Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАСТАВНИК / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БАНК ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхтанигова Жанна Мухарбиевна, Фатнева Елена Алексеевна, Павленко Ольга Александровна, Азаров Владимир Александрович, Глушко Светлана Александровна

В статье рассматриваются вопросы организации деятельности региональной инновационной площадки по вопросам развития системы наставничества в системе общего образования. Наставничество является эффективным ресурсом кадровой технологии в общеобразовательной организации, позволяющей развивать профессиональный рост педагогов. Наставничество обеспечивает взаимосвязь развития профессиональных компетенций и персонификацию, что в совокупности гарантирует комплексный подход к каждому педагогу. В ходе реализации инновационного проекта «Наставничество - эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога» была разработана система поддержки субъектов инновационного процесса: -обучающихся через учебно-методические материалы, индивидуальные планы работы наставника с наставляемыми; - родителей через организацию системы оперативной педагогической поддержки, консультирования семьи ребенка по преодолению образовательных дефицитов; - педагогов через осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения: образовательные сайты, электронные журналы. Достижение положительных результатов инновационной деятельности стало возможным благодаря повышению уровня понимания педагогами значимости темы инновационного проекта осознания основных целей, результатов и способов их достижения. Проведенные исследования подтверждают высокую актуальность наставничества в вопросе профессионального роста педагогов общего образования. Работа будет представлять интерес для специалистов муниципальных органов управления образованием, методистов муниципальных методических служб, руководящих и педагогических работников, обучающихся общеобразовательных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яхтанигова Жанна Мухарбиевна, Фатнева Елена Алексеевна, Павленко Ольга Александровна, Азаров Владимир Александрович, Глушко Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MENTORING IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION AS PART OF THE REGIONAL INNOVATION PLATFORM

The article discusses organizing the regional innovation platform for the development of mentoring in the system of general education. Today, mentoring is an effective resource of personnel technology in a general education organization, which allows teachers to develop their professional growth. Mentoring provides an interconnected development of professional competencies and personalization, which together guarantee a comprehensive approach to each teacher. During the implementation of the innovative project “Mentoring - an effective resource for developing professional competencies of a teacher”, a system of support for the subjects of the innovation process was developed: - students through educational and methodological materials, individual work plans of a mentor with mentees; -parents through organizing the system of an operational pedagogical support, consulting a child's family how to overcome educational deficits; - teachers through implementing an information interaction of the educational purpose: learning sites, e-journals. Achievement of positive results of innovative activity was possible due to the increased level of teachers' understanding of the importance of the topic of the innovative project awareness of the main objectives, results and ways to achieve them. The conducted research confirms the high relevance of mentoring in the issue of professional growth of teachers of general education. The work will be of interest to specialists of municipal education authorities, methodologists of municipal methodological services, management and teaching staff, students of general education organizations.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ»

УДК 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-133-141

ББК 74.04(2)

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

ORGANIZATION OF MENTORING IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION AS PART OF THE REGIONAL INNOVATION PLATFORM

Яхтанигова Жанна Мухарбиевна

Заведующий центром сопровождения деятельности общеобразовательных организаций ОГАОУ ДПО «БелИРО» E-mail: yahtanigova_zhm@beliro.ru

Yakhtanigova Zhanna M.

Head of the Center for Supporting the Activities of Educational Organizations, Regional State Autonomous Educational Institution for Continuing Professional Education "Belgorod Institute of Education Development" E-mail: yahtanigova_zhm@beliro.ru

Фатнева Елена Алексеевна

Методист центра сопровождения деятельности общеобразовательных организаций ОГАОУ ДПО «БелИРО»

E-mail: fatneva_ea@beliro.ru

Fatneva Elena A.

Methodologist at the Center for Supporting the Activities of Educational Organizations, Regional State Autonomous Educational Institution for Continuing Professional Education "Belgorod Institute of Education Development"

E-mail: fatneva_ea@beliro.ru

Павленко Ольга Александровна

Начальник отдела МКУ «Центр развития и оценки качества образования» Ивнянского района E-mail: yоlo2020@mail.ru

Pavlenko Olga A.

