Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА / НАСТАВНИК / НАСТАВЛЯЕМЫЙ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ ШКОЛЬНИКОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аркаева Н.И., Леонова Е.А., Боровская Е.В.

Введение. В статье рассматривается опыт региональной инновационной площадки МАОУ «Лицея № 67 г. Челябинск» в рамках научно-прикладного проекта «Целевая модель института наставничества в условиях создания комфортной образовательной среды для социальной и учебной активности обучающихся». Авторы представляют концепцию разработки целевой модели наставничества в форме «учитель - ученик» и в форме «ученик-ученик», обеспечивающей эффективность организации наставничества в общеобразовательной школе в современных условиях. Материалы и методы. Материалом для публикации послужили работы, посвященные концептуальным подходам к проблеме моделирования образовательных процессов; научные статьи, посвященные проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу, типовые положения о наставничестве; документы в сфере общего образования. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы по проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу; структурно-системный анализ; моделирование. Результаты. Разработаны инновационные целевые модели в таких формах наставничества, как: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Целевые модели обеспечивают создание и реализацию программ наставничества, направленных на формирование личности, на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию, устранение образовательных дефицитов путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Целевые модели наставничества отражают специфику лицея, отвечают его текущим актуальным потребностям. Обсуждение. На основе целевых моделей разработаны программы наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик». Предварительная диагностика в ходе реализации программы показала достаточно большую степень готовности учащихся лицея участвовать в программе наставничества, что вместе с созданием условий, предусмотренных в целевой модели, обеспечит решение задач инновационного проекта. Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной целевой модели наставничества будет способствовать формированию положительной мотивации всех участников образовательных отношений на фоне удовлетворенности условиями и результатами образовательной деятельности. Основные положения: - теоретико-методологической основой построения целевой модели наставничества обучающихся является сочетание системного, комплексного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов, обеспечивающих возможность всестороннего изучения проблемы для достижения поставленной в исследовании цели; - разработка целевых моделей наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик» направлена на создание условий для устранения образовательных дефицитов у обучающихся, проблем с социализацией и развития их личностных качеств в конкретной общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аркаева Н.И., Леонова Е.А., Боровская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET MODEL OF MENTORING SCHOOL STUDENTS IN MODERN EDUCATION

Introduction. The article discusses the experience of the regional innovation platform of the Municipal autonomous educational institution “Lyceum No. 67 of Chelyabinsk” in the framework of the scientific and applied project “Target model of the mentoring institution in the conditions of creating a comfortable educational environment for the social and educational activity of students”.The authors present the concept of developing a target model of mentoring in the form of “teacher - student” and in the form of “student-student”, which ensures the effectiveness of the organization of mentoring in a comprehensive school in modern conditions. Materials and methods . The material for the publication was the works devoted to conceptual approaches to the problem of modeling educational processes; scientific articles on the problem of introducing mentoring in a general education school, standard provisions on mentoring; documents in the field of general education. The main research methods are the analysis of scientific and methodological literature on the problem of introducing mentoring in a general education school; structural and system analysis; modeling. Results. Innovative target models have been developed in such forms of mentoring as: “teacher - student”, “student - student”. Target models ensure the creation and implementation of mentoring programs aimed at the formation of a personality, its education, active socialization, productive development, social adaptation, elimination of educational deficits by transferring experience from a mentor to a mentor. Target mentoring models reflect the specifics of the lyceum and meet its current urgent needs. Discussion . On the basis of target models, mentoring programs “student-student”, “teacher-student” have been developed. Preliminary diagnostics during the implementation of the program showed a rather high degree of readiness of Lyceum students to participate in the mentoring program, which, together with the creation of the conditions provided for in the target model, will ensure the solution of the problems of the innovative project. Conclusion. It is concluded that the implementation of an innovative target model of mentoring will contribute to the formation of positive motivation for all participants in educational relations against the background of satisfaction with the conditions and results of educational activities. Highlights: The theoretical and methodological basis for building a target model of mentoring students is a combination of systemic, integrated, student-oriented and axiological approaches that provide the possibility of a comprehensive study of the problem in order to achieve the goal set in the study; The development of target models of mentoring “teacher - student”, “student - student” is aimed at creating conditions for eliminating educational deficits among students, problems with socialization and the development of their personal qualities in a particular secondary school.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 373.1 ББК 74.204

DOI 10.25588/CSPU.2022.60.41.001

Н. И. Аркаева1, Е. А. Леонова2, Е. В. Боровская

3

1ORCID № 0000-0002-4218-1888 Кандидат психологических наук, методист, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 67 г. Челябинск»,

г. Челябинск, Российская Федерация §

E-mail: natalyaarkaeva@mail. ru

2ORCID № 0000-0003-3803-0777 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Аркаева Н. И., Леонова Е. А., Боровская Е. В., 2022

