Научная статья на тему 'Эффективность информационного обеспечения стратегического управления'

Эффективность информационного обеспечения стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балановская А. В.

Рассматриваются направления и виды анализа информационного обеспечения управленческой деятельности. Описываются инструменты и эффективные информационные технологии различных видов анализа. Выявляются принципы информационно-аналитического обеспечения в соответствии с особенностями стратегического управления. Определятся структура затрат на обеспечение эффективного информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF INFORMATION SUPPLY IN STRATEGIC MANAGEMENT

The article observes the directions and types of the information maintenance analysis of administrative activity. Tools and effective information technologies of various types of the analysis are described. Principles of analytical maintenance come to light according to features of strategic management. The author defines the expenditure structure for maintenance of effective analytical supply of administrative activity.

Текст научной работы на тему «Эффективность информационного обеспечения стратегического управления»

- отсутствовала целенаправленная и системная работа с инвесторами, не было полноценного анализа их интересов и потребностей; льготы, представляемые зонам, должны были служить инструментом реализации сравнительных преимуществ, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития;

- вопросы создания и функционирования экономических зон должны регламентироваться на уровне федерального законодательства, а не на более низком и более подверженном изменениям уровне подзаконных актов (указов и постановлений);

- регулированием деятельности экономических зон должен заниматься конкретный федеральный орган государственной власти и управления, а его полномочия должны быть четко прописаны и разделены с полномочиями иных федеральных органов государственной власти и управления, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления городов и районов, где будут находиться экономические зоны;

- запуску зоны должна предшествовать большая работа, связанная со строительством объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, поиском потенциальных инвесторов;

- во многих случаях создание экономических зон было плохо увязано с экономикой региона, его географическим положением, наличием кадровой базы и природных ресурсов, финансовых источников для раз-

вития зоны, зачастую применялся только один тип экономических зон - комплексные - и незаслуженно мало использовались другие типы экономических зон; создание зон в границах краев и областей могло привести к дестабилизации страны, поскольку закладывалась основа для правового и экономического неравенства ее субъектов;

- отсутствовал необходимый анализ рынков сбыта для резидентов зон как внутри страны, так и на международном рынке [3. С. 35];

- преференции и льготы зачастую раздавались предприятиям, отраслям и территориям без цели стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства, развития внешнеэкономических отношений и научно-технического прогресса, а благодаря лоббистским возможностям определенных хозяйствующих субъектов и местных властей.

1. Зубченко Л А. Иностранные инвестиции. М., 2004.

2. Кузнецов А. Особенности свободных экономических зон в СССР // Вопросы экономики. 1991. № 10.

3. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. М.: Вершина, 2006.

4. Чубайс А. Ленинградская зона свободного предпринимательства: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1991. № 10.

5. Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств содружества // Вопросы экономики.1999. № 12.

УДК 338.24

уоодёоёаг Тйои

Ё ГОТй! АОЁТ Г ГТАТ ТАДЙТДхДГЁВ

йоваоДаёхДйётат отоааёдгёв

А. А. Ааёа ТТапёау,

ёаТаёаао уёТТТ/ё+а-пёёд Табё, аТоаТо ёа-оаади уёТТТ/ ёёё ТдТ-ш0ёаТТТпоё, /Га/ад-пёёё аТпбаадпоааТ Тиё уёТТТ/ё+апёёё бТёаад-

пёоао

АДЙОГёЁ. 2008. № 5(24)

Анализ системы информационного обеспечения включает:

1) семантический (он предполагает оценку полноты информации, объективности, достоверности, точности и надежности, т. е. анализ ее содержательной стороны и методологии построения);

2) прагматический (анализ качества информационного обеспечения);

3) экономический (анализ с позиций затрат, связанных с построением информационных массивов);

4) синтаксический (структурный анализ - выявление закономерностей постепенного агрегирования, усреднения информации и образования документов.

Этот анализ включает характеристику степени усреднения информации по объектам; агрегирования информации по разным уровням управления; степени единства отдельных информационных массивов; соответствия устойчивых массивов информации (компонентных блоков) составу и содержанию управленческих решений); технический (анализ с позиций выбора материальных носителей информации); динамический (анализ с позиций циркулирования - движения информационных потоков; он предполагает изучение интенсивности, прямоточности, возможность их разветвления и слияния).

Анализ информационного обеспечения проводится локально (по отдельным уровням управляющей системы - цех, производственная единица, объединение и др.), тематически (по отдельным процессам управления) и в целом по всей системе управления. При этом материалы темати-

ческого и локального анализов могут использоваться при проведении полного анализа.

