ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
т.ш. ТИИИКАШВШИ, кандидат экономических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета
Во всем многообразии разработанных концепций государственного регулирования экономики с опорой на денежно-кредитные регуляторы просматривается направленность на усиление фискального централизма государства и упорядоченного, но адаптивного управления воспроизводственным механизмом с помощью монетарных рычагов. Наряду с такими воззрениями все большее внимание сосредоточивается на необходимости организационного обеспечения и регулирования государством системы денежного хозяйства. Обобщенный анализ особенностей организации денежного хозяйства в сложившейся российской экономике наглядно подтверждает невозможность его направленной саморегуляции и иллюстрирует незрелость рыночных условий для комплексного решения задач социально-экономического развития страны.
Формирование и функционирование системы государственного регулирования денежного хозяйства затрагивают как установление направлений, характера и масштабов государственного участия, так и создание конкретного механизма воздействия. Детальная разработка такой проблематики, безусловно, чрезвычайно важна, особенно в период перехода к новым условиям хозяйствования, однако она значительно расширяет предмет данного исследования. Поэтому учитывая, что одним из ключевых вопросов, относящихся к изучению названных проблем, является вопрос о выборе инструментария государственного управления, с помощью которого оказывается конкретное воздействие на денежное хозяйство, рассмотрим именно этот компонент системы государственного регулирования или, иными словами, как и с помощью чего государство может регулировать денежные отношения.
Механизм организации денежного хозяйства предполагает исследование общих основ его формирования и воздействия на систему воспроизводства, выявление специфики денежных процессов в условиях современной российской экономики. Вместе
с тем выяснение основных связей и зависимостей требует уточнения ключевых понятий, связанных с денежным хозяйством, содержание которых приобретает относительно новые особенности в отечественной экономической теории и практике.
На наш взгляд, механизм не может выступать раздельно в качестве формы организации или системы. Последняя предполагает единство определенным образом расположенных форм организации, находящихся во взаимной связи. «Механизм», на наш взгляд, — это «внутреннее объективное устройство», приводящее в движение систему. Он, с экономической точки зрения, не может создавать, распределять или использовать, в частности денежные потоки, а формы сами по себе не могут взаимодействовать. Это функция институтов, осуществляющих процесс взаимодействия (рис. 1).
Система организации денежного хозяйства отражает функциональную упорядоченность элементов и связей внутри рассматриваемого явления, тогда как механизм организации денежного хозяйства характеризуется как способ взаимосвязи различных сторон его содержания. В процессе реализации конкретных организационно-управленческих мероприятий, определяющих формирование условий, обеспечивается функционирование данного механизма, вызывающее последовательную смену состояния организации денежного хозяйства и конкретизацию уровня интегративности общественных явлений1.
Анализируя способы воздействия, остановимся сначала на характеристике конкретных методов регулирования, посредством которых оказывается влияние на денежное хозяйство. К ним традиционно относят экономические и административные методы (рис. 2).
На практике разграничить экономические и административные методы довольно сложно. К каким
1 Позднякова Т. А. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: Моногр., Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. С. 37.
из них отнести, например, установление минимальной заработной платы, таможенных барьеров, законодательное определение продолжительности рабочего дня и т. п. В любом административном регуляторе есть нечто экономическое. Имеется в виду влияние административных методов на экономические интересы и производителей, и потребителей, и, прежде всего, на их материальную заинтересованность. Например, установление прямого контроля над ценами со стороны государства вынуждает хозяйствующих субъектов пересматривать производственные программы, искать новые источники средств, что создает и особый экономический режим. В таких условиях потребители, как правило, изменяют структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений. В свою очередь, в каждом экономическом регуляторе можно найти элементы администрирования, хотя бы потому, что по нему принимается соответствующее административное решение, а его действие контролируется той или иной государственной службой.