о д

информационных технологий и методики обучения информатике, |

ж к л

0 -

1 а

E-mail: leonova@cspu.ru о

а

3ORCID № 0000-0001-7170-6113 1

Старший преподаватель кафедры информатики,

информационных технологий и методики обучения информатике,

о

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический ^

университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elena@cspu.ru |

о

8

0

1 а ж к к

Аннотация

Введение. В статье рассматривается опыт региональной инновационной площадки МАОУ «Лицея № 67 г. Челябинск» в рамках научно-прикладного проекта «Целевая модель института наставничества в условиях создания комфортной образовательной среды для социальной и учебной активности обучающихся». Авторы представляют концепцию разработки целевой модели наставничества в форме «учитель - ученик» и в форме «ученик-ученик», обеспечивающей эффективность организации наставничества в общеобразовательной школе в современных условиях.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили работы, посвященные концептуальным подходам к проблеме моделирования образовательных процессов; научные статьи, посвященные проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу, типовые положения о наставничестве; документы в сфере общего образования. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы по проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу; структурно-системный анализ; моделирование.

Результаты. Разработаны инновационные целевые модели в таких формах наставничества, как: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Целевые модели обеспечивают создание и реализацию программ наставничества, направленных на формирование личности, на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию, устранение образовательных дефицитов путем передачи опыта от наставника к наставляе-

I

и «о

мому. Целевые модели наставничества отражают специфику лицея, отвечают

его текущим актуальным потребностям. ь^ Обсуждение. На основе целевых моделей разработаны программы

наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик». Предварительная диагностика в ходе реализации программы показала достаточно большую степень

а

«о

о ж о

^ готовности учащихся лицея участвовать в программе наставничества, что ^ вместе с созданием условий, предусмотренных в целевой модели, обеспечит

50

| решение задач инновационного проекта.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной це-

левой модели наставничества будет способствовать формированию положи-

тельной мотивации всех участников образовательных отношений на фоне удовлетворенности условиями и результатами образовательной деятельности.

Ключевые слова: целевая модель наставничества, наставник, наставляемый, личностное развитие школьников, социальная активность, учебная активность, образовательные дефициты школьников, системный подход, лич-ностно ориентированный подход, комплексный подход, аксиологический подход.

Основные положения:

- теоретико-методологической основой построения целевой модели наставничества обучающихся является сочетание системного, комплексного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов, обеспечивающих возможность всестороннего изучения проблемы для достижения поставленной в исследовании цели;

- разработка целевых моделей наставничества «учитель-ученик»,

§

«ученик-ученик» направлена на создание условий для устранения образова- §

тельных дефицитов у обучающихся, проблем с социализацией и развития их § личностных качеств в конкретной общеобразовательной школе. ^

1 Введение (Introduction) §

Социально-экономические и политические изменения в современном обществе актуализируют потребность по переосмыслению целей, средств, результатов образования и процесса

ным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО). ФГОС

нию которых достаточно эффективно должна способствовать наставническая деятельность. Сущность наставнической деятель-

их достижения в связи с переходом современной школы на новый ^

уровень развития в соответствии с федеральным государствен- з

о

о 3

ставят перед общеобразовательными организациями задачи, реше- g

I

о

8 о й а

ности заключается не только в педагогической и психологической |

к

поддержке, но и устранении внутренних образовательных дефицитов обучающихся.

К внутренним образовательным дефицитам могут быть отнесены: несформированность субъектной позиции, возрастная или индивидуальная несамостоятельность, социальная дезадаптация, осложненная ситуация развития, ограниченные возможности здоровья, субъективная новизна ситуации для наставляемого (адаптационный период, изменение программы обучения на профильную и т. д.), дефицит мотивации к учебной деятельности.

Перечисленные образовательные дефициты школьников сказываются и на их личностном развитии. Кто-то не может самостоятельно принять решение, кому-то сложно адаптироваться к социуму, или здоровье не позволяет в полной мере раскрыть свой потенциал, а кто-то без индивидуальной поддержки никогда не сможет стартовать в олимпиадном движении или научных проектах. Но каждый коллектив обладает собственным внутренним мировым потенциалом, помогающим устранять эти образовательные дефициты. В какой-то момент жизни поддержка педагога, сверстника, старшеклассника может стать очень своевременной. Поэтому создание института наставничества в МАОУ «Лицей №

I

SJ «о

о ft,

67 г. Челябинска» по принципу субъект-субъектного взаимодей

и;

hq

ствия будет способствовать развитию универсальных ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных и соци-

ников, обеспечивая системность и преемственность наставниче-

а

«о

о ж о

t^ ально-значимых компетенций, личностному становлению школь-

hq

§ ских отношений.

а

^ 2 Материалы и методы (Materials and methods)

N

^ В целях достижения задач федеральных проектов «Совре-

менная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», национальный проект «Образование» разработаны целевые модели: «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Реализация моделей взаимосвязана между собой по целям, результатам. Они предусматривают единые подходы и инструментарий реализации, так как реализуют единую цель.

