ка полезного эффекта является наиболее предпочтительной.
Накопление информации и клиентских баз данных в качестве основных нематериальных активов, увеличение связей как с клиентами, так и с посредниками, использование ресурсов Интернета неминуемо ставит вопрос о повышении роли информационной безопасности в увеличении конкурентоспособности малых предприятий сферы сервиса. В по-слекризисные времена, при урезании бюджета нельзя игнорировать вопросы
информационной безопасности, а постараться сократить издержки за счет накопленных сведений о клиенте, сетевых взаимодействий с клиентом, построения бизнеса, ориентированного на клиента. Широкая доступность современных технологий, появление новых запросов и активная позиция потребителя, глобализация рынков и сокращение ресурсов делают вопросы информационной безопасности приоритетными при повышении конкурентоспособности малых предприятий сферы сервиса.
1.
2.
3.
4.
5.
б.
7.
9.
10.
ll.
12.
13.
14.
ЛИТЕРАТУРА
Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. (Учебники экономического факультета МГУ им. Ломоносова).
Prahalad C. K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation//Harvard Business Rev.,1990, 66.P.82. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008.
Амстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Д. Основы маркетинга/ 4-е европ. изд-е. М.: ООО «И. Д.Вильямс», 2008.
Предпринимательство:Уучебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Мескон М. Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ. М.: Дело, 2006.
Попова Е. В. Электронная цифровая подпись и электронная безопасность малых предприятий. Журнал «Теория и практика сервиса». 2011. №2(8).
Анн Х., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2005.
Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
Cyber Security. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.cvbersecurity.ru/crypto/137219.html , «В период с июля по сентябрь был побит рекорд по количеству троянов - PandaLabs. 09.11.11», Луис Корронс, 30.03.12.
Security Lab. [Электронный ресурс] - Режим доступа к рес.:
http://www.securitylab.ru/news/420452.php . 22.02.12. Group IB: Доход российских киберпреступников за 2011 год составил $2,3 млрд. 01.04.12.
Ponemon Institute conducts independent research on privacy, data protection and information security policy. [Электронный ресурс] - Режим доступа к рес.: http://www.ponemon.org/data-security . Consumers’ Report Card on Data Breach Notification, March 2008. Page 8. 28.03.12.
Конеев И. Р., Беляев А. В. Информационная безопасность предприятия. СПб.: БХВ - Петербург, 2003.
Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособности организации: Учеб пособие. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.
УДК 33 ББК 65
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИАПРЕДПРИЯТИЙ
Е. В. Пенькова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180005, Псков, Ленинградское шоссе, 24
Под конкурентоспособностью принято понимать специфическую оценочную категорию, позволяющую оценить потенциал продукта, предприятия, отрасли рынка и т.д., его сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами.
Конкурентоспособность имеет множество определений, которые, однако, сходятся в ключевом показателе конкурентоспособности предприятия - его преимуществе на определенном рынке по сравнению с конкурентами [1].
Среди толкований конкурентоспособности стоит выделить определение Р.А. Фатхутдинова: «Конкурентоспособность - это способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами», а также М. Портера: «свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений». Также достаточно полным и завершенным является толкование И.И. Пичурина: «реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов»
При этом все определения являются верными, во многом дополняют друг друга и комментируют конкурентоспособность предприятия с учетом конкретных нюансов и тонкостей.
Такое разнообразие определений и толкований связано не только с тем, что конкурентоспособность является интегральным параметром, характеризующим предприятия со многих сторон. Фактически понятие конкурентоспособности предприятия является ключевым в процессе его деятельности.
Ключевым вопросом в изучении конкурентоспособности и управления ею является методика расчета конкурентоспособности, ее цели и способы. В настоящее время в России нет общепринятой
методики оценки конкурентоспособности организаций.
Конкурентоспособность анализируемого предприятия желательно измерять количественно, что позволит не только максимально точно определить ее показатель, но и управлять ее уровнем. Как отмечают Л.Н. Чайникова и В.Н. Чайников, для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая:
1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов в течение нормативного срока и службы;
2) совокупные затраты в течение жизненного цикла объектов.
Большинство показателей - таких, как ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, а также доля рынка, объем выпускаемой продукции и другие - могут быть исследованы на основе имеющейся у предприятия экономической статистики. В качестве результирующего показателя используется, как правило, интегральный показатель, в который включаются другие показатели, приравненные к общему знаменателю.
Однако измерение конкурентоспособности только количественно возможно и необходимо далеко не всегда: для этого необходимо использовать качественные методы, способные дополнительно охарактеризовать предприятие, а также рассмотреть механизмы оценки конкурентоспособности предприятия, которые не могут быть оценены количественно. К оценке конкурентоспособности медиапредприятий это относится непосредственным образом: значительная часть показателей конкурентоспособности медиапредприятий не оценивается количественно.
