12. Сулейманов М. С. Поликультурное образовательное пространство развития социальной компетентности старших школьников // Человек и образование. 2012. № 1. С. 66-68.
13. Петрова М. В. Опыт формирования поликультурного образовательного пространства в рамках проектного обучения иностранному языку на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова // Проблемы исследования и преподавания иностранных языков в поликультурном пространстве : материалы Междунар. науч-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 92-95.
References
1. Lukina M. M. Tekhnologiya interv'yu [The technology of interview]. Moscow, 2003, 191 p. (In Russian).
2. Vinokur T. G. Govoryashchii i slushayushchii. Varianty rechevogo povedeniya [Talking and listening: Speech behavior options]. Moscow, 2005, 176 p. (In Russian).
3. Shcherba L. V. Izbrannye raboty po russkomu yazyku [Selected works in the Russian language]. Moscow, 1957, 188 p. (In Russian).
4. Formanovskaya N. I. Russkii rechevoi etiket: Lingvisticheskii i metodicheskii aspekty [Russian speech etiquette: Linguistic and methodological aspects]. Moscow, 2006, 160 p. (In Russian).
5. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). Available at: https:// archive.is/20120729045710/www.coe.int/t/dg4/linguistic/ CADRE_EN.asp (accessed 28.09.2020). (In English).
6. Gladilina I. P. Nekotorye priemy raboty na urokakh angliiskogo yazyka v nachal'noi shkole [Some methods in English classes in elementary school]. Foreign Languages in School, 2003, no. 3, pp. 41-43. (In Russian).
7. Petrul' A. N. Rol' grammaticheskikh navykov v kommunikativno-orientirovannom obuchenii inoyazychnomu obshcheniyu [The role of grammar skills in communication-oriented foreign language
teaching]. The theory and practice of education in the modern world. Proceedings of the Fifth International Scientific Conference. St. Petersburg, 2014, pp. 172-176. Available at: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/105/6003/ (accessed 28.09.2020).
8. Kashkin V. B. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii [Introduction to communication theory]. Voronezh, 2000, 175 p. (In Russian).
9. Nemeckaya Rossiya| Netzwerktreffen in Moskau: Marc Friedrich#5 [German Russia| Netzwerktreffen in Moskau: Marc Friedrich#5]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=g 8FLOxziELM&list=PLJvBMjrjowlJLdsuhdv3mAWpJ487eGkGl&in dex=7 (accessed 28.09.2020). (In German).
10. Interview mit dem deutschen Komponisten Klaus Schedl. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rDnYnG9a598&t=7s (accessed 28.09.2020). (In German).
11. Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Danilyuk A. Ya. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya [Polycultural educational environment of Russia: history, theory, basics of design]. Moscow, 2006, 458 p. (In Russian).
12. Suleymanov M. S. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo razvitiya sotsial'noi kompetentnosti starshikh shkol'nikov [Development of high school students' social competence in a multicultural educational space]. Human and Education, 2012, no. 1, pp. 66-68. (In Russian).
13. Petrova M. V. Opyt formirovaniya polikul'turnogo obrazo-vatel'nogo prostranstva v ramkakh proektnogo obucheniya inostrannomu yazyku na fakul'tete zhurnalistiki MGU imeni M. V. Lomonosova [The experience of forming a polycultural educational environment in project training of a foreign language at the Faculty of Journalism of the Lomonosov Moscow State University]. Problems of foreign languages research and teaching in a polycultural environment. Proceedings of the International Scientific Conference. Krasnodar, 2019, pp. 92-95. (In Russian).
