Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия властных структур и медиапредприятий'

Особенности взаимодействия властных структур и медиапредприятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРЕДПРИЯТИЕ / МЕДИАПРОДУКТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / MEDIA ENTERPRISE / MEDIA PRODUCT / FUNCTIONAL BUDGETING / PUBLIC POSITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пенькова Е. В.

В статье разработаны принципы взаимодействия властных структур и медиапредприятий, а также представлена модель взаимодействия властных структур и медиапредприятий. Разработка данных принципов и модели позволяют повысить уровень взаимодействия властных структур и медиапредприятий, а также описать возможные перспективы данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INTERACTION OF POWER STRUCTURES AND MEDIA ENTERPRISES

The author has worked out the principles of interaction of power structures and media enterprises and shown the model of such interaction. These principles and model allow to improve the interaction of power structures and media enterprises and describe the potential prospects of such interaction.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия властных структур и медиапредприятий»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР И МЕДИАПРЕДПРИЯТИЙ

УДК 33

Екатерина Васильевна Пенькова

Аспирант

Псковский государственный политехнический институт Тел.: 8-911-397-48-13 Эл.почта: vlasta77@vandex.ru

В статье разработаны принципы взаимодействия властных структур и медиапред-приятий, а также представлена модель взаимодействия властных структур и медиапредприятий. Разработка данных принципов и модели позволяют повысить уровень взаимодействия властных структур и медиапредприятий, а также описать возможные перспективы данного взаимодействия.

Ключевые слова: медиапредприятие, ме-диапродукт, функциональное бюджетирование, общественная позиция.

Ekaterina V. Penkova

The post-graduate student Pskov State Polytechnical Institute Tel.:8-911-397-48-13 E-mail: vlasta77@vandex.ru

THE FEATURES OF INTERACTION OF POWER STRUCTURES AND M EDIA ENTERPRISES

The author has worked out the principles of interaction of power structures and media enterprises and shown the model of such interaction. These principles and model allow to improve the interaction of power structures and media enterprises and describe the potential prospects of such interaction.

Keywords: media enterprise, media product, functional budgeting, public position.

1. Введение

В последние годы российский и мировой медиарынок претерпевает колос -сальные изменения. Связано это, в первую очередь, с тем, что и экономика, и философия фиксируют переход от постиндустриального к информационному периоду развития общества, даже называя конкретную дату - 1981 год, связывая изменения с созданием корпорации Шашой. За эти 30 лет медиарынок изменился кардинальным образом: на передовые позиции вышли интернет и телевидение, вытеснив радио и прессу на вторые роли. И если в новом веке доходы телевизионных средств массовой информации (далее - медиапредприятий) постепенно снижаются, то доходы медиапредприятий, действующих в сети интернет продолжают расти.

В целом такая ситуация значительно повысила конкуренцию внутри рынка, а также заставила изменить содержание (контент) выпускаемых медиапредприяти-ями продуктов. В то же время данная конкуренция поставила ряд медиапредприятий, особенно региональных, которые не имеют в структуре собственных средств дотаций из бюджетов разных уровней, в сложнейшее финансово-экономическое положение. Данное положение приводит к коренному изменению взаимодействия органов власти и медиапредприятий - как бюджетных, так и коммерческих.

2. Принципы взаимодействия властных структур и медиапредприятий

Массовые коммуникации являются неотъемлемой составной частью политики. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Данный информационный обмен осуществляется посредством взаимодействия органов власти и медиап-редприятий.

Под медиапредприятием подразумевается предпринимательская структура (хозяйствующий субъект с правами юридического лица), осуществляющая деятельность по обеспечению коммуникационного взаимодействия между различными группами людей посредством использования медиапродукта - средства массовой информации.

Выделение принципов взаимодействия властных структур и медиапредприя-тий позволяет ответить на вопрос, каким образом достигается цель данного взаимодействия. С точки зрения экономики принципом можно назвать исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, задающее направления и накладывающее ограничения на методы и средства деятельности [1]. Каждый из принципов относится к определенной сфере соприкосновения власти и медиапредприятий. При этом они не должны друг другу противоречить: в противном случае, взаимодействие будет осуществляться не в должной мере.

Для того чтобы осознавать, на каких принципах строится взаимодействие органов власти и медиапредприятий, необходимо рассмотреть главную составляющую взаимодействия: цели данных социальных институтов во многом разнонап-равлены. Цель медиапредприятий при создании медиапродукта - рост тиражей, привлекательность для рекламодателя. Цель информационных служб органов власти при взаимодействии с медиапредприятиями - информирование населения о деятельности власти, формирование и поддержание имиджа руководителей и представителей власти. В итоге возникает трудная ситуация, когда для медиапродукта нужны развлекательные и отрицательные новости, а органы власти хотят представлять официальную и позитивную информацию. Поэтому при построении основных принципов взаимодействия органов власти сложнейшей и важнейшей задачей является сведение к минимуму противоречия целей для достижения взаимовыгодного сотрудничества.

