Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСМОТР / ДОПРОС / ИСТРЕБОВАНИЕ / TAXATION / TAX CONTROL / DOCUMENTARY CONTROL / TAX AUDIT / DESK CHECK / FIELD CHECK / TAX LEGISLATION / INSPECTION / INTERROGATION / APPEAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симанков А. С.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством, как с юридических, так и с физических лиц. Важнейший элемент в администрировании - это обеспечение своевременной уплаты налоговых обязательств. В статье рассматриваются способы, инструменты и меры по минимизации ущерба бюджетной системе путем применения положений налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF TAX CONTROL

The main source of revenue for the budget is taxes. Taxes are mandatory payments levied by the state, both from legal entities and individuals.the most Important element in administration is ensuring timely payment of tax obligations. The article discusses methods, tools and measures to minimize damage to the budget system through the application of the provisions of tax control.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 336.225.673

Симанков А. С. студент магистратуры 3 курса факультет экономики и финансов

СЗИУ РАНХиГС научный руководитель: Родионов А.П., к.э.н.

доцент

Россия, г. Санкт-Петербург МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация:

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством, как с юридических, так и с физических лиц. Важнейший элемент в администрировании - это обеспечение своевременной уплаты налоговых обязательств. В статье рассматриваются способы, инструменты и меры по минимизации ущерба бюджетной системе путем применения положений налогового контроля.

Ключевые слова: налогообложение, налоговый контроль, документальный контроль, налоговая проверка, камеральная проверка, выездная проверка, налоговое законодательство, осмотр, допрос, истребование.

Simankov A.S., master's degree student 3rd year, faculty of Economics and Finance

RANEPA Russia, Saint Petersburg Scientific Director: Rodionov A.P. candidate of economic Sciences, associate Professor THE MECHANISM OF TAX CONTROL

Annotation:

The main source of revenue for the budget is taxes. Taxes are mandatory payments levied by the state, both from legal entities and individuals.the most Important element in administration is ensuring timely payment of tax obligations. The article discusses methods, tools and measures to minimize damage to the budget system through the application of the provisions of tax control.

Keywords: taxation, tax control, documentary control, tax audit, Desk check, field check, tax legislation, inspection, interrogation, appeal.

За короткий промежуток времени произошли большие изменения в налоговом контроле. С одной стороны, улучшаются автоматизированные системы контроля, корректируются подходы к налоговым проверкам. Однако в 2017 году произошло внесение точечных изменений в Налоговый кодекс РФ, продолжающих расширять полномочия инспекции и вносящих неоднозначные трактовки, позволяющие контролирующим органам

использовать их по собственному усмотрению. На данном этапе представляется важным отслеживание тенденций налогового контроля для предотвращения возможных отрицательных последствий для предприятия и для человека. Поскольку риск уголовной ответственности в налоговой сфере продолжает увеличиваться.

Рассмотрим следующие мероприятия в налоговом контроле:

1. Инвентаризацию (п. 13 ст. 89 НК РФ) проводят для проверки достоверности информации, содержащейся в документации налогоплательщика, а также для выяснения других обстоятельств, которые имеют значение для выполнения задач налоговой проверки.

2. Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ). Налоговые органы могут осмотреть любое используемое налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанное с содержанием объектов налогообложения вне зависимости от места нахождения производственное, складское, торговое и иное помещение.

3. Истребование документации (ст. 93, 93.1 НК РФ). Должностное лицо в налоговом органе, занимающееся налоговой проверкой, может истребовать у проверяемого лица необходимую документацию.

4. Выемку (ст. 94 НК РФ) производят с той целью, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налоговой законодательной базы. Непопулярность представленного мероприятия можно объяснить сложностью оформления. Маленькая формальная ошибка, и предприятию удается признать выемку незаконной.

5. Экспертиза (ст. 95 НК РФ). В необходимой ситуации при проведении выездной налоговой проверки, на договорной основе может привлекаться эксперт. Заметим, что с 2015 года ФНС жестко снизила объемы средств, выделяемых инспекциям на почерковедческую и техническую экспертизу.

6. Допрос (ст. 90 НК РФ). В необходимой ситуации при проведении выездной налоговой проверки может быть проведен допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-то обстоятельства, имеющие роль для осуществления налогового контроля. Обычно, без допроса не обходится никакая налоговая проверка.

7. Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ). Налоговый орган может вызвать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-то обстоятельства, имеющие значимость для осуществления налогового контроля.

8. Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ). Если эксперт при производстве экспертизы устанавливает имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он может включать выводы об этих обстоятельствах в собственное заключение.

9. Использование переводчика (ст. 97 НК РФ). В необходимой ситуации на договорной основе могут привлекаться переводчики.

Налоговый инспектор может проводить фото- и киносъемку,

видеозапись хода проведения меры налогового контроля, пользоваться копировально-множительной техникой, иными техническими средствами. Применение представленных средств будет отражаться в протоколе.

За 2017 год по результату выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ дополнительно начислили 371,0 млрд. рублей, что на 80,8 млрд. рублей (или на 17,9%) больше, чем в 2016 году. Из общей суммы доначислений по контрольной работе по результату выездных налоговых проверок доначислений 310 млрд. руб., что на 12,0% больше, чем в 2016 году (352 млрд. руб.).

Применение риск-ориентированного подхода при выборе объекта для проведения выездной налоговой проверки, детальное изучение зон риска, использование инструментария, предоставленного действующим законодательством, получение сведений из внешнего источника, в том числе сведений от правоохранительных органов, а также использование сведений, получаемых налоговыми органами от иностранных налоговых администраций в рамках международных соглашений, использование информации о трансграничной операции и применении трансфертных цен позволяет усилить эффективность выездных налоговых проверок предприятий, индивидуальных предпринимателей и иных людей, занимающихся частной практикой (без учета физических лиц), на 14,1% в сравнении с 2016 годом (средняя эффективность 1-ой проверки по всем категориям налогоплательщиков увеличилась с 13,7 млн. руб. до 15,7 млн. руб.). Такой результат налоговые органы смогли обеспечить при одновременном уменьшении общей численности проведенных выездных проверок, число которых в 2017 году в сравнении с 2016 годом уменьшилось на 22,6 % (с 26,0 тыс. до 20,2 тыс.).

Важнейший элемент в администрировании - это обеспечение своевременной уплаты налоговых обязательств. Конечную стадию работы с задолженностью при невозможности ее взыскания представляет применение процедур банкротства.

На 01.09.2017 года в рамках применения процедуры банкротства перечислил в бюджет 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году (за 5 лет поступления по такому направлению увеличились более чем в 11 раз. Заметим, что упор в контрольной работе Служба делает на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению налогового обязательства.

На данном этапе продолжена совместная работа со Следственным комитетом РФ. По итогу 2017 г. в следственные органы было направлено 3817 материалов, где содержались признаки преступлений, определенных в статьях 198-199 УК РФ (в 2016 году - 5 606 материалов). Уменьшение численности направленных материалов обуславливается внесением изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с 15 июля 2016 г. выросла сумму крупного и особо крупного ущерба для цели применения статей 198-199 УК РФ, а также выросли критерии крупного и особо крупного ущерба, установленные в процентном

соотношении).

В 2017 г. по результату взаимодействия налоговых и следственных органов по материалам, направленным в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ, было возбуждено 1246 уголовных дел, что на 25,3% меньше в сравнении с 2016 годом (1669 уголовных дел) (рис.). Удельный вес отказов в возбуждении уголовных дел в 2017 г. (ст.ст.198-199 УК РФ) равнялся 58%.

Рисунок 1 - Динамика возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, тыс. ед.

С точки зрения сведений ФНС РФ, налоговая служба в 2017 году обеспечивала рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет России - около 17,3 трлн. рублей, что на 3 трлн. рублей больше, нежели в 2016 году. В качестве драйверов роста можно отметить налог на прибыль +18,8% (плюс 3 трлн. руб.) и НДС +5,5% (прирост на 3 трлн.руб.). Эта статистика говорит о развитии налогового контроля в стране.

Положительный для налоговых органов эффект от внедрения обновленных технологий, изменения налоговой законодательной базы, поддержки правоохранительных и судебных органов виден из статистических данных. В отчетности о результате работы налоговых органов за 2017 год, существует много интересной информации. К примеру, 98% выездных проверок в 2017 г. в России закончились выявлением нарушений. На 40% увеличилась эффективность выездной проверки в России в сравнении с 2016 годом. На 73% увеличились минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние три года.

Отметим главные обновления в сфере контрольных процедур, внедренные ФНС в 2017 году, которые непосредственно влияют на работу налогоплательщиков в 2018 году и оценку налоговых рисков: налогоплательщики делятся на категории риска по следующим группам: с высоким, средним и низким рисками.

Эффективность налогового контроля в последнее время стала выше. Налоговые органы улучшают меры налогового контроля. Комплексное их использование дает положительную эффективность.