Head of the department of the Center for Development and Quality Evaluation of Education of Ivnyanskiy District E-mail: ylo2020@mail.ru

© Яхтанигова Ж. М., Фатнева Е. А., Павленко О. А., Азаров В. А., Глушко С. А., 2022

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Азаров Владимир Александрович

Директор МБОУ «Песчанская СОШ» Ивнянского района

E-mail: peschanschool@mail.ru

Глушко Светлана Александровна

Заместитель директора МБОУ «Песчанская СОШ»

Ивнянского района

E-mail: peschanschool@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации деятельности региональной инновационной площадки по вопросам развития системы наставничества в системе общего образования. Наставничество является эффективным ресурсом кадровой технологии в общеобразовательной организации, позволяющей развивать профессиональный рост педагогов. Наставничество обеспечивает взаимосвязь развития профессиональных компетенций и персонификацию, что в совокупности гарантирует комплексный подход к каждому педагогу. В ходе реализации инновационного проекта «Наставничество - эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога» была разработана система поддержки субъектов инновационного процесса: -обучающихся через учебно-методические материалы, индивидуальные планы работы наставника с наставляемыми; - родителей через организацию системы оперативной педагогической поддержки, консультирования семьи ребенка по преодолению образовательных дефицитов; - педагогов через осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения: образовательные сайты, электронные журналы. Достижение положительных результатов инновационной деятельности стало возможным благодаря повышению уровня понимания педагогами

Azarov Vladimir A.

Headmaster of the "Peschan secondary school", Ivnyanskiy District E-mail: peschanschooL@maiL.ru

Glushko Svetlana A.

Deputy Head of the "Peschan secondary school", Ivnyanskiy District E-mail: peschanschooL@maiL.ru

Abstract. The article discusses organizing the regional innovation platform for the development of mentoring in the system of general education. Today, mentoring is an effective resource of personnel technology in a general education organization, which allows teachers to develop their professional growth. Mentoring provides an interconnected development of professional competencies and personalization, which together guarantee a comprehensive approach to each teacher. During the implementation of the innovative project "Mentoring - an effective resource for developing professional competencies of a teacher", a system of support for the subjects of the innovation process was developed: - students through educational and methodological materials, individual work plans of a mentor with mentees; -parents through organizing the system of an operational pedagogical support, consulting a child's family how to overcome educational deficits; - teachers through implementing an information interaction of the educational purpose: learning sites, e-journals. Achievement of positive results of innovative activity was possible due to the increased level of teachers' understanding of the importance of the topic of the innovative project awareness

значимости темы инновационного проекта осознания основных целей, результатов и способов их достижения. Проведенные исследования подтверждают высокую актуальность наставничества в вопросе профессионального роста педагогов общего образования. Работа будет представлять интерес для специалистов муниципальных органов управления образованием, методистов муниципальных методических служб, руководящих и педагогических работников, обучающихся общеобразовательных организаций.

of the main objectives, results and ways to achieve them. The conducted research confirms the high relevance of mentoring in the issue of professional growth of teachers of general education. The work will be of interest to specialists of municipal education authorities, methodologists of municipal methodological services, management and teaching staff, students of general education organizations.

Ключевые слова: общеобразовательные организации, наставник, оценка профессиональных компетенций, профессиональный рост, методическое сопровождение, банк данных.

Keywords: educational organizations, a mentor, assessment of professional competencies, the professional growth, a methodological support, a data bank.

Для цитирования: Яхтанигова Ж. М., Фатнева Е. А., Павленко О. А., Азаров В. А., Глушко С. А. Организация наставничества в общеобразовательной организации в рамках деятельности региональной инновационной площадки // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 133-141. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-133-141.

