Научная статья на тему 'Механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ'

Механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белый М. Е.

Рассмотрены теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет. Разработан механизм обеспечения конкурентоспособности, предложен комплекс стратегий формирования конкурентных преимуществ интернет-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF INTERNET-MASS MEDIA COMPETITIVENESS MAINTENANCE

The article deals with the theoretical aspects of Internet mass media competitiveness maintenance. The competitiveness maintenance mechanism is developed, complex of strategies for providing certain Internet mass media advantages is suggested.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ»

относятся затраты на формирование информации, необходимой определенным группам объектов, которые включают стоимость организации запросов, трудоемкость их удовлетворения, расходы по коммуникациям; затраты на рационализацию форм отражения необходимой информации, прежде всего по рационализации состава и форм документов; затраты на организацию банков данных в конкретных объектах или межобъект-ных банков данных (отрасль, регион и др.).

Первая группа затрат всегда относится к совершенствованию информационного обеспечения достаточно большой группы объектов и к оценке эффективности рационализации информационного обеспечения стратегического управления на конкретном промышленном объекте учитывается в некоторой доле.

Вторая группа затрат может носить характер непосредственно объектный, групповой или общий. В последнее время сделан существенный шаг в сторону стандартизации документов, что превратило затраты по совершенствованию документов в одноразовые применительно к целым отраслям.

Затраты на организацию банков данных, как правило, связаны с отдельными объектами и зависят от цели, задачи, круга принимаемых решений и структуры объекта. Однако и в этом направлении в последние годы появилась тенденция к унификации, разработке стандартов поведения, типовых информационных блоков под типичные управленческие и стратегические решения. Это создает реальную основу для индустриального метода проектирования информационного обеспечения стратегического управления - компоновки его из типовых блоков. Таким образом, анализ информационного обеспечения системы стратегического управления оказывает непосредственное влияние на подготовку предложений по рационализации управленческих процессов, распределению состава работ по уровням и подразделениям аппарата управления, а в ряде случаев - по совершенствованию организационных структур управления. В то же время анализ информационного обеспечения связан с изучением состава и методов обоснования управленческих решений в области стратегического управления.

УДК 338:070:004

1А0А1Ед! ТААЙТАхАГЁВ £Т ГЁООАГОТЙТ ТN Т А Г ТЙОЕ Е I ОАО I АО-Й1 Е

Важным сегментом рынка средств массовой информации (СМИ) является рынок медиапредприятий, функционирующих в глобальной сети Интернет. Динамичное развитие интернет-СМИ, общественное значение которых в настоящее время стремительно растет, тесно связано с вопросом их конкурентоспособности.

По нашему мнению, необходимо выделить три типа товара, производимого интернет-СМИ. Первый тип - это информационные услуги, где онлайн-СМИ выступают как носитель информации. Информационный продукт должен отличаться такими свойствами, как актуальность, высокая информативность, интерактивность, мультимедийность, возможность быстрого производства и распространения. Фактически под товаром здесь следует понимать информацию, которая интересна и необходима аудитории в данный момент времени.

Второй тип товара интернет-СМИ - это рекламные услуги; в этом случае интернет-издание выступает в качестве рекламоносителя. Предметом сделки здесь является размещение информации о компаниях, их продукции и услугах, товарных знаках, а также баннерная реклама. Доминирующее значение в данном случае имеет не конкретная площадь, реализуемая СМИ тому или иному рекламодателю, а доступ к конкретной аудитории. Безусловно, каждое СМИ, функционирующее в глобальной сети, обладает различной по емкости и специфике аудиторией.

Третий тип товара интернет-СМИ - это РР-услуги на «рынках влияния». Как и во многих других странах, современные СМИ в России позволяют не только отслеживать происходящие события, но и добиваться оптимизации поведения тех или иных социальных слоев, групп в соответствии с целями и задачами коммуникатора. Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому что СМИ становятся в современном мире основным источником и средством распространения массовой информации, которая, будучи частью социальной информации, представляет собой важный инструмент социального управления.

Можно утверждать, что, обеспечив конкурентоспособность информационного продукта на медиарынке, мы тем самым обеспечим и конкурентоспособность соответствующего медиапредприятия. Под конкурен-

I .А. Ааёиё,

апУёдаГо ёаоаади уёТТТ/ ёёё ё ТдааТёда-оёё УдТёдаТапоаа, бёиуТТапёёё аТпоаад-поааТТиё оТёаадпё-оао, ЁГпоёооо уёТ-ТТ1ёёё ё аёдТапа

ААЙОГЕЁ. 2008. № 5(24)

тоспособностью интернет-СМИ мы понимаем свойство ресурса, которое отражает степень соответствия контентных креативных, технологических, экономических и других характеристик информационного продукта требованиям потребителей и определяет долю информационного рынка, принадлежащую данному изданию.

