Научная статья на тему 'Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача'

Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача»



вопросы юриспруденции

Механизм реализации квалификационной характеристики главного врача

Дудов А. С., д. э. н., профессор, ректор НОУ ВПО «КИЭП»; Тараян С. Ф.,

доцент НОУ ВПО «<КИЭП»; НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» утвержден квалификационный справочник должностей. В справочнике к должности главного врача предъявлены новые требования, которые определяются объемом должностных обязанностей главного врача сегодня.

В Интернете на справочном сайте в разделе «Должностные инструкции» (http://www.613613.ru/instruction. php?id=45) мы увидели должностные обязанности главного врача, далеко не соответствующие требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, причем это очень посещаемый сайт (справка: за прошлую неделю — 21237 обращений; обращений на сегодня — 2190; обращений онлайн — 6). Это говорит о большом интересе медицинских работников к рассматриваемому вопросу.

Главный врач сегодня по функциональным должностным обязанностям очень мало занимается чисто медицинскими вопросами, когда управляет работой коллектива по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению, обеспечивает организацию лечебно-профилактической деятельности медицинского учреждения. Он осуществляет руководство деятельностью ЛПУ, обеспечивает организацию административно-хозяйственной и финансовой деятельности, осуществляет анализ деятельности учреждения и на основе оценки показателей функционирования принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Главный врач утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации, совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору и своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам. Главный врач принимает меры по обеспечению выполнения работниками должностных обязанностей, обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, требований по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

У главного врача большой объем обязанностей по вопросам правовой работы. Он представляет организацию

в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами, принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В соответствии с этими должностными обязанностями предъявляются требования к квалификации: высшее профессиональное образование по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология»; послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование; сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении; стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Современная медицинская деятельность в значительной степени связана с правом, с правовым регулированием, что вызвало необходимость получения главными врачами юридических знаний.

Медицинские работники, особенно руководители медицинских учреждений, часть из которых получали образование еще в советский период истории нашей страны, на сегодняшний день, когда в их работе правовые вопросы составляют более 30—40% их служебной деятельности, не всегда могут правильно воспринимать предназначение правовых норм, регулирующих оказание медицинской помощи. В то же время юридическая наука и практика не имеют значительного опыта взаимодействия со сферой здравоохранения. Эти обстоятельства заставляют искать новые системные подходы к проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности.

Первым направлением в решении данной проблемы была задача дать необходимый минимум юридических знаний студентам медицинских вузов. Первая самостоятельная кафедра медицинского права была создана в 1995 году в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, а в 2000 году была утверждена первая официальная программа данной учебной дисциплины.

Вторым направлением была инициатива Кисло-водского института экономики и права (КИЭП), который приступил к подготовке в 1998 году групп практикующих врачей по специальности «Юриспруденция». Государственный стандарт по специальности

е

№3(30) • 2012 www.akvarel2002.ru

вопросы юриспруденции

к<еквк1

«Юриспруденция» отводил 1620 часов учебного времени на дисциплины специализации, которые могли устанавливаться вузом.

Существующие в юридических вузах специализации по специальности «Юриспруденция» не имели специализации «Юриспруденция в здравоохранении», поэтому после нескольких конференций и семинаров в КИЭПе было принято решение готовить врачей, имеющих высшее медицинское образование, по полной программе Государственного стандарта по специальности «Юриспруденция» по гражданско-правовой специализации, причем дисциплины специализации были выбраны институтом по вопросам медицинского права. По окончании обучения выпускникам присваивалась квалификация «юрист» по специальности «Юриспруденция». Выпускники вуза к своему званию врача добавили приставку «юрист».

Программа «Юриспруденция в здравоохранении» КИ-ЭПа предусматривала изучение правовых основ в здравоохранении в виде дисциплин специализации, спецкурсов и семинаров, объединяемых общим названием «Медицинское право».