УДК/UDC 377.5 А. М. Романченко, Д. С. Попов, О. Г. Пахневская, М. К. Романченко
A. Romanchenko, D. Popov, O. Pakhnevskaya, M. Romanchenko
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПТИМИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДСТВИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ
THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: OPTIMIZATION IN THE CONTEXT OF THE CONSEQUENCES OF THE SPREAD OF THE PANDEMIC
Введение. В статье рассматриваются варианты эффективного образовательного процесса в условиях удаленного формата обучения, являющегося следствием распространения пандемии, оказывающей влияние на работу профессиональных образовательных организаций. Отмечаются ключевые тренды, способные кардинально повлиять на реорганизацию и изменить систему среднего профессионального образования в ближайшем будущем, также анализируется деятельность образовательных учреждений при
решении проблем, связанных с обеспечением предприятий востребованными специалистами в новых условиях. Определяются и оцениваются перспективные направления деятельности образовательных учреждений в аспекте внедрения цифровой среды. Рассматривается возможность повышения эффективности образовательного процесса как приоритетная задача современного общества.
Методология. Исследование проводится на ос-нове практической методологии, ориентируется на реше-
ние практических проблем и вопросов по организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях региона в условиях пандемии COVID-19. В статье рассматривается вопрос организации работы колледжа как современной инновационной структуры, направленной на укрепление своих позиций на рынке труда и повышение привлекательности имиджа образовательного учреждения.
Результаты заключаются в распространения опыта колледжа в рамках Сибирского региона, способствующего созданию ситуации успеха в системе среднего профессионального образования и позволяющего обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в условиях пандемии COVID-19.
Заключение. Авторами отмечается важность создания условий, в том числе дистанционного характера, необходимых для осуществления образовательных услуг, способных обеспечить всестороннее развитие, результативное овладение профессиональными компетенциями будущими специалистами. Авторы предлагают свое видение особенностей трансформирования современной системы профессионального образования с учетом сложившейся ситуации. Деятельность профессиональных образовательных организаций, обусловленная новыми требованиями, направлена на выявление лидеров, способствующих развитию экономики и профессионального образования, и аутсайдеров, не вписывающихся в реальную экономическую ситуацию, что позволит увидеть и предложить перспективу развития страны в социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном преображении. Авторы заостряют внимание на критериях, определяющих перспективные направления деятельности образовательных учреждений в аспекте развития цифровой среды. Работа представляет собой анализ возможностей повышения качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования как приоритетной задачи современного общества.
Introduction. The article discusses possible options for building an effective educational process in the context of a separate remote training format, which is a consequence of the spread of a pandemic that affects the work of educational institutions of secondary vocational education. Key trends that can affect a radical change and reorganization of the secondary vocational education system in the near future are noted, the activities of educational institutions in solving problematic issues related to providing enterprises with demanded specialists in new conditions are analyzed. The promising areas of activity of educational institutions
in terms of the implementation of the digital environment are determined and evaluated. The potential possibility of increasing the efficiency of the educational process as a priority task of modern society is analyzed.
Materials and methods. The study is carried out on the basis of practical methodology, focuses on solving practical problems and purposefully solving the issues of organizing educational activities in professional educational institutions of the region, in the context of the COVID-19 pandemic. The article discusses the issue of organizing the work of the college as a modern innovative structure aimed at strengthening its position in the labor market and increasing the attractiveness of the image of an educational institution.
Results consist in the dissemination of experience in organizing educational activities of professional educational institutions, in the context of the COVID-19 pandemic, within the Siberian region, contributing to the creation of a situation of success in the secondary vocational education system and allowing to increase the efficiency of the educational process.
Conclusion. The authors note the importance of creating new conditions, including remote ones, necessary in the implementation of educational services for students who are able to provide comprehensive education, the effective development of professional competencies of future specialists. The study explains the features of the transformation of the modern vocational education system in the context of the COVID-19 pandemic. The situation in the activities of professional educational organizations, caused by new requirements, will make it possible to identify leaders who help develop the economy and professional education, and outsiders who do not fit into real economic activity and will allow the country's development in socio-economic, cultural, and spiritual and moral transformation to be realized. The authors focus on the criteria that determine the promising areas of activity of educational institutions in the aspect of the development of the digital environment. The work is an analysis of the potentialities affecting the improvement of the quality of training of students of secondary vocational education, as a priority task of modern society.
Ключевые слова: оптимизация образовательного процесса, среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка.
Keywords: optimization of the educational process, secondary vocational education, changes in the vocational training system.
