ТИНИКАШВИЛИ т.ш.
МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Во всем многообразии разработанных концепций государственного регулирования экономики с опорой на денежно-кредитные регуляторы просматривается направленность на усиление фискального централизма государства и упорядоченного, но адаптивного управления воспроизводственным механизмом с помощью монетарных рычагов. Наряду с такими воззрениями все большее внимание сосредоточивается на необходимости организационного обеспечения и регулирования государством системы денежного хозяйства. Обобщенный анализ особенностей организации денежного хозяйства в сложившейся российской экономике наглядно подтверждает невозможность как его направленной саморегуляции, так и иллюстрирует незрелость рыночных условий для комплексного решения задач социально-экономического развития страны.
Денежное хозяйство, являясь важным элементом процесса воспроизводства, приводит в действие весь его хозяйственный механизм, всю совокупность его звеньев. При активном участии денежных средств в их функциональном аспекте формируются основные стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта и национального дохода, становится возможной передача импульсов ускорения или замедления между параметрами экономического развития, определяющими динамику фонда возмещения, фонда потребления и фонда накопления и их «трансформация» в стоимостные факторы, воспроизведение в структуре валового внутреннего продукта. Поэтому в функционировании экономики рыночной ориентации в нашей стране, в обеспечении ее устойчивости и дальнейшего развития важное значение имеет разработка эффективного механизма денежного хозяйства.
Механизм организации денежного хозяйства предполагает исследование общих основ его формирования и воздействия на систему воспроизводства, выявление специфики денежных процессов в условиях современной российской экономики. Вместе с тем выяснение основных связей и зависимостей требует уточнения ключевых понятий, связанных с денежным хозяйством, содержание которых приобретает относительно новые особенности в отечественной экономической теории и практике.
На наш взгляд, механизм не может выступать раздельно в качестве формы организации или системы. Последняя предполагает единство определенным образом расположенных форм организации, находящихся во взаимной связи. «Механизм» в нашем понимании, это «внутреннее объективное устройство», приводящее в движение систему. Он, в экономическом понимании, не может создавать, распределять или использовать, в частности денежные потоки, а формы сами по себе не могут взаимодействовать. Это функция институтов, осуществляющих процесс взаимодействия.
Система организации денежного хозяйства отражает функциональную упорядоченность элементов и связей внутри рассматриваемого явления, тогда как механизм организации денежного хозяйства характеризуется как способ взаимосвязи различных сторон его содержания. В процессе реализации конкретных организационно-управленческих мероприятий, определяющих формирование условий, обеспечивается функционирование данного механизма, вызывающее последовательную смену состояния организации денежного хозяйства и конкретизацию уровня интегративности общественных явлений.
Формирование и функционирование системы государственного регулирования денежного хозяйства затрагивает как установление направлений, характера и масштабов государственного участия, так и создание конкретного механизма воздействия. Детальная разработка такой проблематики, безусловно, чрезвычайно важна, особенно в период перехода к новым условиям хозяйствования, однако, она значительно расширяет предмет данного исследования. Поэтому, учитывая, что одним из ключевых вопросов, относящихся к изучению названных проблем, является вопрос о выборе инструментария государственного управления, с помощью которого оказывается конкретное воздействие на денежное хозяйство, рассмотрим именно этот компонент системы государственного регулирования.
Рисунок 1. Государственное регулирование денежного хозяйства
Анализируя способы воздействия, считаем необходимым остановиться, прежде всего, на характеристике конкретных методов регулирования, посредством которых оказывается влияние на денежное хозяйство. К ним традиционно относят экономические и административные, разграничить которые на практике довольно сложно. В любом административном регуляторе, как только что отмечалось, должно быть, да и есть, нечто экономическое. Имеется в виду влияние административных методов на экономические интересы и производителей, и потребителей, и, прежде всего, на их материальную заинтересованность. Например, установление прямого контроля над ценами со стороны государства вынуждает хозяйствующих субъектов пересматривать производственные программы, искать новые источники средств, что создает и особый экономический режим. В таких условиях потребители, как правило, изменяют структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений. В свою очередь, в каждом экономическом регуляторе можно найти элементы администрирования, хотя бы потому, что по нему принимается соответствующее административное решение, а его действие контролируется той или иной государственной службой [3, с. 20].
Существуют сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо. Сюда, на наш взгляд, относятся: применение прямых форм регулирования при контроле за монополизированными государством рынками товаров и услуг (т.е. в отраслях, где признана естественной государственная монополия); демонтаже неестественных монополистических структур; контроле за состоянием окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов; структурных изменениях в экономике с помощью государственных средств; а также контроле за соблюдением всеми субъектами рыночной экономики национальных стандартов ведения предпринимательской деятельности [2, с. 43].
