцев) — 719 человек.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
■ Омская область Н Кемеровская область И Иркутская область В Забайкальский край
В Томская область
□ Республика Бурятия
□ Республика Тыва
0 Республика Хакасия
□ Алтайский край ЕЕ Республика Алтай Ш Новосибирская область
Рис. 8. Доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку, в общей численности занятых в области экономики
План приема на обучение за счет средств физических или юридических лиц составил в 20162018 гг. (рис. 10) не менее 22 тыс. человек ежегодно. Фактически в это время план набора на обучение за счет физических и юридических лиц не выполнялся на 100 %.
Наилучших успехов по плановым показателям приема на обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет средств физических или юридических лиц добился Колыванский аграрный колледж — более 102 %. За 8 месяцев 2018 г выполнили план на уровне от 75 до 99 % семь профессиональных образовательных учреждений (рис. 11).
В том числе, в числе обучающихся профессионального обучения, прошедших подготовку, переподготовку и курсы повышения квалификации, были и направленные на обучение центрами занятости населения Новосибирской области (рис. 12).
860 840 820 800 780 760 740 720 700 680 660 640
2016 г.
2017 г. План И Факт
2018 г. (8 месяцев)
Рис. 9. Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
2016 г. - 99 %
2017 г. - 83,3 %
2018 г. (8 месяцев) - 48,4 % ■ План 0 Факт
Рис. 10. Прием на обучение за счет средств физических или юридических лиц
120 100 80 60 40 20 0
■ Колыванский аграрный колледж - 102,3%
@ Новосибирский авиационный технический колледж им. Б. С. Галущака - 84,1% ¡3 Искитимский центр профессионального обучения - 84,0% Н Тогучинский межрайонный аграрный лицей - 84,0%
Татарский политехнический колледж - 83,8% ЕВ Маслянинский межрайонный аграрный лицей - 83,1% И Новосибирский технологический колледж питания - 80,6% □ Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса - 73,6% И Новосибирский технологический колледж - 73,3%
Рис. 11. Уровень выполнения плана приема на обучение профессиональными образовательными учреждениями
2500 2000 1500 1000 500 0
2016 г.
2017 г.
2018 г. ( на 1 сентября 2018 г.)
Рис. 12. Численность обучающихся по программам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации в ПОУ, подведомственных министерству образования Новосибирской области
Заключение
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что к решению проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений необходимо подходить всесторонне.
Во-первых, необходима разработка комплекса мероприятий профориентационного направления, нацеленного на подготовку будущего специалиста к правильному выбору профессии. На данном этапе индивидуальной профессиональной траектории молодого человека должны соблюдаться следующие условия:
— адекватный образ будущей специальности или профессии в профессиональном сообществе;
— желание молодого человека, поступающего в профессиональное образовательное учреждение, в течение длительного периода трудиться в выбранном профессиональном направлении;
— обладание молодым человеком качествами, необходимыми для выбранного профессионального направления и влияющими на эффективное выполнение трудовых обязанностей;
— соответствующие личностные характеристики, состояние здоровья, необходимый уровень образования;
— востребованность специалистов данного профиля в регионе;
— экономическая возможность, обеспечивающая приобретение профессионального образования необходимого уровня.
Во-вторых, требуется разработка оптимального комплекса мероприятий, направленного на совершенствование существующей системы профессионального образования, обеспечивающего внедрение единых образовательных стандартов, соответствующих уровню требований производства, в программу подготовки молодого специалиста каждым профессиональным образовательным учреждением без исключения.
При указанном всестороннем подходе неправильный выбор будущей профессиональной траектории молодого человека окажется минимизированным. Это позволит профессиональным образовательным учреждениям и предприятиям добиться:
— успешного трудоустройства выпускников, получивших специальность или профессию;
— кадровой обеспеченности предприятия.
Литература
1. Баев С. Б., Романченко М. К. Перспектива развития взаимодействия учреждений профессионального образования с профессиональным сообществом // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2017. Ч. 1. С. 97-99.
2. Берзин Д. Увеличивающийся разрыв между тем, что нужно бизнесу, и тем, что дает образование [Электронный ресурс] / пер. Я. Аржановой. URL: http://hnm.nu/uvelichivajushhijjsja-naznyv-mezhdu-tem-chto-nuzhno-biznesu-i-tem-chto-daet-obrazovanie (дата обращения: 04.06.2019).
3. Выпускникам вузов, не имеющим трудового опыта стало легче найти работу [Электронный ресурс]. URL: http://www. supenjob.nu/neseanch/anticles/11l261/vypusknikam-vuzov-ne-imeyuschim-tnudovogo-opyta-stalo-legche-najti-nabotu/ (дата обращения: 09.06.2019).
