Научная статья на тему 'Организационный механизм функционирования медиапредприятия'

Организационный механизм функционирования медиапредприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1149
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм функционирования медиапредприятия»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

105

УДК 33 ББК 65

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАПРЕДПРИЯТИЯ

Е.В. Пенькова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Псковский филиал 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, 24

В теории управления под механизмом функционирования предприятия понимается совокупность средств, методов и инструментов рынка, а также самого предприятия, позволяющих предприятию достигать поставленных целей и задач [1]. Механизм функционирования предприятия призван устанавливать внутренние связи, контроль исполнения и рычаги воздействия, охватывая ими деятельность всех звеньев и работников предприятия. По своей сути механизм функционирования предприятия является совокупностью средств и методов воздействия на деятельность предприятия.

Механизм функционирования предприятия будет рассматриваться нами здесь в качестве необходимой среды для систематизации деятельности предприятия и в качестве потенциала предприятия для развития собственной конкурентоспособности. Совершенствование системы управления медиапредприятиями является принципиальным направлением повышения конкурентоспособности и эффективности медиапредприятий и отрасли в целом.

Механизм функционирования предприятия можно разделить на несколько направлений: организационный (административно-управленческий) механизм; экономический механизм; хозяйственный (производственный) механизм. Во многом механизмы функционирования медиапредприятия схожи с механизмами функционирования других предприятий. Однако в силу своей специфики медиапредприятия имеют в этом плане и значительные особенности. Необходимо отметить, что изменения в механизме функционирования медиапредприятия в России продолжаются и сейчас, поэтому, в частности, механизмы функционирования, их прогрессивность, чувствительность к рыночным переменам, мобильность и функциональность значительно влияют на уровень конкурентоспособности предприятия.

Функционирование предприятия, управление им носят многоуровневый характер. Именно предприятие является основным звеном управления. Механизм функционирования на нижнем уровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на нижнем уровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права. Механизм функционирования предприятия предполагает следующее:

106

Государственное и муниципальное управление

- создание управленческой структуры, адекватно соответствующей структуре предприятия и целям его деятельности;

- изучение технического, организационного, финансового, экономического состояния предприятия;

- анализ внешних и внутренних факторов, воздействующих на деятельность предприятия;

- выработка мер противодействия негативным воздействиям внешних и внутренних факторов и определение цели их осуществления;

- разработка мероприятий, рассмотрение и их утверждение;

- выявление положительных и отрицательных последствий реализации мероприятий;

- осуществление контроля и диспетчирования хода выполнения мероприятий;

- корректировка действий по достижению миссии, цели и т.д [2].

При этом единый механизм управления предприятием выработать достаточно сложно, поскольку на формирование медиапредприятий влияет ряд их параметров, а именно:

1) размер медиапредприятия;

2) количество производимых медиапродуктов;

3) оргструктура медиапредприятия;

4) информационный носитель медиапродукта (электронный, бумажный, интернет).

Принципиально важным аспектом деятельности современного медиапредприятия является выбор и корректировка его миссии, целей и задач. В связи с быстрым изменением окружающей среды и информационнотехнологическим прогрессом актуальность выбранных целей и задач поможет предприятию быть конкурентоспособным на рынке, а сами цели и задачи, как и миссия, должны ориентироваться на изменение запросов потребителей, которые, приобретая новые возможности для получения информации, изменяют свои требования к медиапродукции. В первую очередь, изменению подвергаются задачи предприятия, требующие практически постоянной корректировки.

Современные медиапредприятия становятся все более открытыми, расширяя границы собственной внешней среды. Все эти новые элементы влияют на становление целей и задач медиапредприятия. В частности, они вынуждают медиапредприятия формулировать новые задачи в сфере политической ориентации медиа, рекламной стратегии медиапродукта и медиапредприятия, освещения тенденций в блогах и социальных сетях, в оперативности и приоритетности подачи информации и не только.

Основным элементом организационного механизма является система (структура) управления, которая регулирует различные стороны деятельности предприятия, регламентирует внутренние производственные связи и достигает устойчивого взаимодействия между руководством предприятия и его работниками. Таким образом, от структуры управления в значительной мере зависит действенность всего хозяйственного механизма.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

107

Кроме собственно управления коллективом организационный механизм функционирования медиапредприятия должен регулировать следующие аспекты его деятельности:

- повышение конкурентоспособности медиапредприятия (профессиональный рост коллектива, оперативность работы предприятия, постоянный рост качества производимого продукта, а также его контроль и т.д.);

- рост прибыли и дохода медиапредприятия;

- организация непрерывной деятельности медиапредприятия;

- стимулирование отдачи работы персонала, который при современной работе медиапредприятий приобретает большую мобильность.

Представим графически организационный механизм функционирования медиапредприятия (рис.1). Данный организационный механизм функционирования предприятия является универсальным для всех медиапредприятий. При этом очевидно, что технологические процессы крупного и малого медиапредприятий будут различаться. Следовательно, при анализе данной схемы это необходимо будет учесть.