Чаще всего качественные способы измерения конкурентоспособности предприятия трансформируются в количественные на основе:
а) методов экспертной оценки, прежде всего коллективной оценки и квали-метрических расчетов;
б) разработки унифицированных форм и расчетов;
в) использования устоявшихся в медиаиндустрии характеристик данного показателя или уже имеющихся унифицированных форм и расчетов;
Конкурентоспособность предприятий, действующих на медиарынке, имеет ряд сходств и различий с другими предприятиями и отраслями.
К различиям можно отнести следующие факторы конкурентоспособности:
1) особая зависимость от политической конъюнктуры;
2) взаимозависимость от нематериальных аспектов развития общества;
3) особое влияние информационных технологий, развития новых видов связи и сети Интернет;
4) концентрация капитала и производства;
5) оперативность как один из основных факторов конкурентоспособности медиапредприятий.
Остановимся более подробно на концентрации капитала и производства, а также оперативности.
Под концентрацией капитала и производства понимается сосредоточение данных ресурсов путем соединения в одних руках, в рамках одной компании с целью преобладания компании на рынке [2].
Синонимом концентрации можно назвать процесс формирования холдингов, а также слияния и поглощения медиапредприятий.
Крупные медиапредприятия имеют преимущества перед мелкими - как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому они обладают большей конкурентоспособностью.
Под оперативностью подразумевается минимально возможный срок подготовки и доставки медиапродукта до конечного потребителя. На сегодняшний день оперативность является одним из основных факторов конкурентоспособности. При этом оперативность можно отнести как к факторам конкурентоспособности предприятия, так и к факторам конкурентоспособности продукции.
В целом факторы конкурентоспособности медиапредприятий можно представить в виде схемы (рис.1).
Ряд перечисленных факторов имеет отношение только к медиапредприятиям. Многие пункты включены в данную схему именно потому, что сфера медиабизнеса как раз переживает метаморфозы -экономические, управленческие, рыночные и, в том числе, производственные.
При рассмотрении структурных факторов конкурентоспособности необходимо отметить, что рассмотрение направлений в общих объемах продаж, которые приносят максимальную прибыль, позволяет понять, насколько экономически верно в целом действует предприятие и насколько верно оно приспособилось к локальному медиарынку (то есть медиарынку отдельного региона или муниципалитета) в частности.
Факторы конкурентоспособности медиапредприятия
Структурные
I
Соответствие организационной и управленческой структуры предприятия запросам отрасли
Выявление и использование тех направлений в общих объемах продаж, которые приносят максимальную прибыль
Управленческие
Самобытная
политика
Соблюдение федерального, в т.ч. профильного законодательства
Квалификация управленческого персонала и творческих работников
Уровень притока инвестиций в отрасль
редакционная
Формирование известности творческих работников с целью увеличения узнаваемости медиапродукта и роста реализации
Оперативность в подготовке и выпуске медиапродукции
Рыночные
Экономический потенциал основной целевой аудитории
Качество продукции
Процесс соперничества с существующими конкурентами
Демографический фактор и половозрастная структура населения
Развитие и продвижение электронных носителей информации
Узнаваемость и сила торговой марки медиапредприятия
Доступность медиапродукта для конечного потребителя
Цена на медиапродукцию у предприятия и его конкуре н-тов
Развитие и продвижение товаров-субститутов
Изменение епмкости рынка
Политическая конъюнктура
Технические (технологические)
Дизайн медиапродукта (медипро-дуктов)
Условия факторов производства (месторасположение предприятия, стоимость энергии, хранение медиапродукции, наличие современного оборудования и т.д.)
Потребность в сырье
Квалификация технического персонала
Уровень издержек
Финансово-
экономические
Экономический
поставщиков
потенциал
Возможности бюджетного финансирования
Возможности оплаты потребителем медиапродукта
Маркетинг и реклама, в т.ч. вирусный маркетинг
Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия
Рис. 1. Факторы конкурентоспособности предприятия, действующего на медиарынке.
Наиболее важными и многочисленными являются рыночные факторы конкурентоспособности. Изучение данных факторов позволяет разработать рекомендации по разработке стратегии выхода на рынок и непосредственного выхода
на рынок определенного товара или товаров.
Среди рыночных факторов конкурентоспособности, в частности, необходимо отметить развитие и продвижение электронных носителей информации: в связи
с тем что Интернет-СМИ и электронные газеты получают все более широкую аудиторию, все большее количество потребителей информации используют мобильные и портативные устройства для доступа в Интернет, что позволяет расширить аудиторию и заметно увеличить оперативность получения информации потребителем.