Теоретическим фундаментом проектирования моделей наставничества в лицее стала совокупность методологических подходов и концепций: системного (П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов), комплексного (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), личностно ориентированного (А. В. Дубинина, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская), аксиологического (Д. А. Леонтьев, В. А. Сластенин и др.).

По мнению Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает многомерность образования, его многоуровневость, иерархичность, многомерную классификацию свойств, признание полидетерминированности и изучение взятого материала в развитии.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, комплексный подход предполагает учет всего многообразия факторов, которые могут повлиять на результат исследования. Как считают исследо-

о

ватели, комплекс — это совокупность составных частей какого-то ч

а

явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и ® обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование. По мнению авторов, комплексность - это всесторонность изучения ребенка, подразумевающая исследование не только изолированно взятой функции, но и взаимосвязи с дру-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

гими сторонами психики. ^

Личностно

ориентированный подход основан на идеях о §

ж

деятельностной модели формирования личности. По мнению I

§

§ § § §

о д

о

о

§

ученых (А. В. Дубинина, И. С. Якиманская и др.), его необходимо применять в связи с приоритетом потребностей, целей и ценностей развития наставляемого при организации наставничества, максимальным учетом индивидуальных, субъектных и личностных особенностей обучающихся

Е. В. Бондаревская, А. В. Дубинина, и др.полагают, что личность рассматривается как активный субъект деятельности, включенный в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» отношений. Личность, согласно этому подходу, развивается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Личностный подход основан на идее, согласно которой педагоги и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей.

Е. В. Бондаревская утверждает, что главным элементом личностно ориентированного воспитания является личность ребенка, выступающая в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала, а результатом последовательных позитивных изменений является становление его личностного образа, его

ак

§ личностный рост [1, 1].

ор

^ С точки зрения В. А. Сластенина и других ученых, аксио-

сц

ьЗ логическии подход позволяет рассматривать человека как выс-а

«о

о ж

о ^

шую ценность общества, изучать психолого-педагогические и со-

^ циальные условия, обеспечивающие полноценное развитие и равенство ученика при взаимодействии с другими участниками

,а в е а

к р

проекта. По мнению В. А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, является общество, коллектив, человек как высшая цен-

ность, природа, учение, искусство и др.

Проведенный анализ трудов Е. А. Столбовой, В. С. Цилиц-кого показывает, что вовлечение современных подростков в наставническую деятельность будет способствовать формированию ценностных ориентиров, направленных на созидание, активность и саморазвитие через стремление к социально-значимой деятельности [2].

Объект исследования: обучающиеся и педагогические работники основной и старшей школы МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинск».

Предмет исследования: система наставничества как фактор, влияющий на становление профессионального самосознания, рост профессиональных компетенций педагогических работников в рамках реализации программы воспитания; как фактор, способствующий формированию личности обучающегося, ее активной социализации, продуктивному развитию и образованию, социальной адаптации, устранению образовательных дефицитов путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Гипотеза исследования: разработка и реализация проекта

е §

е § §

о

д

наставничества учащихся в рамках субъект-субъектного взаимо- уч

а

действия «учитель-ученик», «ученик-ученик» будет способство- Л вать устранению образовательных дефицитов, развитию личностного, творческого потенциала у участников проекта, развитию § способностей в освоении знаний, умений и навыков у наставляе-

С5

№ н

мых, повышению социальной ответственности, если: |

осуществляется целенаправленная подготовка учащихся ^

для осуществления наставнической деятельности по моделям о§

а

н

«учитель-ученик» и «ученик-ученик»; |

- наставническая деятельность выстраивается поэтапно на основе принципов конструктивного взаимодействия наставника и наставляемого, добровольного, взаимного интереса к наставничеству;

- при реализации наставнической деятельности обеспечивается свободный выбор и наставника, и наставляемого;

- наставническая деятельность способствует творческой самореализации наставника и наставляемого;

- в процессе реализации наставнической деятельности используются коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Создание педагогической среды для устранения имеющихся у учащегося образовательных дефицитов и его подготовки к самостоятельной, осознанной деятельности в рамках института наставничества.

2. Раскрытие личностного, профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка формирования и реализации ин-

§ дивидуальной образовательной траектории. § 3. Непосредственное воздействие на формирующуюся

^ личность, направленное на ее образование, активную социализа-

сц

ьЗ цию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем пере-

«

о§ дачи опыта от наставника к наставляемому.

о

^ 4. Создание канала эффективного обмена личным и «про

а" §

е а

фессиональным опытом в рамках субъект-субъектного взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик».

5. Формирование открытой и эффективной консолидации учащихся в рамках института наставничества, способного оказать

комплексную поддержку в учебной деятельности, в которой выстроены доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательных отношений.

База исследования. В проекте наставничества приняли участие обучающиеся МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинска» в возрасте от 10-ти до 19 лет. Общее количество наставников — 110 человек, наставляемых — 445 человек.

