Научная статья на тему 'Финансово-кредитное регулирование денежного хозяйства'

Финансово-кредитное регулирование денежного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / STATE REGULATION SYSTEM / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ / FINANCIAL-CREDIT MECHANISM OF ACTION / MONEY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиникашвили Т. Ш.

Система государственного регулирования денежного хозяйства затрагивает как установление направлений, характера и масштабов государственного участия, так и создание конкретного механизма воздействия. Исследуются вопросы организации государственного регулирования денежного хозяйства страны, финансовые и кредитные способы и инструменты воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and credit regulation of the money economy

The system of state regulation of the money economy is affecting the establishment of areas, the nature and extent of government involvement, and the creation of a specific mechanism of action. The article explores the issues of organization of state regulation on the monetary economy and financial and credit methods and tools for action.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитное регулирование денежного хозяйства»



метрическая модель строится на основе временных рядов4. В моделях регрессии, описывающих зависимости между случайными значениями взаимосвязанных величин, она снижает эффективность применения метода наименьших квадратов (МНК). Тест Вулдриджа (Wooldridge test) на автокорреляцию в панельных данных показал наличие данного эффекта в исследуемых данных, поэтому в дальнейших исследованиях возможно использование доступного обобщенного МНК, скорректированного по методике Прайса-Уинстена (Prais-Winsten regression, correlated panels corrected standard errors (PCSEs)), который при вычислении учитывает гете-роскедастичность и автокорреляцию в панельных данных.

1 Существует по крайней мере 2 способа расчета данного показателя: в первом случае используется соотношение чистой прибыли к объему чистой выручки, во втором — соотношение прибыли от продаж к чистой выручке. В случае, если показатель, рассчитанный первым способом, оказывается больше показателя, рассчитанного вторым способом, то это означает, что основную прибыль компания получает за счет внереализационных доходов. Поскольку в рассматриваемую выборку входили, в основном, промышленные компании, то был выбран второй способ расчета рентабельности продаж.

2 См.: сайт компании «Альпари», электронный ресурс: http://www.alpari.org/ru/markets/stocks/stocks9.php

3 Гетероскедастичность приводит к тому, что оценки дисперсий коэффициентов линейной модели оказываются смещенными и построенные доверительные интервалы для них не соответствуют заявленным уровням значимости, что может приводить к ошибочным статистическим выводам в отношении гипотез о значениях коэффициентов линейной модели.

4 Автокорреляция [autocorrelation, serial correlation] — корреляционная связь между значениями одного и того же случайного процесса X(t) в моменты времени t1 и t2.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Т.Ш. ТИНИКАШВИЛИ

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Северо-Осетинского Государственного университета Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

E-mail: [email protected]

Аннотация. Система государственного регулирования денежного хозяйства затрагивает как установление направлений, характера и масштабов государственного участия, так и создание конкретного механизма воздействия. Исследуются вопросы организации государственного регулирования денежного хозяйства страны, финансовые и кредитные способы и инструменты воздействия.

Ключевые слова: денежное хозяйство, система государственного регулирования, финансово-кредитный механизм воздействия.

FINANCIAL AND CREDIT REGULATION OF THE MONEY ECONOMY

T.SH. TINIKASHVILI

doctor of economics, professor of chair offinance and credit of the North Ossetia state university

Annotation. The system of state regulation of the money economy is affecting the establishment of areas, the nature and extent of government involvement, and the creation of a specific mechanism of action. The article explores the issues of organization of state regulation on the monetary economy and financial and credit methods and tools for action.

Keywords: money management, state regulation system, financial-credit mechanism of action.

Экономика развивается эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями. В этом случае пропорции перераспределения национального дохода обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным процессами общественного производства.

Отражая многообразие распределительных и перераспределительных процессов, денежное хозяйство реализует основные макроэкономические пропорции развития. Так, первоначальный рост инвестиций в текущие денежные обороты вызывает увеличение объема производства, реализации продукции, работ, услуг и, соответственно, объема поступлешш денежных средств. Последние распа-

Страхова

Каждая из структурных частей (звеньев) денежного хозяйства страны представляет собой экономическую категорию, выполняющую конкретную роль в экономике, имеющую общественное назначение, реализуемое через свои специфические функции. Но каждой из этих категорий присущи функции, общие с категорией «денежное хозяйство страны». Такими функциями являют-

даются на потребляемые и сберегаемые; при этом та их часть, которая направляется на потребление, служит источником поступлений для производителей. Полученные денежные средства, в свою очередь, распадаются на потребление и сбережение и т.д. В конечном итоге, первоначальный рост инвестиций в денежные оборотные средства приводит к многократному увеличению поступлений, укреплению финансово-экономического фундамента платежеспособности экономики. Следовательно, система денежного хозяйства представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера его текущих денежных оборотов в воспроизводственном процессе, механизм организации которой должен способствовать преобразованию денежных потоков в финансовые и осуществлению взаимосвязей между сферами и звеньями денежного хозяйства страны.

