Научная статья на тему 'К вопросу о регулировании денежно-кредитной сферы'

К вопросу о регулировании денежно-кредитной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / GOVERNMENT REGULATION / MARKET ECONOMY / MONETARY SYSTEM / THE FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болонин А. И.

Регулирование государством рыночных решений производителей и потребителей можно интерпретировать как посягательство на свободу выбора, но международный опыт показывает необходимость и естественность государственного регулирования экономических процессов с целью компенсаций недостатков рыночной экономики. Денежно-кредитная система отражает происходящие в стране социально-экономические процессы и одновременно оказывает на них воздействие. Поэтому регулирование денежно-кредитных отношений представляется важной функцией государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REGULATION OF MONETARY

State regulation of market solutions to manufacturers and consumers can be interpreted as an encroachment on the freedom of choice, but international experience shows the necessity and naturalness of the state regulation of economic processes in order to compensate for market failures. Monetary system reflects the country's ongoing socio-economic processes and also affect them. Therefore, regulation of monetary relations is an important function of the state.

Текст научной работы на тему «К вопросу о регулировании денежно-кредитной сферы»

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ

Болонин А.И., доцент кафедры финансов и кредита Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы

Регулирование государством рыночных решений производителей и потребителей можно интерпретировать как посягательство на свободу выбора, но международный опыт показывает необходимость и естественность государственного регулирования экономических процессов с целью компенсаций недостатков рыночной экономики. Денежно-кредитная система отражает происходящие в стране социально-экономические процессы и одновременно оказывает на них воздействие. Поэтому регулирование денежно-кредитных отношений представляется важной функцией государства.

Ключевые слова: государственное регулирование, рыночная экономика, денежно-кредитная система, функции государства.

ON THE REGULATION OF MONETARY

Bolonin A., Associate Professor of Finance and Credit Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow

State regulation of market solutions to manufacturers and consumers can be interpreted as an encroachment on the freedom of choice, but international experience shows the necessity and naturalness of the state regulation of economic processes in order to compensate for market failures. Monetary system reflects the country's ongoing socio-economic processes and also affect them. Therefore, regulation of monetary relations is an important function of the state.

Keywords: government regulation, market economy, monetary system, the functions of the state.

Уровень развития денежно-кредитной системы страны отражается в способности воспроизводства и достижения стратегических целей социально-экономического развития. Реализация процесса воспроизводства находит воплощение в национальной экономике в виде:

- денежного обращения посредством формирования спроса и предложения денег;

- кредитования и заимствования как взаимообусловленных структурных процессов финансового рынка;

- функционирования банковской системы.

Движение денежных потоков с реализацией функций средств обращения, платежа и накопления определяет сферу денежного обращения как наиболее чуткую к внешним и внутренним факторам. Состояние денежного обращения характеризует потенциал как развития экономики, так и распространения рисков на все сегменты финансового рынка и экономику в целом. Финансовые ресурсы государства (публичные финансы) и финансы домашних хозяйств (персональные финансы) отражает наряду с состояние денежно-кредитной системы инвестиционный потенциал экономики страны. Рогова О.Л. в качестве опорных в определении устойчивости денежного обращения и национальной валюты выделяет следующие моменты.1

На макроэкономическом уровне - степень обеспечения потребности денежного оборота в денежных средствах (регулятор - Банк России в сопряженности с денежно-кредитной и бюджетной политикой государства.

В сфере развития национальной банковской системы - соответствие формирования и функционирования уровней банковской системы законодательно-правовой основе в рамках обеспечения развития национальной экономики.

В финансовой сфере - значения величин характеристик бюджета.

Качество регулирования денежного предложения зависит от соблюдения ряда принципиальных положений относительно развития денежно-кредитной сферы. Первое положение обусловлено каналами удовлетворения потребностей денежного обращения в денежной массе, среди которых отмечаются: а) рефинансирование банковской системы; б) кредитование расходов федерального бюджета; в) валютный рынок.

Второе положение обусловлено состоянием денежной сферы и уровнем насыщением спроса экономики на деньги. Процесс формирования спроса на деньги рассматривается: а) как основа устойчивости денежной системы и развития экономики; б) в границах различных экономических групп, на которые влияют множество факторов (риски в различных секторах, платежная дисциплина, доверие к национальной валюте и др.).