3 Результаты (Results)

К реализуемым формам наставничества в МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинск» относятся: «учитель - ученик», «ученик - ученик». Взаимодействие в системе наставничества «учитель-ученик» предполагает взаимодействие учителя и обучающегося общеобразовательной организации. Наставники-учителя могут оказывать положительное воздействие на подопечных через создание комфортной образовательной среды для формирования их социальной и учебной активности, что в дальнейшем способствует развитию таких социальных качеств, как личный пример, чувство равенства и ответственности, грамотное принятие решений и способность производить социально значимые действия, проявляю-

в процессе взаимодействия с наставляемым продолжает тоже развиваться как личность. Наставническая деятельность будет способствовать развитию способности педагога продуктивно решать новые профессиональные задачи за счет стимулирования саморе-

§

л

№ §

О д

щиеся во взаимодействии с другими людьми. Наставник-учитель ч

а

о

о 3

№ н

гуляции, активного включения в процессы самоопределения и са- |

мосознания. ^

р

8

Как утверждают З. И. Тюмасева, Е. А. Челнокова, настав- в

а

ничество является эффективным средством, способствующим §

профессиональному развитию, позволяющим сотрудникам организации достигнуть карьерных целей, намеченного профессионального успеха [3].

Общей целью реализации целевой модели наставничества является: максимально полное раскрытие потенциала личности наставника и наставляемого, формирование их социальной и учебной активности, необходимой для успешной личной и профессиональной реализации в условиях агрессивной конкурентной среды, а также создание организационно-педагогических условий для устранения образовательных дефицитов.

В рамках каждой из указанной форм ставятся задачи, используется единая методология, частично видоизмененная с учетом проблем, которые нужно решить, и первоначальных ключевых запросов трех факторов системы: наставляемого, наставника и региона.

Основная идея проекта заключается в том, что разработка и апробация системы наставничества в лицее направлена на формирующуюся личность, на ее образование, активную социализа-

образовательных дефицитов путем передачи опыта от наставника

ления программы воспитания, основных и дополнительных об-

§ цию, продуктивное развитие, социальную адаптацию, устранение

«

и

в

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ к наставляемому. В целях реализации основной идеи проекта

ьЗ предполагается обновление содержания и технологий осуществ-

«

в

о

н

0

^ щеобразовательных программ, реализуемых в общеобразователь-^ ной организации за счет внедрения целевой модели наставни-

1 чества обучающихся «учитель - ученик», «ученик - ученик».

§

Специфика наставнической деятельности в лицее заключа-^ ется в восполнении того или иного образовательного дефицита

наставляемого. По мнению ученых (О. С. Газман, С. С. Гиль, Н. Б. Крылов и др.), деятельность наставника близка педагогической поддержке, которая состоит в том, чтобы оказать помощь человеку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть.

В качестве внешнего барьера, утверждают авторы, может выступать дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов. Однако во всех случаях внешний барьер является вторичным относительно внутренней неготовности сопровождаемого самостоятельно преодолеть этот барьер. Такая неготовность и названа «образовательным дефицитом». Когда внутренний образовательный дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Проведенный анализ научной литературы (В. И. Блинов, Н. А. Булаева, А. В. Дубинина, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев и др.) позволил учесть сопутствующие аспекты, например, как может выглядеть типология наставников в образовании и с какими рисками сопряжено «введение» наставничества в систему образования [4-6].

е §

е § §

о

д

Изучая проблему наставнической деятельности в образо- ЧЧ вании, мы обратились к научно-исследовательскому методу - мо- Л делированию. Нами разработаны целевые модели наставничества обучающихся «учитель-ученик» и «ученик-ученик», которые отражают специфику организации наставнической деятельности в лицее. При этом были учтены методические рекомендации, раз-

работанные ведомственным офисом проекта «Образование» для р

8

методической поддержки внедрения в субъектах Российской Фе- §

ан

дерации методологии наставничества обучающихся для организа- ии

ций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № р-145). Остановимся более подробно на целевой модели наставничества обучающихся «учитель - ученик» и рассмотрим специфику организации наставнической деятельности в лицее.

Цель реализации модели наставничества определена актуальностью решения проблем совершенствования образовательной деятельности в лицее, устранения образовательных дефицитов и состоит в следующем: максимально полное раскрытие потенциала личности наставника и наставляемого, формирование их социальной и учебной активности, необходимой для успешной личной и профессиональной реализации в условиях агрессивной конкурентной среды, а также создание организационно-педагогических условий для устранения образовательных дефицитов.

