Научная статья на тему 'Налоговый контроль - новые подходы в применении'

Налоговый контроль - новые подходы в применении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СХЕМА УКРЫТИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / TAX CONTROL / INCOME TAX / TAXATION / TAX OFFENSE / SHELTER SCHEME / TAX CODE / TAX AUDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова И. И., Байкова К. С.

Налоговый контроль функционирование уполномоченных органов по контролю за соблюдением плательщиками налогов, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Если ранее налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы (с высоким риском, средним и низким); то в 2017 году в НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки). Основная цель сформировать новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом сформированной судебной практики. При отсутствии доказательств такого умысла у организации методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ. Об умышленных действиях организации могут свидетельствовать следующие факты: контрагент подконтролен организации; организации проводят транзитные операции между взаимозависимыми или аффинированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников; используют особые формы расчетов и сроки платежей, например устанавливают в договоре длительную отсрочку платежа; действия участников сделки согласованы между собой. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. ФНС анализирует компании, которые работают с неблагонадежными фирмами и тормозят возможности получения добросовестной компанией вычетов по НДС. С 2016 года ФНС применяет новую форму налогового контроля налоговый мониторинг. Среди преимуществ налогового мониторинга минимизация налоговых рисков, отсутствие камеральных и выездных проверок, возможность оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда, консультироваться о совершенных и планируемых сделках с налоговиками, укрепление деловой репутации. Стратегия государства заключается в переходе от тотального контроля за предприятиями к предупредительно-профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL - NEW APPROACHES IN APPLICATION

Tax control is functioning of authorized bodies to monitor compliance with tax payers, tax agents and tax payers of the legislation on taxes and fees in the manner prescribed by the Tax Code of the Russian Federation. If earlier taxpayers were distributed on categories of risk on 3 groups (with high risk, average and low); that in 2017 a new article 54.1 devoted to unreasonable tax benefit appeared in the Tax Code of the Russian Federation. Legislator points to inadmissibility of the distortions of the account and reporting reducing tax base (intention in commission of a tax offense). Failure to pay and (or) offset (return) of the sum of a tax (the business purpose of the transaction) should not be the purpose of transaction. The main objective is to create a new approach to the problem of abuse of taxpayer of the rights taking into account created jurisprudence. In the absence of proofs of such intention at the organization methodological (legal) mistake in itself cannot admit distortion for application of point 1 of article 54.1 of the Tax Code of the Russian Federation. The following facts can testify to deliberate actions of the organization: the contractor is under control to the organization; the organizations perform transit operations between interdependent or affiliated participants of interconnected economic operations, including intermediaries; use special forms of calculations and terms of payments, for example establish a long delay of payment in the contract; actions of participants of the transaction are coordinated among themselves. The reduction of the number of checks is reached for the account risk focused approach. Federal Tax Service analyzes the companies working with unreliable firms and brake possibilities of receiving deductions by the conscientious company on the VAT. From 2016, the Federal Tax Service applies a new form of tax control tax monitoring. Among the advantages of tax monitoring are minimization of tax risks, the absence of cameral and on-site inspections, the ability to coordinate approaches promptly to taxation without trial, consult about completed and planned transactions with tax authorities, and strengthen business reputation. The state's strategy is to move from total control over enterprises to prevention and precaution activities.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль - новые подходы в применении»

ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 336 И.И. Зырянова, К.С. Байкова

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРИМЕНЕНИИ

I.I. Zyryanova, K.S. Baykova

TAX CONTROL - NEW APPROACHES IN APPLICATION

Налоговый контроль - функционирование уполномоченных органов по контролю за соблюдением плательщиками налогов, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Если ранее налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы (с высоким риском, средним и низким); то в 2017 году в НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки). Основная цель - сформировать новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом сформированной судебной практики. При отсутствии доказательств такого умысла у организации методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ. Об умышленных действиях организации могут свидетельствовать следующие факты: контрагент подконтролен организации; организации проводят транзитные операции между взаимозависимыми или аффинированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников; используют особые формы расчетов и сроки платежей, например устанавливают в договоре длительную отсрочку платежа; действия участников сделки согласованы между собой. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. ФНС анализирует компании, которые работают с неблагонадежными фирмами и тормозят возможности получения добросовестной компанией вычетов по НДС. С 2016 года ФНС применяет новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Среди преимуществ на-

логового мониторинга - минимизация налоговых рисков, отсутствие камеральных и выездных проверок, возможность оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда, консультироваться о совершенных и планируемых сделках с налоговиками, укрепление деловой репутации. Стратегия государства заключается в переходе от тотального контроля за предприятиями к предупредительно-профилактической деятельности.

