Научная статья на тему 'Сравнительный анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик'

Сравнительный анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1792
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ / MINISTRY OF FINANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / MACROECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов М.Е.

Предмет. Существующие направления денежно-кредитной и бюджетной политики оказывающие влияние на экономические процессы. Систематизация подходов к организации финансовых процессов и проведения мер стимулирования экономического роста, которые используют развитые страны. Цели. Систематизировать и провести сравнительный анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик на основе накопленного опыта российских регуляторов и международных институтов. Методология. Используется системный анализ существующих положений Банка России и Министерства финансов РФ, продекларированные в документах об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной и бюджетной политики России на трехлетний период. Применяются методы систематизации, сравнения, сопоставления, экономического анализа. Сравниваются взгляды российских и зарубежных авторов на подходы и принципы организации механизмов интеграции и взаимодействия главных монетарных и финансовых властей государства. Результаты. Доказывается объективная необходимость реализации активных процессов интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик. Область применения. Результаты могут быть применены при разработке подходов к реализации идеи интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик в рамках создания и дополнения существующих программ. Выводы. Установлены и описаны существующие направления, реализующие процессы интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик. Отмечены потенциальные связи и возможные векторы дальнейшего развития концепции по интеграции в заявленной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косов М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of principal directions of monetary and fiscal policies

Subject The article reviews current directions in the monetary and fiscal policies that affect economic processes. It systematizes approaches to organization of financial processes and implementation of measures to stimulate economic growth, which are used by developed countries. Objectives The study aims to systematize and perform a comparative analysis of focal points of major directions of monetary and budgetary policies, using the accumulated experience of Russian regulators and international institutions. Methods The study rests on a systems analysis of existing directions in the monetary and budgetary policies of regulators and international institutions. Results We prove that it is necessary to implement active processes of integration of monetary and budgetary policy. The results of the study can be applied when developing approaches to the integration of the policies within the framework of existing programs. Conclusions We describe the current areas implementing the integration processes in the monetary and budgetary policy. We also note potential links and possible vectors for further development of the concept of integration in the declared area.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Денежно-кредитное регулирование

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОИ И БЮДЖЕТНОЙ политик

Михаил Евгеньевич КОСОВ

кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация kosovme@mail .ш orcid.org/0000-0002-1067-0935 SPIN-код: 3836-4418

История статьи:

Получена 26.01.2018 Получена в доработанном виде 12.02.2018 Одобрена 27.02.2018 Доступна онлайн 27.03.2018

УДК 338.24

Е22, Е55, Е61

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, бюджетная политика, Банк России, Министерство финансов РФ, макроэкономическая политика

Аннотация

Предмет. Существующие направления денежно-кредитной и бюджетной политики оказывающие влияние на экономические процессы. Систематизация подходов к организации финансовых процессов и проведения мер стимулирования экономического роста, которые используют развитые страны.

Цели. Систематизировать и провести сравнительный анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик на основе накопленного опыта российских регуляторов и международных институтов.

Методология. Используется системный анализ существующих положений Банка России и Министерства финансов РФ, продекларированные в документах об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной и бюджетной политики России на трехлетний период. Применяются методы систематизации, сравнения, сопоставления, экономического анализа. Сравниваются взгляды российских и зарубежных авторов на подходы и принципы организации механизмов интеграции и взаимодействия главных монетарных и финансовых властей государства.

Результаты. Доказывается объективная необходимость реализации активных процессов интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик. Область применения. Результаты могут быть применены при разработке подходов к реализации идеи интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик в рамках создания и дополнения существующих программ.

Выводы. Установлены и описаны существующие направления, реализующие процессы интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик. Отмечены потенциальные связи и возможные векторы дальнейшего развития концепции по интеграции в заявленной сфере.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Косов М.Е. Сравнительный анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, № 3. - С. 709 - 721. https://doi.org/10.24891/fc.24.3.709

Введение

Основными документами, определяющими принципы текущей и среднесрочной деятельности Банка России и Министерства финансов РФ, их представления о целях, условиях, инструментах и сценариях макроэкономической динамики, а также состояние переменных, являются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и основные

направления бюджетной политики России на трехлетний период.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной

политики на 2018 год и на плановый период 2019 — 2020 годов» представлены цели и принципы этой политики на среднесрочную перспективу, условия реализации и основные меры, инструменты и сценарии макроэкономического развития.

