Научная статья на тему 'Эмиссия наличных денег: финансово-правовой аспект'

Эмиссия наличных денег: финансово-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6910
1783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ЭМИССИИ / ЭМИССИЯ / BANK OF RUSSIA / MONEY / MONETARY CIRCULATION / CASH MONETARY CIRCULATION / PRINCIPLES OF ISSUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Товмасян Регина Эдуардовна

Рассматриваются различные точки зрения финансово-правового аспекта эмиссии наличных денег. Делается вывод о том, что для целей совершенствования собственно финансово-правового регулирования расчетных правоотношений куда более важным обстоятельством выступает нормативное закрепление понятия «эмиссии денег», в частности «эмиссии наличных денег». Очень важно отметить, что основное место при рассмотрении актуальных проблем наличного денежного обращения должны занимать вопросы денежной эмиссии, которая выступает в качестве отправной точки всего денежного оборота. В то же время, важно понимать, что денежная эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращение она является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issue of cash: financial and legal aspect

The paper discusses the various points of view of financial and legal aspect of issue of cash. It is inferred that in order to improve the financial and legal regulation of settlement legal relationships the more important circumstance is a standard fixing the concept of currency issue, in particular issues of cash. It is worthy of noting that questions of monetary issue which is a starting point of all monetary turn should occupy the main place when considering actual problems of cash monetary circulation. At the same time, it is important to understand that monetary issue represents not simply release of money for the circulation it is the independent direction of financial activity of the state.

Текст научной работы на тему «Эмиссия наличных денег: финансово-правовой аспект»

УДК 347.73 ББК 67.402 Т 50

Р.Э. Товмасян,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, зам. декана по

научной работе юридического факультета, тел. (8772)593 761, 593 961

Эмиссия наличных денег: финансово-правовой аспект

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются различные точки зрения финансово-правового аспекта эмиссии наличных денег. Делается вывод о том, что для целей совершенствования собственно финансово-правового регулирования расчетных правоотношений куда более важным обстоятельством выступает нормативное закрепление понятия «эмиссии денег», в частности «эмиссии наличных денег». Очень важно отметить, что основное место при рассмотрении актуальных проблем наличного денежного обращения должны занимать вопросы денежной эмиссии, которая выступает в качестве отправной точки всего денежного оборота. В то же время, важно понимать, что денежная эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращение - она является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства.

Ключевые слова: Банк России, деньги, денежное обращение, наличное денежное обращение, принципы эмиссии, эмиссия.

R.E. Tovmasyan,

Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Constitutional Law Department, Deputy

Dean for Scientific Work of Faculty of Law, ph. (8772) 593 761, 593 961

Issue of cash: financial and legal aspect

Abstract. The paper discusses the various points of view of financial and legal aspect of issue of cash. It is inferred that in order to improve the financial and legal regulation of settlement legal relationships the more important circumstance is a standard fixing the concept of “currency issue”, in particular “issues of cash”. It is worthy of noting that questions of monetary issue which is a starting point of all monetary turn should occupy the main place when considering actual problems of cash monetary circulation. At the same time, it is important to understand that monetary issue represents not simply release of money for the circulation - it is the independent direction of financial activity of the state.

Keywords: Bank of Russia, money, monetary circulation, cash monetary circulation, principles of issue, issue.

«Первые зачатки эмиссионной деятельности появились в период изобретения металлических денег, когда государство взяло в свои руки изготовление денежных знаков и их выпуск в обращение. Тем не менее, в течение многих столетий государство находилось в стороне от текущего денежного обращения, если не считать его постоянной борьбы с

подделкой денежных знаков» [3].

Эволюция централизованных банковских систем представляла собой завоевание государством права быть не только участником банковских отношений, но и одновременно их регулятором. Наиболее ярким примером, несомненно, служит эмиссионная монополия государства.

В экономической науке выделяют несколько разновидностей эмиссий: а) текущая (последняя эмиссия правительственных ценных бумаг, выпущенная на рынок, в том числе через аукцион); фидуциарная ((англ. fiduciary issue) - банкнотная эмиссия, не обеспеченная металлическим запасом эмиссионного банка (в первую очередь - золотом); денежная (производство и выпуск в обращение денежной единицы данного государства); эмиссия

ценных бумаг [7].