Для управления современной экономикой государству необходимы, безусловно, и те, и другие, что, соответственно, требует их обязательного присутствия и тех и других в хозяйственном механизме. Приоритет, однако, судя по опыту развитых стран, отдан экономическим методам, т. е. управлению через систему стимулов и антистимулов. Их действие, если оно основано на использовании законов экономического развития, носит «неразрушающий характер», не только не разрывает, но и, как правило, не нарушают внутренних рыночных взаимосвязей. Они гибко вписываются в структуру последних, так как исходят из самостоятельности хозяйственных звеньев, нисколько не сужают свободы их выбора, воздействуют на материальную заинтересованность и материальную ответственность субъектов собственности, усиливая тем самым эффективность функционирования хозяйственного механизма. Опираясь на экономические методы, государство способно оказывать действенное влияние на происходящие в денежном хозяйстве процессы. Вместе с тем административные мероприятия не требуют расходования государственных средств, тогда как
МЕХАНИЗМ
Организация взаимодействия отдельных элементов денежного хозяйства
ПРОЦЕСС
Обеспечение (условия) функционирования механизма денежного хозяйства
СИСТЕМА
Функциональная упорядоченность элементов и связей внутри денежного хозяйства
Рис. 1. Организация государственного регулирования денежного
хозяйства
Формы и методы государственного регулирования денежного хозяйства
1 ■ 1 г
| Косвенные |
| Административные |
Законодательные акты, нормативные документы, положения
Прямой контроль над _ценами_
Директивное ограничение роста цен
Размещение госзаказов Государственная регистрация и лицензирование КО
Ограничительные квоты и лицензии и т.д.
Эмиссия денег
Ставка рефинансирования
Нормы обязательного резервирования
Нормы амортизационных отчислений
\ Экономические |
Эмиссия, размещение и погашение государственных ценных бумаг
Бюджетное регулирование
Налоговое регулирование
Образование резервных фондов правительства
Дотации, субсидии, _субвенции_
Кредитные аукционы Центробанка
Валютные интервенции
Экономические санкции
Эмиссия, размещение и
погашение облигаций _Центробанка_
Рис. 2. Формы и методы государственного регулирования денежного хозяйства
экономические мероприятия связаны с использованием государственных финансов, денег и кредита и являются более действенными и эффективными по сравнению с административными2.
Административные методы регулирования — это методы воздействия, предполагающие регламентацию деятельности хозяйственного звена сверху, т. е. базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Они оказывают более сильное по сравнению с экономическими регуляторами и, как правило, конкретно-адресное воздействие на товаропроизводителей, существенно ограничивая свободу их экономического выбора либо вообще ее игнорируя — в случае выхода администрирования за экономически обоснованные границы. С учетом того, что в требованиях использования каждого метода управления, если он является подлинно научным, отражаются соответствующие закономерности, то и административное регулирование должно базироваться на действии объективных законов экономического развития. В случаях, когда максимальная свобода отдельных субъектов хозяйствования (подразумевая, естественно, и само государство) оборачивается тяжелыми потерями для остальных и общества в целом, использование административных методов отнюдь не противоречит принципам рынка и становится, таким образом, экономически вполне оправданным.
В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войны, кризисного положения в экономике и т. п.) роль этих методов регулирования резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий. Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения3.
2 Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 58
3 Государственное регулирование национальной экономики:
Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э. Н. Кузьбо-жева. М.: КНОРУС, 2005. С. 27.
Принципиально важным при применении экономических методов в практике государственного регулирования является следующее. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Из них наиболее часто используются:
• средства финансовой (бюджетной, налоговой) политики;
• средства денежно-кредитной политики;
• прогнозирование, планирование и программирование экономики;
• воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.
Экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночных стимулов, т. е. обязательно соотносить их действие с функционированием самого рынка. В противном случае эффективность всего механизма хозяйствования будет существенно снижена. Кроме того, надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального, т. е. такого, который, принося положительный результат на некотором рынке, столь же хорошо сказывался и в других областях, или хотя бы не вызывал там негативных эффектов. Поэтому государству необходимо постоянно учитывать такие эффекты и по возможности своевременно их «гасить». Целостности системы экономических регуляторов можно добиться на основе органической взаимосвязи и взаимозависимости всех экономических стимулов, при которой наиболее полная результативность одних будет проявляться в условиях эффективного действия других. Недоучет этого обстоятельства при использовании экономического регулятора того или иного вида может привести к неурегулированности всей системы государственного воздействия.
Управление на базе экономических регуляторов может принести желаемые результаты в условиях достаточно устойчивой денежной системы, ведь главными объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия и потребителя — доход, прибыль, сбережения и т. п. Хотя с помощью экономических методов можно снизить темпы инфляции и даже ускорить, в условиях ее существования, продвижение к новому качеству экономического роста, а также удовлетворительно решить другие крупные общественные проблемы, все же дестабилизация денежного обращения автоматически снижает
действенность экономических регуляторов. При наличии же гиперинфляции государству порой не остается никакой альтернативы, кроме ориентации на преимущественное использование административных методов управления. Последнее обстоятельство имеет непосредственное отношение к нашей стране. Поэтому в механизме государственного регулирования переходного к рынку периода не должно быть недооценки командных методов, значение которых, как показывает зарубежный опыт, в такие моменты действительно возрастает.
Инструментарий государственного воздействия можно классифицировать не только согласно рассмотренным выше методам, но и по форме осуществления регулирования: прямым, косвенным и смешанным. Наиболее часто используемым в мировой практике является косвенное, опосредованное воздействие на экономические процессы. Задача этой формы регулирования, распространяющейся на широкий круг производителей, — направлять и координировать решения, которые еще только будут ими самостоятельно приняты, Не принижая инициативы предпринимателей, косвенное регулирование побуждает их к движению в желательном для общества направлении. Среди видов этой формы регулирования выделяются правительственное стимулирование производительности труда, нововведений, перелива капитала, социального развития коллектива, благотворительности.
Устоям рыночной экономики отнюдь не противоречит и прямое подчинение предприятий решениям государственных органов, также распространяющееся на широкий круг хозяйствующих субъектов. Существуют и такие сферы деятельности, в которых административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо4. Сюда, на наш взгляд, относится применение прямых форм регулирования при контроле за монополизированными государством рынками товаров и услуг (т. е. в отраслях, где признана естественной государственная монополия); демонтаже неестественных монополистических структур; контроле за состоянием окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов; структурных изменениях в экономике с помощью государственных средств; контроле за соблюдением всеми субъектами рыночной экономики национальных стандартов ведения предпринимательской деятельности. Установление конкретных видов прямого воздействия государства на воспроизводственные процессы обязательно должно
4 Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2002. С. 43.
учитывать требования, идущие от конкурентного рынка и не разрушать его внутренние связи. Поэтому в системе государственного регулирования рыночных процессов недопустимо присутствие таких видов прямого администрирования, как тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления и, конечно, жесткий административный контроль над ценами. Последние, как известно из практики нашей страны, — характерные атрибуты командно-административной системы хозяйствования5.
Государство в рыночной экономике использует и смешанную форму регулирования, представляющую синтез прямого и косвенного вмешательства, с помощью которой устанавливается сравнительно мягкий либо «сравнительно нежесткий» режим работы для ограниченного круга хозяйствующих субъектов. К видам смешанного регулирования первого типа можно отнести создание льготного режима функционирования для малых предприятий и различных форм межхозяйственной научно-технической кооперации, поддержание минимально допустимых параметров жизни населения в части минимальной заработной платы и пособий по безработице, проведение мероприятий, связанных с региональной политикой и регулированием государственного долга. К смешанным формам управления другого направления относится воздействие на бизнес, заставляющее его инвестировать капитал в восстановление природной среды, контроль над рынками, монополизированными технологическими олигополиями (т. е. в случаях, когда монополия является естественной, но не государственной). Можно выделить и такую форму смешанного регулирования, занимающую промежуточное положение между названными типами, как защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей и т. д. (рис. 3).