Цели и принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу сформулированы исходя из утверждения об исчерпании текущей сырьевой модели экономического развития России. Для формирования долгосрочной экономической стратегии страны, включающей создание стимулов для интенсивного развития хозяйствующих субъектов, необходимы скоординированные действия всех ветвей власти, контрольно-регулирующих органов и системы государственного управления в целом. Банк России обязуется устанавливать такие цели и подходы к реализации денежно-кредитной политики, которые должны способствовать обеспечению устойчивого экономического развития. Условия для этого регулятор видит в обеспечении ценовой и финансовой стабильности, противодействии накоплению финансовых дисбалансов с помощью амортизации воздействия негативных внешних шоков и процессов на экономику. Подходы к организации механизма интенсивного стимулирования развития представлены в работах В.В. Бандурина [1], В.К. Бурлачкова [2].

Материалы и методы исследования

В качестве основной цели рассматривается поддержание низких темпов инфляции и предсказуемого уровня процентных ставок, необходимых для планирования инвестиций и защищающих сбережения от инфляционного обесценения. В связи с этим денежно-кредитная политика нацелена на удержание инфляции на уровне 4% в годовом выражении. Утверждается, что целевой уровень инфляции 4% выбран с учетом особенностей и уровня развития национальной экономики. Достижение стандартного для развитых экономик уровня инфляции в 2% сильно затруднено повышенным уровнем

монополизации российской экономики, недостаточной ее диверсификацией, а также рисками дефляции на отдельных товарных рынках, в частности продовольственных, которые сильно зависимы от природного фактора и должны иметь потенциал к обеспечению выживаемости отрасли в случае неурожая.

Поскольку Банк России проводит политику инфляционного таргетирования, изменяя ключевую ставку, он воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них — на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики. Повышение процентных ставок при прочих равных условиях стимулирует сбережения, ослабляет кредитную активность, сдерживает инфляционное давление. Снижение процентных ставок действует в обратном направлении. Воздействуя через процентные ставки на совокупный спрос, Банк России оказывает влияние на темпы роста цен в экономике. Это также отражается на динамике курса национальной валюты и экономическом росте.

Подчеркивается, что применяемый режим плавающего валютного курса позволяет не только сохранить валютные резервы, но и обеспечить формирование рыночного механизма адаптации экономических агентов к изменению внешних условий, защитить экономическую систему от накопления дисбалансов, в том числе избыточного наращивания внешнего долга.

Другой целью денежно-кредитной политики выступает повышение эффективности ее трансмиссионного механизма. Отмечается, что четкость передачи сигнала от ключевой ставки в финансовую сферу зависит от того, в какой степени данный механизм в состоянии транслировать монетарные импульсы в экономический результат, а также от роли финансового сектора в движении денежных ресурсов в экономике, доверия населения и бизнеса к финансовым посредникам. Большое значение имеют также технологии и сложившиеся практики осуществления платежей и расчетов. Для этого Банк России проводит последовательную политику по ликвидации финансовых организаций, придерживающихся сомнительной кредитной политики, не обладающих достаточными резервами и создающих риск сохранности денежных ресурсов компаний и населения.

Банк России выделяет ряд причин, осложняющих достижение указанных целей: высокая степень монополизации экономики,

ослабляющая ее чувствительность к изменениям цен; высокая степень социального неравенства, препятствующая трансформации сбережений в инвестиции; устойчиво высокие инфляционные ожидания, сформировавшиеся в период рецессии российской экономики.

В связи с этим регулятор утверждает, что

существует объективная необходимость для

проведения более жестких мер при достижении заявленных целей.

Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики в 2018 — 2020 гг., по оценкам Банка России, характеризуются как сдерживающий неблагоприятный фактор. Во-первых, сохраняются негативные тенденции на нефтяном рынке. Хотя цена на нефть марки Urals выросла с января 2016 г. к декабрю 2017 г. более чем в два раза, ее стоимость 55 — 60 долл. США за баррель остается существенно ниже прошлых значений, а настроения участников рынка не включают положительных ожиданий. Во-вторых, отдельные политические события

предопределяют непредсказуемость курсовых тенденций.