В разных странах сложились различные эмиссионные системы, определяющие правила выпуска банкнот, размеры эмиссии, нормы и формы ее обеспечения. В Великобритании акт Роберта Пиля (1844) устанавливал твердый лимит фидуциарной (не покрытой золотом) эмиссии в 14 млн. ф. ст., все банкноты сверх этого лимита подлежали 100% -ному обеспечению золотом. При этом общий максимум банкнотной эмиссии не фиксировался. Во Франции эмиссионная система, введенная в 1870 году, определила общий максимум банкнотной эмиссии, обеспеченной и не обеспеченной металлом, в 1,8 млрд. фр.; Банку Франции предоставлялось право определять размер металлического покрытия эмиссии (в дальнейшем максимальный лимит эмиссии увеличивался и накануне 1-й мировой войны 1914-1918 годах составлял 6,8 млрд. фр.). В Германии по закону 1875 года максимальный контингент не обеспеченной золотом эмиссии определялся в 250 млн. марок для Рейхсбанка и 135 млн. марок для 32 других эмиссионных учреждений страны; кроме того, вводился принцип «третного покрытия» банкнот: они обеспечивались металлом не менее чем на У3. В России в 1897 была введена эмиссионная система, по которой Госбанку разрешалось выпускать не покрытые золотом кредитные билеты на сумму до 300 млн. руб.; в пределах до 600 млн. руб. золотое обеспечение составляло не менее 60%, вся эмиссия, превышавшая этот лимит, подлежала 100%-ному обеспечению золотом [9].

В некоторых странах разрешалось превышать размер допустимой по закону необеспеченной эмиссии при уплате так называемого эмиссионного налога. В Германии в 1875 году был введен налог в размере 5% от суммы превышения по сравнению с разрешенной законом эмиссии. В США по закону 1913 года при снижении нормы покрытия с 40% до 32,5% уплачивался налог в 1%, при последующем снижении на 2,5% - 1,5% и т. д [9].

В начале XX в. металлическое обеспечение банкнотной эмиссии утратило прежнее значение. На первый план выдвинулась проблема обеспечения эластичности денежного обращения в связи с острыми денежно-кредитными кризисами, которыми сопровождались циклические колебания конъюнктуры. Повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения эмиссии. Так, закон об учреждении в 1913 году Федеральной резервной системы США предусматривал, что не менее 40% эмитируемых банкнот должны обеспечиваться золотом, а остальные 60% - переучтенными векселями и акцептов, траттами (переводными векселями) [9].

Для контроля депозитно-чековой эмиссии (более сложного, чем регулирование наличной денежной эмиссии) банки капиталистических стран пытаются регулировать эмиссию депозитов, ограничивая размеры кассовых резервов коммерческих банков, однако они не могут поддерживать директивно установленный темп увеличения денежной эмиссии в условиях стихийного инфляционного денежного обращения. В Великобритании, например, в 1971-1976 годах среднегодовой прирост денежной массы (включая депозиты до востребования) составлял, как правило, 14-19 %, что в несколько раз превышало темпы роста валового национального продукта и товарооборота. Такое же положение в сфере денежного обращения Японии, Италии, Канады, США [9].

В социалистических странах эмиссия денег (банкнот и казначейских билетов) осуществляется в соответствии с потребностями народного хозяйства и регулируется в плановом порядке. В СССР выпуск или изъятие денег из обращения производит Государственный банк СССР в соответствии с кредитным и кассовым планами. С 1922 кредитные билеты Госбанка СССР на 25% обеспечиваются золотом и другими драгоценными металлами, а в остальной части - прочими активами Госбанка. Для оперативного маневрирования эмиссионными ресурсами в отдельных учреждениях Госбанка создаются

резервные фонды кредитных билетов и монеты. Их размер регулируется лимитом, утверждаемым в целом по народному хозяйству Советом Министров СССР, а для отдельных учреждений - правлением Госбанка или республиканскими конторами. Деньги выпускаются в обращение на основе специальных эмиссионных разрешений [9].

Мы полностью поддерживаем точку зрения Ситника А.А. «эмиссия представляет собой отправную точку всего денежного обращения, а, следовательно, она должна занимать центральное место при рассмотрении проблем финансово-правового регулирования денежного обращения» [10].

Слово «эмиссия» происходит от латинского слова emissio, что означает «выпуск», а в некоторых источниках высказывается предположение от французского emission - выпуск [3]. К нашему сожалению, научная категория «эмиссия» в настоящий момент в России не имеет нормативного правового закрепления. Под эмиссией в современном его значении понимается выпуск ценных бумаг, банковских билетов и бумажных денежных знаков [5].