Среди рыночных факторов конкурентоспособности также одно из центральных мест занимает политическая конъюнктура, но в данном разрезе ее нужно рассматривать комплексно. При подробном анализе рыночных факторов конкурентоспособности нужно понимать, что для бюджетных медиапредприятий политическая конъюнктура - это практически синоним бюджетной политики. Кроме того, можно утверждать, что изменение политической конъюнктуры, как правило, дает преимущество независимым, коммерческим медиапредприятиям и наоборот. Связано это с несколькими причинами:
1) бюджетные медиапредприятия финансово, содержательно и зачастую ресурсно сильно зависят от властных структур. Смена политического руководства может привести не только к смене информационной политики, но и смене менеджмента;
2) изменение политической конъюнктуры влечет рост спроса на политическую информацию, в которой заинтересованы в большей степени представители среднего класса и интеллигенция. При этом можно смело утверждать, что данная категория составляет основную группу потребителей независимых СМИ.
Развитие и продвижение товаров-субститутов также играет все более важную роль среди факторов конкурентоспособности медиапредприятий. Это во многом связано именно с продолжающимся развитием телевидения и сети Интернет,
тия определяются не только состоянием медиарынка и экономическим благосостоянием населения, но и во многом организационно-правовой формой медиапредприятий. Коммерческие предприятия,
которая создала новый формат СМИ -бесплатные для читателя и получающие доход лишь от рекламной деятельности, что вызвало значительный отток от тех медиапродуктов, которые достаются потребителю платно: как правило, это печатная продукция.
У подобных продуктов при их появлении было несколько принципиальных недостатков относительно традиционных СМИ:
1) Интернет-СМИ специализировались на работе в качестве информационных агентств и не предоставляли потребителю расширенной и аналитической информации, как, например, газеты или общественно-политические журналы;
2) доступ к сети Интернет ограничен. На данный момент по-прежнему меньшее количество людей получает информацию из Интернета, чем из газеты или ТВ.
Смежный с этим фактор конкурентоспособности, относящийся к финансовым факторам, также говорит о возможности оплаты потребителем медиапродукта. В этом направлении у Интернет-СМИ имеется значительный резерв для развития.
Уровень притока инвестиций в отрасль, отнесенный к управленческим факторам конкурентоспособности медиапредприятий, позволяет не только повысить общий уровень конкурентоспособности медиапредприятий отрасли или определенного муниципалитета (региона), но и стимулирует конкуренцию в виде борьбы медиапредприятий за инвестиционные средства. Однако важное место в управленческих факторах занимает непосредственно характеристика управленческого персонала, то есть руководства медиапредприятия. Именно поэтому управленческие факторы иногда могут называть психологическими факторами конкурентоспособности медиапредприятия.
Финансово-экономические факторы конкурентоспособности медиапредприя ориентированные на ведение рыночной конкурентной борьбы, в большей степени готовы использовать финансово-экономические факторы конкурентоспособности.
Для более подробной характеристики данных факторов конкурентоспособности медиапредприятий необходимо представить и проанализировать источники доходов медиапредприятий. Данная схема
позволяет рассмотреть финансовоэкономический потенциал медиапредприятий, действующих на современном медиарынке (рис. 2).
Реализация
Продажа тиража
Платный аккаунт
Подписка
Продажа клиентских баз данных
Реализация информации
Медиапредприятие
Заказ/Проект
Государственный
Муниципальный
Корпоративный
Тематический
грант
Финансирование проекта (Приложение, вкладыш и
др.)
1
Реклама
і г
Коммерческая реклама
Паблисити и пиар
Спонсорство че-
рез рекламу
Технические (технологические) факторы конкурентоспособности медиапредприятий играют значительно более важную роль, чем для большинства других предприятий. Сильное влияние на отрасль, на повышение конкурентоспособности медиарынка и отдельных медиапредприятий оказывает научно-техни-
ческий прогресс (НТП). Влияние научнотехнического прогресса в сфере деятельности медиапредприятий сказывается через изменение характера конкуренции, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, а также организационно-управ-
ленческие аспекты конкурентоспособности.
Каждый источник дохода, используемый медиапредприятием и не используемый его основными конкурентами, является неоспоримым конкурентным преимуществом данного предприятия и одним из основных факторов его конкурентоспособности.
Рассмотрим данные источники доходов медиапредприятий более подробно.