Будучи косвенными, финансовые, денежные и кредитные методы носят преимущественно экономический характер. Они отличаются многона-правленностью действия, захватывают глубинные экономические процессы, формирующие материальную основу денежного хозяйства, определяют сам механизм насыщения денежного оборота покупательными и платежными средствами.
Использование финансов, денег и кредита для решения этих задач, обеспечивая оптимизацию
5 Позднякова Т. А. Финансы в системе государственного регулирования социально-экономических процессов: Моногр. / под ред. докт. экон. наук, проф. Н. Х. Токаева; Сев. — Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. С. 21.
ю в о о.
£ «
<и
X га ю
о
1
а
о X со *
1- (0 а к
н о X
г
01 -N —» Прямые количественные ограничения -N —V
X га ю
о -N -» Нормы обязательного резервирования -N —V
£ о>
01 О X н -N -V Ставка рефинансирования ЦБР —N —✓
-N -1/ Учетная ставка ЦБР —N —✓
Эмиссия и размещение облигаций ЦБР
Валютные интервенции
Ориентиры роста денежной массы
Эмиссия денежных средств
^ Резервные фонды правительства
Государственные займы
Налоговое регулирование
Бюджетное регулирование
Рис. 3. Механизм государственного регулирования денежного хозяйства РФ
воспроизводственных пропорций и укрепление материальной основы устойчивости денег, оказывает и непосредственное влияние на обращение денег. С одной стороны, они обеспечивают насыщение каналов оборота деньгами, поскольку процессы финансирования и кредитования сопровождаются предоставлением участникам оборота платежных средств, а с другой стороны, способствуют ускорению обращения и возврата денег в кассы банков на основе повышения эффективности производства, ускорения кругооборота воспроизводственных фондов. Правильное использование финансовых
и кредитных рычагов по каждому из этих направлений способствует поддержанию обращающейся массы денег на объективно необходимом уровне6.
Вместе с тем, различия сущности финансов, денег и кредита определяют различия основанных на них методов регулирования денежного хозяйства. Для финансов объективно присуще прямое безэквивалентное и безвозвратное движение денежных средств в процессе образования и использования финансовых ресурсов. Эти ресурсы по природе своей предназначены для удовлетворения постоянных потребностей, возникающих в процессе расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, и содержания непроизводственной сферы. Использованные на удовлетворение этих потребностей финансовые ресурсы то ли вообще не могут быть возвращены обратно (при непроизводственном использовании), то ли могут быть высвобождены при существенном изменении условий, на которых они были расходованы: ускорение оборота фондов или сокращение объемов производства, если ускорение оборота недостижимо. Этим они принципиально отличаются от кредитных ресурсов, назначением которых является обеспечение изменяющихся текущих потребностей экономического оборота, после удовлетворения которых средства высвобождаются в денежной форме.
Специфика связи финансового механизма с денежным хозяйством состоит в том, что предоставление последнему покупательных и платежных средств на основе финансовых расходов не содержит условий возвращения этих средств из каналов оборота и несет в себе опасность переполнения обращения денежной массой. Чтобы исключить такое переполнение, финансовые расходы должны производиться после образования достаточных финансовых ресурсов на основе безэквивалентного и безвозвратного изъятия их у субъектов денежного хозяйства. Это значит, что покупательные и платежные средства могут предоставляться обороту лишь после того, как они безвозвратно изъяты в других его
6 Роль финансово-кредитного механизма в хозрасчетном стимулировании общественного производства / Под ред. Д. А. Аллахвердян. М.: «Наука», 1987. С. 56.
звеньях. Общая масса денег в обращении при прочих равных условиях остается неизменной.
