11.3. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Фролова Евгения Евгеньевна, к.ю.н., доцент. Должность: заведующая кафедрой предпринимательского и финансового права. Место работы: Байкальский государственный университет экономики и права.
Аннотация: Денежное обращение является объектом государственного регулирования. Регулированию подлежит денежная система государства и количество денежной массы, находящейся в обращении: элементы денежной системы устанавливаются законодательно, т.е. являются объектом правового регулирования. Количество денежной массы в обращении подвергается смешанному, экономикоправовому государственному регулированию.
Ключевые слова: деньги, денежное обращение, государственное регулирование, денежная система, денежная масса, денежно-кредитное регулирование.
MONEY AS AN OBJECT OF STATE REGULATION
Frolova Evgeniya Evgenievna, PhD in law, associate professor. Position: head of entrepreneur and financial law chair. Place of employment: Baikal state economics and law university.
Annotation: The currency is subject to state regulation. Regulation is subject to the monetary system of the state and the amount of money in circulation: the elements of the monetary system established by law, i.e. are the subject of legal regulation. Amount of money in circulation being mixed, economic and legal state regulation.
Keywords: money, currency, government regulation, monetary system, money supply, monetary control.
Денежный оборот, т.е. непрерывное движение денежных средств - неотъемлемая черта любого современного общества. Объективной основой непрерывно протекающего во времени оборота денег служит общественное разделение труда и развитие товарного производства и товарного обмена. Специализация товаропроизводителей повлекла за собой резкое увеличение товарообмена, что существенно усложнило удовлетворение потребностей общества в неденежной экономике.
Поскольку товарное производство основано на изготовлении продукции не столько для личного потребления, сколько на продажу, его отличительной чертой является систематическое и непрерывное движение результатов человеческого труда (вещей, работ, услуг) между членами этого общества. Товарные отношения характеризуются постоянным обменом одних товаров на другие с целью удовлетворения общественных и частных потребностей. Постоянное заключение сделок купли-продажи, опосредующих товарообмен, привело к объективному выделению из всех товаров «универсального» товара, который можно было обменять на любой другой. Помимо естественной полезности - быть источником удовлетворения определенной человеческой потребности, этот товар приобрел особую общественную полезность - стал всеобщим эквивалентом, обладал способностью обмениваться на все товары,
удовлетворяя потребности своего владельца.1 Это существенно упростило процесс товарообмена. В связи с чем, появление всеобщего эквивалента на определенном этапе социально-производственной эволюции, стало значительным стимулятором дальнейшего развития человеческого общества. Можно сказать, что появление универсального инструмента обмена и последующее историческое развитие его форм является следствием постоянного стремления расширить существующие рамки обмена.
Постепенно функции всеобщего эквивалента стали выполнять деньги. И если на начальном этапе денежной экономики они сами являлись товаром и имели самостоятельную ценность (соответствующую количеству и виду металла из которого были изготовлены), то современные деньги, после отмены «золотого стандарта», это лишь информация о стоимости, закрепленная на носителе (материальном ил нематериальном), удостоверенная государством и принятая всеми людьми. В этой связи современные деньги имеют ценность только тогда, когда есть их движение (обращение). Сами по себе они не смогут ни накормить, ни одеть, ни развлечь, это единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Чтобы получить желаемый товар или услугу необходимо обменять их на деньги. Иными совами, деньги выступают посредниками в обороте товаров, работ и услуг, в связи с чем сами находятся в непрерывном движении. Без денег не возможен товарооборот (оборот услуг, работ), но и деньги не нужны, если нет движения товаров, работ и услуг.
