Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

МЕХАНИЗМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ / МЕХАНИЗМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов организации непрерывного образования сотрудников МВД России. В работе отражены основные результаты научно-теоретического обоснования непрерывного образования как эволюционирующей ситуации развития личности, генезис которой обеспечивается, с одной стороны, интенциями саморазвивающейся личности, с другой стороны, влиянием педагогического субъекта на среду, с третей - влиянием среды на взаимодействующих субъектов. В качестве методологической основы исследования приняты: личностно-ориентированный подход (В. В. Сериков), предполагающий ориентацию образовательного процесса на развитие личностных функций и удовлетворение личностных потребностей взаимодействующих субъектов; теория непрерывного образования (В. В. Горшкова, И. А. Колесникова), рассматривающая феномен непрерывности образования как совокупности формальных, неформальных и информальных образовательных сред; концепция педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Б. Крылова), определяющая источником целеполагания педагогической деятельности свободный выбор саморазвивающегося субъекта; ситуационно-средовой подход (Н. В. Ходякова), выступающий технологической основой моделирования педагогических систем и управления непрерывным образованием при реализации ситуационно-средового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF CONTINUOUS EDUCATION OF EMPLOYEESOF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the issues of the organization of continuous education of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper reflects the main results of the scientific and theoretical substantiation of continuing education as an evolving situation of personality development, the genesis of which is provided, on the one hand, by the intentions of a self-developing personality, on the other hand, by the influence of a pedagogical subject on the environment, and on the third, by the influence of the environment on interacting subjects. As the methodological basis of the study, the following are accepted: a personality-oriented approach (V. V. Serikov), which assumes the orientation of the educational process on the development of personal functions and satisfaction of the personal needs of interacting subjects; the theory of continuing education (V. V. Gorshkova, I. A. Kolesnikova), considering the phenomenon of continuity of education as a set of formal, informal and informational educational environments; the concept of pedagogical support (O. S. Gazman, N. B. Krylova), defining the source of goal-setting of pedagogical activity is the free choice of a self-developing subject; situational and environmental approach (N. V. Khodyakova), acting as a technological basis for modeling pedagogical systems and continuous education management in the implementation of the situational and environmental cycle.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

Механизм непрерывного образования сотрудников МВД России

ТИМОФЕЙ СЕРГЕЕВИЧ КУПАВЦЕВ,

начальник кафедры организации огневой и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: kupavzev22@yandex.ru

The Mechanism of Continuous Education of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TIMOFEY SERGEEVICH KUPAVTSEV,

Head of the Department of Fire and Physical Training Organization, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: kupavzev22@yandex.ru

УДК 378.046.4

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов организации непрерывного образования сотрудников МВД России. В работе отражены основные результаты научно-теоретического обоснования непрерывного образования как эволюционирующей ситуации развития личности, генезис которой обеспечивается, с одной стороны, интенциями саморазвивающейся личности, с другой стороны, влиянием педагогического субъекта на среду, с третей - влиянием среды на взаимодействующих субъектов. В качестве методологической основы исследования приняты: личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков), предполагающий ориентацию образовательного процесса на развитие личностных функций и удовлетворение личностных потребностей взаимодействующих субъектов; теория непрерывного образования (В.В. Горшкова, И.А. Колесникова), рассматривающая феномен непрерывности образования как совокупности формальных, неформальных и информальных образовательных сред; концепция педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Б. Крылова), определяющая источником целеполагания педагогической деятельности свободный выбор саморазвивающегося субъекта; ситуацион-но-средовой подход (Н.В. Ходякова), выступающий технологической основой моделирования педагогических систем и управления непрерывным образованием при реализации ситуационно-средового цикла.