Специфика связи кредитного механизма с денежным оборотом определяется возвратным движением стоимости, характеризующимся эквивалентностью и возмездностью отношений в процессе кредитования. Такой характер движения означает, что на началах кредита перераспределяется временно свободная стоимость, не занятая в процессах производственного и личного потребления, и что она должна предоставляться на удовлетворение временных потребностей, после чего полностью может высвободиться из данного индивидуального кругооборота фондов и возвратиться в общий оборот. В этом заключаются материальные предпосылки такого движения стоимости в денежной форме, при котором к моменту, когда владельцы свободных денег начинают реально использовать их как покупательные и платежные средства, выданные на их основе ссуды оказываются погашенными, что исключает удвоение массы денег по сравнению с массой стоимости в сфере обращения.
Такая особенность кредитного перераспределения стоимости означает, что при предоставлении платежных средств одним субъектом денежного хозяйства нет необходимости изымать их в безвозвратном порядке у других субъектов, как при финансировании. Теряет здесь свое регулирующее значение фактор ресурсно-расходной сбалансированности, поскольку она достигается механически в силу особенности взаимосвязи кредита и денежного хозяйства. Решающее значение здесь приобретает сбалансированность денежных и материальных потоков, базирующаяся на обеспечении структурной взаимоувязки кредитного процесса с материальными процессами производства и обращения. Основными методами достижения такой сбалансированности являются:
• использование эмиссионного источника лишь для расширения краткосрочного банковского кредитования; обеспечение долгосрочного кредитования за счет специальных фондов, сформированных на безвозвратной основе, и за счет долговременных сбережений;
• согласование эмиссионного источника с размерами обоснованной потребности в эмиссии, что предполагает соответствие его объективно необходимому количеству денег в обращении и в сбережениях;
• обеспечение структурной сбалансированности между кредитными ресурсами и вложениями в зависимости от их сроков путем раздельного планирования краткосрочных и долгосрочных кредитов;
• четкое разграничение сфер применения финансового и кредитного методов перераспределения стоимости, а внутри последнего — сфер применения краткосрочного и долгосрочного кредитования;
• установление принципов банковского кредитования, вытекающих из сущности кредита как объективной экономической категории и его связи с денежным хозяйством, обеспечение контроля над их соблюдением в процессе кредитования;
• постоянное совершенствование форм, методов и условий кредитования в целях усиления стимулирующей роли кредита в повышении эффективности общественного производства. Перечисленные методы кредитного воздействия
на денежное хозяйство носят объективный характер, определяются сущностью кредита и включены в систему организации банковского кредитования, выступая в качестве ее составных элементов. Правильное и полное использование их позволяет в условиях рыночного хозяйства реализовать закон обращения кредитных денег, превратить в действительность возможность возврата денег из обращения, содержащуюся в условиях их выпуска на кредитной основе, придать деньгам кредитный характер не только по их происхождению (кредитный характер эмиссии), но и по их обращению и изъятию из оборота, обеспечить на этой основе их высокую устойчивость7.
Возможность разграничения денежного и кредитного механизма государственного регулирования денежного хозяйства, на наш взгляд, сводится к определению специфики предмета регулирования. С этой точки зрения регулирование цены денег как платежных средств, т. е. денег, заимствование которых осуществляется в целях проведения платежей как необходимого элемента процесса смены форм стоимости, можно было бы отнести к области денежного механизма. Регулирование цены денег как капитала, т. е. стоимости в денежной форме, занимаемой в целях получения ее прироста, прибыли, можно было бы отнести к области кредитной политики. Вместе с тем сложность практической реализации этой задачи состоит в необходимости отделения займа денег от займа капитала.
В условиях, когда ставка рефинансирования является базовой и стабильной, можно в достаточно широком диапазоне устанавливать цену заимствования для банков и таким образом успеш-
7 Роль финансово-кредитного механизма в хозрасчетном стимулировании общественного производства / Под ред. Д. А. Аллахвердян. - М.: «Наука», 1987. С. 58 - 59.