Деньги находятся в постоянном движении, являясь связующим звеном между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. При этом они выполняют функцию обращения и платежа, т, е. обслуживают реализацию товаров, услуг и расчетов с финансовыми органами.2 Функции денег как средства обращения и как средства платежа на сегодняшний день являются основными функциями денег. Это подтверждается тем, что все государства перешли на так называемые не полноценные деньги или знаки стоимости, реальная стоимость которых значительно ниже их стоимости устанавливаемой государством. Существование таких денег возможно только в том случае, если их основное назначение - обеспечить товарооборот и выступать средством платежа. В этой связи особую важность приобретает денежное обращение и форма его организации.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: безналичной и наличной. Причем соотношение между ними постоянно меняется. Например, в конце XIX в. преобладало налично-денежное обращение. В настоящее же время превалирует форма безналичных расчетов.
Безналичное денежное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.
Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства об-ращения.3
1 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - М. 2010. С. 27.
2 Подробнее о функциях денег см.: Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов/ Артемьева С.С., Митрохин В В., Чугунов В.И. и др. - М. 2008. С. 245-249.
3 Экономика. Учебник под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М. 1999. С. 273.
4'2010
Пробелы в российском законодательстве
Таким образом, денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичное форме, обслуживающее реализацию товаров а также нетоварные платежи и расчеты в экономике. Следовательно, денежное обращение опосредует обмен всего совокупного общественного продукта, а также его части — национального продукта.
Форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, называется денежной системой. К элементам денежной системы традиционно относят денежную единицу (установленный законодательством денежный знак), виды денег (совокупность денежных знаков, являющихся законными платежными средствами), масштаб цен (законодательно установленное соотношение между различными по номиналу денежными знаками), эмиссионная система (законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков).
Современная денежная система имеет следующие характерные черты:
• правительства не устанавливают золотое содержание национальных денежных единиц (демонетизация золота);
• завершен переход к не разменным на золото кредитным деньгам. Произошло стирание между бумажными и кредитными деньгами;
• преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
• усиление государственного регулирования денежного обращения.
Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства.
В условиях обращения золотых или серебряных денег необходимость государственного регулирования денежной массы отсутствует поскольку действует закон естественной саморегуляции: лишние деньги изымаются из оборота самими хозяйствующими субъектами в сбережения (накопления), а в случае их недостатка из этих же сбережений снова поступают в оборот.
После отмены золотого стандарта и демонетизации золота у государства появились новые функции в сфере организации и регулирования денежного обращения. Денежное обращение, основанное на движении бумажных денег, не способно самостоятельно обеспечить свою устойчивость, поскольку механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из оборота не работает. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении, переполняют каналы обращения и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск бумажных денег, упадок доверия к эмитенту, неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны. При этом необходимо отметить, что и избыточная денежная масса и недостаток денежных знаков одинаково опасны для экономики государства. Нарушение денежного равновесия, которое обусловлено потребностью хозяйства в деньгах и фактическим поступлением денег в обращение ведет либо к инфляции, либо к экономической стагнации.
Хочется отметить, что значительно чаще нарушение денежного равновесия проявляется в избыточном количестве денежной массы. Однако, финансовый кризис 2008-2010 гг. связан как раз с недостаточным количест-
4 Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов/ Артемьева С.С., Митрохин В В., Чугунов В.И. и др. - М. 2008. С. 255.
вом денег в производстве, в обращении, в экономике, а не с избытком денежной массы. Резкий спад потребления в развитых странах Северной Америки, Европы и Азии существенно сократил мировые объемы товарооборота. Низкий спрос на товары долгосрочного потребления явился причиной колоссальных убытков многочисленных крупных национальных и многонациональных товаропроизводителей, привел к сокращению и стагнации многих отраслей промышленности. Что в свою очередь повлекло за собой рост безработицы, снижение уровня жизни населения, увеличение бюджетных расходов и рост бюджетного дефицита во многих странах мира.
Иными словами, невыполнение или недостаточное выполнение деньгами функции средства обращения имело весьма негативные последствия как для экономики отдельных стран, так и для мировой экономики в целом. В связи с чем государственная экономическая политика большинства западных стран и стран азиатского региона сейчас направлена именно на увеличение товарооборота, повышение покупательского спроса, рост потребления с целью обеспечить производство необходимым количеством финансовых средств для дальнейшего развития. Государства пытаются различными мерами финансового и правового характера остановить спад производства посредством стимулирования роста товарно-денежного оборота.
