Научная статья на тему 'Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача'

Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача»

повышение квалификации

к<еквк1

Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача

Дудов А. С., д. э. н., профессор, ректор НОУ ВПО «<КИЭП»; Тараян С. Ф., к. ю. н., доцент НОУ ВПО «КИЭП»; НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права», г. Кисловодск

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» утвержден квалификационный справочник должностей. К должности главного врача предъявлены новые требования, которые определяются объемом должностных обязанностей главного врача сегодня.

В Интернете на сайте «Справочник по трудоустройству» мы увидели должностные обязанности главного врача (http://www.613613.ru/instruction.php?id=45), далеко не соответствующие требованиям Единого квалификационного справочника, причем это очень посещаемый сайт (за прошлую неделю — 21237 обращений; обращений на сегодня — 2190; обращений он-лайн — 6). Это говорит о большом интересе медработников к рассматриваемому вопросу.

Главный врач сегодня по функциональным должностным обязанностям очень мало занимается чисто медицинскими вопросами, когда организует работу коллектива по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению, обеспечивает организацию лечебно-профилактической деятельности ЛПУ.

У главного врача большой объем обязанностей по вопросам правовой работы. Он представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами, принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В соответствии с этими должностными обязанностями предъявляются требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Современная медицинская деятельность в значительной степени связана с правом, с правовым регулированием, что вызвало необходимость получения главными врачами юридических знаний.

Медицинские работники, особенно руководители ЛПУ, часть из которых получали образование еще в советский период, на сегодняшний день, когда в их работе правовые вопросы составляют более 30—40% их служебной деятельности, не всегда могут правильно воспринимать

предназначение правовых норм, регулирующих оказание медицинской помощи. В то же время юридическая наука и практика не имеют значительного опыта взаимодействия со сферой здравоохранения. Эти обстоятельства заставляют искать новые системные подходы к проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности.

Первым направлением в решении данной проблемы была задача дать необходимый минимум юридических знаний студентам медицинских вузов. Первая самостоятельная кафедра медицинского права была создана в 1995 году в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, а в 2000 году была утверждена первая официальная программа данной учебной дисциплины.

Вторым направлением была инициатива Кисловодско-го института экономики и права (КИЭП), который приступил к подготовке в 1998 году групп практикующих врачей по специальности «Юриспруденция». Госстандарт по специальности «Юриспруденция» отводил 1620 часов учебного времени на дисциплины специализации, которые могли устанавливаться вузом.

Существующие в юридических вузах по специальности «Юриспруденция» специализации не имели специализации «Юриспруденция в здравоохранении», поэтому после нескольких конференций и семинаров в КИЭПе было принято решение готовить врачей, имеющих высшее медицинское образование, по полной программе госстандарта по специальности «Юриспруденция» по гражданско-правовой специализации, причем дисциплины специализации были выбраны институтом по вопросам медицинского права. По окончанию обучения выпускникам присваивалась квалификация «юрист» по специальности «Юриспруденция». Выпускники вуза к своему званию врача добавили приставку «юрист».

Программа «Юриспруденция в здравоохранении» КИЭПа предусматривала изучение правовых основ в здравоохранении в виде дисциплин специализации, спецкурсов и семинаров, объединяемых общим названием «Медицинское право».

Актуальность изучения медицинского права не вызывает сомнений. В последнее десятилетие в России произошло кардинальное изменение законодательства о медицине. Наряду с нормами Конституции РФ и федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» принято более 15 законов РФ, регулирующих различные специальные вопросы охраны здоровья граждан. На различных стадиях законотворческого процесса находятся еще несколько законопроектов по медицине. К сожалению, несмотря на очевидность проблем, связанных с вопросами юридического обеспечения медицинской деятельности, в настоящее время количество исследований, посвященных комплексному изучению данных аспектов, недостаточно.

Медицинское право как новая формирующаяся отрасль российского права нуждается в методологическом обеспечении, а специалисты, работающие в здравоохранении, — в хорошем уровне юридических знаний. Думается, что именно путем интеграции знаний юристов и врачей удастся достичь оптимального развития медицинского права в России.

www.akvarel2002.ru стоматология • май 2012

9

навву

повышение квалификации

За 10 лет реализации программы «Юриспруденция в здравоохранении» КИЭП окончили более 500 врачей, руководителей ЛПУ. Выпускники института, многие из которых имеют достаточно высокий медицинский статус, не меняют своей основной деятельности, а используют полученные знания для совершенствования своей работы, для правовой защиты врача и пациента. Некоторые выпускники, имея медицинскую и юридическую подготовку, переходят полностью на юридическую работу и успешно ведут адвокатскую деятельность при рассмотрении дел в судах по вопросам медицинских правонарушений. Такие адвокатские бюро созданы в Ростове-на-Дону и Волгограде.