Введение
Среднее профессиональное образование (СПО), пройдя 80-летний путь развития, в настоящее время стремительно развивается. Исследования показы-
вают, что изменения системы профессионального образования в ближайшее время будет направлено на решение новых вызовов, требующих от образовательных организаций планомерной целенаправленной деятельности.
Основным вызовом настоящего времени стало изменение условий предоставления образовательных услуг обучающимся под влиянием пандемии, приводящих к существенному увеличению нагрузки на всю образовательную инфраструктуру СПО. Качество подготовки специалистов, достигнутое в системе СПО, требует в создавшихся условиях не только осуществления эффективной модернизации, но и существенного роста материально-технической базы, обеспечивающей образовательный процесс. Сегодня требуется создание новых условий, в том числе дистанционного характера, необходимых при осуществлении образовательных услуг для обучающихся, способных обеспечить всестороннее образование, результативное развитие профессиональных компетенций будущих специалистов.
Методология
Необходимость трансформирования современной системы профессионального образования формировалась на протяжении длительного периода. Однако общество недостаточно быстро реагирует на изменение трендов и требований современного производства, способствуя этим увеличению разрыва в компетенциях специалистов, подготовленных средними профессиональными образовательными учреждениями и критериями, предъявляемыми современным производством. Рост пандемии обострил данную проблему и способствовал быстрому трансформированию системы среднего профессионального образования. Появилась возможность в кратчайшие сроки создать и внедрить новую альтернативную модель образовательного процесса в учреждениях СПО, добиться пересмотра общественного мнения на систему подготовки квалифицированных кадров в среднем профессиональном образовании.
В настоящее время сложно определить достоверность последствий, способных оказать влияние на мировое сообщество пандемией COVID-19, охватившей все континенты. Однако, определенные изменения уже известны. Так, например, система среднего профессионального образования, считающаяся в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО СПО [1] образцом практико-ориентированного образования, столкнувшись с задачей обеспечения здоровья обу-
7.0
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Рис. 1. Уровень безработицы, % к численности рабочей силы
чающихся, была вынуждена в кратчайший срок перестроиться на дистанционную форму обучения.
Исследования, проводимые Оксфордским институтом экономической политики (Oxford Institute for Economic Policy, OXONIA), созданным в 2004 году при Оксфордском университете, оценивают ущерб, понесенный мировой экономикой от распространения COVID-19 более чем 1,1 трлн долларов США [2].
Быстро меняющиеся условия деятельности образовательных учреждений (ОУ) среднего профессионального образования, навязанные распространяющейся пандемией, требуют от ОУ оперативных действий, направленных на трансформацию навыков. Практика показала, что большая часть ОУ СПО ни морально, ни технически были не готовы работать в таких условиях.
Прогноз развития ситуации, связанной с эпидемией коронавируса в России, представленный Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) [3], предполагает такое развитие событий, которое повлечет для России ожидание двухлетней рецессии (рис. 1), затрагивающей все отрасли, включая образование.
Основным требованием, предъявляемым обществом к образованию, является способность организовать процесс переобучения населения и предоставление гражданам реальной альтернативы при выборе нового вида деятельности. Образовательные услуги, предоставляемые образовательными учреждениями, должны быть доступны широким массам. И обязательное условие - получаемое образование должно предлагать реальные возможности для получения заработка в первые месяцы учебы. Следовательно, уже сегодня образовательные учреждения, относящиеся к системе среднего профессионального образования, должны планировать оптимизацию затрат и расшире-
ние вида и форм образовательных услуг представляемых ОУ, так как система СПО является более жизнеспособной и доступной для широких масс населения.
Исследование мнения, складывающегося у руководителей ОУ системы СПО, показало большое единодушие в таком вопросе, как определение преимущества среднего профессионального образования перед высшим в условиях кризиса:
1. Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки. Подавляющее количество ОУ среднего профессионального образования в настоящее время предоставляют обучающимся широкие возможности получения в дополнение к основной специальности целого ряда смежных профессий. Это позволяет выпускникам обладать более широкой квалификацией, а следовательно, стать более востребованными на рынке труда. Важным фактором является возможность получения студентами дополнительной подготовки бесплатно, в рамках дополнительного профессионального обучения.
