Научная статья на тему 'Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей'

Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
наставник / наставничество / наставническая деятельность / наставническая пара / дополнительное образование детей / педагогическая поддержка / тьюторское сопровождение / mentor / mentoring / mentoring activity / mentoring pair / additional education for children / pedagogical support / tutor support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Владимировна Глазкова

Введение. Возрождение института наставничества включено в федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Стратегические направления и методология реализации наставничества в образовательных организациях определены нормативной и методической базой на федеральном уровне, однако каждый вид образования (общее, профессиональное, дополнительное) имеет свою специфику, следовательно, и введение института наставничества в системе дополнительного образования детей имеет свои особенности и требует дополнительного рассмотрения. В связи с этим было проведено констатирующее исследование с целью выявления специфики отношения к наставничеству участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей. Данная статья содержит описание проведённого исследования, полученных результатов и рекомендаций для дальнейшей работы, направленной на организацию наставнической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы и методы. Объектом проведённого исследования является отношение участников образовательного процесса (педагогических работников системы дополнительного образования детей, обучающихся и их родителей) к наставнической деятельности, осуществляемой в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. В процессе исследования решались следующие задачи: теоретический анализ научных подходов к наставничеству через призму дополнительного образования детей; разработка анкеты-опросника для участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, направленного на выявление их отношения к наставнической деятельности; анализ результатов анкетирования и подготовка рекомендаций к последующему внедрению форм наставничества, оптимальных для дополнительного образования детей. Результаты исследования. В результате опроса было выявлено положительное отношение субъектов образовательного процесса к наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей и мотивационная готовность к внедрению наставничества в образовательный процесс; определены требования к личностно-профессиональным характеристикам педагога; сформулированы основные направления наставнической деятельности, осуществляемой в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволили определить способ организации наставничества с привлечением детей и родителей в роли наставников в наставнических парах «ученик – ученик», «ученик – педагог», «ученик – носитель профессии» как специфику наставнической деятельности в системе дополнительного образования и сформулировать её основные направления при реализации дополнительной общеобразовательной программы: подготовка к конкурсным мероприятиям, событиям и построение межличностных отношений в творческом объединении (при наличии запросов). С учётом полученных результатов, раскрывающих специфику мотивации, содержания и направления наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей, а также требований к личностно-профессиональным характеристикам педагога предполагается поэтапное решение задач моделирования и внедрения региональной модели наставничества в систему дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Владимировна Глазкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Attitude to Mentoring Activities of Subjects in the System of Additional Education for Children

Introduction. The revival of the institute of mentoring is included in the federal projects “Modern School”, “Success of Every Child”, “Teacher of the Future”, “Social Elevators for Everyone”, and “Young Professionals” of the national project “Education”. Strategic directions and methodology for the implementation of mentoring in educational organizations are provided by the regulatory and methodological framework at the federal level; however, each type of education (general, professional, and additional) has its own specifics, thus, the introduction of the institute of mentoring in the system of additional education for children has its own characteristics and requires additional consideration. In this regard, an ascertaining study was conducted in order to identify the specifics of the attitude to mentoring of participants in the educational process in the system of additional education for children. This article describes the conducted research, an analysis of the results obtained and the preparation of recommendations for further work on the organization of mentoring activities in institutions of additional education for children. Materials and methods. The object of the study is the attitude of participants of the educational process (teaching staff of the system of additional education for children, students and their parents) to mentoring activities conducted as a part of the implementation of additional general education programs. In the course of the research, the following tasks were solved: theoretical analysis of scientific approaches to mentoring through the prism of additional education for children; development of a questionnaire for participants of the educational process in the system of additional education for children, aimed at identifying their attitude to mentoring; analysis of the results of the questionnaire and preparation of recommendations for the subsequent introduction of mentoring forms optimal for additional education for children. Results. Survey results: the positive attitude of the subjects of the educational process to mentoring in the system of additional education for children and the motivational readiness to introduce mentoring in the educational process were revealed; the requirements for the personal and professional characteristics of the teacher were determined; the main directions of mentoring activities in the implementation of additional general education programs were formulated. Discussion and conclusion. The analysis of the research results made it possible to determine the mentoring organization method involving children and parents in the role of mentor in mentoring pairs “student – student”, “student – teacher”, “student – carrier of the profession” as the specifics of mentoring activities in the system of additional education and to formulate their main directions in the implementation of an additional general education program: preparation for competitive events, events and building interpersonal relationships in a creative association (if there are special conditions). Taking into account the results obtained, revealing the specifics of motivation, content and direction of mentoring activities in the system of additional education for children, and the requirements for personal and professional characteristics of the teacher, a phased solution of the tasks of modeling and implementing a regional model of mentoring in the system of additional education for children is offered.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 374