Среди прочих рисков рассматриваются следующие: колебания внутренних и внешних продовольственных цен, неопределенность мер бюджетной политики, параметров индексации пенсий и заработной платы в государственном и частном секторах, решения по повышению административно

регулируемых цен и тарифов, сохранение высоких инфляционных ожиданий. Вопрос внешних рисков бюджетной системы раскрыт в работах С.А. Бароновского [3] и К.В. Юдаевой [4]

На 2018 — 2020 гг. Банк России избрал политику точечных мер для поддержки отдельных важных для экономики направлений кредитования, продолжая использовать специализированные инструменты рефинансирования, предоставляя кредитным организациям заемные средства на длительный срок по ставкам ниже ключевой. В целом кредитными организациями

востребовано большинство специализированных инструментов рефинансирования.

Применение всего спектра остальных монетарных инструментов — стандартных механизмов регулирования ликвидности денежного рынка, инструментов тонкой настройки, валютных свопов и аукционов РЕПО — должно обеспечивать нахождение краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки в условиях снижения структурного дефицита ликвидности и притока средств в банковский сектор из-за расходования Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета.

Применение инструментов денежно-кредитной политики в 2018 — 2020 гг. связано с использованием механизма усреднения обязательных резервов, а также стремлением предоставлять или абсорбировать средства у кредитных организаций преимущественно на аукционах по ключевой ставке. Это было обусловлено притоком ликвидности в банковский сектор вследствие расходования средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Другим направлением роста ликвидности в банковском секторе стали перечисления средств Агентством по страхованию вкладов.

Для обеспечения контроля над краткосрочными ставками денежного рынка регулятор удовлетворял потребность банковского сектора в ликвидности с помощью аукционов РЕПО на 1 неделю. В то же время Банк России принимал меры, направленные на ограничение снижения структурного дефицита ликвидности, в частности, в области повышения нормативов обязательных резервов.

При финансировании дефицита бюджета в 2018 — 2020 гг. за счет средств Резервного фонда Банк России прогнозирует переход от структурного дефицита к структурному профициту ликвидности. Это означает, что объем средств на корреспондентских счетах банков в Банке России превысит уровень, необходимый для осуществления текущей деятельности, что потребует абсорбирования

избыточной ликвидности. Анализ реакций финансовой среды с позиций влияний инструментов Центрального банка изучен в работах С.А. Андрюшина, В.В. Кузнецовой [5], М.Н. Дудина, Н.В. Лясникова [6].

Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитной политики в 2018 — 2020 гг. предопределены следующими обстоятельствами.

По оценкам Банка России, важным фактором формирования внутренних экономических условий выступает реализация бюджетной политики. Ожидается сохранение

сформированного к настоящему времени консервативного подхода к планированию бюджета. Это означает, что в условиях превышения расходов бюджета над доходами сохранится потребность в расходовании остатков средств Резервного фонда и части средств Фонда национального благосостояния. В то же время путем ограничений на рост бюджетных расходов будет достигаться последовательное сокращение дефицита бюджета и переход к его сбалансированности до 2020 г., планируемого периода внедрения модифицированного бюджетного правила. Очевидно, что стимулирующее влияние бюджетной политики на экономику в этот период будет ограниченным, и вклад потребления государственного сектора в динамику ВВП будет низким. В этих условиях ключевая роль в бюджетной политике отводится мерам по оптимизации структуры бюджетных расходов.

Значимыми предпосылками для

среднесрочного прогноза инфляции является и предположение об умеренных темпах повышения административно регулируемых цен и тарифов, а также сохранение структурных ограничений для роста экономики, связанных с демографической ситуацией и с инфраструктурными и институциональными характеристиками

экономики.

В части внешних условий ожидается продолжение медленного роста глобальной экономики при сохранении неоднородности его распределения по странам с развитыми и формирующимися рынками. В то же время

предполагается, что структура

внешнеторговых отношений России останется относительно стабильной. Сохранение относительно высокого уровня предложения и запасов сырья будет ограничивать рост товарных цен. При этом под влиянием краткосрочных факторов может сохраняться повышенная волатильность цен на энергоносители. Вопросы стратегического управления экономикой в условиях низких темпов роста описаны в работе Л.И. Прониной [7].

Базовый сценарий предполагает цену на нефть марки Urals около 42 долл. США за баррель. В базовом сценарии темп роста экономики составит 2% в 2018 — 2020 гг.. Замедление инфляции до 4% в 2017 г. и ее стабилизация вблизи целевого уровня создают условия для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. Смягчение кредитных условий наряду с улучшением экономических настроений и ожиданий внесет вклад в постепенное восстановление роста как потребительского, так и инвестиционного спроса.