В сложившихся условиях ограниченной конвертируемости рубля принцип рыночного курсообразования являются важным фак-

тором регулирования предложения денег, что оказывает негативное влияние на обеспечение денежного спроса и формирование кредитного потенциала развития экономики. Активный торговый баланс означает приток в страну иностранной валюты, что формирует на внутреннем рынке ее устойчивое предложение. Покупка валюты Банком России обеспечивает прирост валютных резервов, но при этом необходима стерилизация излишней ликвидности.

Снижение уровня денежной массы потенциально приводит к замедлению развития российских банков, в частности имеет место:

- торможение роста активов и капитала российских и кредитования ими экономики;

- увеличение доли внутреннего рынка банковских услуг, принадлежащей зарубежным финансово-кредитным учреждениям, что влияет на способности денежных властей управлять внутренним денежным рынком;

- усиление дисфункции национальной банковской системы в целом.

На формирование кредитного потенциала оказывают влияние степень развития финансового рынка (внутреннего и внешнего) и его институциональной базы, а также проводимая в стране денежно-кредитная политика. Рогова О.Л. пишет, что в силу различий развития экономики разных стран и эволюции финансовых рынков одни страны имеют более развитую банковскую модель обеспечения потребностей финансового рынка в ресурсах заимствования, в других приоритет остается за структурами финансового рынка и способами обеспечения потребности в заемных источниках преимущественно на финансовом рынке облигаций и за другими фор-мами.2

Если денежно-кредитная система не может сформировать предложение денег, достаточное для удовлетворения спроса на них со стороны субъектов экономики, то рынок заемных средств становится ареной конкурентной борьбы, что способствует росту процентных ставок, делая капитал более дорогостоящим для частного сектора.

Для корпоративного сектора внешние заимствования выступают в качестве альтернативы выгодного привлечения средств, но для экономической системы в целом внешние инвестиции означают включение в воспроизводственный процесс еще одного структурного элемента, непосредственно участвующего в распределении будущих потоков финансовых ресурсов.

Динамика корпоративного внешнего долга находится в непосредственной зависимости от макроэкономических тенденций и структурных сдвигов в экономике. Основные макроэкономические процессы (рост ВВП, бюджетные пропорции, инфляционные процессы, валютный курс) в настоящее время развиваются в регрессионном направлении, повышая уровень угроз со стороны роста внешнего корпоративного долга.

1 Рогова О.Л. Денежно-кредитная система воспроизводства экономики России. М.: Институт экономики РАН. 2009. СС. 16-17.

2 Рогова О.Л. Денежно-кредитная система воспроизводства экономки России. М.: Институт экономики РАН, 2009. СС.22-23.

Рис. 1. Динамика рублевых вкладов граждан в банковские учреждения РФ, млн. руб. Источник: Банк России.

Увеличение уровня корпоративного дога отмечается как угроза: в части внешнего долга - вывоз реальных ресурсов из страны, в части внутреннего - усиление кризисной ситуации на внутреннем финансовом рынке и в банковской сфере. Если рост размеров корпоративного долга относительно ВВП начинает превышать уровень возможного обеспечения по долгам, это затрагивается стабильность государственных финансов и характеризует продуктивность денежно-кредитной политики.

Продуктивность денежно-кредитной политики отражается в уровне устойчивости национальной валюты, в сопряженности инфляционного процесса с социально-экономическим развитием страны, уровнем сбалансированности денежного и товарного рынков. В случае сбалансированного развития экономики инфляция органично вписывается в воспроизводственный процесс на уровне необходимого перераспределения доходов и стабилизации рынка спроса и предложения денег.

Инфляция объединяет влияние множества факторов, воздействующих на устойчивость экономики. Динамика уровня инфляции, характеризующая степени неопределенности социально-экономической ситуации (финансовых рисков) отражаются на способности государства регулировать процессы воспроизводства. Но сокращение денежного предложения на рынке не может быть эффективным методом снижения инфляции.

Переход к политике таргетирования инфляции может привести к диспропорциям и нестабильности в экономике. Введение относительно нового для российской практики принципа регулирования денежного рынка предполагает использование инфляционного механизма в целях перераспределения доходов между участниками денежного рынка. Проблемы излишней денежной массы в значительной степени обусловлены сдерживанием инвестиционного спроса, слабым развитием института заимствований на внутреннем денежном рынке под влиянием ряда обстоятельств, среди которых отмечаются: а) снижение активной перераспределительной функции бюджетной системы; б) сокращение бюджетного финансирования; в) завышение цены денежных ресурсов на внутреннем рынке.

Сведение инфляции к индексу потребительских цен и ограничению денежного предложения, на наш взгляд, искажает целевые ориентиры политики таргетирования инфляции и способствует воспроизводству условий ее возникновения.