КИЭП признан ведущими медицинскими организациями. Дважды в институте были представители ВОЗ, которые после присутствия на занятиях предоставили институту возможность проводить курсы усовершенствования по правовой тематике работников здравоохранения республик Северного Кавказа и финансировали их.

Институт по плану ФФОМС проводил курсы по повышению правовых знаний (курсы повышения квалификации) по программе «Защита прав застрахованных», которую прослушали более 250 врачей и работников страховых организаций.

По программе «Юриспруденция в здравоохранении» в институте только за последние два года прошли: международный научный форум «Толерантное пространство современности: экономика, право, мораль», международная научно-практическая конференция «Пробелы в российском законодательстве» (секция «Медицинское право»), межрегиональная научно-практическая конференция врачей-организаторов здравоохранения, в которых принимали участие ученые многих медицинских вузов России.

Параллельно в течение прошлого десятилетия в институте развивались программы «Менеджмент в здравоохранении» и «Экономика в здравоохранении». По этим программам институт окончили более 600 медицинских работников.

В процессе реализации этих программ в институте выявились проблемы, которые требовали решения. Заочное обучение требует отрыва врачей от исполнения своих обязанностей на первом году обучения на 40 дней, на втором и третьем — на 50 дней, на выполнение дипломной работы и сдачу госэкзаменов — на 4 месяца. Такой отрыв от работы руководителей ЛПУ, да и просто врачей, встречался без особого энтузиазма по месту их основной работы.

Профессорско-преподавательским составом института по программам «Юриспруденция в здравоохранении»,

«Менеджмент в здравоохранении» и «Экономика в здравоохранении» с присвоением степени бакалавра была разработана самая полная методическая база в электронном варианте, создана электронная библиотека, разработана система заочного дистанционного обучения. В настоящее время институт предоставляет возможность пройти основное заочное обучение с использованием методов дистанционного обучения по Интернету, без приезда в институт на первом и втором годах обучения. Обучаемый получает по каждой учебной дисциплине подробный материал в виде модулей, может использовать электронную библиотеку, готовит контрольные и курсовые работы, присылает их на проверку, имеет возможность получения консультаций и общения с преподавателем, сдает по каждой дисциплине зачеты и экзамены в виде тестирования.

На третьем году обучения студент должен пройти практику в течение 12 недель, выполнить выпускную работу (руководство которой также осуществляется по Интернету) и приехать в институт на 15—20 дней для сдачи госэкзаменов и защиты дипломной работы. Такая система подготовки позволяет главному врачу с минимальным отрывом от работы освоить основную программу по направлениям «Юриспруденция», «Менеджмент организаций», «Экономика» и получить в течение трех лет квалификацию бакалавра юриспруденции, бакалавра менеджмента и бакалавра экономики.

Использование заочного обучения с элементами дистанционного образования значительно повышает возможности главных врачей, врачей и лиц среднего медперсонала в получении необходимых правовых и экономических знаний, расширяет географию студентов института и способствует правовой защищенности медперсонала и соблюдению прав пациентов.

Знание врачом своих прав и обязанностей, прав пациента, этических и юридических основ взаимоотношений врача и больного, врача с коллегами, юридической ответственности за профессиональные правонарушения обеспечивает соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения, позволяет повысить качество медицинской помощи, обеспечивает профилактику конфликтов между медиками и их пациентами, защищает самого врача от уголовного или гражданского преследования.

Таким образом, правовая и экономическая подготовка специалистов в сфере здравоохранения принципиально значима и должна являться составной частью профессиональной подготовки главного врача для реализации квалификационных требований.

АСПИРАНТУРА - ФОРМУЛАУСПЕХА И БЛАГОПОЛУЧИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ

ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14.02.03

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Выпускники аспирантуры защищают диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

г. Кисловодск, ул. Р. Люксембург, 42 Отдел аспирантуры, тел.: (87937) 6-29-84, доб. 131, 8-928-341-98-68; www.niizdoroviya.ru

Гос. лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки №003547 от 03.06.10 г.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ!

стоматология • май 2012

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.