ое хоз-во ! отраслей процесса

ся образование и использование денежных фондов [1].

Анализируя способы государственного воздействия, остановимся сначала на характеристике конкретных методов регулирования, посредством которых оказывается влияние на денежное хозяйство. К ним традиционно относят экономические и административные.

Государственная финансовая система

Г

ние

к

Международные финансы

Кредитная система

Денежно субъектов воспр-го

Рынок ценных бумаг

Рис. 1. Структура денежного хозяйства государства

НЕ-

экономические науки

Денежное хозяйство страны

Государственное страхование

Небанковские кредитные организации

Ден. отн-я др. субъект. хоз-ния

Вексельные площадки, депозитарии

Финансовая система Кредитная система Денежные отношения хоз. субъектов Рынок ценных бумаг Международные финансы

Бюджетная система России Центральный банк России Ден. отн-я п/п произв. сферы Фондовые биржы Межд-е фин-ние целевых программ

Государственный кредит Коммерческие банки Ден. отн-я п/п непроизв.сферы Товарные биржы Межд-е кредитные операции

Межд-е валютные операции

Финансы государственных п/п

СКФИ

ПИФы, не-гос. фонды депозитарии

Рис. 2. Структура денежного хозяйства РФ

Для управления современной экономикой государству необходимы, безусловно, и те и другие, что, соответственно, требует обязательного присутствия и тех и других в хозяйственном механизме. Приоритет, однако, судя по опыту развитых стран, отдан экономическим методам, т.е. управлению через систему стимулов и антистимулов. Опираясь на экономические методы, государство способно ока-

зывать действенное влияние на происходящие в денежном хозяйстве процессы. Вместе с тем, административные мероприятия не требуют расходования государственных средств, тогда как экономические мероприятия связаны с использованием государственных финансов, денег и кредита и являются более действенными и эффективными по сравнению с административными [2].

Государственное регулирование денежного хозяйства РФ

Экономическое регулирование

Финансовое регулирование

±2.

<2.

12

12

Административное регулирование

12

12

Денежное регулирование

±2

±2

12

12

12

12.

12

12

12

Кредитное регулирование

12

±2

12

12

1^2

12

12

12

Денежное хозяйство Российской Федерации

Рис. 3. Механизм государственногорегулирования денежногохозяйстваРФ

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях роль этих методов регулирования возрастает. Степень применения административных методов различна и зависит от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий. Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения [3].

Инструментарий государственного воздействия можно классифицировать не только согласно рассмотренным выше методам, но и по форме осуществления регулирования: прямое, косвенное и смешанное. Наиболее часто используемым в мировой практике является косвенное воздействие на экономические процессы. Среди видов этой формы регулирования выделяются стимулирование производительности труда, нововведений, перелива капитала, социального развития коллектива, благотворительности.

Механизм функционирования денежного хозяйства реализуется в ходе процесса организации денежных потоков. Определяющим фактором, воздействующим на общее состояние, формы и масштабы денежного хозяйства страны, выступает формирование спроса на денежные средства и их предложение. Спрос на денежные средства в качестве средства платежа характеризуется высокой степенью подвижности и формируется под воздействием целого комплекса факторов, среди которых можно условно выделить макро- и микроэкономические факторы [4].

На макроэкономическом уровне факторами, определяющими спрос на денежные средства, являются национальный объем производства, уровень и динамика цен, соотношение между потреблением и накоплением, уровень интенсивности сбережений, конъюнктура сегментов финансового рынка: денежная, кредитная, валютная и налоговая политика государства, обменный курс денежной единицы, ожидаемый темп инфляции, скорость обращения денег, динамика экономического развития.

Возможность разграничения денежного и кредитного механизма государственного регулирова-

ния денежного хозяйства, на наш взгляд, сводится к определению специфики предмета регулирования. С этой точки зрения регулирование цены денег как платежных средств, т.е. денег, заимствование которых осуществляется в целях проведения платежей как необходимого элемента процесса смены форм стоимости, можно было бы отнести к области денежного механизма. Регулирование цены денег как капитала, т.е. стоимости в денежной форме, занимаемой в целях получения ее прироста, прибыли, можно было бы отнести к области кредитной политики. Вместе с тем, сложность практической реализации этой задачи состоит в необходимости отделения займа денег от займа капитала.