В «Основных направлениях бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 — 2020 годов» содержатся итоги ее реализации в предшествующий период, основные условия реализации бюджетной политики в грядущий период, цели и задачи бюджетной политики на него, стратегия финансирования дефицита бюджета, основные параметры бюджетной системы.

Основные итоги реализации бюджетной политики в предшествующие периоды включают в себя прежде всего адаптацию к ценовым эффектам, сформировавшимся в российской экономике. Подстройка платежного баланса к сильному изменению условий торговли в условиях девальвации рубля предопределила переход к новому внутреннему равновесию экономики с более низким уровнем потребления импорта и более высоким уровнем ненефтегазового экспорта. Основным условием этого является изменение секторальной структуры цен, а именно снижение цен в неторгуемых секторах относительно цен в торгуемых секторах. При

этом структурная перестройка экономики после изменения относительных цен на практике всегда сопровождается сокращением ВВП, обратно пропорциональным степени мобильности факторов производства (труда и капитала) и издержек их перемещения. Так как России присущи относительно низкая мобильность труда и капитала и высокие издержки их перемещения, то бюджетная политика направлена на сглаживание последствий адаптации российской экономики к новым внутренним и внешним условиям. Вопросы внутреннего рынка и механика процессов взаимодействия отраслей изучена в работе Ф. Мишкина [8].

Поэтому в предшествующий период общая направленность бюджетной политики носила стимулирующий характер. Она была направлена на приведение структуры бюджетных расходов к новым реалиям, накопление резервов, снижение доли неэффективного госсектора, обеспечение развития экономики и расширение ее потенциала.

Условия реализации бюджетной политики в 2018 — 2020 гг. включают в себя внешние и внутренние условия.

К внешним относятся динамика внешнего спроса, условий торговли и внешних финансовых рынков.

Завершается восстановительная фаза экономического цикла в развитых странах. Однако темпы экономического роста будут обладать сравнительно низким потенциалом. Накопленные структурные дисбалансы проявляют себя и в странах с развивающимися рынками. Так, прежняя модель экономического роста Китая, базирующаяся на ускоренной трансформации высокого уровня сбережений в инвестиции, исчерпывает себя. Указанные обстоятельства предопределяют риски, связанные с изменением валютных курсов и процентных ставок.

Происходят заметные географические сдвиги в структуре торговли, вызванные динамикой сырьевых цен. Ослабляется спрос со стороны стран, обеспечивавших в предшествующие

годы основной вклад в увеличение спроса на сырьевые товары. Это связано с вызреванием структурных проблем в моделях экономического развития. Кроме того, продолжительный период высоких цен на энергоресурсы способствовал существенному росту инвестиций в развитие механизмов энергосбережения, технологии альтернативной энергетики и альтернативных способов добычи. Это проявляется в снижении энергоемкости мировой экономики и себестоимости добычи, изменении структуры спроса в отраслях — потребителях нефти и нефтепродуктов.

Внешние финансовые условия характеризуются минимальными уровнями ключевых ставок ведущих центральных банков, реализацией программы количественного смягчения.

Внутренние условия обусловлены сложной демографической ситуацией, низким уровнем инвестиций и эффективности государственных компаний. Вместе с тем высок уровень дефицита федерального бюджета и тарифов естественных монополий.

Ожидается сохранение тенденции сокращения численности трудоспособного населения (на 2,3 млн чел. к 2020 г.) на фоне быстрого роста численности населения пенсионного возраста (на 2 млн чел.). Поддержание стабильного коэффициента замещения (соотношение среднего уровня пенсии и заработной платы в экономике) требует дополнительного перераспределения ресурсов в пользу пенсионеров. Это усугубляется низкой продолжительностью активной трудовой жизни, низкой мобильностью рабочей силы, а также ограниченными возможностями повышения квалификации и

переквалификации.

Высокая степень износа основных фондов при необходимости расширения производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал. Высокий уровень дефицита федерального бюджета и доли бюджетных расходов к ВВП, их неэффективная структура ограничивают темпы потенциального роста экономики.

В условиях слабого контроля за ростом издержек и низкой эффективности многих инвестиционных проектов возникла негативная тенденция опережающего роста тарифов естественных монополий

относительно общего индекса цен производителей. Кроме того, компании с государственным участием являются крупнейшими потребителями дефицитных трудовых и финансовых ресурсов. Рост их неэффективности ведет к ухудшению экономических перспектив страны.