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-3-317-329

Научная статья

Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей

Т. В. Глазкова

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск t.glazkova@iro38.ru, https://orcid.org/0000-0001-9718-4544

Аннотация

Введение. Возрождение института наставничества включено в федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Стратегические направления и методология реализации наставничества в образовательных организациях определены нормативной и методической базой на федеральном уровне, однако каждый вид образования (общее, профессиональное, дополнительное) имеет свою специфику, следовательно, и введение института наставничества в системе дополнительного образования детей имеет свои особенности и требует дополнительного рассмотрения. В связи с этим было проведено констатирующее исследование с целью выявления специфики отношения к наставничеству участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей. Данная статья содержит описание проведённого исследования, полученных результатов и рекомендаций для дальнейшей работы, направленной на организацию наставнической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы и методы. Объектом проведённого исследования является отношение участников образовательного процесса (педагогических работников системы дополнительного образования детей, обучающихся и их родителей) к наставнической деятельности, осуществляемой в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. В процессе исследования решались следующие задачи: теоретический анализ научных подходов к наставничеству через призму дополнительного образования детей; разработка анкеты-опросника для участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, направленного на выявление их отношения к наставнической деятельности; анализ результатов анкетирования и подготовка рекомендаций к последующему внедрению форм наставничества, оптимальных для дополнительного образования детей.

Результаты исследования. В результате опроса было выявлено положительное отношение субъектов образовательного процесса к наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей и мотивационная готовность к внедрению наставничества в образовательный процесс; определены требования к лич-ностно-профессиональным характеристикам педагога; сформулированы основные

© Т. В. Глазкова, 2023

направления наставнической деятельности, осуществляемой в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволили определить способ организации наставничества с привлечением детей и родителей в роли наставников в наставнических парах «ученик - ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии» как специфику наставнической деятельности в системе дополнительного образования и сформулировать её основные направления при реализации дополнительной общеобразовательной программы: подготовка к конкурсным мероприятиям, событиям и построение межличностных отношений в творческом объединении (при наличии запросов). С учётом полученных результатов, раскрывающих специфику мотивации, содержания и направления наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей, а также требований к личностно-профессиональным характеристикам педагога предполагается поэтапное решение задач моделирования и внедрения региональной модели наставничества в систему дополнительного образования детей.

Ключевые слова: наставник, наставничество, наставническая деятельность, наставническая пара, дополнительное образование детей, педагогическая поддержка, тьюторское сопровождение

Для цитирования: Глазкова Т. В. Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. С. 317-329. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-317-329

Features of the Attitude to Mentoring Activities of Subjects in the System of Additional Education for Children

Original article

Tatiana V. Glazkova

Institute for the Development of Education of the Irkutsk region, Irkutsk t.glazkova@iro38.ru, https://orcid.org/0000-0001-9718-4544

Abstract

Introduction. The revival of the institute of mentoring is included in the federal projects "Modern School", "Success of Every Child", "Teacher of the Future", "Social Elevators for Everyone", and "Young Professionals" of the national project "Education". Strategic directions and methodology for the implementation of mentoring in educational organizations are provided by the regulatory and methodological framework at the federal level; however, each type of education (general, professional, and additional) has its own specifics, thus, the introduction of the institute of mentoring in the system of additional education for children has its own characteristics and requires additional consideration. In this regard, an ascertaining study was conducted in order to identify the specifics of the attitude to mentoring of participants in the educational process in the system of additional education for children. This article describes the conducted research, an analysis of the results obtained and the preparation of recommendations for further work on the organization of mentoring activities in institutions of additional education for children.

Materials and Methods. The object of the study is the attitude of participants of the educational process (teaching staff of the system of additional education for children, students and

their parents) to mentoring activities conducted as a part of the implementation of additional general education programs. In the course of the research, the following tasks were solved: theoretical analysis of scientific approaches to mentoring through the prism of additional education for children; development of a questionnaire for participants of the educational process in the system of additional education for children, aimed at identifying their attitude to mentoring; analysis of the results of the questionnaire and preparation of recommendations for the subsequent introduction of mentoring forms optimal for additional education for children.