4. Пахневская О. Г., Романченко М. К., Шалбаева Л. В. Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями международных стандартов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 187-197.
5. Романченко М. К. Социальное партнерство, как фактор мотивации профессиональной подготовки квалифицированных кадров // Непрерывное образование молодежи и рынок труда: отечественный и зарубежный опыт : сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 65-71.
6. Романченко М. К. Формирование профессионального образования в России и за рубежом // Сибирский учитель. 2016. № 6 (109). С. 70-73.
7. Романченко М. К. Аспекты развития профессионального образования // Образование: теория, методология, опыт. Чебоксары, 2019. С. 74-87.
8. Романченко М. К. Профессиональное образование в России и за рубежом. Новосибирск, 2019. 85 с.
References
1. Baev S. B., Romanchenko M. K. Penspektiva nazvitiya vzaimodeystviya uchnezhdeniy pnofessional'nogo obnazovaniya s pnofessional'nym soobshchestvom [The pnospect of the development of intenaction between vocational education institutions and the pnofessional community]. Collection of articles of the international scientific-practical conference "Synthesis of science and society in solving global global problems". Ufa, 2017, pant 1, pp. 97-99. (In Russian).
2. Benzin D. Uvelichivayushchiysya naznyv mezhdu tem, chto nuzhno biznesu, i tem, chto dayet obnazovaniye [The widening gap between what business needs and what education pnovides]. Tnanslaton Y. Anzhanova. Available at: http://hnm.nu/uvelichivajushhijjsja-naznyv-mezhdu-tem-chto-nuzhno-biznesu-i-tem-chto-daet-obnazovanie (accessed 04.06.2019). (In Russian).
3. Vypusknikam vuzov, ne imeyushchim trudovogo opyta stalo legche nayti rabotu [Graduates with no work experience find it easier to find work]. Available at: http://www.superjob.ru/research/articles/11l261/vypusknikam-vuzov-ne-imeyuschim-trudovogo-opyta-stalo-legche-najti-rabotu/ (accessed 09.06.2019). (In Russian).
4. Pakhnevskaya O. G., Romanchenko M. K., Shalbaeva L. V. Potentsial'nyye vozmozhnosti podgotovki kadrov v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh, v sootvetstvii s trebovaniyami mezhdunarodnykh standartov [The improvement of quality of preparation of students of secondary professional education in accordance with international standards]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 187-197. (In Russian).
5. Romanchenko M. K. Sotsial'noye partnerstvo, kak faktor motivatsii professional'noy podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov [Social partnership as a factor in motivating the training of qualified personnel]. Collection of materials of the II international scientific-practical conference "Continuing education of youth and the labor market: domestic and foreign experience". Blagoveshchensk, 2017, pp. 65-71. (In Russian).
6. Romanchenko M. K. Formirovanie professional'nogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [The vocational education in Russia and abroad]. Siberian Teacher, 2016, no. 6 (109), pp. 70-73. (In Russian).
7. Romanchenko M. K. Aspekty razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Aspects of the development of vocational education]. Education: theory, methodology, experience. Cheboksary, 2019, pp. 74-87. (In Russian).
8. Romanchenko M. K. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Novosibirsk, 2019, 85 p. (In Russian).
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВыСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE
OF THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKER OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION
Введение. В статье представлено исследование по моделированию процесса формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России. Целью статьи является научное обоснование и конструирование модели формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника системы высшего образования МВД России.
Методологию исследования составили общенаучные принципы (детерминизма, развития и взаимодействия); методологические подходы — личностно-деятельностный (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. М. Столяренко и др.) и компетентностный (И. А. Зимняя, А. П. Тряпицына, A. B. Хуторской и др.), совокупность которых позволяет наиболее адекватно осуществить анализ предмета исследования и обосновать теоретическую модель, а также предложить критерии определения уровня сформированности профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России с учетом современных требований.
Результатом исследования является теоретически обоснованная и апробированная педагогическая модель по формированию профессиональной компетентности научно-педагогического работника вуза МВД России.
Заключение. Сконструирована модель формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника системы МВД России, предложены практические рекомендации по ее использованию в образовательном процессе учебной системы МВД России.
Introduction. The article presents a study on modeling the process of formation of professional competence of scientific and pedagogical staff of the educational organization of higher education of the Ministry of Interior of Russia.The purpose of the article is the scientific substantiation and design
УДК/UDC 378
А. М. Фомина
A. Fomina