Актуальность изучения медицинского права не вызывает сомнений. В последнее десятилетие в Российской Федерации произошло кардинальное изменение законодательства о медицине. Наряду с нормами Конституции РФ и федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» принято более пятнадцати законов РФ, регулирующих различные специальные вопросы охраны здоровья граждан. На различных стадиях законотворческого процесса находятся еще несколько законопроектов по медицине. К сожалению, несмотря на очевидность проблем, связанных с вопросами юридического обеспечения медицинской деятельности, в настоящее время количество исследований, посвященных комплексному изучению данных аспектов, недостаточно.

Медицинское право как новая формирующаяся отрасль российского права нуждается в методологическом обеспечении, а специалисты, работающие в здравоохранении, — в хорошем уровне юридических знаний. Думается, что именно путем интеграции знаний юристов и врачей удастся достичь оптимального развития медицинского права в России.

За 10 лет реализации программы «Юриспруденция в здравоохранении» КИЭП окончили более 500 врачей, руководителей медицинских учреждений. Выпускники института, многие из которых имеют достаточно высокий медицинский статус, не меняют своей основной деятельности, а используют полученные знания для совершенствования своей работы, для правовой защиты врача и пациента. Некоторые выпускники, имея медицинскую и юридическую подготовку, переходят полностью на юридическую работу и успешно ведут адвокатскую деятельность при рассмотрении дел в судах по вопросам медицинских правонарушений. Такие адвокатские бюро созданы в Ростове-на-Дону и Волгограде.

КИЭП признан ведущими медицинскими организациями. Дважды в институте были представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые после присутствия на занятиях предоставили институту возможность проводить курсы усовершенствования по правовой тематике работников здравоохранения республик Северного Кавказа и финансировали их.

Институт по плану Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) проводил курсы по повышению правовых знаний (курсы повышения квалификации) по программе «Защита прав застрахованных», которую прослушали более 250 врачей и работников страховых организаций.

По программе «Юриспруденция в здравоохранении» в институте только за последние два года прошли международный научный форум «Толерантное пространство современности: экономика, право, мораль», международная научно-практическая конференция «Пробелы в российском законодательстве» (секция «Медицинское право»), межрегиональная научно-практическая конференция врачей — организаторов здравоохранения, в которых принимали участие ученые многих медицинских вузов России.

Институт ведет научно-исследовательскую работу по изучению правового регулирования различных видов медицинской деятельности, в которой принимают участие преподаватели института, врачи-юристы — выпускники института и врачи — студенты старших курсов.

Параллельно в течение прошлого десятилетия в институте развивались программы «Менеджмент в здравоохранении» и «Экономика в здравоохранении». По этим программам институт окончили более 600 медицинских работников.

В процессе реализации этих программ в институте выявились проблемы, которые требовали решения. Заочное обучение предполагает отрыв врачей от исполнения своих обязанностей на первом году обучения на 40 дней, на втором и третьем — на 50 дней, для выполнения дипломной работы и сдачи государственных экзаменов — на 4 месяца. Такой отрыв от работы руководителей медицинских учреждений, да и просто врачей, встречался без особого энтузиазма по месту их основной работы.

Профессорско-преподавательским составом института по программам «Юриспруденция в здравоохранении», «Менеджмент в здравоохранении» и «Экономика в здравоохранении» с присвоением степени бакалавра была разработана самая полная методическая база в электронном варианте, создана электронная библиотека, разработана система заочного дистанционного обучения. В настоящее время институт предоставляет возможность пройти основное заочное обучение с использованием методов дистанционного обучения по Интернету без приезда в институт на первом и втором годах обучения. Обучаемый получает по каждой учебной дисциплине подробный материал в виде модулей, может использовать электронную библиотеку, готовит контрольные и курсовые работы, присылает их на проверку, имеет возможность получения консультаций и общения с преподавателем, сдает по каждой дисциплине зачеты и экзамены в виде тестирования.