Annotation. The article is devoted to the issues of the organization of continuous education of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper reflects the main results of the scientific and theoretical substantiation of continuing education as an evolving situation of personality development, the genesis of which is provided, on the one hand, by the intentions of a self-developing personality, on the other hand, by the influence of a pedagogical subject on the environment, and on the third, by the influence of the environment on interacting subjects. As the methodological basis of the study, the following are accepted: a personality-oriented approach (V.V. Serikov), which assumes the orientation of the educational process on the development of personal functions and satisfaction of the personal needs of interacting subjects; the theory of continuing education (V.V. Gorshkova, I.A. Kolesnikova), considering the phenomenon of continuity of education as a set of formal, informal and informational educational environments; the concept of pedagogical support (O.S. Gazman, N.B. Krylova), defining the source of goal-setting of pedagogical activity is the free choice of a self-developing subject; situational and environmental approach (N.V. Khodyakova), acting as a technological basis for modeling pedagogical systems and continuous education management in the implementation of the situ-ational and environmental cycle.

Ключевые слова и словосочетания: сотрудник МВД России; профессиональное становление; непрерывное образование; профессиональное и личностное развитие специалиста; образовательные среды; педагогическая поддержка личностного саморазвития сотрудника МВД России; механизм непрерывного образования.

Keywords and phrases: employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia; professional formation; continuing education; professional and personal development of a specialist; educational environments; pedagogical support for personal self-development of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia; mechanism of continuing education.

Исследование вопросов совершенствования профессионализма специалиста в любой сфере деятельности не рассматривается вне процессов социализации и профессионализации человека, важнейшим из институтов которых является система образования. Становление профессионала невозможно отдельно от системы непрерывного образования, при этом профессионализм специалиста зависим, но не тождественен уровню его образования. Для уточнения данной позиции важно отметить, что не всякий специалист, имеющий необходимый уровень образования и соответствующий квалификационным требованиям профессии, в профессиональном сообществе считается профессионалом — специалистом, способным и готовым осуществлять профессиональную деятельность на уровне высоких стандартов в любых условиях обстановки. Вероятно, не только уровень образования специалиста определяет его успешность в избранной сфере деятельности.

Нужно согласиться с тезисом В. Г. Зазыки-на в отношении профессионализма отдельных категорий сотрудников: «Низкий профессионализм, особенно в государственном и муниципальном управлении, военном деле, образовании, медицине, нанесет вред стране куда больший, нежели многие экономические санкции» [4]. Система органов внутренних дел Российской Федерации в борьбе за профессионализм не является исключением и в современных условиях, несмотря на существенные социально-экономические привилегии службы для сотрудников (социальные гарантии), переживает острую потребность в квалифицированных ка-драх1. При имеющемся значительном количестве кандидатов на службу, соответствующих установленным требованиям по уровню образования и квалификации, как и прежде имеется недостаток специалистов, готовых не просто выполнять профессиональные функции на уровне принятых стандартов, а стремящихся

1 Аналитическая справка к заседанию коллегии МВД России по вопросу «О состоянии работы с личным составом в органах, организациях, подразделениях системы МВД России и мерах по ее совершенствованию». Москва: ДГСК МВД России, 2021. 23 с.

творчески решать возникающие задачи, способных не только адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности, но действовать на опережение, имеющих установку на своевременную и опережающую компенсацию возникающих и возможных дефицитов опыта, в том числе в процессе непрерывного образования. Согласно проведенному исследованию (исследование представлений руководителей подразделений территориальных органов МВД России о развитии личности и непрерывном образовании, 2020—2021 г., выборка 154 респондента — обучающиеся заочной формы программ магистратуры Академии управления МВД России) 79,8 % опрошенных связывают непрерывность образования с постоянным обучением на протяжении многолетней профессиональной деятельности; 64,9 % опрошенных заявили о том, что непрерывное образование — это необходимость, продиктованная практикой; 60,3 % респондентов отмечают, что непрерывность образования обеспечивает актуальный уровень подготовленности сотрудников к решению профессиональных задач; 45,4 % респондентов связывают непрерывность образования с саморазвитием; 29,8 % опрошенных отметили, что непрерывное образование зависит в основном от самого сотрудника.