Полный анализ информационного обеспечения распадается на ряд целевых, перечисленных выше, каждый из которых имеет самостоятельное значение и может проводиться изолированно. Эталоном оценки движения информационных потоков является их соответствие связям в управляемом объекте и управляющей системе, возникающим в материальных процессах, в процессах разделения труда в управлении и при выборе форм взаимосвязи управляющей системы с управляемым объектом. Эти направления анализа информационного обеспечения включают меры по рационализации управленческого труда, экономии рабочего времени, оценки возможностей многовариантной разработки и обоснованности управленческих решений. Наиболее полно анализ информационного обеспечения может быть проведен при построении и анализе блок- схемы носителей информации в виде сетевого графика.

При обосновании информационных потоков необходимо учесть: движение информации в рамках самого информационного обеспечения (от блока - к блоку); взаимосвязь и преемственность информации в технологических процедурах одной функциональной подсистемы и между самостоятельными функциональными подразделениями; иерархическую направленность движения информации; направленность и виды оформления выходной информации.

Для этой цели успешно используются информационные модели объектов и происходящих в них процессов. Автоматизированная система управления предприятием создает возможность перехода от построения информационных моделей для отдельных функций и элементов управления к построению информационной модели управления в целом для промышленного предприятия. При помощи этих моделей становится возможно анализировать плотность информационных потоков по основным каналам управления, выявлять специализацию информационных потоков для соответствующих функциональных подразделений управления, определять маршрутизацию информационных потоков с указанием и устранением «узких мест» их движения.

При организации сбора и регистрации данных по принципу последовательных управленческих решений могут применяться различные виды информационной технологии: сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использования центральной ЭВМ (в крупных фирмах) для агрегирования данных; обработка данных в режиме диалога для расчета покупателей на терминале; получение свободного документа, использование носителя информации, обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах.

Автоматизированная информационная система базируется на использовании средств и возможностей вычислительной техники, но не сводится к простому использованию ЭВМ в управлении. Автоматизированная система, в отличие от автоматической, подразумевает использование человеческого звена (управленческого аппарата, операторов и др.) в качестве своей органической части. Информация, создаваемая и исполь-

зуемая в автоматизированных системах, разделяется на несколько категорий:

1) информация о структуре экономического объекта управления вместе с полным перечнем имеющихся ресурсов;

2) технологическая информация о производстве;

3) исходная информация, включающая в себя поток документов, которые можно обобщенно назвать заданиями;

4) информация, касающаяся ограничений, налагаемых на производственную деятельность рассматриваемого объекта.

Использование автоматизированных систем информационного обеспечения промышленного предприятия позволяет достичь принципиальных характеристик процессов управления: непрерывности планирования (планирование ведется не на фиксированный календарный срок, а на задаваемый срок, называемый интервалом планирования, отсчитываемый вперед от настоящего момента); динамичности плана, т. е. возможности проведения корректировок плана без нарушения его целостности и взаимосвязанности; многовариантности планов и возможности их оптимизации по изменяемым критериям; взаимоувязанности различных систем планирования (перспективного, долгосрочного, краткосрочного и текущего) между собой, а также с задачами технико-экономического анализа.

Изменения в содержании, организации и технике управления под влиянием информационных техноло -гий происходят по следующим направлениям: в корне меняются организация и техника информационного обеспечения руководителя организации; осуществляется определенная автоматизация отдельных функций руководителя; существенно изменяются и средства коммуникации в организации.

Информационные потребности организации и содержание ее информационной деятельности определяются информационной структурой управленческих решений в процессе стратегического управления. Информация, необходимая для принятия стратегических решений в различных звеньях иерархии управления организацией, может быть условно разделена на три основные группы.

К первой группе отнесем информацию, заранее накопленную в системе управления и потенциально готовую к использованию в процессе принятия решений. Информация этой группы может содержать сведения о всех составляющих информационной структуры решения (количество и неопределенность информации). Неопределенность заранее накопленной информации обусловлена ее неполнотой, неполной достоверно-стью и неполным соответствием содержанию управленческого решения. Кроме того, информация может быть труднодоступна, и управляющий не имеет времени на ее полный сбор и обработку Причинами не определенной заранее накопленной информации могут быть плохая организация статистической и информационной службы, отсутствие или недостаток знаний о закономерностях и механизме функционирования управляемого объекта и внешней среды, принципиальная невозможность надежной оценки тех или иных параметров управляемого объекта, например человеческого фактора, и т.п. Разрешение неопределенности этой груп-

пы информации связано с трудозатратами на поиск, обработку информации и проведение научных исследований. Эффективным путем решения проблемы оперативного использования накопленных знаний является внедрение новых информационных технологий в систему управления организаций.