Анализ результатов мониторинга реализации программ об-к; щего и дополнительного образования в лицее позволил выявить

ак

§с образовательные дефициты обучающихся: несформированность

ор

^ субъектной позиции, возрастная или индивидуальная несамостоя-

сц

тельность (ограниченные возможности самоопределения); социаль-

а

«о

о ж о

ная дезадаптация; дефицит мотивации к учебной деятельности и др. ^ Анализ организации образовательного процесса позволил

выделить профессиональные дефициты педагогов лицея, такие как: необходимость методического сопровождения учащихся, участвующих в проектной, исследовательской деятельности, предметных олимпиадах; освоение навыков индивидуальной работы с учащи-

а" §

е а

к р

мися, имеющими низкий уровень социальной адаптации, дефицит мотивации к учебной деятельности; освоение педагогических и психологических приёмов работы с учащимися и (или) группами учащихся, относящихся к группам риска, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Достижение заявленной цели предполагает решение задач, условно сгруппированных в три блока:

1) задачи, направленные на раскрытие потенциала личности наставника и наставляемого (преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров; адаптация обучающегося в новом учебном коллективе; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории и др.);

2) задачи, направленные на формирование социальной и учебной активности обучающихся (повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося; формирование общечеловеческих ценностей; развитие гибких навыков, метакомпетенций и др.);

3) задачи, направленные на совершенствование организа-

е

ел е

в §

о

д

№ а

о

ционно-педагогических условий образовательного процесса (соз- уч

а

дание педагогической среды для устранения имеющихся у учаще- -

гося образовательных дефицитов и его подготовки к самостоятельной, осознанной деятельности в рамках института наставничества; ов создание педагогической среды для устранения имеющихся у педагогов профессиональных дефицитов; привлечение дополни-

С5

тельных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия в развитие р

образовательной деятельности лицея для решения социально зна- в

а

н

чимых задач региона. и

Структура целевой модели наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества.

В соответствии с поставленными целью и задачами сформулированы в конкретной форме ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества обучающихся в лицей:

- измеримое улучшение показателей конкретной образовательной организации: образовательных, спортивных, культурных;

- рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные траектории;

- повышение уровня развития личности наставляемого, степени раскрытия его потенциала;

- измеримое повышение гибких навыков, лидерских качеств;

- измеримое уменьшение образовательных дефицитов;

- измеримое уменьшение профессиональных дефицитов;

- наличие сообщества готового оказывать Лицею поддержку; наличие экологичной и плодотворной среды развития пе-

ак с в

о р

^ - рост объема дополнительных ресурсов и инвестиций в

сц

ьЗ развитие инновационных образовательных и социальных про-

во грамм региона.

но

^ Схема целевой модели «учитель - ученик» представлена на

,а в е а

к р

дагогов;

рисунке 1.

Актуальность внедрения модели

Цель реализации модели

Ik

Задачи реализации модели

ЗЕ

Механизмы реализации модели

Компоненты системы наставничества

1Z

Содержательный компонент (мероприятия)

Ценностно-смысловой компонент (основная идея проекта)

Технологический компонент

Оценочно-диагностический компонент

Ожидаемые результаты реализации модели

Рисунок 1 — Схема целевой модели наставничества обучающихся «учитель - ученик» Figure 1 — Scheme of the target model of mentoring students "teacher - student"

При реализации целевой модели в Лицее применяется следующая система механизмов:

- нормативно-правовое оформление программы в организации (нормативно-правовой механизм);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планирование реализации программы и управление;

- организация системы наставничества с учетом выбранных форм (программно-методические, информационные, сетевого взаимодействия);

- обеспечение ресурсами (кадровые, материально-технические, финансово-экономические);

- психолого-педагогическое сопровождение субъектов наставничества.

Реализация перечисленных механизмов целевой модели наставничества определяет составляющие содержательного компонента системы наставничества.

Нормативно-правовой механизм предусматривает формирование пакета локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию целевой модели наставничества. к; Формирование в лицее комплекса локальных нормативных актов

ак

вс по основным вопросам реализации целевых моделей наставниче-

ор

^ ства учащихся, в т. ч. с применением лучших практик обмена

сц

опытом между учащимися, а именно: Положение о наставниче-

а

«о

о ж о

стве; Положение о Центре наставничества, Положение об оплате ^ труда работников, распорядительные акты по реализации модели наставничества (приказы, распоряжения).

Кроме этого, необходимы изменения в положении о внутренней системе оценки качества образования; о структуре и содержании дополнительных общеобразовательных программ; прог-

,а в е а

к р

раммах основного и среднего общего образования (разделы «Программа воспитания», «Программа формирования УУД», «Программы курсов внеурочной деятельности»); дополнительных общеобразовательных программах («Баскетбол», «Экологический марафон», «В мире танца», «Что? Где? Когда?», «Литературная мастерская»).

В рамках рассмотрения содержательного компонента системы наставничества остановимся подробнее на реализации механизмов психолого-педагогического сопровождения субъектов наставничества. Целевая модель института наставничества в МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинск» базируется на создании Центра

наставничества, обеспечивающего конструктивное межличност- .