Results. Survey results: the positive attitude of the subjects of the educational process to mentoring in the system of additional education for children and the motivational readiness to introduce mentoring in the educational process were revealed; the requirements for the personal and professional characteristics of the teacher were determined; the main directions of mentoring activities in the implementation of additional general education programs were formulated.

Discussion and conclusion. The analysis of the research results made it possible to determine the mentoring organization method involving children and parents in the role of mentor in mentoring pairs "student - student", "student - teacher", "student - carrier of the profession" as the specifics of mentoring activities in the system of additional education and to formulate their main directions in the implementation of an additional general education program: preparation for competitive events, events and building interpersonal relationships in a creative association (if there are special conditions). Taking into account the results obtained, revealing the specifics of motivation, content and direction of mentoring activities in the system of additional education for children, and the requirements for personal and professional characteristics of the teacher, a phased solution of the tasks of modeling and implementing a regional model of mentoring in the system of additional education for children is offered.

Keywords: mentor, mentoring, mentoring activity, mentoring pair, additional education for children, pedagogical support, tutor support

For citation: Glazkova T. V. Features of the Attitude to Mentoring Activities of Subjects in the System of Additional Education for Children. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (3): 317-329. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-317-329

Введение

Система дополнительного образования детей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» обеспечивает «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени» [1]. Современные требования к содержанию и организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам предполагают учёт интересов и образовательных потребностей ребёнка, индивидуализацию образовательных маршрутов, проектов [2]. Одним из вариантов организационно-методического обеспечения реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов обучающихся является наставничество, осуществляемое при освоении дополнительной общеобразовательной программы.

Возрождение института наставничества в качестве одной из приоритетных задач

включено в федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Достижение целевого ориентира - вовлечения «не менее чем 70 % обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в различные формы наставничества», - позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь целевых установок национального проекта «Образование» в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Методической поддержкой реализации наставничества в образовательных организациях является «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», утверждённая распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 [3]. Таким образом, стратегические направления и методология реализации наставничества в образовательных организациях определены, однако каждый вид образования (общее, профессиональное, дополнительное) имеет свою специфику, следовательно, и введение института наставничества в системе дополнительного образования детей имеет свои особенности и требует дополнительного рассмотрения.

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью форм наставничества в системе дополнительного образования детей и потребностью вовлечения в различные формы наставничества 70 % обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. В связи с этим было проведено констатирующее исследование с целью выявления специфики отношения к наставничеству участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

В процессе исследования были проведены:

1) теоретический анализ научных подходов к наставничеству через призму дополнительного образования детей;

2) разработка анкеты-опросника и опрос, направленный на выявление информированности субъектов системы дополнительного образования детей по вопросам введения в образовательный процесс различных форм наставничества и их отношения к наставнической деятельности;

3) анализ результатов анкетирования и подготовка рекомендаций к последующему внедрению форм наставничества, оптимальных для дополнительного образования детей.

Обзор литературы

Теоретический анализ показал, что современное содержание понятия наставничества состоит в передаче опыта от педагога-мастера к ребёнку, осваивающему тот или иной вид деятельности. Восполнение образовательного дефицита или помощь в выстраивании межличностных коммуникаций лежит в основе деятельности наставника. Деятельность наставника можно сопоставить с педагогической поддержкой, смысл и назначение которой в том, чтобы оказать помощь человеку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть. Теоретико-методологические и научно-практические основы педагогической поддержки разработаны и описаны в трудах отечественных авторов 1990-2000-х годов (О. С. Газман [4], С. С. Гиль [5], Н. Б. Крылова [6], Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин [8] и др.).

Теория тьюторского сопровождения Т. М. Ковалева [8] раскрывает индивидуальное наставничество как «персональное сопровождение обучающегося в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, подготовки к творческим и конкурсным мероприятиям, сопровождение его самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути». Тьюторство как педагогическая форма взаимодействия в наставнической паре описана в работах современных авторов (Т. М. Ковалева, Т. А. Климова, Л. И. Лазарева [8], Д. А. Логинов [9]).