В данной работе выделяются семь основных принципов взаимодействия властных структур и медиапредприятий. Без них, с точки зрения построения идеальной формы взаимодействия властных структур и медиапредприятий, взаимодействие между двумя данными субъектами фактически неосуществимо.

1. Принцип взаимной полезности. Данный принцип отражает основную суть взаимодействия органов власти и медиапредприятий. Существует ряд параметров, с помощью которых создаются и поддерживаются взаимовыгодные отноше-

Экономика, Статистика и Информатика

№5, 2011

93

ния властей и средств массовой информации. Среди таких параметров можно выделить:

а) обоюдная практическая польза в обмене информацией, идеями, проектами и др.;

б) репутация надежного, своевременного и добросовестного источника/распространителя информации;

в) активность в организации эффективной двусторонней связи с помощью различных организационных форм взаимодействия органов власти и медиап-редприятий;

г) наличие личных контактов и связей, основанных на доверии и взаимном уважении.

2. Принцип непрерывности информационного потока. Основной функцией медиапредприятий как средств массовой информации для властных структур является передача информации (решений, постановлений, законов, предложений и т.д.) от власти населению через СМИ. С другой стороны, ме-диапредприятия также заинтересованы в непрерывном поступлении информационного контента от властных структур, так как власти являются одним из основных поставщиков информации для медиапредприятий. Таким образом, непрерывность информационного потока от властных структур к меди-апредприятиям обеспечивает выполнение основных функций обеих сторон. «Закрытые» властные структуры, как правило, провоцируют сбой данного информационного потока. Это сказывается на насыщенности медиаконтен-та, а также на имидже самой власти. Для обеспечения непрерывности информационного потока в органах власти, как правило, создаются специальные подразделения - пресс-службы.

3. Принцип фунционального бюджетирования. Медиарынок достаточно специфичен и продолжает оставаться таковым даже в тех странах, в которых его становление началось еще в начале XX века. В конце XX века к специфичности медиарынка добавилась нестабильность в связи с резкими структурными изменениями самого рынка. В данной связи властные структуры осуществляют финансирование ряда медиапредприятий. На данный момент в каждом государстве существует своя система финансирования медиапредп-риятий. В частности, в Швеции осуществляется первоочередная поддержка второстепенных средств массовой информации, не занимающих лидерских

позиций на медиарынке. В России единой системы и политики по оказанию финансовой помощи медиапредприя-тиям пока не существует. Таким образом, принцип функционального бюджетирования должен быть направлен не на поддержку основных игроков меди-арынка, а на непосредственное развитие данного рынка, как интенсивное, так и экстенсивное. Данный принцип кор -релирует со следующим принципом.

4. Принцип разумного регулирования. Данный принцип подразумевает, что взаимодействие властных структур и медиапредприятий должно осуществляться в рамках и с учетом антимонопольной политики. Как отмечает в своей работе доктор экономических наук профессор И.Н. Демина, в России последние 10-15 лет проблема монополизации информационного капитала достаточно актуальна [2]. Таким образом, для эффективного взаимодействия ме-диапредприятий и властных структур необходимо принятие специальных антимонопольных законов, а также использование общего антимонопольно -го законодательства.

5. Принцип свободы слова и печати. Данный принцип является логическим продолжением принципа непрерывности информационного потока. Без соблюдения данного принципа средства массовой информации перестают выполнять отводимую им роль, в силу того что ухудшается качество контента, а также снижается имидж СМИ в обществе, что не позволяет выполнять главную функцию средств массовой информации - информировать общество и посредством информирования влиять на него.

6. Принцип ответственности. Так как и органы власти, и средства массовой информации оказывают непосредственное влияние на общество, взаимодействие медиапредприятий и властных структур должно осуществляться с учетом высокой ответственности за результат.

7. Принцип равновесия. Медиап-редприятия не должны становиться слугами органов власти, также как и органы власти становиться заложниками сверхоткрытых средств массовой информации. Данный принцип характеризует определение средств массовой информации как «четвертой власти», соотнося, таким образом, СМИ с законодательной и исполнительной властью. В реальной жизни принцип равновесия практически не соблюдается, что

значительно ухудшает качество информационного продукта.

Характеризуя взаимодействие властных структур и медиапредприятий, необходимо отразить, что данное взаимодействие осуществляется непосредственно между средствами массовой информации как таковыми и специальными подразделениями органов власти - пресс-службами или пресс-центрами. Под пресс-службой органов власти подразумевается отдел сбора и обработки информации по материалам средств массовой информации, а также организации и координации работы средств массовой информации по направлениям соответствующей деятельности данных органов власти.