§

ное взаимодействие учащихся с целью оказания оперативной по- л

§

мощи путем передачи положительного опыта от наставника к наставляемому посредством создания таких педагогических условий, как социально-психологические (создание благоприятной атмосферы, оказание помощи наставникам в выстраивании отношений с наставляемыми), дидактические, обеспечивающие необходимые формы, средства, методы процесса личностного

о

д

§

о* ж а о

а л ж

о л

а о

становления учащихся, их социальной и учебной активности, а 3

а

также обеспечивающие конструктивное взаимодействие настав- Л ника и наставляемого, добровольность, взаимный интерес к наставничеству; содержательные условия направлены на формирование потребности в проектировании личностного роста наставника и наставляемого через устранение образовательных

дефицитов, в совершенствовании их знаний, умений и навыков. р

8

Содержательные условия включают в себя разработку за- л

а

нятий «Школы молодого наставника», программы «Молодой §

наставник в современной школе: аспекты деятельности»; рефлексивно-творческие условия направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности наставников и наставляемых, выявление эффективных способов преодоления трудностей, возникающих в их работе.

Центр наставничества обеспечивает направления реализации модели с использованием ресурсов практики осуществления лицеем:

- профориентации обучающихся;

- воспитательной работы;

- дополнительного образования детей (посещение творческих кружков, спортивных секций, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия и т. д.);

- психологической поддержки (психоэмоциональная поддержка наставляемых, тренинговые технологии, коррекционно-развивающие занятия и т. д.).

В соответствии с направлениями устранения образовательных дефицитов организационная структура Центра включает лабо-^ ратории (рабочие группы): навыков будущего, лидерства, успеха,

ак

вс молодого наставника, исследовательской и проектной деятельности.

ор

Технологический компонент системы наставничества

сц

^ направлен на организацию взаимодействия в системе наставни-

,а в о н о е

чества на этапах реализации программы.

Определены эффективные формы наставнической деятельности и методы обучения в процессе становления опыта наставника: проблемно-деловая игра, рефлексивно-деловая игра, работа

,а в е а

^ в составе творческой группы; лекция; семинар; практическое за-ня-

тие; ярмарка идей, мастер-классы и педагогические мастерские.

К организационным актам внедрения наставничества отнесены:

- психодиагностика наставников и наставляемых (входной контроль);

- выявление уровня развития метакомпетенций наставляемых;

- выявление уровня образовательных дефицитов у наставляемых;

- практические занятия;

- тренинг развития коммуникативных умений;

- интерактивные технологии (дискуссии, деловые и ролевые игры); ^

§

- психолого-педагогические рекомендации наставникам; ел

§

- психодиагностика (выходной контроль). На начальном этапе проводится диагностика наставников и наставляемых. Используется анкета для выявления запросов от

наставника. В результате сбора и обработки анкет наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся. По результатам

ные особенности. На начальном этапе работы наставник получает базовые знания и установки: о принципах наставничества, о правилах взаимодействия с подшефным и способом установления

о

д

потенциальных наставляемых и анкета выявления компетенций н

№ а

о о

психологической совместимости формируется база наставников и ЧЧ

а

наставляемых, учитываются их интересы, темперамент и личност- Л

о о

л

№ н

контакта. о

к

В работе используются: интерактивные, тренинговые и р

проектные технологии. Под интерактивными технологиями под- ол

ан

разумеваются дискуссии, ролевые игры, работа в малых группах, §

способствующие развитию коммуникативных навыков, выявлению личностных позиций по отношению к проблеме, снижению агрессивности, выработке конструктивных взаимоотношений. В рамках лаборатории навыков будущего, лаборатории лидерства, успеха, молодого наставника интерактивные методы используются с целью развития критического мышления, формирования их коммуникативной и дискуссионной культуры. Используемые приемы и методы: дебаты, мозговой штурм, круглый стол, форум, кейсы и другие. Механизмы реализации: свободное высказывание и отстаивание своего мнения каждым участником, критика других мнений, взаимная поддержка, рефлексия результатов.

Самым эффективным методом развития наставников являются тренинги. С помощью тренингов более эффективно передаются знания, умения и навыки по наставничеству. Используемые методы в тренинге: ролевая игра, психотехнические упражнения, мини-лекции, психогимнастика и т. д. Механизмы реализации: убеждение, подражание и т. д.

В рамках исследовательской и проектной лаборатории наставляемые овладевают различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способст-

I

с в

о р

вует формированию творческой личности, способной решать нет-

сц

,а в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

н

о

е

§ щих метакомпетенций: ответственность, самостоятельность, моти-

радиционные задачи. Механизмы реализации: анализ научной литературы, проведение эксперимента, оформление результатов исследования в форме докладов, компьютерных презентаций, буклетов и т. д. Все это способствует развитию у обучающихся следую-

^ вация к учебной деятельности, свободный и независимый взгляд

на окружающую действительность.

Оценочно-диагностический компонент является завершающим в процессе наставнической деятельности. Проводится мониторинг и оценка эффективности наставнической деятельности в лицее.