Все факторы, обеспечивающие конкурентоспособность информационного продукта, предлагается разделить на три группы (рис. 1):

- факторы, обеспечивающие качество информационного продукта;

- ценовые условия доступа к информационному продукту;

- нетоварные факторы.

Результатом анализа внешней и внутренней среды медиапредприятия является выявление внешних и внутренних источников конкурентных преимуществ, на основе которых выделяются подходы к формированию конкурентных преимуществ. Критический анализ различных точек зрения на проблему формирования конкурентных преимуществ позволил определить, что в настоящее время сложилось два основных подхода -адаптивный и ресурсный. При адаптивном подходе в рамках школы позиционирования М. Портера суть стратегии усматривалась в оптимальной адаптации организации к ее специфической внешней среде, и концепция стратегий была, таким образом, реактивной [1]. Предпосылками ресурсного подхода можно считать

Рис. 1. Структура факторов конкурентоспособности информационного продукта интернет-СМИ

На рис. 2 представлен механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ, построенный на базе поиска, формирования и развития конкурентных преимуществ. Выявление источников конкурентных преимуществ осуществляется на основе анализа внешней и внутренней среды организации.

Основными элементами процесса анализа внешней среды являются:

- анализ экономической среды;

- анализ политической среды;

- анализ нормативно-правовой базы;

- анализ демографической ситуации;

- анализ технологической среды;

- анализ стратегий конкурентов;

- анализ целевых рынков.

По результатам исследований внутренней среды организации выявляются те внутренние переменные, которые могут рассматриваться в качестве ее сильных сторон; также в процессе анализа оценивается их важность, устанавливается, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.

концепцию уникальной ресурсной базы корпорации. Согласно разработкам ее авторов Г Хэмела и К. Пра-халада, устойчивые конкурентные преимущества обеспечиваются некопируемыми внутренними ресурсами, прежде всего компетенциями - способностями организации в координации и интегрировании ресурсов в товары и услуги [2]. Таким образом, в ресурсном подходе концепция стратегий становится проактивной: теперь от организации требуется опережающее создание, удержание и развитие специфических для нее ресурсов и компетенций.

Основным детерминантом конкурентного преимущества, по мнению М.Портера, является конкурентная стратегия [3]. Все конкурентные стратегии сводятся к достижению конкурентных преимуществ, а, в свою очередь, конкурентное преимущество - это то, на что направлены конкурентные стратегии в области бизнеса [4].

Специфика товара интернет-СМИ и особенности конкуренции на современном медиарынке обуславливают тот факт, что ни адаптивный, ни ресурсный подход не могут быть в чистом виде применены для формирования конкурентных преимуществ. Поэтому речь долж-

ЗЗ

на идти о некотором интегрированном подходе, сочетающем элементы адаптивной и ресурсной концепций. Интегрированный подход объединяет, с одной сторо -ны, выраженную ориентацию на потребности клиентов (адаптивная концепция), с другой стороны, эффектив -ное использование внутренних ресурсов организации (ресурсная концепция) для их удовлетворения.

В рамках представленного интегрированного подхода нами предлагается следующий комплекс стратегий формирования и развития конкурентных преимуществ интернет-СМИ:

- стратегия дифференциации;

- стратегия фокусирования;

- стратегия интеллектуального лидерства;

- стратегия продвижения.

Стратегия дифференциации основана на предложении информационного продукта, отличающегося

по своим характеристикам от продукта конкурентов. Так как потребности и вкусы читателей существенно различаются, дифференциация в медиаотрасли представляется уместной. Чрезвычайно перспективным инструментом реализации стратегии дифференциации является кастомизация, рассматриваемая как индивидуализация отношений с потребителем. Под кастомиза-

цией интернет-СМИ понимается возможность предоставления медиапредприятием информационного продукта с индивидуальными характеристиками по желанию потребителя. Необходимо заметить, что интернет-СМИ уже «по определению» обладают существенно большими возможностями для массовой кастомизации по сравнению с традиционными печатными средствами массовой информации, так как могут создаваться теоретически для каждого отдельного пользователя и распространяться по e-mail подписке.