но реализовать данный подход. Соответственно могла бы быть реализована и тактика разделения интересов денежного и кредитного механизмов по линии процентных ставок. В ситуации, когда ставка рефинансирования является реально работающей, применение данного подхода весьма спорно по двум причинам. Прежде всего, изменение ставки рефинансирования обычно в той или иной степени сказывается на всей кривой доходности. В итоге попытки решать задачи денежной политики через регулирование цены денег, если эти задачи действительно относятся к сфере денежной политики (регулирование объема денежной массы), неизбежно затрагивают кредитные аспекты функционирования экономики.
Стратегическое смягчение или ужесточение денежной политики вызывает необходимость внесения коррективов в уровень доступности кредита. Сопряженность всех составляющих монетарной политики обусловливает неоптимальность обеспечения процентной ставкой оперативных потребностей денежной политики. Сокращение денежной части хозяйства посредством монетарных рычагов приводит к резкому колебанию процентных ставок в связи с первоначальным импульсом и значительным издержкам в финансовом и реальном секторах экономики. Таким образом, проблема восприятия подаваемого монетарной политикой импульса является причиной сомнительности использования цены кредита в качестве инструмента денежного воздействия.
Поскольку весь механизм финансового, денежного и кредитного воздействия на изменение массы функционирующих в стране денег и состояние денежного хозяйства в конечном итоге сводится к расширению или сокращению банковского кредитования в зависимости от изменения потребностей оборота, решающее значение приобретает правильное определение емкости самого денежного хозяйства, включающей массу денег, необходимых для обращения, а также для накоплений и сбережений. Только на этой основе можно определить направления и экономические границы изменения кредитования хозяйства и населения, за пределами которых кредитная эмиссия окажется недостаточной или излишней для нормального функционирования денежного хозяйства. Без научно обоснованной оценки фактического состояния денежного хозяйства невозможно правильно определить и направления кредитной политики - расширить или сократить кредитные вложения в хозяйство.
Каждый инструмент государственного воздействия, выполняя свою роль, взаимодополняет другие. Способностью уловить при выработке конкретных способов регулирования хозяйственной жизни наиболее важные на каждом этапе рычаги воздействия на поведение экономических субъектов, способностью комплексного применения непротиворечащих друг другу форм и методов управления и определяется эффективность всей системы государственного регулирования. Это может быть более избирательная налоговая система, денежно-кредитная политика, целенаправленные ограничения в политике цен, ориентация на государственные субсидии, ссуды, штрафы, таможенные правила и т. п. Поочередная смена акцентов в рыночных приоритетах должна находить свое выражение в разных диапазонах использования тех или иных форм и методов регулирования. Комплексное же их применение в конечном итоге способно обеспечить направленную ориентацию макроэкономического развития по выбранному варианту движения.
Рациональный механизм организации денежного хозяйства способствует, во-первых, росту финансового потенциала саморазвития социально-экономической системы и расширению возможностей финансирования ее самоорганизации. Во-вторых, увеличение денежной составляющей на всех структурных уровнях денежного хозяйства общества демонстрирует экспоненциальный рост объективных возможностей обеспечения финансово-денежной сбалансированности рыночной системы хозяйствования с одновременным ее совершенствованием и осуществлением структурных преобразований. В-третьих, данный механизм обеспечивает качественное функционирование денежного хозяйства как системы. В-четвертых, структурно упорядоченная организация денежного хозяйства приводит к повышению уровня финансового и денежного обеспечения общего динамизма хозяйственной системы и всего воспроизводственного цикла, что влечет за собой расширение отраслевых и межотраслевых интеграционных границ взаимодействий, диверсификацию спроса на денежные средства и их предложения, формирование материальной основы для развития институтов финансового рынка, адекватных перманентным эволюционным преобразованиям российской экономики.