Мониторинг процесса реализации программ наставничества направлен на достижение оценки качества реализуемой программы наставничества и оценки эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи, решаемые с помощью мониторинга: сбор и анализ

обратной связи от участников и кураторов, обоснование требова- ^

е§

ний к процессу реализации программы наставничества, к лично- §

§

сти наставника; контроль за программой наставничества; описа- о

де

ние особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; |

н

определение условий эффективности программы наставничества, контроль показателей социального и профессионального благо-

дения программы. Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды.

Мониторинг влияния реализации системы наставничества направлен на три ключевые цели: глубокая оценка изучаемых

а §

н и

че

получия; анализ динамики качественных и количественных изме- |

нений отслеживаемых показателей. а

о

Процесс мониторинга влияния программ на всех участни- Ч

а

ков включает два этапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй — по итогам прохож- §

о о

§

о р

8

личностных характеристик участников программы; оценка дина- а

н

и и

мики характеристик образовательного процесса (оценка качества

изменений в освоении учащимися образовательных программ); анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар «наставник-наставляемый».

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая труды ученых, мы считаем, что построение модели наставничества в современном образовании будет способствовать процессу передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии между наставником и наставляемым.

На основе целевой модели разработаны программы наставничества обучающихся «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Согласно методическим рекомендациям по внедрению целевой модели наставничества реализация программы в лицее включает семь основных этапов: подготовка условий для запуска программы наставничества, формирование базы наставляемых, формирование базы наставников, отбор и обучение наставников, формирование наставнических пар или групп и организация их работы, завершение наставничества.

На этапах формирования базы наставляемых и базы

I

с в

о р

наставников проводится предварительная диагностика с помо-

сц

,а в о н о е

,а в е а

^ казал, что большинство обучающихся (69,5 %) верят в поддержку

щью анкетирования. Результаты психологической диагностики по модели «учитель - ученик» свидетельствуют о том, что в целом (87,5 %) ученики доверяют учителям в лицее и готовы участвовать в программе наставничества.

Проведенный анализ анкет по модели «ученик-ученик» по-

других подростков и готовы к совместной деятельности.

Взаимодействие в системе наставничества «учитель-ученик» призвано создать организационно-педагогические условия для подготовки учеников-наставников к субъект-субъектному взаимодействию в парадигме наставнической деятельности по модели «ученик-ученик». Выстраивание единого апперцепционного поля участников центра наставничества, личный пример наставников-учителей, совместная деятельность учителей и обучающихся по созданию и апробации программ наставничества, выстраиванию оптимального режима работы призваны способствовать решению задач, поставленных в инновационном проекте. 5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, организация наставнической деятельности в образовании, способствующая максимально полному раскрытию потенциала личности наставника и наставляемого, должна осуществляться посредством:

- разработки целевой модели наставничества в образовательном учреждении; комплекса локальных нормативных актов по основным вопросам ее реализации, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;

g

л

№ §

О д

- разработки и апробации программ наставничества в со- 3

а

ответствии с требованиями Министерства образования и учетом J российского законодательства. g

6 Благодарности (Acknowledgments) Авторы выражают признательность за педагогическую поддержку в процессе разработки и внедрения целевых моделей

наставничества обучающихся коллегам-педагогам МАОУ «Ли- р

цей № 67 г. Челябинск», а также Юлии Валерьевне Ребиковой — §

а ж

заведующему региональным ресурсным центром методического §

а

I

£ а

обеспечения деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Библиографический список

1. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бон-даревской // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https:// web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 21.06.2022).

2. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Формирование основ ценностных ориентаций современных подростков вовлечения в практики наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1. - С. 197-209

3. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педа-гогической практике // Вестник Мининского университета, 2018. Т. 6, № 4. С.11-25.

4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образо-

^ вание и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

£ 5. Булаева Н. А., Шулов В. И., Дорогавцев А.В. Популяризация

с§ наставничества как действенного инструмента повышения качества образования // Вопросы науки и образования. 2020. № 22. С. 13-22.

6. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного под-

§ хода в со-временной системе образования // Проблемы и перспективы разви-

о

^ тия обра-зования: материалы IV международной научной конференции, июль

2013 года. - Пермь : Меркурий, 2013. - С. 5-7.

£ N. I. Arkaeva1, Ye. A. Leonova2, Ye. V. Borovskaya3

1

^ 1ORCID No. 0000-0002-4218-1888

^ Candidate of Psychological Sciences, Methodist,

Municipal Autonomous Educational Institution "Lyceum No. 67 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.