Взаимодействие властных структур и медиапредприятий на уровне "меди-апредприятие - пресс-служба" должно соответствовать следующим принципам:

- Принцип взаимодействия на основе сложившихся деловых практик и этических, коропоративных и внутрипофессиональных норм. Необходимо соотносить деятельность пресс-службы и медиапредприятий и по-нимть, что пресс-служба также отчасти выполняет функции средства массовой информации, аккумулируя и периодически публикуя эксклюзивную информацию о деятельности профильного органа власти.

- Принцип взаимных интересов. Он отражает то, что и органы власти, и медиапредприятия интересует один общий результат. Но зачастую данные стороны имеют разные взгляды на способы достижения данного результата. Учитывая данный принцип, обе стороны должны выбирать приходить к консенсусу, выбирая наиболее оптимальный вариант, при котором информация не будет искажена и читатель не будет ее лишен. При этом, с одной стороны, органы власти должны осознавать, что медиапредприятия, за редким исключением, - это предприятия с большой степенью независимости. Медиапредпри-ятия должны отдавать себе отчет, что органы власти не только могут выступить финансовым стабилизатором деятельности фирмы, но и могут предоставлять им достаточно вариативный контент в больших объемах.

- Принцип отчетности. Взаимодействие медиапредприятий и органов власти зачастую организуется на коммерческой (договорной) основе. Таким образом, взаимодействие между дан-

Рис. 1. Модель взаимодействия власти и медиапредприятий

ными организационными системами должно быть организовано согласно принципу отчетности, что включает в себя заключение договоров, организацию и реализацию грантовой системы, следование выбранному вектору информационной политики и т.д.

Данные принципы можно назвать подпринципами взаимодействия органов власти и медиапредприятий.

3. Модель взаимодействия властных структур и медиапредприятий

Моделью взаимодействия двух и более систем можно назвать сетевую модель, отражающую прямые и косвенные каналы коммуникаций между данными системами. Модель взаимодействия властных структур и медиапред-приятий представляет собой сложную многоканальную схему. Графически модель можно представить следующим образом (рис. 1).

Во главе схемы не случайно стоит такой объект, как «Население», поскольку и власть, и медиапредприятия ориентируются именно на население и население играет во взаимодействии власти и медиапредприятий одну из ключевых ролей. Население влияет на власть посредством сформированного общественного мнения. Под общественным мнением подразумевается отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей. Общественное мнение отражает потребности общества от бытовых вопросов и до вопросов государственной политики. Сформированное общественное мнение оказывает прямое влияние на органы власти, а также косвенно на медиапредприятия и создаваемый впоследствии медиапродукт.

С другой стороны, общественное мнение, формируемое действующей на медиарынке медиапродукцией, является мощным средством политики, инструментом достижения определенных политических целей. Медиапредп-риятия, равно как и органы власти, всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях.

Важнейший критерий влияния населения на власть - это элективность или выборность. Население, полагаясь на общественное мнение и личную позицию, выбирает органы власти различных уровней. Таким образом, взаимодействие власти и медиапредприятий осуществляется с целью непосредственного и косвенного влияния на об-

щественное мнение и элективную функцию населения.

В рассматриваемой модели взаимодействия власти и медиапредприятий власть оказывает непосредственное влияние на медиапредприятия по нескольким направлениям:

- Стимулирующее воздействие. Данное направление подразумевает взаимодействие власти и СМИ в финансовой плоскости. Власти влияют на деятельность медиапредприятий посредством грантов, субсидий и других вариантов финансовой поддержки.

- Лоббизм - направление, характеризующее процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур в органах государственной власти. Безусловно, лоббизм во многом сказывается на информационной политике медиапредприятий посредством влияния представителей власти на контент.

- Информирование - компонент взаимодействия органов власти и ме-диапредприятий. Информирование со

стороны власти осуществляется посредством пресс-службы. Под пресс-службой подразумевается подразделение госучреждения, органа власти, суда, коммерческой организации, осуществляющее взаимодействие данной структуры с прессой и прочими меди-апредприятиями.

- Событийное воздействие - организация событий и новостей посредством деятельности пресс-службы и профильных блоков органов власти. К такому воздействию, в частности, можно отнести организацию пресс-туров и пресс-конференций, распространение высказывания, мнения, точки зрения представителя органов власти и т.п.