Cite as: Yakhtanigova Zh. M., Fatneva E. A., Pavlenko O. A., Azarov V. A., Glushko S. A. Organization of mentoring in the general education organization as part of the regional innovation platform. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 133-141. DOI: 10.31862/2218-87112022-4-133-141.

Развитие образования в Белгородской области, как составной части системы образования Российской Федерации, определяется приоритетами государственной и региональной политики [1, с. 12]. Приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в сфере образования Белгородской области являются создание современной образовательной среды для обучающихся. Это подразумевает такие направления, как современная информационно-образовательная среда; развитие дополнительного образования детей; мобилизация ресурсов социальных институтов в воспитании детей и подростков с учетом региональных особенностей и укрепление здоровья субъектов образовательных отношений, и продвижение ценностей здорового образа жизни [2, с. 7; 3, с. 1-3].

Традиционные технологии современной школы позволяют достичь хороших показателей качества знаний, но при постоянно обновляющемся социальном заказе сложно

старыми способами подготовить школьника к жизни в быстро меняющемся мире [4, с. 8]. Вместе с учеником «знающим» мы должны сформировать человека «действующего». Роль учителя в решении данной задачи велика, что подчеркивается в концепции образования: «Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной подготовки, педагогического мастерства, готовности к инновационной и опытно-экспериментальной деятельности».

Несомненно, инновационная деятельность - это не только возможность профессионального роста учителя, но и создание условий для раскрытия потенциала учащихся. При этом можно однозначно ориентироваться на слова Стива Джобса: «Инновация отличает лидера от догоняющего». Быть в роли догоняющего никому не хочется. В МБОУ «Песчан-ская СОШ» Ивнянского района Белгородской области работает инициативная, креативная команда, ставящая перед собой реальные цели и упорно добивающаяся результата.

Школа работает в режиме инновационной площадки по теме: «Наставничество -эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога» с января 2021 г. Цель деятельности региональной инновационной площадки - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования МБОУ «Песчанская СОШ».

Эффективность деятельности региональной инновационной площадки обусловлена, в первую очередь, тем, что охватывается довольно широкое поле проблем, которые затрагивают вопросы содержания и методики преподавания, контроля и оценки качества образования, внедрения инновационных педагогических технологий и другие. При этом уровень значимости решаемых проблем варьирует в различных пределах для каждого педагога, но в целом решение их обеспечивает профессиональный рост всего коллектива.

Нормативно-правовыми основами деятельности РИП МБОУ «Песчанская СОШ» являются документы федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения (рис. 1). Методическое сопровождение РИП включено в годовой план МКУ «Управление образования» и МКУ «Центр развития и оценки качества образования». На муниципальном уровне за школой закреплен куратор - начальник отдела методического сопровождения по внедрению инновационных технологий и реализации проектов МКУ «Центр развития и оценки качества образования». На региональном уровне научная деятельность курируется научным руководителем - сотрудником ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». Кураторы принимают активное участие в разработке плана работы региональной инновационной площадки в течение учебного года, а также принимают непосредственное участие в мероприятиях различного уровня.

Реализация программ наставничества направлена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения образования [5, с. 23]. В программе наставничества выделяются три главные роли.

Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор и рабочая группа - сотрудники образовательной организации, которые отвечают за организацию всего цикла программы наставничества. Реализация программы наставничества происходит благодаря работе ответственных лиц и куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Одним из важнейших результатов деятельности региональной инновационной площадки выступает формирование инфраструктуры и развитие кадрового потенциала образовательной организации. Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать, в первую очередь, его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов (наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна).