E-mail: natalyaarkaeva@mail.ru

2ORCID No. 0000-0003-3803-0777 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Informatics, Information Technologies and Informatics Teaching Methodology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: leonova@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-7170-6113 Senior Lecturer of the Department of Informatics, Information Technologies and Informatics Teaching Methodology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elena@cspu.ru

TARGET MODEL OF MENTORING SCHOOL STUDENTS IN MODERN EDUCATION

Abstract a

e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introduction. The article discusses the experience of the regional innovation platform of the Municipal autonomous edu- &

cational institution "Lyceum No. 67 of Chelyabinsk" in the ^

&

framework of the scientific and applied project "Target model of |

o

j

the mentoring institution in the conditions of creating a comfort- s able educational environment for the social and educational activity of students".The authors present the concept of developing a target model of mentoring in the form of "teacher - student" and in the form of "student-student", which ensures the effectiveness of the organization of mentoring in a comprehensive school g"

in modern conditions. 2

g

Materials and methods. The material for the publication g was the works devoted to conceptual approaches to the problem §'

of modeling educational processes; scientific articles on the problem of introducing mentoring in a general education school, standard provisions on mentoring; documents in the field of general education. The main research methods are the analysis of scientific and metho-dological literature on the problem of introducing mento-ring in a general education school; structural and system analysis; modeling.

Results. Innovative target models have been developed in such forms of mentoring as: "teacher - student", "student - student". Target models ensure the creation and implementation of mentoring programs aimed at the formation of a personality, its education, active socialization, productive development, social adaptation, elimination of educational deficits by transferring experience from a mentor to a mentor. Target mentoring models reflect the specifics of the lyceum and meet its current urgent needs.

Discussion. On the basis of target models, mentoring programs "student-student", "teacher-student" have been developed. Preliminary diagnostics during the implementation of the program showed a rather high degree of readiness of Lyceum students to participate in the mentoring program, which, together with the creation of the conditions provided for in the £ target model, will ensure the solution of the problems of the innovative project.

a

I

o o

05

^ Conclusion. It is concluded that the implementation of an

^ . . ...

innovative target model of mentoring will contribute to the for-

£

§ mation of positive motivation for all participants in educational ii relations against the background of satisfaction with the condi tions and results of educational activities.

£

Keywords: Target model of mentoring; Mentor; Mentee; Personal development of schoolchildren; Social activity; Learning activity; Educational deficits of schoolchildren; Systemic approach; Student-centered approach; Integrated approach; Axio-logical approach.

Highlights:

The theoretical and methodological basis for building a target model of mentoring students is a combination of systemic, integrated, student-oriented and axiological approaches that provide the possibility of a comprehensive study of the problem in order to achieve the goal set in the study;

The development of target models of mentoring "teacher - student", "student - student" is aimed at creating conditions for eliminating educational deficits among students, problems with socialization and the development of their personal qualities in a particular secondary school.

S

e

References g

1. Fedoseyeva L.A. (2019), Kontseptsiya pedagogicheskogo vospi- f taniya Ye. V. Bondarevskoy [The concept of pedagogical education by E. V. Bondarevskaya], Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii r

[Electronic], 8. Available at: https:// web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 g

cc

(Accessed: 21.06.2022). (In Russian). o

i

2. Stolbova Ye.A. & Tsilitskiy V.S. (2021), Formirovaniye osnov S

u

tsennostnykh oriyentatsiy sovremennykh podrostkov vovlecheniya v prak- e

t

tiki nastavnichestva [Formation of the foundations of value orientations of modern adolescents of involvement in the practice of mentoring], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo

e

3

universiteta, 1, 197-209. (In Russian). ^

u

3. Chelnokova Ye.A. & Tyumaseva Z.I. (2018), Evolyutsiya sistemy a

i

nastavnichestva vpedagogicheskoypraktike [The evolution of the mentoring 3'

system in pedagogical practice], Vestnik Mininskogo universiteta, 6, 4, P 11-25. (In Russian).

4. Blinov V.I., Yesenina Y.U. & Sergeyev I.S. (2019), Nastavnich-estvo v obrazovanii: nuzhen khorosho zatochennyy instrument [Mentoring in education: a well-sharpened tool is needed], Professional'noye obra-zovaniye i rynok truda, 3, 4-18. (In Russian).

5. Bulayeva N.A., Shulov V.I. & Dorogavtsev A.V. (2020), Pop-ulyarizatsiya nastavnichestva kak deystvennogo instrumenta povysheniya kachestva obrazovaniya [Popularization of mentoring as an effective tool for improving the quality of education], Voprosy nauki i obrazovaniya, 22, 13-22. (In Russian).

6. Dubinina A.V. (2013), Problematika lichnostno-oriyentirovan-nogo podkhoda v sovremennoy sisteme obrazovaniya [Problems of a student-centered approach in the modern education system], Problemy i per-spektivy razvitiya obrazovaniya: materialy IV mezhduna-rodnoy nauchnoy konferentsii, iyul' 2013 goda [Problems and prospects for the development of education: materials of the IV international scientific conference], Perm', Merkuriy, July 2013, 5-7. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 26.06.2022; одобрена после рецензирования 28.06.2022; принята к публикации 29.06.2022.

The article was submitted 26.06.2022; approved after reviewing

^ 28.06.2022; accepted for publication 29.06.2022.

о

О

сц £

a >

о к

0 £

a

1

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.