На рис.1 показано медиапредприятие, производящее несколько медиапродуктов. Если медиапредприятие производит один медиапродукт, нередки ситуации, когда директор по совместительству занимает и должность главного редактора. Однако современный механизм функционирования медиапредприятия имеет тенденцию разделять данные должности с целью усиления коммерческой составляющей его деятельности. Редакции медиапродуктов А, В, С во главе с главными редакторами приступают к операционной деятельности по производству медиапродукта после того, как на структуру оказывает внешнее воздействие поступающая информация, переработанный вариант которой и является окончательным продуктом.

Несмотря на разделение полномочий директора и главного редактора, ключевые действия по администрированию системы на ключевых этапах остаются именно за директором. Важную роль в механизме функционирования медиапредприятия выполняет коммерческая служба (бухгалтерия, плановоэкономический отдел, сбытовой отдел и т.п.), которая не участвует в создании медиапродукта и подчиняется непосредственно директору. Однако именно коммерческая служба аккумулирует рекламный контент, публикуемый в медиапродукте, и, в том числе, отвечает за место и качество его размещения, поэтому необходимо учитывать косвенное участие коммерческой службы в производстве медиапродукта.

Кроме того, именно реклама является основной строкой дохода медиапредприятий, поэтому деятельность коммерческой службы в рамках деятельности редакций и всего медиапредприятия необходимо выделять особо: в данном случае коммерческая служба не является вспомогательным компонентом, а интегрирована в основную деятельность медиапредприятия. Важной составляющей организационного механизма функционирования современного медиапредприятия является распространение медиапродукта. Это связано с тем, что система распространения медиапродукта будет зависеть от типа носителя информации.

108

Государственное и муниципальное управление

Рис. 1. Организационный механизм функционирования медиапредприятия.

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день можно выделить бумажный (газеты, журналы), электронный (телевидение, радио) носители и

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

109

интернет, с помощью которых формируется медиапродукт. Система распространения медиапродукта на интернет-носителе будет иметь иной операционный цикл (и с точки зрения времени, и с точки зрения стоимости) по сравнению с медиапродуктом, выпускаемом на бумажном носителе.

Заключительными действиями в рамках организационного механизма функционирования медиапредприятия являются:

- контроль качества произведенной продукции, который осуществляется главным редактором/редакторами. Контроль может осуществляться в одностороннем порядке, но, как правило, эта операция осуществляется в рамках планирования следующего выпуска медиапродукта. Если производство осуществляется непрерывно, как в случае с медиапродуктом, производимым в виде интернет-сайта, главный редактор выбирает определенный интервал, в рамках которого редакция дает собственную оценку качеству выпускаемой медиапродукции. Как правило, этот интервал равен неделе;

- контроль деятельности выпуска и реализации медиапродукции. Эту функцию осуществляет директор или, в случае если медиапредприятие крупное, дирекция данного медиапредприятия.

Организационный механизм функционирования предприятия позволяет обеспечивать эффективность процессов реализации решений руководства. Он не накладывает ограничения на выбор организационной структуры предприятия. Однако медиапредприятия в существующей модели управления, как правило, используют два основных типа: линейно-функциональную и дивизиональную структуры управления. На сегодняшний день линейнофункциональная структура применяется чаще, однако все актуальнее становится дивизиональная структура. Это связано с тем, что медиапредприятия все чаще трансформируются в холдинги, в рамках которых дивизиональная оргструктура достаточно эффективна. В рамках дивизиональной оргструктуры наиболее значительные отделы и подразделения получают производственную и управленческую самостоятельность.

На уровне небольших медиапредприятий, производящих, как правило, один медиапродукт, чаще встречается линейно-функциональная структура. К тому же именно она обеспечивает медиапредприятиям наибольшую оперативность и эффективность. Составляющие организационного механизма функционирования часто имеют одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в силу этого осуществляют взаимосвязь как с первым, так и со вторым. Однако при формировании организационного механизма функционирования медиапредприятий необходимо помнить об особенностях управления персоналом: работники данной сферы выполняют работу, как правило, мало поддающуюся унификации и стандартизации. Творческая составляющая деятельности редакции способна значительно влиять на жизнеспособность организационного механизма функционирования медиапредприятия, особенно в части тайм-менеджмента работников предприятия.

В данном случае руководство предприятия, как правило, проводит должностную градацию работников (отдел новостей, корреспондент, обозреватель и др.), а также уделяет особое внимание медиапланированию, которое

110

Государственное и муниципальное управление

становится одной из основных составляющих при формировании политики управления персоналом медиапредприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс / Т.В. Яркина. М., 2006.

2. Кузнецов В.В. Бизнес-план создания малого предприятия. Экономические методы управления предпринимательской деятельностью: методические указания / В.В. Кузнецов. Ульяновск: УлГТУ, 2001. 54 с.

3. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2009. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.