Для нашего исследования в качестве принципиально важной в теории тьюторского сопровождения Т. М. Ковалевой определена [8] следующая позиция: «Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путём вовлечения сопровождаемого в ту или иную деятельность, с последующей организацией её обсуждения и осмысления полученного опыта». Соответственно, значимыми методами работы наставника являются организация деятельности сопровождаемого и совместное обсуждение. Специфика наставнической деятельности описана в работах педагогов-практиков как преодоление образовательного дефицита, что невозможно в ходе одного или немногих разовых мероприятий. Завершение периода наставничества наступает при преодолении дефицита, показателем чего служит комплекс устойчивых поведенческих изменений (В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев [10]).

Эти теоретические позиции определили ценностно-смысловую основу наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей как тьюторское сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся.

Разработка и внедрение наставничества при реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает достижение следующих результатов:

- раскрытие потенциала каждого наставляемого;

- улучшение образовательных результатов обучающегося и повышение мотивации к учёбе, высокий уровень достижений в конкурсных и спортивных мероприятиях (Н. Н. Журавлева [11]);

- «создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одарённые дети, подростки в трудной жизненной ситуации)» (Н. И. Ермакова [12]);

- «развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.» (Н. А. Волкова [13], И. В. Рыжкова [14]).

При этом важным фактором эффективности наставнической деятельности является отношение всех участников этой деятельности к наставничеству. Основу отношения составляет когнитивный компонент - информированность участников наставнической деятельности (В. В. Дехтяренко [15]).

Материалы и методы

С целью изучения уровня информированности руководителей, обучающихся, их родителей и педагогических работников системы дополнительного образования детей о значении и различных формах наставничества была разработана анкета-опросник и проведён социологический опрос-исследование информированности субъектов системы дополнительного образования детей по вопросам введения в образовательный процесс различных форм наставничества «Наставничество. Ожидания и реальность».

Для каждой категории респондентов была разработана своя анкета-опросник. Педагогическим работникам системы дополнительного образования детей предлагалось ответить на 13 вопросов, обучающимся - на 9 и родителям - на 15 . Для сопоставления

результатов диагностики некоторые вопросы звучали одинаково во всех опросниках.

Анкета «Наставничество. Ожидания и реальность» (педагогические работники системы дополнительного образования детей) была направлена на установление следующих параметров:

- «мотивационная готовность» (вопросы о готовности и желании педагогических работников к реализации наставнической деятельности);

- «характеристики наставника» (указание на главную, на взгляд респондентов, характеристику эффективного наставника; личностные и профессиональные качества, которыми он должен обладать);

- «оценка эффективности деятельности наставника» (открытые вопросы об оценке наставнической деятельности и характеристике эффективного наставника).

Анкета «Наставничество. Ожидания и реальность» (родители) раскрывала такие параметры, как:

- «удовлетворённость различными показателями дополнительного образования» (вопросы, связанные с ожиданием родителей: «В чём Вы видите смысл дополнительного образования для Вашего ребёнка? Выберите из предложенных вариантов не более трёх, наиболее значимых для Вас (способствует познанию и пониманию окружающей жизни; развивает интересы и способности ребёнка; мотивирует к познанию и творчеству; готовит к получению профессии; обеспечивает самореализацию ребёнка; способствует успешному освоению образовательных программ в школе; готовит к поступлению в учреждения профессионального образования; предоставляет возможность в будущем сделать карьеру в той области, в которой он занимается, и др.)». «От чего в процессе посещения Вашим ребёнком учреждения дополнительного образования Вы получаете наибольшее удовлетворение? Выберите из предложенных вариантов не более четырёх, наиболее значимых для Вас (от его успехов на занятиях дополнительного образования; от его достижений в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, конференциях и т. д.; от того, насколько интересно Вашему ребёнку посещать занятия (кружковые, секционные и т. п.); от взаимоотношений с ребятами; от взаимоотношений с педагогами; от воспитательных мероприятий учреждения и учебной группы; от возможности Вашего ребёнка проявить себя, свои способности и умения; от того, как оценивают достижения Вашего ребёнка; от уровня требований со стороны педагогов; от престижа учебного заведения; от собственного вклада в содействие дополнительному образованию Вашего ребёнка (посещение родительских собраний, открытых занятий, участие в массовых мероприятиях)»;

- «характеристики наставника» (вопросы: «Хотели бы Вы, чтобы у Вашего ребёнка был наставник?»; «Кого бы Вы выбрали в наставники для Вашего ребёнка и какими личностными и профессиональными качествами должен обладать наставник?»);

- «мотивационная готовность родителей быть наставником» (уточняющие вопросы о желании родителей включиться в наставническую деятельность).