Цели и задачи бюджетной политики на 2018 — 2020 гг. состоят в достижении макроэкономического равновесия, характеризующегося стабильностью и прогнозируемостью внутренних экономических показателей — устойчиво низкой инфляцией, низкой стоимостью долгосрочных финансовых ресурсов, стабильными налоговыми условиями, низкой корреляцией таких показателей с колебаниями цен на нефть.

Основным способом достижения данных целей в рамках бюджетной политики являются бюджетные правила. Конструкция

действенных бюджетных правил должна обеспечивать абсорбирование циклических колебаний цен на нефть с помощью изменения объемов иностранных активов

государственного сектора, обеспеченных бюджетными сбережениями.

Основными недостатками бюджетного правила, действовавшего в первой половине 2010-х гг., являлись процикличность определения базовой цены на нефть, избыточная гибкость (при неожиданном падении бюджетных доходов допускалась компенсация выпадающих не только нефтегазовых, но и ненефтегазовых доходов), отсутствие надлежащей координации между бюджетной, валютной и денежно-кредитной политиками.

Результаты

Новые основополагающие долгосрочные принципы бюджетной политики в России должны разрабатываться исходя из основной задачи снижения влияния колебаний

нефтяных цен на внутренние экономические показатели. Необходимым условием для этого служит сохранение сбалансированности федерального бюджета при уровне цен на нефть 40 долл. США за баррель марки Urals. В связи с этим в 2018 — 2020 гг. предусмотрен плавный переход к новым предельным объемам расходов федерального бюджета. При этом постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета в течение переходного периода создаст благоприятные условия для снижения и стабилизации инфляции на более низком уровне, устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки.

Структура переходного правила включает три основных компонента и порядок их определения.

1. Предельный объем расходов = объем ненефтегазовых доходов бюджета в соответствии с базовым сценарием среднесрочного прогноза Минэкономразвития России + объем нефтегазовых доходов бюджета, рассчитанных при базовой цене на нефть, базовой цене на газ, базовом курсе рубля + нормативный размер дефицита бюджета + процентные расходы по обслуживанию долга.

2. Объем перечисления средств в Резервный фонд = превышение доходов федерального бюджета над общим объемом расходов федерального бюджета за вычетом расходов на обслуживание государственного долга.

3. Объем изъятия средств из Резервного фонда определяется индивидуально.

Другими направлениями бюджетной политики являются:

- увеличение минимального уровня норматива перечисления дивидендов по принадлежащим государству акциям до 50% от чистой прибыли, а также продолжение реализации программы приватизации;

- обеспечение равных конкурентных условий для различных групп экономических агентов и улучшение условий ведения легального бизнеса за счет улучшения качества

администрирования доходов бюджетной системы;

- модификация налогообложения нефтяного сектора с учетом ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи;

- пилотные проекты в части стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования;

- заморозка бюджетных расходов в номинальном выражении на уровне в 15,8 трлн руб. без учета единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов.

Стратегия финансирования бюджетного дефицита включает в себя обеспечение плавного перехода к рыночному финансированию дефицита бюджета. Для этого намечено планомерное снижение дефицита бюджета в 2018 — 2019 гг. с возможностью небольшого роста в 2020 г. Это позволит существенно снизить требуемый объем привлечения финансовых ресурсов, а также расширить программы внутренних заимствований. Дополнительным инструментом привлечения заемных средств могут стать новые специальные государственные ценные бумаги для населения. Использование внешних заимствований должно быть ориентировано на сохранение ликвидности рынка суверенных еврооблигаций.

В этих условиях превышение дефицита федерального бюджета по итогам 2018 — 2020 гг. может привести к таким негативным последствиям, как рост объема госдолга, снижение доверия инвесторов на фоне повышения стоимости заимствований государства и банков, быстрое увеличение потребности в рефинансировании,

спровоцирует переход к более рискованной модели финансирования бюджетного дефицита.

Следует отметить, что несмотря на существование риска высокой стоимости заемных финансовых ресурсов не предусматриваются механизмы монетизации государственного долга или субсидирования

процентной ставки Банком России, который могли бы позволить нивелировать возможный рост нагрузки на федеральный бюджет.

Анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политики России на 2018 г. и на плановый период 2019 — 2020 гг. позволяет сравнить их цели, задачи и принципы, которыми они будут характеризоваться. Результаты анализа приведены в табл. 1.