Вторая группа составляет информацию, получаемую управляющим в процессе принятия стратегических решений. Она включает оперативную информацию, получаемую непосредственно в процессе принятия решения, и новую, генерируемую управляющим путем логико-аналитической переработки всей известной ему информации с использованием математических методов и моделей предметной области. В исключительных случаях могут проводиться специальные научные исследования.

Информация этой группы содержит все объективные сведения о состоянии объекта управления, тенденциях развития объекта управления, будущих условиях функционирования объекта управления, стратегии деятельности объекта управления, возможных альтернативных решениях и критериях выбора лучшей альтернативы. Другими словами, здесь сосредоточена вся информационная структура решения, сформированная с помощью объективных методов. В принятой терминологии вторая группа информации формирует область возможных значений параметров в области возможных состояний организации (объекта управления) или области возможных решений. Неопределенность информации этой группы существенно зависит от величины заранее накопленной информации, содержащей знания о механизме и закономерностях функционирования объекта управления, а также от возможностей объективных методов разрешения неопределенности информации.

К третьей группе относится информация, которая не может быть получена какими-либо объективными методами. Неопределенность этой группы информации разрешается волевым решением управляющего, который выбирает то или иное значение параметра из объективно определенного интервала области возможных состояний организации (объекта управления) или области возможных решений, руководствуясь своим опытом и интуицией. Акт принятия решения всегда происходит в условиях неопределенности. Это объясняется , с одной стороны, принципиальной невозможностью полного получения любого явления или объекта, ограниченностью знаний и познавательных возможностей, с другой стороны - ограничением времени, выделяемого на принятие решения.

В результате при реализации процедуры принятия стратегического решения всегда остается неопределенность , разрешаемая путем субъективного выбора. Эту неопределенность можно назвать остаточной неопределенностью решения. Таким образом, полная энтропия решения - это сумма параметров всех трех групп информации. Однако составляющие полной энтропии решения не являются независимыми, так как получение информации одной группы позволяет генерировать информацию других групп, например знание о механизме функционирования объекта управления позво-ляет построить его модель, с помощью которой, в свою очередь, можно дополнить исходную информацию. Тем

не менее на каждом определенном этапе процесса принятия стратегически важного решения объективно существует неопределенность всех групп информации.

Важной характеристикой стратегического управления промышленным предприятием является начальная неопределенность решения, или неопределенность на момент начала реализации процедуры принятия стратегического решения. Начальная неопределенность решения обуславливает степень стабильности функционирования управляемого объекта, внутренние и внешние условия его деятельности и служит одним из тех индикаторов, на который необходимо ориентироваться при организации стратегического управ -ления. Поэтому неопределенность управленческого решения зависит от трех факторов, определяющих качество решения, - количества информации, начальной неопределенности и времени, выделяемого на принятие решения.

Следует заметить, что реализация процедур принятия решений в организационных системах управления требует специального информационно-аналитического , правового, организационного и технического обеспечения. Все перечисленные виды обеспечения жестко взаимосвязаны и в совокупности составляют систему поддержки управленческих стратегических решений на промышленных предприятиях в процессе стратегического управления.

Особенности стратегического управления определяют требования к их информационно-аналитическому обеспечению. На первом этапе создания информационно-аналитической системы управления организацией важен ее предпроектный анализ. Предпроектные исследования должны содержать: 1) выявление и фиксацию в виде содержательного описания и графического представления структуры и механизма деятельности информационно-аналитических подразделений аппарата управления; 2) детальное описание функций должностных лиц - будущих пользователей системы;

3) выявление и структуризацию информационных и других потребностей, обеспечивающих деятельность пользователей системы; 4) выявление и структуризацию функциональных и информационных связей аналитических подразделений с внешними организациями; 5) описание регламента и процедур подготовки, прохождения и оформления решений; 6) анализ полученных данных, выявление функций и задач, требующих автоматизации; 7) рубрикацию информации, обеспечивающей деятельность аналитических подразделений, и составление регистра информации, доступ к которой должен быть определен организационно или законодательно; 8) разработку предложений по функциям, аппаратному и программному составу системы;

9) составление варианта предпроектного облика системы и согласование его со всеми пользователями;

10) утверждение проекта в принятом порядке.