Реализация системы (целевой модели) наставничества педагогических работников имеет свои особенности для образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования, обусловленные различиями в организации процессов обучения и взаимодействия педагогов. Система наставничества в системе общего образования ориентирована на реализацию федерального проекта «Современная школа», в системе дополнительного образования - на реализацию федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Условиями успешной диссеминации является профессиональное сообщество, которое в своей деятельности использует информационные, коммуникационные, обучающие и экспертные каналы. В диссеминации своего инновационного продукта РИП МБОУ «Песчанская СОШ» применяла установочные семинары для педагогических работников по вопросу внедрения методологии наставничества и шефства «Наставничество в образовании в современных условиях»; семинар для участников образовательных отношений «Эффективные модели наставничества»; семинар для участников образовательных отношений «Большая перемена»; проектную сессию «Наставничество в образовании: современная практика»; открытый урок по педагогическому мастерству «Это профессионально!»; муниципальный мастер-класс «Менторинг - успешное вхождение в профессию»; муниципальную деловую игру «Наставник онлайн»; квест «Выбери наставника».

Банк лучших практик наставничества является эффективным инструментом в формировании кадровой политики образовательной организации. Он позволяет раскрыть опыт конкретного педагога-наставника, обеспечивающего профессиональное развитие

молодых педагогов и педагогов, нуждающихся в сопровождении. Лучшие практики наставничества ориентированы на повышение профессионального мастерства, развитие коммуникаций в педагогическом коллективе, формирование духа командной работы [6, с. 17]. К очевидным преимуществам также относится формирование категории педагогов, способных и готовых принимать активное участие в подготовке новых кадров образовательной организации.

Рис. 1. Алгоритм работы РИП

В рамках деятельности региональной инновационной площадки в 2021 г. был проведен мониторинг достижения целевых индикаторов и показателей реализации инновационной программы (табл. 1).

Мониторинг инновационной деятельности образовательной организации позволяет выявить факторы, обеспечивающие ее конкурентоспособность. Существующая сегодня потребность в регламентировании наставничества в качестве профессиональной деятельности разрешена внедрением целевой модели наставничества [7, с. 5].

Мониторинг достижения целевых индикаторов и показателей реализации программы инновационной деятельности показал выполнение 6 целевых индикаторов и показателей, основные из которых представлены в табл. 1. Реализация остальных показателей запланирована к концу 2022 г.

Таблица 1

Достижение основных целевых индикаторов и показателей реализации инновационной программы за 2021 г., %

Наименование показателя Минимальное значение Степень достижения показателя

Доля педагогических работников, внедривших целевую модель наставничества 40,0 100,0

Доля детей в возрасте от 11 до 17 лет от общего количества детей, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого 25,0 100,0

Доля детей и подростков в возрасте от 15 до 17 лет от общего количества детей, вошедших в наставнические программы в роли наставника 10,0 13,0

Доля учителей, вошедших в наставнические программы в роли наставляемого, желающих повысить уровень профессионального мастерства 15,0 16,6

В целях решения задач, стоящих перед региональной инновационной площадкой, образовательной организацией проделана следующая работа:

• разработана программа развития региональной инновационной площадки «Наставничество - эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога»;

• совместно с научным руководителем региональной инновационной площадки и куратором школы разработана «дорожная карта» внедрения целевой модели наставничества и план работы региональной инновационной площадки на 2021 г.;

• проведен стартовый мониторинг профессиональных затруднений педагогов и образовательных дефицитов обучающихся;

• мероприятия инновационной работы включены во внутришкольный контроль;

В рамках организации деятельности региональной инновационной площадки педагогическое сообщество МБОУ «Песчанская СОШ» активно участвует в образовательной деятельности как на муниципальном, так и на региональном уровне. В частности, участие в муниципальном и региональном конкурсе «Школа года», на муниципальном этапе школа - победитель конкурса, на региональном - участник. В региональном конкурсе «Лучшая система управления» управленческий опыт инновационной деятельностью МБОУ «Песчанская СОШ» был отмечен призовым местом.

Перспективы дальнейших исследований связаны с:

• разработкой учебно-методических пособий;

• повышением уровня публикационной и методической активности;

• созданием целостной научно-методической системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для профессионального развития педагогов;

• обеспечением позитивной социализации обучающихся;

• разработкой исследовательской программы диагностики особенностей и уровня профессионального развития педагогов и показателей эффективного сопровождения процесса профессионального развития педагогов;

• развитием и саморазвитием педагогов образовательных организаций, которые участвуют в реализации проекта через осознание и освоение содержания как собственных индивидуальных проектов, так и проектов других участников.