Важно и то, что современный работодатель, предпочитает трудоустраивать выпускников колледжа, а не специалистов, получивших высшее образование. Это подтверждается статистическими данными: процентное количество трудоустроенных выпускников системы СПО по широкому спектру специальностей существенно превышает количество выпускников высшей школы [4].
2. Новосибирский технический колледж имени А. И. Покрышкина. Основным преимуществом среднего профессионального образования является возможность передачи студенту профессиональных знаний, в отличие от вузовского обучения, направленного на выполнение научно-теоретической подготовки. Главной задачей колледжей на протяжении всего периода существования системы среднего профессионального образования остается формирование компетентного, грамотного специалиста-практика, востребованного современным рынком труда, специалиста, способного стать «технической элитой», обладающего одновременно и навыками рабочего. Задача высшей школы сводится сегодня к подготовке научного работника [5].
3. Новосибирский автотранспортный колледж. Образовательные учреждения среднего профессионального образования - это образовательные услуги, позволяющие обеспечить полное соответствие уровня качества подготовленного специалиста потребностям общества. ОУ СПО формирует базовые основы специалиста: ответственность, умение самостоятельной работы, умение планирования будущего результата деятельности, твердость и компетент-
ность в принятии решений. И основное - предоставление возможности для приобретения практических профессиональных навыков.
4. Рубцовский сельскохозяйственный техникум. Средняя профессиональная школа готовит специалистов более чем по 280 специальностям, а также обеспечивает повышение образовательного и культурного уровня граждан. В настоящее время 22 % населения России имеют диплом о среднем профессиональном образовании [6].
5. Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I. Преимущество ОУ СПО - относительная легкость поступления - конкурс и требования здесь значительно ниже, чем в вузе, а бюджетных мест гораздо больше. И, наконец, за короткий промежуток учебы в колледже можно разобраться, насколько верно выбрана специальность, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Следовательно, колледж - это «удобный» мостик для перехода из школы в вуз. С одной стороны, он подготавливает студентов к серьезным университетским требованиям, а с другой - уделяет каждому учащемуся индивидуальное «школьное» внимание» [7].
6. Ангарский экономико-юридический колледж. По опыту выпускников колледжа можно с точностью сказать, что практико-ориентированный учебный процесс (50 % учебного времени отведено на лабораторно-практические работы и практику), позволяет специалистам быстро и эффективно включаться в трудовую деятельность. Кроме того, 70 % выпускников колледжа продолжают обучение по профилю в учреждениях высшего образования на курсах с ускоренной программой подготовки [8].
Отмеченные выше мнения позволяют сформулировать основные преимущества системы СПО:
- свободные условия поступления для широкого числа абитуриентов;
- сравнительно короткий период обучения по программам профессионального образования;
- стажировка обучающихся на современном профильном производстве;
- предоставление возможности в получении дополнительной профессии или специальности;
- обязательство ОУ по трудоустройству выпускника.
Результаты
Анализ вероятностного развития ситуации, связанной с эпидемией коронавируса в России, позволяет отметить ключевые тренды, способные повлиять на кардинальное изменение и реорганизацию
системы среднего профессионального образования в ближайшем будущем.