Целенаправленное использование перечисленных

принципов позволяет выбрать вариант и наиболее эффективно организовать блоки информации. Затраты по их осуществлению достаточно велики. Как правило, они связаны с развитием технической базы процесса стратегического управления и развитием математического обеспечения. Однако часть расходов связана прямо с изменением информационного обслуживания. К ним

относятся затраты на формирование информации, необходимой определенным группам объектов, которые включают стоимость организации запросов, трудоемкость их удовлетворения, расходы по коммуникациям; затраты на рационализацию форм отражения необходимой информации, прежде всего по рационализации состава и форм документов; затраты на организацию банков данных в конкретных объектах или межобъект-ных банков данных (отрасль, регион и др.).

Первая группа затрат всегда относится к совершенствованию информационного обеспечения достаточно большой группы объектов и к оценке эффективности рационализации информационного обеспечения стратегического управления на конкретном промышленном объекте учитывается в некоторой доле.

Вторая группа затрат может носить характер непосредственно объектный, групповой или общий. В последнее время сделан существенный шаг в сторону стандартизации документов, что превратило затраты по совершенствованию документов в одноразовые применительно к целым отраслям.

Затраты на организацию банков данных, как правило, связаны с отдельными объектами и зависят от цели, задачи, круга принимаемых решений и структуры объекта. Однако и в этом направлении в последние годы появилась тенденция к унификации, разработке стандартов поведения, типовых информационных блоков под типичные управленческие и стратегические решения. Это создает реальную основу для индустриального метода проектирования информационного обеспечения стратегического управления - компоновки его из типовых блоков. Таким образом, анализ информационного обеспечения системы стратегического управления оказывает непосредственное влияние на подготовку предложений по рационализации управленческих процессов, распределению состава работ по уровням и подразделениям аппарата управления, а в ряде случаев - по совершенствованию организационных структур управления. В то же время анализ информационного обеспечения связан с изучением состава и методов обоснования управленческих решений в области стратегического управления.

УДК 338:070:004

1А0А1Ед! ТААЙТАхАГЁВ £Т ГЁОвАГОТЙТ Т N Т А Г ТЙОЁ Е Г ОАО Г АО-Й1 Е

Важным сегментом рынка средств массовой информации (СМИ) является рынок медиапредприятий, функционирующих в глобальной сети Интернет. Динамичное развитие интернет-СМИ, общественное значение которых в настоящее время стремительно растет, тесно связано с вопросом их конкурентоспособности.

По нашему мнению, необходимо выделить три типа товара, производимого интернет-СМИ. Первый тип - это информационные услуги, где онлайн-СМИ выступают как носитель информации. Информационный продукт должен отличаться такими свойствами, как актуальность, высокая информативность, интерактивность, мультимедийность, возможность быстрого производства и распространения. Фактически под товаром здесь следует понимать информацию, которая интересна и необходима аудитории в данный момент времени.

Второй тип товара интернет-СМИ - это рекламные услуги; в этом случае интернет-издание выступает в качестве рекламоносителя. Предметом сделки здесь является размещение информации о компаниях, их продукции и услугах, товарных знаках, а также баннерная реклама. Доминирующее значение в данном случае имеет не конкретная площадь, реализуемая СМИ тому или иному рекламодателю, а доступ к конкретной аудитории. Безусловно, каждое СМИ, функционирующее в глобальной сети, обладает различной по емкости и специфике аудиторией.

Третий тип товара интернет-СМИ - это РР-услуги на «рынках влияния». Как и во многих других странах, современные СМИ в России позволяют не только отслеживать происходящие события, но и добиваться оптимизации поведения тех или иных социальных слоев, групп в соответствии с целями и задачами коммуникатора. Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому что СМИ становятся в современном мире основным источником и средством распространения массовой информации, которая, будучи частью социальной информации, представляет собой важный инструмент социального управления.

Можно утверждать, что, обеспечив конкурентоспособность информационного продукта на медиарынке, мы тем самым обеспечим и конкурентоспособность соответствующего медиапредприятия. Под конкурен-

I .А. Ааёиё,

апУёдаГо ёаоаади уёТТТ/ ёёё ё ТдааТёда-оёё УдТёдаТапоаа, бёиуТТапёёе аТпбаад-поааТТиё бТёаадпё-оао, ЁГпоёобо уёТ-ГТ/ёёё ё аёдТапа

ААЙОГЕЁ. 2008. № 5(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.