В соответствии с законом об образовании в Российской Федерации2 система подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации призвана создавать условия для непрерывного образования сотрудников посредством реализации различного рода образовательных программ, соответствующих институционально оформленным ступеням образования (профессиональное обучение — среднее профессиональное образование — высшее образование — дополнительное профессиональное образование) с учетом квалификации, имеющегося опыта осуществления профессиональных функций. Подобное понимание непрерывного образования является достаточным с точки зрения организации процессов социализации

2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7598.

и профессионализации личности, но с научной точки зрения обедняет саму идею непрерывного образования как принципиально не завершаемого процесса. В связи с изложенным возникают вопросы: может ли поэтапное освоение образовательных программ, поступательное движение по маршруту постижения все новых уровней образования стать условием непрерывного образования специалиста, условием развития его профессионализма? приобретет ли специалист в результате продвижения по ступеням образования способности действовать продуктивно в нестандартных, стремительно изменяющихся условиях, проявлять устойчивость к неблагоприятным (иногда деструктивным) факторам оперативно-служебной деятельности, правильно оценивать средовой контекст, принимать верные решения, предвосхищая возможные сценарии развития ситуаций?

Представляется, для того чтобы обрести качества профессионала, этого явно недостаточно. Точнее, поступательное освоение содержания образования на различных ступенях может способствовать формированию профессионализма как высшего показателя — интегрального свойства специалиста (в терминологии Л. М. Митиной) [8, с. 136.], но только при условии ориентации субъектов организации образовательного процесса на личность обучающегося, когда в содержание образования полноценным компонентом включается многообразие личностного опыта. Такой опыт приобретается не только в образовательном процессе, но и при осуществлении профессиональной деятельности, что позволяет говорить о профессиональной среде как об образовательной. Как отмечает В. В. Сериков, для профессионализма значение имеет уровень развития личностных функций субъекта деятельности — его функций становиться и быть личностью, субъектом в полном смысле этого слова [12]. К таким функциям в теории личностно-ориен-тированного подхода относятся, в частности, способность самоопределяться, быть автономным, независимым и избирательным, действовать в интересах коллектива, осуществлять свободный выбор и идти на риск, вести диалог и обмениваться личностными смыслами с другим субъектами, осуществлять нравственно-волевую саморегуляцию, проявлять творчество в решении типовых оперативно-служебных задач и многие другие. Личностные функции, проявляясь в конкретных условиях среды, в различных комбинациях, в зависимости от ситуации становятся не только продуктом образовательного процесса, но и условием развития профессионализма сотрудника. По точному

замечанию Ю. В. Сенько, освоение образовательных ступеней непрерывного образования без соответствующего педагогического управления этим процессом если и приводит к приращениям личностного опыта, то стихийно, что с точки зрения управления образовательной средой не может считаться достаточным [10].

Для наиболее полного понимания природы непрерывного образования представляется необходимым обратиться к исследованиям В. В. Горшковой, С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, в которых непрерывность образования понимается как контекстуальное единство формальных, неформальных и ин-формальных образовательных сред непрерывного образования [1; 3; 5]. Подобное разграничение весьма условно, так как одна и та же среда для различных субъектов может выступать в различных качествах, иметь различные модальности, что зависит преимущественно от субъекта, вовлеченного во взаимодействие со средой, а не только от ее внешней организации. Таким образом, для субъекта среды (сотрудника МВД России) формально организованная среда усилиями самого сотрудника и педагогического субъекта может и должна стать средой неформального образования, а впоследствии и информальной средой — средой, с которой субъект взаимодействует не по необходимости, не в результате внешней детерминации, а инициативно, исходя из личностных предпочтений и для удовлетворения личностных потребностей при устремленности к развитию профессионализма. Вероятно, это главная задача педагогического субъекта — сделать так, чтобы формальные образовательные среды, помимо предметно-деятельностного, информационного содержания, имели эмоциональный отклик в виде позитивных эмоциональных переживаний и оформления отношения субъекта к среде, создавали условия для рефлексии и диалога; чтобы неформальные образовательные среды, помимо позитивных переживаний, имели стимулы, источники и возможности обогащения личности опытом нравственно-волевой саморегуляции; чтобы информальные образовательные среды обладали возможностями не только профессиональной самореализации и удовлетворения материальных потребностей, но и возможностями творческого осуществления деятельности, свободной коммуникации с другими субъектами. Но возникают вопросы: возможно ли извне влиять не адаптивными механизмами на процесс трансформации сред и процесс изменений личностной позиции субъекта по отношению к среде? что является механизмом непрерывного образования со-