1. Получение рабочей профессии в режиме онлайн
В связи со сложившимися обстоятельствами, связанными с эпидемией коронавируса в России, практическое большинство образовательных учреждений системы СПО в срочном порядке перевели образовательные услуги в форму дистанционного обучения. Данный перевод сопровождался рядом естественных трудностей: не все ОУ обладали подготовленной базой. Так, например, наличием программной платформы электронной среды обучения DiSpace среди ОУ СПО Новосибирской области могли похвастать лишь Новосибирский технический колледж имени А. И. Покрышкина. Системой управления курсами (электронное обучение) Moodle обладали такие ОУ, как Новосибирский архитектурно-строительный колледж, Новосибирский строительно-монтажный колледж и ряд других ОУ. Ряду других учреждений, таким как Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки, приходилось организовывать дистанционное обучение посредством облачных хранилищ данных: Amazon S3, Dropbox, Google Диск, OneDrive, Облако Mail.Ru и других, - в зависимости от компетенции педагогических работников образовательного учреждения. При работе в новых условиях отмечались как значительные успехи, так и серьезные неудачи. К серьезным проблемам, возникавшим в процессе перехода на дистанционное обучение можно отнести отсутствие персональных компьютеров у студентов, проживающих в сельской местности. Эффективность работы преподавателей и обучающихся зависела от таких проблем, как: скорости Интернета и обеспеченности доступа к Интернету. Выявленные проблемы позволили сделать первый вывод: существующее неравное положение образовательных учреждений в имеющейся возможности предоставления образования в дистанционном режиме.
Кроме того, образовательные учреждения, обучающие специалистов, ориентированных на то, что их деятельность представляет собой «ручной труд», встали перед проблемой поиска новых эффективных методов, позволяющих добиться необходимого результата. Так как, помимо облачных хранилищ, электронных платформ, требуются такие элементы, как демонстрирование приемов, отработка практических действий. Существенную помощь педагогическим работникам в этом могут оказать технологии виртуальной реальности, такие как:
- искусственная реальность (VR), имитирующая воздействие и реакцию на него;
- дополненная реальность улучшающая восприятие информации путем введения сенсорных данных;
- смешанная реальность (MR), объединяющая реальный и виртуальный мир для создания новых визуализаций, и другие технологии, позволяющие ускорить образовательный процесс и целые производственные отрасли в несколько раз.
Это потребует от системы СПО подготовки новых преподавателей, способных освоить новые обучающие инструменты. Образовательные учреждения, не обеспечившие своевременный переход на дистанционную форму обучения при подготовке квалифицированных рабочих кадров, окажутся менее востребованными рынком труда вследствие слабого взаимодействия с предприятиями и отсутствия способности подготовки специалистов, требующихся в новых условиях.
2. Прохождение виртуальных стажировок
Изучение штатных ситуаций, складывающихся
в деятельности ОУ, в условиях пандемии COVID-19 позволило выявить существенное повышение заинтересованности обучающихся в получении реального опыта практической деятельности, позволяющего добиться улучшения их практических навыков, повышения шансов на успешное трудоустройство. Сегодня передовые развитые предприятия все шире предлагают услуги виртуальных стажировок. Эта возможность нормативно закреплена в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Такие стажировки способны обеспечить обучающемуся возможность учебной мобильности, группового сотрудничества с преподавателем. Обучающиеся в условии виртуальной стажировки гарантированно обеспечены в получении реального опыта производственной деятельности. Виртуальные стажировки не имеют ограничений существованием территориальной принадлежности, следовательно, способны позволить получение навыков обучающимися вне зависимости от территориального нахождения в определенном городе или стране. Экономическая ситуация, связанная с пандемией, будет увеличивать число обучающихся, стремящихся получить профессиональное образование в новых условиях. Образовательные учреждения СПО, первыми освоившие запросы времени, станут более востребованными благодаря курсу развития, ориентированному на новый рынок труда.
3. Оперативное взаимодействие с партнерами от производства
Ситуация 2020 года наглядно показала важность оперативного сотрудничества образовательных
учреждений СПО с производственными предприятиями, являющимися социальными партнерами ОУ. Практика такого сотрудничества в цифровой среде позволяет обучающимся знакомиться с новыми технологиями, а педагогическим работникам осуществлять их внедрение в свою образовательную деятельность, что позволит учреждениям обеспечить рост интеллектуального обмена, выполнять тестирование новых методов обучения, вовлекать в образовательную деятельность квалифицированных специалистов, способных к созданию и реализации эффективных программ, востребованных новыми условиями. Задача образовательных учреждений осуществить качественный переход от простого выполнения поставленных задач к деятельности, направленной на продуцирование и создание принципиально нового уровня образовательной программы, обеспечивающей подготовку специалиста, способного трудиться в условиях новой цифровой среды.