Внешняя среда

Внутренняя среда

Источники конкурентных преимуществ

Внешние Внутренние

г

Подходы к формированию конкурентных преимуществ

Адаптивный Ресурсный

Конкурентная стратегия

Конкурентные преимущества

Факторы конкурентоспособности информационного продукта

Качество Ценовые условия Нетоварные факторы

I

Конкурентоспособность информационного продукта

' ' г

Конкурентоспособность рекламных услуг Конкурентоспособность PR-услуг

Конкурентоспособность интернет-СМИ

Рис. 2. Механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ

Стратегия фокусирования предполагает, что интернет-СМИ концентрируется на обслуживании отдельного сегмента рынка. М.Портер определяет этот выбор как «выбор области конкуренции». Сегментирование представляется целесообразным проводить на основе двух критериев:

- сегментирования информационного продукта;

- сегментирования читательской аудитории.

Стратегия интеллектуального лидерства основана на концепции уникальной ресурсной базы и предполагает создание устойчивых конкурентных преимуществ за счет некопируемых внутренних ресурсов, прежде всего компетенций. Под компетенциями интернет-издания нами понимаются способности, основанные на использовании знаний, умений, творческих возможностей, интеллекта специалистов и организации в целом, взаимосвязанные в процессе создания и распространения информационного продукта, представляющие ценность для потребителя и создающие эксклюзивную модель медиапредприятия.

Стратегия продвижения интернет-СМИ предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение посещаемости сайта издания. Эти мероприятия могут быть связаны с контентом информационного продукта, а могут реализовываться независимо от него. Очевидно, что стратегия продвижения не

является самостоятельной, а может применяться только в комплексе с рассмотренными выше стратегиями.

Наиболее эффективными мероприятиями по продвижению интернет-издания нам представляются следующие:

- использование бесплатных интернет-сервисов;

- поисковая оптимизация сайта;

- размещение баннерной и текстовой рекламы.

Конкурентные преимущества должны обеспечивать

доминирование на рынке по крайне мере по одной из групп факторов конкурентоспособности информационного продукта - качеству, ценовым условиям либо нетоварным факторам.

Конкурентоспособность информационного продукта наряду со сформированными конкурентными преимуществами других видов продукта интернет-СМИ позволяет обеспечить конкурентоспособность рекламных услуг и РР-услуг медиапредприятия.

1. Катькало В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // 11К1-:Ь|Нр:/Л«\«\л/.рег80па!-т1х.ги

2. Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. М.: Олимп-бизнес, 2002.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.

УДК 338.45:69

I АЮААЁА I ЁВ Т ТАО0А I ЁВ УООАЁОЁА I ТЙ0Ё ЙЁШ! О ВААЁА I А I ОАОЁЁ ОТОААЁАГхАЙЁЁО ТвТОАЙЙТА ГА ТОААТОЁВОЁВО ЙОВТЁОАЁимЁ ТОБАЙЁЁ

А.А. А Т (аада (в Т,

аТеоТд уеТТТI ё+апеёб Таое, ТдТоапПТд еаоаа-ди уеТТТТёеё ё ПТоёТ-ёТаёё одоаа, АпадТп-пёёпеёё саТ+Тие оё-Та Тп ТаТ-уеТТТI ё+апеёё ёТпоёооо, а. ТаТса

Т.А. МаепТТТа,

аППёпоаТо еаоаади

ИТаа&ИТоа ё уеТТТ-1ё+апеёб оаТдёё, ТаТ-са (пеёё а ТПоаадПоаа Т-Тиё ТааааТаё+аПеёё о (ёаадпёоао

ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

На сегодняшний день одним из основных направлений развития российской экономики является инвестиционно-строительная политика, особое внимание в которой уделяется увеличению объемов жилищного и промышленного строительства. С этой целью Правительством РФ, региональными органами исполнительной власти разрабатываются и реализуются целевые программы и национальные проекты в области строительства.

Эффективность управления строительными организациями и предприятиями в значительной степени обуславливается уровнем регламентации труда персонала. Проблематика повышения эффективности управленческих процессов определяется спецификой труда руководителей. Из анализа содержательного аспекта понятия «регламентация» следует, что данный процесс предполагает разработку количественных и качественных параметров управленческих процессов. Система регламентации труда управленческого персонала представлена на рисунке [1].

Основными составляющими системы регламентации управленческого труда являются: снижение трудоемкости управленческих процедур; совершенствование форм документационного оборота; улучшение качества управленческих работ; обеспечение эффективного использования информационных потоков; оптимизация условий труда управленческого персонала; создание благоприятного морально-психологического климата; обеспечение эффективного использования функций управления; интенсификация использования современных средств обработки статистических и экономических данных.

Существующие научные концепции регламентации труда управлен -ческого персонала ряда отечественных и зарубежных исследователей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.