Содержание понятия эмиссии по-разному трактуется экономистами и юристами. Представляется важным, во-первых, принять единое определение этого термина, во-вторых, различать понятия эмиссии и выпуска денег, что не прослеживается в законодательстве РФ [6].

В современных условиях можно сформулировать основные признаки денежной эмиссии:

1. конституционно-правовой характер (в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции денежная эмиссия отнесена к исключительному ведению Российской Федерации);

2. публично-правовая природа (денежная эмиссия направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп) [4];

3. единство и взаимосвязь правового механизма (денежная эмиссия проводиться согласованно и скоординировано с другими элементами внутренней и внешней политики России, на основании единых правил на всей территории)[4].

Денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денежных знаков и в течение уже нескольких веков является суверенным правом государства. Между тем, с точки зрения экономики, не всякий выпуск денег признается эмиссией, а лишь тот, который ведет к увеличению денежной массы в стране [6]. Таким образом, денежную эмиссию следует отличать от выпуска в оборот денежных знаков, который может и не сопровождаться ростом денежной массы, что, в частности, происходит при замене ветхих и поврежденных бумажных купюр[6, с. 142].

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля (ст. ст. 71, 75, 106) [1]. Кроме того, законодательство России запрещает введение денежных суррогатов (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами помимо государства) [2]. В России не допускаются введение и эмиссия других денег.

Банк России осуществляет и наличную, и безналичную эмиссии. Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Кроме того, в экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому эмиссия производится главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитарно-чековой эмиссии, осуществляемой в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Этим правом в России также обладает исключительно Центральный банк РФ (ст. ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») [2].

Законодатель использует понятие «эмиссия» в нормативных правовых актах без раскрытия его содержания. Показательным примером может служить ст. 75 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что денежная эмиссия осуществляется

исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Эмиссия начинается с момента принятия решения субъектом (уполномоченным на это лицом) о выпуске объекта эмиссии, а заканчивается непосредственным выпуском объекта эмиссии в обращение. В некоторых случаях окончание эмиссии может включать дополнительные уведомительные (для уполномоченных государством субъектов) или регистрационные (уполномоченными на то субъектами) действия.

Внутреннее законодательство Российской Федерации выделяет три объекта эмиссии: ценные бумаги, деньги и банковские карты, тогда как в международных нормативных правовых актах с участием Российской Федерации устанавливается значительно больше возможных объектов эмиссии.

В России действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:

1. Принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами);

2. Принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их

обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Центральным банком России);

3. Принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным

платежным средством на территории России);

4. Принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограни-

чения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);

5. Принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и

изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России) [9].

Поскольку под эмиссией принято считать выпуск чего-либо, то ее содержанием является процедура - определенная совокупность установленных Российской Федерацией действий субъектов. Эмиссия денежных знаков начинается с момента принятия решения субъектом (уполномоченным на это лицом) о выпуске объекта эмиссии, а заканчивается непосредственным выпуском объекта эмиссии в обращение.

Таким образом, подводя итог мы полностью поддерживаем точку зрения, что право на эмиссию официальных платежных средств (наличных и безналичных денег) состоит в выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных знаков: организации изготовления денежных знаков в форме банковских билетов (билетов Центрального банка) и монет; регулировании денежной массы в обращении (кредитно-денежная политика). Эмиссия наличных денег тесно связана с эмиссией безналичных (банковских) денег: определение соотношения между ними - одна из основных задач, стоящих перед центральным банком в процессе осуществления им кредитно-денежной политики.

Субъект эмиссии в рамках процедуры эмиссии осуществляет выпуск объекта эмиссии

и, являясь эмитентом, тем самым совершает эмиссионную деятельность. Таким образом, эмиссионная деятельность субъекта составляет всю или часть процедуры эмиссии, в которой могут быть задействованы иные субъекты, не являющиеся эмитентами (например, регистрационные органы государства).

Центральный банк Российской Федерации как субъект эмиссионной деятельности монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение (ст. ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») [2].

Следующее направление финансово-правового регулирования денежного регулирования - установление порядка эмиссии денежных знаков и всего, что связано с непосредственным существованием денежных знаков как таковых, т.е. бумажных банковских билетов и металлических монет. «Эмиссионная система представляет собой установленный законодательством порядок эмиссии и обращения денег» [9].

В этой области нормативная база финансового права несколько шире и включает в

себя, помимо положений Закона о Центральном банке Российской Федерации, еще и нормы некоторых подзаконных нормативных актов, а конкретнее - актов Банка России, принятых им в рамках своей компетенции. К последним относятся, в частности Инструкция Банка России от 16.11.1995 г. «Об эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка» [7].