4. Освоение учреждением функции Онлайн-кам-пуса
Образовательными учреждениями среднего профессионального образования выполняется важная социальная роль по обеспечению достижения необходимого образовательного уровня гражданами любого возраста. Практика же перехода на новую форму обучения, вызванную требованиями, сложившимися в условиях пандемии COVID-19, в виде дистанционного обучения показала фактическую потерю кампусом своей актуальности, а следовательно полное прекращение предписываемых кампусу назначений. Нахождение в кампусе позволяло каждому студенту принимать практическое офлайн-участие в учебном процессе, включаться в социальное общение, добиваться развития значимых контактов. Общение в кампусе обеспечивало студентам получение профессиональных навыков, необходимых в будущей деятельности, развитие творческих способностей. Утрата возможности общения в условиях кампуса влечет изменение уровня социальной, профессиональной активности студента. В свою очередь изменение жизненного уклада студентов повлияет и на профессиональное образовательное учреждение в целом. Результатом таких изменений станет поиск новых способов организации студенческой жизни обучающихся, создание на базе образовательного учреждения полноценного виртуального кампуса, обеспечивающего сохранение достигнутого уровня в общении студентов и позволяющего сохранить качество образования. Одним из путей развития может стать мотивация обучающихся, направляющая их дей-
ствия на создание виртуальных сообществ, позволяющих добиться реализации студентами образовательного, профессионального и творческого потенциала. Опорой в этом должны стать совместная профессиональная или творческая деятельность и активное социальное общение. Другим направлением станет создание виртуальных учебных групп преподавателями образовательного учреждения и организация консультаций для представителей предприятий, являющихся наставниками, организация групповых репетиторских услуг.
5. Проявление гибкости управленческой деятельности образовательного учреждения
Анализ образовательной деятельности ОУ СПО за последнее время показывает существенный рост различного рода курсов, предлагаемых обучающимся при освоении современных специальностей и профессий в дистанционном режиме. Значительное количество колледжей предоставляет данный вид услуг бесплатно. Документ, выдаваемый образовательными учреждениями по окончании курса обучения, принимается всеми работодателями. Проведенное исследование показывает, что данная тенденция будет сохраняться и в дальнейшей деятельности ОУ, так как потребность в специалистах, подготовленных аналогичным способом, продолжает увеличиваться. Эту ситуацию многие работодатели могут отметить как альтернативу всей системе среднего профессионального образования России. Наличие возможности появления такой альтернативы для СПО требует от образовательных учреждений способности обеспечить гибкое и быстрое реагирование на запросы рынка труда в стремительно изменяющихся условиях. Образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на такое жизненное требование, как сокращение временного интервала обучения для рабочих профессий и специальностей. При этом программа обучения должна обеспечить максимальное соответствие требованиям работодателя. Немаловажным фактором для многих образовательных учреждений станет способность к осуществлению изменений под воздействием внешних ситуаций. Это может потребовать таких умений, как своевременная кооперация, создание образовательных альянсов, грамотное взаимодействие с работодателями. Образовательные учреждения, не сумевшие проявить гибкость в вопросах соответствия современным тенденциям, предоставления возможности студенту для личностного роста, обеспечения сохранения достигнутого уровня качества подготовки специалистов, востребованных рынком труда, существенно отстанут в своей деятель-
ности. Востребованность таких учреждений предполагаемыми перспективными обучающимися может оказаться под вопросом.
Усиление роли профессиональных образовательных учреждений в системе непрерывного обучения в течение всей деятельности человека возможно только при эффективном использовании передовых достижений технического производства в образовательном процессе, адаптации учебных программ требованиям, предъявляемым рынком труда, внедрении форм дистанционного обучения. Гибкость управленческой деятельности образовательного учреждения позволит ОУ сохранить основополагающую роль в осуществлении профессионального обучения в новых экономических условиях всей системе профессионального образования. В настоящее время даже в условиях дистанционного обучения, вызванного требованиями, сложившимися при распространении пандемии COVID-19, гибкость управленческой деятельности ОУ позволит при быстро меняющейся экономической ситуации, экологических катаклизмах, меняющихся политических и демографических условиях осуществлять создание и внедрение уникальных образовательных программ, позволяющих выполнять качественную подготовку специалистов, востребованных экономикой региона.