Специфика связи финансового механизма с денежным хозяйством состоит в том, что предоставление последнему покупательных и платежных средств на основе финансовых расходов не содержит условий возвращения этих средств из каналов оборота и несет в себе опасность переполнения обращения денежной массой. Чтобы исключить такое переполнение, финансовые расходы должны производиться после образования достаточных финансовых ресурсов на основе безэквивалентного и безвозвратного изъятия их у субъектов денежного хозяйства. Это значит, что покупательные и платежные средства могут предоставляться обороту лишь после того, как они безвозвратно изъяты в других его звеньях. Общая масса денег в обращении при прочих равных условиях остается неизменной.

Среди финансовых методов воздействия на денежное хозяйство современного государства наиболее распространены бюджетные и налоговые. Достижение целей государственной политики требует, чтобы правительство увеличивало источники государственных доходов, расходовало средства, принимая регулирующие постановления, касающиеся экономической активности.

Основными финансовыми инструментами, которыми правительство воздействуют на экономику, являются:

1) налоги, которые сокращают частные расходы (например, на покупку автомобиля или питание в ресторане) и вследствие этого создают возможность осуществления государственных расходов (например, на закупку продовольствия для армии);

2) расходование государственных средств, которое побуждает фирмы или работников производить определенные товары или услуги, а также трансфертные выплаты, обеспечивающие определенный уровень дохода некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, которые стимулируют определенную экономическую деятельность либо заставляют отказаться от нее [5].

Специфика связи кредитного механизма с денежным хозяйством определяется возвратным движением стоимости, характеризующимся эквивалентностью и возмездностью отношений в процессе кредитования. Такой характер движения означает, что на началах кредита перераспределяется временно свободная стоимость, не занятая в процессах производственного и личного потребления, и что она должна предоставляться на удовлетворение временных потребностей, после чего полностью может высвободиться из данного индивидуального кругооборота фондов и возвратиться в общий оборот. Такая особенность кредитного перераспределения стоимости означает, что при предоставлении платежных средств одним субъектом денежного хозяйства нет необходимости изымать их в безвозвратном порядке у других субъектов, как при финансировании. Теряет здесь свое регулирующее значение фактор ресурсно-расходной сбалансированности, поскольку она достигается механически в силу особенности взаимосвязи кредита и денежного хозяйства. Решающее значение здесь приобретает сбалансированность денежных и материальных потоков, базирующаяся на обеспечении структурной связи кредитного процесса с материальными процессами производства и обращения. Основными способами достижения такой сбалансированности являются:

ф использование эмиссионного источника лишь для расширения краткосрочного банковского кредитования; обеспечение долгосрочного кредитования за счет специальных фондов, сформированных на безвозвратной основе и за счет долговременных сбережений; Ф согласование эмиссионного источника с размерами обоснованной потребности в эмиссии, что предполагает соответствие его объективно необходимому количеству денег в обращении и в сбережениях;

Ф обеспечение структурной сбалансированности между кредитными ресурсами и вложениями в зависимости от их сроков путем раздельного планирования краткосрочных и долгосрочных кредитов;

четкое разграничение сфер применения финансового и кредитного методов перераспределения стоимости, а внутри последнего — сфер применения краткосрочного и долгосрочного кредитования.

Каждый инструмент государственного воздействия, выполняя свою роль, взаимодополняет другие. Способностью уловить при выработке конкретных способов регулирования хозяйственной жизни наиболее важные на каждом этапе рычаги воздействия на поведение экономических субъектов, способностью комплексного применения непротиво-речащих друг другу форм и методов управления и определяется эффективность всей системы государственного регулирования. Это может быть: более избирательная налоговая система, денежно-кредитная политика, целенаправленные ограничения в политике цен, ориентация на государственные субсидии, ссуды, штрафы, таможенные правила и другие. Поочередная смена акцентов в рыночных приоритетах должна находить свое выражение в разных диапазонах использования тех или иных форм и методов регулирования. Комплексное же их применение, в конечном итоге, способно обеспечить направленную ориентацию макроэкономического развития по выбранному варианту движения.

Литература

1. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. М.: КНОРУС, 2005.

4. Бочарова Т.А. Денежно-финансовый рынок и формирование спроса на платежные средства // Финансы, 2001, № 11.

5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 14-е изд., 1992 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.