- Общественная позиция - это состояние сознания определенных групп, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности [3]. Общественная позиция отличается от общественного мнения тем, что данные группы не только формируют внутри

Экономика, Статистика и Информатика^^ 95 №5, 2011

себя данное отношение, но и чаще всего активно отстаивают это отношение в обществе, представляют его среди других подобных отношений. Медиапро-дукт, производимый медиапредприяти-ями, является одним из фактором формирования общественной позиции таких социально-экономических групп, как представители коммерческого сектора и общественных организаций. Взаимное влияние медиапредприятий и данных двух представленных секторов позволяет сформировать определенную формальную (официальную) общественную позицию. В соответствии с рис. 1., можно отметить, что общественное мнение, представляемое населением, и общественная позиция, представляемая определенными социально-экономическими группами, непосредственно влияют на власть и позволяют медиапредприятиям посредством данных взаимосвязей оказывать на власть опосредованное воздействие.

Данную модель, указанную на рис. 1, можно охарактеризовать как активную с точки зрения взаимосвязей и формирования информационных компонентов, а также как неустойчивую, подверженную значительным метаморфозам вследствие изменения любой из составляющей данной модели.

Так, все большую роль в данной схеме начинает играть плоскость, в которой располагаются социальные сети, блоги и микроблоги. Данный блок начинает оказывать все большее влияние на население и, таким образом, на власть. На сегодняшний день при разработке профильного законодательства, данная плоскость в части блогов и мик-роблогов может сменить статус, став по закону средством массовой информации (данная система уже характерна для некоторых стран, в частности, Казахстана), переместившись в таблице, таким образом, в пункт «медиапродукт». Данное изменение в законодательстве, по сути, коренным образом изменит взаимосвязи и общую схему действия модели взаимодействия властных структур и медиапредприятий.

Также необходимо учитывать, что коммерческий сектор имеет достаточно сильное непосредственное влияние на власть, минуя основную ось данной модели "население - власть - медиап-редприятие". Современная общественно-политическая формация имеет четкую тенденцию к сращиванию и взаимному проникновению власти и коммерческого сектора. При росте влияния

коммерческого сектора, данный компо -нент фактически перемещается на одну ступень с компонентом "власть". При этом необходимо учитывать, что коммерческий сектор начинает оказывать на медиапредприятия влияние, сходное с тем, что оказывает на медиапредпри-ятия власть. Компонент "медиапродукт", в свою очередь", сохраняет свое влияние на коммерческий сектор фактически в полном объеме.

Среди основных тенденций российского рынка медиапредприятий, которые также могут привести к изменению построенной в диссертации модели взаимодействия органов власти и медиап-редприятий, является формирование региональных медиа-холдингов а также перегруппировка федеральных и региональных медиаструктур по холдингам [4]. На рынке роль холдингов сводится не только к экономическим, но и к сильно выраженным политическим функциям. В связи с тем, что холдинг как крупное предприятие играет значитель-

но более заметную роль, нежели отдельное медиапредприятие, во главе подобных объединений зачастую стоят крупные государственные или олигархические структуры, которые преследую не только и не столько экономические цели, но и пытаются активно влиять на политическую жизнь региона или государства.

Еще один современный тренд ме-диарынка, который частично вытекает из предыдущего и может изменить модель взаимодействия власти и медиапредприятий, - это формирование и последующее активное влияние на меди-апредприятия специальных служб безопасности государственных структур и финансово-промышленных групп. Первая подобная практика такого влияния в России установилась в 1998-99 гг. Цели данных служб безопасности - блокировка негативный информации в средствах массовой информации, сбор и обработка конфиденциальной информации о конкурентах и других значимых

Рис. 2. Перспективная модель взаимодействия власти и медиапредприятий на

ближайшие годы

лиц и объектов [4].

4. Заключение

Таким образом, учитывая данные тенденции в современном обществе и на медиарынке, представленная в диссертации модель может претерпеть ряд изменений и предстать в следующем виде (рис. 2).

При подобных изменениях влияние медиапродукта на власть и коммерческий сектор при неизменном количестве взаимосвязей изменится качественно: произойдет усиление данного влияния за счет усиления и развития медиапро-дукта и контента.

Литература

1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.

2. Демина И. Н. Экономическая кон -цепция управления системой медиап-редприятий / Демина И. Н. // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2007. - N 1. -С. 45-52

3. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

4. Мухин А. А. Медиа-империи России. - М.: Изд-во Алгоритм, 2005. - 288 с.

References

1. Rajzberg B. A, Lozovsky L. Ш, Star-odubtsev E.B. the Modern economic dictionary. 5 изд., the reslave. And доп. — М: INFRA TH, 2007. — 495 p.

2. Dyomin And. Н. The economic concept of management of system of the media enterprises / Dyomin And. H//the Bulletin of the Moscow university. Sulfurs. 10, journalism. - 2007. - N 1. - pp. 45-52

3. Olshansky D.V.psychology of weights. - SPb.: Peter, 2001. - 368 p.

4. Mukhin A.A.media empire of Russia. - М: Publishing house Algorithm, 2005. - 288 p.

Экономика, Статистика и Информатика

97

№5, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.