6. Освоение цифровой образовательной траектории
Дистанционные технологии, внедренные в процесс обучения в связи с требованиями, сложившимися при распространении пандемии COVID-19, позволили образовательным учреждениям пересмотреть применяемые образовательные траектории. Перевод образовательных программ очного обучения в дистанционную форму без учета технологических требований и особенностей не позволит ОУ адаптировать учебный процесс для подготовки кадров, востребованных рынком труда в новых условиях. Скопированный контент, не подвергшийся адаптации при трансляции его в дистанционную форму, не будет эффективным при обучении рабочим профессиям. Перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования остро встает необходимость создания цифровой образовательной среды для обучающихся, позволяющей учесть особенность дистанционной формы обучения, дополнить образовательные программы современным технологическим решением, стимулирующим процесс удержания внимания обучающихся на мониторе компьютера. Процесс освоения образовательными учреждениями цифровых образовательных технологий даст возможность подготовки уникального специалиста, обладающего обширным
набором компетенций, востребованных рынком труда в новых условиях.
7. Опережающая подготовка специалистов
Стремительные изменения отраслевого ландшафта, внедрение новых технологий в производстве создают предпосылки для возникновения и развития новых производственных направлений, вносящих изменения в сложившуюся структуру рынка труда. Данная трансформация экономики региона требует от образовательных организаций готовности к организации опережающей подготовки специалистов для нового направления. Образовательным учреждениям СПО предстоит освоить современные прогнозные технологии, позволяющие своевременно реагировать на запросы рынка и актуализировать образовательную программу в соответствии с изменяющимися условиями. При этом образовательное учреждение должно поддерживать постоянную коммуникационную связь с работодателями, социальными партнерами, подрядчиками, спонсорами, менеджерами, которых можно отнести к разряду стейкхолдеров, способных оказать влияние на результат изменения рынка труда, либо формирование гибкой управленческой деятельности образовательного учреждения.
Однозначно то, что строгий регламент, установленный для образовательных организаций, относящихся к отряду учреждений подведомственных министерству образования, устанавливает ряд существенных ограничений на деятельность ОУ. Данный факт подтверждает необходимость установления целесообразного тесного сотрудничества с государственными структурами в целях поиска возможных путей создания адаптивного образовательного процесса при внедрении необходимой нормативно-правовой документации. Обеспечение обновленного рынка труда кадрами, подготовленными в рамках опережающей подготовки, отвечает за положительную динамику технологического развития и, как следствие, приведет к повышению экономической устойчивости страны в целом.
Заключение
Проведенные исследования деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области в условиях пандемии COVID-19 позволили выявить ряд реальных проблем, не идентифицированных ранее. Образовательная деятельность учреждений профессионального образования, их устойчивость сегодня проверяются на прочность новыми требованиями, вызванными распространением пандемии. Задача
образовательных учреждений - удержать достигнутые уровни качества образования, интенсивности образовательного процесса, квалификации педагогических работников. Сентябрь 2020 года показал, что весомая часть образовательных учреждений СПО перешли с привычного для них формата образовательной деятельности на технически новые, ранее не применявшиеся формы. Переход образовательных учреждений на дистанционную форму для многих не составил особого труда: Moodle, DiSpace и другие цифровые оболочки стали привычной формой для педагогических работников. Однако для отдельных работников недостаток опыта деятельности в рамках цифровой среды стал помехой при осуществлении учебного процесса, что впоследствии может оказать влияние на качественный результат подготовки специалистов. Таким образом, опыт вхождения в цифровую среду станет определенной ступенью роста для ОУ, входящих в систему профессионального образования. Это позволит образовательному учреждению укрепить свои позиции на рынке труда и повысить привлекательность имиджа. Не освоившие базовых основ цифровой образовательной траектории будут вытеснены из сектора образовательных учреждений как неспособные к осуществлению подготовки квалифицированных кадров в новых экономических условиях.