Ключевые слова: налоговый контроль, налог на прибыль, налогообложение, налоговое правонарушение, схема укрытия, Налоговый кодекс, налоговые проверки.

Tax control is functioning of authorized bodies to monitor compliance with tax payers, tax agents and tax payers of the legislation on taxes and fees in the manner prescribed by the Tax Code of the Russian Federation. If earlier taxpayers were distributed on categories of risk on 3 groups (with high risk, average and low); that in 2017 a new article 54.1 devoted to unreasonable tax benefit appeared in the Tax Code of the Russian Federation. Legislator points to inadmissibility of the distortions of the account and reporting reducing tax base (intention in commission of a tax offense). Failure to pay and (or) offset (return) of the sum of a tax (the business purpose of the transaction) should not be the purpose of transaction. The main objective is to create a new approach to the problem of abuse of taxpayer of the rights taking into account created jurisprudence. In the absence of proofs of such intention at the organization methodological (legal) mistake in itself cannot admit distortion for application of point 1 of article 54.1 of the Tax Code of the Russian Federation. The following facts can testify to deliberate actions of the organization: the contractor is under control to the organization; the organizations perform transit operations between interdependent or affiliated participants of interconnected economic operations, including intermediaries; use special forms of calculations and terms of payments, for example establish a long delay of payment in the contract; actions of participants of the transaction are coordinated among themselves. The reduction of the number of checks is reached for the account risk - focused approach. Federal Tax Service analyzes the companies working with unreliable firms and brake possibilities of receiving deductions by the conscientious company on the VAT. From 2016, the Federal Tax Service applies a new form of tax control - tax monitoring. Among the advantages of tax monitoring are minimization of tax risks, the absence of cameral and on-site inspections, the ability to coordinate approaches promptly to taxation without trial, consult about completed and planned transactions with tax authorities, and strengthen business reputation. The state's strategy is to move from total control over enterprises to prevention and precaution activities.

Keywords: tax control, income tax, taxation, tax offense, shelter scheme, Tax Code, tax audits.

Любая коммерческая деятельность ставит перед собой цель максимизации прибыли и минимизации издержек, но данная цель должна выполняться в рамках существующего правого законодательства. Любое нарушение, связанное с отражением хозяйственных операций, может привести к искажению налогооблагаемой базы и, как следствие, к проблемам со стороны исполнительных органов власти.

Налоговым контролем признается функционирование уполномоченных органов по контролю за соблюдением плательщиками налогов, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Если рассматривать контроль в общем плане, то, как правило, выделяются такие элементы, как:

1) субъекты контроля (контролирующие - кто проверяет и контролируемые - кого проверяют);

2) объекты контроля (конкретные участки функционирования контролируемых субъектов - что именно проверяют);

3) формы (методы) контроля (как проверяют, разбирают, анализируют).

Контроль, регламентированный правом, делает возможным в нужный момент реализовывать контрольные правоотношения, сторонами которого являются субъекты, а суть содержания - их субъективные права и обязанности.

Исполнительные органы власти могут в любое время запросить бухгалтерскую отчетность и сопутствующие документы для проведения проверки. В случае выявления ошибок или нарушений исполнительные органы власти могут привлечь к административной ответственности должностное лицо, являющееся исполнителем. К грубым административным нарушениям можно отнести:

- некорректное отражение операций, связанных с непосредственной деятельностью организации, которые приводят к уменьшению суммы налоговых обязательств подлежащих уплате в бюджет;

- бухгалтерская отчетность, предоставляемая в налоговую службу, составлена не из фактических данных организации (умышленное искажение);

- искажение финансовых показателей, отклонение которых составляет более 10% от надлежащей величины;

- отражение операции, связанных с деятельностью организации, которые на самом деле не существовали или искажены, и т.д.

ОдноИ из центральных обязанностей налоговых органов является контроль за точностью исчисления, целостностью и своевременностью внесения в госбюджет налоговых платежей.