Список литературы

1. Постановление Правительства Белгородской области от 15.02.2021 № 51-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 12 мая 2014 года № 184-пп».

2. Методические рекомендации по организации деятельности инновационных площадок Белгородской области. Белгород, 2021. 7 с.

3. Приказ департамента образования Белгородской области от 26.01.2021 № 100 «О деятельности региональных инновационных площадок».

4. Чуприкова Е. В., Лагода К. С., Яхтанигова Ж. М. Наставничество как эффективный инструмент развития педагогов // Дневник наставника: сб. метод. рекомендаций / авт.-сост. Е. Н. Мясищева. Белгород: Изд. ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. 169 с. С. 5-7.

5. Организация наставничества в школе. URL: https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole (дата обращения: 02.02.2022).

6. Педагогический дуэт. Лучшие практики сопровождения молодых педагогов. ЗАТО Александровск, 2017. URL: http://imczato.ucoz.ru/dok2/sbornik_pedagogicheski_dueht. pdf (дата обращения: 14.02.2022).

7. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях // Мой профсоюз. 2022. № 2, от 13 января. URL: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah/ (дата обращения: 07.02.2022).

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 22.03.2019 № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

9. Приказ департамента образования от 27.04.2021 № 1036 «О функционировании инновационной структуры в сфере образования Белгородской области». С. 1-3.

10. Приказ министерства образования Белгородской области от 02.02.2022 № 321 «О деятельности региональных инновационных площадок».

References

1. Postanovlenie Pravitelstva Belgorodskoy oblasti ot 15.02.2021 No. 51-pp "O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitelstva Belgorodskoy oblasti ot 12 May 2014 goda No. 184-pp".

2. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii deyatelnosti innovatsionnykh ploshchadok Belgorodskoy oblasti. Belgorod, 2021. 7 p.

3. Prikaz departamenta obrazovaniya Belgorodskoy oblasti ot 26.01.2021 No. 100 "O deyatelnosti regionalnykh innovatsionnykh ploshchadok".

4. Chuprikova E. V., Lagoda K. S., Yakhtanigova Zh. M. Nastavnichestvo kak effektivnyy instrument razvitiya pedagogov. In: Dnevnik nastavnika: sb. metod. rekomendatsiy. Ed. by E. N. Myasishcheva. Belgorod: Izd. OGAOU DPO "BellRO", 2020. 169 p. Pp. 5-7.

5. Organizatsiya nastavnichestva v shkole. Available at: https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole (accessed: 02.02.2022).

6. Pedagogicheskiy duet. Luchshie praktiki soprovozhdeniya molodykh pedagogov. ZATO Aleksandrovsk, 2017. Available at: http://imczato.ucoz.ru/dok2/sbornik_pedagogicheski_ dueht.pdf (accessed: 14.02.2022).

7. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i vnedreniyu sistemy (tselevoy modeli) nastavnichestva pedagogicheskikh rabotnikov v obrazovatelnykh organizatsiyakh. Moy profsoyuz. 2022, No. 2, ot 13 Jan. Available at: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah/ (accessed: 07.02.2022).

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 22.03.2019 No. 21n "Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i funktsionirovaniya innovatsionnoy infrastruktury v sisteme obrazovaniya".

9. Prikaz departamenta obrazovaniya ot 27.04.2021 No. 1036 "O funktsionirovanii innovatsionnoy struktury v sfere obrazovaniya Belgorodskoy oblasti". Pp. 1-3.

10. Prikaz ministerstva obrazovaniya Belgorodskoy oblasti ot 02.02.2022 No. 321 "O deyatelnosti regionalnykh innovatsionnykh ploshchadok".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 28.03.2022 The article was received on 28.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.