Научная статья на тему 'Механизм половой дезидентификации депривированных подростков'

Механизм половой дезидентификации депривированных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕПРИВАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / CHILDREN / DEPRIVATION / MECHANISM / IDENTIFICATION / MANHOOD / AND WOMANHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василькова Ю. В.

Статья посвящена проблеме формирования адекватных полоролевых стереотипов у детей, растущих в условиях депривации. Представлен механизм половой дезидентификации. Отражены основные сферы, на которые оказывает особо негативное влияние неадекватная половая идентификация, и поставлена проблема готовности дезидентифицированных детей к самостоятельной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPRIVATIONAL CHILDREN'S SEXUAL IDENTIFICATION MECHANISM

This article devoted to the problem of forming an adequate sexual role stereotype of children which growing up in the deprivational conditions. The sexual identification mechanism presented. The basic spheres on which non-adequate sexual identification exerting the especially negative influence reflected. Also the problem of the self-dependence existence readiness of desidentification children is considering.

Текст научной работы на тему «Механизм половой дезидентификации депривированных подростков»

МЕХАНИЗМ ПОЛОВОЙ ДЕЗИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

Ю.В. Василькова (Иркутск)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования адекватных полоролевых стереотипов у детей, растущих в условиях депривации. Представлен механизм половой дезидентификации. Отражены основные сферы, на которые оказывает особо негативное влияние неадекватная половая идентификация, и поставлена проблема готовности дезидентифицированных детей к самостоятельной жизнедеятельности.

Ключевые слова: дети, депривация, механизм, идентификация, мужественность, женственность.

Общеизвестен факт, что дети, растущие без родителей в учреждениях интернатного типа [6, 7], в неполных и неблагополучных семьях, отличаются от детей, растущих в полных семьях [8]. По-иному развивается «Я-концепция» этих детей, психические процессы, эмоциональная сфера и поведенческие стереотипы [5]. Дети, находящиеся в неблагоприятной ситуации воспитания, отличаются от детей из благоприятных семей желаниями, мотивационными установками и ценностными ориентациями.

В основе запуска механизма «иного» развития лежит депривация. В условиях депривации постоянно находятся три категории детей: дети из неполных и неблагополучных семей, биологические и социальные сироты, дети с ограниченными возможностями.

Одной из наиболее актуальных проблем депривиро-ванных детей и подростков, по нашему мнению, является проблема половой дезидентификации [1]. Депри-вированные дети часто неспособны к выработке и адекватной демонстрации фемининных и маскулинных качеств согласно своему полу, что приводит к негативным последствиям в общении с противоположным полом, в созданной семье и профессиональной сфере [2,3].

Анализируя прототипы базовых эмоций в самосознании детей из благополучных семей [4] (доверие, принятие, радость, активность), можно предположительно проанализировать механизм дезидентификации депри-вированных детей. Дети, воспитываясь в неблагополучных семьях (пока родители не лишены прав), испытывают недостаток пищи, некачественную пищу их организм отторгает. Так рождаются непринятие и отвращение. На пути к удовлетворению своих потребностей депривированный ребенок постоянно сталкивается с препятствиями - как следствие формируется чувство гнева; первичная эмоция страха тоже будет сформирована в самосознании такого ребенка, потому что эти дети часто встречаются с наказаниями; депривация формирует постоянное чувство незащищенности, ненужности, безысходности, горя. А так как круг общения таких детей невероятно сужен, при смене обстановки сразу возникают испуг, отгороженность, из которых очень трудно выйти. Постоянное сдерживание активности, с которым сталкиваются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, и неспособность реализовать внутреннюю активность по причине ограниченных возмож-

ностей детерминируют у депривированных детей появление в Я-концепцииравнодушия, безынициативности, пассивности. С такими первичными эмоциями в самосознании, как непринятие, отвращение, гнев, страх, незащищенность, ненужность, горе, испуг, пассивность и равнодушие, идентификация депривированного ребенка изначально не может быть сформирована адекватной.

Механизм половой дезидентификации депривиро-ванных детей имеет гендерную природу. У мальчиков и юношей, проживающих в неполных семьях (где одна мать) или в интернатных учреждениях, резко ограничено общение с представителями своего пола В связи с этим они изначально не имеют возможности формировать в себе поведенческие паттерны, не имеют должного представления о роли мужчины, мужа, отца, сына, обладателя какой-либо мужской профессии. Мальчики, воспитывающиеся без отца, общаются в основном с женщинами, и их мироощущение и поведение находятся в некотором противоречии: с одной стороны, понимание и осознание того, что «я не женщина», с другой стороны, неосознанное перенимание многих моделей поведения по женскому типу. В итоге порождается неспособность к принятию решений, импульсивность, на которую наслаивается агрессивность. Агрессивные вспышки становятся единственно известным способом демонстрации так называемого «мужского» поведения.