Таким образом, и бюджетная, и денежно-кредитная политики России в 2018 — 2020 гг. направлены на поддержание экономического роста. Однако основной предпосылкой для этого является формирование достаточно качественной макроэкономической среды, а не проведение активных стимулирующих мер.

Степень интеграции между бюджетной и денежно-кредитной политикой России определена в табл. 2. Она классифицируется на низкую, среднюю и высокую степени в зависимости от интенсивности взаимодействия между регуляторами и общей направленности мер, проводимых Банком России и Министерством финансов РФ [9 — 15].

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая степень интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик проявляется в стремлении регуляторов к инициации структурных реформ в отечественной экономике. Банк России настаивает на исчерпании текущей модели развития, устанавливает прямую зависимость между качественными изменениями и возможностью дальнейшего развития страны. Для этого регулятор стремится как можно скорее достичь инфляционной цели. В отличие от этого Министерство финансов РФ настаивает на невозможности осуществления крупных инвестиций в структурные преобразования до 2020 г., пока не будет проведена бюджетная консолидация и не заработает новое правило распределения фискальных доходов.

Средняя степень интеграции проявляется в следующем. Банк России принимает меры, связанные с минимизацией нерыночных

способов воздействия на курс рубля и денежный рынок. Это благоприятно скажется на возможностях Министерства финансов РФ привлекать средства на финансирование дефицита с долгового рынка. Дополнительно утверждения, связанные с негативным влиянием дезинтеграционного процесса управления экономикой изучены в зарубежных работах: R. Barrell, D. Holland, I. Hurst [16], N. Batini, G. Callegari, G. Melina [17], A. Baum, M. Poplawski-Ribeiro [18], P. Benigno, M. Woodford [19].

Высокая степень интеграции денежно-кредитной и бюджетной политик проявляется в том, что замораживание бюджетных расходов, проводимое фискальным регулятором, является одним из условий повышения эффективности политики Банка

России в области управления инфляцией. Приток денежных средств в банковский сектор и в экономику через бюджетную систему, по оценкам Банка России, существенно увеличивает инфляционное давление. В то же время низкая инфляция выступает как важное условие стимулирования экономического роста в долгосрочной перспективе для Министерства финансов РФ.

Таким образом, анализ основных направлений денежно-кредитной и бюджетной политик России на 2018 г. и на плановый период 2019 — 2020 гг. позволил выявить возможности регуляторов к интеграции этих политик. Их практическая реализация связана с определением конкретных целей и инструментов, позволяющих им действовать совместно.

Таблица 1

Сравнение целей, задач и принципов бюджетной и денежно-кредитной политики в 2018 — 2020 гг. Table 1

Comparison of goals, objectives and principles of budgetary and monetary policies in 2018 — 2020

Политика

Цели

Задачи

Принципы

Бюджетная

Адаптация экономики к новым условиям (включающим низкие цены на нефть, низкую инфляцию, снижение экономически активного населения)_

Сокращение бюджетного дефицита, поддержание устойчивости и уровня государственного долга

Умеренная бюджетная консолидация, взвешенная политика финансирования бюджетного дефицита

Денежно-кредитная

Удержание инфляции на уровне 4%, стабилизация валютной системы и банковского сектора

Недопущение роста инфляции, точечные меры поддержки инвестиционной активности

Минимизация нерыночных способов воздействия на курс рубля и денежный рынок, постепенное сокращение разницы между инфляцией и ключевой ставкой

Источник: составлено автором на базе работ [9—13] Source: Authoring, based on [9 — 13]

Таблица 2

Степень интеграции бюджетной и денежно-кредитной политики России в 2018—2020 гг. Table 2

Degree of integration of budgetary and monetary policies of Russia in 2018 — 2020

Политика

Низкая степень интеграции

Средняя степень интеграции_

Высокая степень интеграции

Бюджетная

Осуществление действий, направленных на инициацию структурных изменений национальной экономики как условия дальнейшего развития страны

Переход к плавающему валютному курсу, обеспечение устойчивости финансовой системы

Зависимость эффективности инфляционного таргетирования и регулирования денежного рынка от повышения расходов бюджета, в том числе финансируемых за счет средств Резервного фонда

Денежно-кредитная Консервация Снижение зависимости Замораживание бюджетных

экономической структуры от нефтегазовых расходов и минимизация

на переходный период доходов, использование использования Резервного

бюджетной политики рыночных механизмов фонда

2018 — 2020 гг. финансирования

государственного долга

Источник: составлено автором на базе работ [15, 16] Source: Authoring, based on [15, 16]

Список литературы

1. Бандурин В.В., Рачич Б., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М.: Буквица, 1999. 279 с.