Анкета «Наставничество. Ожидания и реальность» (дети) позволила оценить:

- «характеристики наставника» (вопросы, касающиеся востребованности наставничества у обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе: «Хотел бы ты, чтобы у тебя был наставник?»; «Кого бы ты выбрал в наставники?»; «В какой помощи наставника ты нуждаешься?»; «Укажи вид взаимодействия с наставником» (наставник должен обладать (не более четырёх вариантов ответов): гибким и критическим мышлением, коммуникативными и организаторскими способностями; быть отзывчивым и сочувствующим человеком; иметь навыки интуиции и самоанализа; быть спокойным и уравновешенным человеком; быть дружелюбным и добрым человеком; хорошо знать свой предмет);

- «удовлетворённость различными показателями дополнительного образования» (позволяет определить степень освоения дополнительных общеобразовательных

программ и выяснить пожелания в части обновления содержания дополнительного образования);

- «мотивационная готовность быть наставником» (вопросы о готовности и возможности быть наставником для детей из своего творческого объединения).

Анкетирование проводилось с использованием платформы для социальных исследований SocView. Информирование респондентов о проведении анкетирования осуществлялось через новостную ленту на сайте организации - инициатора опроса и информационные письма, направленные в учреждения дополнительного образования детей.

Результаты исследования

В опросе приняли участие 219 педагогических работников системы дополнительного образования детей из 54 образовательных организаций дополнительного образования детей.

Значительное большинство педагогов дополнительного образования положительно и с желанием относятся к внедрению наставничества. Готовы стать наставником 82,2 % респондентов: они готовы встречаться с наставляемым несколько раз в неделю -25 %, один раз в неделю - 28 %, по мере возникновения вопросов - 41 %.

Из 335 обучающихся, принявших участие в опросе, 82 % хотят иметь наставников. В качестве наставника видят своего педагога 64 % детей, старшего товарища в своём творческом объединении - 30 %, выпускника своего творческого объединения - 30 %, другого педагога своей образовательной организации - 21 %. Помощь наставника необходима ребятам для решения следующих проблем: в подготовке к участию в конкурсах - 71 %; в выстраивании отношений с другими ребятами в объединении - 33 %; в адаптации в коллективе - 17 %; выстраивании взаимодействия с родителями - 16 %. Готовы сами стать наставниками, помогать другим ребятам советами в трудной ситуации, знаниями, игрой, подготовкой к участию в конкурсах, в выстраивании отношений с другими ребятами, в адаптации в коллективе, научить тому, что сами умеют, улучшить знания по школьным предметам, научить дружить 62 % респондентов из числа обучающихся.

Родители приняли активное участие в опросе по введению наставничества и шефства в образовательный процесс, из 363 респондентов 93 % хотели бы, чтобы у ребёнка был наставник, и в этом качестве видят педагога своего ребёнка - 93 %, а также выпускника объединения, в котором занимается ребёнок, - 7 %. Отвечая на вопрос: «В какой помощи наставника нуждается Ваш ребёнок?», родители называли следующее: «помощь при подготовке к участию в конкурсах» - 77 %; «помощь в выстраивании отношений с другими ребятами в объединении» - 33 %; «помощь в адаптации в коллективе» - 23 %. Желание стать наставником выразили 26 % респондентов-родителей, никто из опрошенных не отказывался от участия в мероприятиях вместе со своими детьми. Они выразили готовность оказывать моральную, организационную помощь; ходить в походы, участвовать в конкурсах, в подготовке к конкурсам; подсказывать, как контактировать с окружающими; оказывать помощь в выстраивании отношений с другими ребятами и их родителями, в адаптации в коллективе, в выстраивании отношений с другими ребятами и многое другое.

Обсуждение и заключение

Для достижения цели нашего исследования наибольший интерес представляли вопросы, позволяющие оценить параметры «мотивационная готовность» и «характеристики наставника». Эти вопросы были включены во все анкеты для проведения сравнительного анализа ответов, данных представителями различных групп респондентов. Стоит отметить, что в большинстве случаев ответы детей, родителей и педагогов не

противоречат друг другу.

На вопросы, касающиеся мотивационной готовности к наставнической деятельности, все респонденты ответили утвердительно.

Основные направления наставнической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей определены ответами на вопрос «В какой помощи наставника нуждаетесь?» и представлены на рисунке 1.