На третьем году обучения студент должен пройти практику в течение 12 недель, выполнить выпускную работу (руководство которой также осуществляется по Интернету) и приехать в институт на 15—20 дней для сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы. Такая система подготовки позволяет главному врачу с минимальным отрывом от работы освоить основную программу по направлениям «Юриспруденция», «Менед-

www.akvarel2002.ru №3(30) • 2012

■«¡mía j

организационные вопросы

жмент организаций», «Экономика» и получить в течение трех лет квалификацию бакалавра юриспруденции, бакалавра менеджмента и бакалавра экономики.

Использование заочного обучения с элементами дистанционного образования значительно повышает возможности главных врачей, врачей и лиц среднего медицинского персонала в получении необходимых правовых и экономических знаний, расширияет географию студентов института и способствует правовой защищенности медицинского персонала и соблюдению прав пациентов.

Знание врачом своих прав и обязанностей, прав пациента, этических и юридических основ взаимоотношений врача

и больного, врача с коллегами, юридической ответственности за профессиональные правонарушения обеспечивает соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения, позволяет повысить качество медицинской помощи, обеспечивает профилактику конфликтов между медиками и их пациентами, защищает самого врача от уголовного или гражданского преследования.

Таким образом, правовая и экономическая подготовка специалистов в сфере здравоохранения принципиально значима и должна являться составной частью профессиональной подготовки главного врача для реализации квалификационных требований.

ООО Регион-ГАЗ

Поставка медицинских консолей и монтаж лечебного газоснабжения

г. Нижний Новгород, ул. Борская, 17 e-mail: [email protected] (831) 257-64-20, 257-64-88 web: www.rg-nn.ru

Новый листок нетрудоспособности

Меметов С. С., д.м.н., заместитель начальника госпиталя по клинико-экспертнойработе; Балека Л. Ю., заместитель начальника госпиталя по организационно-методической работе; ГБУ РО «Госпиталь для ветеранов войн», г. Ростов-на-Дону

Новым этапом развития экспертизы временной нетрудоспособности в нашей стране стал 2011 год, когда был принят новый Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 №347н утверждена новая форма бланка листка нетрудоспособности, выдаваемого организациями на всей территории Российской Федерации, а приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н утвержден новый «Порядок выдачи листков нетрудоспособности».

К сожалению, как показала практика, лечебные учреждения и Федеральный фонд социального страхования оказались не подготовленными должным образом к этой работе. Введение нового листка нетрудоспособности сразу же породило у практических врачей массу вопросов.

На начальном этапе листки нетрудоспособности заполнялись вручную, лица, их заполнявшие, не имея опыта, допускали большое количество ошибок, что послужило поводом для массового обращения медицинских организаций и работодателей в Федеральный фонд социального страхования. Однако поступавшие разъяснения по порядку выдачи листков нетрудоспособности зачастую носили противоречивый, а иногда и взаимои-

сключающий характер, или последующие письма отменяли предыдущие.

В частности, в период с 15 июля 2011 года по 13 января 2012 года, то есть практически за 6 месяцев работы, в территории Российской Федерации поступило 5 письменных разъяснений Федерального фонда социального страхования:

— письмо ФСС РФ от 15.07.2011 №14-03-11/15—7481;

— письмо ФСС РФ от 14.09.2011 №14-03-11/15—8605;

— письмо ФСС РФ от 28.10.2011 №14-03-18/15—12956;

— письмо ФСС РФ от 23.12.2011 №14-03-11/15—16055;

— письмо ФСС РФ от 13.01.2012 №15-03-18/12—202.

Так, в письме ФСС РФ от 15.07.2011 №14-03-11/15—7481

указано, что кавычки, точки, запятые, тире, знак номера в наименовании организаций целесообразно не применять. В этом же письме разъясняется, что должность врача представляется возможным заполнить в листке нетрудоспособности следующим образом: врач и/или фельдшер и/или зубной врач (без указания его специальности).

При заполнении строки «Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер» в листке нетрудоспособности сначала указывается фамилия, затем через пробел инициалы. В письме же от 14.09.2011 г. обозначено, что указание в наименованиях организаций (обособленных подразделений) кавычек, точек, запятых, тире не является основанием для переоформления листка не-

№3(30) • 2012

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.