03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302-ФЗ, изменяющий подходы к отдельным проблемным местам в налоговом администрировании. Отметим первоочередные мероприятия:

— снижение срока камеральной проверки;

— изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основе уточненных налоговых деклараций;

— создание новой процедуры оформления результата дополнительных мер в налоговом контроле.

В последнее время проходит активная модернизация налоговой системы. На данном этапе одной из основных мер для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям в налоговом контроле.

Действующую систему регулирования налогового контроля сформировали около 15 лет назад. За этот период времени и в экономике РФ, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли большие изменения. Так, решено было уменьшить срок поведения камеральной проверки при учете современной системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Для обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материала выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материала, полученного налоговыми органами в ходе проведения дополнительных мер в налоговом контроле. По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составлен отдельный документ, где проверяющий сможет зафиксировать сущность самих контрольных мероприятий, а также собственные заключения, сделанные по итогам данных мероприятий в налоговом контроле. Налогоплательщики получат возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся доводам. Это, таким образом, усилит объективность выносимых руководителем налогового органа решений по проверке.

На основании общего правила срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации составлял 3 месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ); также - в течение 6 месяцев со дня представления иностранным предприятием, состоящим на учете в налоговом органе на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС.

На данном этапе камеральная налоговая проверка на основании декларации по НДС, документации, представленной в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение 2 месяцев со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Конечно, снижение срока проведения камеральной налоговой

проверки декларации по НДС позволяет добросовестному налогоплательщику быстрее использовать возмещенные из бюджета деньги в своем бизнесе, что позитивно сказывается на развитии отдельных предприятий и экономики РФ в целом.

Законодателем был изменен предмет повторной проверки: на сегодняшний день предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основе измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших снижение ранее исчисленной суммы налога.

Так, как и раньше, в ситуации представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может проводиться повторная выездная налоговая проверка. Однако сейчас существует предмет проверки - данные, которые смогли повлиять на уменьшение суммы налога или рост убытка.

Правила допроса свидетеля регулирует ст. 90 НК РФ, которая теперь дополняется нормой о том, что копия протокола после его составления должна вручаться свидетелю лично под расписку. В ситуации отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт будет отражен в протоколе.

До рассматриваемых обновлений НК РФ не было предусмотрено вручение допрашиваемому лицу копии протокола допроса. На практике налоговик и не выдавал никаких копий и считал, что не обязан это делать. Теперь налогоплательщик при подготовке возражения по акту проверки может пользоваться копией протокола.

Принципиальные обновления затронули порядок оформления результатов дополнительных мер в налоговом контроле. Действовавшими ранее нормами НК РФ не предполагалось оформлять результат дополнительных мероприятий налогового контроля каким-то отдельным документом, все указывали в акте налоговой проверки. На данном этапе, на основании новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ будет составляться дополнение к акту налоговой проверки, где должны будут указывать следующее:

— начало и окончание дополнительных мероприятий в налоговом контроле;

— информация о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля,

— полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательной базы о налогах и сборах или отсутствия таковых;

— вывод и предложения проверяющих по устранению выявленного нарушения и ссылки на статьи НК РФ.

Дополнение к акту налоговой проверки должно составляться и подписываться должностным лицом налогового органа, проводящим дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение 15 рабочих дней со дня окончания таких мероприятий.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст.3824.

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. Федеральный закон от 03.08.2018 №302-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, №32, ст.5095.

3. Колесникова Е.Н. Полномочия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2018.- № 6.- С. 56 - 61.

4. Лященко М.А. Проблемы налогового контроля и пути их решения // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VII Международная научно-практическая конференция (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - 2017. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 164-166.

5. Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 160 с.

6. Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. 2018.-№ 1- С. 25 - 29.

7. Шигапова А.М. Правовая природа и значение дополнительных мероприятий налогового контроля при проведении налоговой проверки // Налоги. 2017.-№ 6. С. -34 - 37.

8. Горкина Т. Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам. Финансовая газета. [Электронный ресурс] URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/457806/ (дата обращения: 28.03.2019).

9. Зобова Е.П. Новые подходы к мероприятиям налогового контроля. [Электронный ресурс] URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/970297.html (дата обращения: 28.03.2019).

10.Налоговый контроль 2017-2018: взгляд проверяющего органа. Правовест аудит. [Электронный ресурс] URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2017-2018-vzglyad-proveryayushchego-organa/ (дата обращения: 28.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.