помощь при подготовке помощь в выстраивании помощь при адаптации «участи» е конкурсах отношений е другими е коллектим

ребятами в объединении

■ педагог ■ родитель ребенок

Рисунок 1. Статистика по результатам ответа на общий вопрос социологического опроса: «В какой помощи наставника нуждаетесь?»

Figure 1. Response statistics for the general question of the sociological survey "What kind of help do you need from a mentor?"

Таким образом, можно констатировать, что в системе дополнительного образования детей актуальным направлением наставнической деятельности является программа наставничества по подготовке к участию в конкурсных мероприятиях. Это направление отметили все группы респондентов как приоритетное. Взгляды респондентов на наставническую помощь в вопросах адаптации и выстраивания межличностных отношений в целом совпадают, однако дети считают, что роль наставника в построении межличностных отношений более актуальна, чем в процессе адаптации в коллективе, а педагоги приоритетом наставнической деятельности считают помощь в адаптации ребёнка к новой среде и новому виду деятельности. В силу невысокой доли выбора этих двух направлений по сравнению с направлением «подготовка к конкурсным событиям» можно считать наставничество в выстраивании межличностных отношений и адаптации в коллективе единым направлением. Реализация программы наставничества этого направления будет зависеть от запроса родителя или ребёнка.

Из личностных и профессиональных качеств наставника респонденты всех групп отметили коммуникативные и организаторские способности наставника. Хорошее знание предмета, эмоциональная устойчивость и критичность мышления были указаны педагогами и родителями как приоритетные. Однако в ответах детей на первом месте оказались личностные качества: доброта и дружелюбие - как важные характеристики наставника (рисунки 2 и 3).

гибким и критическим коммуникативными и быть эмоционально мышлением организаторским устойчивым

способностями;

Рисунок 2. Статистика ответа на общий вопрос: «Какими качествами должен обладать наставник?»

Figure 2. Response statistics for the general question "What qualities should a mentor possess?"

хорошими знаниями быть дружелюбным и быть СПОКОЙНЫМ и

предмета добрым человеком уравновешенным

человеком

■ педагог ■ родитель ■ ребенок

Рисунок 3. Статистика ответа на общий вопрос: «Какими качествами должен обладать наставник?»

Figure 3. Response statistics for the general question "What qualities should a mentor possess?"

Результаты социологического опроса, организованного с целью выявления отношения субъектов образовательного процесса к наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей и особенностей наставничества при реализации дополнительных общеобразовательных программ «Наставничество. Ожидания и реальность», показали мотивационную готовность всех участников к внедрению наставничества в образовательный процесс. В образовательных организациях, принявших участие в опросе, имеется значительный потенциал по формированию наставнических пар «ученик - ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии».

По результатам социологического опроса было выдвинуто предположение о том,

что наставническая деятельность, осуществляемая в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы, может быть организована по таким направлениям, как: подготовка к конкурсным мероприятиям, событиям и построение межличностных отношений в творческом объединении (при наличии запросов). В системе дополнительного образования возможна организация наставнической деятельности с привлечением детей и родителей в роли наставников в наставнических парах «ученик -ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии».

С учётом полученных результатов, раскрывающих специфику мотивации, содержания и направления наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей, а также требований к личностно-профессиональным характеристикам педагога на следующих этапах предполагается решение задач моделирования и внедрения региональной модели наставничества в систему дополнительного образования детей:

- разработка алгоритма наставнической деятельности в наставнических парах «ученик - ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии» при реализации дополнительной общеобразовательной программы;

- разработка методических рекомендаций по внедрению наставнической деятельности в наставнических парах «ученик - ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии» при реализации дополнительной общеобразовательной программы;

- пилотное внедрение наставнической деятельности в наставнических парах «ученик - ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии» при реализации дополнительной общеобразовательной программы в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей;

- оценка эффективности образовательного процесса при реализации программы наставничества в наставнических парах «ученик - ученик», «ученик - педагог», «ученик - носитель профессии» при реализации дополнительной общеобразовательной программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // КОДЕКСЫ и ЗАКОНЫ : правовая навигационная система. URL: https:// www.zakonrf.info/zakon-ob obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 23.05.2023).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]: Концепция утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204040022 (дата обращения: 14.05.2023).

3. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561232576 (дата обращения: 15.03.2023).

4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995. Вып. 3. С. 58-64.

5. Гиль С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург,

2001. 349 с.

6. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92-103.

7. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина. М. : Academia, 2006. 288 с.

8. Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только... : коллективная монография / науч. ред. Т. М. Ковалева. М. : МТА, 2018. 100 с.

9. Логинов Д. А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса : учебно-методическое пособие. Саратов : СОИРО, 2017. 87 с.

10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

11. Журавлева Н. Н., Талышинская И. А. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 14-22. DOI: 10.15293/1812-9463.2202.02

12. Ермакова Н. И., Хлебалина Т. Н. Практика наставничества в системе работы с детьми группы социального риска в условиях подростковых клубов по месту жительства // Методист. 2018. № 2. С. 24-30.

13. Волкова Н. А., Сычева И. В. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс] // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 18-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?ed-n=bjiido&ysclid=lm600yfo4896856705 (дата обращения: 12.05.2023).

14. Рыжкова И. В., Чурсина С. А. Наставничество как пространство развития исследовательских компетенций обучающихся (форма «студент-ученик») [Электронный ресурс] // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 7-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49618292&ysclid=lm607axofc645402513 (дата обращения: 23.05.2023).

15. Дехтяренко В. В. Специфика субъектов и объекта наставничества в системе педагогического образования // Методист. 2019. № 1. С. 50-52.

16. Качина Т. В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества // Методист. 2022. № 7. С. 2-4.

17. Лубенникова С. А., Кузьмина С. А., Шмакова С. В. Наставнические практики в школьных экологических проектах [Электронный ресурс] // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 13-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=49618293&ysclid=lm60fVuyqi110573593 (дата обращения: 12.04.2023).

References

1. Ob obrazovanii v Rossiiskoy Federatsii: Federalniy zakon N 273-FZ ot 29.12.2012 (red. ot 30.12.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022). [On education in the Russian Federation. Federal Law N 273-FZ dated December 29, 2012 (ed. December 30, 2021) (ed. effective from March 1, 2022)]. KODEKSY i ZAKONY pravovaya navigatsionnaya sistema [CODES and LAWS: legal navigation system]. Available at: https://www.zakonrf.info/za-kon-ob obrazovanii-v-rf/ (Accessed 23 May 2023)

2. Koncepciya razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detei do 2030 goda: Konceptsiya utv. rasporyazheniem Pravitelstva Rossiiskoy Federatsii ot 31 marta 2022 g. № 678-r [The concept of the development of additional education for children until 2030: Concept approved by Order of the Government of the Russian Federation dated March 31, 2022 No.

678-r]. Oficialniy internet-portalpravovoy informatsii [Official internet portal of legal information]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204040022) (Accessed 14 May 2023)

3. Ob utverzhdenii Tselevoy modeli razvitiya regionalnikh sistem dopolnitelnogo obra-zovaniya detey: Prikaz Ministerstva prosveshheniya Rossiiskoy Federatsii ot 03.09.2019 g. №467 [On the approval of the Target model for the development of regional systems of additional education for children: the Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated September 3, 2019 No. 467]. Elektronniy fondpravovykh i normativno- tekh-nicheskikh dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/561232576 (Accessed 15 March 2023)

4. Gazman O. S. Pedagogicheskaya podderzhka detey v obrazovanii kak innovatsionnaya problema [Pedagogical support of children in education as an innovative problem]. Novie tsennosti obrazovaniya: desyat kontseptsiy i esse. [New values of education: ten concepts and essays]. Moscow, 1995. Vol. 3, pp. 58-64. (In Russian)

5. Gil S. S. Munitsipalnaya sistema sotsialno-pedagogicheskoy podderzhki molodezhnykh initsiativ: teoriya i praktika. Dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.01. [Municipal system of social and pedagogical support of youth initiatives: theory and practice. Doc. Diss.: 13.00.01.]. Orenburg, 2001. 349 p. (In Russian)

6. Krylova N. B. Pedagogicheskaya, psikhologicheskaya i nravstvennaya podderzhka kak prostranstvo lichnostnykh izmeneniy rebenka i vzroslogo [Pedagogical, psychological and moral support as a space for personal changes of a child and an adult]. Klassniy rukovoditel [Class Teacher]. 2000, no. 3, pp. 92-103.(in Russian)

7. Mikhailova N. N., Yusfin S. M., Aleksandrova E. A. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii [Pedagogical support of a child in education]. Moscow, Academia, 2006. 288 p. (In Russian)