2. Бурлачков В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития. М.: URSS, 2013. 240 с.

3. Бароновский С.А. Методологический подход к оценке эффективности механизма формирования антикризисного федерального бюджета России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 17. С. 42 — 53.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-podhod-k-otsenke-effektivnosti-mehanizma-formirovaniya-antikrizisnogo-federalnogo-byudzheta-rossii

4. Юдаева К.В. О денежно-кредитной политике Банка России на современном этапе // Деньги и кредит. 2014. № 6. С. 13 — 14.

5. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Макроэкономический аспект финансовой политики в новых условиях. М.: Институт экономики РАН, 2014. 33 с.

6. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 43. С. 2 — 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekonomiki-rossii-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy-natsionalnye-interesy-i-bezopasnost

7. Пронина Л.И. Федеральный бюджет на 2014—2016 годы: очаги напряжения и пути их «погашения». Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 7. С. 18 — 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/federalnyy-byudzhet-na-2014-2016-gody-ochagi-napryazheniya-i-puti-ih-pogasheniya

8. Мишкин Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и фианнсовых рынков. М.: Вильямс, 2006. 880 с.

9. DeLong B.J., Summers L.H. Fiscal Policy in a Depressed Economy. URL: http:/^arrysummers.com/wp-content/uploads/2012/10/2012_spring_BPEA_delongsummers.pdf

10. Kirsanova T., Wren-Lewis S. Monetary and Fiscal Policy Interaction: The Current Consensus Assignment in the Light of Recent Development. The Economic Journal, 2009, vol. 119, no. 541, pp. F489 — F496.

11. Schmitt-Grohe S., Uribe M. Optimal Simple and Implementable Monetary and Fiscal Rules. NBER Working Paper, 2006, vol. 12402.

12. Farag M., Harland D., Nixon D. Bank Capital and Liquidity. Bank of England Quarterly Bulletin, 2013, vol. 53, no. 3, pp. 201—215.

13. Davar E. Government Spending and Economic Growth. Finance and Business, 2013, no. 2, pp. 4—19.

14. Auerbach A., Gorodnichenko Y. Fiscal Multipliers in Recession and Expansion. NBER Working Paper, 2010, no. 17447.

15. Auerbach A., Gorodnichenko Y. Measuring the Output Responses to Fiscal Policy. NBER Working Paper, 2010, no. 16311.

16. Barrell R., Holland D., Hurst I. Fiscal Multipliers and Prospects for Consolidation. OECD Journal: Economic Studies, 2012, vol. 2012/1.

17. Batini N., Callegari G., Melina G. Successful Austerity in the United States, Europe and Japan. IMF Working Paper, 2012, vol. 12/190.

18. Baum A., Poplawski-Ribeiro M., Weber A. Fiscal Multipliers and the State of the Economy. IMF Working Paper, 2012, vol. 12/286.

19. Benigno P., Woodford M. Optimal Monetary and Fiscal Policy: A Linear-Quadratic Approach. In: Gertler, M., Rogoff, K. (Eds) NBER Macroeconomics Annual, 2003, pp. 271 — 333.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 Monetary Accommodation

eISSN 2311-8709

A COMPARATIVE ANALYSIS OF PRINCIPAL DIRECTIONS OF MONETARY AND FISCAL POLICIES

Mikhail E. KOSOV

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

kosovme@mail .ru

orcid.org/0000-0002-1067-0935

Article history:

Received 26 January 2018 Received in revised form 12 February 2018 Accepted 27 February 2018 Available online 27 March 2018

JEL classification: E22, E55, E61

Keywords: monetary policy, budget policy, Bank of Russia, Ministry of Finance of the Russian Federation, macroeconomic policy

Abstract

Subject The article reviews current directions in the monetary and fiscal policies that affect economic processes. It systematizes approaches to organization of financial processes and implementation of measures to stimulate economic growth, which are used by developed countries.

Objectives The study aims to systematize and perform a comparative analysis of focal points of major directions of monetary and budgetary policies, using the accumulated experience of Russian regulators and international institutions.

Methods The study rests on a systems analysis of existing directions in the monetary and budgetary policies of regulators and international institutions.