Налоговый контроль призван привлекать в бюджетную систему включенные в план налоговые доходы и иные необходимые платежи, осуществлять полный учет налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижать количество судебных разбирательств и претензий налогоплательщиков на действие субъектов налогового контроля.

Налоговый контроль включает не только проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и диагностику правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также надзор за предотвращением обнаруженных нарушений.

Исходя из позиций п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ, получение объяснений налогоплательщиков представляет собой самостоятельную процедуру налогового контроля. Подпунктом 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ зафиксировано право налогового органа потребовать толкования не только в процессе выполнения налогового контроля, а также вследствие уплаты (удержания и перечисления) налогоплательщиками налогов и сборов, но и в прочих случаях, относящихся к исполнению ими законодательства о налогах и сборах. Из этого следует, что истребование толкований уполномоченным органом возможно осуществить как при исполнении налоговых проверок, т.е. выездных и камеральных, так и за пределами их границ [1].

Истребование толкований, ввиду камерального исследования, проводится главным образом в ситуациях, предусмотренных п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, когда в поданной налогоплательщиком декларации (расчете) выявлены:

- ошибки (неточность);

- расхождения между показаниями, содержащимися в поданных документах;

- различие между сведениями, поданными налогоплательщиком, и указанными в отчетности, имеющийся у налогового органа [1].

Вследствие этого отсутствие без серьезных оснований пояснений налогоплательщика в ситуациях, предусмотренных п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, является одним из критериев оценки рисков для налогоплательщиков, применяемых налоговыми органами на стадии отбора объектов для осуществления выездных налоговых проверок.

Контроль уплаты налогового обязательства осуществляется уполномоченными органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РФ.

Камеральная проверка налогового обязательства проводится по месту нахождения уполномоченного органа вследствие ознакомления с налоговой декларацией по наблюдаемому налоговому обязательству и (или) иными документами, поданными плательщиком (иным обязанным лицом) или приобретенными уполномоченным органом согласно законодательству, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

- своевременность и полнота подачи налоговой декларации по налогу на прибыль;

- оформление всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

- соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

- соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налоговым обязательствам и иным платежам в отчетном периоде;

- правильность арифметического подсчета итоговой суммы налогового обязательства, подлежащего уплате в бюджет;

- соответствие данных, находящихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

- обоснованность применения плательщиком налога (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

- своевременность и полнота уплаты в бюджет рассматриваемого налогового обязательства.

Методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно, с учетом природы наиболее часто попадающихся нарушений налогового законодательства на наблюдаемой территории, реальности обеспечения автоматизированной переработки информации, знаний и практических навыков сотрудников.

Налоговый орган не имеет права осуществлять в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним

и тем же налогам за один и тот же период.

В«_» «_» «_»

соответсвии с прошлой, настоящей и последующей деятельностью взятого под контроль субъекта, исполненный контроль может быть осуществлен как предварительный, текущий и последующий (дальнейший). В частности, в соответствии с п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль делится в том числе на предварительный и последующий [2].

На предварительном этапе определяется тип деятельности, реализуемый плательщиком, наличие внешнеэкономических процессов, исследуется способ признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; просматриваются прошлые акты проверок с целью ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность исполнения требований по их ликвидации. Вместе с тем изучаются законодательные нормы по созданию экономической деятельности и бухгалтерскому учету, типичные погрешности, выявляемые уполномоченными органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения, направляемые плательщику на полученные запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в уполномоченном органе. Вследствие проведенной подготовительной работы создается план проверки, оформляется предписание на выполнение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно извещен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки прорабатываются система организации проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров, особенности ведения бухгалтерского учета, порядок отображения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от неосновного производственного процесса, оговоренные в учетной политике.

Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны более 17,3 трлн рублей, что на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8 % (плюс 3,3 трлн руб.) и НДС +15,5 % (прирост на 3,1 трлн руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля [3].

Такие результаты были получены за счет синергетического эффекта от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом) позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС, показана результативность работы. Так, 98 % выездных проверок в 2017 году в России закон-

чились выявлением нарушений. На 40 % выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом. На 73 % выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года, это уже 16,4 млн руб [3] (рис. 1).

млн.

20

15

10

16,4 млн.

13,6 млн.

9,5 млн.

2015

2016

2017

Рис. 1. Минимальный размер доначислений по РФ

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок. При этом на 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года) [3] (рис. 2).