В этой связи главная задача государственного регулирования денежного обращения, основанного на обращении кредитных и бумажных денег, заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное и необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Государственное регулирование денежного обращения выражается в закреплении в нормативно-правовых актах экономических инструментов регулирования денежной массы в обращении, которые могут быть использованы компетентными органами государственной власти в целях обеспечения денежного равновесия.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
Количество денежной массы определяется эмитентом денег. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства.
Другой фактор, влияющий на денежную массу, - скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа.
На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных н безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и применение электронных средств в денежных расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.
Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при том же объеме
товаров и услуг на рынке ведет к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.
Необходимость государственного регулирования денежного обращения обуславливает появление термина «денежно-кредитное регулирование», под которым понимается один из механизмов государственного регулирования экономики, направленный на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.5
Субъектами денежно-кредитного регулирования являются государственные органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты.
Главным регулирующим органом в области денежного обращения в Российской Федерации является Центральный банк России. В соответствии с действующим законодательством на него возложены обязанности по осуществлению, разработке и проведению денежнокредитной политики государства, эмиссии денег, поддержанию устойчивости рубля и его покупательной способности, организации денежного обращения. ЦБ РФ устанавливает общий объем и структуру денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики, определяет правила движения безналичных денег, а также порядок перевозки, хранения, инкассации наличных денежных знаков. На Банк России также возложены контрольные и надзорные полномочия в области денежного обращения.
Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командноадминистративной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежнокредитного регулирования Банка России:
• процентные ставки по операциям Банка России;
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
• операции на открытом рынке;
5 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. Романовского М.В., ВрУблевской О.В. - М. 2010. С. 53.
6 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
• рефинансирование банков;
• валютные интервенции;
• установление ориентиров роста денежной массы;
• прямые количественные ограничения;
• эмиссия облигаций от своего имени.
Денежное обращение как постоянный процесс движения денег (как наличных, так и безналичных) воплощается в следующих последовательных действиях субъектов денежного обращения:
1) эмиссия (выпуск) денег;
2) движение денег от одного собственника к другому, иными словами переход права собственности на деньги, при этом юридические основания смены собственника денег могут быть совершенно различными - гражданско-правовые договоры и обязательства, налоговые обязательства, административные правонарушения;
3) изъятие денег из обращения.
Каждый из составных элементов денежного обращения регулируется законодательством. Это объясняется особой важностью денежного обращения для экономики государства. Отсюда можно сделать вывод, что денежное обращение имеет не только экономическую, но и правовую природу, которая заключается в закреплении в нормативных актах:
- порядка и форм эмиссии;
- видов денежных знаков, являющихся единственным законным средством платежа;
- оснований и форм перехода права собственности на денежные знаки;
- порядка и оснований изъятия денежных знаков из обращения.
Таким образом, денежное обращение, являясь основой современной экономической мировой системы подвергается государственному регулированию. Регулированию подлежит денежная система государства и количество денежной массы, находящейся в обращении. При этом, элементы денежной системы устанавливаются законодательно, т.е. являются объектом правового регулирования. Количество денежной массы в обращении подвергается смешанному, экономико-правовому государственному регулированию: инструменты государственного регулирования количества денежной массы в обращении устанавливаются законодательно, в то время как само регулирование осуществляется экономическими методами, например, посредством осуществления операций на открытом рынке, эмиссии облигаций ЦБ РФ, валютных интервенций или рефинансирования кредитных организаций, которые косвенно влияют на объем денежной массы в обращении. Есть также прямые административные методы экономического воздействия на объем денежной массы - процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28.
2. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - М. 2010.
3. Артемьева С.С., Митрохин В В., Чугунов В.И. и др. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов - М. 2008.
4. Экономика. Учебник под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М. 1999.