трудника МВД России при преобладающей организационно-распорядительной модели отношений в профессиональной среде и что позволяет его активизировать?

Безусловно, педагогическая наука такими возможностями обладает прежде всего при опоре в проектировании образовательного процесса на методологию личностно-ориентированного подхода. В рамках проводимого исследования средством управления средами непрерывного образования, доказавшим и доказывающим свою эффективность, является ситуационно-средовой подход, разработанный Н. В. Ходяко-вой [13]. Методология ситуационно-средового подхода предполагает опосредованное управление развитием личности через эволюционирующую личностно-развивающую ситуацию. Усложнение структуры личности и накопление личностного опыта происходит вместе с усложнением среды и отношений между взаимодействующими субъектами под влиянием средовых условий (стимулов среды, средовых источников и средовых возможностей), а также с учетом личностных факторов субъекта среды, его возможностей к освоению среды. Управление средой основано на генезисе ситуации: от вхождения субъекта во взаимодействие со средой к познанию среды (этап адаптации и когнитивной ориентировки в среде), далее к стабильному функционированию в среде (этап предметно-деятельностной ориентировки в среде), затем к постижению и утверждению индивидуальной системы ценностей (этап ценностно-смысловой ориентировки в среде) и в завершении ситуационного цикла к полному овладению средой, что фиксируется как наступление события. Под событием понимается личностно-значи-мые и социально-ценные приращения в структуре личности, открытие новых возможностей среды, апробирование своих возможностей по отношению к среде. Таким образом, непрерывность образования в ситуационно-средо-вом подходе обеспечивается переходом этапов ситуационного цикла, через усложнение условий среды и расширение возможностей среды для субъекта. Разделение целостной ситуации на ее отдельные этапы (фрагменты) при этом весьма условно, однако именно это позволяет зафиксировать поступательность трансформации ситуации и преемственность в приращениях личностного опыта субъекта при его взаимодействии со средой. Но что же помимо средовых условий и возможностей самого субъекта, взаимодействующего со средой, может выступать в качестве фактора обеспечения непрерывного образования сотрудника МВД России? Ответить на этот вопрос позволяют идеи педагоги-

ческой поддержки личности в образовательных средах, сформулированные в исследованиях О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, а также в исследованиях автора данной статьи [2; 6; 7]. Концепция педагогической поддержки, по существу, дополняет ситуационно-средовой подход, раскрывая особенности управления средой развития личности не только с опорой на содержание среды, ее стимулы и возможности, не только на потенциал субъекта (сотрудника МВД России), но и на личностную позицию педагогического субъекта (педагога, начальника, наставника), на его возможности и педагогический замысел в проектировании образовательной среды. Педагогическая поддержка как феномен личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательных сред представляет собой процесс совместного (педагогического субъекта и саморазвивающегося субъекта) проектирования содержания личностно-развива-ющей среды и процесса ее освоения, где ключевой позицией для всех субъектов является свободный выбор обоих субъектов — совместное целеполагание, смыслопоиск, креативность и личностная самореализация. Среда становится совместным проектом обоих субъектов (педагогического субъекта и саморазвивающегося субъекта). Саморазвивающийся субъект получает импульс развития в результате самодетерминированной активности при ее поддержке со стороны педагогического субъекта. Данный вывод подтверждается мыслью В. В. Серикова о том, что «...личность устроена так, что из всех форм воздействия на нее она приемлет только одну — поддержку!» [11, с. 19], и в подтверждение сказанного О. С. Газман отмечает, что поддерживать можно только то, что уже имеется в наличии [2]. Другими словами, педагогическая поддержка в непрерывном образовании без устремленности субъекта к непрерывному образованию затруднена.