Ситуация в деятельности профессиональных образовательных организаций, вызванная требованиями, сложившимися в условиях пандемии COVID-19, позволит определить лидеров, помогающих развивать экономику и профессиональное образование, и аутсайдеров, не вписывающихся в реальную экономическую деятельность.
Литература
1. Романченко М. К. Профессиональное образование в России и за рубежом. Новосибирск, 2019. 85 с.
2. Oxford Economics [Электронный ресурс]. URL: https://www. oxfordeconomics.com (дата обращения: 05.08.2020).
3. О контурах конструктивного варианта прогноза / Д. Р. Белоусов, О. Г Солнцев, Е. А. Пенухина, К. В. Михайленко [Электронный ресурс]. URL: http://www.forecast.ru/Forecast/ kfore042020.pdf (дата обращения: 05.08.2020).
4. Пахневская О. Г., Романченко М. К. Кадровая обеспеченность предприятий и трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений: проблемы и пути решений // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. № 4 (127). С. 24-31.
5. Пахневская О. Г., Романченко М. К., Шалбаева Л. В. Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях, в соответствии с требованиями международных стандартов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 187-197.
6. Мое образование. Рубцовский сельскохозяйственный техникум [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/ rubsht (дата обращения: 06.08.2020).
7. Мое образование. Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I [Электронный ресурс]. URL: https:// moeobrazovanie.ru/altk (дата обращения: 06.08.2020).
8. Мое образование. Ангарский экономико-юридический колледж [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/ aeuk (дата обращения: 06.08.2020).
9. Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях / М. П. Пальянов, М. А. Певин, М. К. Романченко и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 84-91.
10. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3.
References
1. Romanchenko M. K. Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Novosibirsk, 2019, 85 p. (In Russian).
2. Oxford Economics. Available at: https://www.oxfordeconomics. com (accessed 05.08.2020). (In English).
3. Belousov D. R., Solntsev O. G., Penukhina E. A., Mikhaylenko K. V. O konturakh konstruktivnogo varianta prognoza [About the contours of the constructive version of the forecast]. Available at: http://www.forecast.ru/Forecast/kfore042020.pdf (accessed 05.08.2020). (In Russian).
4. Pahnevskaya O. G., Romanchenko M. K. Kadrovaya obespechennost' predpriyatiy i trudoustroystvo vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: problemy i puti resheniy [Personnel security of enterprises and employment of graduates of professional educational institutions: problems and solutions]. Standards and Monitoring in Education, 2019, no. 4 (127), pp. 24-31. (In Russian).
5. Pakhnevskaya O. G., Romanchenko M. K., Shalbaeva L. V. Potentsial'nyye vozmozhnosti podgotovki kadrov v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh, v sootvetstvii s trebovaniyami mezhdunarodnykh standartov [The improvement of quality of preparation of students of secondary professional education in accordance with international standards]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), p. 187-197. (In Russian).
6. Moyo obrazovaniye. Rubtsovskiy sel'skokhozyaystvennyy tekhnikum [My education. Rubtsov Agricultural College]. Available at: https://moeobrazovanie.ru/rubsht (accessed 06.08.2020). (In Russian).
7. Moyo obrazovaniye Arkhangel'skiy lesotekhnicheskiy kolledzh Imperatora Petra I [My education. Archangelsk Forestry College of Emperor Peter the Great]. Available at: https://moeobrazovanie. ru/altk (accessed 06.08.2020). (In Russian).
8. Moyo obrazovanie. Angarskij ekonomiko-yuridicheskij kolledzh [My education. Angarsk Economics and Law College]. Available at: https://moeobrazovanie.ru/aeuk (accessed 06.08.2020). (In Russian).
9. Palyanov M. P., Pevin M. A., Romanchenko M. K., Syrmolotov I. V., Kholina L. A., Kharina N. V. Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii kak osnova operezhayushchey podgotovki v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Innovative educational technologies as the basis of advanced training in professional educational institutions]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 84-91. (In Russian).
10. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of 29 December 2012. (In Russian).