При переходе к принципу таргетирования инфляции мы полагаем необходимым использовать потенциал денежно-кредитной системы для повышения действенности регулирования спроса и предложения денег. При этом важно учитывать следующее.

1. Кредитная активность банковской системы не должна рассматриваться как инфляционный фактор. В структуре кредитования необходим сдвиг к малому и среднему бизнесу и розничным кредитным продуктам, для чего необходимо снизить ставку рефинансирования до уровня средней рентабельности компаний реального сектора экономики.

Подавление кредитной активности национальной экономики находит отражение и в процессе формирования валютных резервов Банка России.

2. Структура кредитных ресурсов не отвечает требованиям потребностей рынка в долгосрочных кредитных ресурсах. Дефицит

внутренних источников долгосрочных денежных средств вынуждает заемщиков осуществлять внешние заимствования. Преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов определяет направленность кредитного рынка, где предпочтение отдается предприятиям сферы обращения.

3. Ограничения заимствований вынуждают производителей повышать цены в связи с потребностями в оборотных средствах, которые являются объектом банковского кредитования.

4. Политика рефинансирования финансово-кредитных учреждений в целях повышения банковской ликвидности также носит характер скрытого ограничения кредитной активности, поскольку условием получения кредита является предварительное приобретение банками залоговых инструментов.

Процесс инфляции в России генерируется системой воспроизводства экспортно-сырьевой экономики, которой свойственны субъективные моменты в определении направлений финансовой и денежно-кредитной политики. Мировой опыт показывает, что инфляция с развитыми институтами регулирования составляет компоненту, регулируемую в соответствии с законами и интересами воспроизводства структурно-сбалансированной экономики.

Обращает на себя внимание отличие регулирования денежного рынка развитых стран от развивающихся. Денежно-кредитная политики развитых стран направлена на активизацию спроса в целях роста национальной экономики.3 В развивающихся странах преобладает рестрикционная политика, подавляющая потенциал платежеспособного спроса. В российской федерации в условиях сырьевой ренты происходит замена инструментов денежно-кредитной политики инструментами бюджетной политики. При этом имеет место смещение инфляции от открытых к скрытым формам ее проявления: уменьшению платежеспособного спроса и снижению реальных доходов, что приводит к сокращению ресурсов развития экономики.

В настоящее время практически отсутствуют фундаментальные условия закрепления тенденции роста производства, которые определяются конъюнктурой внутреннего рынка, платежеспособным спросом, формированием кредитного потенциала и кредитной активности банковским сектором. Подобная ситуация является потенциально опасной в связи с возможностью прохождения точки невозврата по конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Функционирование экономики в режиме рассогласования реального и финансового секторов приводит к подавлению возможностей государственного регулирования. Так имеет место тенденция снижения доверия граждан к государству как гаранту и регулятору инвестиционной и кредитной активности, получателю налогов и поставщику услуг коллективного использования. Это находит выражение в снижении вкладов граждан (рис. 1).

Снижение государственного внешнего долга с соответствующим изъятием денежных ресурсов с внутреннего рынка, размещение доходов бюджета в высоколиквидные ценные бумаги развитых стран также исключает использование этих средств в национальной экономике и снижает ее кредитную активность.

Ключевым процессом развития кредитного потенциала банков является формирование сбережений населения. Но это процесс фактически выведен из сферы бюджетной и денежно-кредитной поли-

3 См. Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковская система развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. И.: Прогресс, 2003; Головнин М. Денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточной Европы в условиях финансовой глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1.

тики. Екшембиев Р.С. пишет, что «даже в условиях макроэкономи- Литература:

ческой относительной среднесрочной стабильности в России не про- 1. Болонин А.И. Регулирование финансово-кредитной систе-

исходит быстрой концентрации сбережений индивидов в финансо- мы: методология анализа и практическое применение в Российс-

вых институтах, в том числе банках. Это связано с отсутствием эф- кой Федерации. М.: МПГУ, 2009.

фективной системы государственных гарантий сохранности сбере- 2. Головнин М. Денежно-кредитная политика России и стран

жений».4 Центральной и Восточной Европы в условиях финансовой глоба-

Рогова О.Л. отмечает, что для периода 2000-х гг. характерно лизации // Проблемы теории и практики управления. 2008.

сужение потенциала сбережений массового слоя граждан и склон- 3. Екшембиев Р.С. Персональные финансы в финансовой сис-

ность групп населения с высоким уровнем дохода к вложениям в теме государства. М.: Магистр, 2008.