Results We prove that it is necessary to implement active processes of integration of monetary and budgetary policy. The results of the study can be applied when developing approaches to the integration of the policies within the framework of existing programs. Conclusions We describe the current areas implementing the integration processes in the monetary and budgetary policy. We also note potential links and possible vectors for further development of the concept of integration in the declared area.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Kosov M.E. A Comparative Analysis of Principal Directions of Monetary and Fiscal Policies. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 3, pp. 709 — 721. https://doi.org/10.24891/fc.24.3.709

References

1. Bandurin V.V., Rachich B., Chatich M. Globalizatsiya mirovoi ekonomiki i Rossiya [Globalization of the world economy and Russia]. Moscow, Bukvitsa Publ., 1999, 279 p.

2. Burlachkov V.K. Makroekonomika, monetarnaya politika, globalnyi krizis: analiz sovremennoi teorii i problkmy postroeniya novoi modeli ekonomicheskogo [Macroeconomics, monetary policy, global crisis: An analysis of modern theory and problems of building a new model of economic development]. Moscow, URSS Publ., 2013, 240 p.

3. Baronovskii S.A. [The mechanism for making the anti-crisis budget of Russia: A methodological approach to effectiveness evaluation]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2016, no. 17, pp. 42 — 53.

URL: https://cyberleninka.ru/article/nXmetodologicheskiy-podhod-k-otsenke-effektivnosti-mehanizma-formirovaniya-antikrizisnogo-federalnogo-byudzheta-rossii (In Russ.)

4. Yudaeva K.V. [On the Bank of Russia's Current Monetary Policy]. Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 6, pp. 13 — 14. (In Russ.)

5. Andryushin S.A., Kuznetsova V.V. Makroekonomicheskii aspekt finansovoi politiki v novykh usloviyakh [Macroeconomic aspect of financial policy under new conditions]. Moscow, Institute of Economics of RAS Publ., 2014, 33 p.

6. Dudin M.N., Lyasnikov N.V. [Development of the Russian economy in terms of economic sanctions: National interests and security]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 43, pp. 2 — 11.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekonomiki-rossii-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy-natsionalnye-interesy-i-bezopasnost (In Russ.)

7. Pronina L.I. [The Federal budget for 2014-2016: Hotbeds of tension and ways to their elimination]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 7, pp.18 — 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/federalnyy-byudzhet-na-2014-2016-gody-ochagi-napryazheniya-i-puti-ih-pogasheniya (In Russ.)

8. Mishkin F.S. Ekonomicheskaya teoriya deneg, bankovskogo dela i fiannsovykh rynkov [The economic theory of money, banking and financial markets]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 880 p.

9. DeLong B.J., Summers L.H. Fiscal Policy in a Depressed Economy. URL: http://larrysummers.com/wp-content/uploads/2012/10/2012_spring_BPEA_delongsummers.pdf

10. Kirsanova T., Leith C., Wren-Lewis S. Monetary and Fiscal Policy Interaction: The Current Consensus Assignment in the Light of Recent Development. The Economic Journal, 2009, vol. 119, no. 541, pp. F489 — F496.

11. Schmitt-Grohe S., Uribe M. Optimal Simple and Implementable Monetary and Fiscal Rules. NBER Working Paper, 2006, no. 12402.

12. Farag M., Harland D., Nixon D. Bank Capital and Liquidity. Bank of England Quarterly Bulletin, 2013, vol. 53, no. 3, pp. 201—215.

13. Davar E. Government Spending and Economic Growth. Finance and Business, 2013, no. 2, pp. 4—19.

14. Auerbach A., Gorodnichenko Y. Fiscal Multipliers in Recession and Expansion. NBER Working Paper, 2010, no. 17447.

15. Auerbach A., Gorodnichenko Y. Measuring the Output Responses to Fiscal Policy. NBER Working Paper, 2010, no. 16311.

16. Barrell R., Holland D., Hurst I. Fiscal Multipliers and Prospects for Consolidation. OECD Journal: Economic Studies, 2012, vol. 2012/1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Batini N., Callegari G., Melina G. Successful Austerity in the United States, Europe and Japan. IMF Working Paper, 2012, vol. 12/190.

18. Baum A., Poplawski-Ribeiro M., Weber A. Fiscal Multipliers and the State of the Economy. IMF Working Paper, 2012, vol. 12/286.

19. Benigno P., Woodford M. Optimal Monetary and Fiscal Policy: A Linear-Quadratic Approach. In: Gertler M., Rogoff K. (Eds) NBER Macroeconomics Annual, 2003, pp. 271 — 333.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.