Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА / ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MENTORING SYSTEM / MENTORING TASKS / DUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаляхов И. И.

В рамках данной статьи рассматриваются актуальные задачи системы наставничества в дуальном обучении. Приводятся результаты опроса молодых специалистов относительно функций наставника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MENTORING SYSTEM IN DUAL TRAINING

This article discusses the actual problems of the system of mentoring in dual training. The results of a survey of young professionals on the functions of a mentor.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ»

УДК 377

Фаляхов И.И. ассистент

кафедра общей инженерной подготовки инженерно-технологический факультет Елабужский институт

ФГАОУВО «Казанский (Приволжский)федеральный университет»

Россия, г. Елабуга

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В

ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются актуальные задачи системы наставничества в дуальном обучении. Приводятся результаты опроса молодых специалистов относительно функций наставника.

Ключевые слова: система наставничества, задачи наставничества, дуальное обучение.

Falyakhov I.I.

assistant of the department of general engineering training

faculty of engineering and technology Elabuga Institute of «Kazan (Volga region) Federal University»

Russia, Yelabuga ACTUAL PROBLEMS OF MENTORING SYSTEM IN DUAL

TRAINING

Annotation. This article discusses the actual problems of the system of mentoring in dual training. The results of a survey of young professionals on the functions of a mentor.

Keywords: mentoring system, mentoring tasks, dual training.

Система наставничества, как справедливо отмечает Иванова Л.Л. [1], не является инновационным механизмом и имеет многовековую историю, обеспечивая вхождение в ремесло, профессию. Именно этот многофункциональный аспект и обусловливает многообразие дефиниций «наставничества»:

- наставничество - «это инвестиция в долгосрочное развитие организации, ее «здоровье» [1];

- наставничество - «система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому» [2];

- наставничество - «метод обучения персонала, форма работы, при которой более обученного и опытного человека прикрепляют к молодому и менее обученному с тем, чтобы последний, работая в тандеме с опытным товарищем, профессионально рос и развивался» [3];

- наставничество - «диалектическое единство: технология власти и технология для развития общих взглядов, разнообразия человеческих возможностей и более равноправных форм обучения» [4].

Из приведенных определений следует, что нет ни только единого определения «наставничества», но и сама общая трактовка еще не определена: метод, технология, механизм, элемент, инвестиция. В рамках нашего исследования мы опираемся на определение А.Р. Масалимовой, представляющей наставничество «как социально -педагогический, экономический и производственный феномен в условиях современных предприятий, ..., форма корпоративного обучения молодых специалистов, способствующая поддержанию межфирменной конкуренции, жизнеспособности, статусности, стабильности предприятий и сохранению их информационной конфиденциальности» [5]. Важным в данном определении, на наш взгляд, является акцентуализация корпоративной составляющей в реализации системы наставничества в рамках дуального обучения.

В дуальном обучении наставничество представляет собой один из важнейших механизмов его реализации, обусловливая:

1) выстраивание кадровой политики предприятия, когда на основе прогнозных кадровых потребностей наставник штучно «доводит» студента колледжа до необходимых квалификаций, снижая текучесть кадров;

2) производительность труда и повышение отдачи от студента колледжа за счет мотивационных компонент и корпоративной культуры;

3) снижение рисков профессионального выгорания и карьерный рост как студента колледжа, так и самих наставников.

Для выявления поставленных перед системой наставничества актуальных задач нами был проведен опрос молодых специалистов промышленных предприятий Республики Татарстан (выпускников образовательных организаций СПО и ВО, работающих на предприятии 1 -2 года). В опросе была модифицирована градация И.В. Зиминой и Ю.О. Каневой, ранее исследовавших роль технологий наставничества в организациях Республики Коми среди руководителей и сотрудников промышленных предприятий [6]. Всего нами были опрошены 157 молодых специалистов, результаты опроса представлены на рисунке 1.

Результаты опроса молодых специалистов относительно функций наставника

помощь в усвоении норм и правил безопасного труда

помощь в установлении производственных коммуникаций

помощь в освоении технологических этапов обучение эффективным методам работы анализ результатов деятельности помощь в освоении документирования процесса помощь в построении траектории обучения помощь в планировании деятельности помощь в "работе над ошибками" помощь в освоении корпоративной этики

адаптация к коллективу

помощь в изучении инструкции к рабочему месту/ должности

освоение на рабочем месте

53%

63%

61%

48°%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 1 - Распределение ответов молодых специалистов относительно роли наставников на производстве (предприятия РТ) Полученные нами данные свидетельствуют о недостаточном понимании роли наставника, существенно трансформирующейся в рамках дуального обучения. Молодые специалисты считают, что основная роль наставника сводится к оказанию содействия в установлении производственных коммуникаций (63%) и обучению эффективным методам работы (61%). Между тем, даже организационно, в рамках дуального обучения, наставник сопровождает обучающихся значительное количество учебного времени (от 60 до 80 %) и, очевидно, предстает перед учеником не только с чисто технологической позиции передачи приемов работы, но и как учитель, образец профессиональной деятельности, воспитатель, носитель корпоративного духа и культуры.

Использованные источники:

1. Иванова, Л. Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект / Л.Л. Иванова // Государственное и муниципальное управления. Ученые записки СГАГС. - 2012 - № 4. - С. 130138.

2. Lewis G.The Mentoring Manager. Strategies For Fostering Talent and Spreading Knowledge. London: Pitman Publishers, 1996. - 192 с.

3. Волкова, С. В. Наставничество в организации [Электронный ресурс] / С.В. Волкова // Лесная индустрия. - 2007. - №1. - Режим доступа:

http://www.lesindustry.ru/issues/li_n15/Nastavnichestvo_v_organizatsii_98/

4. Чеглакова, Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций / Л. М. Чеглакова // Экономическая социология. - 2011. - Т. 12. - № 2. - С. 80-98.

5. Масалимова, А. Р. Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая: учебно -методическое пособие / А.Р. Масалимова. - Казань: «Изд-во КФУ», 2015. - 123 с.

6. Зимина, И. В. Организация работы по управлению персоналом на предприятиях Республики Коми / И. В. Зимина, Ю. О. Канева // «Роль кадровых служб в развитии организаций: Опыт предприятий Республики Коми»: материалы республиканской научно-практической конференции. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. - С.18-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.