8. Kovaleva T.M., Klimova T.A., Lazareva L.I. Mitroshina T.M., Tyumina M.V Lichno-stno-resursnoe kartirovanie kak sredstvo raboty tyutora. I ne tolko.... kollektivnaya mono-grafiya [Personal resource mapping as a means of tutor's work. And not only. collective monograph]. Moscow, MTA, 2018. 100 p. (In Russian)

9. Loginov D.A. Tyutorskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo protsessa: uchebno-meto-dicheskoe posobie [Tutor support of the educational process: educational and methodical manual]. Saratov, SOIRO, 2017. 87 p. (In Russian)

10. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen xoro-sho zatochenniy instrument [Mentoring in education: a well-honed tool is needed]. Profes-sionalnoe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and the labor market]. 2019, no. 3, pp. 4-18. (In Russian)

11. Zhuravleva N.N., Talyshinskaya I. A. Organizatsiya nastavnichestva kak neobkhod-imoe uslovie upravleniya kachestvom obrazovaniya [Organization of mentoring as a necessary condition for quality management of education]. Vestnikpedagogicheskikh innovatsii [Journal of Pedagogical Innovations]. 2022, no. 2, pp. 14-22. (In Russian)

12. Ermakova N.I., Khlebalina T. N. Praktika nastavnichestva v sisteme raboty s det-mi gruppy sotsialnogo riska v usloviyakh podrostkovykh klubov po mestu zhitelstva [The practice of mentoring in the system of working with children of the social risk group in the conditions of teenage clubs at the place of residence]. Metodist [Methodist]. 2018, no. 2, pp. 24-30. (In Russian)

13. Volkova N.A., Sycheva I.V. Nastavnichestvo v shkole kak resursnaya sreda dlya razvitiya kompetentsiy obuchayushhikhsya [Mentoring at school as a resource environment for the development of students' competentsies]. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO [Academic Bulletin. Bulletin of St. Petersburg APPO]. 2022, no. 2, pp. 18-21. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bjiido&ysclid=lm600yfo4896856705 (Accessed 12 May 2023).

14. Ryzhkova I.V., Chursina S.A. Nastavnichestvo kak prostranstvo razvitiya issledo-vatelskikh kompetentsiy obuchayushchikhsya (forma «student-uchenik») [Mentoring as a space for the development of students' research competencies (student-pupil form)] Akade-micheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO [Academic Bulletin. Bulletin of St. Petersburg APPO]. 2022, no. 2, pp. 7-12. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49618292&ysclid=l-m607axofc645402513 (Accessed 23 May 2023).

15. Dekhtyarenko V.V Spetsifika subiektov i obiekta nastavnichestva v sisteme pedagog-icheskogo obrazovaniya [The specifics of the subjects and object of mentoring in the system of pedagogical education]. Metodist [Methodist]. 2019, no. 1, pp. 50-52. (In Russian)

16. Kachina T.V Festival praktik nastavnichestva: obmen opytom i ideyami, ekspertiza soderzhaniya, sovmestnoe prodvizhenie k ponimaniyu suti ponyatiya i mnogoobraziya nastavnichestva [Mentoring Practices Festival: exchange of experience and ideas, content expertise, joint promotion to understanding the essence of the concept and diversity of mentoring]. Metodist [Methodist]. 2022, no. 7, pp. 2-4. (In Russian)

17. Lubennikova S.A. Kuzmina S.A., Shmakova S.V. Nastavnicheskie praktiki v shkolnykh ekologicheskikh proektakh [Mentoring practices in school environmental projects]. Akademicheskiy vestnik. Vestnik SPb APPO [Academic Bulletin. Bulletin of St. Petersburg APPO]. 2022, no. 2, pp. 13-17. Available at: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=49618293&ysclid=lm60fvuyqi110573593 (Accessed 12 April 2023).

Татьяна Владимировна Глазкова

Tatiana V Glazkova

кандидат педагогических наук, руководитель центра развития дополнительного образования

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Center for the Development of Additional Education

AuthorlD: 297888

AuthorlD: 297888

Институт развития образования Иркутской области

Institute for the Development of Education of the Irkutsk region

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А

10A Krasnokazachya St, Irkutsk, Russia, 664007

тел.: +7 (3952) 500904

Tel: +7 (3952)500904

Статья поступила в редакцию 21.07.2023, одобрена после рецензирования 24.07.2023, принята к публикации 30.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.