В отрочестве и юности молодежь идентифицирует себя со сверстниками своего пола или авторитетными взрослыми. Такими людьми нередко оказываются неформальные лидеры, которые часто состоят в группировках, употребляют никотин, алкоголь, наркотики. Депривированные подростки, не имеющие представления о ролевых предпочтениях настоящего мужчины, приумножают свою Я-концепцию, и без того деформированную, еще и представлениями о девиантном поведении как нормативном, рассматривая демонстрируемые средства самовыражения поистине мужскими. В итоге мы имеем подростка или юношу, не способного адекватно общаться с противоположным полом, создать семью, взять на себя роль мужа, отца. Вследствие несформированности адекватной половой идентификации юноша, будущий мужчина, не может выбрать и профессию соразмерно своим способностям, возможностям, не может взять на себя ответственность за собственные ошибки, не способен их исправлять, боится пре-

Клиническая психология

пятствий, не ставит перед собой целей, не строит планов на будущее. Иными словами, депривированный подросток совершенно не готов к самостоятельной жизнедеятельности.

Не более позитивная ситуация создается и с девушками. Если девочка проживает с мамой или в полной, но неблагополучной семье, либо в детском доме, то, несмотря на то что есть женщины для общения и установления контакта, девушки, как правило, не идентифицируют себя с ними по причине отсутствия эмоциональной связи. В учреждениях интернатного типа и в неблагополучных семьях чаще всего преобладает авторитарный, даже директивный стиль воспитания. В общении вопросам женственности - мужественности времени, как правило, не уделяется, и поэтому работники детского дома - воспитатели, врачи, няни и др. - отрицаются девушками, что порождает новые конфликты. Ну а в неблагополучных семьях половое воспитание вообще отсутствует. Создавшаяся социальная ситуация способствует формированию негативных эмоций и черт личности. Девушки, не получавшие материнской любви, внимания и понимания со стороны педагогов, естественно, не имеют представления о том, какой должна быть настоящая женщина, мать, дочь. В их самосознании формируются лишь роль постоянно

защищающегося человека, роль депривированной девушки, которая, в принципе, не способна быть девушкой в полном смысле этого слова, потому что ее никто этому не научил. У постоянно защищающейся девушки формируются маскулинные черты, а черты женственности не формируются, заглушаются, утрачиваются, если были, так как являются неактуальными для них и окружающих. Соответственно, девушки с нарушенной половой идентификацией оказываются не готовыми жить самостоятельно и будут иметь проблемы в созданной семье, производственном коллективе, в общении с окружающими людьми.

Таким образом, условия депривации способствуют деформации механизма половой идентификации у детей и подростков, что затрудняет процесс их социально-психологической адаптации. Следовательно, развитие и коррекция негативных проявлений полового самосознания является важным звеном процесса сопровождения депривированного контингента. Необходимо создать такие условия воспитания и развития в учреждениях, работающих с депривированными детьми и подростками, которые могли бы скомпенсировать негативные базовые эмоции, способствовать сглаживанию механизма дезидентификации и формировать адекватную половую социализацию.

Литература

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152-158.

3. Каган В.Е. Половой идентичности нарушения // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб., 2000.

С. 214.

4. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54-61.

5. Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.

6. Лисина М.И., Дубровина И.В., Рузская А.Г. и др. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Руз-

ской. М.: Педагогика, 1990.

7. Некрасов М.Г. Особенности половой идентификации в учреждениях интернатного типа // Психологический статус личности в различных

социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М., 1992. С. 181-192.

8. Юферева Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате // Возраст-

ные особенности психического развития детей. М., 1982.

THE DEPRIVATIONAL CHILDREN’S SEXUAL IDENTIFICATION MECHANISM U.V. Vasilkova (Irkutsk)

Annotation. This article devoted to the problem of forming an adequate sexual role stereotype of children which growing up in the deprivational conditions. The sexual identification mechanism presented. The basic spheres on which non-adequate sexual identification exerting the especially negative influence reflected. Also the problem of the self-dependence existence readiness of desidentification children is considering.

Key words: children, deprivation, mechanism, identification, manhood, and womanhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.