Под эмиссией понимается выпуск денежных знаков в обращение. Поскольку целью государственного регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, эмиссия при нормальных обстоятельствах должна вестись с таким расчетом, чтобы поступления наличных денежных знаков в кассы территориальных управлений Центрального банка Российской Федерации соответствовали суммам фактических выплат наличных денег потребителям. Соответственно с этим в территориальных управлениях Центрального банка Российской Федерации, расчетнокассовых центрах предусмотрено создание резервных фондов банкнот и монеты.

В соответствии со ст. 33 Закона о Центральном банке Российской Федерации решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России [2]. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денег, после необходимого уведомления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации о решении Совета директоров, публикуется в средствах массовой информации.

Производством денежных знаков занимается Государственное унитарное предприятие «Госзнак». После непосредственного изготовления и упаковки банкноты и монета доставляются в Центральное хранилище Центрального банка Российской Федерации, откуда впоследствии распределяются по межрегиональным и территориальным хранилищам Банка России.

В настоящее время среди ученых в области финансового права высказывалось мысль о том, что денежная эмиссия является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства [3,7,10], которое обладает рядом особенностей, обусловленных тем, что:

-во-первых, эмиссия первична по отношению к другим видам финансовой деятельности;

- во-вторых, эмиссия носит систематический характер;

-в-третьих, денежная эмиссия обладает свойством единства;

-в-четвертых, эмиссия всегда носит законный характер - государство законодательно запретило выпуск денежных суррогатов, подделку и незаконное изготовление банкнот и монет;

-в-пятых, обязательным субъектом денежной эмиссии является государство[10].

Мы полностью поддерживаем точку зрения К.С. Бельского и согласны с его аргументацией: «эмиссионная деятельность может быть охарактеризована как деятельность государства (Центральным банком Российской Федерации) по организации денежного обращения в стране, основанная на правовых нормах, содержащихся исключительно в законах и подзаконных актах федерального значения [3].

Таким образом, эмиссия представляет собой направление финансовой деятельности, заключающееся в выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных средств Центральным банком Российской Федерации.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г.] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): закон РФ от

10.07.2007 г. № 86-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 27 июля 2002 г. // Собрание законодательства

РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

3. Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Финансо-

вое право. 2006. № 5. С. 48-55.

4. Гейвандов Я.А. Денежная эмиссия в России как важнейшее направление единой государственной денежно-кредитной политики // Государство и право. 2004. № 5. С. 4655.

5. Гирев В., Землин А. Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе. URL: http://slovari.yandex.ru.

6. Денисов Е.Р. Финансово-правовые основы денежной системы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 230 с.

7. Крылов О.М. К вопросу о содержании категории «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. 2010. №7.

8. Кураков Л.П. Экономика и право: словарь-справочник. URL: http://slovari.yan-

dex.ru.

9. Правовые основы денежного обращения. URL: http://www.e-

college.ru/xbooks/xbook068.

10. Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 230 с.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation: [adopted at the national referendum on December, 12. 1993] // Rossiiskaya gazeta. 1993. December, 25.

2. On the Central bank of the Russian Federation (the Bank of Russia): the law of the Russian Federation from 10.07.2007. No. 86-FZ: adopted by the RF State Duma on July 27, 2002 // Collection of the Russian Federation laws. 2002. No. 28. Art. 2790.

3. Belsky K.S. The emissive law as an institute of the financial law // Financial law. 2006. No. 5. P. 48-55.

4. Geyvandov Ya.A. Monetary issue in Russia as the most important direction of a unified state money-and-credit policy // The state and the law. 2004. No. 5. P. 46-55.

5. Girev V., Zemlin A. The dictionary of terms used in financial and legal literature. URL: http://slovari.yandex.ru.

6. Denisov E.R. Financial and legal foundations of monetary system of the Russian Federation: Dissertation for the Candidate of Jurisprudence degree. M., 2010. 230 pp.

7. Krylov O.M. On the problem of the content of the category «the issue activity of the state» // The financial law. 2010. No. 7.

8. Kurakov L.P. Economy and law: a reference book. URL: http://slovari.yandex.ru.

9. Legal foundations of monetary circulation. URL: http://www.e-

college.ru/xbooks/xbook068.

10. Sitnik A.A. Financial and legal regulation of monetary circulation in the Russian Federation: Dissertation for the Candidate of Jurisprudence degree. M., 2010. 230 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.