1. Реализация продукции. Данный источник дохода является доходом от основного вида деятельности предприятия. Однако по ряду причин, среди которых первое место занимает появление бесплатных медиапродуктов, доля реализации в структуре доходов медиапредприятий неуклонно снижается и уже не является основной статьей доходов предприятия.
2. Реклама. Данная строка общей выручки медиапредприятий является на сегодняшний день основной, не считая бюджетного финансирования. Именно реклама позволяет медиапредприятиям выпускать конкурентоспособную рентабельную продукцию. Объем рекламы конкретного медиапродукта зависит, как правило, от следующих компонентов:
1) общая читаемость медиапродукта (физическое число читателей);
2) позиционирование продукта, его целевой сегмент;
3) состояние рекламного рынка региона/муниципалитета;
4) политическая конъюнктура (негласный ценз властных структур на размещение рекламы в том или ином медиапродукте).
Для медиапредприятий, производящих электронные СМИ или Интернет-СМИ и зачастую не имеющих доходов от реализации, реклама является не только основным, но и практически единственным источником дохода.
3. Заказ/проект. Данный источник дохода медиапредприятий является формализованной схемой бюджетного финансирования, однако не является таковым юридически. Кроме того, все более распространенными становятся гранты и
проекты от некоммерческих организаций, а также от крупных финансовых, промышленных и других корпораций.
Подобный вид получения дохода во многом является отражением конкурентоспособности медиапредприятий, и во многом такая система была создана для поощрения конкурентной борьбы между медиапредприятиями, однако в данной схеме значительную роль играет человеческий фактор, кроме того, объем и качество читательской аудитории не имеет практически никакого значения.
Тем не менее схема государственного (муниципального) заказа считается следующей, более совершенной ступенью существования бюджетных медиапредприятий. Такая схема предполагает приватизацию бюджетных медиапредприятий и их переход на работу по государственному (муниципальному) заказу.
4. Издательская деятельность. Данная деятельность является смежной для деятельности медиапредприятия и позволяет выполнять ряд работ при использовании имеющегося персонала и оборудования. Иногда, в случае если данная деятельность приносит предприятию прибыль, организация может докупить необходимое оборудование или нанять недостающего сотрудника, поскольку издержки данного направления бизнеса будут ниже, чем при открытии нового предприятия.
Под издательской деятельностью понимается не только создание и печать конкретного медиапродукта, но и разработка и печать справочников, энциклопедий, книг, календарей и другой печатной продукции.
5. Создание нового продукта. Данное направление не только является мощным потенциальным источником дохода в будущем, но и важным фактором конкурентоспособности, позволяющем увеличить общую выручку предприятия, его капитализацию, имидж, а также снизить экономическую и рыночную конкурентоспособность основных конкурентов.
6. Деятельность по реализации ценных бумаг (долей) медиапредприятия может рассматриваться как источник до-
хода медиапредприятия в следующих случаях:
1) наличие в регионе (муниципалитете) крупного медиарынка;
2) роста стоимости активов предприятия;
3) возможности реализации акций/долей предприятия.
Необходимо отметить, что схему, указанную на рис. 2, можно рассматривать и в качестве факторов повышения конкурентоспособности предприятия: в данном случае каждый из пунктов необходимо исследовать в его динамике и изучать влияние его изменения на изменение общего состояния медиапредприятия.
Определение факторов повышения конкурентоспособности медиапредприя-
тия позволяет выделить теоретические и практические шаги по развитию медиапредприятия на медиарынке в условиях конкурентной среды.
Указанные факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее снижения. Медиапредприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5 -е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Демина И. Н. Экономическая концепция управления системой медиапредприятий // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2007. N 1. С. 45-52.
3. Конкурентоспособность предприяти : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
УДК 796.035 ББК 75
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИТНЕС-УСЛУГ
А.А. Сомкин
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская, 7, лит. А
В современном мире все большее число людей, причем из разных социальных групп, осознают необходимость вести здоровый образ жизни. Они стремятся к увеличению продолжительности и повышению качества своей активной жизнедеятельности в политической, экономической или культурной сферах. При этом большинство из них понимает, что это может быть достигнуто только благодаря наличию и поддержанию высокого уровня функциональных возможностей организма. Именно этот уровень позволяет человеку успешно справляться с ежедневными производственными (про-
фессиональными) и бытовыми физическими и психологическими нагрузками; быть менее подверженным различным заболеваниям и легче их переносить; приобрести прекрасный «конкурентоспособный» внешний вид и стойкую уверенность в своих силах в любых возможных, порой критических, жизненных ситуациях.
В настоящее время, при всем многообразии видов и средств оздоровительной физической культуры и массового спорта, значительная часть инновационных технологий появляется, а затем находит свое широкое применение в сфере фитне-