Будучи косвенными, финансовые, денежные и кредитные методы носят преимущественно экономический характер. Они отличаются многонаправленностью действия, захватывают глубинные экономические процессы, формирующие материальную основу денежного хозяйства, определяют сам механизм насыщения денежного оборота покупательными и платежными средствами. Вместе с тем,
N
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
ь
N □
□
N
о
I—
ф
I—
х о а ф
X
>
0
1_
О х х Ф ш
I—
О
а
о <
>
о о
о
различия сущности финансов, денег и кредита определяют различия основанных на них методов регулирования денежного хозяйства [4, с. 56].
Каждый инструмент государственного воздействия, выполняя свою роль, взаимодополняет другие. Способностью уловить при выработке конкретных способов регулирования хозяйственной жизни наиболее важные на каждом этапе рычаги воздействия на поведение экономических субъектов, способностью комплексного применения непротиворечащих друг другу форм и методов управления и определяется эффективность всей системы государственного регулирования. Это может быть более избирательная налоговая система, денежно-кредитная политика, целенаправленные ограничения в политике цен, ориентация на государственные субсидии, ссуды, штрафы, таможенные правила и другие. Поочередная смена акцентов в рыночных приоритетах должна находить свое выражение в разных диапазонах использования тех или иных форм и методов регулирования. Комплексное же их применение, в конечном итоге, способно обеспечить направленную ориентацию макроэкономического развития по выбранному варианту движения.
Специфика связи кредитного механизма с денежным хозяйством определяется возвратным движением стоимости, характеризующимся эквивалентностью и возмездностью отношений в процессе кредитования. Такой характер движения означает, что на началах кредита перераспределяется временно свободная стоимость, не занятая в процессах производственного и личного потребления, и что она должна предоставляться на удовлетворение временных потребностей, после чего полностью может высвободиться из данного индивидуального кругооборота фондов и возвратиться в общий оборот. В этом заключаются материальные предпосылки такого движения стоимости в денежной форме, при котором к моменту, когда владельцы свободных денег начинают реально использовать их как покупательные и платежные средства, выданные на их основе ссуды оказываются погашенными, что исключает удвоение массы денег по сравнению с массой стоимости в сфере обращения.
Такая особенность кредитного перераспределения стоимости означает, что при предоставлении платежных средств одним субъектом денежного хозяйства нет необходимости изымать их в безвозвратном порядке у других субъектов, как при финансировании. Теряет здесь свое регулирующее значение фактор ресурсно-расходной сбалансированности, поскольку она достигается механически в силу особенности взаимосвязи кредита и денежного хозяйства. Решающее значение здесь приобретает сбалансированность денежных и материальных потоков, базирующаяся на обеспечении структурной взаимоувязки кредитного процесса с материальными процессами производства и обращения. Основными способами достижения такой сбалансированности являются:
- использование эмиссионного источника лишь для расширения краткосрочного банковского кредитования; обеспечение долгосрочного кредитования за счет специальных фондов, сформированных на без возвратной основе, и за счет долговременных сбережений;
- согласование эмиссионного источника с размерами обоснованной потребности в эмиссии, что предполагает соответствие его объективно необходимому количеству денег в обращении и в сбережениях;
- обеспечение структурной сбалансированности между кредитными ресурсами и вложениями в зависимости от их сроков путем раздельного планирования краткосрочных и долгосрочных кредитов;
- четкое разграничение сфер применения финансового и кредитного методов перераспределения стоимости, а внутри последнего — сфер применения краткосрочного и долгосрочного кредитования;
- установление принципов банковского кредитования, вытекающих из сущности кредита как объективной экономической категории и его связи с денежным хозяйством, обеспечение контроля над их соблюдением в процессе кредитования;
- постоянное совершенствование форм, методов и условий кредитования с целью усиления стимулирующей роли кредита в повышении эффективности общественного производства.
Перечисленные способы кредитного воздействия на денежное хозяйство носят объективный характер, определяются сущностью кредита и включены в систему организации банковского кредитования, выступая в качестве ее составных элементов. Правильное и полное их использование позволяет в условиях рыночного хозяйства реализовать закон обращении кредитных денег, превратить в действительность возможность возврата денег из обращения, содержащуюся в условиях их выпуска на кредитной основе, придать деньгам кредитный характер не только по их происхождению (кредитный характер эмиссии), но и по их обращению и изъятию из оборота, обеспечить на этой основе их высокую устойчивость.