Рис. 2. Размер доначислений в бюджет в динамике по результатам взысканий

Как видно из представленных рисунков, доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, отмечается снижение количества судебных налоговых споров - в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более чем на 9 % [3]. Следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими положительными решениями для компаний. Налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо больше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Позиция судов сегодня достаточно профискальна. И в подтверждение данного вывода очередная цифра - 82,8 % судебных споров заканчивается победой налоговых органов [3].

Выделим основные факторы, положительно влияющие на успех налогового контроля:

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким. Письмом от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР» ФНС России пояснила, как налоговые органы должны проверять распределение плательщиков НДС по группам риска. Идея разделить налогоплательщиков на три группы риска преследует главную цель - остановить незаконную оптимизацию НДС.

Низкий налоговый риск (зеленый цвет) - компания ведет активную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и полностью оплачивает налоги. Такая компания обладает соответствующими ресурсами (активами), а ее деятельность может быть проверена плановой выездной налоговой проверкой.

Высокий налоговый риск (красный цвет) - налогоплательщик, используемый для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Такая компания не имеет основных средств, штата, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

Средний налоговый риск (желтый цвет) - налогоплательщики, которые не включены в вышеназванные группы.

Компании, окрашенные в красный цвет, создают налоговые риски для бизнес-партнеров. Подозрительные транзакции таких организаций изначально расцениваются не в пользу добросовестного налогоплательщика. Например, строительная организация - добросовестный налогоплательщик отражает в книге покупок счет-фактуру от «красного» поставщика бетона. Скорее всего, инспекция направит автотребования именно по такому неблагонадежному контрагенту, вызовет директора на допрос, запросит банковские выписки и проведет осмотр помещений.

Результаты оценки риска ФНС использует в следующих случаях:

A. При решении вопроса о возмещении НДС. Предположим, строительная компания предъявляет к возмещению НДС по счету-фактуре, выставленной «желтым» контрагентом. Такого контрагента досконально проверят. Если инспекторы установят, что среди его контрагентов (второго, третьего и т.д. звеньев) в свою очередь есть компании с высоким налоговым риском, в возмещении компании будут пытаться отказать.

B. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в декларациях по НДС к уплате.

C. При определении роли налогоплательщика в рамках построения схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя.

Э. Контракты с «красными» контрагентами можно не разрывать, если это действующие компании, и компания может подтвердить их деловую репутацию, а также мотив их выбора. То есть компании нужно обосновать, какие соответствующие деловому обороту критерии учитывались при выборе каждого контрагента, доказывать свою осведомленность в отношении того, каким образом (за счет каких ресурсов и техники, с привлечением каких субподрядчиков и т.п.) должен был исполняться договор, имеется ли у него реальный офис, сайт, отзывы деловых партнеров;

2. В НК РФ в 2017 году появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.

Основная цель - сформировать новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом сформированной судебной практики.

При отсутствии доказательств такого умысла у организации методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Об умышленных действиях организации могут свидетельствовать следующие факты:

- контрагент подконтролен организации;

- организации проводят транзитные операции между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников;

- фирмы используют особые формы расчетов и сроки платежей, например устанавливают в договоре длительную отсрочку платежа;

- действия участников сделки согласованы между собой.

В письме от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» ФНС России привела примеры искажений:

- создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения;

- совершение действий, направленных на искусственное создание условий для использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

- создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

- нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

К числу способов искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, могут быть отнесены:

- неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- вовлечение в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;

- отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Судебная практика после выхода статьи 54.1 НК РФ складывается не в пользу налогоплательщиков, налоговые органы успешно доказывают создание формального документооборота между сторонами для минимизации расходов и необоснованного получения налоговых вычетов. Примером тому служат постановления Арбитражного суда (АС) Западно-Сибирского округа от 29 мая 2018 г. по делу № А75-7919/2017, АС Волго-Вятского округа от 4 июня 2018 г. по делу № А79-5339/2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов

компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

22 февраля 2018 г. депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект отменяет обязательные проверки раз в три года и переориентирует контролеров на нарушителей. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. Контроль рисков не только увеличивает сроки между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска. Такую возможность бизнес получит в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок. Также новая система мотивации и оценки результативности будет поощрять открытость и лояльность контролеров к законопослушному бизнесу.