недвижимость и депозиты на счетах западных банков и ценные 4. Рогова О. Денежно-кредитная система: издержки внешней

бумаги.5 зависимости// Экономист. - 2007. - № 11.

Государственная кредитная политика в сочетании с ограничен- 5. Рогова О. Денежно-кредитная система и экономический рост

ной бюджетной политикой , профицитом федерального бюджета, //Экономист. - 2006. - № 3.

формирования государственного резервного фонда в пределах из- 6. Рогова О.Л. Денежно-кредитная система воспроизводства

быточного валютного навеса приводит к блокированию источни- экономики России. М.: Институт экономики РАН. 2009. ков роста национальной экономики. 7. Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковская система разви-

тых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. И.: Прогресс, 2003

4 Екшембиев Р.С. Персональные финансы в финансовой системе государства. М.: Магистр, 2008. СС. 223-224.

5 Рогова О.Л. Указ. соч. с. 201.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ

Семенова С.В., преподаватель МФПА

В статье поэтапно рассмотрен процесс корпоративной интеграции, а также способы его осуществления в рамках сделок слияний и поглощений.

Ключевые слова: корпоративная интеграция, слияние, поглощение, корпоративное развитие.

MERGERS AND ACQUISITIONS: THE FORMATION STAGES OF THE PROCESS OF INTEGRATION

Semenova S., Lecturer MIFP

In article is presented the process of corporate integration within the limits of transactions in mergers and acquisitions, and also ways of realization of the given process in stage by stage considered.

Keywords: enterprise integration, mergers and acquisitions, corporate development.

Рассматривая непосредственно процесс слияния и/или поглощения очевидно, что они являются по своей сути формой проявления стратегии роста бизнеса в рамках корпоративного развития. Однако нередко такого рода сделки не достигают запланированного эффекта или заканчиваются провалом по причине неправильного осуществления процесса интеграции.

В процесс интеграции, как правило, включают следующие этапы: 1) планирование, 2) анализ и практическое осуществление сделки и 3) оценку результатов/корректировку1. Для достижения максимальной эффективности, на наш взгляд, необходимо дополнение процесса интеграционных преобразований еще тремя последовательными этапами.

На наш взгляд, целесообразно выделить технологический этап, суть которого заключается в проработке информации, полученной на основе планирования и выработки ряда альтернатив процесса для их последующего анализа и оценки. Это позволит еще и заранее просчитать особенности технологического взаимодействия участников сделки, оценить технологические циклы производства и реализации продукции — маркетинг, разработка, НИОКР, производство, серия, сбыт и обслуживание промышленной продукции, варианты сохранения научно-технологического потенциала и повышение эффективности использования технологий, увеличение доли корпорации в отраслевом объеме продаж.

Кроме того, нами предлагается отдельно выделить качественный анализ в рамках проверки полученных после количественной оценки альтернатив с целью проверить адекватность результатов с помощью качественных факторов. Это позволит нам всестороннее

учесть различные риски, сопровождающие процессы интеграции и деятельность объединяющихся компаний, что благоприятно скажется на достижении экономической устойчивости объединенной компании.

Не стоит также забывать, о такой важной составляющей эффективных объединений, как поддержка интеграционных процессов. Своевременное действия руководства направленные на объединение корпоративных культур, вовлечение сотрудников поглощаемой компании в рабочий процесс могут значительно увеличить выгоды от объединения, хотя и требуют кропотливой работы и достаточных усилий. В качестве выгод можно выделить обеспечение лучшей внутренней управляемости и контроля в процессе функционирования корпораций, повышение прозрачности отношений между участниками, а также достижение оптимальности организационной структуры и состава участников корпорации и устойчивости корпоративной культуры.

Оценка результатов интеграции обычно остается за границами самого процесса интеграции, что на наш взгляд, не совсем правильно, поскольку точная оценка выгод и/или убытков от объединения (не стоит забывать об огромном проценте неэффективных сделок М&А) помогут компании в дальнейшем избежать допущенных ранее ошибок. В качестве примера успешного использования оценки результатов интеграции, можно привести голландский банковский холдинг ABN-AMRO, в котором, всесторонне изучив последствия сделок по объединению, обусловленных в основном мотивом «стратегических интересов», было принято решение навсегда отказаться от подобных сделок, поскольку они слиш-

1 Рудык Н.Б., Семенкова Е.В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием

- М.: Финансы и статистика, 2000, - стр. 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.