В зависимости от этапа ситуационно-средо-вого цикла, согласно исследованиям Н. Н. Михайловой и С. М. Юсфина, педагогический субъект осуществляет подбор соответствующей педагогической техники реализации механизма педагогической поддержки непрерывного образования: защита, помощь, содействие и наблюдение [9].

Механизм педагогической поддержки представляет собой педагогически целесообразные способы регулирования средовых факторов, опираясь на раскрытие личностной ситуации и реализацию личностных функций.

В механизме педагогической поддержки техника защиты направлена на решение задач обеспечения безопасности участников средово-

го взаимодействия от деструктивных средовых факторов, блокирующих свободу самоопределения; техника помощи предполагает опору на возможности субъекта и ориентацию на стабильное функционирование в среде; техника содействия фокусирует активность педагогического субъекта на создании условий для самостоятельного поиска конструктивных выходов из жизненных противоречий с опорой на индивидуальную систему ценностей и волевые усилия; техника наблюдения концентрирует внимание педагогического субъекта на предоставление максимальной свободы творчества, когда саморазвивающийся субъект определяет самостоятельно границы своей активности. Разграничение техник педагогической поддержки весьма условно, и в зависимости от конкретной ситуации техники находят свою реализацию в различных сочетаниях, при этом роль педагогического субъекта при осуществлении педагогической поддержки варьируется в зависимости от продолжительности взаимодействия субъектов в ситуации, степени проблемности ситуации и личностной активности субъектов в среде.

Таким образом, именно педагогическая поддержка выступает в качестве механизма, обеспечивающего эволюционирование ситуации развития личности и, следовательно, непрерывность образования сотрудника МВД Рос-

1. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: монография. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2008.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / сост. А. О. Зверев, А. Н. Тубель-ский. Москва: МИРОС, 2002.

3. Горшкова В. В. Онтологизация непрерывного образования // Педагогика. 2014. № 8.

4. Зазыкин В. Г. К проблеме психологических угроз профессионализму // Психологическая газета: профессиональное интернет-издание. URL: https://psy.su/feed/9937/ (дата обращения: 15.04.2022).

5. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1 (1).

6. Крылова Н. Б. Условия проявления событийности образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43. № 1.

7. Купавцев Т. С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании:

сии. Нужно, однако, отметить, что реализация педагогической поддержки как методологического принципа проектирования сред непрерывного образования требует особой организации взаимодействия между субъектами, особой подготовки к реализации задач педагогического взаимодействия. В фокусе внимания помимо инструментальных педагогических способностей оказываются такие свойства педагогического субъекта как открытость, доверие, способность вступать и вести диалог, способность принимать на себя риски неблагоприятных условий среды и ряд других.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в представленном исследовании системообразующим элементом, обеспечивающим функционирование механизма непрерывного образования сотрудников МВД России, выступает педагогическая поддержка свободного выбора в профессионально-образовательных средах. Непрерывность образования — это не просто поэтапное освоение ступеней образования, а оптимально спроектированная система взаимодействия субъектов образовательных сред, позволяющих наращивать личностный опыт в границах ситуационно-средового цикла через реализацию техник педагогической поддержки.

Список литературы:

монография. Москва: Академия управления МВД России, 2022.

8. Митина Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности: монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2019.

9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. Москва: МИРОС, 2001.

10. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе: монография. Барнаул: АлтГУ, 2011.

11. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62).

12. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. Москва: Логос, 2013.

13. Ходякова Н. В. Личностно-ориентирован-ные стратегии обучения сотрудников полиции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 4 (94).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.