Планирование выездных налоговых проверок при применении риск-ориентированного подхода выйдет на новый уровень, так как налоговая служба будет понимать, какие компании участвуют в налоговых схемах и кто является выгодоприобретателем по ним, что позволит более точно определять, кого из налогоплательщиков стоит проверять.

Более того, проверяющие перед началом выездной налоговой проверки уже будут более четко понимать, какие сделки следует проверить в первую очередь, что значительно сократит количество выставляемых требований в порядке статей 93, 93.1 НК РФ в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, сократятся расходы бюджета на проведение проверок благонадежных организаций, а проверка «налоговых уклонистов» станет более эффективной.

Компании с высоким уровнем риска (если уровень риска присвоен им обоснованно), с одной стороны, существуют на рынке на заведомо более выгодных позициях, так как могут предложить клиенту товар (работу или услугу) по самой низкой стоимости с учетом фактического отсутствия налоговой нагрузки, с другой стороны, все больше добросовестных налогоплательщиков отказываются от связей с подобными компаниями из-за серьезных налоговых рисков (ФНС РФ активно борется с однодневками путем отказа в применении налоговых вычетов по НДС и списании расходов по налогу на прибыль компаниям-заказчикам).

Таким образом, расчет ФНС при реализации новой концепции налоговых проверок таков: добиться, чтобы фирмы не работали с компаниями, у которых высокий риск оказаться нарушителями или которые подозреваются налоговой в этом. В итоге компаниям станет просто не-

выгодно нарушать налоговое законодательство, потому что работать, не нарушая его, значит привлечь к себе большое количество контрагентов. Расчет ФНС точен: сегодня конкуренция на рынках как никогда высока, и терять своих клиентов - значит потерять все. Если посчитать в финансовом эквиваленте, то получится, что убыток от потери клиентов перекроет дополнительную прибыль от экономии на налогах.

С 2016 года ФНС применяет еще одну новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Компании добровольно предоставляют налоговой онлайн-доступ к своим информационным системам. В случае рисков нарушить законодательство налоговая служба рекомендует их устранить. При этом налогоплательщика не штрафуют, за исключением выявления уголовных правонарушений.

Среди преимуществ налогового мониторинга - минимизация налоговых рисков, отсутствие камеральных и выездных проверок, возможность оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда, консультироваться о совершенных и планируемых сделках с налоговиками, укрепление деловой репутации.

Пока в качестве эксперимента мониторинг доступен только для крупных налогоплательщиков. За три года действия нового формата сумма налогов по урегулированным позициям превысила 23 млрд руб., как следует из материалов ФНС [4]. В будущем такую возможность может получить и средний бизнес.

Сроки налогового контроля при налоговом мониторинге сокращаются в четыре раза. Крупные налогоплательщики и компании на бирже заинтересованы в том, чтобы быть открытыми. Если компания перестанет слушаться указаний ФНС, то ее снимают с этого режима.

Таким образом, на сегодняшний день стратегия государства заключается в переходе от тотального контроля за предприятиями к предупредительно-профилактической деятельности путем воздействия на экономические мотивы их действий. Разделение всех налогоплательщиков на группы по уровню риска, на взгляд автора, абсолютно правильное решение. Безусловно, лучше потратить время и силы, проверяя заведомо подозрительные компании, нежели «дергать» честных игроков рынка. С таким разделением честный бизнес будет чувствовать себя более свободно, что послужит его дальнейшему развитию.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // СПС «Консультант Плюс».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 - № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СПС «Консультант Плюс».

3. Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года. - URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-v-cifrah-i-perspektivah- 2018-goda/.

4. Крупнейшие российские компании присоединились к налоговому мониторингу. - URL: https://www.rbc.ru/economics/19/12/2018 /5c1a40ab9a 794792c6baec3d.

Literatura

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (v red. ot 11.10.2018) // SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 28.11.2018) // SPS «Konsul'tant Plyus».

3. Nalogovyj kontrol' v cifrah i perspektivah 2018 goda. - URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-v-cifrah-i-perspektivah-2018-goda/.

4. Krupnejshie rossijskie kompanii prisoedinilis' k nalogovomu monitoringu. - URL: https://www.rbc.ru/economics/19/12/2018 /5c1a40ab9a 794792c6baec3d.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.